СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Хомяков - философ, богослов, поэт.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Имя Хомякова сейчас незаслуженно забыто. А ведь он был удивительным человеком: философ, богослов, поэт, художник, историк, филолог, лингвист-полиглот, переводчик, изобретатель, математик, врач. С именем Хомякова неразрывно связано одно из направлений в общественной жизни России - славянофильство. 

Просмотр содержимого документа
«А.С. Хомяков - философ, богослов, поэт.»

       а.с. Хомяков – богослов, философ, математик, механик, художник, поэт, драматург, филолог, полиглот-лингвист, историк, социолог, экономист, публицист, врач-гомеопат, переводчик .        Подвиг есть и в сражении,   Подвиг есть и в борьбе,   Высший подвиг в терпении,   Любви и мольбе .

а.с. Хомяков – богослов, философ, математик, механик, художник, поэт, драматург, филолог, полиглот-лингвист, историк, социолог, экономист, публицист, врач-гомеопат, переводчик . Подвиг есть и в сражении, Подвиг есть и в борьбе, Высший подвиг в терпении, Любви и мольбе .

1(14) мая 1804 года в Москве на Большой Ордынке в семье Степана Александровича Хомякова и Марии Алексеевны (урождённой Киреевской) родился сын Алексей .

1(14) мая 1804 года в Москве на Большой Ордынке в семье Степана Александровича Хомякова и Марии Алексеевны (урождённой Киреевской) родился сын Алексей .

Хомяков получил прекрасное домашнее образование, его воспитали в любви к Родине, её традициям и обычаям. Уроки братьям Хомяковым давали друг Грибоедова А .А. Жандр, профессор Московского университета А.Ф.Мерзляков. В 1821 г. Алексей Степанович успешно сдал университетский экзамен на степень кандидата математических наук. В 1822 – 1825 г.г. он служит в лейб-гвардии Конном полку в Петербурге, общается с будущими декабристами. В спорах с К.Ф.Рылеевым, А.И.Одоевским, А.А.Бестужевым и др. утверждает, что из всех революций самая несправедливая есть революция военная. В 1825 г. подаёт в отставку и уезжает в Париж, где учится живописи в академии. Там же пишет трагедию «Ермак».

Хомяков получил прекрасное домашнее образование, его воспитали в любви к Родине, её традициям и обычаям. Уроки братьям Хомяковым давали друг Грибоедова А .А. Жандр, профессор Московского университета А.Ф.Мерзляков. В 1821 г. Алексей Степанович успешно сдал университетский экзамен на степень кандидата математических наук. В 1822 – 1825 г.г. он служит в лейб-гвардии Конном полку в Петербурге, общается с будущими декабристами. В спорах с К.Ф.Рылеевым, А.И.Одоевским, А.А.Бестужевым и др. утверждает, что из всех революций самая несправедливая есть революция военная. В 1825 г. подаёт в отставку и уезжает в Париж, где учится живописи в академии. Там же пишет трагедию «Ермак».

      12 сентября 1826 году в доме Веневитиновых А.С. Пушкин читает свою трагедию «Борис Годунов», а 13 сентября А.С. Хомяков, по настоянию Пушкина, читает свою трагедию «Ермак». Пушкин высоко ценил поэтический дар Хомякова.  Узнав о смерти Пушкина, Хомяков оказался самым «яростным» из современников обвинителем истинного убийцы поэта – светского общества. В его письме от 1 февраля 1837 года читаем: «Грустное известие пришло из Петербурга. Пушкин стрелялся с каким-то Дантесом. Вызов Пушкина показывает, что его бедное сердце давно измучилось и что ему очень хотелось рискнуть жизнью, чтоб разом от неё отделаться или её возобновить. Петербург замучил его всякими мерзостями».

