СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

№9-2013. Журнал `Русский язык` с приложениями

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Задания по орфографии и пунктуации»

«Язык сам по себе, а грамматика сама по себе»

8 класс

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие запятые.


Русский язык давался мне сравнительно легко, хотя первое (же) задание – выучить наизусть алфавит – я (не) (в) состоянии был выполнить. Капризная моя память схватывала то, что производило на меня впечатление. Алфавит (же) (н__) какого впечатления (не) произвел на меня, и я его (не) знаю (до) (сих) пор. И грам__тические правила заучивал я механически и (не) верил в них (в) глубине души. (Не) верил я н__ в падежи, н__ в приставки , н__ в какие части речи. Я (не) мог признать, что полные ловушек и трудностей сведения пр__подносимые (не)дружелюбн__м Чконией могут иметь какое (бы)(то)(ни) было отношение к языку, которым я говорю и которым написа__ы мои любимые книги. Язык сам (по) себе, а гра__атика сама (по) себе. Да и все школьные сведения связа__ы с враждебн__м школьн__м миром, со звонком, классом, уроками, толпой учеников – словом, (н__)какого отношения (не) имеют к настоящ__й жизни.


Евгений Шварц

Новый учитель

8 класс

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие запятые.


В первый же день в дверях нашего класса появился живой, полный человек, чем(то) похожий на Наполеона. Одет он был в учительский вицмундир, но казался одетым лучше остальных. Манжеты его были (бело)снежны. От него (чуть) чуть пахло духами. (В)прочем, все это мы заметили позже. При первой же встреч__ мы (не)сколько ра__терялись. Новый учитель вошел быстро.

За ним длинный гардеро__щик Илья тащил стойку с делениями и с подвижной дощечкой, назначения которой мы не поняли. «Dasist das Fenster!» (Это окно!) – крикнул учитель мет__лическим тенором еще в дверях. «Das ist die Wand!» (Это стена!)» – и не успели мы опомниться, как урок уже шел полным ходом. Новый учитель не стоял на месте и не умолкал н__ на одну минуту. Тон, взятый им – повелительный, а вместе с тем и веселый, – покорил нас. Мы и смеялись и выполняли все приказания учителя и к концу урока знали (не)сколько слов (по)немецки. А после урока учитель подвел нас к (не)понятной стойке и измерил рост каждого из нас. Измерив рост учитель ра__садил нас (по)новому и попрощавшись весело ушел. Так мы и познакомились с новым учителем немецкого языка и нашим классным наставником.

Евгений Шварц





Про привидение


Подозрительное привидение по прозвищу Полоумный призрак проживало в подвале помещения, построенного при Петре Первом. Привидение полюбило подвал за паутину, прохладу и пыль. Призрак производил в подвале пакости: писал на потолке, продалбливал в полу портреты предков, портил пельмени, паштеты и печенья, проращивал на пирожках плесень, посыпал пол порошками и поливал пилюлями, патокой или персиковым повидлом. Призрак прокрадывался к первоклассникам, присваивал прописи. Поэтому привидение не полюбили. В постройке, прилегающей к помещению, проживали пять полицейских, порешивших прикончить призрак. И в пятницу, в полночь, у полицейских получилось победить привидение. Они полили пол подвала ПВА и приготовили пистолеты. Призрак приклеился к полу и попался.

Матвей Ракитин, 7-й класс

Просмотр содержимого документа
«Задания»

7-й класс

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ

«ДЕЕПРИЧАСТИЕ»



Часть А

Выберите правильный вариант.



А1. Деепричастие входит в состав фразеологического оборота:

1) с замирающим сердцем;

2) не мудрствуя лукаво;

3) заколдованный круг;

4) из ряда вон выходящий.

А2. В деепричастии объединяются значения двух частей речи:

1) глагола и прилагательного;

2) глагола и наречия;

3) глагола и причастия;

4) причастия и прилагательного.



A3. Укажите неверное утверждение:

1) в предложении причастие зависит от глагола-сказуемого;

2) в предложении деепричастие является обстоятельством;

3) деепричастный оборот может стоять только после глагола-сказуемого.



А4. Слово пишется с не слитно:

1) Многие живут (не)живя, а только собираясь жить.

2) Они слушали, (не)перебивая его.

3) Дождь барабанил по крыше, точно сердясь и (не)годуя на кого-то.

4) Ласточки кружились, (не)решаясь садиться.



А5. Найдите предложение с грамматической ошибкой:

1) Выключив радио, раздались звуки музыки.

2) Березки сбросили листву, покрыв золотым ковром землю.

3) Читая об этом происшествии, я задумался.

4) Никто не остановился, услышав крик.



Часть В



Расставьте недостающие знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.



Ночь

И темный лес скл__няясь дремлет

Под звуки песни соловья.

Внимая песням с берегами

Ласкаясь шепч__тся река.

И тихо слыш__тся над нею

Веселый шелест трос__ника.

(С. Есенин)



Часть С

Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужны нам в речи деепричастия? Разве нельзя обойтись глаголами?» Приведите примеры-доказательства.



ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ»

Часть А



Выберите нужный вариант.



А1. Причастие входит в состав фразеологического оборота:

1) путеводная звезда;

2) гроша медного не стоит;

3) как за каменной стеной;

4) с упавшим сердцем.



А2. Укажите строчку, в которой все выделенные слова – причастия:

1) платье длинно, дело сделано, решение революционно;

2) уборка закончена, событие описано, пуговица оторвана;

3) трава зелена, лицо румяно, поступь величественна;

4) девушка болезненна, пропасть бездонна, дверь затворена.



A3. На месте пропуска надо писать суффикс -ащ-/-ящ- в строке:

1) стел__ийся кустарник, крас__ее вещество;

2) вер__ий в разум, дыш__ая прохладой ночь;

3) приближа__аяся гроза, вечно хлопоч__ий;

4) прав__ая партия, се__ий пшеницу.



А4. Укажите строчку, где оба причастия с не пишутся раздельно:

1) (не)скошенная трава, (не)дочитанная книга;

2) (не)выкрашенный еще пол, трава (не)скошена;

3) (не)видимый на темном фоне, (не)летящий, а стоящий;

4) (не)изгладимое впечатление, (не)выносимая обида.



А5. Укажите строчку, где на месте пропуска надо писать одно н:

1) Квартира не убра__а, торжестве__о ступает;

2) действовать согласова__о, собрание сорва__о;

3) краше__й пол, выкраше__й зеленой краской;

4) ране__ый солдат, грибы высуше__ы.



Часть В



Раскройте скобки и выберите нужное причастие. Расставьте недостающие знаки препинания и буквы.

Римскую богиню (охраняющую, охраняемую) домашний очаг звали Веста. Храм _________________________(посв__щенный, посв__щаемый) ей был очень красив. Св__щенный огонь в храме поддерж__вали жрицы-весталки _________________________ (выбран__ые, выбира__мые) среди девочек шести-девяти лет. Весталки _________________________ (достигш__е, достигающ__е) тридцати лет становились свободными. _________________________ (Встречающемуся, встречен__ому) по дороге преступнику, которого вели на казнь, жрица могла даровать жизнь.



Часть С

Считается, что причастия и причастные обороты придают высказыванию книжный характер. Согласны ли вы с этим? Напишите свои размышления, опираясь на приведенный текст.



Еще в детстве я полюбил липы, окружавшие наш деревенский сад. В глубоких дуплах старых лип гнездились сычи, перекликавшиеся по ночам страшными голосами. Пчелы гудели над цветущими вершинами лип. Под одинокой развесистой липой, росшей перед нашим деревенским домом, мы обедали и пили чай. Осенью это дерево раньше всех сбрасывает свою пожелтевшую листву, и у оголенных корней сухим шелестящим ковром лежат опавшие желтые листья. Идешь по опавшей липовой листве, шуршащей под ногами, любуешься на знакомые деревья, приготовившиеся к долгой зимовке.

(По И.Соколову-Микитову)





8-й класс

РАЗНОУРОВНЕВАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

(2-я четверт )



Темы: «Структура предложения», «Типы сказуемых»,

«Тире между подлежащим и сказуемым»,

«Второстепенные члены предложения».



Часть А



Выберите правильный вариант.



А1. Найдите предложение с составным глагольным сказуемым:

1) Рано начинается деловой день москвичей.

2) Мне навстречу шел дедушка.

3) Над озером клубится туман.

4) Он старался узнать о писателе как можно больше.



