СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

75 игровых заданий для уроков русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«75 игровых заданий для уроков русского языка»





75 игровых заданий для уроков русского языка





Подготовила

Комиссарова С.В.

Учитель начальных классов

























«… ребёнок должен играть, даже когда делает серьёзное дело .Вся его жизнь – это игра».

А.С.Макаренко

«Тебе только играть!»- так часто говорим мы ребёнку, не думая о том, что игра для ребёнка – это жизнь. Через игру он постигает мир и познаёт себя. Ребёнок просто не может не играть в силу своей потребности в активном действии. Это качество мы должны использовать, если хотим обучить ребёнка, целенаправленно используя его активность и любознательность.

Использование игр в учебе развивает активность, логику, мышление, наблюдательность, внимательность, творческое воображение. В результате у детей появляется интерес к русскому языку.

Цель игры – помочь сделать серьезный напряженный труд занимательным и интересным для учащихся. Чтобы повысить интерес к урокам русского языка, создать психологическую готовность детей к речевому общению, используются дидактические игры.

Игры и упражнения

Языковые игры

1.«Слово или не слово?»

Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать.

Вместо точек нужно добавить одну букву. Учитель называет букве и просит детей поднимать руку в том случае, если получилось слово.

от (к,ж,р,п,ф) со… (б,к,м,щ,р)

ара (г,ж,ф,п,р) сто…(л,г,ж,н,т)

арта (в,д,к,с,п) поро… (г,х,с,б,ф)


2.Игры с перестановками букв.

С буквой К иду на кокос,

А без К тебя ужалю в нос! (коса-оса)

(Слова для составления стихов: склад-клад, дрожь-рожь, столб-стол, гроза-роза.)



3.Замени букву!

С К – в полях меня найдете,

С Г – частушку запоете,

С В – мне нужен гребешок (колос-голос-волос).


4.Переставь буквы!

Воздух в шину я вдуваю,

Помогаю колесу,

Если слоги мы смешаем,

Буду деревом в лесу (насос-сосна).

(Слова для составления стихов: тёрка-актёр, рамка-марка, влага-глава, среда-адрес, товар-автор)


5.Раздели слово, чтобы из каждого получилось по два:

Горизонт, полоса, завод, столица, часто

Добавь букву – получи новое слово:

Нас+т=наст, мы+с=мыс

6.Отними букву – получи новое слово:

Устроить-с=утроить, гордиться-р=годиться

7.Шарады

Слово составляют из слогов, например:

Из писка птиц мой первый слог,

Второй – с коровьей головы.

Откройте печь, а там - …

Тот, что не раз хвалили вы. (пи-рог)

8. Игра « Почтальон»:

Цель: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка

Задания:

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

Составить предложения, используя данные слова.

9. Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. Предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

1.          Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв( тарелка, ложка, кружка, звонок)

2.          Оарз, страа, енкл, роамкша( роза, астра, клен, ромашка)

3.          Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген( планета, звезда, орбита, снег)

10.Дидактическая игра «Твердый – мягкий»



Цель: повторение правописания твердого и мягкого знаков.



Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата».Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».



Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.



11.Дидактическая игра «Будь внимателен».

Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил.

Из предложенных стихотворений выписать слова с сочетаниями жи, ши:

1. Жили в хижине чижи,

Мыши, ежики, стрижи,

В гости к ним идут моржи

И жирафы и ужи.

2. Жилет, животное , живот,

Жирафы, живопись, живет,

Шиповник, шины, камыши,

Машины и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить,

Шипеть и шить.

Все сочетания ЖИ и ШИ

Только с буквой И пиши!

12. «Сколько точек — столько звуков»

Оборудование: кубик, на гранях которого разное число точек: две, три, четыре, пять, шесть; одна грань пустая.

Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых число звуков равно числу точек на верхней грани кубика. Если выпадает нуль, игрок пропускает ход и передает кубик следующему игроку.

13. « Смягчаю- разделяю».

Цель: закрепить знания детей по теме «Разделительный мягкий знак», развивать память, мышление.

1. Назовите сначала слова, в которых надо писать букву Ь в конце, а потом- в середине.

