СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

2021-2022  учебный год. Всероссийская  олимпиада  школьников  по русскому языку (Муниципальный  этап) 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

2021-2022  учебный год. Всероссийская  олимпиада  школьников  по русскому языку

(Муниципальный  этап)

9 класс

Просмотр содержимого документа
«2021-2022  учебный год. Всероссийская  олимпиада  школьников  по русскому языку (Муниципальный  этап) 9 класс»



2021 ГОД

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП)

9 класс



Уважаемый участник олимпиады!

Вам предстоит выполнить письменные задания.

Время выполнения заданий соревновательного тура – 3 астрономических часа (180

минут).

Выполнение письменных заданий целесообразно организовать следующим образом:

− не спеша, внимательно прочитайте задание;

− обдумайте и сформулируйте конкретный ответ только на поставленный вопрос;

− если Вы отвечаете на задание, связанное с заполнением таблицы или схемы, не ста-

райтесь детализировать информацию, вписывайте только те сведения или данные,

которые указаны в вопросе;

− особое внимание обратите на задания, в выполнении которых требуется выразить

Ваше мнение с учетом анализа поставленной проблемы. Внимательно и вдумчиво определите смысл вопроса и логику ответа (последовательность и точность изложения). Отвечая на вопрос, предлагайте свой вариант решения проблемы, при этом ответ должен быть кратким, но содержать необходимую информацию.

Задание соревновательного тура считается выполненным, если Вы вовремя сдаете его

членам жюри.

зад.

1

2

3

4

5

6

7

8

Сумма

Макс.балл

7

11

12

12

11

7

12

13

85

Балл










Подпись проеряющего














ЗАДАНИЕ № 1

Составьте из приведенных слов цепочку так, чтобы конечный звук каждого слова

совпадал с начальным звуком следующего за ним слова, а конечный звук последнего слова – с начальным звуком первого слова. Цепочка должна содержать девять слов и начинаться со слова МАГНИТ.

Торжество, магнит, вампир, отзыв, алмаз, киргиз, логик, футбол, колдун, новость,

телёнок, катаклизм.

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Какие слова не вошли в цепочку и почему?

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________



ЗАДАНИЕ № 2

Словообразовательный тип – это схема построения слов, которые характеризуется

общностью трех элементов:

1) части речи производящей основы;

2) семантического соотношения между производным и производящим (так, производ-

ные шутник, клеветник, заступник, шкодник, ученик имеют следующее

словообразовательное значение: они называют лицо, производящее действие, названное мотивирующим словом);

3) способа словообразования.

Большинство приведенных ниже слов относятся к одному словообразовательному ти-

пу. Но одно слово попало туда случайно:

Отметина, пробоина, соломина, царапина, трещина

1. Определите общее для приведенной группы слов словообразовательное значение. ______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

2. Найдите лишнее слово и объясните свой выбор.

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

3. Приведите три примера производных слов, которые будут относиться к одному

словообразовательному типу с лишним словом. Докажите свою точку зрения.

______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ № 3

1. Прочитайте предложения, взятые из Национального корпуса русского языка. Рас-

пределите данные предложения на три равные группы в зависимости от того, к какой части речи относится слово ВЕДУЩИЙ.

(1) Даже в зените своей славы, когда Миша был ведущим популярнейшего «Кабачка

13 стульев», о нём не сочиняли слухов и анекдотов. [Григорий Горин. Иронические мемуары]

(2) Его мать, актриса ведущего бакинского театра, хотела для него хорошую девоч-

ку из хорошей азербайджанской семьи, не актрису, не дай бог… [Виктория Токарева. Своя

правда]

(3) Ведущий инженер Мешков стоял тут же, руки в карманах комбинезона, с медным

равнодушным лицом. [И. Грекова. На испытаниях]

(4) Ведущая, Валентина Ивановна, держала телефонную трубку у уха и молчала.

