СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. Н. Островский. "Гроза". История создания.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 10 классе по творчеству А. Н. Островского.

Просмотр содержимого документа
«А. Н. Островский. "Гроза". История создания.»

ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ пьесы «ГРОЗа». ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ И РАССТАНОВКА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ В «ГРОЗЕ»

ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ пьесы «ГРОЗа». ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ И РАССТАНОВКА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ В «ГРОЗЕ»

Цели :  рассказать учащимся о творческой истории пьесы «Гроза»; рассмотреть различные оценки «Грозы» и выразить свое отношение к прочитанной пьесе; выяснить, в чём суть основного конфликта; познакомиться с действующими лицами, определить значение их имен и фамилий.

Цели : рассказать учащимся о творческой истории пьесы «Гроза»; рассмотреть различные оценки «Грозы» и выразить свое отношение к прочитанной пьесе; выяснить, в чём суть основного конфликта; познакомиться с действующими лицами, определить значение их имен и фамилий.

«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при всем том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тяжкое и грустное, нежели другие пьесы Островского… В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее. Н. Добролюбов

«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при всем том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашается, что она производит впечатление менее тяжкое и грустное, нежели другие пьесы Островского… В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее.

Н. Добролюбов

Творческая история «Грозы» В 1856 и 1857 годах А. Н. Островский участвовал в известной «Литературной экспедиции», организованной морским министерством. Сохранились дневниковые записи Островского под названием «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода». Поездка по Волге, пребывание в волжских городах расширили представление драматурга о русской действительности.

Творческая история «Грозы»

В 1856 и 1857 годах А. Н. Островский участвовал в известной «Литературной экспедиции», организованной морским министерством. Сохранились дневниковые записи Островского под названием «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода». Поездка по Волге, пребывание в волжских городах расширили представление драматурга о русской действительности.

Один из участников экспедиции С. В. Максимов писал: «Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила его на те из них, которые составляют честь и гордость отечественной литературы». Известный литератор и театрал XIX в. С. А. Юрьев продолжил: «“Грозу” не Островский написал… “Грозу” Волга написала».

Один из участников экспедиции С. В. Максимов писал: «Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила его на те из них, которые составляют честь и гордость отечественной литературы».

Известный литератор и театрал XIX в. С. А. Юрьев продолжил: «“Грозу” не Островский написал… “Грозу” Волга написала».

Таким образом, именно путешествие по Волге положило начало работе Островского над «Грозой». Пьеса была написана быстро: начата в июле, а окончена в октябре 1859 г. Впервые увидела свет не в печати, а на сцене: 16 ноября 1859 года состоялась премьера «Грозы» в Малом театре, а 2 декабря 1859 года – в Александринском театре.

Таким образом, именно путешествие по Волге положило начало работе Островского над «Грозой». Пьеса была написана быстро: начата в июле, а окончена в октябре 1859 г. Впервые увидела свет не в печати, а на сцене: 16 ноября 1859 года состоялась премьера «Грозы» в Малом театре, а 2 декабря 1859 года – в Александринском театре.

Сохранились воспоминания актрисы, первой игравшей роль Кабанихи на русской сцене, Н. В. Рыкаловой: «Александр Николаевич Островский был большой друг нашего театра… вскоре собрал нас всех на квартире у Никулиной-Косицкой и прочел свое произведение. Общее восхищение было чрезвычайно велико, все поздравляли знаменитого писателя, предрекая заранее успех пьесе и крепко пожимая счастливому автору руку».

Сохранились воспоминания актрисы, первой игравшей роль Кабанихи на русской сцене, Н. В. Рыкаловой: «Александр Николаевич Островский был большой друг нашего театра… вскоре собрал нас всех на квартире у Никулиной-Косицкой и прочел свое произведение. Общее восхищение было чрезвычайно велико, все поздравляли знаменитого писателя, предрекая заранее успех пьесе и крепко пожимая счастливому автору руку».

«Гроза» была напечатана в первом номере журнала «Библиотека для чтения», а вскоре вышла отдельным изданием в 1860 году. Пьеса стала крупнейшим литературно-общественным событием русской жизни. Через год после появления Островский за пьесу «Гроза» был удостоен Большой Уваровской премии , в то время это была высшая награда за драматическое произведение.

«Гроза» была напечатана в первом номере журнала «Библиотека для чтения», а вскоре вышла отдельным изданием в 1860 году.

Пьеса стала крупнейшим литературно-общественным событием русской жизни. Через год после появления Островский за пьесу «Гроза» был удостоен Большой Уваровской премии , в то время это была высшая награда за драматическое произведение.

Критики по-разному оценивали «Грозу» и её главную героиню. Высшую оценку пьесе дал Н. А. Добролюбов в статьях «Луч света в тёмном царстве» (1860) и «Тёмное царство» (1859).  Единодушны с ним были И. А. Гончаров, П. П. Плетнёв, А. Д. Галахов. Оценка «Грозы» Л. Толстым (из письма А. Фету): «“Гроза” Островского есть, по-моему, плачевное сочинение». С ним был согласен А. Фет.