А2. Найдите предложение с составным именным сказуемым:

1) Мальчик продолжал читать в сумерках.

2) Хозяин дома был ветеринар.

3) Рыболов поспешил вытащить удочку из воды.

4) Ребенок весело смеялся.



A3. Найдите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым надо поставить тире:

1) Апрель в среднерусской полосе богат сюрпризами.

2) Лучшее время для охоты канун осени.

3) Бронзовыми майскими жуками любит лакомиться кукушка.

4) Солнце поднялось в зенит и все тени исчезли.



А4. Найдите предложение, с обратным порядком слов:

1) Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне.

2) Снег в поле поражал ослепительной белизной.

3) Лес сбросил пожелтевшую листву.



А5. В каком словосочетании нет ошибки в управлении?

1) уверенность в победу;

2) надеяться на победу;

3) заведующий аптеки;

4) оплатить за проезд.



А6. Какая из характеристик не относится к данному предложению.



Как хорош был стройный подберезовик, красовавшийся у пенька!

1) Предложение двусоставное (по наличию главных членов).

2) Предложение восклицательное (по цели высказывания).

3) Предложение распространенное (по наличию второстепенных членов).

4) Предложение, осложненное деепричастным оборотом.



Часть В



В1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания.



Все вокруг было вел__чаво сп__койно. Пре__чу__ствие долгого сна таилось в лесах и ш__рох обл__тающих листьев уже нач__нал усыплять их наш__пт__вая что__то об _________________осе(н,нн)их дождях о глубоких сн__гах и о весне которую надо долго и т__рп__ливо ждать. Обн__жались леса р__няя листья в светлые ручьи. Все вокруг было оч__ровано п__чальной музыкой осени.

В2. Выпишите по группам сказуемые в зависимости от их типа.

Часть С

Напишите небольшую речь, адресованную одноклассникам, главная задача которой – призвать беречь чистоту родного города.

Используйте в речи обращения, восклицательные предложения, а также предложения, в которых между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире.





РАЗНОУРОВНЕВАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

(3-я четверть)

Тема: «Однородные члены предложения».



Часть А



А1. Закончите предложение:



Однородными могут быть различные члены предложения: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



А2. Укажите неверное утверждение.

1) Однородные члены могут быть выражены словами разных частей речи.

2) В предложении может быть несколько рядов однородных членов.

3) Если однородные члены соединяются союзами, то запятая между ними не ставится.

4) Обобщающие слова могут стоять или впереди однородных членов, или после них.





A3. В каких предложениях пропущена запятая перед союзом и?

1) Небо ласково дышало и время от времени слегка вздрагивало от сполохов дальних зарниц.

2) В голосе Якова была неподдельная глубокая страсть и молодость, и сила, и какая-то грустная скорбь. (И.Тургенев)

3) И пенится, и ходит океан, и в берег бьет волной безумной.

4) Море бунтует, и клокочет, и хлещет и свищет.



А4. В каких предложениях на месте пропуска должна стоять запятая?

1) Мокро блестят старые__ железные крыши.

2) По небу, заслоняя звезды, неслись низкие__ тяжелые тучи.

3) Он прижался к мощному__ корявому стволу и стоял так неподвижно.

4) В этот год осень пришла мрачная__ дождливая.



А5. В каком варианте ответа указаны предложения без пунктуационной ошибки?

A) Мне давно хотелось найти такой уголок, где под рукой были бы: и охота, и рыбалка, и грибы, и ягоды.

Б) Он очутился в зале с низким потолком, где все: и стены, и потолочные балки, и узкие деревянные столы, и скамьи без спинок – было коричневого цвета.

B) Горы, лес, озеро, маленький городок – все стало исчезать в наступающей темноте.

Г) Тополя, окаймлявшие шоссе, низкие домики с черепичными крышами, фигуры редких прохожих все почернело, утратило цвета.



1) А, В;

2) Б, В;

3) А, Г;

4) Б, Г



А6. Укажите верный вариант постановки на месте цифр знаков препинания.



Посаженные заботливыми руками деревья(1) как-то(2) тополь(3) акация(4) дикорастущий клен(5) зеленели приветливо и свежо.

1) 1, 2, 3 – запятые; 5 – тире;

2) 1, 3, 4 – запятые; 2 – двоеточие; 5 – тире;

3) 1,3 – запятые; 2 – двоеточие; 5 – тире;

4) 2, 3, 4 – запятые; 1 – двоеточие.



Часть В



В1. Дополните предложения:



Однородные члены предложения отвечают на __________________ вопрос и относятся к __________________ члену предложения. Они произносятся с __________________. Однородными могут быть и __________________, и __________________ члены предложения.



В2. Составьте свое предложение по схеме:



О: О и О, О и О – …

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть С



Выберите одно из заданий: С1 или С2.



С1. Напишите небольшой рассказ-зарисовку на одну из тем: «Зимой на ледяной горке», «На лыжах в лесу» или «Зима в нашем городе», используя однородные члены предложения.

С2. Ответьте на вопрос: какую роль в тексте играют однородные члены предложения?

Просмотр содержимого документа
«Игры»

5-й класс

ФОНЕТИКА



  • Игра «Отгадай словечко» (отгадывание загадок помогает ученикам сделать вывод о смыслоразличительной функции звуков):

С [о] – заклятый враг мышей; с [и] – властитель вод, морей.

С [л̕ ] – холодный, твердый, гладкий; с [м̕ ] – тягучий, вкусный, сладкий.

(Ответ: кот, кит; лёд – мёд.)



  • Игра «Отгадай букву» (проверяется знание русского алфавита):

Удобная буква! Удобно в ней то, что можно на букву повесить пальто.

Летает над калиткой птица, но на калитку не садится.



  • Игра «Найди слова, в которых звуков меньше, чем букв» (проверяется понимание соотношения звуко-буквенного состава слова):

Подарю, ускоряет, птица, скроется, устный, снится, мужчина, женщина, мальчик, звездный, звезда, явится, я.



  • Игра «Сколько раз вы встретили звук [о]» (проверяется понимание соотношения звукобуквенного состава слова):

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.



ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ



  • Игра «Наборщики» (проверяется умение написания имен собственных):

Составьте из слогов как можно больше имен мальчиков и девочек: ва, зи, лю, ма, ми, пе, ро, та, то; ма, ля, на, ня, ра, ря, ся, тя, ша.



  • Игра «Кто лучший географ?» (проверяется умение писать имена собственные):

река …

страна …

озеро …

море …

улица …

город …





6-й класс

ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ



  • Игра «Назови слово» (отгадывание загадок помогает ученикам сделать вывод о семантической структуре лексического значения слова, о принципах уподобления предметов, на которых строятся загадки):

Посадили зернышко – вырастили солнышко.

Это солнышко сорвем, много зерен соберем.

Рос шар бел, ветер дунул – шар улетел.

Мой хвост не отличишь от головы, меня всегда в земле найдете вы.



  • Игра «Допиши четверостишие» (заполнение пробелов в четверостишиях помогает проверить умение понимать лексическое значение слова и литературоведческий компонент – понимание особенности рифмы):

Мороз и солнце; день !

Еще ты дремлешь, друг ?

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней ,

И речка подо льдом .

Тихо струится река серебристая

В царстве вечернем зеленой весны.

Солнце садится за горы .

Рог золотой выплывает .



  • Игра «Соедини слова» (составление пар слов помогает проверить понимание лексического значения слова и знание современной и устаревшей лексики):

чело грудь

лилейный губы

уста лоб

наперсник битва

перст любимец

перловый зеркало

лобзать щеки

десница военный

зерцало жемчужный

ланиты нежный, белый

сеча чаша

бранный палец

риза одежда

чертоги целовать

перси великолепное помещение

кубок рука



  • Игра «Подскажи словечко»1 (угадывание слов помогает проверить знание русских пословиц и поговорок, объяснить их значение):

Он бьет , а ты развесил .

– не воротишь, – не сотрешь, – не приставишь.

не воробей: вылетит – .



  • Игры-тильды «О каких частях тела идет речь в пословицах и поговорках» (определение слов помогает проверить знание русских пословиц и поговорок, объяснить их значение):

: у него ~ разгорелись; ~ на лоб лезут; свершилось на моих ~ ; с ~ долой; не попадайся мне на ~ .

: медведь на ~ наступил; прожужжали все ~ ; держать ~ на макушке; от этих слов ~ вянут.

: не разевай ~ ; на чужой ~ не накинешь платок; ~ не раскрывать.

