СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

20 задание. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«20 задание. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.»

 Задание № 20. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи   Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Задание № 20. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Формулировка задания:      Расставьте знаки препинания:  укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Длинной змеёй раскинулся полк (1) и (2) когда лучи солнца попадали на штыки и стволы винтовок (3) видно было (4) как поблёскивало оружие.

Формулировка задания: 

  •   Расставьте знаки препинания:  укажите все цифры, на месте которых
  • в предложении должны стоять запятые.
  • Длинной змеёй раскинулся полк (1) и (2) когда лучи солнца попадали на штыки и стволы винтовок (3) видно было (4) как поблёскивало оружие.
Алгоритм выполнения задания 20   1) Сначала выделяем грамматические основы, находим границы предложений, чтобы не упустить какое-либо. 2) Далее находим главное предложение в составе: одно должно быть без союза. Это может быть как простое, так и ССП. 3) Ищем придаточные предложения от главного, если их несколько, смотрим как связаны между собой (см. Задание 18, а именно, однородное, неоднородное, последовательное подчинения). Расставляем запятые в соответствие с правилами. 4) Если от придаточных зависят другие придаточные, расставляем и там запятые. 5) Стык союзов (два союза рядом). Ищем стык союзов и проверяем по правилу.

Алгоритм выполнения задания 20

  • 1) Сначала выделяем грамматические основы, находим границы предложений, чтобы не упустить какое-либо.
  • 2) Далее находим главное предложение в составе: одно должно быть без союза. Это может быть как простое, так и ССП.
  • 3) Ищем придаточные предложения от главного, если их несколько, смотрим как связаны между собой (см. Задание 18, а именно, однородное, неоднородное, последовательное подчинения). Расставляем запятые в соответствие с правилами.
  • 4) Если от придаточных зависят другие придаточные, расставляем и там запятые.
  • 5) Стык союзов (два союза рядом). Ищем стык союзов и проверяем по правилу.
Знаки препинания на стыке союзов   На стыке двух союзов (сочинительного и подчинительного или двух подчинительных) нужно обратить особое внимание! и когда/ и, когда  и что/ и, что  и где/ и, где  что если/ что, если и др. Проверяем следующим образом: берем придаточную часть на стыке и переставляем ее в другое место или в конец предложения. Если можно переставить – ставим запятую на стыке. Нельзя переставить – не ставим.

Знаки препинания на стыке союзов

  • На стыке двух союзов (сочинительного и подчинительного или двух подчинительных) нужно обратить особое внимание!
  • и когда/ и, когда и что/ и, что и где/ и, где что если/ что, если и др.
  • Проверяем следующим образом: берем придаточную часть на стыке и переставляем ее в другое место или в конец предложения. Если можно переставить – ставим запятую на стыке. Нельзя переставить – не ставим.
 1. Однородное соподчинение придаточных — есть или нет?   Самая неприятная ловушка! Я вспомнил, как сверкнули фары и как она побежала через дорогу. Я знала, что нужно готовиться к ЕГЭ и что эта статья мне поможет. Это дом, где родился Иван и прошло моё детство. Почему мы не поставили запятые?

1. Однородное соподчинение придаточных — есть или нет?

  • Самая неприятная ловушка!
  • Я вспомнил, как сверкнули фары и как она побежала через дорогу.
  • Я знала, что нужно готовиться к ЕГЭ и что эта статья мне поможет.
  • Это дом, где родился Иван и прошло моё детство.
  • Почему мы не поставили запятые?
Подсказка! Придаточные предложения могут быть однородными и соединяться союзом  И .   Если обе придаточные части относятся к одной и той же главной части , отвечают на один вопрос, они считаются однородными. Запятая перед союзом И не ставится (как не ставится запятая между однородными членами предложения, связанными союзом И): [Главная часть],  (что…) и (что…). Я не успел рассказать,  что  уже сделал  и   что    еще собираюсь сделать.  Схема предложения: [    ], (что… ) и (что… )

Подсказка!

  • Придаточные предложения могут быть однородными и соединяться союзом  И .  
  • Если обе придаточные части относятся к одной и той же главной части , отвечают на один вопрос, они считаются однородными. Запятая перед союзом И не ставится (как не ставится запятая между однородными членами предложения, связанными союзом И):
  • [Главная часть],  (что…) и (что…).
  • Я не успел рассказать,  что  уже сделал  и   что  

еще собираюсь сделать.  Схема предложения:

  • [    ], (что… ) и (что… )
 2. Найти стык союзов и «пожирателя запятых»   Стык союзов — это ситуация, когда несколько союзов (чаще всего два) идут подряд. и хотя и если что когда но если и т.д. Как это может выглядеть в предложении: Он сказал,  что если   мы опоздаем, то он уедет без нас.

