крепкая семья
Сценарий занятия
Одна страна –
ОДНИ ТРАДИЦИИ
единство народов России
5–9 классы
23 декабря 2024 г .
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 5–9 классов по теме
«ОДНА СТРАНА – ОДНИ ТРАДИЦИИ»
Цель занятия: расширение представлений обучающихся о традициях
младшими воспитание укрепление
осознания традиций, близким,
формирование новогодних
в России, семейных
встречи Нового года школьниками ценности
уважительного отношения к семье, родным и позитивного отношения к совместной деятельности.
Формирующиеся ценности: крепкая семья, единство народов России.
Основные смыслы: Новый год – любимый для всех россиян праздник, он раскрывает в людях лучшие черты, умножает значимость традиционных, семейных ценностей, энергию великодушия, щедрости и доверия. Участие в совместной деятельности по подготовке к празднованию Нового года (украшение ёлки, дома, приготовление угощений, организация культурного досуга) является основой укрепления семейных связей, объединения разных поколений, поддержкой и развитием у разных народов традиционных ценностей нашей многонациональной страны.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие включает просмотр видеоматериалов, выполнение творческих заданий.
Комплект материалов:
- сценарий;
- методические рекомендации;
- интерактивные задания;
- видеоматериалы;
- презентация.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная
Учитель организует просмотр видеоанонса занятия от Саши Новикова.
Учитель. Ребята, вот и заканчивается 2024 год, и уже совсем близко тот момент, когда мы вступим в новый 2025 год.
В преддверии Нового года царит особая атмосфера праздника, улицы российских городов и сёл преображаются, наполняясь яркими огнями, нарядными ёлками и праздничными украшениями.
Ребята, интересно узнать, как готовятся к встрече Нового года в других
уголках нашей страны? Давайте совершим небольшое видеопутешествие и
откроем для себя что- то новое!
Демонстрация федерального видео «Одна страна – одни традиции».
Учитель. В каком из регионов России вы хотели бы обязательно побывать на Новый год?
Ответы обучающихся.
Учитель. А какие новогодние традиции объединяют жителей всех регионов России? Давайте назовём как можно больше новогодних традиций, которые объединяют жителей разных уголков России.
Ответы обучающихся.
Часть 2. Основная
Учитель. Пожалуй, главная новогодняя традиция, объединяющая всех россиян, – встреча Нового года в тёплой семейной атмосфере, в кругу самых близких и родных людей.
В силу разных обстоятельств не всегда есть возможность собраться всей семьёй за праздничным столом, но для по- настоящему близких и любящих друг друга людей и это не помеха.
Новогодний фильм «Движение Первых» как раз об этом.
Просмотр новогоднего фильма «Движение Первых».
Учитель. Сюжет фильма нам с вами напомнил, что есть люди, которые в силу своего профессионального долга не могут в праздничную ночь быть рядом со своей семьёй.
Речь идёт о пожарных, врачах, спасателях, пилотах, полицейских, военнослужащих и всех тех, у кого график дежурств не зависит от праздников
и выходных. Безусловно, всем им также хочется ощутить новогоднюю атмосферу. Как каждый из нас может помочь им в этом?
Ответы обучающихся.
Учитель. Ребята, а какой новогодний подарок для наших близких не
требует никаких финансовых затрат, но остаётся самым дорогим?
Ответы обучающихся.
Учитель. Вы правы, наше внимание, забота и любовь — самые ценные подарки для наших родных. И благодаря современным технологиям, мы можем дарить их, даже находясь на большом расстоянии друг от друга.
Учитель. А кто помнит, сколько раз в нашей стране можно встретить Новый год?
Ответы обучающихся.
Учитель. Наша страна расположена в одиннадцати часовых поясах, поэтому и встретить Новый год жители нашей страны могут 11 раз!
Предлагаю отправиться в путешествие по России, наблюдая, как Новый год вступает в свои права, и заодно проверим ваши знания об этом волшебном
зимнем празднике.
Интерактивное задание «Новый год шагает по стране».
Интерактивное задание представляет собой карту России, при нажатии на «остановку» воспроизводится вопрос или задание.
После ряда заданий учитель организует обсуждение по предложенным вопросам.
Точка 1.
Видеовопрос. Раньше Новый год отмечали 1 сентября. Но император Пётр I эту традицию изменил. И с его лёгкой руки Новый год теперь празднуют с 31 декабря на 1 января.
А какая ещё новогодняя традиция появилась благодаря Петру I?
Ответ: з а п у скат ь фейерверки. Пётр I не т о ль ко придумал запускать в новогоднюю но ч ь фейерверки, н о и сам вышел на Красную п л ощ а дь с факел о м в руках и запустил его в небо.
Точка 2.
Задание. Распределить перечисленные города в той последовательности,
в какой их жители встречают Новый год – Уфа, Самара, Москва, Владивосток, Иркутск, Магадан, Калининград.