[Людмила Петрушевская. Маленькая волшебница]

(5) Оглядевшись, слонёнок обнаружил вырубленные в скале ступени, ведущие направо

и вниз. [Александр Дорофеев. Эле-Фантик]

(6) Хотя на самом деле Химину, ведущему менеджеру отдела по работе с ВИП-

клиентами компании «Файтер-трейд», позарез нужно было встретиться с начальником отдела закупки сети «Оксиджен» по непродовольственной группе товаров. [Александра Маринина. Ангелы на льду не выживают]

(7) Я знал лишь то, что, когда в доме Нюра или какая-либо другая женщина, ведущая

хозяйство, устанавливается покой и можно работать. [Юрий Трифонов. Предварительные

итоги]

(8) Вот так прекрасно сыграл свою роль ведущий актер Малого Современника Миха-

ил Банк. [Ашот Аршакян. Шведский дебют Ивана Денисовича]

(9) Ведущий, как правило, несколько раз обходит играющих, а потом неожиданно вы-

крикивает, отступив на шаг. [С.И. Рыженков. Дворовые игры]

(10) Когда-то по этому ярко освещённому коридору, ведущему из свободы в несвобо-

ду, прошёл Абарчук, первый муж Людмилы Шапошниковой. [Василий Гроссман. Жизнь и

судьба]

(11) Нужны профессионалы – операторы, режиссеры, ведущие, осветители, ну, вы

понимаете. [А.И. Слаповский. Книга Перемен]

(12) Слово из лексикона хиппи восьмидесятых годов, пренебрежительное обозначение

человека, ведущего социально правильный образ жизни, ставящего материальное благополучие выше всего. [Н.В. Нестерова. Неподходящий жених]



Группа

Номера предложений

Часть речи

Группа 1



Группа 2



Группа 3



2) В какую группу вы бы отнесли следующее предложение? Аргументируйте свою позицию.

Также мы запускаем аналитическую программу, где ведущие и приглашенные экс-

перты будут обсуждать игры.

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________



ЗАДАНИЕ № 4

Даны предложения из Национального корпуса русского языка. Разделите их на четыре

равные группы в зависимости от значения слова ЖИВОТ и сформулируйте значение

каждой группы. Аргументируйте для каждой группы, почему именно эти предложения вы в неё отнесли.

(1) Как Валька бежал вдоль пляжа под луной, полетел по камням – прыжок, прыжок,

живот втянутый, ноги длинные, а ночь была мрачная, несмотря на луну, ветер стучал по

соснам, как палка по забору, и Валька сорвался в воду, взлетел сноп холодных алюминиевых брызг, тогда он и вернулся к ней, смеясь… [Василий Аксёнов. Пора, мой друг, пора (1896)]

(2) Я встал на ноги и почувствовал, что весь трясусь, особенно дрожали ноги. Живот туго

стянуло спазмой. Теперь склон был совсем пологий и озеро стояло близко. [Фазиль

Искандер. Святое озеро (1969]

(3) – А какой у вас конь богатейший! – Одного живота, по навету злых людей, лишились, –

продолжал дьякон, – и, нимало не унывая, а, напротив, более надеясь на божественный

промысел, приобрели себе другого, нисколько не худшего, а, почитай, даже что и луч-

шего… [И.С. Тургенев. Конец Чертопханова (1872)]

(4) А сегодня – всё равно. Кямал растолстел. Живот нависал над ремнём. Кожаная

курточка была ему мала. [Виктория Токарева. Своя правда // «Новый мир», 2002]

(5) «Хотя бы живот свой положить приказано было за царя или царицу, и то должны», –

говорила боярышня, не думая, что она произносит то самое, что нужно было её матери.

[Н.Н. Алексеев. Татарский отпрыск (1896)]

(6) Внезапно лицо Семеныча исказилось, и он застенчиво признался:

– Живот прихватило.

– Без шуток, дядя, – предупредил Саша.

– Да какие шутки? [Анатолий Степанов. В последнюю очередь (1984)].

(7) – Сбруйка у него аккуратненькая, животы не мученые, тарантасец покойный – едет

да посвистывает. [М.Е. Салтыков-Щедрин. Благонамеренные речи]

(8) Сбылось предсказание Петра I, однажды с грустью заметившего: «Меншиков в

беззаконии зачат, во гресех родила мать его, и в плутовстве скончает живот свой, и если

он не исправится, то быть ему без головы…» [В.Г. Авсеенко. 200 лет С.-Петербурга. Исто-

рический очерк (1903)] .

Группа

Номер предложения

Значение

Аргументация

1




2




3




4






ЗАДАНИЕ № 5

Прочитайте текст и заполните пропуски.