2. Найти стык союзов и «пожирателя запятых»

  • Стык союзов — это ситуация, когда несколько союзов (чаще всего два) идут подряд.
  • и хотя
  • и если
  • что когда
  • но если
  • и т.д.
  • Как это может выглядеть в предложении:
  • Он сказал,  что если   мы опоздаем, то он уедет без нас.
Подсказка! Почему мы не поставили запятую перед ЕСЛИ? Познакомьтесь – великий и ужасный ТОНОТАК – пожиратель запятых на стыке союзов! Если после стыка союзов в предложении есть продолжение в виде ТО , НО или ТАК , запятая на стыке союзов  НЕ СТАВИТСЯ  (он её съел!). Сравним: Он сказал,  что если   мы опоздаем,  то  он уедет без нас. Он сказал,  что, если   мы опоздаем, он уедет без нас. Уходит ТОНОТАК – появляется запятая на стыке союзов.

Подсказка!

  • Почему мы не поставили запятую перед ЕСЛИ?
  • Познакомьтесь – великий и ужасный ТОНОТАК – пожиратель запятых на стыке союзов! Если после стыка союзов в предложении есть продолжение в виде ТО , НО или ТАК , запятая на стыке союзов  НЕ СТАВИТСЯ  (он её съел!).
  • Сравним:
  • Он сказал,  что если   мы опоздаем,  то  он уедет без нас.
  • Он сказал,  что, если   мы опоздаем, он уедет без нас.
  • Уходит ТОНОТАК – появляется запятая на стыке союзов.
Посмотрите на схему: [     ], (что  ( если… ), то … ). Если вы видите стык союзов, читайте предложение дальше и проверяйте, нет ли «хвостика»  ТО  (реже ТАК,  НО ).  ТО  как бы заменяет собой запятую на стыке между союзами. Старик сидел так тихо,  что если  бы не легкое покашливание,  то  о его присутствии можно было и не догадаться. У Антона Прокофьевича были, между прочим,  одни панталоны такого странного свойства,  что когда  он надевал их,  то  всегда собаки кусали его за икры.
  • Посмотрите на схему:
  • [     ], (что  ( если… ), то … ).
  • Если вы видите стык союзов, читайте предложение дальше и проверяйте, нет ли «хвостика»  ТО  (реже ТАК, НО ).  ТО  как бы заменяет собой запятую на стыке между союзами.
  • Старик сидел так тихо,  что если  бы не легкое покашливание,  то  о его присутствии можно было и не догадаться.
  • У Антона Прокофьевича были, между прочим,  одни панталоны такого странного свойства,  что когда  он надевал их,  то  всегда собаки кусали его за икры.
Подсказка!! 1. Обратите внимание на такую схему  ( союз...  ), [       ], ( союз…  ). Предложение начинается с подчинительного  союза, тогда его не будет на стыке , в начале следующего предложения (главного). Чаще всего в таких конструкциях встречаются союзы  если, когда, чтобы, как только, так как  и др. Если   долго глядеть на облака , можно заметить ,  что   они похожи на белые фигурки  животных .  Как только   дождь прекратился , над деревней повис легкий туман ,  как будто   крыши домов слегка задымились.

Подсказка!!

