СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №18 М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Основные темы и проблемы оды.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные задачи урока: 

  1. дать общее представление о жизни и творчестве М. Ломоносова; показать его роль в развитии русской культуры, в преобразовании литературного языка;
  2. расширить и углубить знания учащихся об особенностях поэзии М. Ломоносова; сформировать представление о жанровом своеобразии оды; помочь осмыслить основные мотивы оды Ломоносова; выявить языковые и стилистические особенности творчества Ломоносова через анализ од;
  3. способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №18 М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия ». Основные темы и проблемы оды.»

8 класс

Урок №18

М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Основные темы и проблемы оды.

Цели:

  1. дать общее представление о жизни и творчестве М. Ломоносова; показать его роль в развитии русской культуры, в преобразовании литературного языка;

  2. расширить и углубить знания учащихся об особенностях поэзии М. Ломоносова; сформировать представление о жанровом своеобразии оды; помочь осмыслить основные мотивы оды Ломоносова; выявить языковые и стилистические особенности творчества Ломоносова через анализ од;

  3. способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.

Ожидаемые результаты:

учащиеся знают о жизни и творчестве Ломоносова, его преобразованиях в области языка и литературы; определяют основные темы и проблемы его оды, показывают их взаимосвязь

Оборудование:

учебник, текст оды, раздаточный материал для работы в группах, листы А-3, фломастеры.



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап

Приветствие учащихся.

Психологический настрой учащихся. Минута общения «Пожелай удачи».

Приветствуют учителя, желают друг другу удачи одним словом по цепочке.

  1. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей урока


  1. Мотивация учебной деятельности

- «Первый наш университет»…— так назвал Ломоносова Пушкин. Как вы думаете, почему?

И действительно, по многообразию, а точнее энциклопедичности своих знаний, Ломоносов представляет собой явление, в XVІІІ в. совершенно исключительное, напоминая до некоторой степени титанов эпохи Возрождения. Ломоносов занимался физикой и химией, металлургией и астрономией, историей и русским языком — и в каждой области он добивался больших успехов, часто опережая свое время. С именем Ломоносова связано открытие Московского университета, который сейчас по праву носит имя своего основателя. Мы же с вами будем рассматривать деятельность Ломоносова в области языка и литературы.

  1. Постановка целей и задач урока

Записывают тему урока и эпиграф.

Рассуждают по поводу высказывания Пушкина.

Формулируют цели урока.

  1. Актуализация опорных знаний


  1. Проверка индивидуального домашнего задания:

Нарисуйте герб и придумайте девиз французского и русского классицизма. Какие ключевые символы и слова вы подберете? Обоснуйте свою точку зрения.

  1. Прием «Недописанное предложение»

  1. основа классицизма – культ … разума

  2. высший образец классицизма … античное ис-во

  3. герои в классицизме обрисовываются … прямолинейно

  4. жанры в классицизме делятся на … высокие, средние, низкие

  5. в пьесах классицизма наблюдается триединство …. места, времени, действия

  1. Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм»

1 группа. «Классика» и «классицизм» однокоренные слова. Что объединяет эти понятия и чем они отличаются? Почему именно так было названо одно из мощнейших литературных направлений? Когда и почему это произошло?

2 группа. Докажите справедливость слов Белинского: «С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном».

3 группа. Почему Ломоносова не устраивала система стихосложения, господствовавшая в русской поэзии начала XVІІІ века? В чем сущность реформы стихосложения, осуществленной Ломоносовым?

4 группа. В чем сущность теории «трех штилей» Ломоносова и ее значения для развития русского литературного языка?

  1. Стратегия «Корзинка идей".

Предлагаю учащимся предложить в «корзинку идей» всё, что связывает произведение Ломоносова с классицизмом (образец, высокий штиль, жанр оды, герои, лексика)


Учащиеся талантливые и одаренные демонстрируют выполненные дома работы.


Работа в группах.

Дописывают предложения на предложенных карточках, осуществляют взаимопроверку.









Работа в группах. Обсуждают предложенный вопрос, озвучивают свою версию ответа.











Учащиеся предлагают свои варианты по заполнению «корзинки идей».

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Демонстрация ролика о биографии поэта «Ломоносов».

Инструктаж по просмотру: выпишите особенности биографии Ломоносова, что вас в ней поразило (1-2 факта).


  1. Стратегия «Воронка идей».

Инструктаж: на листе бумаги в группе выделите все проблемы, которым посвящено произведение Ломоносова. Определите приоритетную.

Оказываю помощь группам при необходимости. Работа с языковыми карточками (значение слов из оды)


  1. Работа с постером по проблемам и темам оды.

Инструктаж: вынесите в вершину постера приоритетную проблему и покажите ее взаимосвязь с другими проблемами в оде.

Критерии оценивания:

Критерий / группа

1

2

3

4

Проблемы представлены четко, ясно





Показана взаимосвязь проблем произведения





Я могу выстроить собственное понимание проблем произведения по концепт-карте





Общий балл группы





Не проявляется – 0 б.

Проявляется не полностью – 1 б.

Проявляется полностью – 2 б.


Смотрят фильм о биографии поэта и выделяют 1-2 интересных факта. Озвучивают информацию в классе.


Работают с текстом произведения, выделяют темы и проблемы произведения, определяют ведущую (процветание государства, тема мира, роль науки и просвещения, восшествие на престол Елизаветы, мудрость правителя, освоение новых земель, рачительно использование богатств земли).

В случае затруднения поднимают красную карточку.

