СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Рассказ «Тапёр». Конспект урока

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Рассказ «Тапёр». Конспект урока

Просмотр содержимого документа
«А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Рассказ «Тапёр». Конспект урока»

3


А.И. Куприн. Рассказ «Тапёр» (урок 1-ый)

Цели урока:

  • познакомить с биографическими сведениями об А. И. Куприне, ввести учеников в атмосферу семейства Рудневых, проследить развитие тонких отношений героев рассказа А. И. Куприна;

  • продолжить работу по закреплению навыков выразительного чтения;

  • воспитывать у учащихся на примере героев рассказа благородство, душевную щедрость.

Оборудование:

  • учебник «Русская литература» - учебное пособие для 6-ого кл./Т.Ф. Мушинская, Е.В. Перевозная, С.Н. Каратай. – Минск, 2009.

  • мультимедийный проектор, ноутбук, презентация.

ХОД УРОКА:

  1. Сообщение новых знаний.

а) вступительное слово учителя.

Слайд 1

После изучения произведений А.П. Чехова мы, ребята, не прощаемся с жанром рассказа: сегодня на уроке продолжим работу с рассказом и познакомимся с удивительным человеком и необыкновенным художником слова – Александром Ивановичем Куприным (запись в тетрадь темы).

Слайд 2

Говоря о Куприне, хочется процитировать Олега Михайлова: «Таланты (как и люди) бывают добрые и злые, весёлые и грустные, светлые и мрачные. При мысли о Куприне хочется сразу сказать: добрый талант. Все произведения писателя пропитаны этой бесконечной добротой или, говоря его же словами, любовью «ко всему живому – к дереву, собаке, воде, земле, человеку, небу».

б) комментированное чтение статьи о Куприне (стр. 89-90 в учебнике) с сопровождением слайдов.

Слайд 3

(после 1-ого абзаца)

Учитель: Прочитайте, кем пришлось работать А.И. Куприну.

Грузчик, землемер, корректор, псаломщик, суфлёр (театр), зубной врач циркач, рыбак… (запишите в тетрадь)

Какие из этих профессий вам не понятны? (объяснение учителя)

Слайд 4

(после 2-ого абзаца)

в) актуализация прежних знаний (краткий пересказ ранее прочитанных произведений).

Слайды 5, 6

(после 3-ого абзаца)

Учитель: В начальной школе вы знакомились с рассказами Куприна. Посмотрите на обложки книг и вспомните, о чём вы читали.

  1. «Слон»;

  2. «Барбос и Жулька»;

  3. «Чудесный доктор»;

  4. «Белый пудель».


«Слон»

Маленькая девочка Надя (6 лет) заболела, по словам доктора Михаила Петровича, «равнодушием к жизни». Единственное средство вылечить — развеселить. Но девочка ничего не хочет.

Однажды она попросила слона. Через полчаса папа привёз ей «дорогую красивую игрушку» — серого слона, который сам машет хвостом и качает головой. Но девочка сказала, что хотела настоящего, а этот мёртвый. Тогда папа едет в зверинец и упрашивает хозяина-немца отпустить слона Томми к ним домой. Немец сначала не понимает, но папа все объяснил. Тогда хозяин зверинца разрешает сводить слона в гости ночью и сам проверяет, возможно ли это (есть ли большая комната, крепкий пол, широкие двери).

Ночью слона ведут в дом. Чтобы он поднялся по лестнице на второй этаж, папа покупает для него фисташковый торт. Утром Наде говорят, что слон пришёл, кормят яйцом всмятку и молоком и на коляске везут к слону. Девочка слона не боится, они вместе чаевничают: девочка пьет чай, слон — сахарную воду с булками. Надя знакомит его с куклами, показывает книжку с картинками. Друзья вместе обедают. Вечером Надю не оторвать от слона, она так и засыпает рядом с ним и видит сон, будто «женилась на Томми, и у них много детей, маленьких, веселых слоняток».

Слона уводят. Утром девочка просыпается бодрая и, узнав, что слон ушёл и звал её в гости, просит передать, что она уже совсем здорова.

«Барбос и Жулька»

Уши Барбоса вечно носили на себе следы "боевых схваток", летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими "репяхами".

   Жулька – маленькая, деликатная, скромная собачка. Конечно, Жулька единогласно признавалась комнатной собачкой.

