8 класс Урок №44 - 45. Формирование характеров и взглядов героев повести Пушкина "Капитанская дочка"

Категория: Литература

Основные задачи урока: 

  1. обучающие: проследить по тексту повести путь духовного становления героев; закрепить умения делать сравнительную характеристику героев; показать противоречивость и обреченность характера Пугачева; продолжить обучение анализу идейного содержания художественного произведения через сопоставление эпизодов;
  2. развивающие: способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи при решении  задач;
  3. воспитательные: способствовать формированию культуры межличностного общения (умение слушать друг друга, задавать вопросы);  способствовать пониманию таких нравственных категорий как благородство, милость, жестокость, честь.

Просмотр содержимого документа
«8 класс ВЕРТУШКА»

8-й класс: Вопросы для проверки знания повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.

Стол “А”: Кто и кому писал эти письма?

  1. “Любезный …, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком 100 рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах”.

  2. “Милостивый государь, …, надеюсь на ваше превосходительство…. К вам моего повесу… держать его в ежовых рукавицах и не давать ему воли”.

  3. “… ты доказал, что шпагу носить еще не достоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей…. Что из тебя будет?”

  4. “Я тебя, … пса! Пошлю свиней пасти за утайку правды… С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне”.

  5. “Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что всякому человеку готовы помочь… Я живу в нашем доме под караулом…. Он обходится со мною очень жестоко”.

Ответы:

  1. Зурин – Гриневу.

  2. А.П.Гринев (отец Петра) – генералу в Оренбург.

  3. А.П.Гринев (отец Петра) – своему сыну Петру.

  4. А.П.Гринев (отец Петра) - Савельичу.

  5. Маша Миронова – Петру.

Стол “Б”: Чьи это портреты?

  1. “Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые и большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок…”.

  2. “Молодой офицер невысокого роста. С лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым”.

  3. “Старик бодрый и высокого роста, в колпаке и китайчатом халате”.

  4. “… в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом… Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности”.

  5. “… в ночном чепце и в душегрейке… казалась лет сорока. Лицо…, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую”.

Ответы:

  1. Емельян Пугачев.

  2. Швабрин.

  3. Капитан Миронов.

  4. М-е Бопре.

  5. Императрица.

Стол “В”: Какие слова должны стоять вместо точек?

  1. “Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу …”.

  2. “Хорошо, если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой …”.

  3. “Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь, совершенною …”.

  4. “Так и быть, - сказал он, ударяя меня по плечу. – Казнить так казнить, …. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь”.

  5. “Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей …”.

Ответы:

  1. Береги платье снову, а честь – смолоду.

  2. Заячий тулуп.

  3. Дурочкой.

  4. Миловать так миловать.

  5. Пару серег.

Стол “Г”: Вопросы по сюжету произведения.

  1. Что снилось Гриневу по пути в Оренбург?

  2. Почему Швабрин был отправлен служить в Белогорскую крепость?

  3. Как погибли отец и мать Маши Мироновой?

  4. Какую калмыкскую сказку рассказал Пугачев Гриневу?

  5. Зачем Маша Миронова поехала к императрице?

Ответы:

  1. Сон. Во время бурана Петр находит свой родной дом. Мать говорит Петру о том, что отец при смерти. Но вместо отца Петр видит мужика с черной бородой. “Это твой посаженый отец, поцелуй у него ручку, пусть он тебя благословит”, - просит мать. Петр не соглашается. Мужик с топором встает и начинает всех убивать, но не трогает Петра.

  2. За поединок (дуэли были запрещены).

  3. Отца повесили, а мать зарубили саблей.

  4. Орел спросил у ворона: “Отчего я живу 33 года, а ты 300 лет?” Ворон ответил: “Ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной”. Орел решил тоже питаться падалью. Орел клюнул раз, другой палую лошадь и сказал: “Чем 300 лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!”

  5. Она едет к императрице, чтобы просить за Петра (его приговорили к ссылке в Сибирь на вечное поселение), которого оклеветал Швабрин.

Стол “Д”: Чьи слова?

  1. “Пускай он послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон”.

  2. “Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!”

  3. “Спасибо, государь, спасибо, отец родной! Дай Бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня призрил и успокоил… Век за тебя буду Бога молить, а о заячьем тулупе и упоминать уж не стану”.

  4. “… жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести… А мы, где бы ты ни был и что бы с тобой ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души…”.

  5. “… знаю, что вы не богаты, … но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние”.

Ответы:

  1. А.П.Гринев (отец Петра).

  2. Капитан Миронов.

  3. Савельич.

  4. Петр Гринев.

  5. Императрица.

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №44-45 Формирование характеров героев повести Капитанская дочка»

8 класс


Урок №44 - 45.

Формирование характеров и взглядов героев повести.

Цели:


  1. обучающие: проследить по тексту повести путь духовного становления героев; закрепить умения делать сравнительную характеристику героев; показать противоречивость и обреченность характера Пугачева; продолжить обучение анализу идейного содержания художественного произведения через сопоставление эпизодов;

  2. развивающие: способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи при решении  задач;

  3. воспитательные: способствовать формированию культуры межличностного общения (умение слушать друг друга, задавать вопросы);  способствовать пониманию таких нравственных категорий как благородство, милость, жестокость, честь.

Прогнозируемые результаты:

учащиеся знают содержание повести Пушкина, дают характеристику героям, прослеживают путь духовного становления Петра Гринева и Маши Мироновой, определяют противоречивость образа Пугачева; устанавливают причинно-следственные связи при выполнении заданий, делают монологические высказывания, высказывают и аргументируют свою точку зрения о героях и их поступках

Оборудование:

раздаточный материал для работы в группе

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационно-мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся. Мотивация деятельности.

В 1836 году основан журнал «Современник» и в нем опубликована «Капитанская дочка». Есть книги, которые читаешь 3 дня, а помнишь всю жизнь. Книга Пушкина - одна из них.

- Назовите  общий эпиграф ко всему произведению?  (береги честь смолоду)

- Определите  лексическое значение слова  «честь» по словарю.

- Как вы понимаете использование пословицы Пушкиным?

Пушкин использует ее  как бы в назидание  будущим поколениям. И начинаешь понимать, что жизнь свою с первых шагов строить надо на честных, добрых отношениях, стремиться воспитать в себе порядочного человека, личность, приносящую пользу своим близким,  обществу, Родине. Один неверный шаг и человек  навсегда может замарать свое доброе имя, потерять авторитет и веру в людей.

Проблема выбора: выбора жизненного пути, выхода из создавшейся сложной ситуации, предпочтение одного человека другому, выбор между желанием пойти по ситуации по пути наименьшего сопротивления и осознанием необходимости преодолеть в себе слабость и мучительно, шаг за шагом, день за днём, работать над собой. Этот выбор приходиться делать каждому. Встаёт он и перед героями повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» в самые решающие моменты их жизни.