2. Найдите слова с разделительным мягким знаком. Подчеркните их: пью, шью, бью, семья, кольцо, копье, пони, платье, пальто, воробей, сошьет и т.д.

3. Выпишите слова с разделительным Ь:

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежание

Не пример для подражания.

(Б. Заходер)

Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!

Вот бы тебе серый, да волчьи ноги!

Вот тебе, косой, да рысьи когти!

-Э-э, что мне клыки да когти?

Душа – то у меня все равно заячья.

4.Шарады.

Я с Л смягченным – под землей С твердым Л я на стене

Бываю каменным и бурым. (книги, например, на мне),

А с твердым – в комнате любой, Но как только Л смягчите,

В геометрической фигуре. Сразу в танец превратите.

(Уголь-угол) (Полька-полка).

Без М – в лесу мне красоваться;

С М – суда меня боятся.

(Ель-мель).

14. « Все наоборот».



Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-

Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-.

Игрушка для елки-…(елочная игрушка)

Герой сказки- … (сказочный герой)

Сок яблока-… (яблочный сок)

Суп из молока -…(молочный суп)

Варенье из клубники-… (клубничное варенье)

Каша из гречки-… (гречневая каша)

Вода из речки-… (речная вода)

Скважина в замке -…(замочная скважина)

Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п.



15. « Замени букву».

Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление.

Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.

дочка ручка

бочка речка

ночка свечка

кочка печка

точка почка

тучка дочка

тачка ночка







13. « Найди ошибку».

Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет.

Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему.

1.Кукла, дом, море, вышла, ученик.

2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк.

3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба.

4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.

5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п.

14. Игра « Наборщик» – на каждую букву записать по одному слову;

Книга: к- кошка; н- нос; и-иголка; г- гусь; а- арбуз;

15. Игра « Найди букву», например: т..кв.(тыква), б.н.н(банан), ш.о.л.(школа). ит.д

16. Игра « Путаница» -рабуз-арбуз,онкфеты-конфеты, калей-лейка, бейрово-воробей; фельтроп(портфель),мальбо(альбом), мигазиян(гимназия), динаро(Родина), цояй(яйцо).

17.Дидактическая игра «Найди пару».

Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия.

Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит.

Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой.

18. Исправь ошибки.

Цель: повторить изученные орфограммы.

Верблют(д),каза(о), ачки(о),званок(о), агарот(о,о,д),загатка(д), даска(о),со\нце(л),гарох(о), внушка(ч),ана(о), крушка(ж).

19. Пропущенные слоги: .... стрюля; ..чик; ... радь; ... са; ... ведь; ...нан; .... ла; В этой игре дети на одно слово дают множество вариантов ответов, например(чик) –мальчик,зайчик, кончик ,пальчик и т.д., т.е опять же интерес к предмету, пополняется словарный запас, развивается активность, логика, оттачивается произношение слов.



20. Усложненные виды заданий: «Анаграмма»

Цель: развивать умение анализировать.

 Путем перестановки букв образовать новые слова. Здесь дети узнают новые слова

Лес – сел; ложка-жалко; насос-сосна; банка-кабан; крот-корт; лама-мала, Казан- наказ ;

«Кто где живет?» соотнести стрелками:

медведь нора

Белка берлога лиса дупло

21. Игра « Какое слово спрятано?» внутри-три, подвал-два, столетник-сто, лет; удочка-дочка; бусы-усы; резкий ветерМоську загнал в подворотню – термос;

22. Игра « Замени цифры словами » ос3ё (острие) , 100л ( стол),пи100лет-пистолет, о5- опять, осе3на (осетрина),ви3на(витрина),за1ка ( заколка),

прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно про3 все 100ловые наборы (прежде чем вся семья опять сядет за стол, предварительно протри все столовые наборы)

23. Игра « Что лишнее?» тинасплин, лейк, мальбо,теерв, калиней (пластилин,клей,альбом,линейка, лишнее ветер)

24. Отгадай слова :

Цель: развивать наблюдательность, внимательность,учить различать и находить «лишние» буквы;

ВLGEUCRНА- ВЕСНА; SDУFVТRКLА- УТКА: ГWUРZУШFA-ГРУШАОдно из любимых заданий для детей- разгадывание ребусов в виде зашифрованных цифр; от А до Я –соответствуют цифры;33 буквы- 33 цифры.

