Просмотр содержимого документа
«20 задание. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.»
Задание № 20. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Формулировка задания:
- Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
- в предложении должны стоять запятые.
- Длинной змеёй раскинулся полк (1) и (2) когда лучи солнца попадали на штыки и стволы винтовок (3) видно было (4) как поблёскивало оружие.
Алгоритм выполнения задания 20
- 1) Сначала выделяем грамматические основы, находим границы предложений, чтобы не упустить какое-либо.
- 2) Далее находим главное предложение в составе: одно должно быть без союза. Это может быть как простое, так и ССП.
- 3) Ищем придаточные предложения от главного, если их несколько, смотрим как связаны между собой (см. Задание 18, а именно, однородное, неоднородное, последовательное подчинения). Расставляем запятые в соответствие с правилами.
- 4) Если от придаточных зависят другие придаточные, расставляем и там запятые.
- 5) Стык союзов (два союза рядом). Ищем стык союзов и проверяем по правилу.
Знаки препинания на стыке союзов
- На стыке двух союзов (сочинительного и подчинительного или двух подчинительных) нужно обратить особое внимание!
- и когда/ и, когда и что/ и, что и где/ и, где что если/ что, если и др.
- Проверяем следующим образом: берем придаточную часть на стыке и переставляем ее в другое место или в конец предложения. Если можно переставить – ставим запятую на стыке. Нельзя переставить – не ставим.
1. Однородное соподчинение придаточных — есть или нет?
- Самая неприятная ловушка!
- Я вспомнил, как сверкнули фары и как она побежала через дорогу.
- Я знала, что нужно готовиться к ЕГЭ и что эта статья мне поможет.
- Это дом, где родился Иван и прошло моё детство.
- Почему мы не поставили запятые?
Подсказка!
- Придаточные предложения могут быть однородными и соединяться союзом И .
- Если обе придаточные части относятся к одной и той же главной части , отвечают на один вопрос, они считаются однородными. Запятая перед союзом И не ставится (как не ставится запятая между однородными членами предложения, связанными союзом И):
- [Главная часть], (что…) и (что…).
- Я не успел рассказать, что уже сделал и что
еще собираюсь сделать. Схема предложения:
2. Найти стык союзов и «пожирателя запятых»
- Стык союзов — это ситуация, когда несколько союзов (чаще всего два) идут подряд.
- и хотя
- и если
- что когда
- но если
- и т.д.
- Как это может выглядеть в предложении:
- Он сказал, что если мы опоздаем, то он уедет без нас.
Подсказка!
- Почему мы не поставили запятую перед ЕСЛИ?
- Познакомьтесь – великий и ужасный ТОНОТАК – пожиратель запятых на стыке союзов! Если после стыка союзов в предложении есть продолжение в виде ТО , НО или ТАК , запятая на стыке союзов НЕ СТАВИТСЯ (он её съел!).
- Сравним:
- Он сказал, что если мы опоздаем, то он уедет без нас.
- Он сказал, что, если мы опоздаем, он уедет без нас.
- Уходит ТОНОТАК – появляется запятая на стыке союзов.
- Посмотрите на схему:
- [ ], (что ( если… ), то … ).
- Если вы видите стык союзов, читайте предложение дальше и проверяйте, нет ли «хвостика» ТО (реже ТАК, НО ). ТО как бы заменяет собой запятую на стыке между союзами.
- Старик сидел так тихо, что если бы не легкое покашливание, то о его присутствии можно было и не догадаться.
- У Антона Прокофьевича были, между прочим, одни панталоны такого странного свойства, что когда он надевал их, то всегда собаки кусали его за икры.
Подсказка!!
- 1. Обратите внимание на такую схему ( союз... ), [ ], ( союз… ).
- Предложение начинается с подчинительного союза, тогда его не будет на стыке , в начале следующего предложения (главного). Чаще всего в таких конструкциях встречаются союзы если, когда, чтобы, как только, так как и др.
- Если долго глядеть на облака , можно заметить , что они похожи на белые фигурки животных .
- Как только дождь прекратился , над деревней повис легкий туман , как будто крыши домов слегка задымились.
- 2. При другой последовательности подчинения два союза могут оказаться рядом, но относиться при этом к разным предложениям. Рассмотрим вариант, если на стыке оказались подчинительные союзы: [ ], (что, (если… ), … ).
- Мне казалось , что , если мы не станем тренироваться ежедневно , у нас не будет шансов на победу . (Главное предложение: мне казалось . Первое придаточное предложение: что у нас не будет шансов на победу . Второе придаточное: если мы не станем тренироваться ежедневно .) Запятые стоят на границах предложений.
- Если « распрямить » предложение, то получится более понятная конструкция: Мне казалось , что у нас не будет шансов на победу , если мы не станем тренироваться ежедневно .
3. Проверяем, что соединяет союз «И».
- Особое внимание обращаем на стыки союзов, где « И » – первый союз:
- и хотя…
- и когда…
- и если …
- Разберём примеры:
- Я волнуюсь перед экзаменом И, ХОТЯ я хорошо готовлюсь , всё равно паникую.
- Мы не ставим запятую перед И , так как после придаточной части продолжается главная: « Я волнуюсь И паникую ». Союз «И» соединяет однородные сказуемые.
- Я волнуюсь перед экзаменом , И, ХОТЯ я хорошо готовлюсь , всё равно плохие мысли лезут в голову .