Итак, жизненная дорога. Какой она бывает? От чего зависит? Давайте рассмотрим на примере героев повести.

  1. Совместное целеполагание.

Эпиграфы.

Совесть – это как раз та сила, которая помогает сдирать с человека эгоизм, затхлость. И без неё не будет обновления, перемен

Ф. Абрамов

 

Береги  платье  снову, а честь смолоду




Этап актуализации опорных знаний

  1. Викторина «Вертушка» (*или «Своя игра»)

  2. Стратегия  «Узнай героя»

Группы получают карточки, содержащие словесный портрет  или характеристику «своего»  героя, и, ознакомившись с описанием, должны сказать, о каком персонаже идет речь.

Карточка№1

Эта героиня:

  1. В экстремальных обстоятельствах получила от отца совет переодеться в крестьянский сарафан;

  2. По словам одного из персонажей  произведения, за пару сережек, готова ходить на свидание в сумерки;

  3. По происшествии трагических событий, «оставила свое крестьянское платье и одета была по-прежнему  просто и мило». (Маша Миронова)

Карточка №2

Этот герой:

  1. Появляется как « в оборванном  армяке  и татарских шароварах», так и  «в красном кафтане»,  «на белом коне»;

  2. Получил в подарок «заячий тулупчик совсем новешенький…бестия, его так и распорол, напяливая на себя»;

  3. Отблагодарил дарителя, пожаловав «шубу со своего плеча». (Пугачев)

Карточка №3

Этот герой:

  1. …умеет быть верным своему слову, умеет по достоинству оценить людей, очень наблюдателен. В людях видит прежде всего только хорошее.

  2. Он - дворянин, связанный со своим сословием  обетами долга и чести.

  3. Он абсолютно не готов к жизни и полагается только на нравственное чувство. (Петр Гринев)         

Карточка №4

Этот герой:

  1. Насмешливо, с издёвкой, распространяет клевету о любимой женщине, которую впоследствии держит взаперти.

  2. Становится на сторону бунтовщиков, нарушает воинскую присягу.

  3. Унижается перед Пугачёвым, ползает у него в ногах, вымаливая прощение. (Швабрин)






  1. Работа в группах. Составление постера о герое.

План:

- внешний портрет;

- занятия;

- жизненные принципы;

- материальное и социальное положение;

- семейное положение;

- степень свободы;

- внутренние качества;

- по каким законам живёт;

- отношения с людьми;

- отношение автора.




1 группа – Маша Миронова

2 группа – Петр Гринев

3 группа – Швабрин

4 группа – Пугачев



  1. Выступление групп. Обсуждение результатов работы.

  1. Выступление группы «Петр Гринев».

Задание классу.

- Определите основные черты характера Петра Гринёва, исходя из его следующих поступков.

  1. Уплата долга за проигрыш.

  2. Благодарность за спасение.

  3. Поединок за честь девушки.

  4. Отказ присягнуть бунтовщику.

  5. Рискует жизнью ради спасения Маши, не оставляет в беде Савельича.

  6. Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.

(честность, порядочность, хорошее воспитание, храбрость, верность родине? патриотизм, благородность, преданность, великодушие и др.)

  1. Выступление группы «Швабрин».

Задание классу.

Стратегия «Диаграмма Венна» (сравнить образы Гринева и Швабрина)

Послушайте стихотворение Р. Гамзатова

В Индии считается, что змеи

Первыми на землю приползли.

Горцы верят, что орлы древнее

Прочих обитателей земли.

Я же склонен думать, что вначале

Появились люди, и поздней

Многие из них орлами стали

А иные превратились в змей.

 

Вопрос на размышление: Кто орел, а кто змея,  следуя Гамзатову?

Мы уже сказали и о том, что Гринёв – главный герой повести, дали ему характеристику, выявляя основные черты характера. Скажите, пожалуйста, кто из героев произведения противостоит Петру, являясь полной противоположностью (Швабрин).

- Заполните сравнительную таблицу, указывая поведение каждого персонажа в определенной ситуации.

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

1. Отношение к семье капитана Миронова

С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, искренне любит и считает своей семьёй.

Насмешливо, с издёвкой, распространяет клевету.

2. Поведение на поединке

Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.

Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.

3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами

Отказывается принести присягу самозванцу. Готов мужественно умереть. Отказывается целовать руку Пугачёву.

Становится на сторону бунтовщиков, нарушает воинскую присягу.

4. Отношение к Маше Мироновой

Любит её, но дает свободу выбора, уважает ее решение. Готов отдать жизнь за неё. Рискует собой, спасая девушку. Не называет ее имени на следствии, не желая впутывать в разбирательство.

Описывает “совершенною дурочкою”. Держит взаперти, морит голодом и выдаёт Пугачёву.

5. Поведение с Пугачёвым

Держится смело, искренне отвечая на вопросы, ведет себя достойно дворянина.

Унижается перед Пугачёвым, ползает у него в ногах, вымаливая прощение.



  1. Выступление группы «Пугачев». Приём «Ключевые термины».

Задание классу.

- Подскажите, пожалуйста, кто же в рассматриваемом произведении является историческим лицом, реально существующим? (Емельян Пугачёв).

- Ребята, перед вами листочки, на которых написаны слова, определяющие те или иные качества человека. Мы увидим Пугачёва в разные  моменты жизни, вам нужно выбрать те, которые, по вашему мнению,  подходят герою в той или иной ситуации. (Ученики записывают в тетрадь выбранные ими качества в две колонки: положительные и отрицательные.)

Ум, сметливость, жестокость, широта натуры, властность, хладнокровие, благородство, желание подчинить своей воле, авантюризм, великодушие, память на добро, удальство, кровожадность, тяга к справедливости, самолюбие, прямота, свободолюбие, честь, милосердие, чувство долга, демократизм в отношениях.



- Охарактеризуйте необычного героя, опираясь на следующую таблицу, обращая внимание на исторически верные подробности и художественный вымысел.

Историческая правда

Художественный вымысел

“Мужицкий царь”, предводитель бунта. Служили и те, кто ему не верили

Взаимоотношения с Гриневым “В Пугачеве-разбойнике побеждает человек”:

Взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга

Способен проявить милость

Умный, отважный, энергичный

Может быть благородным: на добро отвечает милостью

Жестокий

Способен оценить честь и мужество противника

Трагическая судьба


- Выразите своё отношение к высказываниям выдающихся русских писателей:

  • Ф.М.Достоевский: Пугачёв отличается «зверством, а вместе беззаветным русским добродушием».

  • П.И.Чайковский:  У Пушкина Пугачёв показан «в сущности удивительно симпатичным злодеем».

  • Марина Цветаева: «И если мы уже зачарованы Пугачёвым из-за того, что он – Пугачёв, т.е. живой страх, т.е. смертный страх…, то как же нам не зачароваться им вдвойне и вполне, когда этот страшный – ещё и добрый, когда этот изверг – ещё и любит».