Критики по-разному оценивали «Грозу» и её главную героиню. Высшую оценку пьесе дал Н. А. Добролюбов в статьях «Луч света в тёмном царстве» (1860) и «Тёмное царство» (1859). Единодушны с ним были И. А. Гончаров, П. П. Плетнёв, А. Д. Галахов.

Оценка «Грозы» Л. Толстым (из письма А. Фету): «“Гроза” Островского есть, по-моему, плачевное сочинение». С ним был согласен А. Фет.

Выдающийся мыслитель и прогрессивный критик Д. И. Писарев написал статьи « Мотивы русской драмы» (1864) и «Посмотрим!» (1865), в которых возразил Н. А. Добролюбову. Признавая некоторые достоинства пьесы, он решительно отказал «Грозе» и её героине Катерине в каком бы то ни было протесте. Катерина, по мнению Писарева, не «луч света в тёмном царстве», а «вечное дитя», «несчастная жертва».

Выдающийся мыслитель и прогрессивный критик Д. И. Писарев написал статьи « Мотивы русской драмы» (1864) и «Посмотрим!» (1865), в которых возразил Н. А. Добролюбову. Признавая некоторые достоинства пьесы, он решительно отказал «Грозе» и её героине Катерине в каком бы то ни было протесте. Катерина, по мнению Писарева, не «луч света в тёмном царстве», а «вечное дитя», «несчастная жертва».

Основа сюжета пьесы «Гроза». Долгое время считалось, что в основе сюжета «Грозы» – нашумевшее «клыковское дело». В 1859 г. в Костроме девятнадцатилетняя Клыкова Александра Павловна ушла из дома, и тело ее нашли в Волге. При судебном разбирательстве выяснилось, что весёлая и добрая Александра Клыкова была выдана замуж в купеческую семью. Деспотичная и угрюмая свекровь всячески притесняла сноху, а безвольный сын не мог защитить молодую жену. Но тут появился служащий почтовой конторы Марьин, которого Клыкова полюбила.

Основа сюжета пьесы «Гроза».

Долгое время считалось, что в основе сюжета «Грозы» – нашумевшее «клыковское дело». В 1859 г. в Костроме девятнадцатилетняя Клыкова Александра Павловна ушла из дома, и тело ее нашли в Волге. При судебном разбирательстве выяснилось, что весёлая и добрая Александра Клыкова была выдана замуж в купеческую семью. Деспотичная и угрюмая свекровь всячески притесняла сноху, а безвольный сын не мог защитить молодую жену. Но тут появился служащий почтовой конторы Марьин, которого Клыкова полюбила.

Далее выяснилось, что «Гроза» была написана раньше, чем происходили реальные события в семье Клыковых. Но совпадения потрясающие! Драму «Гроза» Островский написал почти полтора века назад. Казалось бы, что нам сегодня до Катерины? Но пьеса до сих пор волнует и зрителей, и читателей. Одна из причин в том, что драматург воссоздал в произведении необычайно яркие, живые и, к сожалению, узнаваемые в сегодняшней жизни характеры. Другая причина – автор не просто создал запоминающиеся картины нравов, но и обратился к «вечным проблемам» – проблемам нравственности, человеческого достоинства, любви, счастья, противоречиям между велением сердца и долга.

Далее выяснилось, что «Гроза» была написана раньше, чем происходили реальные события в семье Клыковых. Но совпадения потрясающие!

Драму «Гроза» Островский написал почти полтора века назад. Казалось бы, что нам сегодня до Катерины? Но пьеса до сих пор волнует и зрителей, и читателей. Одна из причин в том, что драматург воссоздал в произведении необычайно яркие, живые и, к сожалению, узнаваемые в сегодняшней жизни характеры. Другая причина – автор не просто создал запоминающиеся картины нравов, но и обратился к «вечным проблемам» – проблемам нравственности, человеческого достоинства, любви, счастья, противоречиям между велением сердца и долга.

Город Калинов и его обитатели. Кулигин: «Чудеса! Наглядеться не могу!» Кулигин другим стремится показать, «какая красота в природе разлита». Ведь по его мнению, наслаждение природой могло бы смягчить жестокие нравы жителей Калинова.

Город Калинов и его обитатели.

  • Кулигин: «Чудеса! Наглядеться не могу!»
  • Кулигин другим стремится показать, «какая красота в природе разлита». Ведь по его мнению, наслаждение природой могло бы смягчить жестокие нравы жителей Калинова.
Кулигин с болью говорит о «жестоких нравах» города, но советует «угождать как-нибудь» самодурам. Он не борец, а мечтатель; его проекты неосуществимы. Он тратит свои силы на изобретение вечного двигателя.