: совать ~ не в свои дела; это событие уже на ~ .

: медведь на ~ наступил; прожужжали все ~ ; держать ~ на макушке; от этих слов ~ вянут.

: не разевай ~ ; на чужой ~ не накинешь платок; ~ не раскрывать.

: совать ~ не в свои дела; это событие уже на ~ .

1 В слабых классах учитель может предложить словарик «Слова для справок».

Просмотр содержимого документа
«Карточки.Экземпляр ученика»

Экземпляр ученика


Задание 1. Прочитайте текст, вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу местоимения, определите их разряд. Подчерните те местоимения, которые служат для связи предложений в тексте.

Какие из вставленных вами местоимений являются неизменяемыми?

Орион – это … величественное созвездие земного неба.

… древние народы видели в … изображение великана – человека или зверя.

Вавилоняне называли … Пастухом Небес, египтяне считали Царем Звезд, древние индусы видели в … скоплении звезд фигуру мощного красавца – оленя, а китайцы – белого тигра.

Греки считали, что это изображение гигантского охотника, известного … по греческим мифам.

В созвездии 120 ярких звезд, из которых … заметные – Ригель и Бетельгейзе.

… хорошо видно в Северном и Южном полушариях Земли.

В … небе Орион господствует зимой.



Задание 2. Прочитайте фрагмент, определите способ и средства связи предложений.

(1) Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. (2) Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: с вами жить нельзя.(3) Они прощают и шум, и холод, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних. (4) Они сострадательны не к одним нищим и кошкам. (5) Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…

(А.П. Чехов)





Задание 3. Прочитайте текст. Может ли предложение «Зиму простояла она безжизненной…» стать первым в тексте? Подчеркните использованные местоимения, определите их разряд.

(1) Изба осталась сиротой, наследников у Агафьи не оказалось. (2) Зиму простояла она безжизненной – ни дымка, ни огонька, с закрытыми наглухо окнами, оцепеневшая, безуходная, холодная, скорбная. (3) Снег завалил ее снизу и сверху, только ставнями и чернела она, уткнувшись в сумет. (4) Люди отводили от нее глаза и, избегая ненужных размышлений, торопились пройти мимо.(5) Ходило над нею холодное солнце, выли метели, с грохотом проносились по улице лесовозы, звучали голоса ребятишек, возвращающихся из школы…

(Фрагмент рассказа В. Распутина «Изба»)





Задание 4. Прочитайте фрагмент сказки Л. Петрушевской «Самовар». Используя этот текст, напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания А.А. Реформатского «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений “обесценено”».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или прибегайте к цитированию.

(1) Один самовар буквально бросили и забыли, так получилось.

(2) Все лето этот самовар провел как гордость и украшение стола, слушал со всех сторон хвалебные речи и гордо пел свои песни каждый вечер в окружении чашек и блюдец, варенья и печенья…

(3) Самовар был сверкающий, его нашли на чердаке и так начистили, что он выглядел как зеркало, причем кривое зеркало, перед которым хотелось корчить рожи, и все вокруг самовара весело смеялись, пели, пили чай и рассказывали смешные истории, а дети устраивали целые спектакли вечерами, под звездным небом, и никто не боялся комаров, поскольку дым самовара их отпугивал.

(4) Вот такой был этот самовар, гордость семьи, и внезапно его бросили и забыли.

(5) Вдруг все вокруг опустело, щелкнул замок, заревел мотор – а самовар остался стоять на полке вместе с убогим старым чайником, мало того, с самовара впопыхах уронили крышечку, и он стоял без своей шапки, растерянный и обиженный.

(6) Он бы заплакал, но перед отъездом его насухо вытерли полотенцем, и слез не было, да и краник ему крепко завернули, неоткуда было капать этим слезам.

(7) Он, самое главное, не мог понять, за что с ним так обошлись, почему его так жестоко покинули.

(8) Он бормотал: – Это я сам виноват, я никуда не гожусь.

(9) Но дети тоже хороши! 10. Якобы они меня любили!

(11) Якобы носили мне воду из родника в ведерочках и шишки из лесу!

(12) Они это исключительно делали для себя, вот что. (13) Чтобы себе было лучше, а я дурак верил!

(14) – Дурак, – соглашался старый чайник, – ты дурак.

(15) – Конечно, – бубнил самовар, – они обо мне заботились, чистили меня речным песком.

(16) Может, они не такие и плохие, это я, наверно, плохой. (17) Может быть, я надоел им со своими песнями, пел как дурак. (18) – Дурак, – соглашался чайник. – (19) Просто дурак ненормальный, что ты ноешь тут. (20) Нашел о чем ныть. (21) А я вот отдыхаю в кои-то веки, я радуюсь, что меня оставили в покое.

(22) – Но какая-то ведь должна быть причина, что они меня разлюбили!

(23) – Я думаю, ты не электрический, и все, – важно говорил чайник. – (24) Был бы ты электрический, тогда другое дело. (25) Тебя бы взяли в город. (26) Но ты не электрический...

(27) – За это не бросают, – отвечал самовар, – они наоборот меня хвалили, что я кипячу чаек с дымком, отпугиваю комаров.

(28) – Ты, медный лоб, чегой-то не дотумкиваешь! – говорил чайник. (29) В городской квартире ты бы своим дымком всех придушил, как тех комаров.

(30) – Да, в городе бы я не пригодился, – горевал самовар, – я простой, поэтому они меня бросили.

(31) – Ты шишкоед деревенский, – твердил чайник, – был бы ты электрический, как я, а ты простой шишкоглот.

(32) – Что мне делать, что мне делать, – стонал самовар. –(33) Слез нет, броситься мне, что ли, с полки вниз головой? (34) Это будет мой ответ им. (35) – Ага, – говорил чайник, – кто один раз упал, тот будет падать все ниже и ниже, как мой дядя чайник. (36) Он упал со стола, и тогда его бросили еще ниже, в поганое ведро, а потом ведро унесли и принесли уже пустое, и где теперь мой дядя чайник находится, неизвестно, да и никому не интересно. (37) Ведро такое поганое, говорит: «Со временем узнаете, а пока что не ваше дело». (38) Так что вот такой путь – опасная дорога.



Просмотр содержимого документа
«Ответы. Экземпляр учителя»

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

ОТВЕТЫ


Упражнение 1.


Информация для учителя. Просторечная лексика.


«Просторечие – одна из форм национального языка, наряду с диалектной, жаргонной речью и литературным языком; вместе с народными говорами и жаргонами составляет устную некодифицированную сферу общенациональной речевой коммуникации – народно-разговорный язык; имеет наддиалектный характер. П., в отличие от говоров и жаргонов, – общепонятная для носителей нац. языка речь». [11, с. 402].

Следует помнить, что слова, относящиеся к просторечным, различаются и могут быть классифицированы.

1. Слова негрубого обиходно-бытового просторечия. Их иногда называют даже литературным просторечием. Они не нарушают, в общем, норм литературного языка, а только придают речи непринужденный, разговорно-просторечный характер. Грань между этими словами и словами разговорно-бытовыми очень тонкая и порой малозаметная: батя, пустомеля, ляпнуть, хлипкий, верняк, скупердяй, одурелый, шпынять, бесноватый и т.п.

2. Слова грубого просторечия, или вульгаризмы. Это слова, недопустимые в сферах литературной речи, нарушающие нормы литературного словоупотребления, иногда бранные: брехня, пентюх, пузо, рыло, рожа, харя, шваль, жрать, шамать, трескать, лопать, стерва, сволочь и т. п. Использование этих слов в художественных произведениях всегда подчинено определенным выразительным задачам, стоящим перед писателем. В этом случае они оказываются очень ярким стилистическим средством языка, так как, помимо функционально-стилистической, обладают значительной эмоционально-оценочной окраской.

3. Слова, ненормативные с точки зрения литературного языка. Это, как правило, однокоренные с общепринятыми фонетические, морфологические и словообразовательные ненормативные варианты слов литературного языка: востро (остро), кликать (клич), малец (малыш), ихний (их), нате (на), стреча (встреча), хвороба (хворь). Подобные слова иногда относятся к полудиалектным.


