.
I этап Мотивация к учебной деятельности. | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Учитель: Здравствуйте ребята! Многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? Может. И мы с вами отправимся на новый материк. А вот на какой, вам предстоит угадать. - Мы с вами приступим к созданию интеллект - рисунка в конце урока мы проверим, что у Вас получилось Он похож на треугольник, С ним на одной мы широте, Однако, в разных полушариях Мы живём давно уже. А реку, что как дерево ветвистое, Узнаём мы без труда. Как называется река? И течёт она куда? Секвойя здесь произрастает, Высотою поражает. А букет озёр великих Материк сей украшает. Сформулируй поскорее Самый главный наш вопрос, На него ответ ты дай И конечно обоснуй.
- Откройте тетради, и запишите тему урока. - Вспомните, с какой проблемы мы начинаем изучение любого материка? - Сегодня мы создаём качественную и количественную оценку ФГП Северной Америки определяем его местонахождение на фоне мировой суши. | - О каком материке идёт речь? (Этот материк называется Северная Америка. Он, как и Южная Америка, имеет форму треугольника. Мы - жители Евразии на одной с ним широте, т.е. Северная Америка тоже разместилась между Северным тропиком и Северным полярным кругом. Но мы живём в Восточном полушарии, а Северная Америка – материка Западного полушария. А реку назовём Миссисипи, она течёт в Мексиканский залив на Юг. Секвойя – самое высокое дерево Земли. ) Речь идёт о Великих Североамериканских озёрах. - Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. - С физико-географического положения материка. |
Активизирую внимание учащихся и мотивирую на учебную деятельность, создаю условия для возникновения потребности включения в учебную деятельность. |
II этап Актуализация знаний и пробного учебного действия. Этап постановки проблемы. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | |
- С какого вопроса мы начнём нашу деятельность? - Верно, мы создаём образ материка в мировом географическом пространстве, а градусная сетка – наш помощник. | Где находится Северная Америка по отношению к главным элементам градусной сетки? (от экватора материк находится целиком и полностью в северном направлении, от нулевого меридиана Северная Америка находится в Западном полушарии, разместившись между Северным полярным кругом и Северным тропиком.) |
- Обратимся к справочной информации(Записываем площадь, рассматриваем с помощью презентации самый- самый) | Запись в тетрадь. |
- Какую проблему мы можем ещё решить с помощью градусной сетки? | Определить географические координаты крайних точек материка. |
Практическое задание: нанести крайние точки Северной Америки и определить их географические координаты. | Самостоятельная – практическая работа учащихся с контурными картами страница 11. |
- Огласите результаты. (Проверка) | Мыс Мёрчисон – Северная крайняя точка 72° с.ш 94° з.д. Мыс. Марьятто – Южная крайняя точка 7° с.ш. 81°з.д. Мыс Принца Уэльского – Западная крайняя точка 65°с.ш. 168° з.д. Мыс Сент Чарльз - Восточная крайняя точка 52° с.ш. 55°з.д. |
- Что получалось у вас успешно? - Где возникли трудности? | Легко определяли географические координаты |
Стимулирую и обеспечиваю ситуацию успеха практической работы в парах (сильный/слабый), дети осуществляют самооценку и взаимоконтроль, совместно несколько раз проговариваются выводы, проводится работа с ориентиром на типовой план и систематизируются и обобщаются старые знания при описании объекта. |
III этап Реализации построенного проекта Обратите внимание на типовой план описания ФГП материка - Какие новые вопросы назрели? | Какова площадь Северной Америки и её место в мире по размерам? |
- Какие цифровые источники мы используем? | Сведения о площадях материков Земли на странице № 8 учебника. Северная Америка занимает по площади третье место в мире после Евразии и Африки, уступает Евразии почти в 2,5 раза, Африке в 1,5 раза, в сравнении с Южной Америкой наш материк больше в 1,5 раза. |