У А.С. Пушкина читаем: «У (1)________________________________дуб зелёный…»

Данное слово (1)______________________________ – не сказочное обозначение места, а ста-

ринное название морского залива, бухты. Оно входит в группу исторически однокоренных

слов с корнем (2)__________, значение которого вам и предстоит определить.

Пушкинское наименование имеет сходную мотивировку со словом, обозначающим

дугообразный поворот реки и встречающемся в названии города (3) Великие

______________. В похожем значении – ‘крутой поворот реки’ – используется слово

(4)__________________ ( с чередованием согласных к// ч в корне).

В этом же этимологическом гнезде оказывается и наименование ручного оружия в ви-

де дуги, стянутой тетивой ((5)_________) древнеримского божества, чьё имя встречается во

фразеологизме (6)__________________________________________________со значением ‘вызвать любовь, привязанность’.

Напрямую со значением рассматриваемого корня связана и мотивировка слова

(7)__________________________, обозначающего ручную корзинку из лубка, прутьев, по-

скольку процесс, заключённый в значении корня, – основная операция при плетении корзин.

Удивительно, но исторически однокоренным будет и слово (8)__________________

‘фигурная линейка для вычерчивания кривых линий’.

Ещё одно этимологически родственное прилагательное в форме м.р., ед.ч., род.п.

находится во фразеологизме (9)____________________________, обозначающем ‘лишнее, ненужное, могущее принести вред’. Само прилагательное означает ‘склонный к козням, интригам, хитрый, коварный’.

Проанализировав слова этимологического гнезда, можно определить значение корня

(2)______ как ‘(10)________________________________________________’.



ЗАДАНИЕ № 6

Даны предложения сходной структуры, различающиеся некоторой особенностью.

Определите эту особенность. Разделите предложения на три равные группы, объясните.

(1) Я буду делать уроки вечером.

(2) Он опять лодыря гоняет.

(3) Наступило тёплое осеннее утро.

(4) Мы будем читать эту книгу.

(5) Снегопад закончился?

(6). Ждём не дождёмся нового спектакля.

Особенность:

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

группы


Номера предложений


Обоснование

1



2



3





ЗАДАНИЕ № 7

Во втором столбце таблицы приведены значения фразеологизмов, в состав которых

входит одно и то же слово в разных формах. Заполните первый столбец таблицы, назвав эти фразеологизмы.

Фразеологизм

Значение

(1)

быстро и бесследно исчезнуть

(2)

говорить зря, заниматься болтовнёй, пусто словить


(3)

очень вкусный

(4)

стать предметом пересудов

(5)

произнести невольно, случайно, неожиданно для говорящего

(6)

получившее широкую известность и не одобрение



ЗАДАНИЕ № 8

Переведите текст на современный русский язык и ответьте на вопросы:

(Житие Александра Невского).

Перевод__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Вопросы:

1..Что означает слово современное слово полк) в данном тексте?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

2. Каково значение слова - им. п.) в этом тексте?

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Приведите два примера существительных из современного русского языка, которые

образованы от этого же корня и имеют близкое значение (примеры должны быть с разным

фонетическим обликом корня). _____________________________________________________

______________________________________________________________________________

Укажите чередование гласных в корнях приведённых слов._______________________

______________________________________________________________________________

3. Какие значения в данном тексте имеют слова ? ________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________





ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП)

9 класс



зад.

1

2

3

4

5

6

7

8

Сумма

Макс.балл

7

11

12

12

11

7

12

13

85

50%









42,5

75%









63,75

При оценивании заданий не дробить баллы по своему усмотрению, не ставить

поощрительных баллов. Проверять задания строго по критериям.

При оценивании выполнения заданий учитывается и оценивается соблюдение орфо-

графических, пунктуационных, грамматических, речевых и этических норм.

При наличии названных ошибок (кроме этических) в формулировках ответов из об-

щей суммы баллов отнимается:

– 0,5 балла, если в сумме допущено 8 – 11 ошибок;

– 1 балл, если в сумме допущено 12 ошибок;

– 2 балла, если в сумме допущено более 12 ошибок.

При отступлении от этических норм снимается 1 балл.

Таким образом, возможно максимальное снижение оценки работы на 3 балла.