1) Бродить (нейтр.) – блуждать (кн.) – шататься (прост.) – шляться (прост.);

2) будущий (нейтр.) – грядущий (кн.);

3) препятствие (нейтр.) – преграда (кн.) – помеха (нейтр.);

4) взгляд (нейтр.) – взор (кн.);

5) глаза (нейтр.) – очи (кн., трад.-поэт.) – зенки (груб, прост.);

6) лицо (нейтр.) – лик (кн.) – морда (прост.) – харя (прост.);

7) бояться (нейтр.) – опасаться (кн.) – трусить (разг.);

8) дешевый (нейтр.) – копеечный (разг.) – грошовый (разг.);

9) бить (нейтр.) – колотить (разг.) – лупить (прост.);

10) бесплатно (нейтр.) – даром (разг.) – задаром (прост.) – задарма (грубо-фамил.);

11) прогнать (нейтр.) – изгнать (кн.) – выставить (разг.);

12) волноваться (нейтр.) – тревожиться (нейтр.) – психовать (разг.);

13) лоб (нейтр.) – чело (кн., возвышенно-поэтическое);

14) отрезать (нейтр.) – отхватить (разг.) – оттяпать (прост.);

15) верх (нейтр.) – вершина (нейтр.) – макушка (нейтр.);

16) освободиться (нейтр.) – избавиться (нейтр.) – отделаться (разг.) – отвязаться (разг.).


Упражнение 2.

1) Нагой – голый;

2) аргументировать – доказать;

3) благовонный, благоуханный – душистый, ароматный;

4) вкушать – есть;

5) сетовать – жаловаться;

6) радеть – заботиться;

7) промедление, проволочка – задержка;

8) курчавый, кучерявый – кудрявый;

9) врать – обманывать;

10) препятствовать – мешать;

11) упование, чаяние – надежда;

12) тщетно – напрасно;

13) сулить – обещать;

14) надуть – обмануть;

15) единоборство – поединок.


Упражнение 3. Справочные материалы.

1) Большой – титанический, огромный, гигантский.

Прилагательное большой обозначает «значительный по величине, размерам». Слова титанический – огромный имеют значение «очень большой», но в целом по своему содержанию очень различаются, и употреблять одно вместо другого, не учитывая эти различия, нельзя. Слова большой, огромный могут быть использованы в самых разных ситуациях общения, а слово титанический – только в ситуациях торжественных. Прилагательное гигантский, не имеющее в словаре каких-либо специальных помет, кроме значения «необычайно больших размеров, громадный, огромный», может передавать значение «исключительный по силе, значению» и оказывается ближе по сфере употребления к слову титанический.

2) Мертвый – безжизненный – бездыханный.

Все слова этого ряда объединены значением «лишенный жизни», однако имеют разную стилистическую окраску. Мы видим, что нейтральному слову мертвый могут противостоять слова разной степени «возвышенности»: безжизненный характеризуется слабой степенью возвышенности (книжной окраской), а бездыханный – сильной степенью возвышенности (в словарях имеет помету «высокое»). К интересным выводам приводит размышление над оттенками лексического значения этих слов: безжизненный «лишенный жизни», бездыханный «лишенный дыхания (духа)».

3) Надоесть – опостылеть – осточертеть.

Нейтральному слову надоесть (с нулевой экспрессивно-стилистической окраской) противопоставлены два стилистически сниженных слова – разговорное опостылеть и просторечное осточертеть, отражающие более слабую и более сильную степень сниженности.

4) Хороший – прекрасный, превосходный, замечательный, восхитительный, чудесный.

Прилагательные данной группы относятся к словам нейтральным, однако взаимозаменяемы не всегда, поскольку различаются оттенками лексического значения:

хороший – обладающий положительными качествами, свойствами, вполне отвечающий своему назначению;

прекрасный – очень хороший, превосходный;

превосходный – очень хороший, замечательный;

замечательный – 1) выдающийся, необыкновенный по своим качествам; 2) заслуживающий внимания; примечательный;

восхитительный – вызывающий восхищение, т.е. восторг, высшую степень удовлетворения, удовольствия от чего-либо;

чудесный – то же, что чудный, т.е. отличный, очень хороший, великолепный.

Однако, видимо, из-за широкого употребления прилагательное хороший в одном из значений – «достаточно большой, значительный по количеству, величине» (хороший доход; хорошая порция мяса; хороший заработок) – приобрело разговорную окраску.

5) Не люблю – ненавижу, презираю, питаю отвращение.

Все слова не имеют специальных помет в словаре, различаются оттенками значений, однако глаголы презираю, питаю отвращение чаще встречаются в книжной речи.

6) Небольшой – маленький, миниатюрный, мизерный, микроскопический.

Слова различаются оттенками лексического значения. Миниатюрный, мизерный, микроскопическийне просто «маленький, небольшого размера», но и соответственно: «маленький и изящный», «ничтожно малый, очень скудный», «чрезвычайно маленький, ничтожный по размерам, величине». Стилистическую помету – разговорное – можно найти лишь в словарной статье, посвященной слову микроскопический. Остальные прилагательные относятся к нейтральной лексике.

7) Плакать – рыдать – реветь – выть.

Два первых глагола отличаются лишь интенсивностью и способом действия: рыдать – не просто «лить слезы» (т.е. плакать), а «громко плакать, судорожно всхлипывая». Слово реветь обозначает «громко, сильно плакать» и имеет при этом помету разговорное. Глагол выть отнесен авторами словаря к просторечным, его значение – «плакать в голос». Стилистическая окраска появилась благодаря тому, что подобное проявление чувств в прошлом было допустимо среди людей «простого сословия» (Ср.: Бабы громко выли; мужики изредка утирали слезы кулаками (П.).).


Упражнение 4.

Несчастье – беда, горе, бедствие, катастрофа.

Буйный – безудержный, неукротимый, неистовый, яростный.


Упражнение 5.

1) Скончаться (выс. книжн.) – упокоиться (устар. и прост.) – скопытиться (прост.) – умереть (нейтральное).

2) Ибо (устар. и книжн.) – потому как (разг.) – потому (прост.) – потому что, так как (нейтральные).

3) Похитить (книжн.) – утащить (разг.) – стянуть, спереть (прост.) – украсть (нейтральное).


4) Даром (разг.) – безвозмездно (книжн.)– задаром (прост.) – задарма (груб, прост.) – бесплатно (нейтральное).

5) Длинный (разг.) – долговязый (разг.) – высокий (нейтральное).

6) Фрагмент (книжн.) – кусок (разг.) – отрывок (нейтральное).


Упражнение 6.

№ задания

Ответ

1

с раннего возраста, с детства

2

стукнул, ударил

3

высокий, высокого роста

4

промахнулся, не попал

5

не обещает

6

до этого времени, до сих пор, прежде, ранее

7

решила, решилась, стала


Упражнение 7.


№ задания

Ответ

1

Пытаются, стараются, стремятся

2

освободился, отказался

3

правителя, господина, владыки, повелителя, хозяина

4

совместного, общего

5

незабываемые

6

неподвижные, неколеблющиеся

7

нескончаемой, непроходящей

8

доброе дело; помощь, услуга

9

лоб

10

ораторствуйте, говорите красноречиво


Упражнение 8.


№ задания

Ответ

1

изменения, поправки

2

ходил, бродил

3

важно, злободневно

4

наступает, приближается

5

великаном, гигантом, богатырем

6

приносящим добро, успокаивающим; в высшей степени приятным

7

строят, сооружают, создают

8

веки

9

с глубоким почтением, с уважением

10

главное, самое существенное, основное


Упражнение 9.


№ задания

Ответ

1

упал

2

распоряжалась над кем-либо, главенствовала, руководила

3

мелкое имущество, домашние вещи

4

необдуманно, неосторожно сказал

5

с трудом дошли, добрались

6

излишне подвижных

7

к постоянным переездам, перемене мест, странствованиям, путешествиям

8

с острым зрением; зорких; все видящих и замечающих

9

сильно стучалась, ударяя чем-либо или ударяясь

10

с распахнутыми полами, расстегнутый


Упражнение 10.


№ задания

Ответ

1

удивляются, восхищаются чем-либо, поражаются

2

никуда не годных, плохих

3

в прошлом, давно, когда-то

4

великан, богатырь

5

прятались, скрывались

6

лестью, угодничеством, устремленностью

7

показывай (показывать)

8

с безразличием, равнодушноне, проявляя интереса

9

скрытно, украдкой


Упражнение 11.


№ задания

Ответ

1

Разговаривать, говорить

2

вести легкий, непринужденный разговор; беседовать

3

не проговариваться; не разглашать тайну

4

сплетничать, распространять слухи; высказывать нелепые суждения

5

много говорить или говорить зря, попусту, распространяться о чем-либо

6

бегло говорить, владеть иностранным языком




Просмотр содержимого документа
«Задания по орфографии и пунктуации»

«Язык сам по себе, а грамматика сама по себе»

8 класс

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие запятые.


