СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

3.8. Управление финансами и доходами образовательной организации

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«3.8. Управление финансами и доходами образовательной организации»

Проект №1. «Организация финансово-хозяйственной деятельности в образовательной организации»

Сайт: Жадовский техникум (uspogst.ru)- ОГБПОУ «Жадовский сельскохозяйственный техникум» соответствует следующим требованиям законодательства:

  • Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 14 августа 2020 г. N 831 "Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации" (с изменениями и дополнениями)

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582 г. Москва "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации"

  • Приказ Рособрнадзора № 785 от 29.05.2014 "Требования к структуре официального сайта образовательной организации в сети Интернет и формату представления на нем информации"

  • Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. N 531-ФЗ "О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

  • ГОСТ Р 52872-2012 "Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению"

  • Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 01.12.2014)"Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"

  • Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ О рекламе. Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи и размещаемая на почтовых отправлениях

  • Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть IV

  • Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ О персональных данных

  • Приказ ФСБ РФ от 10.07.2014 N 378

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 687

На сайте есть раздел Сведения об образовательной организации, который содержит следующие пункты:

  • Основные сведения;

  • Структура и органы управления образовательной организацией;

  • Документы;

  • Образование;

  • Образовательные стандарты;

  • Руководство. Педагогический состав;

  • Материально-техническое обеспечение;

  • Стипендии и иные виды материальной поддержки;

  • Платные образовательные услуги;

  • Финансово-хозяйственная деятельность;

  • Вакантные места для приема (перевода);

Во всех пунктах информация соответствует требованиям законодательства.

Кроме того, на сайте присутствуют следующие разделы:

  • Нормативные документы;

  • Общие сведения об ОУ;

  • Информация об учредителе;

  • С помощью формы обратной связи реализуются меры антикоррупционной политики;

  • Расписание уроков и занятий по внеурочной деятельности;

  • Публичный доклад и результаты самообследования за несколько лет;

  • История ОУ и информация о выпускниках;

  • Электронные образовательные ресурсы;

  • Методическая работа, которая также включает в себя информацию о Школе молодого учителя и методических объединениях;

  • итоговая аттестация а также советы психолога при подготовке к экзаменам;

  • профсоюзная организация;

  • Электронные услуги, которые содержат информацию об услугах, оказываемых в электронном виде образовательной организацией (содержится кнопка, адресующая сразу же на портал ГосУслуг);

  • Уполномоченный по правам ребенка;

  • Здоровый образ жизни, включающий информацию о ГТО;

  • Безопасность, включающий Паспорт дорожной безопасности;

  • Информационная безопасность;

  • Патриотическое воспитание;

  • Всероссийская олимпиада

Кроме того, на сайте предусмотрена функция просмотра версии сайта для слабовидящих. Присутствует функция увеличения (уменьшения) шрифта, выключение (включение) графической информации, что полностью соответствует требованиям Рособрнадзора.

Сайт обновляется не реже двух раз в неделю. Обязательным является еженедельное размещение Меню столовой в разделе Питание, а также освящаются новости студенческой жизни (участие детей и педагогов в мероприятиях различного уровня).

Нормативные документы, локальные акты обновляются и размещаются по мере необходимости.

Ежегодно, в конце учебного года на сайте размещается отчет о результатах самообследования и публичный доклад.

Финансово-хозяйственная деятельность ОГБПОУ ЖСХТ представлена следующими нормативными документами:

Локальные нормативные акты

  • Правила приема обучающихся (PDF; 443.38 Кб)

  • Режим занятий обучающихся (PDF; 274.39 Кб)

  • Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (PDF; 209.39 Кб)

  • Порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся (PDF; 318.15 Кб)

  • Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (PDF; 217.72 Кб)

  • Положение о стипендиальном обеспечении обучающихся (PDF; 423.54 Кб)

  • Положение о родительском комитете (PDF; 635.21 Кб)

  • Кодекс этики и служебного поведения работников (PDF; 1.79 Мб)

  • Положение о Ящике доверия (PDF; 393.99 Кб)

  • Общественный антикоррупционный договор (PDF; 749.94 Кб)

  • Декларация о присоединении к общественному антикоррупционному договору (PDF; 182.23 Кб)

  • Положение о перезачете дисциплин профессиональных модулей ОГБПОУ ЖСХТ (PDF; 333.99 Кб)

  • Об утверждении формы реестра коррупционных рисков и плана мер (PDF; 94.59 Кб)

  • Программа профессионального воспитания и социализации обучающихся и слушателей (PDF; 1.14 Мб)

  • Программа развития ОГБПОУ ЖСХТ (PDF; 1.91 Мб)

  • Положение об оплате труда действующее с 01.07.2021 (PDF; 544.24 Кб)

  • Положение о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам (PDF; 317.51 Кб)

  • Положение об общежитии (PDF; 335.34 Кб)

  • Положение o порядке оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий обучающихся ОГБПОУ ЖСХТ (PDF; 301.33 Кб)

  • ПОЛОЖЕНИЕ о порядке посещения обучающимися по своему выбору мероприятий, проводимых в ОГБПОУ ЖСХТ и не предусмотренных учебным планом (PDF; 329.98 Кб)

  • ПОЛОЖЕНИЕ o применении к обучающимся дисциплинарных взысканий (PDF; 374.12 Кб)

  • ПОЛОЖЕНИЕ о применении дистанционных образовательных технологий в учебном процессе (PDF; 340.97 Кб)

  • Положение о способе идентификации личности обучающегося в электронной информационно-образовательной среде (PDF; 394.38 Кб)

  • Положение о зачетной книжке и студенческом билете (PDF; 287.48 Кб)

  • Положение о порядке выдачи документов установленного образца по результатам освоения профессионального модуля «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» образовательной программы среднего профессионального образования и программы профессионального обучения (PDF; 2.18 Мб)