А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З,И,Й,К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч,Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь,

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 12 13 14 1516 17 1819 20 22 23 24 25 26 27 28 2930

Э, Ю, Я

31 32 33

Задание: составить слова и словосочетания. 1416? 1213 1 1919; 1416? 14 1 14 1 ; 4 10 14 15 19 10 33

12 16 18 10 5 16 18(коридор), 13 6 19 20 15 10 24 1 ; 23 16 13 13; 21 25 10 20 6 13 30 15 10 24 1

25. Подбери слово

Цель – учить проводить фонетический разбор, расширять словарный запас.

Учитель показывает графическую схему слова, дети к ней подбирают слова. Побеждает тот, кто больше подберёт слов.







Например:

( стол, рыба окно, трон).

Можно усложнить условие: пометить - гласный звук [один, два (на усмотрение) квадратика]. Самый сложный вариант – дать полностью звуковую схему слова.

26. Знаете ли вы русский язык?

Цель – учить употреблять формы ед. ч. и мн. ч. сущ., формы родов сущ.

а) - Я буду называть слова в единственном числе, а вы хором во множественном.

Кот-коты дуга-дуги ведро-ведра

Плот-плоты рука-руки бедро-бедра

Крот-кроты мука-... перо-перья

Грот- гроты беда-беды метро -...

Цветок-цветы день-дни теленок-телята

Человек-люди пень-пни цыпленок-цыплята

Судно-суда лень-... козленок-козлята

Морковь-... еда-... бочонок-бочонки



б) - Я буду называть существительные мужского рода, а вы соответствующие им женского рода.

Повар-повариха ткач-ткачиха

Портной-портниха купец-купчиха

Заяц-зайчика храбрец-...

Слон-слониха врач-...

Петух-.... учитель-учительница

Окунь-... ученик-ученица



в) -А теперь наоборот: я буду называть существительные женского рода, а вы соответственно- мужского.

Индюшка-индюк стрекоза-....

Лиса-лис львица-лев

Коза-козел кошка-кот

Оса-... белка-...

27. Строчная или прописная?

Цель – учить различать слова в нарицательном и собственном значении.

Учитель пишет на доске слова (пушок, вера и т.д.);

Играющие делятся на две команды. Первая придумывает предложение с одним из данных слов, чтобы оно писалось со строчной буквы, а вторая – с прописной.

28. Любопытный

Цель – закреплять умение производить звуко-буквенный анализ слов, выделять первый звук в слове.

Дети садятся в круг, в центре которого ведущий; его в этой игре называют «любопытным».

Назвав громко какую-нибудь букву и обождав немного, чтобы играющие могли подготовиться, «любопытный» забрасывает их вопросами: «Кто?», «С кем?», «Куда?», «1ачем?». Отвечать на них нужно быстро словами, начинающимися на ту букву, которую назвал ведущий. Тот, кто не сразу ответил на вопрос или даст неправильный ответ (с другой буквы), платит фант.



29. Как пишется?

Цель – закрепить слитное и раздельное написание приставок и предлогов.

Как правильно записать предложение, раскрыв скобки?

Солнце спряталось (за) бор.

КотофейИваныч

Залезает на (за) бор-

Прогуляться на ночь.

Я. Козловский.



30. Составь сочетание

Цель – учить составлять глагольные словосочетания с предлогом.

Играющим раздаются карточки с предлогами: из, из-за, из- под, от, с, до, у, без, на, под, над (по 2-3 карточки каждому).

Дети, употребляя предлоги, составляют сочетания глагола с существительными. Например: отъехал от дома, слез с дерева.

Учитель называет глаголы:

внести

мелькнуть

сверкнуть

отъехать

прыгнуть

добежать

стоять

уйти

пить

встать

выйти

достать

убегать

плакать

гулять

смеяться

учиться

лечиться

лечиться

читать

возвращаться

Тот, кто придумал сочетание правильно, получает карточку со словом-глаголом, побеждает быстрее всех набравший десять таких карточек.

31. Не перенесёшь

Цель - отработать правила переноса слов.

Напишите 5 слов, в которых есть два слога, а перенести эти слова нельзя, (утюг,

олень, семья, еда, шея-).