Русский язык давался мне сравнительно легко, хотя первое (же) задание – выучить наизусть алфавит – я (не) (в) состоянии был выполнить. Капризная моя память схватывала то, что производило на меня впечатление. Алфавит (же) (н__) какого впечатления (не) произвел на меня, и я его (не) знаю (до) (сих) пор. И грам__тические правила заучивал я механически и (не) верил в них (в) глубине души. (Не) верил я н__ в падежи, н__ в приставки , н__ в какие части речи. Я (не) мог признать, что полные ловушек и трудностей сведения пр__подносимые (не)дружелюбн__м Чконией могут иметь какое (бы)(то)(ни) было отношение к языку, которым я говорю и которым написа__ы мои любимые книги. Язык сам (по) себе, а гра__атика сама (по) себе. Да и все школьные сведения связа__ы с враждебн__м школьн__м миром, со звонком, классом, уроками, толпой учеников – словом, (н__)какого отношения (не) имеют к настоящ__й жизни.


Евгений Шварц

Новый учитель

8 класс

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте недостающие запятые.


В первый же день в дверях нашего класса появился живой, полный человек, чем(то) похожий на Наполеона. Одет он был в учительский вицмундир, но казался одетым лучше остальных. Манжеты его были (бело)снежны. От него (чуть) чуть пахло духами. (В)прочем, все это мы заметили позже. При первой же встреч__ мы (не)сколько ра__терялись. Новый учитель вошел быстро.

За ним длинный гардеро__щик Илья тащил стойку с делениями и с подвижной дощечкой, назначения которой мы не поняли. «Dasist das Fenster!» (Это окно!) – крикнул учитель мет__лическим тенором еще в дверях. «Das ist die Wand!» (Это стена!)» – и не успели мы опомниться, как урок уже шел полным ходом. Новый учитель не стоял на месте и не умолкал н__ на одну минуту. Тон, взятый им – повелительный, а вместе с тем и веселый, – покорил нас. Мы и смеялись и выполняли все приказания учителя и к концу урока знали (не)сколько слов (по)немецки. А после урока учитель подвел нас к (не)понятной стойке и измерил рост каждого из нас. Измерив рост учитель ра__садил нас (по)новому и попрощавшись весело ушел. Так мы и познакомились с новым учителем немецкого языка и нашим классным наставником.

Евгений Шварц





Про привидение


Подозрительное привидение по прозвищу Полоумный призрак проживало в подвале помещения, построенного при Петре Первом. Привидение полюбило подвал за паутину, прохладу и пыль. Призрак производил в подвале пакости: писал на потолке, продалбливал в полу портреты предков, портил пельмени, паштеты и печенья, проращивал на пирожках плесень, посыпал пол порошками и поливал пилюлями, патокой или персиковым повидлом. Призрак прокрадывался к первоклассникам, присваивал прописи. Поэтому привидение не полюбили. В постройке, прилегающей к помещению, проживали пять полицейских, порешивших прикончить призрак. И в пятницу, в полночь, у полицейских получилось победить привидение. Они полили пол подвала ПВА и приготовили пистолеты. Призрак приклеился к полу и попался.

Матвей Ракитин, 7-й класс

Просмотр содержимого документа
«Задания»

7-й класс

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ

«ДЕЕПРИЧАСТИЕ»



Часть А

Выберите правильный вариант.



А1. Деепричастие входит в состав фразеологического оборота:

1) с замирающим сердцем;

2) не мудрствуя лукаво;

3) заколдованный круг;

4) из ряда вон выходящий.

А2. В деепричастии объединяются значения двух частей речи:

1) глагола и прилагательного;

2) глагола и наречия;

3) глагола и причастия;

4) причастия и прилагательного.



A3. Укажите неверное утверждение:

1) в предложении причастие зависит от глагола-сказуемого;

2) в предложении деепричастие является обстоятельством;

3) деепричастный оборот может стоять только после глагола-сказуемого.



А4. Слово пишется с не слитно:

1) Многие живут (не)живя, а только собираясь жить.

2) Они слушали, (не)перебивая его.

3) Дождь барабанил по крыше, точно сердясь и (не)годуя на кого-то.

4) Ласточки кружились, (не)решаясь садиться.



А5. Найдите предложение с грамматической ошибкой:

1) Выключив радио, раздались звуки музыки.

2) Березки сбросили листву, покрыв золотым ковром землю.

3) Читая об этом происшествии, я задумался.

4) Никто не остановился, услышав крик.



Часть В



Расставьте недостающие знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.



Ночь

И темный лес скл__няясь дремлет

Под звуки песни соловья.

Внимая песням с берегами

Ласкаясь шепч__тся река.

И тихо слыш__тся над нею

Веселый шелест трос__ника.

(С. Есенин)



Часть С

Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужны нам в речи деепричастия? Разве нельзя обойтись глаголами?» Приведите примеры-доказательства.



ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ»

Часть А



Выберите нужный вариант.



А1. Причастие входит в состав фразеологического оборота:

1) путеводная звезда;

2) гроша медного не стоит;

3) как за каменной стеной;

4) с упавшим сердцем.



А2. Укажите строчку, в которой все выделенные слова – причастия:

1) платье длинно, дело сделано, решение революционно;

2) уборка закончена, событие описано, пуговица оторвана;

3) трава зелена, лицо румяно, поступь величественна;

4) девушка болезненна, пропасть бездонна, дверь затворена.



A3. На месте пропуска надо писать суффикс -ащ-/-ящ- в строке:

1) стел__ийся кустарник, крас__ее вещество;

2) вер__ий в разум, дыш__ая прохладой ночь;

3) приближа__аяся гроза, вечно хлопоч__ий;

4) прав__ая партия, се__ий пшеницу.



А4. Укажите строчку, где оба причастия с не пишутся раздельно:

1) (не)скошенная трава, (не)дочитанная книга;

2) (не)выкрашенный еще пол, трава (не)скошена;

3) (не)видимый на темном фоне, (не)летящий, а стоящий;

4) (не)изгладимое впечатление, (не)выносимая обида.



А5. Укажите строчку, где на месте пропуска надо писать одно н:

1) Квартира не убра__а, торжестве__о ступает;

2) действовать согласова__о, собрание сорва__о;

3) краше__й пол, выкраше__й зеленой краской;

4) ране__ый солдат, грибы высуше__ы.



Часть В



Раскройте скобки и выберите нужное причастие. Расставьте недостающие знаки препинания и буквы.

Римскую богиню (охраняющую, охраняемую) домашний очаг звали Веста. Храм _________________________(посв__щенный, посв__щаемый) ей был очень красив. Св__щенный огонь в храме поддерж__вали жрицы-весталки _________________________ (выбран__ые, выбира__мые) среди девочек шести-девяти лет. Весталки _________________________ (достигш__е, достигающ__е) тридцати лет становились свободными. _________________________ (Встречающемуся, встречен__ому) по дороге преступнику, которого вели на казнь, жрица могла даровать жизнь.



Часть С

Считается, что причастия и причастные обороты придают высказыванию книжный характер. Согласны ли вы с этим? Напишите свои размышления, опираясь на приведенный текст.



Еще в детстве я полюбил липы, окружавшие наш деревенский сад. В глубоких дуплах старых лип гнездились сычи, перекликавшиеся по ночам страшными голосами. Пчелы гудели над цветущими вершинами лип. Под одинокой развесистой липой, росшей перед нашим деревенским домом, мы обедали и пили чай. Осенью это дерево раньше всех сбрасывает свою пожелтевшую листву, и у оголенных корней сухим шелестящим ковром лежат опавшие желтые листья. Идешь по опавшей липовой листве, шуршащей под ногами, любуешься на знакомые деревья, приготовившиеся к долгой зимовке.

(По И.Соколову-Микитову)





8-й класс

РАЗНОУРОВНЕВАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

(2-я четверт )



Темы: «Структура предложения», «Типы сказуемых»,

«Тире между подлежащим и сказуемым»,

«Второстепенные члены предложения».



Часть А



Выберите правильный вариант.



А1. Найдите предложение с составным глагольным сказуемым:

1) Рано начинается деловой день москвичей.

2) Мне навстречу шел дедушка.

3) Над озером клубится туман.

4) Он старался узнать о писателе как можно больше.