ЗАДАНИЕ № 1

Составьте из приведенных слов цепочку так, чтобы конечный звук каждого слова

совпадал с начальным звуком следующего за ним слова, а конечный звук последнего слова – с начальным звуком первого слова. Цепочка должна содержать девять слов и начинаться со слова МАГНИТ.

Торжество, магнит, вампир, отзыв, алмаз, киргиз, логик, футбол, колдун, новость,

телёнок, катаклизм.

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Какие слова не вошли в цепочку и почему?

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

МОДЕЛЬ ОТВЕТА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Магнит → торжество → отзыв → футбол → логик → колдун → новость → телёнок →

катаклизм

Пояснение для жюри:

[м]агни[т] – [т]оржеств[у] – [у]тзы[ф] – [ф]утбо[л] – [л]оги[к] – [к]олду[н] – [н]овос[т’]

– [т’]елёно[к] – [к]атаклиз[м].

Критерии оценки: за каждое верное слово в цепочке – 0,5 балла. Если в цепочке есть ошибка, то баллы начисляются только за слова ДО ошибочного (так как далее вся цепочка становится неверной). Максимальный балл за цепочку 4 (слово МАГНИТ не считаем)

В цепочку нельзя включить слова:

АЛМАЗ (0,5 балла) – начинается с безударного гласного звука [а]; слово не может

быть включено в цепочку, так как среди приведённых слов нет примеров, оканчивающихся на звук А (0,5 балла);

ВАМПИР (0,5 балла)– начинается со звонкого [в]; слово не может быть включено в

цепочку, так как ни одно слово не может в изолированном положении оканчиваться звонким согласным (0,5 балла);

КИРГИЗ (0,5 балла) – начинается с мягкого [к’]; слово не может быть включено в це-

почку, так как среди приведённых слов нет примеров, оканчивающихся мягким [к’] (0,5 балла);

Максимально за данную часть задания – 3.

Максимальный балл – 7.



ЗАДАНИЕ № 2

Словообразовательный тип – это схема построения слов, которые характеризуется

общностью трех элементов:

1) части речи производящей основы;

2) семантического соотношения между производным и производящим (так, производ-

ные шутник, клеветник, заступник, шкодник, ученик имеют следующее

словообразовательное значение: они называют лицо, производящее действие, названное мотивирующим словом);

3) способа словообразования.

Большинство приведенных ниже слов относятся к одному словообразовательному ти-

пу. Но одно слово попало туда случайно:

Отметина, пробоина, соломина, царапина, трещина

1. Определите общее для приведенной группы слов словообразовательное значение. ______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

2. Найдите лишнее слово и объясните свой выбор.

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

3. Приведите три примера производных слов, которые будут относиться к одному

словообразовательному типу с лишним словом. Докажите свою точку зрения.

______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

МОДЕЛЬ ОТВЕТА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

1. Общее значение: «предмет, который является результатом или объектом действия,

названного мотивирующим словом» (предмет по действию) (2 балла).

2. Лишнее слово соломина (1 балл), так как оно имеет значение единичности (еди-

ничный предмет, принадлежащий к совокупности предметов, названных

мотивирующим словом) (1 балл).

3. К тому же словообразовательному типу, что и слово соломина относятся производ-

ные горошина, бусина, клюквина, картофелина, льдина, штанина, градина, жемчужина (3

балла, по 1 баллу за каждый пример), так как они 1) образованы от имени

существительного (1 балл),

2) имеют значение единичности (1 балл),

3) образованы суффиксальным способом (1 балл) – с помощью суффикса -ин(а) (1

балл).

Примечание для жюри:

Могут быть приведены иные примеры, оцениваем по соответствию заданию

Максимальный балл – 11.



ЗАДАНИЕ № 3

1. Прочитайте предложения, взятые из Национального корпуса русского языка. Рас-

пределите данные предложения на три равные группы в зависимости от того, к какой части речи относится слово ВЕДУЩИЙ.

(1) Даже в зените своей славы, когда Миша был ведущим популярнейшего «Кабачка

13 стульев», о нём не сочиняли слухов и анекдотов. [Григорий Горин. Иронические мемуары]

(2) Его мать, актриса ведущего бакинского театра, хотела для него хорошую девоч-

ку из хорошей азербайджанской семьи, не актрису, не дай бог… [Виктория Токарева. Своя

правда]

(3) Ведущий инженер Мешков стоял тут же, руки в карманах комбинезона, с медным

равнодушным лицом. [И. Грекова. На испытаниях]

(4) Ведущая, Валентина Ивановна, держала телефонную трубку у уха и молчала.