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Такого рода ребусы, игры, головоломки на уроках русского языка способствуют обогащению словарного запаса, расширяют их кругозор.Они несут в себе огромный эмоциональный заряд, воспитывают такие качества, как инициатива, настойчивость, целеустремленность. Атмосфера в классе доброжелательная. Если не укладываются до звонка, сожалеют, что не успели. В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, появляется чувство ответственности, коллективизма, воспитывается характер, воля, стремление к победе, открывается другое мировоззрение на предмет – он стал для него доступным, понятным, а главное- интерес и любовь к русскому языку.

Комплекс игр и упражнений по русскому языку

Развитие речи

1.Игра «Бумеранг»

Цель:воспитать у детей внимание и быстроту реакции: ученику необходимо вспомнить нужное слово и «возвратить» его учителю.

Найди синоним.

Простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая), простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный), беспокойный взгляд (тревожный);крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).

Найди антоним.

Близкий берег (далекий), близкий человек (чужой); веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное); глубокий колодец (мелкий), глубокие знания (поверхностные); мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая).



2.«Фразеологический зверинец».

Цель: расширение словарного запаса учащихся.

Добавить недостающее слово – название животного. Голоден как…(волк). Хитёр, как…(лиса). Труслив, как…(заяц). Нем как…(рыба). Колючий как…(ёж). Здоров как…(бык).

3.Дидактическая игра: «Одним словом».

Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать.

Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу.

1. Обрубок дерева - …(чурбан).

2. Шестьдесят минут-…(час).

3. Густой частый лес- …(чаща).

4. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука).

5. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун).

6. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться).

7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник) и

4. Письмо рисунками

Цель – учить составлять предложения, слова с опорой на рисунок, звуко-буквенный анализ слова, смысловое единство слов в предложении.

Даны картинки. Играют две команды. Ребята из первой команды должны «написать письмо», составив рисунки в определенной последовательности. Дети из второй команды должны «прочесть» это письмо, сложить первые буквы названий предметов.

Например: гриб, рыба, арбуз, чай, игра, переезд, рак, игра, лед, единица, трибуна, единица, лед, игра (грачи прилетели)



5. Придумайте предложение

Цель – учить употреблять несклоняемых существительных в предложениях.

Учитель называет неизменяемые слова: пальто, метро, кофе, какао и др.

Дети придумывают предложения с этими словами. Затем учитель строит вопросы так, чтобы неизменяемые слова в ответах учащихся употребили в косвенных падежах.



6. Что бывает высокое (длинное, широкое, низкое, узкое)?

Цель – учить согласовывать сущ. и прил.

Ведущий называет прилагательное и бросает мяч одному из играющих, который должен назвать предмет, характеризующийся этим признаком.

Например: высокий (дом, дерево). Ученик, назвавший предмет, бросает мяч другому игроку.



7. Сколько получится?

Цель – учить различать смысловое ударение в предложении в зависимости от порядка слов в предложении.

Из слов, написанных на доске, составить несколько предложений, которые отличаются порядком употребляемых слов.

Например, вчера, домой, пришел, вечером, я. Сколько различных предложений получится?

8. Буриме

На уроке русского языка вместо физкультминуток с целью развития речи, логического мышления, активизации мыслительной деятельности можно писать стихи – играли в буриме:

Падает, падает белый снежок.

И покрывает зеленый лужок.

Ребята слепили снежный комок,

Весело встали в широкий кружок.

Стали ребята играть в снежок,

С ними играет собака Дружок.

Весело всем, все рады зиме,

Эти зимние дни не забудутся мне.



9. Вопросы «цепочкой»

Цель – учить раскрывать единство текста.

Дети садятся в круг. Ведущий задает вопрос одному из играющих, тот отвечает на него и на основе своего ответа строит свой вопрос следующему ученику и т.д.

Например:

- Какое время года сейчас?

- Зима. Какие деревья зимой?

- Все белые, словно в шубы и шапки одетые. На что похожи белые сугробы? и т.д.

10. Игра с картинками

Цель – учить составлять предложения по сюжетным картинкам, отрабатывать интонирование предложений.