  1. Выступление группы «Маша Миронова»

  • Кого еще из героев мы не имеем права отодвинуть на второй план? Кто является главной героиней повести? (Капитанская дочка – Маша Миронова, возлюбленная Петра Гринёва).

Задание классу.

Устно ответьте на следующие вопросы:

1. Почему Маша отказалась венчаться с любимым, прочтя письмо отца Гринева? О ком она заботилась? (Маша не хотела идти против воли отца Гринёва, она боялась, что, если Петр воспротивится воли родителя, отец его лишит благословения. Миронова волновалась о судьбе любимого.)

2. Почему Миронова просит у императрицы “Милости, а не правосудия”? (Потому что, с точки зрения закона, Гринёв был виновен: вошёл в сотрудничество с бунтовщиком, странным образом был пощажен и отпущен. Тем более Гринёв не стал называть подлинных причин своих поступков, чтобы сохранить доброе имя Маши Мироновой. Поэтому Гринев осужден вполне справедливо, а спасти его может именно милость государыни.)

3. Пушкин назвал произведение “Капитанская дочка”, а не “Гринёв” или “Пугачев”. С чем это связано? (Вокруг Маши, её судьбы развертываются все события повести, героиня стоит в центре сюжета.)

  1. Подведение итогов урока.

- Мы проследили путь духовного становления Петра Андреевича Гринёва и тех, с кем сталкивала его судьба. Что же можно сказать о дороге, которую прошёл главный герой?

Вывод. Жизненная дорога для Гринёва – это дорога чести, совести, правды. Несмотря на ошибки героя повести, перед нами, читателями, вырастает образ честного, доброго, отважного человека, способного к большому чувству, верного любви, живущего по совести. Эти качества являются основными, они и делают его таким привлекательным.

И в заключение мне бы хотелось обратиться к эпиграфу урока, к словам Ф. Абрамова.

- Можно ли эти слова отнести к образу Гринёва? (Ответы детей, комментарий).



Выступление 2 группы.

Класс прослушивает сообщение, заполняет таблицу, определяя основные черты характера Гринёва.











Выступление 3 группы.

Класс заполняет диаграмму Венна, определяя черты сходства и различия по определенным критериям Гринёва и Швабрина.

















































Выступление 4 группы.

Учащиеся определяют положительные и отрицательные качества Пугачева, заполняя таблицу; выявляют историческую правду и художественный вымысел при создании образа героя; знакомятся с высказываниями выдающихся людей о Пугачеве, высказывают свое отношение к ним.





























Выступление 1 группы.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.




















Делают выводы о главном герое повести, комментируют слова Абрамова

Рефлексивно-оценочный этап

  1. Рефлексия.

  1. Прием «Свободный микрофон»

Назовите 10 причин, по которым надо обязательно прочитать «Капитанскую дочку» (узнать о жизни  реальных  исторических личностей,  гениальное произведение гениального автора,  учит отстаивать свою честь даже под страхом смерти и т.д.)

  1. Задания для аргументированного ответа

  • «Береги честь смолоду»- это совет или требование?

  • К кому обращается автор, что советует нам из своего времени?


Указывают причины для обязательного прочтения повести, дают аргументированные ответы по вопросам учителя

Домашняя работа

На выбор: (подготовка к сочинению)

  1. “Капитанская дочка” - послание Пушкина потомкам. В чем смысл этого послания? Что хотел нам сказать Пушкин своим романом?

  2. Письменное размышление  о дальнейшей судьбе  Петра Андреевича Гринева.

  3. Сочинение-миниатюра: письма к Гриневу

                                                                     к Пугачеву

                                                                     к Маше

                                                                     к Пушкину



Выбирают тему творческой работы, записывают домашнее задание



Просмотр содержимого документа
«ОБРАЗ ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЕВА»

ОБРАЗ ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЕВА

Приём «Ключевые термины»

— Ребята, перед вами листочки, на которых написаны слова, определяющие те или иные качества человека. Мы увидим Пугачёва в разные  моменты жизни, вам нужно выбрать те, которые, по-вашему мнению,  подходят герою в той или иной ситуации.

Ум, сметливость, жестокость, широта натуры, властность, хладнокровие, благородство, желание подчинить своей воле, авантюризм, великодушие, память на добро, удальство, кровожадность, тяга к справедливости, самолюбие, прямота, свободолюбие, честь, милосердие, чувство долга, демократизм в отношениях.


Положительные качества героя

Отрицательные качества героя












—  Выразите своё отношение к высказываниям выдающихся русских писателей:

  • Ф.М.Достоевский: Пугачёв отличается «зверством, а вместе беззаветным русским добродушием».

  • П.И.Чайковский:  У Пушкина Пугачёв показан «в сущности удивительно симпатичным злодеем».

  • Марина Цветаева: «И если мы уже зачарованы Пугачёвым из-за того, что он – Пугачёв, т.е. живой страх, т.е. смертный страх…, то как же нам не зачароваться им вдвойне и вполне, когда этот страшный – ещё и добрый, когда этот изверг – ещё и любит».


Историческая правда

в образе героя

Художественный вымысел

в образе героя









Просмотр содержимого документа
«ОБРАЗЫ ПЕТРА ГРИНЕВА И ШВАБРИНА»

ОБРАЗЫ ПЕТРА ГРИНЕВА И ШВАБРИНА

Задание №1

  1. Уплата долга за проигрыш __________________________________________________.

  2. Благодарность за спасение __________________________________________________.

  3. Поединок за честь девушки_________________________________________________.

  4. Отказ присягнуть бунтовщику_______________________________________________.

  5. Рискует жизнью ради спасения Маши, не оставляет в беде Савельича _________________________________________________________________________.

  6. Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой _________________________________________________________________________.

Критерий сравнения

Гринёв

Швабрин

1.Отношение к семье капитана Миронова








2.Поведение на поединке









3.Поведение во время захвата крепости пугачёвцами









4.Отношение к Маше Мироновой







5.Поведение с Пугачёвым







Задание №2

Просмотр содержимого документа
«РЕФЛЕКСИЯ»

Прием «Свободный микрофон»

Назовите 10 причин, по которым надо обязательно прочитать «Капитанскую дочку»

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10










Прием «Свободный микрофон»

Назовите 10 причин, по которым надо обязательно прочитать «Капитанскую дочку»

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10




Просмотр содержимого документа
«РМ-ВЕРТУШКА»

8-й класс: Вопросы для проверки знания повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.

Стол “А”: Кто и кому писал эти письма?

  1. “Любезный …, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком 100 рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах”.

  2. “Милостивый государь, …, надеюсь на ваше превосходительство…. К вам моего повесу… держать его в ежовых рукавицах и не давать ему воли”.