Работают с постерами, выделяют ключевую проблему и показывают ее взаимосвязь с другими темами и проблемами произведения. Затем каждая группа в течение минуты защищает свою карту. Проводит оценивание по критериям постеров других групп.



  1. Рефлексия. Подведение итогов урока


  1. Стратегия «Трехминутное эссе». Инструктаж по стратегии: в течение трех минут ответить письменно на вопросы:

    1. я узнал больше о..

    2. я удивился тому, что…

    3. я почувствовал, что…

    4. я изменил свое отношение к..


Записывают свои ответы на положения трехминутного эссе.

Домашнее задание


Написать короткое выступление от имени Ломоносова о проблемах и темах оды (на выбор)

Для заучивания наизусть: М.В. Ломоносов. Отрывок из «Оды на день восшествия... 1747 года» (2 последние строфы из «Оды...»).

Записывают домашнее задание, определяют выбор



Просмотр содержимого документа
«Критерии оценивания»

Критерии оценивания:

Критерий / группа

1

2

3

4

Проблемы представлены четко, ясно





Показана взаимосвязь проблем произведения





Я могу выстроить собственное понимание проблем произведения по концепт-карте





Общий балл группы





Не проявляется – 0 б.

Проявляется не полностью – 1 б.

Проявляется полностью – 2 б.





Критерии оценивания:

Критерий / группа

1

2

3

4

Проблемы представлены четко, ясно





Показана взаимосвязь проблем произведения





Я могу выстроить собственное понимание проблем произведения по концепт-карте





Общий балл группы





Не проявляется – 0 б.

Проявляется не полностью – 1 б.

Проявляется полностью – 2 б.



Критерии оценивания:

Критерий / группа

1

2

3

4

Проблемы представлены четко, ясно





Показана взаимосвязь проблем произведения





Я могу выстроить собственное понимание проблем произведения по концепт-карте





Общий балл группы





Не проявляется – 0 б.

Проявляется не полностью – 1 б.

Проявляется полностью – 2 б.





Критерии оценивания:

Критерий / группа

1

2

3

4

Проблемы представлены четко, ясно





Показана взаимосвязь проблем произведения





Я могу выстроить собственное понимание проблем произведения по концепт-карте





Общий балл группы





Не проявляется – 0 б.

Проявляется не полностью – 1 б.

Проявляется полностью – 2 б.



Просмотр содержимого документа
«Стратегии»

Стратегии

  1. Прием «Недописанное предложение»

  1. основа классицизма – культ …

  2. высший образец классицизма …

  3. герои в классицизме обрисовываются …

  4. жанры в классицизме делятся на …

  5. в пьесах классицизма наблюдается триединство ….


  1. Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм»

1 группа. «Классика» и «классицизм» однокоренные слова. Что объединяет эти понятия и чем они отличаются? Почему именно так было названо одно из мощнейших литературных направлений? Когда и почему это произошло?

2 группа. Докажите справедливость слов Белинского: «С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном».

3 группа. Почему Ломоносова не устраивала система стихосложения, господствовавшая в русской поэзии начала XVІІІ века? В чем сущность реформы стихосложения, осуществленной Ломоносовым?

4 группа. В чем сущность теории «трех штилей» Ломоносова и ее значения для развития русского литературного языка?



  1. Стратегия «Корзинка идей".

Предложите в «корзинку идей» всё, что связывает произведение Ломоносова с классицизмом




Стратегии

  1. Прием «Недописанное предложение»

  1. основа классицизма – культ …

  2. высший образец классицизма …

  3. герои в классицизме обрисовываются …

  4. жанры в классицизме делятся на …

  5. в пьесах классицизма наблюдается триединство ….


  1. Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм»

1 группа. «Классика» и «классицизм» однокоренные слова. Что объединяет эти понятия и чем они отличаются? Почему именно так было названо одно из мощнейших литературных направлений? Когда и почему это произошло?

2 группа. Докажите справедливость слов Белинского: «С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном».

3 группа. Почему Ломоносова не устраивала система стихосложения, господствовавшая в русской поэзии начала XVІІІ века? В чем сущность реформы стихосложения, осуществленной Ломоносовым?

4 группа. В чем сущность теории «трех штилей» Ломоносова и ее значения для развития русского литературного языка?



  1. Стратегия «Корзинка идей".

Предложите в «корзинку идей» всё, что связывает произведение Ломоносова с классицизмом






  1. Демонстрация ролика о биографии поэта «Ломоносов».

Инструктаж по просмотру: выпишите особенности биографии Ломоносова, что вас в ней поразило (1-2 факта).


  1. Стратегия «Воронка идей».

Инструктаж: на листе бумаги в группе выделите все проблемы, которым посвящено произведение Ломоносова. Определите приоритетную.


  1. Работа с постером по проблемам и темам оды.

Инструктаж: вынесите в вершину постера приоритетную проблему и покажите ее взаимосвязь с другими проблемами в оде.

















  1. Демонстрация ролика о биографии поэта «Ломоносов».

Инструктаж по просмотру: выпишите особенности биографии Ломоносова, что вас в ней поразило (1-2 факта).


  1. Стратегия «Воронка идей».

Инструктаж: на листе бумаги в группе выделите все проблемы, которым посвящено произведение Ломоносова. Определите приоритетную.


  1. Работа с постером по проблемам и темам оды.

Инструктаж: вынесите в вершину постера приоритетную проблему и покажите ее взаимосвязь с другими проблемами в оде.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!