Школьникам раздаются картинки, на которых изображены действия людей или животных. Например: девочка рисует, дети играют, кошка играет с котятами. Учащиеся должны составить по картинке предложения, а затем, изменяя цель высказывания, делают эти предложения вопросительными.

Например:

Мама - кошка играет с котятами. (Мама-кошка играет с котятами?).



11. Какое слово подойдет?

Цель – учить подбирать устойчивые словосочетания.

К каждому животному, нарисованному на картинках (ослик, пес, муравей, лиса, волк) подберите слово, которое его верно характеризует (верный, упрямый, хитрая, зубастый, трудолюбивый).

12.Подскажи словечко

Цель – учить распространять предложения.

Учитель начинает предложение, ученики заканчивают его. Учитель может начать предложение с однородными членами предложения, чтобы дети в продолжении подобрали другие однородные члены. (Поезд проносился мимо лесов, полей, ...).





13. Кто последний?

Цель - учить подбирать прилагательные как описания.

К слову, названному учителем, придумать определения.

Например, бабушка (старенькая, добрая, седая, ласковая), автобус (маленький, новый, синий, вместительный), вагон (пустой, детский, крытый) и т.д. Побеждает тот, кто больше назовет определений или кто последним скажет.



14.Четыре ответа - одно предложение

Цель – учить составлять предложения, рассмотреть взаимосвязь слов в предложении.

Дети делятся на 4 команды. Учитель называет предмет, например, пароход.

1 команда отвечает на вопрос: Какой он?

2 команда: Что он делает?

3 команда: Как происходит действие?

4 команда: Где происходит действие?

Из слов-ответов составляется предложение. Первое предложение можно выполнить всем вместе. Например: Большой пароход плывет быстро по реке.

Изменённый вариант игры:

каждой команде задано по вопросу и дано то слово, к которому подбирается ответ. Когда все ответы готовы, составляется целый рассказ. Ключевые слова подобраны учителем по заранее продуманному плану.



15.Ответим на вопросы

Цель - учить подбирать слова разных частей речи в глагольных словосочетаниях.

а) Учитель показывает картинку с изображением и задает вопрос: Что с ним

сделано? Ответ должен быть однозначным.

Например:

Елка - срублена

Картофель - выкопан

Каша - съедена

Лампа - зажжена

Флаг - поднят

Яблоко – сорвано



б) Кто больше придумает ответов на вопрос «Как?» применительно к данным глаголам.

Говорить-

Идти-

Читать-

Глядеть-



16.Поймай предложение за хвост!

Сейчас я буду зачитывать предложения, которые нужно закончить правильным словом. Тебе нужно выбрать правильное слово из нескольких вариантов. Верный тот, который указывает на качество, без которого предмет или явление никак не могут обойтись.



17.Властелин слов

Ой-ой-ой-, у слов приключилась беда! Посмотри, как они склеились друг с дружкой. Помоги им освободиться - возьми карандаш и проведи вертикальные линии между словами.

  1. Котигракукланожницыкнигагрядка

  2. Юбкаборщкроватьэкранкрабхолодкоцертлосьутролошадьзаборландышбурякачеликотлета

  3. Катерсверчокромашкапотолоккроликземляникастадионобручлистокиндюкпартавилкакурицавиноградбусытапочкиспичкавеерсалатсловарь

18.Слова-хамелеоны

А сейчас мы проверим, какие вы внимательные. Перед вами пары слов. Посмотрите. Они как будто похожи, но их значения совершенно различны. Подумайте, что превратило «розу» в «козу»?

борода - города

весенний - весёлый

редкий - резкий

пожар - повар

лиловый - ледовый

точный - точёный

баран - барабан

попугай - поругай

икра - игра

река - рука

огород - город

корова - корона

точка - бочка


19.Рассказ склеился. Что делать?

Вот видишь, не зря ты учился спасать слова! Теперь тебе надо освободить целый склеенный рассказ. Сначала отдели друг от друга сцепившиеся слова, как в прошлый раз вертикальной чертой. А потом расставь точки между склеенными предложениями. Начало каждого предложения обозначь большой буквой. А теперь прочти рассказы вслух, делая паузы между предложениями.

  1. Красиврусскийлесзимойбелыекружевазастылинаберёзкахблестятпушистыешапкинавековыхеляхисоснах.