12 сентября 1826 году в доме Веневитиновых А.С. Пушкин читает свою трагедию «Борис Годунов», а 13 сентября А.С. Хомяков, по настоянию Пушкина, читает свою трагедию «Ермак». Пушкин высоко ценил поэтический дар Хомякова. Узнав о смерти Пушкина, Хомяков оказался самым «яростным» из современников обвинителем истинного убийцы поэта – светского общества. В его письме от 1 февраля 1837 года читаем: «Грустное известие пришло из Петербурга. Пушкин стрелялся с каким-то Дантесом. Вызов Пушкина показывает, что его бедное сердце давно измучилось и что ему очень хотелось рискнуть жизнью, чтоб разом от неё отделаться или её возобновить. Петербург замучил его всякими мерзостями».

В 1828 г. Хомяков вновь поступает на военную службу и участвует в русско-турецкой войне. Принимает участие в нескольких сражениях, дважды был ранен, за храбрость был награждён орденами Св. Анны 3 и 4 степени, и орденом Св. Владимира. В 1830 г. Хомяков окончательно выходит в отставку. Последующая его жизнь не богата внешними событиями, Алексей Степанович всё больше погружается в философские и богословские раздумья, создавая систему взглядов, названную впоследствии славянофильством.

В 1828 г. Хомяков вновь поступает на военную службу и участвует в русско-турецкой войне. Принимает участие в нескольких сражениях, дважды был ранен, за храбрость был награждён орденами Св. Анны 3 и 4 степени, и орденом Св. Владимира. В 1830 г. Хомяков окончательно выходит в отставку. Последующая его жизнь не богата внешними событиями, Алексей Степанович всё больше погружается в философские и богословские раздумья, создавая систему взглядов, названную впоследствии славянофильством.

В 1836 г. Алексей Степанович Хомяков венчался с Екатериной Михайловной Языковой, родной сестрой поэта Николая Михайловича Языкова. Брак, в котором родилось 9 детей, был очень счастливым.

В 1836 г. Алексей Степанович Хомяков венчался с Екатериной Михайловной Языковой, родной сестрой поэта Николая Михайловича Языкова. Брак, в котором родилось 9 детей, был очень счастливым.

 В конце 30-х – начале 40-х годов XIX века вокруг Хомякова собирается круг духовно близких людей, позднее названных славянофилами. Отец Павел (Флоренский) считал, что всякий вопрос о славянофилах на ¾ обращается в вопрос о Хомякове, а славянофильская группа мыслится как «Хомяков и другие».  Основные положения славянофилов :  1.Православие является основой русского народного сознания.  2.Необходимость самобытного развития русской народности, изучения старины.  3.Уяснение значения славянского племени в истории и будущего мирового призвания россии.   Славянофилы считали, что каждый народ должен развиваться самобытно. Глобализация - ржавчина , которая разъедает человеческое многообразие, создающее гармонию. Призывая учиться у запада, Хомяков предостерегает от слепого подражания ему: «Ни Богу, ни миру не нужны офранцуженные, онемеченные русские».

В конце 30-х – начале 40-х годов XIX века вокруг Хомякова собирается круг духовно близких людей, позднее названных славянофилами. Отец Павел (Флоренский) считал, что всякий вопрос о славянофилах на ¾ обращается в вопрос о Хомякове, а славянофильская группа мыслится как «Хомяков и другие». Основные положения славянофилов : 1.Православие является основой русского народного сознания. 2.Необходимость самобытного развития русской народности, изучения старины. 3.Уяснение значения славянского племени в истории и будущего мирового призвания россии. Славянофилы считали, что каждый народ должен развиваться самобытно. Глобализация - ржавчина , которая разъедает человеческое многообразие, создающее гармонию. Призывая учиться у запада, Хомяков предостерегает от слепого подражания ему: «Ни Богу, ни миру не нужны офранцуженные, онемеченные русские».

Хомяков говорил: «Обогащайте ум знанием языков, но у себя не допускайте чужеязычия. Пусть добровольный чужеязычник пользуется только тем уважением, которое подобает попугаю. Предоставьте ему топырить хохол и охорашиваться на своей насести. Не вдавайтесь в соблазн быть европейцами! Очень невысоко нравственное достоинство европы. Не надевайте на свою умственную свободу щегольского ошейника с надписью «европа» ».