- Мы ставим запятую перед И, так как после грамматической основы « Я волнуюсь » начинается другая основа: « мысли лезут ». Союз «И» соединяет разные грамматические основы.
И КОГДА; И ЕСЛИ; И ХОТЯ
- На перекатах плот бросало к берегам, и, чтобы он не разбился об острые камни, мы налегали на весла.
- (Запятые стоят на всех границах предложений: на перекатах плот бросало к берегам ; И мы налегали на весла, чтобы он не разбился об острые камни .)
- Больному нужен покой, и если мы не хотим тревожить его, то должны выйти из палаты.
- (Запятой на стыке союзов нет, потому что есть «хвостик» ТО : больному нужен покой; и должны выйти из палаты; если мы не хотим тревожить его… то .)
- В господский дом Муму не ходила и, когда Герасим носил в комнаты дрова, оставалась у крыльца.
- (Главное предложение: В господский дом Муму не ходила и оставалась у крыльца; придаточное: когда Герасим носил в комнаты дрова .)
4. Ищем другие придаточные
- Смотрим, есть ли в предложении другие придаточные части. Если есть — выделяем запятыми!
- Например:
- Учитель напомнил, что, если мы не сдадим работу вовремя, ему придётся снизить оценку, которая пойдёт в аттестат.
1. Ищем однородное соподчинение. Не находим — ну и хорошо!
2. Нашли стык союзов «и когда». После слова «спалось» нет «то» — запятая на стыке союзов жива-здорова, ТОНОТАК её не съел. Ставим запятую на (2)!
3. Проверяем (1) при союзе И. Что там соединяется? Читать было невозможно, и… я слушал. Разные грамматические основы, так что ставим запятую!
4. Закрываем придаточную часть «когда не спалось», ставим запятую на (3). Есть ещё придаточные? Конечно, после (4) прячется «что» — выделяем обязательно!
5. Получаем такой ответ: 1234. Не пугайтесь, что в ответ пошли все цифры — так бывает, это нормально. Балл наш!
Выполним задание:
- Длинной змеёй раскинулся полк (1) и (2) когда лучи солнца попадали на штыки и стволы винтовок (3) видно было (4) как поблёскивало оружие.
-
- Делим предложения на простые, ориентируясь на интонацию, на смысловую самостоятельность каждого предложения, на союзы: [ длинной змеёй раскинулся полк ], и [ видно было ] – союз и связал два предложения;
- и , ( когда лучи солнца падали на штыки и стволы винтовок ) – запятая между И - КОГДА ставится, так как после предложения нет ТО ; ( когда лучи солнца падали на штыки и стволы винтовок), [ … видно было ], ( как поблескивало оружие ).
- Ответ: запятые 1, 2, 3, 4
Упражнения
- 1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 1)Современники Пушкина говорили (1) что во время отпевания обширная площадь перед церковью представляла собою сплошной ковер из человеческих голов (2) и (3) что (4) когда тело поэта выносили из церкви (5) то шествие на минуту запнулось: на пути лежал кто-то большого роста, в рыданиях.
- 2)Мне тоже захотелось выудить что-нибудь покрупнее (1) и (2) хотя Евсеич уверял (3) что мне хорошей рыбы не вытащить (4) но я упросил его дать мне удочку побольше и также насадить большой кусок.
- 3)Сияя в блеске солнца (1) море точно улыбалось добродушной улыбкой Гулливера (2) сознающего (3) что (4) если он захочет (5) то одно движение — и работа лилипутов исчезнет.
- 4)Прокофьев, одеваясь на ощупь в кромешной темноте, говорил (1) что писательство — самое тяжёлое и заманчивое занятие в мире (2) и (3) что (4) если бы он не был геологом (5) то наверняка бы сделался писателем.
- 5)Мне так было весело на сенокосе (1) что (2) хотя отец уже звал меня (3) мне не хотелось даже ехать домой (4) так что ему пришлось взять меня на руки и усадить в телегу.
- 6)Бенджамин Франклин (1) смеясь (2) уверял (3) что (4) если бы мошенники знали все преимущества честности (5) то они ради выгоды перестали бы мошенничать.
- 7)Дело тяжёлое для всех было ещё и потому (1) что (2) хотя прямых доказательств злого умысла обнаружено не было (3) но не было и доказательств обратного (4) а масштабы последствий требовали суровой кары виновному.
- 8)Древнеримская поговорка утверждает (1) что (2) когда людям плохо (3) то они поневоле редко смотрят на звёзды (4) ибо ходят с опущенной головой.
- 9)Мне очень хотелось увидеться с бывшими одноклассниками (1) и (2) когда наша встреча состоялась (3) я спросил их (4) скучают ли они по школе.
- 10)Шведы постоянно опустошали озерный Русский Север (1) и (2) когда в Северной войне боевое счастье улыбнулось войскам Петра Первого (3) то (4) в ознаменование избавления от всегдашней угрозы (5) была выстроена Преображенская церковь.
Проверим!
- 1.15
- 2.134
- 3.1235
- 4.15
- 5.1234
- 6.1235
- 7.134
- 8.134
- 9.1234
- 10.13
- https://bingoschool.ru/manual/blog/181/
- https://rustutors.ru/egeteoriya/1153-zadanie-20.html
- https://spadilo.ru/zadanie-20-ege-po-russkomu/
- https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/russkij-yazyk/zadanie-20/
- https://blog.maximumtest.ru/post/styk-sojuzov-v-ege-po-russkomu-kak-reshat.html