  2. Заглянулосолнышковлесзаискрилисьшишкинаветкахёлкиналеснойтропезатаиласьрысьнаполянкувылетелрябчиконуселсянаветкуветероквеселозаигралсберёзамиполетелпервыйпухзимылесзапелпесню.

  3. Заяцночьюходитпополямилесамбезстрахаегоследыпрямыеноутромонначинаетсострахуметатьсяипутаетследыохотникитожепутаютсяподвойнымследамидалёкимпрыжкамониудивляютсяхитростизайцаазаяцинедумалхитритьонпростовсегобоит-ся.

  4. Пошёлраннимутромёжпогулятьполесуувиделкраснуюягодкуинакололеёнаиголочкужёлтыйлистоконтоженакололнаспинкуприметилвлужеголубуюзвёздочкузахотелёжикеёнаколотьничегоневышлонакрылонэтуудивительнуюзвёздочкулопухомирешилподождатьпоказалосьнадлесомсолнышкозапелиптичкиподнялёжиклопухаподнимвместозвёздочкизасиялосолнышко.



20.О чём рассказали пословицы?

Всем известно, что в пословицах заключена народная мудрость. Надо только уметь её оттуда извлекать. Сейчас посмотрим, умеешь ли ты это делать?

Я стану одну за другой произносить пословицы и давать по три варианта их значения. Твоя задача - выбрать верный.

1.Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Если отрезал что-нибудь неправильно, ножницы не виноваты.

б)Прежде чем что-нибудь сделать, надо хорошенько подумать.

Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал для покупателя.

Лучше меньше, да лучше.

Приятней выпить стакан сока, чем два стакана лекарства.

Приятней изредка ездить в такси, чем часто ходить пешком.

Одну хорошую книгу прочитать полезней, чем пять плохих.

Поспешишь - людей насмешишь.

Клоун быстро скачет по арене, чтобы вызвать у зрителей смех.

Торопливость может привести к нелепым и смехотворным результатам.

Тот, кто бегает, не глядя по сторонам, может свалиться в лужу.

Куй железо, пока горячо.

Металл надо ковать, предварительно раскалив его.

К важным делам лучше приступать в жаркую погоду.

Не откладывай дел, для выполнения которых возникли благоприятные обстоятельства.

Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

Не стоит ссылаться на обстоятельства, если сам виноват.

Зеркало отражает то, что существует на самом деле.

Приобретая зеркало, проверь его качество.


21.«Разъедини слова»

  1. Подобрать девиз урока (пословицу, крылатое выражение) или тему урока.

  2. Записать все слова рядом.

  3. Задание для учеников разъединить слова и прочитать девиз (тему) урока.

Пример: Девиз: Словоодеждавсехфактовазвукодеждаслова. (Слово-одежда всех фактов, а звук – одежда слова. К. Станиславский).

Тема урока : Склонениеименсуществительных (Склонение имен существительных).


22.«Бананы»

  1. Выбирать ключевое слово урока.

  2. Подобрать фразу, при помощи которой зашифровать это слово.

  3. Зашифровывать ключевое слово в выбранной фразе без изменения последовательности букв.

  4. Дать учащимся задание найти и зачеркнуть фразу, чтобы получить ключевое слово урока.

Пример: языксуфрафизумотккрывасет («Язык разум открывает» Н.В.Гоголь - Суффикс ).

Руссслокийвочелсоовекдоброчепомтаннитие («Русский человек добро помнит» - Словосочетание)

На этапе сообщения темы урока использую такие упражнения ка «Дешифровщик» «Морской бой», «Загадочный домик», «Микрофон».

На этапе сообщения темы урока использую такие упражнения ка «Дешифровщик» «Морской бой», «Загадочный домик», «Микрофон».

23.Секреты создания рекламного текста:

Рекламный текст – дает информацию о чем-либо и привлекает наше внимание.

Секреты создания рекламного текста:

1.Рекламный текст всегда ОБРАЗНЫЙ и всегда требует от читателя и слушателя ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ.