  • Порядок разработки и утверждения образовательных программ в ОГБПОУ ЖСХТ (PDF; 877.49 Кб)

  • ПОРЯДОК способа ведения учета и хранения результатов обучения, внутреннего документооборота, связанных с реализацией образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (PDF; 167.43 Кб)

  • Положение о платных образовательных услугах (PDF; 317.7 Кб)

  • Положение о ведении журнала учебных занятий и практического обучения (PDF; 248.21 Кб)

  • Положение о практической подготовки обучающихся в ОГБПОУ ЖСХТ (PDF; 518 Кб)

  • Положение по организации выполнения и защиты выпускной выпускной квалификационной работы (PDF; 751 Кб)

  • Порядок разработки рабочих программ основной профессиональной образовательной программы (PDF; 896.7 Кб)

Проект № 2. «Разработка комплекса документов, обеспечивающих организацию приносящей доход деятельности в ОГБПОУ «Жадовский сельскохозяйственный техникум»».

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее – Закон № 83-ФЗ) направлен не только на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг при условии сохранения либо снижения темпов роста расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы на их предоставление, но и на создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансирования.

Необходимо обратить внимание на то, что внебюджетная деятельность образовательного учреждения, называемая ранее "предпринимательская и иная приносящая доход деятельность", согласно Закону № 83-ФЗ стала называться "приносящая доход деятельность" – внесены соответствующие изменения в ст. 47 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон РФ "Об образовании"). То есть соотнесения внебюджетной деятельности с предпринимательской не происходит.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Закона РФ "Об образовании" государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. Платные услуги могут быть реализованы образовательными учреждениями населению, предприятиям, учреждениям и организациям "постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям" (подп. "б" п. 11 ст. 3 Закона № 83-ФЗ). Они предоставляются с целью всестороннего удовлетворения потребности населения, улучшения качества услуг, привлечения дополнительных финансовых средств для их обеспечения, развития и совершенствования, расширения материально-технической базы образовательного учреждений, создания возможности организации занятий по месту жительства.

Платные услуги образовательных учреждений являются частью их хозяйственной деятельности и регулируются: Налоговым кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ) с учетом изменений, вносимых Законом № 83-ФЗ; уставом учреждения; нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также субъекта РФ и муниципального образования, на территории которых это учреждение функционирует. Однако законодательно уточнено, что осуществление приносящей доход деятельности государственными и муниципальными образовательными учреждениями допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Виды платных услуг, которые может реализовывать образовательное учреждение, регламентируются различными нормативными актами. Так, в соответствии с п. 1 ст. 45 Закона РФ "Об образовании" к ним относят: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и др. А пункт 4 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 (далее – Правила) расширяет данный перечень за счет подготовки и переподготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемых сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся.

Кроме того, в приложении к письму Министерства образования РФ от 21.07.1995 № 52-М был приведен Примерный перечень платных дополнительных образовательных услуг, которые может оказывать образовательное учреждение за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов, который детализирует возможности учреждений.
Существует и постановление Правительства РФ от 02.12.2009 № 984 "О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг".

В настоящее время при нормировании затрат применяются корректирующие коэффициенты для различных образовательных программ, а это нарушает принцип унификации затрат на государственную услугу, определенный п. 5 ст. 6 Закона № 83, а также влечет проблемы при конкурсном порядке размещения государственного задания. Необходимо расширить перечень государственных услуг с учетом вида и профиля предоставляемых учебными заведениями образовательных услуг.

Следует учитывать, что  внебюджетная деятельность образовательного учреждения не может противоречить внутреннему уставу школы. А следовательно, в уставах государственных и муниципальных образовательных учреждений и негосударственных образовательных организаций в обязательном порядке должны быть прописаны перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления. Таким образом, и для автономного учреждения (подп. 2 п. 5 ст. 5 Закона № 83-ФЗ), и для бюджетного учреждения (подп. 3 п. 5 ст. 5 Закона № 83-ФЗ) приносящая доход деятельность должна быть указана в его учредительных документах.

Учреждение самостоятельно определяет направления и порядок использования своих средств, в т. ч. их долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников образовательных учреждений (п. 5 ст. 42 Закона РФ "Об образовании" в ред. Закона № 83-ФЗ).

Однако в соответствии с п. 3 ст. 45 Закона РФ "Об образовании" платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае заработанные таким образом средства изымаются учредителем в его бюджет, и образовательное учреждение вправе оспорить указанное действие учредителя только в суде.
Если предпринимательская деятельность образовательных учреждений, оказывающих платные дополнительные образовательные услуги, не сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, то согласно письму Министерства образования РФ от 25.12.2002 № 31-52-122/31-15 "О лицензировании платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями общего образования" она не подлежит лицензированию.

Реализация платных услуг образовательным учреждением осуществляется на основании заключенных договоров. До заключения договора образовательное учреждение обязано предоставить родителям (иным законным представителям) потребителя услуги достоверную информацию об учреждении и оказываемых им образовательных услугах (п. 7 Правил).

Способ доведения информации до потребителя, согласно письму Министерства образования РФ от 01.10.2002 № 31ю-31нн-40/31-09, содержащему Методические рекомендации по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования, устанавливается исполнителем самостоятельно, за исключением случаев, когда он определяется законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель обязан обеспечить доступность ознакомления с информацией, используя объявления на стендах, буклеты, проспекты, и ее предоставление по требованию заказчика. Причем необходимо размещать информацию в удобном для обозрения месте.

В образовательном учреждении для потребителей услуг должен быть организован доступ к интернет-сайту, где представлена наиболее полная информация об организационных и финансовых аспектах деятельности учреждения.

Также при заключении договоров на оказание платных образовательных услуг необходимо учесть требования письма Минобразования России от 19.01.2000 № 14-51-59ин/04 "О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг".

