1. Прочитайте текст и выполните задание.
Человек формирует свой взгляд на мир, свою картину мира языка, принятого в определённом социальном или научном сообществе. То, что «идеи не существуют оторванно от языка», в философской литературе было признано уже давно. Однако пристальный интерес к первоначально философскому, а позднее — лингвистическому понятию «языковая картина мира» в научной литературе появился во второй половине XX столетия. В отечественной науке это связано с работами Г. В. Колшанского, А. Н. Леонтьева, Ю. Н. Караулова и других исследователей. Г. В. Колшанский считает, что «картина мира, отображённая в сознании человека, есть вторичное существование объективного мира, закреплённое и реализованное в своеобразной материальной форме. Этой материальной формой является язык, который выполняет функцию объективации индивидуального человеческого сознания». Эту идею в лингвистическом аспекте развивает Ю. Н. Караулов: «В принципах классификации и группировки понятий, в способах установления зависимости между ними отражается представление о внешнем мире, некоторая „картина мира“».
В лингвистике особое значение приобретает разграничение понятий «языковая» и «концептуальная» картины мира: «Языковая картина мира является составной частью концептуальной картины мира и содержит, помимо знаний о языке, информацию, дополняющую содержание концептуальной картины мира с помощью исключительно языковых средств».
Таким образом, языковая картина мира есть часть концептуального мира человека, преломляющегося через языковые формы.
Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот предлог.
2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ЯЗЫК. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Славянские языки. Литературный я. — высшая форма общенародного языка. История языка. Мёртвые языки (известные только по письменным памятникам). Условный я. (арго). Говорить на разных языках с кем-нибудь (также перен.: совершенно не достигать взаимопонимания). Найти общий я. с кем-нибудь (перен.: достичь взаимопонимания, согласия).
2) ИДЕЯ. Понятие, представление, отражающее действительность в сознании человека, выражающее его отношение к ней и являющееся основным принципом мировоззрения. Передовые идеи.
3) КАРТИНА. Произведение живописи. Картины Репина.
4) СЧИТАТЬ. Производить расчёты. Считать деньги.
5) ФОРМА. Внешнее очертание, наружный вид предмета. Земля имеет форму шара. Изогнутая форма.
3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Несмотря на то что автор делится результатами собственного анализа, проведённого в процессе изучения проблемы, текст в соответствии с требованиями научной стилистики характеризуется отсутствием выражения личного отношения автора к анализируемым явлениям.
2) В тексте отсутствуют термины, так как он ориентирован на широкую общественность и его содержание должно быть доступно для понимания массовой аудиторией.
3) В тексте отсутствует эмоционально-оценочная лексика, однако используются слова, с помощью которых автор характеризует предметы и явления, выражая рациональную оценку: пристальный (интерес), особое (значение). Отсутствуют художественные средства выразительности, а также разговорная лексика.
4) Тематика текста обусловила употребление канцеляризмов: лингвистический аспект, первоначально философскому, объективный мир и др.
5) Цель автора текста — сформулировать правила, определяющие обязательную последовательность действий при выполнении разграничения понятий «языковая» и «концептуальная» картины мира, дать руководство к действию.
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) туфлЯ
2) понЯв
3) дОнельзя
4) корЫсть
5) Оптовый
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Все повести этого автора были ИРОНИЧНЫМИ, он как будто подтрунивал над своими героями.
Новый ИНФОРМАЦИОННЫЙ ресурс набирает популярность.
Надо вырабатывать навыки ДИПЛОМАТИЧНОГО поведения.
Художественная гимнастика — один из самых ЭФФЕКТНЫХ и красивых видов спорта.
Всё чаще говорят о том, что стала очень низкой и ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ культура даже среди именитых певцов.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
Режиссёр увлечён магией кадра и почти не уделяет значения характерам персонажей, сюжету и прочим, с точки зрения мастера, мелочам.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
вдоль ПОБЕРЕЖЬЕВ
ШЕСТЬЮСТАМИ письмами
подписанные ДОГОВОРЫ
КЛАДИТЕ аккуратнее
БОЛЕЕ КРУПНАЯ рыба
8. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении сложного предложения
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) И. С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.
2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.
3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.
4) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.
5) В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.
6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А. И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее.
7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы.
8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.
9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ар..стократ, м..нистерство, д..визион
2) оз..ряться, просм..треть, м..рячок
3) зап..реть, д..ревья, выст..лить
4) выск..чка, г..ризонт, стр..тегия
5) расст..лается, пр..оритет, ум..ротворение
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) бе..предел, ра..бег, в..дохнуть
2) пр..чудливо, пр..зрел (бездомного), пр..карманить
3) опр..кинул (ведро), пр..язык, поз..вчера
4) с..змала (любил петь), об..ск, пред..юльский
5) трёх..ярусный, под..ячий, разоб..ю
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) выкрик..вать, горош..нка
2) повизг..вая, глянц..вый
3) неряшл..вый, во..вать
4) книж..ца, дом..ще
5) сирен..ватый, юрод..вый
12. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) замеч..нный, смерка..тся
2) (тени) мерещ..тся, (печка) топ..тся
3) (родители) отпуст..т, (друзья) выруч..т
4) движ..мый, (крот) ро..т
5) вер..вший (словам), размет..вший (диск)
13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Эта юная актриса, нисколько (НЕ)ПРЕТЕНДОВАВШАЯ на всемирную известность, но обладающая при этом здоровыми амбициями, покорила журналиста.