Пускай меня отъявят старовером,

Но хуже для меня наш Север во сто крат

С тех пор, как отдал всё в обмен на новый лад —

И нравы, и язык, и старину святую,

И величавую одежду на другую

По шутовскому образцу:

Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,

Рассудку вопреки, наперекор стихиям;

Движенья связаны, и не краса лицу;

Смешные, бритые, седые подбородки!

Как платья, волосы, так и умы коротки!..

Ах! если рождены мы всё перенимать,

Хоть у китайцев бы нам несколько занять

Премудрого у них незнанья иноземцев.

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев .

Монолог Чацкого из комедии

А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Всемирную задачу россии славянофилы видели в том, чтобы освободить человечество от того одностороннего и ложного развития, какое получила история под влиянием запада. Мысль о высоком призвании россии «хранить племён святое братство и веры пламенной богатство» проходит через всё творчество А.С. Хомякова.

МЕЧТА О, грустно, грустно мне! Ложится тьма густая На дальнем Западе, стране святых чудес: Светила прежние бледнеют, догорая, И звезды лучшие срываются с небес. А как прекрасен был тот Запад величавый! Как долго целый мир, колена преклонив И чудно озарен его высокой славой, Пред ним безмолвствовал, смирен и молчалив. Там солнце мудрости встречали наши очи, Кометы бурных сеч бродили в высоте, И тихо, как луна, царица летней ночи, Сияла там любовь в невинной красоте. Там в ярких радугах сливались вдохновенья, И веры огнь живой потоки света лил!.. О! никогда земля от первых дней творенья Не зрела над собой столь пламенных светил! Но горе! век прошел, и мертвенным покровом Задернут Запад весь.Там будет мрак глубок... Услышь же глас судьбы, воспрянь в сияньи новом, Проснися, дремлющий Восток!

1835 г.

 РОССИИ Тебя призвал на брань святую,  Тебя Господь наш полюбил,  Тебе дал силу роковую,  Да сокрушишь ты волю злую  Слепых, безумных, буйных сил.   Вставай, страна моя родная,  За братьев! Бог тебя зовёт  Чрез волны гневного Дуная,  Туда, где, землю огибая,  Шумят струи Эгейских вод.   Но помни: быть орудьем Бога  Земным созданьям тяжело.  Своих рабов он судит строго,  А на тебя, увы! как много  Грехов ужасных налегло!   В судах черна неправдой чёрной  И игом рабства клеймена;  Безбожной лести, лжи тлетворной,  И лени мёртвой и позорной,  И всякой мерзости полна!   О, недостойная избранья,  Ты избрана́! Скорей омой  Себя водою покаянья,  Да гром двойного наказанья  Не грянет над твоей главой!     С душой коленопреклоненной,  С главой, лежащею в пыли,  Молись молитвою смиренной  И раны совести растленной  Елеем плача исцели!     И встань потом, верна призванью,  И бросься в пыл кровавых сеч!  Борись за братьев крепкой бранью,  Держи стяг Божий крепкой дланью,  Рази мечом — то Божий меч!

РОССИИ

Тебя призвал на брань святую, Тебя Господь наш полюбил, Тебе дал силу роковую, Да сокрушишь ты волю злую Слепых, безумных, буйных сил. Вставай, страна моя родная, За братьев! Бог тебя зовёт Чрез волны гневного Дуная, Туда, где, землю огибая, Шумят струи Эгейских вод. Но помни: быть орудьем Бога Земным созданьям тяжело. Своих рабов он судит строго, А на тебя, увы! как много Грехов ужасных налегло! В судах черна неправдой чёрной И игом рабства клеймена; Безбожной лести, лжи тлетворной, И лени мёртвой и позорной, И всякой мерзости полна! О, недостойная избранья, Ты избрана́! Скорей омой Себя водою покаянья, Да гром двойного наказанья Не грянет над твоей главой!   С душой коленопреклоненной, С главой, лежащею в пыли, Молись молитвою смиренной И раны совести растленной Елеем плача исцели!   И встань потом, верна призванью, И бросься в пыл кровавых сеч! Борись за братьев крепкой бранью, Держи стяг Божий крепкой дланью, Рази мечом — то Божий меч!