[Людмила Петрушевская. Маленькая волшебница]

(5) Оглядевшись, слонёнок обнаружил вырубленные в скале ступени, ведущие направо

и вниз. [Александр Дорофеев. Эле-Фантик]

(6) Хотя на самом деле Химину, ведущему менеджеру отдела по работе с ВИП-

клиентами компании «Файтер-трейд», позарез нужно было встретиться с начальником отдела закупки сети «Оксиджен» по непродовольственной группе товаров. [Александра Маринина. Ангелы на льду не выживают]

(7) Я знал лишь то, что, когда в доме Нюра или какая-либо другая женщина, ведущая

хозяйство, устанавливается покой и можно работать. [Юрий Трифонов. Предварительные

итоги]

(8) Вот так прекрасно сыграл свою роль ведущий актер Малого Современника Миха-

ил Банк. [Ашот Аршакян. Шведский дебют Ивана Денисовича]

(9) Ведущий, как правило, несколько раз обходит играющих, а потом неожиданно вы-

крикивает, отступив на шаг. [С.И. Рыженков. Дворовые игры]

(10) Когда-то по этому ярко освещённому коридору, ведущему из свободы в несвобо-

ду, прошёл Абарчук, первый муж Людмилы Шапошниковой. [Василий Гроссман. Жизнь и

судьба]

(11) Нужны профессионалы – операторы, режиссеры, ведущие, осветители, ну, вы

понимаете. [А.И. Слаповский. Книга Перемен]

(12) Слово из лексикона хиппи восьмидесятых годов, пренебрежительное обозначение

человека, ведущего социально правильный образ жизни, ставящего материальное благополучие выше всего. [Н.В. Нестерова. Неподходящий жених]

Группа

Номера предложений

Часть речи

Группа 1



Группа 2



Группа 3



2) В какую группу вы бы отнесли следующее предложение? Аргументируйте свою позицию.

Также мы запускаем аналитическую программу, где ведущие и приглашенные экс-

перты будут обсуждать игры.

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

МОДЕЛЬ ОТВЕТА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Группа

Номера предложений

Часть речи

Группа 1

5, 7, 10, 12 (по 0,5 балла за

каждое предложение)

причастие (1 балл)

Группа 2

2, 3, 6, 8 (по 0,5 балла за каж-

дое предложение)

прилагательное (1 балл)

Группа 3

1, 4, 9, 11 (по 0,5 балла за

каждое предложение)

существительное (1 балл)

Максимум

6

3



Примечания для жюри:

1. Порядок расположения групп и предложений внутри группы может быть иным.

2. Если в какой-либо группе приведено не 4, а более / менее предложений (не соблю-

дается условие, что все группы должны быть равными), то за распределение предложений по группам ставится 0 баллов.

3. Если соблюдено условие, что все группы равны, но указаны неверные предложе-

ния, то за каждый неверный ответ снимается 0,5 балла (не менее 0 баллов за группу).

4. Допускается формулировка «глагол» вместо «причастие».

Максимальный балл за первую часть задания - 9

2. Однозначно ответить нельзя (1 балл): в группы с существительным (1 балл) или

прилагательным (1 балл).

Максимальный балл за вторую часть задания – 3.

Максимальный балл – 12.



ЗАДАНИЕ № 4

Даны предложения из Национального корпуса русского языка. Разделите их на четыре

равные группы в зависимости от значения слова ЖИВОТ и сформулируйте значение

каждой группы. Аргументируйте для каждой группы, почему именно эти предложения вы в неё отнесли.