  3. “… ты доказал, что шпагу носить еще не достоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей…. Что из тебя будет?”

  4. “Я тебя, … пса! Пошлю свиней пасти за утайку правды… С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне”.

  5. “Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что всякому человеку готовы помочь… Я живу в нашем доме под караулом…. Он обходится со мною очень жестоко”.



Стол “Б”: Чьи это портреты?

  1. “Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые и большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок…”.

  2. “Молодой офицер невысокого роста. С лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым”.

  3. “Старик бодрый и высокого роста, в колпаке и китайчатом халате”.

  4. “… в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом… Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности”.

  5. “… в ночном чепце и в душегрейке… казалась лет сорока. Лицо…, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую”.



Стол “В”: Какие слова должны стоять вместо точек?

  1. “Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу …”.

  2. “Хорошо, если не хочешь дать полтину, то вынь ему что-нибудь из моего платья. Он одет слишком легко. Дай ему мой …”.

  3. “Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь, совершенною …”.

  4. “Так и быть, - сказал он, ударяя меня по плечу. – Казнить так казнить, …. Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь”.

  5. “Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей …”.



Стол “Г”: Вопросы по сюжету произведения.

  1. Что снилось Гриневу по пути в Оренбург?

  2. Почему Швабрин был отправлен служить в Белогорскую крепость?

  3. Как погибли отец и мать Маши Мироновой?

  4. Какую калмыкскую сказку рассказал Пугачев Гриневу?

  5. Зачем Маша Миронова поехала к императрице?



Стол “Д”: Чьи слова?

  1. “Пускай он послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон”.

  2. “Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!”

  3. “Спасибо, государь, спасибо, отец родной! Дай Бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня призрил и успокоил… Век за тебя буду Бога молить, а о заячьем тулупе и упоминать уж не стану”.

  4. “… жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести… А мы, где бы ты ни был и что бы с тобой ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души…”.

  5. “… знаю, что вы не богаты, … но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние”.


Просмотр содержимого презентации
«8 класс Кроссворд по повести А.С.Пушкина _Капитанская дочка_»

Автор идеи, кроссворда и презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ КРОССВОРД по повести   А.С.Пушкина

Автор идеи, кроссворда и презентации: Печказова Светлана Петровна,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»

р.п.Чамзинка Республики Мордовия

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ

КРОССВОРД

по повести

А.С.Пушкина

КРОССВОРД Предположите ключевые слова кроссворда Г П Р И Ё Н Т Е Р В

КРОССВОРД

Предположите ключевые слова кроссворда

Г

П

Р

И

Ё

Н

Т

Е

Р

В

КРОССВОРД Как назывался укреплённый оборонительный пункт,  в котором служил главный герой произведения? П Ё Т Р Г Р И Н Е В Т О Ь Р С Е К

КРОССВОРД

Как назывался укреплённый оборонительный пункт,

в котором служил главный герой произведения?

П

Ё

Т

Р

Г

Р

И

Н

Е

В

Т

О

Ь

Р

С

Е

К

КРОССВОРД Имя какого царя присвоил себе Пугачёв, герой повести «Капитанская дочка»? К Р Е П О Ё С Т Р Т Ь Г Р И Н Е В Р Т П

КРОССВОРД

Имя какого царя присвоил себе Пугачёв,

герой повести «Капитанская дочка»?

К

Р

Е

П

О

Ё

С

Т

Р

Т

Ь

Г

Р

И

Н

Е

В

Р

Т

П

КРОССВОРД Имя императрицы, с которой общалась Маша, спасая своего возлюбленного? К Р Е П П О Ё С Т Т Р Т Р Ь Г Р И Н Е В Е А К Р Н И А Е

КРОССВОРД

Имя императрицы, с которой общалась Маша,

спасая своего возлюбленного?

К

Р

Е

П

П

О

Ё

С

Т

Т

Р

Т

Р

Ь

Г

Р

И

Н

Е

В

Е

А

К

Р

Н

И

А

Е

КРОССВОРД Фамилия коменданта Белогорской крепости? К Р Е Е П П К Ё О А С Т Т Т Р Р Е Ь Р И Н Г А Р И Н Е В Н О В О И М

КРОССВОРД

Фамилия коменданта Белогорской крепости?

К

Р

Е

Е

П

П

К

Ё

О

А

С

Т

Т

Т

Р

Р

Е

Ь

Р

И

Н

Г

А

Р

И

Н

Е

В

Н

О

В

О

И

М

КРОССВОРД Руководитель крестьянской войны 1773 – 1775 гг? В П А Ч О У К Р Е Е П П К Ё М О А С Т Т И Т Р Р Е Ь О Р Н И Н О Г В А Р И Н Е В

КРОССВОРД

Руководитель крестьянской войны 1773 – 1775 гг?

В

П

А

Ч

О

У

К

Р

Е

Е

П

П

К

Ё

М

О

А

С

Т

Т

И

Т

Р

Р

Е

Ь

О

Р

Н

И

Н

О

Г

В

А

Р

И

Н

Е

В

КРОССВОРД Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи …, кому присягнешь…» А.С.Пушкин К Р Е Е П П К Ё О М А С Т И Т Р Р Т Е Ь О Р Н П И Н О У Г В А Р А Ч И Н О В Е В О Н Е В

КРОССВОРД

Батюшка сказал мне:

«Прощай, Петр. Служи …, кому присягнешь…»

А.С.Пушкин

К

Р

Е

Е

П

П

К

Ё

О

М

А

С

Т

И

Т

Р

Р

Т

Е

Ь

О

Р

Н

П

И

Н

О

У

Г

В

А

Р

А

Ч

И

Н

О

В

Е

В

О

Н

Е

В

КРОССВОРД Воинское звание младшего офицерского состава,  которое носил коменданта Белогорской крепости? К Р Е Е П К П М О Ё А С Т Т И Т Р Р Е Ь О Р П Н И В У О Н Г В Е А Р А И Н Ч О Н О В Е В П А Н Т А К

КРОССВОРД

Воинское звание младшего офицерского состава,

которое носил коменданта Белогорской крепости?

К

Р

Е

Е

П

К

П

М

О

Ё

А

С

Т

Т

И

Т

Р

Р

Е

Ь

О

Р

П

Н

И

В

У

О

Н

Г

В

Е

А

Р

А

И

Н

Ч

О

Н

О

В

Е

В

П

А

Н

Т

А

К

КРОССВОРД Какую форму имели записи  Петра Андреевича Гринёва о своей юности? К Р Е Е П К П Ё М О А С Т И Т Р Р Т Е Ь Р О Н П И В Н К У О В А Г Е А Р А П И Н Ч О Н Т О Е А В В Н Е И К Н В Д

КРОССВОРД

Какую форму имели записи

Петра Андреевича Гринёва о своей юности?