А2. Найдите предложение с составным именным сказуемым:

1) Мальчик продолжал читать в сумерках.

2) Хозяин дома был ветеринар.

3) Рыболов поспешил вытащить удочку из воды.

4) Ребенок весело смеялся.



A3. Найдите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым надо поставить тире:

1) Апрель в среднерусской полосе богат сюрпризами.

2) Лучшее время для охоты канун осени.

3) Бронзовыми майскими жуками любит лакомиться кукушка.

4) Солнце поднялось в зенит и все тени исчезли.



А4. Найдите предложение, с обратным порядком слов:

1) Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне.

2) Снег в поле поражал ослепительной белизной.

3) Лес сбросил пожелтевшую листву.



А5. В каком словосочетании нет ошибки в управлении?

1) уверенность в победу;

2) надеяться на победу;

3) заведующий аптеки;

4) оплатить за проезд.



А6. Какая из характеристик не относится к данному предложению.



Как хорош был стройный подберезовик, красовавшийся у пенька!

1) Предложение двусоставное (по наличию главных членов).

2) Предложение восклицательное (по цели высказывания).

3) Предложение распространенное (по наличию второстепенных членов).

4) Предложение, осложненное деепричастным оборотом.



Часть В



В1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания.



Все вокруг было вел__чаво сп__койно. Пре__чу__ствие долгого сна таилось в лесах и ш__рох обл__тающих листьев уже нач__нал усыплять их наш__пт__вая что__то об _________________осе(н,нн)их дождях о глубоких сн__гах и о весне которую надо долго и т__рп__ливо ждать. Обн__жались леса р__няя листья в светлые ручьи. Все вокруг было оч__ровано п__чальной музыкой осени.

В2. Выпишите по группам сказуемые в зависимости от их типа.

Часть С

Напишите небольшую речь, адресованную одноклассникам, главная задача которой – призвать беречь чистоту родного города.

Используйте в речи обращения, восклицательные предложения, а также предложения, в которых между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире.





РАЗНОУРОВНЕВАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

(3-я четверть)

Тема: «Однородные члены предложения».



Часть А



А1. Закончите предложение:



Однородными могут быть различные члены предложения: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



А2. Укажите неверное утверждение.

1) Однородные члены могут быть выражены словами разных частей речи.

2) В предложении может быть несколько рядов однородных членов.

3) Если однородные члены соединяются союзами, то запятая между ними не ставится.

4) Обобщающие слова могут стоять или впереди однородных членов, или после них.





A3. В каких предложениях пропущена запятая перед союзом и?

1) Небо ласково дышало и время от времени слегка вздрагивало от сполохов дальних зарниц.

2) В голосе Якова была неподдельная глубокая страсть и молодость, и сила, и какая-то грустная скорбь. (И.Тургенев)

3) И пенится, и ходит океан, и в берег бьет волной безумной.

4) Море бунтует, и клокочет, и хлещет и свищет.



А4. В каких предложениях на месте пропуска должна стоять запятая?

1) Мокро блестят старые__ железные крыши.

2) По небу, заслоняя звезды, неслись низкие__ тяжелые тучи.

3) Он прижался к мощному__ корявому стволу и стоял так неподвижно.

4) В этот год осень пришла мрачная__ дождливая.



А5. В каком варианте ответа указаны предложения без пунктуационной ошибки?

A) Мне давно хотелось найти такой уголок, где под рукой были бы: и охота, и рыбалка, и грибы, и ягоды.

Б) Он очутился в зале с низким потолком, где все: и стены, и потолочные балки, и узкие деревянные столы, и скамьи без спинок – было коричневого цвета.

B) Горы, лес, озеро, маленький городок – все стало исчезать в наступающей темноте.

Г) Тополя, окаймлявшие шоссе, низкие домики с черепичными крышами, фигуры редких прохожих все почернело, утратило цвета.



1) А, В;

2) Б, В;

3) А, Г;

4) Б, Г



А6. Укажите верный вариант постановки на месте цифр знаков препинания.



Посаженные заботливыми руками деревья(1) как-то(2) тополь(3) акация(4) дикорастущий клен(5) зеленели приветливо и свежо.

1) 1, 2, 3 – запятые; 5 – тире;

2) 1, 3, 4 – запятые; 2 – двоеточие; 5 – тире;

3) 1,3 – запятые; 2 – двоеточие; 5 – тире;

4) 2, 3, 4 – запятые; 1 – двоеточие.



Часть В



В1. Дополните предложения:



Однородные члены предложения отвечают на __________________ вопрос и относятся к __________________ члену предложения. Они произносятся с __________________. Однородными могут быть и __________________, и __________________ члены предложения.



В2. Составьте свое предложение по схеме:



О: О и О, О и О – …

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть С



Выберите одно из заданий: С1 или С2.



С1. Напишите небольшой рассказ-зарисовку на одну из тем: «Зимой на ледяной горке», «На лыжах в лесу» или «Зима в нашем городе», используя однородные члены предложения.

С2. Ответьте на вопрос: какую роль в тексте играют однородные члены предложения?

Просмотр содержимого документа
«Игры»

5-й класс

ФОНЕТИКА



  • Игра «Отгадай словечко» (отгадывание загадок помогает ученикам сделать вывод о смыслоразличительной функции звуков):

С [о] – заклятый враг мышей; с [и] – властитель вод, морей.

С [л̕ ] – холодный, твердый, гладкий; с [м̕ ] – тягучий, вкусный, сладкий.

(Ответ: кот, кит; лёд – мёд.)



  • Игра «Отгадай букву» (проверяется знание русского алфавита):

Удобная буква! Удобно в ней то, что можно на букву повесить пальто.

Летает над калиткой птица, но на калитку не садится.



  • Игра «Найди слова, в которых звуков меньше, чем букв» (проверяется понимание соотношения звуко-буквенного состава слова):

Подарю, ускоряет, птица, скроется, устный, снится, мужчина, женщина, мальчик, звездный, звезда, явится, я.



  • Игра «Сколько раз вы встретили звук [о]» (проверяется понимание соотношения звукобуквенного состава слова):

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.



ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ



  • Игра «Наборщики» (проверяется умение написания имен собственных):

Составьте из слогов как можно больше имен мальчиков и девочек: ва, зи, лю, ма, ми, пе, ро, та, то; ма, ля, на, ня, ра, ря, ся, тя, ша.



  • Игра «Кто лучший географ?» (проверяется умение писать имена собственные):

река …

страна …

озеро …

море …

улица …

город …



6-й класс

ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ



  • Игра «Назови слово» (отгадывание загадок помогает ученикам сделать вывод о семантической структуре лексического значения слова, о принципах уподобления предметов, на которых строятся загадки):

Посадили зернышко – вырастили солнышко.

Это солнышко сорвем, много зерен соберем.

Рос шар бел, ветер дунул – шар улетел.

Мой хвост не отличишь от головы, меня всегда в земле найдете вы.



  • Игра «Допиши четверостишие» (заполнение пробелов в четверостишиях помогает проверить умение понимать лексическое значение слова и литературоведческий компонент – понимание особенности рифмы):

Мороз и солнце; день !

Еще ты дремлешь, друг ?

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней ,

И речка подо льдом .

Тихо струится река серебристая

В царстве вечернем зеленой весны.

Солнце садится за горы .

Рог золотой выплывает .



  • Игра «Соедини слова» (составление пар слов помогает проверить понимание лексического значения слова и знание современной и устаревшей лексики):

чело грудь

лилейный губы

уста лоб

наперсник битва

перст любимец

перловый зеркало

лобзать щеки

десница военный

зерцало жемчужный

ланиты нежный, белый

сеча чаша

бранный палец

риза одежда

чертоги целовать

перси великолепное помещение

кубок рука



  • Игра «Подскажи словечко»1 (угадывание слов помогает проверить знание русских пословиц и поговорок, объяснить их значение):

Он бьет , а ты развесил .

– не воротишь, – не сотрешь, – не приставишь.

не воробей: вылетит – .



  • Игры-тильды «О каких частях тела идет речь в пословицах и поговорках» (определение слов помогает проверить знание русских пословиц и поговорок, объяснить их значение):

: у него ~ разгорелись; ~ на лоб лезут; свершилось на моих ~ ; с ~ долой; не попадайся мне на ~ .

: медведь на ~ наступил; прожужжали все ~ ; держать ~ на макушке; от этих слов ~ вянут.

: не разевай ~ ; на чужой ~ не накинешь платок; ~ не раскрывать.