(1) Как Валька бежал вдоль пляжа под луной, полетел по камням – прыжок, прыжок,

живот втянутый, ноги длинные, а ночь была мрачная, несмотря на луну, ветер стучал по

соснам, как палка по забору, и Валька сорвался в воду, взлетел сноп холодных алюминиевых брызг, тогда он и вернулся к ней, смеясь… [Василий Аксёнов. Пора, мой друг, пора (1896)]

(2) Я встал на ноги и почувствовал, что весь трясусь, особенно дрожали ноги. Живот туго

стянуло спазмой. Теперь склон был совсем пологий и озеро стояло близко. [Фазиль

Искандер. Святое озеро (1969]

(3) – А какой у вас конь богатейший! – Одного живота, по навету злых людей, лишились, –

продолжал дьякон, – и, нимало не унывая, а, напротив, более надеясь на божественный

промысел, приобрели себе другого, нисколько не худшего, а, почитай, даже что и луч-

шего… [И.С. Тургенев. Конец Чертопханова (1872)]

(4) А сегодня – всё равно. Кямал растолстел. Живот нависал над ремнём. Кожаная

курточка была ему мала. [Виктория Токарева. Своя правда // «Новый мир», 2002]

(5) «Хотя бы живот свой положить приказано было за царя или царицу, и то должны», –

говорила боярышня, не думая, что она произносит то самое, что нужно было её матери.

[Н.Н. Алексеев. Татарский отпрыск (1896)]

(6) Внезапно лицо Семеныча исказилось, и он застенчиво признался:

– Живот прихватило.

– Без шуток, дядя, – предупредил Саша.

– Да какие шутки? [Анатолий Степанов. В последнюю очередь (1984)].

(7) – Сбруйка у него аккуратненькая, животы не мученые, тарантасец покойный – едет

да посвистывает. [М.Е. Салтыков-Щедрин. Благонамеренные речи]

(8) Сбылось предсказание Петра I, однажды с грустью заметившего: «Меншиков в

беззаконии зачат, во гресех родила мать его, и в плутовстве скончает живот свой, и если

он не исправится, то быть ему без головы…» [В.Г. Авсеенко. 200 лет С.-Петербурга. Исто-

рический очерк (1903)] .

Группа

Номер предложения

Значение

Аргументация

1




2




3




4






МОДЕЛЬ ОТВЕТА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Группа

Номер предложения

Значение

Аргументация

1

1,4 (1 балл)

часть тела, прилегающая к в

тазу, в которой расположены органы пищеварения (1 балл)

на значение указывают контексты: живот втянутый в

1 предложении, живот нависал-в 4-ом.Они позволяют увидеть, что речь идёт не о внутреннем органе, а о части тела.(1 балл)

2

2,6(1 балл)

желудок, кишечник, внутренние органы(1 балл)

на значение указывает описание болевых ощущений в данном органе (1 балл)

3

5,8(1 балл)

жизнь (1 балл)

слово живот можно заменить на слово жизнь без потери смысла (1 балл)

4

3,7(1 балл)

животное (использовано для обозначения лошади) (1 балл)

На подобное значение указывает наличие в предложениях слов, связанных с лошадьми - конь (третье

предложение), сбруйка, тарантасец (седьмое предложение) (1 балл)

Максимум

4

4

4



Примечания для жюри:

1. Порядок расположения групп может быть иным.

2. Допускаются иные формулировки значений и аргументов, подходящие по смыслу.

3. Если в какой-либо группе приведено не 2, а более / менее предложений (не соблю-

дается условие, что все группы должны быть равными), то за распределение

предложений по группам ставится 0 баллов.

4. Если при распределении предложений по группам (при соблюдении условия, что

все группы равны) 1 предложение указано неверно, то за данную группу ставится 0

баллов.

Максимальный балл – 12.

ЗАДАНИЕ № 5

Прочитайте текст и заполните пропуски.

У А.С. Пушкина читаем: «У (1)________________________________дуб зелёный…»

Данное слово (1)______________________________ – не сказочное обозначение места, а ста-

ринное название морского залива, бухты. Оно входит в группу исторически однокоренных

слов с корнем (2)__________, значение которого вам и предстоит определить.

Пушкинское наименование имеет сходную мотивировку со словом, обозначающим

дугообразный поворот реки и встречающемся в названии города (3) Великие

______________. В похожем значении – ‘крутой поворот реки’ – используется слово

(4)__________________ ( с чередованием согласных к// ч в корне).

В этом же этимологическом гнезде оказывается и наименование ручного оружия в ви-

де дуги, стянутой тетивой ((5)_________) древнеримского божества, чьё имя встречается во

фразеологизме (6)__________________________________________________со значением ‘вызвать любовь, привязанность’.