К

Р

Е

Е

П

К

П

Ё

М

О

А

С

Т

И

Т

Р

Р

Т

Е

Ь

Р

О

Н

П

И

В

Н

К

У

О

В

А

Г

Е

А

Р

А

П

И

Н

Ч

О

Н

Т

О

Е

А

В

В

Н

Е

И

К

Н

В

Д

КРОССВОРД Ключевое слово пословицы, выбранной Пушкиным в качестве эпиграфа к произведению? К Р Е Е П П К М Ё О А С Т Т И Р Р Т Е Ь О Р Н П И В К Н О У Е В Г А А Р П А И Н Ч Д О Т Н О Е В А Е Н В В Н И К Ь С Т Ч

КРОССВОРД

Ключевое слово пословицы, выбранной Пушкиным

в качестве эпиграфа к произведению?

К

Р

Е

Е

П

П

К

М

Ё

О

А

С

Т

Т

И

Р

Р

Т

Е

Ь

О

Р

Н

П

И

В

К

Н

О

У

Е

В

Г

А

А

Р

П

А

И

Н

Ч

Д

О

Т

Н

О

Е

В

А

Е

Н

В

В

Н

И

К

Ь

С

Т

Ч

КРОССВОРД Верный слуга, под чьим надзором главный герой выучился русской грамоте? К Р Е Е П К П Ё М О А С Т И Т Т Р Р Е Ь Р О Н П И В К Н У О Г А В Е А Р А П Ч Н И Д О Ч Н О Т Е В А Е С В Н В Т Н И Ь К Ь Ч И А Л Е С

КРОССВОРД

Верный слуга, под чьим надзором главный герой

выучился русской грамоте?

К

Р

Е

Е

П

К

П

Ё

М

О

А

С

Т

И

Т

Т

Р

Р

Е

Ь

Р

О

Н

П

И

В

К

Н

У

О

Г

А

В

Е

А

Р

А

П

Ч

Н

И

Д

О

Ч

Н

О

Т

Е

В

А

Е

С

В

Н

В

Т

Н

И

Ь

К

Ь

Ч

И

А

Л

Е

С

5 КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОИ ЗНАНИЯ?

5

КАК ВЫ ОЦЕНИВАЕТЕ СВОИ ЗНАНИЯ?

МОЛОДЦЫ! К Р Е Е П П К М Ё О А С Т И Т Р Т Р Е Ь О Р П Н И В О Н К У В А Г Е А Р П А И Н Ч Д О О Т С Ч Н Е В А А Е С В Н В Т Н Е И Ь Л К Ь И Ч

МОЛОДЦЫ!

К

Р

Е

Е

П

П

К

М

Ё

О

А

С

Т

И

Т

Р

Т

Р

Е

Ь

О

Р

П

Н

И

В

О

Н

К

У

В

А

Г

Е

А

Р

П

А

И

Н

Ч

Д

О

О

Т

С

Ч

Н

Е

В

А

А

Е

С

В

Н

В

Т

Н

Е

И

Ь

Л

К

Ь

И

Ч

Просмотр содержимого презентации
«8 класс Своя игра по произведению А.С.Пушкина _Капитанская дочка_»

«Своя игра»  ( по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

«Своя игра» ( по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

10 20 60 50 40 30  ИСТОРИЯ  ЭПИГРАФЫ ПОРТРЕТ ГЕРОЯ  КТО ИЗ ГЕРОЕВ…  ИЛЛЮСТРАЦИИ   ПИСЬМА ПОСЛОВИЦЫ 50 30 60 20 40 10 50 60 20 10 40 30 30 40 20 10 60 50 10 60 50 20 30 40 20 10 30 60 50 40 30 10 20 40 50 60

10

20

60

50

40

30

ИСТОРИЯ

ЭПИГРАФЫ

ПОРТРЕТ ГЕРОЯ

КТО ИЗ ГЕРОЕВ…

ИЛЛЮСТРАЦИИ

ПИСЬМА

ПОСЛОВИЦЫ

50

30

60

20

40

10

50

60

20

10

40

30

30

40

20

10

60

50

10

60

50

20

30

40

20

10

30

60

50

40

30

10

20

40

50

60

ИСТОРИЯ 10 Пушкин начинает изучать архивные материалы, обращается к разным лицам с просьбой сообщить ему всё, что известно о Пугачёве, просит у царя разрешения посетить Казанскую и Оренбургскую губернии, где когда – то развёртывалось Пугачёвское восстание. В каком году? В 1833 году ответ

ИСТОРИЯ 10

Пушкин начинает изучать архивные материалы, обращается к разным лицам с просьбой сообщить ему всё, что известно о Пугачёве, просит у царя разрешения посетить Казанскую и Оренбургскую губернии, где когда – то развёртывалось Пугачёвское восстание.

В каком году?

В 1833 году

ответ

ИСТОРИЯ 20  Какое произведение на историческую тему параллельно с повестью «Капитанская дочка» писал А.С. Пушкин? «История Пугачёвского бунта» ответ

ИСТОРИЯ 20

Какое произведение на историческую тему параллельно с повестью «Капитанская дочка» писал А.С. Пушкин?

«История Пугачёвского бунта»

ответ

ИСТОРИЯ 30  Под именем какого царя действовал Пугачёв, организовав народное восстание? Петра III ( Петра Фёдоровича) ответ

ИСТОРИЯ 30

Под именем какого царя действовал Пугачёв, организовав народное восстание?

Петра III ( Петра Фёдоровича)

ответ

ИСТОРИЯ 40  В каком веке происходит действие повести  «Капитанская дочка»? В XVIII веке ответ

ИСТОРИЯ 40

В каком веке происходит действие повести

«Капитанская дочка»?

В XVIII веке

ответ

ИСТОРИЯ 50  Назовите исторических лиц, упоминаемых в произведении.  Пугачёв, граф Миних, Григорий Орлов, Екатерина II, граф Румянцев ответ

ИСТОРИЯ 50

Назовите исторических лиц, упоминаемых в произведении.

Пугачёв, граф Миних, Григорий Орлов, Екатерина II, граф Румянцев

ответ

ИСТОРИЯ 60  В каком году была завершена повесть  «Капитанская дочка»? В 1836 году ответ

ИСТОРИЯ 60

В каком году была завершена повесть

«Капитанская дочка»?

В 1836 году

ответ

Эпиграфы 10  Какой эпиграф использовал А. С. Пушкин для всего произведения?  Пословицу: «Береги честь смолоду» ответ

Эпиграфы 10

Какой эпиграф использовал А. С. Пушкин для всего произведения?

Пословицу: «Береги честь смолоду»

ответ

Эпиграфы 20  К какой главе в качестве эпиграфа использованы слова старинной песни : Сторона ль моя, сторонушка, Сторона незнакомая! Что не сам ли я на тебя зашел, Что не добрый ли да меня конь завёз: Завезла меня, доброго молодца, Прытость, бодрость молодецкая, И хмелинушка кабацкая. Глава «Вожатый» ответ

Эпиграфы 20

К какой главе в качестве эпиграфа использованы слова старинной песни :

Сторона ль моя, сторонушка,

Сторона незнакомая!