  • 1. Обратите внимание на такую схему  ( союз...  ), [       ], ( союз…  ).
  • Предложение начинается с подчинительного  союза, тогда его не будет на стыке , в начале следующего предложения (главного). Чаще всего в таких конструкциях встречаются союзы  если, когда, чтобы, как только, так как  и др.
  • Если   долго глядеть на облака , можно заметить что   они похожи на белые фигурки  животных
  • Как только   дождь прекратился , над деревней повис легкий туман как будто   крыши домов слегка задымились.
2. При другой последовательности подчинения два союза могут оказаться рядом, но относиться при этом к разным предложениям. Рассмотрим вариант, если на стыке оказались подчинительные союзы:  [     ], (что, (если… ), … ). Мне казалось ,  что ,  если   мы не станем тренироваться ежедневно , у нас не будет шансов на победу .   (Главное предложение:  мне казалось . Первое придаточное предложение:  что у нас не будет шансов на победу . Второе придаточное:  если мы не станем  тренироваться ежедневно .) Запятые стоят на границах предложений. Если « распрямить » предложение, то получится более понятная конструкция:  Мне казалось , что у нас не будет шансов на победу , если мы не станем тренироваться ежедневно .
  • 2. При другой последовательности подчинения два союза могут оказаться рядом, но относиться при этом к разным предложениям. Рассмотрим вариант, если на стыке оказались подчинительные союзы:  [     ], (что, (если… ), … ).
  • Мне казалось что если   мы не станем тренироваться ежедневно , у нас не будет шансов на победу .   (Главное предложение:  мне казалось . Первое придаточное предложение:  что у нас не будет шансов на победу . Второе придаточное:  если мы не станем  тренироваться ежедневно .) Запятые стоят на границах предложений.
  • Если « распрямить » предложение, то получится более понятная конструкция:  Мне казалось , что у нас не будет шансов на победу , если мы не станем тренироваться ежедневно .
 3. Проверяем, что соединяет союз «И».   Особое внимание обращаем на стыки союзов, где « И » – первый союз: и хотя… и когда… и если … Разберём примеры: Я волнуюсь перед экзаменом И, ХОТЯ я хорошо готовлюсь , всё равно паникую.   Мы не ставим запятую перед И , так как после придаточной части продолжается главная: « Я  волнуюсь  И  паникую ». Союз «И» соединяет однородные сказуемые. Я волнуюсь перед экзаменом , И, ХОТЯ я хорошо готовлюсь , всё равно плохие мысли лезут в голову . Мы ставим запятую перед И, так как после грамматической основы « Я  волнуюсь » начинается другая основа: « мысли  лезут ». Союз «И» соединяет разные грамматические основы.

3. Проверяем, что соединяет союз «И».

  • Особое внимание обращаем на стыки союзов, где « И » – первый союз:
  • и хотя…
  • и когда…
  • и если
  • Разберём примеры:
  • Я волнуюсь перед экзаменом И, ХОТЯ я хорошо готовлюсь , всё равно паникую.  
  • Мы не ставим запятую перед И , так как после придаточной части продолжается главная: « Я волнуюсь И паникую ». Союз «И» соединяет однородные сказуемые.
  • Я волнуюсь перед экзаменом , И, ХОТЯ я хорошо готовлюсь , всё равно плохие мысли лезут в голову .
  • Мы ставим запятую перед И, так как после грамматической основы « Я волнуюсь » начинается другая основа: « мысли лезут ». Союз «И» соединяет разные грамматические основы.
И КОГДА;  И ЕСЛИ; И ХОТЯ   На перекатах плот бросало к берегам,  и, чтобы  он не разбился об острые камни, мы налегали на весла.  (Запятые стоят на всех границах предложений:  на перекатах плот бросало к берегам ; И мы налегали на весла, чтобы он не разбился об острые камни .)  Больному нужен покой,  и если  мы не хотим тревожить его,  то  должны выйти из палаты.   (Запятой на стыке союзов нет, потому что есть «хвостик»  ТО :  больному нужен покой; и должны выйти из палаты; если мы не хотим тревожить его… то .) В господский дом Муму не ходила и, когда Герасим носил в комнаты дрова, оставалась у крыльца.  (Главное предложение:  В господский дом Муму не ходила и оставалась у крыльца;  придаточное:  когда Герасим носил в комнаты дрова .)

И КОГДА;  И ЕСЛИ; И ХОТЯ

  •   На перекатах плот бросало к берегам,  и, чтобы  он не разбился об острые камни, мы налегали на весла. 
  • (Запятые стоят на всех границах предложений:  на перекатах плот бросало к берегам ; И мы налегали на весла, чтобы он не разбился об острые камни .) 
  • Больному нужен покой,  и если  мы не хотим тревожить его,  то  должны выйти из палаты.
  •   (Запятой на стыке союзов нет, потому что есть «хвостик»  ТОбольному нужен покой; и должны выйти из палаты; если мы не хотим тревожить его… то .)
  • В господский дом Муму не ходила и, когда Герасим носил в комнаты дрова, оставалась у крыльца. 
  • (Главное предложение:  В господский дом Муму не ходила и оставалась у крыльца;  придаточное:  когда Герасим носил в комнаты дрова .)
4. Ищем другие придаточные   Смотрим, есть ли в предложении другие придаточные части. Если есть — выделяем запятыми! Например: Учитель напомнил, что, если мы не сдадим работу вовремя, ему придётся снизить оценку,  которая пойдёт в аттестат.