Примерная форма договора об оказании платных образовательных услуг государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными организациями и индивидуальным предпринимателем утверждена приказом Минобразования России от 10.07.2003 № 2994. Ее содержание не противоречит концептуальным положениям Закона № 83-ФЗ.
Договоры на оказание платных услуг подписываются должностными лицами образовательного учреждения, имеющими соответствующие полномочия. Перечень таких лиц устанавливается приказом руководителя образовательного учреждения.

По каждому виду платных дополнительных услуг разрабатывается и утверждается образовательная программа и учебный план. Количество часов, предлагаемых образовательным учреждением в качестве дополнительной образовательной услуги, должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям потребителя.

Кроме того, согласно письму Министерства образования РФ от 21.07.1995 № 52-М "Об организации платных дополнительных образовательных услуг" для организации платных дополнительных образовательных услуг образовательным учреждениям необходимо:

  • на основании заключенных договоров издать приказ об организации работы учреждения по оказанию платных образовательных услуг, предусматривающий: ставки работников подразделений, занятых оказанием платных услуг, график их работы, смету затрат на проведение платных дополнительных образовательных услуг, учебные планы и штаты;

  • заключить трудовые соглашения со специалистами (или договор подряда с временным трудовым коллективом) на выполнение платных образовательных услуг.

Безналичные расчеты производятся через банковские учреждения и (или) отделения почтовой связи на лицевой счет образовательного учреждения, открытый в органах казначейства. Если расчет производится в безналичной форме, то образовательное учреждение должно получить от заказчика или потребителя услуги квитанцию об оплате с отметкой банка либо копию платежного поручения с отметкой банка.

Закон № 83-ФЗ определил, что порядок определения платы за реализуемые услуги устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя образовательного учреждения, если иное не предусмотрено федеральным законом (подп. 4 п. 5 ст. 6).

Кроме того, плата и условия при оказании одних и тех же услуг (вне зависимости от источника их оплаты: бюджет любого уровня, средства компаний, доходы населения) должны быть одинаковы. Необходимо обратить особое внимание на то, чтобы не происходило искусственное завышение стоимости конкретной образовательной услуги из-за включения в норматив затрат на реализацию образовательной программы норматива затрат на содержание имущественного комплекса. По своей сути данные расчетные единицы государственного задания имеют разную природу. Так, норматив на образовательную программу – подушевой (четко связан с числом обучающихся и рассчитывается как объем затрат на реализацию образовательной программы для обучающегося в условиях реализации государственных образовательных стандартов). При увеличении численности обучающихся общая стоимость государственного заказа увеличивается в четком соответствии с подушевым нормативом. А норматив затрат на содержание имущественного комплекса (несмотря на возможность соотнесения затрат с численностью обучающихся) несоотносим с некими стандартами и должен учитывать индивидуальные особенности зданий и сооружений конкретного образовательного учреждения (у одной школы, например, есть бассейн, а у другой – нет; у третьей имеется собственная котельная, а у четвертой – централизованное отопление и т. п.). Также при этом меняется зависимость норматива затрат на содержание имущественного комплекса от численности обучающихся – чем их больше, тем меньше норматив затрат в расчете на одного обучающегося.

Разделение нормативов при формировании государственного заказа позволяет более четко определить стоимость платных услуг исходя из требования их унификации со стоимостью аналогичных услуг, включаемых в государственное задание, и возмещением затрат по содержанию имущественного комплекса, вовлеченного в предоставление платных услуг.

В этом случае в методику мониторинга реализации государственного (муниципального) задания может быть включен еще один критерий оценки выполнения государственного задания – "эффективность использования бюджетных средств на выполнение государственного (муниципального) задания". Образовательное учреждение согласно подп. 4 п. 19 ст. 33 Закона № 83-ФЗ вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в т. ч. добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доходы деятельности на основании документа (генерального разрешения) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты Российской Федерации, положения устава (учредительного документа) указанного учреждения, а также гражданско-правовые договоры, предусматривающие получение средств с целью возмещения расходов по содержанию имущества.

Одним из основных локальных актов регламентирующих введение приносящей доход деятельности/платных образовательных услуг является

Положение об оказании платных образовательных услуг.

Рассмотрим разработку ПОЛОЖЕНИЕ Б ОКАЗАНИИ ПЛАТНЪIХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЪIХ УСЛУГ ОГБПОУ ЖСХТ:

1. Общие положения

1.1.Настоящее Положение об оказании платных образовательных услуг в областном государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Жадовский сельскохозяйственный техникум» (далее - положение) разработано в соответствии с в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», уставом техникума и регламентирует порядок оказания платных образовательных услуг.. 1.2. В настоящем положении используются следующие понятия: 1.2.1. «Платные образовательные услуги» - образовательная деятельность исполнителя за счет заказчика по договорам об оказании платных образовательных услуг (далее - договор). 1.2.2. «Заказчик» - физическое и (или) юридическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора. 1.2.3. «Исполнитель» областном государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Жадовский сельскохозяйственный тнехникум» (далее- техникум). 1.2.4. «Обучающийся» - физическое лицо, осваивающее образовательную программу, предусмотренную договором, заключенным между заказчиком и исполнителем. 1.2.5. "Недостаток платных образовательных услуг" - несоответствие платных образовательных услуг обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых платные образовательные услуги обычно используются; или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность заказчиком при заключении договора, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы); 1.2.6. "Существенный недостаток платных образовательных услуг" неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен безнесоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, илипроявляется вновь после его устранения. 1.3. Техникум в соответствии с законодательством Российской Федерации, законов и распоряжений Ульяновской области может оказывать платные образовательные услуги. Перечень платных образовательных услуг определяется Уставом, настоящим Положением, локальными актами по учреждению, образовательными потребностями рабочих кадров. Техникум оказывает платные образовательные услуги исключительно на добровольной основе. 1.4. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные исполнителями при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются лицам, оплатившим эти услуги. 1.5. Техникум вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. 1.6. Настоящее Положение определяет виды, порядок и условия оказания платных образовательных услуг с использованием имущества, переданного в оперативное управление Техникум.