2) Если бы не случайная встреча, Сезария Эвора, возможно, так и осталась бы (НЕ)ИЗВЕСТНОЙ певицей из музыкального бара.
3) (НЕ)СМОТРЯ на дождь, мы продолжали идти.
4) Я расскажу всё так, как было на самом деле, (НЕ)ИСКАЖАЯ ни единого слова.
5) Никем (НЕ)СДЕРЖИВАЕМЫЙ камень быстро покатился по склону вниз.
14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО.
1) (В)ДАЛИ от дома под рокот волн и ветра свист я буду иногда (НА)РЯДУ с другими вспоминать и вас.
2) Идея величия власти, справедливости и храбрости, дарованных ниспосланному (С)ВЫШЕ правителю, представлена в образе льва, который (ИЗ)ДРЕВЛЕ был символом царственности, силы, отваги и небесного покровительства.
3) Мальчишки МЕЖ(ТЕМ) воровали дрова, ЧТО(БЫ) не замёрзнуть.
4) При всём ПРИ(ТОМ) Саня не чурался скромных радостей жизни: ценил юмор, не обижался на шутки и, (НА)СКОЛЬКО я помню, был весьма влюбчив.
5) И вы выходите из своего тёплого дома в холодное утро и идёте (НА)ВСТРЕЧУ другу, который ТО(ЖЕ) собрался идти ловить рыбу.
15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.
На переднем плане картины на фоне фигур ряже(1)ых с маза(2)ыми сажей лицами ярко выделяется девушка в белоснежном платье с плетё(3)ой корзиной в руках.
16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
2) Всю ночь читает небылицы и вот плоды от этих книг.
3) Мне жаль с тобой расстаться и о тебе вспоминать хотелось бы хорошо.
4) А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания.
5) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя.
17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Поприветствовав гостей (1) прибывших на борт катера (2) коротким кивком (3) и попросив их надеть спасательные жилеты (4) молодой человек завёл двигатель.
18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Наедине с тобою (1) брат (2) Хотел бы я побыть: На свете мало (3) говорят ( 4) Мне остаётся жить! Поедешь скоро ты домой: Смотри ж ... Да что? моей судьбой, Сказать (5) по правде (6) очень Никто не озабочен. Отца и мать мою (7) едва ль Застанешь ты в живых ... Признаться (8) право (9) было б жаль Мне опечалить их ... |
19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Дело не в том (1) чтобы знать много (2) а в том (3) чтобы знать из всего того (4) что можно знать (5) самое важное.
20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Бег — самый древний вид лёгкой атлетики. 2) На Олимпийском стадионе в древней Элладе первыми выходили на арену бегуны, начинающие легкоатлетические состязания. 3) На приволье: в поле, в лесу или парке на беговой дорожке стадиона — начинается путь будущих чемпионов и рекордсменов. 4) «Внимание!» — негромко произносит стартер на прямой, как стрела, беговой дорожке. 5) Вот-вот раздастся выстрел и бегун устремится вперёд — бег надо начать сразу же после выстрела. 6) Некоторые спортсмены могут начать бег почти мгновенно. 7) Но это «почти» — десятая доля секунды, от которой зависит победа или рекорд.
22. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
A) — Где ж лучше?
— Где нас нет.
(А. С. Грибоедов)
Б) Длинные серёжки развешаны, словно колокольчики, по ветвям.
(Е. В. Максимов)
В) Его убийца хладнокровно навёл удар...
(М. Ю. Лермонтов)
Г) Недаром говорится,
Что дело мастера боится.
(И. А. Крылов)
Д) Дома новы, но предрассудки стары.
(А. С. Грибоедов)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА ЯЗЫКА
1) антитеза
2) вопросно-ответная форма изложения
3) гипербола
4) многосоюзие
5) олицетворение
6) парцелляция
7) риторический вопрос
8) сравнение
9) эпитет
23. Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Зимой 1921 года я работал секретарём в газете «Моряк». (2)В ней вообще работало много молодых писателей, в том числе Катаев, Олеша и Ильф. (3)Из старых, опытных часто заходил к нам в редакцию только Андрей Соболь — милый, всегда чем-нибудь взволнованный, неусидчивый человек.
(4)Однажды Соболь принёс в газету свой рассказ, раздёрганный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый.
(5)Все прочли этот рассказ и смутились: печатать его в таком небрежном виде было нельзя. (6)Предложить Соболю исправить его никто не решался. (7)В этом отношении Соболь был неумолим — и не столько из-за авторского самолюбия (его-то как раз у Соболя почти не было), сколько из-за нервозности: он не мог возвращаться к написанным своим вещам и терял к ним интерес.
(8)Мы сидели и думали: что делать? (9)Сидел с нами и наш корректор, старик Благов, бывший директор самой распространённой в России газеты «Русское слово», правая рука знаменитого издателя Сытина.
