7-й класс
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ
«ДЕЕПРИЧАСТИЕ»
Часть А
Выберите правильный вариант.
А1. Деепричастие входит в состав фразеологического оборота:
□ 1) с замирающим сердцем;
□ 2) не мудрствуя лукаво;
□ 3) заколдованный круг;
□ 4) из ряда вон выходящий.
А2. В деепричастии объединяются значения двух частей речи:
□ 1) глагола и прилагательного;
□ 2) глагола и наречия;
□ 3) глагола и причастия;
□ 4) причастия и прилагательного.
A3. Укажите неверное утверждение:
□ 1) в предложении причастие зависит от глагола-сказуемого;
□ 2) в предложении деепричастие является обстоятельством;
□ 3) деепричастный оборот может стоять только после глагола-сказуемого.
А4. Слово пишется с не слитно:
□ 1) Многие живут (не)живя, а только собираясь жить.
□ 2) Они слушали, (не)перебивая его.
□ 3) Дождь барабанил по крыше, точно сердясь и (не)годуя на кого-то.
□ 4) Ласточки кружились, (не)решаясь садиться.
А5. Найдите предложение с грамматической ошибкой:
□ 1) Выключив радио, раздались звуки музыки.
□ 2) Березки сбросили листву, покрыв золотым ковром землю.
□ 3) Читая об этом происшествии, я задумался.
□ 4) Никто не остановился, услышав крик.
Часть В
Расставьте недостающие знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.
Ночь
И темный лес скл__няясь дремлет
Под звуки песни соловья.
Внимая песням с берегами
Ласкаясь шепч__тся река.
И тихо слыш__тся над нею
Веселый шелест трос__ника.
(С. Есенин)
Часть С
Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужны нам в речи деепричастия? Разве нельзя обойтись глаголами?» Приведите примеры-доказательства.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ»
Часть А
Выберите нужный вариант.
А1. Причастие входит в состав фразеологического оборота:
□ 1) путеводная звезда;
□ 2) гроша медного не стоит;
□ 3) как за каменной стеной;
□ 4) с упавшим сердцем.
А2. Укажите строчку, в которой все выделенные слова – причастия:
□ 1) платье длинно, дело сделано, решение революционно;
□ 2) уборка закончена, событие описано, пуговица оторвана;
□ 3) трава зелена, лицо румяно, поступь величественна;
□ 4) девушка болезненна, пропасть бездонна, дверь затворена.
A3. На месте пропуска надо писать суффикс -ащ-/-ящ- в строке:
□ 1) стел__ийся кустарник, крас__ее вещество;
□ 2) вер__ий в разум, дыш__ая прохладой ночь;
□ 3) приближа__аяся гроза, вечно хлопоч__ий;
□ 4) прав__ая партия, се__ий пшеницу.
А4. Укажите строчку, где оба причастия с не пишутся раздельно:
□ 1) (не)скошенная трава, (не)дочитанная книга;
□ 2) (не)выкрашенный еще пол, трава (не)скошена;
□ 3) (не)видимый на темном фоне, (не)летящий, а стоящий;
□ 4) (не)изгладимое впечатление, (не)выносимая обида.
А5. Укажите строчку, где на месте пропуска надо писать одно н:
□ 1) Квартира не убра__а, торжестве__о ступает;
□ 2) действовать согласова__о, собрание сорва__о;
□ 3) краше__й пол, выкраше__й зеленой краской;
□ 4) ране__ый солдат, грибы высуше__ы.
Часть В
Раскройте скобки и выберите нужное причастие. Расставьте недостающие знаки препинания и буквы.
Римскую богиню (охраняющую, охраняемую) домашний очаг звали Веста. Храм _________________________(посв__щенный, посв__щаемый) ей был очень красив. Св__щенный огонь в храме поддерж__вали жрицы-весталки _________________________ (выбран__ые, выбира__мые) среди девочек шести-девяти лет. Весталки _________________________ (достигш__е, достигающ__е) тридцати лет становились свободными. _________________________ (Встречающемуся, встречен__ому) по дороге преступнику, которого вели на казнь, жрица могла даровать жизнь.
Часть С
Считается, что причастия и причастные обороты придают высказыванию книжный характер. Согласны ли вы с этим? Напишите свои размышления, опираясь на приведенный текст.
Еще в детстве я полюбил липы, окружавшие наш деревенский сад. В глубоких дуплах старых лип гнездились сычи, перекликавшиеся по ночам страшными голосами. Пчелы гудели над цветущими вершинами лип. Под одинокой развесистой липой, росшей перед нашим деревенским домом, мы обедали и пили чай. Осенью это дерево раньше всех сбрасывает свою пожелтевшую листву, и у оголенных корней сухим шелестящим ковром лежат опавшие желтые листья. Идешь по опавшей липовой листве, шуршащей под ногами, любуешься на знакомые деревья, приготовившиеся к долгой зимовке.
(По И.Соколову-Микитову)
8-й класс
РАЗНОУРОВНЕВАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
(2-я четверт )
Темы: «Структура предложения», «Типы сказуемых»,
«Тире между подлежащим и сказуемым»,
«Второстепенные члены предложения».
Часть А
Выберите правильный вариант.
А1. Найдите предложение с составным глагольным сказуемым:
□ 1) Рано начинается деловой день москвичей.
□ 2) Мне навстречу шел дедушка.
□ 3) Над озером клубится туман.