Что не сам ли я на тебя зашел,

Что не добрый ли да меня конь завёз:

Завезла меня, доброго молодца,

Прытость, бодрость молодецкая,

И хмелинушка кабацкая.

Глава «Вожатый»

ответ

Эпиграфы 30  С судьбой какого героя связан данный эпиграф, предпосланный главе седьмой «Приступ»: Голова моя, головушка, Голова послуживая! Послужила моя головушка Ровно тридцать лет и три года. Ах, не выслужила головушка Ни корысти себе, ни радости, Как ни слова себе доброго И ни рангу себе высокого; Только выслужила головушка Два высокие столбика, Перекладину кленовую, Ещё петельку шелковую. С судьбой капитана Миронова Левитан «. Сокольники» ответ

Эпиграфы 30

С судьбой какого героя связан данный эпиграф, предпосланный главе седьмой «Приступ»:

Голова моя, головушка,

Голова послуживая!

Послужила моя головушка

Ровно тридцать лет и три года.

Ах, не выслужила головушка

Ни корысти себе, ни радости,

Как ни слова себе доброго

И ни рангу себе высокого;

Только выслужила головушка

Два высокие столбика,

Перекладину кленовую,

Ещё петельку шелковую.

С судьбой капитана Миронова

Левитан «.

Сокольники»

ответ

Эпиграфы 40  С судьбой какого героя связан данный эпиграф? Не гневайтесь, сударь: по долгу моему Я должен сей же час отправить вас в тюрьму. -Извольте, я готов; но я в такой надежде, Что дело объяснить дозвольте мне прежде.  Княжнин С судьбой  Петра Гринёва ответ

Эпиграфы 40

С судьбой какого героя связан данный эпиграф?

Не гневайтесь, сударь: по долгу моему

Я должен сей же час отправить вас в тюрьму.

-Извольте, я готов; но я в такой надежде,

Что дело объяснить дозвольте мне прежде.

Княжнин

С судьбой

Петра Гринёва

ответ

Эпиграфы 50  В какой главе использован эпиграф, сочинённый Пушкиным и приписанный А. Сумарокову : «В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. «Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?»- спросил он ласково».   К главе «Мятежная слобода» ответ

Эпиграфы 50

В какой главе использован эпиграф, сочинённый Пушкиным и приписанный А. Сумарокову : «В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп. «Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?»- спросил он ласково».

К главе «Мятежная слобода»

ответ

Эпиграфы 60  С судьбой какого героя связан данный эпиграф? Что он представляет из себя? Как у нашей яблоньки Ни верхушки нет, ни отросточек; Как у нашей княгинюшки Ни отца нету, ни матери. Снарядить- то её некому, Благословить – то её некому. С судьбой Маши Мироновой. Это свадебная песня. ответ

Эпиграфы 60

С судьбой какого героя связан данный эпиграф? Что он представляет из себя?

Как у нашей яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек;

Как у нашей княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить- то её некому,

Благословить – то её некому.

С судьбой Маши Мироновой. Это свадебная песня.

ответ

Портрет героя 10  «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло – русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые так и горели».  Марья Ивановна ответ

Портрет героя 10

«Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло – русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые так и горели».

Марья Ивановна

ответ

Портрет героя 20  «Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали ещё огнём».   башкирец ответ

Портрет героя 20

«Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали ещё огнём».

башкирец

ответ

Портрет героя 30  «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую»   неизвестная дама - императрица ответ

Портрет героя 30

«Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую»

неизвестная дама - императрица

ответ

Портрет героя 40 «Высокий барин, лет тридцати пяти, с длинными чёрными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах»   Иван Зурин ответ

Портрет героя 40

«Высокий барин, лет тридцати пяти, с длинными чёрными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах»

Иван Зурин

ответ

Портрет героя 50  «Тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой чрез плечо по серому армяку»   беглый капрал Белобородов ответ

Портрет героя 50

«Тщедушный и сгорбленный старичок с седою бородкою, не имел в себе ничего замечательного, кроме голубой ленты, надетой чрез плечо по серому армяку»

беглый капрал Белобородов

ответ

Портрет героя 60 «Он был высокого росту, дороден и широкоплеч, и показался мне лет сорока пяти. Густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу и на щеках придавали его рябому, широкому лицу выражение неизъяснимое»   Афанасий Соколов, прозванный Хлопушей ответ

Портрет героя 60

«Он был высокого росту, дороден и широкоплеч, и показался мне лет сорока пяти. Густая рыжая борода, серые сверкающие глаза, нос без ноздрей и красноватые пятна на лбу и на щеках придавали его рябому, широкому лицу выражение неизъяснимое»

Афанасий Соколов, прозванный Хлопушей

ответ

Кто из героев 10 Кто из героев изображён на рисунке?   Родители Гринёва, Пётр Гринёв ответ

Кто из героев 10

Кто из героев изображён на рисунке?

Родители Гринёва, Пётр Гринёв

ответ

Кто из героев 20 Кому из героев принадлежат слова: «Капитанская дочь, не ходи гулять в ночь»?   Швабрину ответ

Кто из героев 20

Кому из героев принадлежат слова: «Капитанская дочь, не ходи гулять в ночь»?

Швабрину

ответ

Кто из героев 30 Кто из героев имел такое имя и отчество: Авдотья Васильевна?   мать Гринёва ответ

Кто из героев 30

Кто из героев имел такое имя и отчество: Авдотья Васильевна?

мать Гринёва

ответ

Кто из героев 40 Кто из героев был назначен Пугачёвым комендантом в Белогорскую крепость?   Швабрин ответ

Кто из героев 40

Кто из героев был назначен Пугачёвым комендантом в Белогорскую крепость?

Швабрин

ответ

Кто из героев 50 Кто из героев даёт совет Петру Гриневу отправить Марью Ивановну в деревню и остаться в его отряде?   Иван Зурин ответ

Кто из героев 50

Кто из героев даёт совет Петру Гриневу отправить Марью Ивановну в деревню и остаться в его отряде?

Иван Зурин

ответ

Кто из героев 60 Кто из героев изображен на иллюстрации?   Швабрин и Пётр Гринёв после допроса «Мы вышли вместе. Я спокойно взглянул на Швабрина… Он усмехнулся злобной усмешкой…» ответ

Кто из героев 60

Кто из героев изображен на иллюстрации?

Швабрин и Пётр Гринёв после допроса

«Мы вышли вместе. Я спокойно взглянул на Швабрина… Он усмехнулся злобной усмешкой…»

ответ

Иллюстрации 10  Какой эпизод  главы IX «Разлука» изображает данная иллюстрация?  Обер- секретарь Пугачёва читает бумагу, поданную Савельичем ответ

Иллюстрации 10

Какой эпизод

главы IX «Разлука» изображает

данная иллюстрация?