: совать ~ не в свои дела; это событие уже на ~ .

: медведь на ~ наступил; прожужжали все ~ ; держать ~ на макушке; от этих слов ~ вянут.

: не разевай ~ ; на чужой ~ не накинешь платок; ~ не раскрывать.

: совать ~ не в свои дела; это событие уже на ~ .

1 В слабых классах учитель может предложить словарик «Слова для справок».

Просмотр содержимого документа
«Карточки.Экземпляр ученика»

Экземпляр ученика


Задание 1. Прочитайте текст, вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу местоимения, определите их разряд. Подчерните те местоимения, которые служат для связи предложений в тексте.

Какие из вставленных вами местоимений являются неизменяемыми?

Орион – это … величественное созвездие земного неба.

… древние народы видели в … изображение великана – человека или зверя.

Вавилоняне называли … Пастухом Небес, египтяне считали Царем Звезд, древние индусы видели в … скоплении звезд фигуру мощного красавца – оленя, а китайцы – белого тигра.

Греки считали, что это изображение гигантского охотника, известного … по греческим мифам.

В созвездии 120 ярких звезд, из которых … заметные – Ригель и Бетельгейзе.

… хорошо видно в Северном и Южном полушариях Земли.

В … небе Орион господствует зимой.



Задание 2. Прочитайте фрагмент, определите способ и средства связи предложений.

(1) Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. (2) Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: с вами жить нельзя.(3) Они прощают и шум, и холод, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних. (4) Они сострадательны не к одним нищим и кошкам. (5) Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…

(А.П. Чехов)





Задание 3. Прочитайте текст. Может ли предложение «Зиму простояла она безжизненной…» стать первым в тексте? Подчеркните использованные местоимения, определите их разряд.

(1) Изба осталась сиротой, наследников у Агафьи не оказалось. (2) Зиму простояла она безжизненной – ни дымка, ни огонька, с закрытыми наглухо окнами, оцепеневшая, безуходная, холодная, скорбная. (3) Снег завалил ее снизу и сверху, только ставнями и чернела она, уткнувшись в сумет. (4) Люди отводили от нее глаза и, избегая ненужных размышлений, торопились пройти мимо.(5) Ходило над нею холодное солнце, выли метели, с грохотом проносились по улице лесовозы, звучали голоса ребятишек, возвращающихся из школы…

(Фрагмент рассказа В. Распутина «Изба»)





Задание 4. Прочитайте фрагмент сказки Л. Петрушевской «Самовар». Используя этот текст, напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания А.А. Реформатского «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений “обесценено”».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или прибегайте к цитированию.

(1) Один самовар буквально бросили и забыли, так получилось.

(2) Все лето этот самовар провел как гордость и украшение стола, слушал со всех сторон хвалебные речи и гордо пел свои песни каждый вечер в окружении чашек и блюдец, варенья и печенья…

(3) Самовар был сверкающий, его нашли на чердаке и так начистили, что он выглядел как зеркало, причем кривое зеркало, перед которым хотелось корчить рожи, и все вокруг самовара весело смеялись, пели, пили чай и рассказывали смешные истории, а дети устраивали целые спектакли вечерами, под звездным небом, и никто не боялся комаров, поскольку дым самовара их отпугивал.

(4) Вот такой был этот самовар, гордость семьи, и внезапно его бросили и забыли.

(5) Вдруг все вокруг опустело, щелкнул замок, заревел мотор – а самовар остался стоять на полке вместе с убогим старым чайником, мало того, с самовара впопыхах уронили крышечку, и он стоял без своей шапки, растерянный и обиженный.

(6) Он бы заплакал, но перед отъездом его насухо вытерли полотенцем, и слез не было, да и краник ему крепко завернули, неоткуда было капать этим слезам.

(7) Он, самое главное, не мог понять, за что с ним так обошлись, почему его так жестоко покинули.

(8) Он бормотал: – Это я сам виноват, я никуда не гожусь.

(9) Но дети тоже хороши! 10. Якобы они меня любили!

(11) Якобы носили мне воду из родника в ведерочках и шишки из лесу!

(12) Они это исключительно делали для себя, вот что. (13) Чтобы себе было лучше, а я дурак верил!

(14) – Дурак, – соглашался старый чайник, – ты дурак.

(15) – Конечно, – бубнил самовар, – они обо мне заботились, чистили меня речным песком.

(16) Может, они не такие и плохие, это я, наверно, плохой. (17) Может быть, я надоел им со своими песнями, пел как дурак. (18) – Дурак, – соглашался чайник. – (19) Просто дурак ненормальный, что ты ноешь тут. (20) Нашел о чем ныть. (21) А я вот отдыхаю в кои-то веки, я радуюсь, что меня оставили в покое.

(22) – Но какая-то ведь должна быть причина, что они меня разлюбили!

(23) – Я думаю, ты не электрический, и все, – важно говорил чайник. – (24) Был бы ты электрический, тогда другое дело. (25) Тебя бы взяли в город. (26) Но ты не электрический...

(27) – За это не бросают, – отвечал самовар, – они наоборот меня хвалили, что я кипячу чаек с дымком, отпугиваю комаров.

(28) – Ты, медный лоб, чегой-то не дотумкиваешь! – говорил чайник. (29) В городской квартире ты бы своим дымком всех придушил, как тех комаров.

(30) – Да, в городе бы я не пригодился, – горевал самовар, – я простой, поэтому они меня бросили.

(31) – Ты шишкоед деревенский, – твердил чайник, – был бы ты электрический, как я, а ты простой шишкоглот.

(32) – Что мне делать, что мне делать, – стонал самовар. –(33) Слез нет, броситься мне, что ли, с полки вниз головой? (34) Это будет мой ответ им. (35) – Ага, – говорил чайник, – кто один раз упал, тот будет падать все ниже и ниже, как мой дядя чайник. (36) Он упал со стола, и тогда его бросили еще ниже, в поганое ведро, а потом ведро унесли и принесли уже пустое, и где теперь мой дядя чайник находится, неизвестно, да и никому не интересно. (37) Ведро такое поганое, говорит: «Со временем узнаете, а пока что не ваше дело». (38) Так что вот такой путь – опасная дорога.



Просмотр содержимого документа
«Ответы. Экземпляр учителя»

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

ОТВЕТЫ


Упражнение 1.


Информация для учителя. Просторечная лексика.


«Просторечие – одна из форм национального языка, наряду с диалектной, жаргонной речью и литературным языком; вместе с народными говорами и жаргонами составляет устную некодифицированную сферу общенациональной речевой коммуникации – народно-разговорный язык; имеет наддиалектный характер. П., в отличие от говоров и жаргонов, – общепонятная для носителей нац. языка речь». [11, с. 402].

Следует помнить, что слова, относящиеся к просторечным, различаются и могут быть классифицированы.

1. Слова негрубого обиходно-бытового просторечия. Их иногда называют даже литературным просторечием. Они не нарушают, в общем, норм литературного языка, а только придают речи непринужденный, разговорно-просторечный характер. Грань между этими словами и словами разговорно-бытовыми очень тонкая и порой малозаметная: батя, пустомеля, ляпнуть, хлипкий, верняк, скупердяй, одурелый, шпынять, бесноватый и т.п.

2. Слова грубого просторечия, или вульгаризмы. Это слова, недопустимые в сферах литературной речи, нарушающие нормы литературного словоупотребления, иногда бранные: брехня, пентюх, пузо, рыло, рожа, харя, шваль, жрать, шамать, трескать, лопать, стерва, сволочь и т. п. Использование этих слов в художественных произведениях всегда подчинено определенным выразительным задачам, стоящим перед писателем. В этом случае они оказываются очень ярким стилистическим средством языка, так как, помимо функционально-стилистической, обладают значительной эмоционально-оценочной окраской.

3. Слова, ненормативные с точки зрения литературного языка. Это, как правило, однокоренные с общепринятыми фонетические, морфологические и словообразовательные ненормативные варианты слов литературного языка: востро (остро), кликать (клич), малец (малыш), ихний (их), нате (на), стреча (встреча), хвороба (хворь). Подобные слова иногда относятся к полудиалектным.