«Мягкая хрустящая корочка, слой высококалорийного шоколада – все это НУТЕЛЛА! Это лучший продукт к завтраку: хлеб с НУТЕЛЛОЙ – это лучшее начало дня…»

2.Рекламный текст всегда приглашает к диалогу и строится на ДОВЕРИИ и УБЕЖДЕНИИ.

«Все дети – любят, все мамы – советуют…»

«Рекомендации лучших собаководов!»

«Помогите вашему питомцу стать здоровым!»

«Мы хотим, чтобы вы были здоровы! Экологическая защита для всей вашей семьи…»

3.Рекламный текст всегда НАГЛЯДЕН: используются рисунки, фотографии или дается словесное описание рекламируемого товара.

Задания:

1.Прочитайте текст и, используя свой опыт зрителя и слушателя рекламы и привлекая полученную информацию о требованиях к рекламному тексту, распространите, усовершенствуйте текст РЕКЛАМНОГО ОБЪЯВЛЕНИЯ.

В нашем городе

Выступает с новой программой

ЮРИЙ КУКЛАЧЕВ.

Программа будет проходить

В помещении цирка.

Ждем вас.


2.Рекламный текст может не только сообщать о каком-то готовящемся событии, но и ярко описывать и представлять какой-либо предмет.

Выберите что-либо из предметов, которые вам особенно дороги, памятны: новая, интересная ИГРА; прекрасно иллюстрированная и, конечно, полезная для школьника вашего возраста КНИГА; приготовленный по специальному домашнему рецепту вашей мамы или бабушки – ПИРОГ; выращенный на вашем садовом участке необычный цветок, помидор, лук или другое РАСТИТЕЛЬНОЕ ЧУДО.

Словом, выбрав РЕКЛАМИРУЕМУЮ ВЕЩЬ, сделайте ее яркое, запоминающееся описание и предложите свои услуги по покупке такой же вещи или ее изготовлению.

24.Сочинение нелепиц.

Предлагаем вам сыграть в «Небывальщину» , а затем проверить ваше умение сочинить «нелепицы».

Первый ученик рассказывает свою «небывальщину», утверждая, что всё было именно так, как он говорит. Следующий должен усомниться, или «возмутиться»: «Неправда, такого не бывает! Поди обманываешь?!» А затем со словами: «А вот у меня была истории!» - продолжить свой «небывалый случай».

Шутка, юмор, хорошее настроение пусть сопутствуют вашим фантазиям.

Я гуляла по улице и увидела дверь. Вошла в эту дверь и очутилась в стране Сладостей. Там вместо солнца был леденец, вместо листьев – шоколадки, протекала шоколадная река. По небу проплывали сладкие облака, которые можно есть

25.Как мы сочиняем отзыв

Напишите отзыв о любимой передаче.

Помните, что главное для жанровой формы отзыва – объяснение впечатлений, положительного отношения. Поэтому не забывайте об оборотах: «мне кажется», «я хочу особенно подчеркнуть», «мне хочется еще сказать», «я хочу особенно подчеркнуть», «я особенно ценю то».

И, конечно, в вашем отзыве должны быть использованы оценочные слова: «прекрасно», «замечательно», «ярко», «выразительно» и т. д. Они помогут выразить ваше отношение к тому, о чем вы говорите. А это – самое главное для отзыва.

Итак, продолжите:

… По моему мнению, самой интересной телепередачей для ребят является…

Я её смотрю с большим удовольствием, потому что…

Можно начать так:

Одной из самых интересных телевизионных передач, на мой взгляд, является…

Я легко это могу доказать! Во-первых, эта передача… Во-вторых, в ней всегда…

26.Загадки

Как построена загадка? Предмет описан, указаны его признаки: один – В первой загадке, четыре – в последней. Но признаки указаны не прямо, а с намеком, иносказательно…

Не попробуете ли вы сами сочинить загадку?

А попозже будем объявлять конкурс на лучшую загадку.

27.Карусель

Цель: закрепить знание пословиц и поговорок.

Дети становятся в два круга(1 внутренний и 2внешний).У детей в 1 круге 5карточек , на каждой написана пословица. Под музыку дети 2 круга движутся по часовой стрелке.Когда музыка замолкает , дети 1 круга читают начало пословицы, а тот , кто оказался напротив должен сказать продолжение.Если ответ правильный , ученик получает карточку с пословицей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!