4. Ищем другие придаточные

  • Смотрим, есть ли в предложении другие придаточные части. Если есть — выделяем запятыми!
  • Например:
  • Учитель напомнил, что, если мы не сдадим работу вовремя, ему придётся снизить оценку,  которая пойдёт в аттестат.
1. Ищем однородное соподчинение. Не находим — ну и хорошо! 2. Нашли стык союзов «и когда». После слова «спалось» нет «то» — запятая на стыке союзов жива-здорова, ТОНОТАК её не съел. Ставим запятую на (2)! 3. Проверяем (1) при союзе И. Что там соединяется? Читать было невозможно, и… я слушал. Разные грамматические основы, так что ставим запятую! 4. Закрываем придаточную часть «когда не спалось», ставим запятую на (3). Есть ещё придаточные? Конечно, после (4) прячется «что» — выделяем обязательно! 5. Получаем такой ответ: 1234. Не пугайтесь, что в ответ пошли все цифры — так бывает, это нормально. Балл наш!

1. Ищем однородное соподчинение. Не находим — ну и хорошо!

2. Нашли стык союзов «и когда». После слова «спалось» нет «то» — запятая на стыке союзов жива-здорова, ТОНОТАК её не съел. Ставим запятую на (2)!

3. Проверяем (1) при союзе И. Что там соединяется? Читать было невозможно, и… я слушал. Разные грамматические основы, так что ставим запятую!

4. Закрываем придаточную часть «когда не спалось», ставим запятую на (3). Есть ещё придаточные? Конечно, после (4) прячется «что» — выделяем обязательно!

5. Получаем такой ответ: 1234. Не пугайтесь, что в ответ пошли все цифры — так бывает, это нормально. Балл наш!

Выполним задание:   Длинной змеёй раскинулся полк (1) и (2) когда лучи солнца попадали на штыки и стволы винтовок (3) видно было (4) как поблёскивало оружие.   Делим предложения на простые, ориентируясь на интонацию, на смысловую самостоятельность каждого предложения,  на союзы: [ длинной змеёй раскинулся полк ],  и  [ видно было ] – союз  и  связал два предложения; и , ( когда  лучи солнца падали на штыки и стволы винтовок ) – запятая между  И  -  КОГДА  ставится, так как после предложения  нет  ТО ; ( когда  лучи солнца падали на штыки и стволы винтовок),  [ … видно было ], ( как  поблескивало оружие ).  Ответ: запятые 1, 2, 3, 4

Выполним задание:

  • Длинной змеёй раскинулся полк (1) и (2) когда лучи солнца попадали на штыки и стволы винтовок (3) видно было (4) как поблёскивало оружие.
  •  
  • Делим предложения на простые, ориентируясь на интонацию, на смысловую самостоятельность каждого предложения,  на союзы: [ длинной змеёй раскинулся полк ],  и  [ видно было ] – союз  и  связал два предложения;
  • и , ( когда  лучи солнца падали на штыки и стволы винтовок ) – запятая между  И  -  КОГДА  ставится, так как после предложения  нет  ТО ; ( когда  лучи солнца падали на штыки и стволы винтовок),  [ … видно было ], ( как  поблескивало оружие ).
  • Ответ: запятые 1, 2, 3, 4
Упражнения 1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.    1)Современники Пушкина говорили (1) что во время отпевания обширная площадь перед церковью представляла собою сплошной ковер из человеческих голов (2) и (3) что (4) когда тело поэта выносили из церкви (5) то шествие на минуту запнулось: на пути лежал кто-то большого роста, в рыданиях. 