(10)Это был неразговорчивый человек. (11)Всей своей солидной фигурой он совершенно не вязался с оборванной и шумной молодёжью нашей редакции.
(12)Я забрал рукопись Соболя с собой в магазин Альшванга, чтобы прочесть её ещё раз.
(13)Поздним вечером (было не больше десяти часов, но город, погружённый в темноту, пустел уже в сумерки, и только ветер злорадно выл на перекрёстках) кто-то постучал в дверь магазина.
(14)За дверью стоял Благов.
— (15)Вот что, — сказал старый корректор. — (16)Я всё думаю об этом
рассказе Соболя. (17)Талантливая вещь. (18)Нельзя, чтобы она пропала. (19)У меня, знаете, как у старого газетного коня, привычка не выпускать из рук хорошие рассказы.
— (20)Что же поделаешь! — ответил я.
— (21)Дайте мне рукопись. (22)Клянусь честью, я не изменю в ней ни слова. (23)Я останусь здесь и при вас пройдусь по рукописи.
— (24)Что значит «пройдусь»? — спросил я. — (25)«Пройтись» — это значит выправить.
— (26)Я же вам сказал, что не выброшу и не впишу ни одного слова.
— (27)А что же вы сделаете?
— (28)А вот увидите.
(29)В словах Благова я почувствовал нечто загадочное. (30)Какая-то тайна вошла в эту зимнюю штормовую ночь в магазин Альшванга вместе с этим спокойным человеком. (31)Надо было узнать эту тайну, и поэтому я согласился.
(32)Благов вынул из кармана огарок необыкновенно толстой свечи. (33)Золотые полоски вились по ней спиралью. (34)Он зажёг этот огарок, поставил его на ящик, сел на мой потрёпанный чемодан и склонился над рукописью с плоским плотницким карандашом в руке.
(35)Благов кончил работу над рукописью только к утру. (36)Мне он рукописи не показал, пока мы не пришли в редакцию и машинистка не переписала её начисто.
(37)Я прочёл рассказ и онемел. (38)Это была прозрачная, литая проза. (39)Всё стало выпуклым, ясным. (40)От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. (41)При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.
(42)Я посмотрел на Благова. (43)Он курил толстую папиросу из чёрного, как чай, кубанского табака и усмехался.
— (44)Это чудо! — сказал я. — (45)Как вы это сделали?
— (46)Да просто расставил правильно все знаки препинания. (47)У Соболя с ними форменный кавардак. (48)Особенно тщательно я расставил точки.
(49)И абзацы. (50)Это великая вещь, милый мой. (51)Ещё Пушкин говорил
о знаках препинания. (52)Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. (53)Знаки препинания — это как нотные знаки. (54)Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
(55)Рассказ был напечатан. (56)А на следующий день в редакцию ворвался Соболь. (57)Он был, как всегда, без кепки, волосы его были растрёпаны, а глаза горели непонятным огнём.
— (58)Кто трогал мой рассказ? — закричал он неслыханным голосом и с размаху ударил палкой по столу, где лежали комплекты газет. (59)Пыль, как извержение, взлетела над столом.
— (60)Никто не трогал, — ответил я. — (61)Можете проверить текст.
— (62)Ложь! — крикнул Соболь. — (63)Брехня! (64)Я всё равно узнаю, кто трогал!
(65)Запахло скандалом. (66)Робкие сотрудники начали быстро исчезать из комнаты.
(67)Тогда Благов сказал спокойным и даже унылым голосом:
— Если вы считаете, что правильно расставить в вашем рассказе знаки препинания – это значит тронуть его, то извольте: трогал его я. (68)По своей обязанности корректора.
(69)Соболь бросился к Благову, схватил его за руки, крепко потряс их, потом обнял старика и троекратно, по-московски, поцеловал его.
— (70)Спасибо! — сказал взволнованно Соболь. — (71)Вы дали мне чудесный урок. (72)Но только жалко, что так поздно. (73)Я чувствую себя преступником по отношению к своим прежним вещам.
(74)После этого я окончательно убедился, с какой поразительной силой действует на читателя точка, поставленная вовремя.
(По К. Г. Паустовскому*)
*Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) — русский советский писатель, сценарист и педагог, журналист
Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Талант Соболя заключался в том, что он создавал произведения сразу начисто, без последующей правки.
2) Служивший в редакции «Моряка» корректор выделялся из коллектива внешним видом и темпераментом.
3) Благов пришёл к рассказчику и предложил свои услуги, надеясь получить оплату за сверхурочный труд.
4) Рассказчик был изумлён преображением текста с помощью нотных знаков.
5) Ворвавшийся в редакцию газеты Соболь производил пугающее впечатление.
24. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 3 содержится указание на следствие того, о чём говорится в предложении 2.
2) В предложениях 9–11 представлено описание.
3) Предложения 17–19 поясняют, раскрывают содержание предложения 16.
4) Предложение 35 противопоставлено по содержанию предложению 36.
5) В предложениях 58, 59 содержится повествование.
25. Из предложений 60–65 выпишите один фразеологизм.
26. Среди предложений 35–43 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).