13 урок Стили общения в обществе
10 класс
План урока:
- Основные стили общения
- Роль вежливости в социуме
- Практическая работа
1. Основные стили общения
Все мы ежедневно сталкиваемся с необходимостью постоянного общения в социальной среде. Кому-то это нравится и он использует любую возможность, чтобы пообщаться с людьми. Другие же, наоборот, стремятся максимально оградить себя от общества и сконцентрироваться на себе. В любом случае, стили общения следует знать каждому человеку, поскольку это позволит предотвратить различные конфликтные ситуации, которые достаточно часто встречаются в современном обществе.
Внимательный анализ любого конфликта ясно показывает, что в его основе, как правило, лежит непонимание людьми друг друга вследствие неодинакового отношения к различным явлениям, а также разные подходы к определению обычных вещей. При этом каждый человек пытается доказать свою правоту, приводя собственные доказательства.
Парадокс заключается в том, что при таком споре люди перестают слышать и понимать друг друга, а отрицательные эмоции лишь ухудшают трезвое восприятие информации.
Чтобы такого не возникало, человечество в процессе своего развития выработало ряд определенных законов и правил поведения, благодаря которым люди могут культурно общаться друг с другом, не задевая личных чувств.
Различные стили общения обусловлены разными подходами к разговору и ожиданием результатов от него. Каждому человеку будет полезным узнать о стилях, поскольку это не только расширит его кругозор, но и позволит узнать истинные намерения того человека, который ведет беседу при определенном настрое.
Итак, вот основные стили общения в психологии, которые сегодня широко используются в социуме между людьми:
1
3
2
4
1. Ритуальный стиль общения.
Представляет собой вежливое отношение людей друг к другу, а также набор стандартных фраз и выражений, которые люди используют при встрече друг с другом. Сюда можно отнести словосочетания типа «Как дела?», «Что новенького?» и так далее. При этом принято таким же образом вежливо отвечать, вне зависимости от того, как же на самом деле обстоят дела у человека. Здесь, однако, не утихают споры психологов и культурологов, которые не могут прийти к однозначному выводу о том, всегда ли следует отвечать стандартными шаблонными фразами или нет.
2. Манипулятивный стиль общения.
Достаточно специфический вид поведения, при этом целью является оказать влияние на другого человека через ряд каких-либо убеждений и доказательств, которые могут осуществляться скрыто. Этот стиль общения достаточно распространен среди рекламных агентов и продавцов-консультантов, которые при обычной беседе с клиентом на уровне подсознания стараются убедить его в покупке какого-либо товара.
3. Императивный стиль общения.
Является, по сути, авторитарным стилем, в основе которого лежит желание одного человека подчинить себе другого путем наставлений приказного характера. Классической схемой такого общения является модель «начальник — подчиненный», где один человек наделен определенными полномочиями, которые дают ему право управлять поведением другого человека. Здесь также следует быть осторожным и не злоупотреблять им, поскольку такие стили общения, как императивные, при злоупотреблении могут привести к конфликтной ситуации.
4. Гуманистический стиль общения.
В основе такого общения лежит форма диалога и дружеской беседы, в ходе которой люди узнают о предпочтениях, взглядах и интересах друг друга. Такой стиль является наиболее приемлемым для достижения полного взаимопонимания.
2. Роль вежливости в социуме
Следует обратить внимание, что далеко не все люди осознанно выбирают тот или иной стиль общения. Большинство автоматически принимает для себя определенную манеру поведения и общения и ведет разговор, во многом не замечая некоторых нюансов, которые может различить только психолог. Именно в этом кроется причина конфликтных ситуаций и невежливого отношения людей друг к другу.
В любом случае, всегда следует держать себя в руках, и даже если человека захлестывают отрицательные эмоции, ни в коем случае не выплескивать их на других людей. Выбирайте стили общения такие, которые будут способствовать
взаимопониманию,
и старайтесь не затрагивать
личность. Будьте всегда
выдержанны и спокойны,
что даст вам больше
уважения со стороны
окружающих.
3. Практическая работа
http:// www.knigge.ru/test/naskolko-vy-vezhlivy
Пройдите тестирование. Результат запишите в тетрадь
Спасибо за внимание!