Ответ:
Калининград.
Точка 3.
Магадан, Владивосток, Иркутск, Уфа, Самара, Москва,
Видеовопрос. Традиция наряжать ёлку на Новый год появилась в России в начале XVIII столетия. Пётр I издал указ о необходимости украшать жилища ветвями хвойных деревьев – елей, сосен и можжевельников. Со временем эта традиция обогащалась новыми элементами, которые отражали особенности каждой эпохи и её культурный контекст.
Представьте, что вы оказались в конце XVIII века, как будет наряжена ваша новогодняя ёлочка?
Механика: слева изображена ёлка, а справа вперемешку изображены яблоки, фигурные леденцы, женские бусы, стеклянные шары, игрушки в виде шишки, сосульки, новогодний дождик или мишура, бумажная гирлянда, орехи, пряники, современные ёлочные игрушки, бантики, гирлянда из лампочек, настоящие свечи. Необходимо переместить нужные игрушки на ёлку.
Правильный вариант: яблоки, фигурные леденцы, женские бусы, орехи, пряники, настоящие свечи.
Учитель. Ребята, когда в вашей семье обычно ставят новогоднюю ёлку? Используете ли вы какие-то особенные украшения, сделанные своими руками? Сохранились ли у вас новогодние игрушки из детства ваших мам, пап, бабушек, дедушек?
Ответы обучающихся.
Точки 4–5.
Видеовопрос. Ещё несколько лет назад в нашей стране была традиция – рассылать родным и близким по почте поздравительные открытки на Новый год. Выбор новогодних открыток был огромным. На них часто изображали
важные события, произошедшие в стране. Угадайте, в каком году выпустили эти открытки?
Ответ: 1957 год, запуск первого искусственного спутника Земли
Ответ: 1980 год, Олимпиада- 80 в Москве
Учитель. Ребята, существует ли в вашей семье традиция обмениваться новогодними открытками? Пишете ли вы на открытках индивидуальные пожелания для каждого члена семьи?
Есть ли у вас обычай отправлять новогодние открытки родственникам и друзьям, которые живут в других городах или странах? Хранятся ли в вашей семье старые новогодние открытки, которые получали ваши бабушки и дедушки в те времена, когда ещё не было интернета и современных средств связи?
Ответы обучающихся.
Точка 6.
Видеовопрос. Представьте себе Новый год без Деда Мороза! Невозможно! На просторах нашей огромной страны живут разные народы, и у каждого из них есть свой зимний волшебник! Каждый из них по- своему уникален, но всех их объединяет одно – желание подарить людям счастье и тепло в зимние дни.
Вспомните, в каких регионах России живут Кыш Бабай, Чысхаан и Митын Дада?
Ответы:
Кыш Бабай – Республики Татарстан и Башкортостан Чысхаан – Республика Саха (Якутия)
Митын Дада – Республика Северная Осетия – Алания
Точка 7.
Вопрос. Как дата 18 ноября связана с Новым годом?
Ответ: 18 ноября свой день рождения празднует российский Дед Мороз, считается, что в этот день в Великом Устюге начинаются первые настоящие морозы.
Учитель. Принято ли в вашей семье дарить друг другу новогодние подарки? Существуют ли в вашей семье особые традиции или ритуалы, связанные с новогодними подарками?
Приходят ли к вам в Новогоднюю ночь Дед Мороз и Снегурочка?
Ответы обучающихся.
Точки 8–9.
Видеовопрос. А вы знали, что песне «В лесу родилась ёлочка» 121 год. В
1 90 3 г о ду в журнале «Малютка» появилось стихотворение « Ё л к а » Раисы Ку д аше в ой. Долгое время она не знала, что её ст и хи стали песней. Лиш ь в 19 2 1 г о д у, услышав девочку, напевающую мелодию, она поняла, что её тв орч е ство
стало популярным. А какие новогодние песни вы ещё знаете?
Попробуйте угадать новогодние песни по картинкам.
Ответ: Новогодние игрушки, свечи и хлопушки.
Ответ: Пока часы двенадцать бьют.
Точка 10.
Вопрос. «Распутайте» слова и назовите ещё одну новогоднюю традицию, которая их объединяет:
ОБЙ УАТВКРОН (БОЙ КУРАНТОВ)
ЕЕИОАРЩНБ ДРЗТПИЕНЕА (ОБРАЩЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА).
Ответ: перед боем кремлёвских курантов слушать обращение Президента Российской Федерации.
Учитель. Есть ли в вашей семье традиция выходить всем вместе на прогулку после боя курантов? Если да, то куда вы обычно отправляетесь?
Ответы обучающихся.
Учитель. Как в вашей семье принято проводить первый день нового года?
Ответы обучающихся.
Учитель. Какие виды совместного отдыха являются традиционными для вашей семьи в новогодние праздники?