Напрямую со значением рассматриваемого корня связана и мотивировка слова

(7)__________________________, обозначающего ручную корзинку из лубка, прутьев, по-

скольку процесс, заключённый в значении корня, – основная операция при плетении корзин.

Удивительно, но исторически однокоренным будет и слово (8)__________________

‘фигурная линейка для вычерчивания кривых линий’.

Ещё одно этимологически родственное прилагательное в форме м.р., ед.ч., род.п.

находится во фразеологизме (9)____________________________, обозначающем ‘лишнее, ненужное, могущее принести вред’. Само прилагательное означает ‘склонный к козням, интригам, хитрый, коварный’.

Проанализировав слова этимологического гнезда, можно определить значение корня

(2)______ как ‘(10)________________________________________________’.

МОДЕЛЬ ОТВЕТА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

У А.С. Пушкина читаем: «У (1) лукоморья (1 балл) дуб зелёный…» Данное слово

(лукоморье) – не сказочное обозначение места, а старинное название морского залива, бухты. Оно входит в группу исторически однокоренных слов с корнем (2) лук- (0,5 балла), значение которого вам и предстоит определить. Пушкинское наименование имеет сходную мотивировку со словом, обозначающим дугообразный поворот реки и встречающемся в названии города (3) Великие Луки (1 балл).

В похожем значении – ‘крутой поворот реки’ – используется слово (4) излучина (1 балл) (с

чередованием согласных к// ч в корне).

В этом же этимологическом гнезде оказывается и наименование ручного оружия в ви-

де дуги, стянутой тетивой ((5) лук (0,5 балла) древнеримского божества, чьё имя встречается во фразеологизме (6) поразить стрелой Амура / стрела Амура (1,5 балла) со значением ‘вызвать любовь, привязанность’.

Напрямую со значением рассматриваемого корня связана и мотивировка слова (7) лу-

кошко (1 балл), обозначающего ручную корзинку из лубка, прутьев, поскольку процесс, заключённый в значении корня, – основная операция при плетении корзин.

Удивительно, но исторически однокоренным будет и слово (8) лекало (1 балл) – ‘фи-

гурная линейка для вычерчивания кривых линий’.

Ещё одно этимологически родственное прилагательное в форме м.р., ед.ч., род.п.

находится во фразеологизме (9) от лукавого (1,5 балла), обозначающем ‘лишнее, ненужное, могущее принести вред’. Само прилагательное означает ‘склонный к козням, интригам, хитрый, коварный’.

Проанализировав слова этимологического гнезда, можно определить значение корня

(2) лук- как (10) «сгибание, гнутие» (2 балла, может быть иная формулировка, главное,

чтобы прослеживалась идея сгибания).

Максимальный балл – 11.

ЗАДАНИЕ № 6

Даны предложения сходной структуры, различающиеся некоторой особенностью.

Определите эту особенность. Разделите предложения на три равные группы, объясните.

(1) Я буду делать уроки вечером.

(2) Он опять лодыря гоняет.

(3) Наступило тёплое осеннее утро.

(4) Мы будем читать эту книгу.

(5) Снегопад закончился?

(6). Ждём не дождёмся нового спектакля.

Особенность:

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

группы


Номера предложений


Обоснование

1



2



3





МОДЕЛЬ ОТВЕТА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Эти предложения различаются способом выражения сказуемого (допустимо видом

простого глагольного сказуемого) – 1 балл.

группы


Номера предложений


Обоснование

1

3,5(1 балл)

ПГС, выраженное синтетической формой глагола (допустимо: спрягаемой формой глагола, одним словом, одним глаголом) (1 балл)

2

1,4(1 балл)

ПГС, выраженное аналитической формой будущего времени глагола

(допустимо: глаголов в форме составного будущего времени, в форме сложного будущего времени) (1 балл)

3

2,6(1 балл)

ПГС, выраженное устойчивым сочетанием (допустимо: сочетанием

слов, словосочетанием) (1 балл)

Максимум

3 балла

3 балла



Примечания для жюри:

1. Термин ПГС не обязателен, достаточно правильного указания на способ выражения

сказуемого.

2. Порядок расположения групп может быть иным.