2. Виды платных образовательных услуг

2.1.Техникум вправе оказывать частным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям следующие услуги: 1) профессиональное обучение (подготовки профессиям рабочих и должностям; или переподготовка по 2) обучение по дополнительным образовательным программам; 3) индивидуальные и групповые занятия по углубленному изучению предметов профессионального цикла; 4) Иные услуги, не запрещенные действующим законодательством.

3. Условия предоставления платных образовательных услуг

3.1. Исполнитель оказывает платные образовательные услуги, не предусмотренные муниципальным заданием, по видам образования и подвидам дополнительного образования, предусмотренным уставом и лицензией на осуществление образовательной деятельности, на одинаковых при оказании одних_ и тех же услуг условиях. 3.2. Платные образовательные услуги оказываются за счет средств заказчика и не могут быть оказаны взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. 3.3. Исполнитель самостоятельно определяет возможность оказания платных образовательных услуг в зависимости от кадрового потенциала, финансового обеспечения оказания платных образовательных услуг, наличия материальнотехнической базы и иных возможностей исполнителя. 3.4. Перечень платных образовательных услуг утверждается приказом исполнителя в соответствии с имеющимися условиями и с учетом запросов и потребностей населения. 3.5. Содержание образования в рамках оказываемых платных образовательных услуг определяется в образовательных программах, утверждаемых исполнителем самостоятельно. Исполнитель вправе разрабатывать и утверждать дополнительные образовательные программы для детей и взрослых. Образовательная деятельность при оказании платных образовательных услуг должна быть направлена на формирование и развитие творческих способностей детей · и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. 3.6. Отказ заказчика от предлагаемых ему исполнителем дополнительных платных образовательных услуг, не предусмотренных в ранее заключенном сторонами договором, не может быть причиной изменения объема и условий уже предоставляемых ему исполнителем образовательных услуг по ранее заключенному доrювору. 3.7. Основанием для оказания платных образовательных услуг является заключенный между заказчиком и исполнителем договор. 3.8. Исполнитель обязан обеспечить заказчику и обучающемуся оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора. 3.9. Доход от оказания платных образовательных услуг и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение исполнителя и используются в порядке и на условиях, установленных локальным нормативным актом исполнителя.
4. Информация о платных образовательных услугах

4.1. Исполнитель обязан до заключения договора и в период его действия представлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. 1.7.Исполнитель обязан довести до заказчика информацию, содержащую сведения о предоставлении платных образовательных услуг в порядке и объеме, которые предусмотрены Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 4.2. Информация о платных образовательных услугах, оказываемых исполнителем размещается на официальном сайте исполнителя в сети Интернет по адресу https://www.uspogst.ru/ , на информационных стендах техникума. 4.3. Ответственность за актуальность и достоверность информации о платных образовательных услугах несет должностное лицо, назначенное приказом директора исполнителя.

5. Порядок заключения договоров

5.1. Договор заключается в простой письменной форме и содержит сведения: а) полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя - юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя - индивидуального предпринимателя; 6) место нахождения или место жительства исполнителя; в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон (при наличии) заказчика и (или) законного представителя обучающегося; г) место нахождения или место жительства заказчика и (или) законного представителя обучающегося; д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика; , е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указываются в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору, при наличии); ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося; з) полная стоимость образовательных услуг по договору, порядок их оплаты; и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; к) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности); л) форма обучения; м) сроки освоения образовательной программы или части образовательной программы по договору (продолжительность обучения по договору); н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы); о) порядок изменения и расторжения договора; п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг. . 5.2. Договор не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение (далее - поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством Российской Федерации об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантии, включены в договор, такие условия не подлежат применению. 5.3. Сведения, указанные в договоре, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" на дату заключения договора. 5.4. Факт ознакомления обучающегося и (или) его родителей, законных представителей с уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся, фиксируется в заявлении о приеме на обучение по дополнительным образовательным программам. 5.5. Договор заключается в двух идентичных экземплярах, один из которых находится у исполнителя, другой - у заказчика.

6.Снижение стоимости платных образовательных услуг

6.1 В соответствии сч. 5 ст. 54 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", решением директора, Техникум вправе снижать стоимость платных образовательных услуг для отдельных категорий обучаемых по основным и дополнительным образовательным программам: 6.2Стоимость платных образовательных услуг для обучающихся может снижаться на основании решения директора Техникума, по представлению руководителя структурного подразделения с указанием причины, обосновывающей снижение. 6.3 Снижение стоимости платных образовательных услуг возможно: 6.3.1 Для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детей - инвалидов; инвалидов I и II групп; инвалидов с детства; детей, имеющих одного родителя инвалида I и II групп; 6.3.2 Для обучающихся из малообеспеченных семей. 6.3.3 Для обучающихся попавших в трудную жизненную ситуацию. 6.4 В целях подтверждения категории, для которой предусмотрено снижение стоимости платных образовательных услуг, предоставляются соответствующие документы. 6.5 Снижение стоимости· платных образовательных услуг определяется приказом директора на основании личного заявления обучающегося. Заявление оформляется на имя директора техникума с визой руководителя структурного подразделения и, при необходимости, с приложением подтверждающих документов. 6.6 Стоимость образовательных услуг для обучаемого, как правило, снижается на один учебный год. При переводе на следующий курс вопрос о снижении стоимости образовательных услуг может рассматриваться повторно. Для слушателей при реализации программ профессиональной переподготовки, других краткосрочных программ производится разовое снижение стоимости. 6.7 Снижение стоимости платных образовательных услуг, осуществляется от стоимости предоставляемой услуги в зависимости от причины, указанной в личном заявлении обучаемого. 5.8. Решение о снижении стоимости платных образовательных услуг обучаемого утверждается приказом директора техникума и оформляется дополнительным соглашением к основному договору с указанием размера и срока снижения оплаты. 5.9. Уменьшение в результате снижения стоимости и освобождения от оплаты покрывается за счет собственных средств техникума, в том числе за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. 7.Ответственность исполнителя и заказчика