Обер- секретарь Пугачёва читает бумагу, поданную Савельичем

ответ

Иллюстрации 20  Какой эпизод изображает данная иллюстрация?  Глава 3. Гринёв и Швабрин у Мироновых ответ

Иллюстрации 20

Какой эпизод

изображает

данная иллюстрация?

Глава 3. Гринёв и Швабрин у Мироновых

ответ

Иллюстрации 30  Какой эпизод из жизни героев изображен на иллюстрации?  Дуэль Гринёва со Швабриным ответ

Иллюстрации 30

Какой эпизод из жизни героев

изображен

на иллюстрации?

Дуэль Гринёва со Швабриным

ответ

Иллюстрации 40  Какой эпизод изображает данная иллюстрация?  «Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке против памятника…» Марья Ивановна беседует с неизвестной дамой ответ

Иллюстрации 40

Какой эпизод

изображает

данная иллюстрация?

«Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке против памятника…»

Марья Ивановна беседует с неизвестной дамой

ответ

Иллюстрации 50  Какой эпизод изображает иллюстрация?  Гринёв у Пугачёва в Бердской слободе. « Пугачёв сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась…» ответ

Иллюстрации 50

Какой эпизод

изображает

иллюстрация?

Гринёв у Пугачёва в Бердской слободе.

« Пугачёв сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась…»

ответ

Иллюстрации 60  Какой эпизод изображает иллюстрация?  Казнь Пугачёва. « ..он (Пётр Гринёв) присутствовал при казни Пугачёва, который узнал его в толпе и кивнул ему головою…» ответ

Иллюстрации 60

Какой эпизод

изображает

иллюстрация?

Казнь Пугачёва. « ..он (Пётр Гринёв) присутствовал при казни Пугачёва, который узнал его в толпе и кивнул ему головою…»

ответ

Письма 10  Чьё письмо читает Марья Ивановна?  Отца Гринёва.  «Прочитав, она возвратила мне письмо и сказала дрожащим голосом: «Видно, мне не судьба… Родные ваши не хотят меня в свою семью…» ответ

Письма 10

Чьё письмо читает Марья Ивановна?

Отца Гринёва.

«Прочитав, она возвратила мне письмо и сказала дрожащим голосом: «Видно, мне не судьба… Родные ваши не хотят меня в свою семью…»

ответ

Письма 20  Кто кому пишет? «Любезный …, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах. Готовый к услугам…»  Иван Зурин Петру Гринёву ответ

Письма 20

Кто кому пишет?

«Любезный …, пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах.

Готовый к услугам…»

Иван Зурин Петру Гринёву

ответ

Письма 30  Кто кому пишет? «Государь…, отец наш милостивый! Милостивое писание ваше я получил, в котором ты изволишь гневаться на меня, раба вашего, что – де стыдно мне не исполнять господских приказаний, - а я, не старый пёс, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил… А изволите вы писать, что сошлёте меня свиней пасти, и на то ваша барская воля. За сим кланяюсь рабски.»  Слуга Архип Савельев отцу Гринёва –Андрею Петровичу ответ

Письма 30

Кто кому пишет?

«Государь…, отец наш милостивый!

Милостивое писание ваше я получил, в котором ты изволишь гневаться на меня, раба вашего, что – де стыдно мне не исполнять господских приказаний, - а я, не старый пёс, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил… А изволите вы писать, что сошлёте меня свиней пасти, и на то ваша барская воля. За сим кланяюсь рабски.»

Слуга Архип Савельев отцу Гринёва –Андрею Петровичу

ответ

Письма 40  Кто кому пишет? «Сим извещаю вас, что убежавший из- по караула донской раскольник и казак Емельян Пугачёв собрал злодейскую шайку, произвёл возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и смертные убийства…» Генерал Оренбурга капитану Миро нову ответ

Письма 40

Кто кому пишет?

«Сим извещаю вас, что убежавший из- по караула донской раскольник и казак Емельян Пугачёв собрал злодейскую шайку, произвёл возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и смертные убийства…»

Генерал Оренбурга капитану Миро нову

ответ

Письма 50  Что хранят потомки Гринёва «за стеклом и в раме»?  Оправдательное письмо Екатерины II ответ

Письма 50

Что хранят потомки Гринёва «за стеклом и в раме»?

Оправдательное письмо Екатерины II

ответ

Письма 60  Кто кому пишет? «После обыкновенного приступа он объявил ему, что подозрения насчёт участия моего в замыслах бунтовщиков, к несчастью, оказались слишком основательными, что примерная казнь должна была бы меня постигнуть, но что государыня, из уважения к заслугам и преклонным летам отца, решилась помиловать преступного сына и, избавляя его от позорной казни, повелела только сослать в отдалённый край Сибири на вечное поселение».  Родственник князь Б** отцу Петра Гринёва ответ

Письма 60

Кто кому пишет? «После обыкновенного приступа он объявил ему, что подозрения насчёт участия моего в замыслах бунтовщиков, к несчастью, оказались слишком основательными, что примерная казнь должна была бы меня постигнуть, но что государыня, из уважения к заслугам и преклонным летам отца, решилась помиловать преступного сына и, избавляя его от позорной казни, повелела только сослать в отдалённый край Сибири на вечное поселение».

Родственник князь Б** отцу Петра Гринёва

ответ

Пословицы 10  В какой момент Савельич говорит: «Поцелуй у злодея ручку»?  В момент казни, происходящей в Белогорской крепости ответ

Пословицы 10

В какой момент Савельич говорит: «Поцелуй у злодея ручку»?

В момент казни, происходящей в Белогорской крепости

ответ

Пословицы 20  Продолжи строчку: «Не ты первый, не ты …»  последний ответ

Пословицы 20

Продолжи строчку:

«Не ты первый, не ты …»

последний

ответ

Пословицы 30  Продолжи строчку: «Не всё то ври, что …»  знаешь ответ

Пословицы 30

Продолжи строчку:

«Не всё то ври, что …»

знаешь

ответ

Пословицы 40  Продолжи строчку: «Конь о четырёх ногах, да …»  спотыкается ответ

Пословицы 40

Продолжи строчку:

«Конь о четырёх ногах, да …»

спотыкается

ответ

Пословицы 50  Продолжи строчку: «Вместе жить – вместе и …»  умирать ответ

Пословицы 50

Продолжи строчку:

«Вместе жить – вместе и …»

умирать

ответ

Пословицы 60  Продолжи строчку: «На грех мастера …»  нет ответ

Пословицы 60

Продолжи строчку:

«На грех мастера …»

нет

ответ

Просмотр содержимого презентации
«pril»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 Итоговый урок по повести А.С.Пушкина  «Капитанская дочка»    «Размышляем над прочитанным…»   Учитель русского языка и литературы Тащилина Лариса Михайловна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25

Итоговый урок по повести А.С.Пушкина

«Капитанская дочка»

«Размышляем над прочитанным…»

Учитель русского языка и литературы

Тащилина Лариса Михайловна

А.С.Пушкин Повесть  «Капитанская дочка» Цели урока:

А.С.Пушкин

Повесть «Капитанская дочка»

Цели урока:

  • Обобщить наблюдения над художественной формой и языком романа.
  • Закрепить умения: работы по вариантам; ориентироваться в тексте; оперировать терминами.
  • Продолжить работу над развитием речи: построением четкого ответа на поставленный вопрос в устной и письменной форме.
«Роман о чуде, совершаемом любовью»    (Т. Алпатова)

«Роман о чуде, совершаемом любовью»

(Т. Алпатова)

Петр Гринёв От чьего лица ведется повествование в «Капитанской дочке»?