- О каком моменте ФГП мы забыли? | Где лежит Северная Америка по отношению к другим материкам и чем отделяется от соседних материков? Северная Америка относительно Южной Америки лежит на Севере, относительно Антарктиды – тоже в северном направлении, а от Африки на северо-западе; от Евразии отделяется Беринговым проливом, от Южной Америки – Панамским каналом. |
- Наше путешествие вокруг Северной Америки продолжается. Сформулируйте очередной вопрос. | Каков характер береговой линии Северной Америки? (его береговая линия сильно изрезана, здесь много островов, полуостровов, заливов, морей и проливов) |
- Докажите изрезанность береговой линии материка. | Плывём вдоль северного берега: материк омывается водами Северно-Ледовитого океана: море Баффина, море Бофорта, полуостров Бутия, остров Баффинова Земля, Гренландское море и остров Гренландия. На востоке и юге материк омывается водами Атлантики: Гудзонов залив, полуостров Лабрадор, Саргассово море, Мексиканский залив, Карибское море. На западе и северо-западе мы плывём по водам Тихого океана. (Полуостров Аляска, Алеутские острова, Берингово море, Берингов пролив) |
- Сделаем вывод: | Северная Америка омывается тремя океанами Земли. |
- Что особенного вы заметили в названиях данных объектов - такие объекты в природе называются: объекты-близнецы. | - Много встречается объектов природы в береговой линии с одинаковым названием (о. Гренландия – Гренландское море, п-в. Аляска – Аляскинское теплое течение, з-в Гудзон - п-в Гудзон, о. Баффинова Земля – море Баффина) |
Систематизирую и обобщаю старые знания описания физико-географического объекта, проговариваем выводы несколько раз, работаем с типовым планом (стандартом),. |
IV этап урока «Включение нового знания в систему знаний и повторения нового знания» | |
- Вернемся к названию нашей темы урока Задайте себе очередной вопрос | - Когда, кто и что открыл в Северной Америке? |
- Верно, этот вопрос - историко-географический | |
- Предлагаю посмотреть электронную презентацию: Открытие и исследование Северной Америки | - Идет просмотр презентации |
- | - Имена первооткрывателей и исследователей Северной Америки, и время этих открытий |
Работаем с контурной картой обозначаем пути экспедиций. Выполняются практические задания с помощью электронной презентации. |
Этап V « Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности» | |
-Чему мы сегодня научились? | - Мы описывать по плану ФГП Северной Америки. |
-Что узнали интересного? | - Имена великих путешественников, историю открытия материка, объекты-близнецы. |
- Какие затруднения испытали? | - Трудно измерять путь в градусной мере |
-Покажите еще раз главные элементы градусной сетки на карте | - Экватор, полярные круги, нулевой меридиан, тропики |
- Что берем за основу при определении пути в градусной мере? | - Географическую широту, географическую долготу, и величину одного градуса. |
- Вы хорошо поработали, дружно и активно, Молодцы! | |
- Кому особое спасибо сегодня? | - Спасибо картам, градусной сетке и интернету |
По итогам коллективной деятельности учащиеся оценивают себя, отмечают трудные и успешные моменты своей работы. Подводим итог по интеллект рисунку. |
Этап 6 « Этап домашнего задания» | |
- | |
- Кого интересует история Панамского канала и полуострова Аляска, найдите поисковый материал в интернет- ресурсах | |
Практическое упражнение к новой теме, для всех: Выписать объекты-близнецы по всей территории Северной Америки | |
Индивидуальное задание, на выбор: Описать по типовому плану горы Кордильеры и Аппалачи. | |
| Учащиеся выбирают задания на свой вкус. |
Предлагаю учащимся обязательные опережающие и поисково-творческие задания на выбор учащихся. |
Алгоритм.
Шаг 1: Определение ключевого понятия. Изображение его, в виде ассоциации.
Шаг 2: Знакомство с понятиями изучаемой темы, которые должны быть включены в заполнение интеллект-рисунка (словами, рисунками или географическими значками).
Шаг 3: Определения логического места записи, с помощью географического атласа.