7.1 За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и заказчик несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством Российской Федерации. 7.2 При обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать: а) безвозмездного оказания образовательных услуг; б) соразмерного уменьшения· стоимости оказанных платных образовательных услуг; в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами. 7.3 Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем. Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора. 7.4 Если исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг (сроки начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, заказчик вправе по своему выбору: а) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить оказание платных образовательных услуг; 6) поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; в) потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг; r) расторгнуть договор. 7.5 Заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг, а также в связи с недостатками платных образовательнь1х услуг. 7.6 По инициативе исполнителя договор может быть расторгнут в одностороннем порядке в следующих случаях: а) применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания; 6) невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана; . в) установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося егонезаконное зачисление в эту образовательную организацию; r) просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг; д) невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платныхобразовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося

Проект №3. «Организация ведения бухгалтерского учета в образовательной организации».

Нормативное регулирование бухгалтерского учета как одной из основополагающих сторон деятельности дошкольной образовательной организации является важнейшей задачей финансовых властей. Бухгалтерский учет, будучи источником для финансовой отчетности, которая в свою очередь предоставляет информацию для лиц, чьи решения непосредственным образом сказываются на деятельности любой организации, должен быть предметом постоянного и тщательного регулирования со стороны государства. От того, насколько своевременно и обосновано оно будет реагировать на изменение реалий экономической жизни, разрабатывая новые и корректируя старые нормы в области бухгалтерского учета, будет зависеть качество финансовой отчетности, а, следовательно, и экономическая эффективность принимаемых решений.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в учреждениях образования состоит из документов четырех уровней имеющих разный статус и степень обязательности их выполнения .

Документы первого уровня - это Федеральный закон о бухгалтерском учете, иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, прямо или косвенно регулирующие постановку бухгалтерского учета в организации, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации и другие.

Второй уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые Министерством финансов Российской Федерации, устанавливающие принципы и базовые правила бухгалтерского учета, основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы.

К документам третьего уровня относятся методические указания в виде инструкций, рекомендаций и разъяснений, предлагающие возможные варианты постановки бухгалтерского учета в организации в зависимости от ее отраслевой принадлежности, масштабов и типов производства на базе требований и правил, изложенных в документах первого и второго уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению.

Четвертый уровень системы - это рабочие документы организации, формирующие учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах (рабочий план счетов, система документооборота, порядок инвентаризации и тому подобное).

К нормативным документам первого, высшего, законодательного, уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета относят федеральные законы и иные законодательные акты (указы Президента, постановления Правительства), регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации. К ним относят: Конституцию Российской Федерации , Гражданский , Трудовой , Бюджетный и Налоговый кодексы , Постановление Правительства «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО» Федеральные законы "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью" и другие. Особое место в этом уровне системы занимают Федеральный закон "О бухгалтерском учете" и Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации .

Конституция Российской Федерации , будучи основным законом страны, не могла обойти вниманием такой важный элемент хозяйственной жизни общества, как бухгалтерский учет. Так, из статьи 71 (пунктов "ж", "р") во взаимосвязи с ее статьями 8 (часть 1), 29 (часть 4), 34 и 114 (пункта "б" части 1) следует, что в Российской Федерации официальный бухгалтерский учет служит инструментом финансового регулирования и проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики, обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, основанной на принципах юридического равенства сторон и договорных отношениях, конкуренции и риске; бухгалтерский учет является одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Исходя из этого, федеральный законодатель вправе возложить на участников предпринимательской и иной экономической деятельности обязанность по ведению официального бухгалтерского учета, а определенным участникам рынка и лицам, действующим в официальном качестве (в том числе налоговым органам), предоставить право доступа к информации по бухгалтерскому учету и проверки его достоверности .

Гражданский кодекс Российской Федерации . В его первой части законодательно закреплены многие вопросы учетной работы. Среди них: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица ; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета ; обязательные случаи аудиторского заключения ; понятия чистых активов, дочерних и зависимых обществ (предприятий) ; порядок реорганизации и ликвидации различных видов юридического лица . Во второй части Кодекса раскрыты основы договорной работы, являющейся основой формирования оправдательной и первичной учетной документации, и заложены подходы в отражении конкретных хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

Федеральный закон №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» , принятый 21 ноября 1996 г. стал важнейшим звеном российского бухгалтерского законодательства. В нем был обобщен опыт бухгалтерского учета в рыночной экономике применительно к российским традициям и действующему в России гражданскому и финансовому праву . В нем были определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц, управляющего персонала, меры, обеспечивающие достоверность бухгалтерской информации, порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета.

Закон «О бухгалтерском учете» состоит из IV глав и 19 статей.

В главе I "Общие положения" дано определение сущности бухгалтерского учета. Названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, план счетов, бухгалтерская отчетность и так далее). Изложен порядок регулирования бухгалтерского учета, в соответствии с которым общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством Российской Федерации, а органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают планы счетов и инструкции по их применению, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и другие нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.

В главе II "Основные правила ведения бухгалтерского учета" определены требования к ведению бухгалтерского учета (ведение учета путем двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, на русском языке, в валюте Российской Федерации, формирование учетной политики и обязательность ведения обособленного учета текущих затрат, капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.

В главе III "Основные правила составления и предоставления бухгалтерской отчетности" изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.