Петр Гринёв

  • От чьего лица ведется повествование в «Капитанской дочке»?

  • Почему же Пушкин решил вести повествование не от своего имени, а от имени Гринёва?
Ирония  – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл высказывания замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается. 1. Приведите примеры иронического изображения в первой главе. 2. Почему ирония присутствует в описании детства?

Ирония – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние.

Комический эффект достигается тем, что истинный смысл высказывания замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается.

1. Приведите примеры иронического изображения в первой главе.

2. Почему ирония присутствует в описании детства?

Запишите кратко характеристику Гринёва, основные черты характера, используя следующую схему:  1. Вариант – 1,2,3  2. Вариант – 4,5,6.

Запишите кратко характеристику Гринёва, основные черты характера, используя следующую схему: 1. Вариант – 1,2,3 2. Вариант – 4,5,6.

  • Уплата долга за проигрыш.
  • Благодарность за спасение.
  • Поединок за честь девушки.
  • Отказ присягнуть бунтовщику.
  • Рискует жизнью ради спасения Маши, не оставляет в беде Савельича.
  • Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.
Выполним сравнительную характеристику Гринёва и Швабрина (заполните таблицу) Критерий сравнения Отношение к семье капитана Миронова. Поведение на поединке. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами. Отношение к Маше Мироновой. Поведение с Пугачёвым. Гринёв Швабрин

Выполним сравнительную характеристику Гринёва и Швабрина (заполните таблицу)

Критерий сравнения

  • Отношение к семье капитана Миронова.
  • Поведение на поединке.
  • Поведение во время захвата крепости пугачёвцами.
  • Отношение к Маше Мироновой.
  • Поведение с Пугачёвым.

Гринёв

Швабрин

Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета Композиция Сюжет А) Экспозиция 1) Сцена дуэли со Швабриным, письмо отца Б) Завязка 2) Освобождение Гринёва, женитьба на Маше В) Кульминация 3) Детство Петруши в родовом имении Г) Развязка 4) Знакомство Гринёва с Машей Мироновой

Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета

Композиция

Сюжет

А) Экспозиция

1) Сцена дуэли со Швабриным, письмо отца

Б) Завязка

2) Освобождение Гринёва, женитьба на Маше

В) Кульминация

3) Детство Петруши в родовом имении

Г) Развязка

4) Знакомство Гринёва с Машей Мироновой

Емельян Пугачёв Историческая правда «Мужицкий царь», предводитель бунта. Служили и те, кто ему не верили Художественный вымысел Взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга Взаимоотношения с Гриневым «В Пугачёве-разбойнике побеждает человек»: Способен проявить милость Умный, отважный, энергичный Жестокий Может быть благородным: на добро отвечает милостью Трагическая судьба Способен оценить честь и мужество противника

Емельян Пугачёв

Историческая правда

«Мужицкий царь», предводитель бунта. Служили и те, кто ему не верили

Художественный вымысел

Взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга

Взаимоотношения с Гриневым «В Пугачёве-разбойнике побеждает человек»:

Способен проявить милость

Умный, отважный, энергичный

Жестокий

Может быть благородным: на добро отвечает милостью

Трагическая судьба

Способен оценить честь и мужество противника

1. Почему Маша отказалась венчаться с любимым, прочтя письмо отца Гринева? О ком она заботилась? 2. Почему Миронова просит у императрицы «Милости, а не правосудия»? 3. Пушкин назвал произведение «Капитанская дочка», а не «Гринёв» или «Пугачев». С чем это связано?

1. Почему Маша отказалась венчаться с любимым, прочтя письмо отца Гринева? О ком она заботилась?

2. Почему Миронова просит у императрицы «Милости, а не правосудия»?

3. Пушкин назвал произведение «Капитанская дочка», а не «Гринёв» или «Пугачев». С чем это связано?

Решим проблему:  кто больше всего заслуживает характеристики «великодушный государь»?

Решим проблему: кто больше всего заслуживает характеристики «великодушный государь»?

Объясните смысл эпиграфа   к уроку «Роман о чуде, совершаемом любовью»…  к повести «Береги честь смолоду» и

Объясните смысл эпиграфа

к уроку «Роман о чуде, совершаемом любовью»…

к повести «Береги честь смолоду» и

Домашнее задание Письменно ответьте на вопросы: 1 . “ Капитанская дочка” - послание Пушкина потомкам.  В чем смысл этого послания? Что хотел нам сказать Пушкин своим романом? 2. 1 вариант: Где и при каких обстоятельствах встречается в  романе Зурин? Какую роль он сыграл в развитии характера Петра Гринёва? 2 вариант: Сравните эпизод дарения заячьего тулупчика с эпизодом из первой главы, где Гринёв заплатил долг за проигрыш. В чем сходство и различие?

Домашнее задание

Письменно ответьте на вопросы:

1 .

“ Капитанская дочка” - послание Пушкина потомкам.

В чем смысл этого послания? Что хотел нам сказать Пушкин своим романом?

2.

1 вариант: Где и при каких обстоятельствах встречается в романе Зурин? Какую роль он сыграл в развитии характера Петра Гринёва?

2 вариант: Сравните эпизод дарения заячьего тулупчика с эпизодом из первой главы, где Гринёв заплатил долг за проигрыш. В чем сходство и различие?

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

geniy-pushcin.lirejour  iumka.ru  lirainternet.ru  russ-yaz.ru  the-planet-books.com  toma.ru  taday.ru  fasolki.net  morister.ru  vkratze.ru  v4ulit.ru
  • geniy-pushcin.lirejour
  • iumka.ru
  • lirainternet.ru
  • russ-yaz.ru
  • the-planet-books.com
  • toma.ru
  • taday.ru
  • fasolki.net
  • morister.ru
  • vkratze.ru
  • v4ulit.ru

Интернет-ресурсы

-60%
Курсы повышения квалификации
Продолжительность 72 часа
4000 руб.
1600 руб.
Подробнее


Скачать