□ 4) Он старался узнать о писателе как можно больше.
А2. Найдите предложение с составным именным сказуемым:
□ 1) Мальчик продолжал читать в сумерках.
□ 2) Хозяин дома был ветеринар.
□ 3) Рыболов поспешил вытащить удочку из воды.
□ 4) Ребенок весело смеялся.
A3. Найдите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым надо поставить тире:
□ 1) Апрель в среднерусской полосе богат сюрпризами.
□ 2) Лучшее время для охоты канун осени.
□ 3) Бронзовыми майскими жуками любит лакомиться кукушка.
□ 4) Солнце поднялось в зенит и все тени исчезли.
А4. Найдите предложение, с обратным порядком слов:
□ 1) Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне.
□ 2) Снег в поле поражал ослепительной белизной.
□ 3) Лес сбросил пожелтевшую листву.
А5. В каком словосочетании нет ошибки в управлении?
□ 1) уверенность в победу;
□ 2) надеяться на победу;
□ 3) заведующий аптеки;
□ 4) оплатить за проезд.
А6. Какая из характеристик не относится к данному предложению.
Как хорош был стройный подберезовик, красовавшийся у пенька!
□ 1) Предложение двусоставное (по наличию главных членов).
□ 2) Предложение восклицательное (по цели высказывания).
□ 3) Предложение распространенное (по наличию второстепенных членов).
□ 4) Предложение, осложненное деепричастным оборотом.
Часть В
В1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания.
Все вокруг было вел__чаво сп__койно. Пре__чу__ствие долгого сна таилось в лесах и ш__рох обл__тающих листьев уже нач__нал усыплять их наш__пт__вая что__то об _________________осе(н,нн)их дождях о глубоких сн__гах и о весне которую надо долго и т__рп__ливо ждать. Обн__жались леса р__няя листья в светлые ручьи. Все вокруг было оч__ровано п__чальной музыкой осени.
В2. Выпишите по группам сказуемые в зависимости от их типа.
Часть С
Напишите небольшую речь, адресованную одноклассникам, главная задача которой – призвать беречь чистоту родного города.
Используйте в речи обращения, восклицательные предложения, а также предложения, в которых между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире.
РАЗНОУРОВНЕВАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
(3-я четверть)
Тема: «Однородные члены предложения».
Часть А
А1. Закончите предложение:
Однородными могут быть различные члены предложения: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А2. Укажите неверное утверждение.
□ 1) Однородные члены могут быть выражены словами разных частей речи.
□ 2) В предложении может быть несколько рядов однородных членов.
□ 3) Если однородные члены соединяются союзами, то запятая между ними не ставится.
□ 4) Обобщающие слова могут стоять или впереди однородных членов, или после них.
A3. В каких предложениях пропущена запятая перед союзом и?
□ 1) Небо ласково дышало и время от времени слегка вздрагивало от сполохов дальних зарниц.
□ 2) В голосе Якова была неподдельная глубокая страсть и молодость, и сила, и какая-то грустная скорбь. (И.Тургенев)
□ 3) И пенится, и ходит океан, и в берег бьет волной безумной.
□ 4) Море бунтует, и клокочет, и хлещет и свищет.
А4. В каких предложениях на месте пропуска должна стоять запятая?
□ 1) Мокро блестят старые__ железные крыши.
□ 2) По небу, заслоняя звезды, неслись низкие__ тяжелые тучи.
□ 3) Он прижался к мощному__ корявому стволу и стоял так неподвижно.
□ 4) В этот год осень пришла мрачная__ дождливая.
А5. В каком варианте ответа указаны предложения без пунктуационной ошибки?
A) Мне давно хотелось найти такой уголок, где под рукой были бы: и охота, и рыбалка, и грибы, и ягоды.
Б) Он очутился в зале с низким потолком, где все: и стены, и потолочные балки, и узкие деревянные столы, и скамьи без спинок – было коричневого цвета.
B) Горы, лес, озеро, маленький городок – все стало исчезать в наступающей темноте.
Г) Тополя, окаймлявшие шоссе, низкие домики с черепичными крышами, фигуры редких прохожих все почернело, утратило цвета.
□ 1) А, В;
□ 2) Б, В;
□ 3) А, Г;
□ 4) Б, Г
А6. Укажите верный вариант постановки на месте цифр знаков препинания.
Посаженные заботливыми руками деревья(1) как-то(2) тополь(3) акация(4) дикорастущий клен(5) зеленели приветливо и свежо.
□ 1) 1, 2, 3 – запятые; 5 – тире;
□ 2) 1, 3, 4 – запятые; 2 – двоеточие; 5 – тире;
□ 3) 1,3 – запятые; 2 – двоеточие; 5 – тире;
□ 4) 2, 3, 4 – запятые; 1 – двоеточие.
Часть В
В1. Дополните предложения:
Однородные члены предложения отвечают на __________________ вопрос и относятся к __________________ члену предложения. Они произносятся с __________________. Однородными могут быть и __________________, и __________________ члены предложения.
В2. Составьте свое предложение по схеме:
О: О и О, О и О – …
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть С
Выберите одно из заданий: С1 или С2.
С1. Напишите небольшой рассказ-зарисовку на одну из тем: «Зимой на ледяной горке», «На лыжах в лесу» или «Зима в нашем городе», используя однородные члены предложения.
С2. Ответьте на вопрос: какую роль в тексте играют однородные члены предложения?