Обе собаки жили в одном дворе, дружили. Однажды во двор вбежал бешеный пёс: перекусал двух свиней, уток… Барбос вместо того чтобы, по обыкновению, кинуться в бой, дрожал всем телом и жалобно повизгивал. Собака носилась по двору из угла в угол, нагоняя одним своим видом панический ужас и на людей и на животных.   Вдруг выскочила маленькая Жулька и во всю прыть своих тоненьких ножек понеслась наперерез бешеной собаке. Потом они столкнулись... От сильного толчка Жулька упала и покатилась по земле, а бешеная собака выскочила на улицу.

Сразу после этого Жулька слегла и через несколько дней издохла, а Барбос выл выразительно и протяжно.

«Чудесный доктор»

(основан на реальных событиях)

Два мальчика рассматривают богатую витрину гастронома, потом бегут домой — в сырой и грязный подвал, где живет нищее до крайности семейство Мерцаловых. Мальчики носили письмо бывшему папиному работодателю — барину, но швейцар выгнал оборванцев взашей. Одна младшая сестренка умерла, вторая болеет, мать кормит грудью младенца и стирает поденно, отец ищет работу — он даже пытался просить днем милостыню. Пока дети хлебают холодный пустой борщ, Мерцалов бесцельно бродит по городу. В парке к нему подсаживается господин, который хвалит зимнюю ночь и рассказывает о подарках, которые купил деткам. Мерцалов взрывается и рассказывает все. Незнакомец оказывается доктором: он не только осматривает больную Машу, но и помогает с едой, дровами, оставляет деньги. На рецепте написано его имя — Пирогов. Вскоре дела семьи пошли в гору; они считают это заслугой доктора.

«Белый пудель»

Этот день был не особо удачным для бродячих циркачей — дедушки Мартына Лодыжкина (на плече — старая «нездоровая» шарманка), мальчика Сергея (взят дедушкой «напрокат» у забулдыги, который вскоре умер) и пуделя Арто: со многих мисхорских дач их выгоняли, лишь одна барыня дала гривенник, и тот дырявый… На последней даче «Дружба» они стали невольными свидетелями семейных разборок: капризного мальчишку Трилли умоляли принять лекарства. Выступление бродячих артистов настолько впечатлило Трилли, что он пожелал себе Арто. Старик отказался продавать четвероногого друга за любые деньги. Циркачей выгнали.

Позже дворник нашел труппу у моря и повторил предложение, и снова получил отказ — «не все продается, что покупается». Ночью, пока старик и мальчик спали, дворник украл Арто, приманив собаку колбасой. Мартын не мог пойти в полицию, ведь на руках у него был только чужой паспорт, купленный за 25 рублей у какого-то грека. Следующей ночью, оставив старика спать в кофейне, Сергей пробрался на дачу и освободил Арто.

Учитель: Что, ребята, характерно для рассказов А.И. Куприна? О чём они в целом нам рассказывают? (о бедности и богатстве, о милосердии и добре, об отзывчивости и преданности и т.п.)

Физкультминутка

г) знакомство с рассказом «Тапёр».

Слайд 7

Учитель: В 90-х годах XIX века А.И. Куприн познакомился с выдающимся композитором, жизнь которого его очень заинтересовала. И вот в 1897 году Куприн пишет рассказ, в основу которого легла судьба этого человека. Рассказ называется «Тапёр».

Слайд 8

Учитель: слово «тапёр» многим из вас, наверное, покажется непонятным, поэтому давайте узнаем значение этого слова и запишем его в тетрадь (записать!)

В конце XVIII века в России в знатных и богатых семьях начали устраивать музыкально-танцевальные вечера для детей. Эти вечера вначале проводились один раз в год – в Рождество, а затем их стали организовывать и в именины. На такие вечера допускались дети с 12 лет. Здесь учились танцевать, поддерживать беседу, изучали бальный этикет, просто общались и получали массу впечатлений.

Слайд 9

Время действия в рассказе «Тапёр» - канун Рождества. Чего обычно дети ждут от Рождества? (подарков, волшебства, чуда…)

Слайд 10

Рождество поистине волшебный праздник. В рождественскую ночь должно произойти чудо – добрая неожиданность со счастливым концом.

В рассказе А.И. Куприна «Тапёр» мы попадём на рождественский вечер в семью Рудневых – дворян конца XIX века – и посмотрим, произойдёт ли рождественское чудо. Обычно хозяин дома на рождественскую ёлку приглашал знаменитый оркестр, но в этот раз всё произошло по-другому…

Слайд 11

д) комментированное чтение текста рассказа в учебнике (стр. 90 –…)

2. Обобщение.

Мы прочитали часть рассказа и познакомились с некоторыми героями. Кто из них вам понравился, а кто нет и почему?

Слайд 12

3. Домашнее задание.

Дочитать рассказ (стр. … - 108); устно ответить на вопросы стр. 109.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!