Кулигин с болью говорит о «жестоких нравах» города, но советует «угождать как-нибудь» самодурам. Он не борец, а мечтатель; его проекты неосуществимы. Он тратит свои силы на изобретение вечного двигателя.

Дикой – дюжий, дородный купчина с окладистой бородой… Самодурство его основано на власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев. Дикой откровенно обсчитывает мужиков. Дикой сознаёт свою силу – это сила денежного мешка. Дикой дорожит каждой копейкой, поэтому так раздражают его встречи с Борисом, который претендует на часть наследства. Никто не может угодить ему, только Кабаниха может «разговорить» , так как грубость на грубость.
  • Дикой – дюжий, дородный купчина с окладистой бородой…
  • Самодурство его основано на власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев. Дикой откровенно обсчитывает мужиков. Дикой сознаёт свою силу – это сила денежного мешка.

Дикой дорожит каждой копейкой, поэтому так раздражают его встречи с Борисом, который претендует на часть наследства. Никто не может угодить ему, только Кабаниха может «разговорить» , так как грубость на грубость.

Феклуша. По ходу развития действия Кулигин и Феклуша не вступают в открытую борьбу, но изображены в пьесе как антиподы. Если Кулигин несёт в общество культуру, то Феклуша – тьму, невежество. Её нелепые рассказы создают у калиновцев искажённые представления о мире, вселяют в их души страх.

Феклуша.

  • По ходу развития действия Кулигин и Феклуша не вступают в открытую борьбу, но изображены в пьесе как антиподы.
  • Если Кулигин несёт в общество культуру, то Феклуша – тьму, невежество. Её нелепые рассказы создают у калиновцев искажённые представления о мире, вселяют в их души страх.
Жизненная позиция Феклуши предопределяет и особенности её речи. Она стремится расположить к себе окружающих, поэтому тон её речи вкрадчивый, льстивый.

Жизненная позиция Феклуши предопределяет и особенности её речи. Она стремится расположить к себе окружающих, поэтому тон её речи вкрадчивый, льстивый.

Марфа Игнатьевна Кабанова – высокая, грузная старуха, носит тёмное, старомодное платье; держится прямо, с достоинством, ходит медленно, степенно, говорит веско, значительно.

Марфа Игнатьевна Кабанова – высокая, грузная старуха, носит тёмное, старомодное платье; держится прямо, с достоинством, ходит медленно, степенно, говорит веско, значительно.

Основой семьи Кабаниха видит домостроевские , освящённые стариной законы жизни. Кабаниха искренне убеждена, что если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет. Она говорит от лица целого поколения. Её образ вырастает до символа патриархальной старины.

Основой семьи Кабаниха видит домостроевские , освящённые стариной законы жизни. Кабаниха искренне убеждена, что если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет. Она говорит от лица целого поколения. Её образ вырастает до символа патриархальной старины.

Варвара убеждена, что без притворства здесь не проживёшь. «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Варвара убеждена, что без притворства здесь не проживёшь. «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Катерина очень немногословна. Характер её поведения говорит об уверенности в себе, о самодостаточности. Ей незачем самоутверждаться за счёт других. Все мысли Катерины сосредоточены на любви к Борису.

Катерина очень немногословна. Характер её поведения говорит об уверенности в себе, о самодостаточности. Ей незачем самоутверждаться за счёт других. Все мысли Катерины сосредоточены на любви к Борису.

Катерина после приезда мужа «просто сама не своя сделалась… Дрожит вся, точно её лихорадка бьёт; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной!»

Катерина после приезда мужа «просто сама не своя сделалась… Дрожит вся, точно её лихорадка бьёт; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной!»

ТИХОН подавлен, жалок, обезличен, его не то что любить – уважать нельзя.

ТИХОН подавлен, жалок, обезличен, его не то что любить – уважать нельзя.

Борис Григорьевич - молодой мужчина, племянник купца Дикого. Борис хорошо образован и одевается модно,

Борис Григорьевич - молодой мужчина, племянник купца Дикого. Борис хорошо образован и одевается модно, "не по-русски". Борис недавно приехал в город Калинов из Москвы, где жил с родителями и сестрой. Родители Бориса умерли.

Борис - неплохой, но трусливый и бесхарактерный человек. Наследство оказывается для Бориса важнее возлюбленной Катерины Кабановой. Отчасти из-за этого предательства Катерина решает расстаться с жизнью и в конце концов погибает.

Борис - неплохой, но трусливый и бесхарактерный человек. Наследство оказывается для Бориса важнее возлюбленной Катерины Кабановой. Отчасти из-за этого предательства Катерина решает расстаться с жизнью и в конце концов погибает.

Домашнее задание:  1. Подготовить рассказ о городе Калинове и его обитателях. 2. Распределить роли, выбрать пейзажные зарисовки, подготовить выразительное чтение.

Домашнее задание:

1. Подготовить рассказ о городе Калинове и его обитателях.

2. Распределить роли, выбрать пейзажные зарисовки, подготовить выразительное чтение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!