Упражнения

  • 1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.  1)Современники Пушкина говорили (1) что во время отпевания обширная площадь перед церковью представляла собою сплошной ковер из человеческих голов (2) и (3) что (4) когда тело поэта выносили из церкви (5) то шествие на минуту запнулось: на пути лежал кто-то большого роста, в рыданиях. 
2)Мне тоже захотелось выудить что-нибудь покрупнее (1) и (2) хотя Евсеич уверял (3) что мне хорошей рыбы не вытащить (4) но я упросил его дать мне удочку побольше и также насадить большой кусок. 
  • 2)Мне тоже захотелось выудить что-нибудь покрупнее (1) и (2) хотя Евсеич уверял (3) что мне хорошей рыбы не вытащить (4) но я упросил его дать мне удочку побольше и также насадить большой кусок. 
3)Сияя в блеске солнца (1) море точно улыбалось добродушной улыбкой Гулливера (2) сознающего (3) что (4) если он захочет (5) то одно движение — и работа лилипутов исчезнет.  
  • 3)Сияя в блеске солнца (1) море точно улыбалось добродушной улыбкой Гулливера (2) сознающего (3) что (4) если он захочет (5) то одно движение — и работа лилипутов исчезнет.  
4)Прокофьев, одеваясь на ощупь в кромешной темноте, говорил (1) что писательство — самое тяжёлое и заманчивое занятие в мире (2) и (3) что (4) если бы он не был геологом (5) то наверняка бы сделался писателем. 
  • 4)Прокофьев, одеваясь на ощупь в кромешной темноте, говорил (1) что писательство — самое тяжёлое и заманчивое занятие в мире (2) и (3) что (4) если бы он не был геологом (5) то наверняка бы сделался писателем. 
5)Мне так было весело на сенокосе (1) что (2) хотя отец уже звал меня (3) мне не хотелось даже ехать домой (4) так что ему пришлось взять меня на руки и усадить в телегу. 
  • 5)Мне так было весело на сенокосе (1) что (2) хотя отец уже звал меня (3) мне не хотелось даже ехать домой (4) так что ему пришлось взять меня на руки и усадить в телегу. 
6)Бенджамин Франклин (1) смеясь (2) уверял (3) что (4) если бы мошенники знали все преимущества честности (5) то они ради выгоды перестали бы мошенничать. 
  • 6)Бенджамин Франклин (1) смеясь (2) уверял (3) что (4) если бы мошенники знали все преимущества честности (5) то они ради выгоды перестали бы мошенничать. 
7)Дело тяжёлое для всех было ещё и потому (1) что (2) хотя прямых доказательств злого умысла обнаружено не было (3) но не было и доказательств обратного (4) а масштабы последствий требовали суровой кары виновному. 
  • 7)Дело тяжёлое для всех было ещё и потому (1) что (2) хотя прямых доказательств злого умысла обнаружено не было (3) но не было и доказательств обратного (4) а масштабы последствий требовали суровой кары виновному. 
8)Древнеримская поговорка утверждает (1) что (2) когда людям плохо (3) то они поневоле редко смотрят на звёзды (4) ибо ходят с опущенной головой. 
  • 8)Древнеримская поговорка утверждает (1) что (2) когда людям плохо (3) то они поневоле редко смотрят на звёзды (4) ибо ходят с опущенной головой. 
9)Мне очень хотелось увидеться с бывшими одноклассниками (1) и (2) когда наша встреча состоялась (3) я спросил их (4) скучают ли они по школе. 
  • 9)Мне очень хотелось увидеться с бывшими одноклассниками (1) и (2) когда наша встреча состоялась (3) я спросил их (4) скучают ли они по школе. 
10)Шведы постоянно опустошали озерный Русский Север (1) и (2) когда в Северной войне боевое счастье улыбнулось войскам Петра Первого (3) то (4) в ознаменование избавления от всегдашней угрозы (5) была выстроена Преображенская церковь. 
  • 10)Шведы постоянно опустошали озерный Русский Север (1) и (2) когда в Северной войне боевое счастье улыбнулось войскам Петра Первого (3) то (4) в ознаменование избавления от всегдашней угрозы (5) была выстроена Преображенская церковь. 
Проверим! 1.15 2.134 3.1235 4.15 5.1234 6.1235 7.134 8.134 9.1234 10.13

Проверим!

  • 1.15
  • 2.134
  • 3.1235
  • 4.15
  • 5.1234
  • 6.1235
  • 7.134
  • 8.134
  • 9.1234
  • 10.13
https://bingoschool.ru/manual/blog/181/ https://rustutors.ru/egeteoriya/1153-zadanie-20.html https://spadilo.ru/zadanie-20-ege-po-russkomu/ https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/russkij-yazyk/zadanie-20/ https://blog.maximumtest.ru/post/styk-sojuzov-v-ege-po-russkomu-kak-reshat.html
  • https://bingoschool.ru/manual/blog/181/
  • https://rustutors.ru/egeteoriya/1153-zadanie-20.html
  • https://spadilo.ru/zadanie-20-ege-po-russkomu/
  • https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/russkij-yazyk/zadanie-20/
  • https://blog.maximumtest.ru/post/styk-sojuzov-v-ege-po-russkomu-kak-reshat.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!