3. Если в какой-либо группе приведено не 2, а более / менее предложений (не соблю-

дается условие, что все группы должны быть равными), то за распределение предложений по группам ставится 0 баллов.

4. Если при распределении предложений по группам (при соблюдении условия, что

все группы равны) одно предложение указано неверно, то за данную группу ставится 0 баллов.

Максимальный балл – 7.

ЗАДАНИЕ № 7

Во втором столбце таблицы приведены значения фразеологизмов, в состав которых

входит одно и то же слово в разных формах. Заполните первый столбец таблицы, назвав эти фразеологизмы.

Фразеологизм

Значение

(1)

быстро и бесследно исчезнуть

(2)

говорить зря, заниматься болтовнёй, пусто словить


(3)

очень вкусный

(4)

стать предметом пересудов

(5)

произнести невольно, случайно, неожиданно для говорящего

(6)

получившее широкую известность и не одобрение



МОДЕЛЬ ОТВЕТА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Фразеологизм

Значение

(1) как корова языком слизнула (2 балла)

быстро и бесследно исчезнуть

(2) чесать языком / чесать языками (2 балла)

говорить зря, заниматься болтовнёй, пустословить


(3) язык проглотишь (2 балла)

очень вкусный

(4) попасть на язык (2 балла)

стать предметом пересудов

(5) соскочить / сорваться с языка (2 балла)

произнести невольно, случайно, неожиданно для говорящего

(6) притча во языцех (2 балла)

получившее широкую известность и не одобрение



Максимальный балл – 12

Примечание для жюри:

В некоторых случаях могут быть приведены иные примеры. При наличии в них слова

«язык» оцениваем по соответствию значению.



ЗАДАНИЕ № 8

Переведите текст на современный русский язык и ответьте на вопросы:

(Житие Александра Невского).

Перевод__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Вопросы:

1..Что означает слово современное слово полк) в данном тексте?

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

2. Каково значение слова - им. п.) в этом тексте?

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Приведите два примера существительных из современного русского языка, которые

образованы от этого же корня и имеют близкое значение (примеры должны быть с разным

фонетическим обликом корня). _____________________________________________________

______________________________________________________________________________

Укажите чередование гласных в корнях приведённых слов._______________________

______________________________________________________________________________

3. Какие значения в данном тексте имеют слова ? ________________

___________________________________________________________________________

МОДЕЛЬ ОТВЕТА И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Перевод. Когда же приблизились враги, узнали об этом дозорные Александра. Князь

же Александр построил полки и пошёл навстречу, и покрылось озеро Чудское множеством воинов той и другой стороны. Отец же его Ярослав прислал к нему на помощь младшего брата Андрея с большой дружиной. У князя Александра было так же много храбрых мужей… Князь же Александр, воздев руки к небу, воскликнул: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как ты помог в древние времена Моисею победить Амалика и прадеду моему Ярославу победить окаянного Святополка». (6 баллов)

Примечания для жюри:

1. Обращаем внимание на правильный перевод подчеркнутых слов. За неправиль-

ный перевод подчеркнутых слов снимается по 0,5 балла за слово.

2. За грубые ошибки также снимаются баллы. При переводе важно понимание тек-

ста.

Вопросы

1. Слово означает «вооружиться, собрать войска,

приготовиться к битве» (Словарь русского языка XI–XVII вв., вып. 13, с. 31). В данном

тексте слово имеет значение «построил полки» (1 балл).

2. Слово пря – прю имеет одно из значений «спор, ссора, распря, раздор» (1 балл)

(Словарь русского языка XI–XVII вв., вып. 21, с. 22-23).

Современные слова распря, прения, препирательство, препирание. Этимологически

родственное также спор. (2 балла, по 1 баллу за пример с фонетически разными

корнями).

В корне пр – пир – пор происходит чередование гласных и – о и нуля звука (1 балл)

Примечание для жюри:

Ученик не обязательно должен привести полную цепочку чередующихся гласных, до-

статочно, если он укажет их, ориентируясь на те примеры, которые он привёл.

3. В данном тексте слова язык велеречен означают «народ многоречивый, многослов-

ный», «народ велиречивый». Слово велий (велии) имеет значение «большой,

многочисленный» (1 балл), язык – «народ» (1 балл).

Максимальный балл – 13.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!