В главе IV "Заключительные положения" определена ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Необходимо отметить, что статьи данного Закон взаимосвязаны между собой, и понятия, которые обозначаются в первых статьях закона получают свое дальнейшее развитие в последующих статьях и главах. Так, в пункте 1 статьи 1 Закона дается определение бухгалтерскому учету, как упорядоченной системе сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций; здесь нашли отражение последовательные этапы бухгалтерского учета: сбор, регистрация и обобщение информации, а затем все три этапа получили свое дальнейшее раскрытие в статьях 9 «Первичные учетные документы», 10 «Регистры бухгалтерского учета» и в главе 3 «Бухгалтерская отчетность».

Так статья 9 Закона называется «Первичные учетные документы» и соответствует этапу сбора бухгалтерской информации. В пункте 1 данной статьи установлено законодательное требование документального оформления всех хозяйственных операций, проводимых организацией.

Документ, которым оформляется проводимая хозяйственная операция, имеет двойное предназначение:

во-первых, этот документ является оправдательным, т.е. подтверждает факт совершения организацией хозяйственных операций;

во-вторых, документ служит первичным учетным документом, на основании которого производятся записи в бухгалтерском учете.

Важность первичных учетных документов подтверждена в пункте 2 статьи 9 тем, что они принимаются к учету только в случаи, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а если используется первичный документ, форма которого не предусмотрена в указанных альбомах, то он должен содержать некоторые обязательные реквизиты (наименование документа, дату составления документа, содержание хозяйственной операции, личные подписи указанных лиц и другие). Кроме того, согласно пункту 3 статьи 9 лица, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждаются руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером, эти же лица в дальнейшем несут ответственность за своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных (пункт 4 статьи 9).

Таким образом, первичные документы, соответствующие этапу сбора бухгалтерской информации, являются основой бухгалтерского учета.

Статья 10 Закона называется «Регистры бухгалтерского учета» и соответствует стадии регистрации бухгалтерской информации, которая происходит на основе принятых к учету первичных документах, правила составления и ведения которых описаны в статье 9 данного Закона. Регистрируемая информация о хозяйственных операциях отражается на регистрах бухгалтерского учета в хронологическом порядке по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Сами формы регистров бухгалтерского учета в соответствии с пунктом 19 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации разрабатываются и рекомендуются Министерством финансов Российской Федерации и органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, или федеральными органами исполнительной власти, организациями при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета.

На основе регистров бухгалтерского учета, независимо от их формы, составляется баланс предприятия, то есть итоговая бухгалтерская отчетность предприятия.

Итоговой бухгалтерской отчетности предприятия посвящена глава 3, то есть именно в этой главе получил свое раскрытие третий этап бухгалтерского учета - обобщение бухгалтерской информации, который был зафиксирован в определении бухгалтерского учета.

Обобщение бухгалтерской информации и ее продукт в виде бухгалтерской отчетности являются отражением результатов деятельности всей организации, и по этому пристально контролируются всеми заинтересованными пользователями бухгалтерской информации. Следствием такой важности бухгалтерской отчетности явилось выделение под нее отдельной главы Закона, в которой описаны ее состав, сроки и адреса предоставления и условия публичности.

Так, обязанность составлять и предоставлять бухгалтерскую отчетность согласно пункту 1 статьи 13 возложена на все организации. Хотя здесь и говорится обо всех организациях, следует учитывать, что Закон согласно пункту 3 статьи 4 не распространяется на организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением ведения бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов). Соответственно обязанность составления бухгалтерской отчетности на организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не распространяется.

В пункте 2 статьи 13 Закона четко прописан состав бухгалтерской отчетности организаций, в которую входят:

а) бухгалтерский баланс;

б) отчет о прибылях и убытках;

в) приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;

г) аудиторское заключение;

д) пояснительная записка.

Состав бухгалтерской отчетности для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг) определен отдельно в пункте 4 статьи 15, и в него входят:

а) бухгалтерский баланс;

б) отчет о прибылях и убытках;

в) отчет о целевом использовании полученных средств.

Помимо состава бухгалтерской отчетности в законе прописаны и сроки их предоставления: квартальная бухгалтерская отчетность предоставляется в течение 30 дней по окончании квартала, а годовая - в течение 90 дней по окончании года. Общественные организации предоставляют бухгалтерскую отчетность только раз в год.

Бухгалтерская отчетность подписывается главным бухгалтером и руководителем организации.

Рассматривая вопрос об этапах бухгалтерского учета, необходимо заметить, что все этапы тесно связаны между собой. Так, например, этап сбора информации также является и этапом ее регистрации, так как любая информация, собираясь, регистрируется в первичных учетных документах. Этап регистрации может выступать в качестве этапа обобщения бухгалтерской информации, так как запись в регистры бухгалтерского учета представляет собой, по сути, обобщение информации на основе какого-либо признака.

Аналогичное отражение имеют не только этапы учета, но все остальные категории, обозначенные в определении бухгалтерского учета.

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) , составленные на основе Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности и во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО , устанавливают принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составление и представление бухгалтерской отчетности и являются важнейшими нормативными документами второго уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, разработка которых вменена в обязанность Законом о бухгалтерском учете Минфину РФ. В этих документах обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности.

ПБУ представляет собой элемент системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации и должно применяться с учетом других Положений по бухгалтерскому учету в соответствии с действующим законодательством.

Разработка ПБУ базируется на общепринятых методологических принципах, предусмотренных международными стандартами . Структура каждого стандарта включает:

введение (общие положения);

определения;

содержание;

необходимые пояснения (предписания), регулирующие процедуру практического применения отдельных требований, составляющих основу того или иного ПБУ;

дату вступления в действие.

В первой части ПБУ -- введении указывается, что данное ПБУ устанавливает методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о сфере применения этого Положения. Определяются условия, на которых используется объект в учете организации (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, договора аренды и прочее). Приводится характеристика организации учета отдельных объектов, перечень которых регулируется данным ПБУ.