Есть ли у вас любимые фильмы, которые вы смотрите всей семьёй в
новогодние праздники? Настольные
принимают участие все члены семьи?
Ответы обучающихся.
или подвижные игры, в которых
Часть 3. Заключительная
Точка 11.
Вопрос. Ребята, какая новогодняя традиция зашифрована в картинке?
Ответы обучающихся.
Учитель. Верно, перед встречей нового года принято проводить старый год. Что это значит? Значит, вспомнить тёплые и душевные события уходящего года, поблагодарить тех, кто был с вами рядом в уходящем году, с кем вы переживали радости и трудности.
И подвести итоги уходящего года. Как вы думаете, почему возникла такая традиция? Какой смысл в ней заложен?
Ответы обучающихся.
Методический комментарий. Важно акцентировать внимание детей на том, что подведение итогов года – это отличная возможность оценить свои успехи за прошедший период, а также понять, куда двигаться дальше и какие новые цели и планы поставить на следующий год, учитывая опыт и уроки уходящего года.
Учитель. Ребята, давайте поделимся друг с другом итогами уходящего
года, планами и пожеланиями на новый 2025 год!
Методический комментарий. Учитель м о жет в о фронтальном формате попросить ребят о тветит ь на вопросы: чем запомнился 2 02 4 г о д , какие события стали самыми яркими, каких успехов достигли в у х о д ящем г о д у, че м у хо т ел и бы научиться и ч е го добиться в но в о м у г од у , ч т о хотелось б ы по желать д р уг д р у г у в н о в ом г о д у .
В качестве альтернативы можно предложить ученикам по очереди достать карточку с началом фразы, которую нужно продолжить своим
вариантом.
Карточки (см. дополнительные материалы).
- Самое приятное, что случилось со мной в уходящем году, это...
- В Новый год я хочу пожелать всем...
- Самое большое достижение, которым я горжусь в этом году, это...
- Спасибо моим друзьям за то, что они...
- Самое необычное, чему я научился/научилась в этом году, это...
- Самый весёлый момент уходящего года был, когда...
- Если бы я мог/могла вернуться в начало года, я бы...
- Самый добрый поступок, который я сделал/сделала в этом году, это...
- В следующем году я хочу попробовать...
- Самая сложная задача, которую я решил/решила в этом году, это...
- Самое неожиданное событие этого года для меня – это...
- В уходящем году мне больше всего запомнилось...
- Если бы я мог/могла загадать одно желание на следующий год, это было бы...
- Самый полезный совет, который я получил/получила в этом году, это...
- Самая интересная книга или фильм, которые я открыл/открыла для себя в этом году, это...
- Если бы я мог/могла поблагодарить уходящий год за что-то одно, это было бы...
Обучающиеся поочерёдно берут карточки и продолжают предложения. Карточки возвращаются на место, поэтому они могут выпадать повторно.
Учитель. Ребята, я тоже хочу вам сказать большое спасибо за … ( учитель благодарить учеников, вспоминая лучшие моменты уходящего года ).
От всей души поздравляю вас с наступающим Новым годом! Пусть он будет наполнен яркими событиями, новыми знаниями и достижениями! Счастья и здоровья в Новом году вам и всем вашим близким!
ПОСТРАЗГОВОР
Участие в традиционной акции Движения Первых «Российский детский Дед Мороз» – https://disk.yandex.ru/i/wBYfxfuHOH4beA .
Просмотр и обсуждение художественных фильмов, связанных с Новым годом.
Составление списка фильмов, которые можно посмотреть всей семьёй на новогодних каникулах.
Составление списка книг, которые можно почитать на новогодних
каникулах.
Создание каталога семейных новогодних традиций класса.
Проведение дегустации фирменных семейных новогодних блюд.
ИНТЕГРАЦИЯ С УЧЕБНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ
Литература. Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Н. А. Некрасов. Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент). Г. Х. Андерсен.
«Снежная королева».
Обществознание. Общение. Цели и средства общения. Особенности
общения подростков. Общение в современных условиях. Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества. Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка.
История. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси. Дети и их воспитание. Календарь и хронология. Культура Руси. Изменения в картине мира человека в XVI‒XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Проникновение элементов европейской культуры в быт высших слоёв населения страны.
География. Города и сельские поселения. Культурно-исторические регионы мира
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Новый год и Рождество. Специальный проект о культуре, истории и традициях зимних праздников – https:// www.culture.ru/s/novii-god- i- rozhdestvo/.
Зимняя сказка многоликой России (методические рекомендации по использованию материалов Международной выставки- форума «Россия» на уроках литературы в основной школе) https://edsoo.ru/wp- content/uploads/2023/12/mr_vdnh_kritarova_zh_n_zimnyaya_skazaka_rossii.pdf .
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦЕННОСТНО- СМЫСЛОВЫЕ ЛИНИИ
Благодарность предыдущим поколениям за сохранение новогодних
традиций.