1) Бродить (нейтр.) – блуждать (кн.) – шататься (прост.) – шляться (прост.);

2) будущий (нейтр.) – грядущий (кн.);

3) препятствие (нейтр.) – преграда (кн.) – помеха (нейтр.);

4) взгляд (нейтр.) – взор (кн.);

5) глаза (нейтр.) – очи (кн., трад.-поэт.) – зенки (груб, прост.);

6) лицо (нейтр.) – лик (кн.) – морда (прост.) – харя (прост.);

7) бояться (нейтр.) – опасаться (кн.) – трусить (разг.);

8) дешевый (нейтр.) – копеечный (разг.) – грошовый (разг.);

9) бить (нейтр.) – колотить (разг.) – лупить (прост.);

10) бесплатно (нейтр.) – даром (разг.) – задаром (прост.) – задарма (грубо-фамил.);

11) прогнать (нейтр.) – изгнать (кн.) – выставить (разг.);

12) волноваться (нейтр.) – тревожиться (нейтр.) – психовать (разг.);

13) лоб (нейтр.) – чело (кн., возвышенно-поэтическое);

14) отрезать (нейтр.) – отхватить (разг.) – оттяпать (прост.);

15) верх (нейтр.) – вершина (нейтр.) – макушка (нейтр.);

16) освободиться (нейтр.) – избавиться (нейтр.) – отделаться (разг.) – отвязаться (разг.).


Упражнение 2.

1) Нагой – голый;

2) аргументировать – доказать;

3) благовонный, благоуханный – душистый, ароматный;

4) вкушать – есть;

5) сетовать – жаловаться;

6) радеть – заботиться;

7) промедление, проволочка – задержка;

8) курчавый, кучерявый – кудрявый;

9) врать – обманывать;

10) препятствовать – мешать;

11) упование, чаяние – надежда;

12) тщетно – напрасно;

13) сулить – обещать;

14) надуть – обмануть;

15) единоборство – поединок.


Упражнение 3. Справочные материалы.

1) Большой – титанический, огромный, гигантский.

Прилагательное большой обозначает «значительный по величине, размерам». Слова титанический – огромный имеют значение «очень большой», но в целом по своему содержанию очень различаются, и употреблять одно вместо другого, не учитывая эти различия, нельзя. Слова большой, огромный могут быть использованы в самых разных ситуациях общения, а слово титанический – только в ситуациях торжественных. Прилагательное гигантский, не имеющее в словаре каких-либо специальных помет, кроме значения «необычайно больших размеров, громадный, огромный», может передавать значение «исключительный по силе, значению» и оказывается ближе по сфере употребления к слову титанический.

2) Мертвый – безжизненный – бездыханный.

Все слова этого ряда объединены значением «лишенный жизни», однако имеют разную стилистическую окраску. Мы видим, что нейтральному слову мертвый могут противостоять слова разной степени «возвышенности»: безжизненный характеризуется слабой степенью возвышенности (книжной окраской), а бездыханный – сильной степенью возвышенности (в словарях имеет помету «высокое»). К интересным выводам приводит размышление над оттенками лексического значения этих слов: безжизненный «лишенный жизни», бездыханный «лишенный дыхания (духа)».

3) Надоесть – опостылеть – осточертеть.

Нейтральному слову надоесть (с нулевой экспрессивно-стилистической окраской) противопоставлены два стилистически сниженных слова – разговорное опостылеть и просторечное осточертеть, отражающие более слабую и более сильную степень сниженности.

4) Хороший – прекрасный, превосходный, замечательный, восхитительный, чудесный.

Прилагательные данной группы относятся к словам нейтральным, однако взаимозаменяемы не всегда, поскольку различаются оттенками лексического значения:

хороший – обладающий положительными качествами, свойствами, вполне отвечающий своему назначению;

прекрасный – очень хороший, превосходный;

превосходный – очень хороший, замечательный;

замечательный – 1) выдающийся, необыкновенный по своим качествам; 2) заслуживающий внимания; примечательный;

восхитительный – вызывающий восхищение, т.е. восторг, высшую степень удовлетворения, удовольствия от чего-либо;

чудесный – то же, что чудный, т.е. отличный, очень хороший, великолепный.

Однако, видимо, из-за широкого употребления прилагательное хороший в одном из значений – «достаточно большой, значительный по количеству, величине» (хороший доход; хорошая порция мяса; хороший заработок) – приобрело разговорную окраску.

5) Не люблю – ненавижу, презираю, питаю отвращение.

Все слова не имеют специальных помет в словаре, различаются оттенками значений, однако глаголы презираю, питаю отвращение чаще встречаются в книжной речи.

6) Небольшой – маленький, миниатюрный, мизерный, микроскопический.

Слова различаются оттенками лексического значения. Миниатюрный, мизерный, микроскопическийне просто «маленький, небольшого размера», но и соответственно: «маленький и изящный», «ничтожно малый, очень скудный», «чрезвычайно маленький, ничтожный по размерам, величине». Стилистическую помету – разговорное – можно найти лишь в словарной статье, посвященной слову микроскопический. Остальные прилагательные относятся к нейтральной лексике.

7) Плакать – рыдать – реветь – выть.

Два первых глагола отличаются лишь интенсивностью и способом действия: рыдать – не просто «лить слезы» (т.е. плакать), а «громко плакать, судорожно всхлипывая». Слово реветь обозначает «громко, сильно плакать» и имеет при этом помету разговорное. Глагол выть отнесен авторами словаря к просторечным, его значение – «плакать в голос». Стилистическая окраска появилась благодаря тому, что подобное проявление чувств в прошлом было допустимо среди людей «простого сословия» (Ср.: Бабы громко выли; мужики изредка утирали слезы кулаками (П.).).


Упражнение 4.

Несчастье – беда, горе, бедствие, катастрофа.

Буйный – безудержный, неукротимый, неистовый, яростный.


Упражнение 5.

1) Скончаться (выс. книжн.) – упокоиться (устар. и прост.) – скопытиться (прост.) – умереть (нейтральное).

2) Ибо (устар. и книжн.) – потому как (разг.) – потому (прост.) – потому что, так как (нейтральные).

3) Похитить (книжн.) – утащить (разг.) – стянуть, спереть (прост.) – украсть (нейтральное).


4) Даром (разг.) – безвозмездно (книжн.)– задаром (прост.) – задарма (груб, прост.) – бесплатно (нейтральное).

5) Длинный (разг.) – долговязый (разг.) – высокий (нейтральное).

6) Фрагмент (книжн.) – кусок (разг.) – отрывок (нейтральное).


Упражнение 6.

№ задания

Ответ

1

с раннего возраста, с детства

2

стукнул, ударил

3

высокий, высокого роста

4

промахнулся, не попал

5

не обещает

6

до этого времени, до сих пор, прежде, ранее

7

решила, решилась, стала


Упражнение 7.


№ задания

Ответ

1

Пытаются, стараются, стремятся

2

освободился, отказался

3

правителя, господина, владыки, повелителя, хозяина

4

совместного, общего

5

незабываемые

6

неподвижные, неколеблющиеся

7

нескончаемой, непроходящей

8

доброе дело; помощь, услуга

9

лоб

10

ораторствуйте, говорите красноречиво


Упражнение 8.


№ задания

Ответ

1

изменения, поправки

2

ходил, бродил

3

важно, злободневно

4

наступает, приближается

5

великаном, гигантом, богатырем

6

приносящим добро, успокаивающим; в высшей степени приятным

7

строят, сооружают, создают

8

веки

9

с глубоким почтением, с уважением

10

главное, самое существенное, основное


Упражнение 9.


№ задания

Ответ

1

упал

2

распоряжалась над кем-либо, главенствовала, руководила

3

мелкое имущество, домашние вещи

4

необдуманно, неосторожно сказал

5

с трудом дошли, добрались

6

излишне подвижных

7

к постоянным переездам, перемене мест, странствованиям, путешествиям

8

с острым зрением; зорких; все видящих и замечающих

9

сильно стучалась, ударяя чем-либо или ударяясь

10

с распахнутыми полами, расстегнутый


Упражнение 10.


№ задания

Ответ

1

удивляются, восхищаются чем-либо, поражаются

2

никуда не годных, плохих

3

в прошлом, давно, когда-то

4

великан, богатырь

5

прятались, скрывались

6

лестью, угодничеством, устремленностью

7

показывай (показывать)

8

с безразличием, равнодушноне, проявляя интереса

9

скрытно, украдкой


Упражнение 11.


№ задания

Ответ

1

Разговаривать, говорить

2

вести легкий, непринужденный разговор; беседовать

3

не проговариваться; не разглашать тайну

4

сплетничать, распространять слухи; высказывать нелепые суждения

5

много говорить или говорить зря, попусту, распространяться о чем-либо

6

бегло говорить, владеть иностранным языком





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!