Во введении наряду с раскрытием общего содержания ПБУ указываются также его цели и задачи.

Во второй части Положения даются определения основных понятий, что позволяет однозначно понимать термины, содержание соответствующих объектов учета и их показатели.

Основное содержание объекта и практика его применения раскрывается в последующих частях ПБУ.

Разработка и внедрение в практику Положений по бухгалтерскому учету происходит в рамках «Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», которая была принята постановлением Правительства № 283 от 6 марта 1998 г. В данной Программе прописано, что ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику. Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Таким образом, отечественные ПБУ разрабатываются в соответствии с МФСО.

План внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 мая 1998 г. № 587-р [9] в рамках исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности" .

Из перечисленных положений особенно важным является Положение «Учетная политика организаций», так как в нем изложены основные принципы бухгалтерского учета, зафиксированные в виде требований и допущений. Считаю необходимым остановиться на них более подробно.

Допущение имущественной обособленности означает, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций

Допущение непрерывности деятельности означает, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке.

Допущение последовательности применения учетной политики означает, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.

Допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности означает, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Требование полноты указывает на необходимость полноты отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности.

Требование своевременности указывает на необходимость своевременного отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.

Требование осмотрительности указывает на большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.

Требование приоритета содержания перед формой указывает на необходимость отражать в бухгалтерском учете факторы хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.

Требование непротиворечивости указывает на необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.

Требование рациональности указывает на необходимость рационального ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

ПБУ хотя и дают базовые правила бухгалтерского учета, основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, и возможные бухгалтерские приемы, но не раскрывают конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности .

Такое раскрытие должно осуществляться в документах третьего уровня методических указаниях по ведению бухгалтерского учета, в том числе, в инструкциях, рекомендациях и тому подобное. К этой группе документов относятся План счетов , методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в строительстве, сельском хозяйстве, науке и проектно-изыскательских работах, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности и другое. К ним также можно причислить многочисленные указания Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, возникающим впервые в хозяйственной деятельности организаций (договор о совместной деятельности, договор о доверительно управлении, векселя и казначейские обязательства, лизинговое имущество и другие).

В методических указаниях и методических рекомендациях осуществляется детальная проработка и раскрытие основных требований, предъявляемых к ведению бухгалтерского учета документами более высоких уровней. Требования нормативных документов первого и второго уровней конкретны и однозначны, они обязательны к применению. Положения методических рекомендаций носят более общий характер и предназначены для использования предприятиями и организациями при разработке методологической базы учета с учетом специфики финансово-хозяйственной деятельности, в основном при формировании учетной политики.

Важнейшими документами этого уровня являются План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению . Остановимся на этом документе более подробно.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой упорядоченную номенклатуру перечня счетов, которую должны применять организации всех организационно-правовых форм собственности различных отраслей народного хозяйства, транспорта и так далее. Специфические особенности некоторых из них учитываются на отдельных счетах, которые вправе вводить организации по ходатайству соответствующих министерств и ведомств, последние обязаны согласовывать необходимость применения этих счетов с Министерством финансов Российской Федерации.

План счетов представляет собой строго иерархическую структуру, основу которой составляют синтетические счета (счета первого порядка) и субсчета (счета второго порядка). Если ведение счетов и указание их нумерации является строго обязательным, то использование в текущем учете субсчетов такой жесткой регламентации не имеет.

Такой методологический подход к применению единого Плана счетов создает четкую регламентацию при организации бухгалтерского учета, упрощает его ведение, дает возможность автоматизировать все участки бухгалтерского учета, сведя к минимуму ошибки в корреспонденции счетов.

В Плане счетов по каждому синтетическому счету дана типовая схема его корреспонденции с другими синтетическими счетами, которая закладывается в программы при разработке автоматизированных систем учета. Это не исключает возможности при возникновении новых фактов хозяйственной деятельности дополнить типовую схему новыми корреспонденциями. Но при этом следует строго соблюдать основные методические принципы ведения бухгалтерского учета, которые изложены в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

На основе Плана счетов бухгалтерского учета организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, применяемых этой организацией.

Таким образом, План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете организации.

Он является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы.

В основу Плана счетов положены принципы:

универсальности и обязательности применения всеми организациями (кроме бюджетных и кредитных) независимо от вида деятельности и формы собственности;

раздельного ведения счетов финансовой и управленческой бухгалтерии;

группировки счетов по разделам в соответствии с их экономическим содержанием;

обособленного отражения забалансовых счетов;

двузначного кодового обозначения синтетических счетов и трехзначного -- забалансовых счетов.

План счетов разработан на основе экономической классификации счетов. Счета сгруппированы по признаку экономического содержания отражаемых хозяйственных процессов и расположены в определенной, экономически обоснованной, последовательности - в порядке увеличения ликвидности.

Все синтетические счета имеют двузначный шифр (от 01 до 99). Счета разбиты на 8 разделов: «Внеоборотные активы», «Производственные запасы», «Затраты на производство»; «Готовая продукция и товары», «Денежные средства», «Расчеты», «Капитал», «Финансовые результаты» и 11 забалансовых счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности организации в рыночной экономике. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить, исключать или объединять дополнительные субсчета.

Таким образом, третий, методический уровень занимает важное место в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета. Трудно точно назвать необходимое число методических указаний по бухгалтерскому учету. Можно лишь констатировать, что в предложениях по разработке первоочередных положений по бухгалтерскому учету в перечне оказалось около 30 тем, а по методическим указаниям -- перспективы необозримы, поскольку они разрабатываются применительно к важнейшим отраслям народного хозяйства и видам деятельности (промышленность, капитальное строительство, наука, торговля, туризм, коммунальное хозяйство, сельское хозяйство, бытовые услуги, финансовый рынок и др.), их число может достигнуть 300.

Внутренние документы организации относятся к четвертому уровню системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и утверждаются в рамках принятой учетной политики.

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета учетная политика дошкольного учреждения трактуется как выбранная им совокупность отдельных способов ведения бухгалтерского учета. Их перечень определяет первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности, то есть составляющие содержания метода бухгалтерского учета.

В МСФО 1 «Раскрытие учетной политики» и в соответствующем ему ПБУ 1/99 «Учетная политика организаций» установлено, что учетная политика охватывает принципы, основы, обычаи, правила и процедуры, принятые руководством для подготовки и представления финансовой отчетности, то есть данный стандарт, в первую очередь, ориентирован на внешних пользователей учетной информации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона о бухгалтерском учете организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Согласно пункту 3 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете учетная политика оформляется приказом или распоряжением; при этом утверждаются:

1) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

3) порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

4) правила документооборота и технология обработки учетной информации;

5) порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Формирует учетную политику предприятия ее главный бухгалтер. При этом он исходит из обязательного соблюдения допущений и требований, зафиксированных в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, составляющих его базовые принципы. Содержание учетной политики должно включать методологический, технический и организационный аспекты.

Методологический аспект раскрывает природу отдельных объектов учета, исходя из действующей нормативной базы. Способы ведения бухгалтерского учета, оказывающие существенное влияние на оценку и принятие управленческих решений пользователями бухгалтерской отчетности, должны получить отражение в учетной политике организации. Поэтому признак существенности рассматривается как совокупность этих способов, игнорирование которых создаст сложности для пользователей бухгалтерской отчетности, последствием которых может явиться неправильная интерпретация фактов хозяйственной деятельности предприятия и невозможность дать объективную оценку о его финансовой устойчивости на соответствующем сегменте рынка. Способы ведения бухгалтерского учета, зафиксированные в приказе об учетной политике, применяются с 1 января года, следующего за годом его издания. В течение всего года они не должны изменяться, за исключением следующих случаев:

а) изменения законодательства Российской Федерации или нормативных документов по бухгалтерскому учету;

б) разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета;

в) существенного изменения условий деятельности (реорганизация, смена собственников, изменение вида деятельности и т. д.).

Рабочий план счетов формируется из перечня счетов, необходимость в которых устанавливается по каждому объекту учета. Он включает в себя счета разной степени детализации и обобщения в пределах действующего Плана счетов, утвержденного Министерством финансов Российской Федерации.

Технический аспект учетной политики включает также разработку различных вариантов распределения расходов по управлению производством и его обслуживанию, форму ведения бухгалтерского учета, определение состава внутрипроизводственной отчетности для аппарата управления.

Организационным аспектом учетной политики является форма управления бухгалтерской службы. Соблюдение законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия и ответственность за постановку бухгалтерского учета возложены на руководителя организации. Согласно статье 6 Закона о бухгалтерском учете руководитель организации в зависимости от объема учетной работы может учредить бухгалтерию как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично.

Таким образом, документы четвертого, организационного, уровня системы регулирования бухгалтерского учета формируются непосредственно на месте возникновения бухгалтерской информации - в МАДОУ «Детский сад «Успех». Такая приближенность к непосредственным участникам экономических отношений и свобода в разработке их учетной политики позволяет всей системе бухгалтерского законодательства соответствовать рыночным реалиям и служить во благо как всего государства, так и отдельным организациям.

На протяжении последних десяти лет в России сложилась определенная, еще не законченная, но уже имеющая четкие очертания, система нормативного регулирования бухгалтерского учета. В рамках этой системы и на основе проделанной работы можно сделать несколько важных выводов о системе нормативного регулирования бухгалтерского учета дошкольного учреждения.

Во-первых, российская система нормативного регулирования бухгалтерского учета является континентальной моделью учета. И действительно, бухгалтерский учет у нас в стране регламентируется исключительно законодательно, на что указывает пункт 1 статьи 5 Закона о бухгалтерском учете, где сказано, что общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. И хотя в Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МФСО констатируется, что по мере становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, степень участия профессиональных организаций в регулировании вопросов бухгалтерского учета возрастет, и будет предусмотрено широкое участие в реформировании бухгалтерского учета Института профессиональных бухгалтеров и иных профессиональных организаций, однако на практике бухгалтерский учет до сих пор регулируется только государством по средствам издания нормативно-правовых и других актов. Видимо, сегодняшняя бухгалтерская профессия еще не «адекватна требованиям рыночной экономики».

Во-вторых, российская система нормативного регулирования бухгалтерского учета является действительно системой, то есть представляет собой целостную, взаимосвязанную, иерархично выстроенную совокупность нормативно правовых и иных актов. Верхний уровень этой системы - это законодательный уровень с обязательными к исполнению нормами, этот уровень связан с нормативным уровнем, где более подробно раскрыты категории первого уровня, ПБУ в свою очередь конкретизируются в методических указаниях и инструкциях, и, на конец, на организационном уровне происходит непосредственное применение всех норм и рекомендаций по ведению бухгалтерского учета в конкретных ситуациях в организациях.

В-третьих, российская система нормативного регулирования бухгалтерского учета находится на пути реформирования в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, что говорит о заинтересованности государства в выходе отечественных компаний на зарубежные рынки, что в свою очередь будет способствовать укреплению имиджа России как страны со здоровой, инвестиционно привлекательной экономикой.

Итак, можно заключить, что за годы реформирования бухгалтерского учета произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283. Однако потенциал реформы далеко не исчерпан и следует продолжать изменения в целях создание еще более приемлемых условий и предпосылок для последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации. В частности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями [32. ч. 2]. Следует так же иметь в виду, что, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета и отчетности. В то же время форсирование изменений в бухгалтерском учете и отчетности вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации в экономике, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Кроме того, переход на МСФО требует времени для практической отработки новых методов и процедур сбора и обработки информации.



Скачать

© 2021, 4546 5

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!