КИЕВ

Высоко передо мною Старый Киев над Днепром, Днепр сверкает под горою Переливным серебром. Слава, Киев многовечный, Русской славы колыбель! Слава, Днепр наш быстротечный, Руси чистая купель! Сладко песни раздалися, В небе тих вечерний звон: "Вы откуда собралися, Богомольцы, на поклон?" - "Я оттуда, где струится Тихий Дон - краса степей". - "Я оттуда, где клубится Беспредельный Енисей!" - "Край мой - теплый брег Евксина!" - "Край мой - брег тех дальних стран, Где одна сплошная льдина Оковала океан". - "Дик и страшен верх Алтая, Вечен блеск его снегов, Там страна моя родная!" - "Мне отчизна - старый Псков". - "Я от Ладоги холодной". - "Я синих волн Невы". - "Я от Камы многоводной". - "Я от матушки Москвы". Слава, Днепр, седые волны! Слава, Киев, чудный град! Мрак пещер твоих безмолвный Краше царственных палат.

Знаем мы, в века былые, В древню ночь и мрак глубок, Над тобой блеснул России Солнце вечного восток. И теперь из стран далеких, Из неведомых степей, От полночных рек глубоких - Полк молящихся детей - Мы вокруг своей святыни Все с любовью собраны... Братцы, где ж сыны Волыни? Галич, где твои сыны? Горе, горе! их спалили Польши дикие костры; Их сманили, их пленили Польши шумные пиры. Меч и лесть, обман и пламя Их похитили у нас; Их ведет чужое знамя, Ими правит чуждый глас. Пробудися, Киев, снова! Падших чад своих зови! Сладок глас отца родного, Зов моленья и любви. И отторженные дети, Лишь услышат твой призыв, Разорвав коварства сети, Знамя чуждое забыв, Снова, как во время оно, Успокоиться придут На твое святое лоно, В твой родительский приют. И вокруг знамен отчизны Потекут они толпой, К жизни духа, к духу жизни, Возрожденные тобой!

(ноябрь 1839 г.)

 ОРЁЛ Высоко ты гнездо поставил,  Славян полунощных орёл,  Широко крылья ты расправил,  Глубоко в небо ты ушёл!  Лети, но в горнем море света,  Где силой дышащая грудь  Разгулом вольности согрета,  О младших братьях не забудь!  На степь полуденного края,  На дальний Запад оглянись:  Их много там, где гнев Дуная,  Где Альпы тучей обвились,  В ущельях скал, в Карпатах тёмных,  В балканских дебрях и лесах,  В сетях тевтонов вероломных,  В стальных татарина цепях!.. И ждут окованные братья,  Когда же зов услышат твой,  Когда ты крылья, как объятья,  Прострёшь над слабой их главой…  О, вспомни их, орёл полночи!  Пошли им звонкий твой привет,  Да их утешит в рабской ночи  Твоей свободы яркий свет!  Питай их пищей сил духовных,  Питай надеждой лучших дней  И хлад сердец единокровных  Любовью жаркою согрей!  Их час придёт: окрепнут крылья,  Младые когти подрастут,  Вскричат орлы — и цепь насилья  Железным клювом расклюют!  (1832 г.)

ОРЁЛ

Высоко ты гнездо поставил, Славян полунощных орёл, Широко крылья ты расправил, Глубоко в небо ты ушёл! Лети, но в горнем море света, Где силой дышащая грудь Разгулом вольности согрета, О младших братьях не забудь! На степь полуденного края, На дальний Запад оглянись: Их много там, где гнев Дуная, Где Альпы тучей обвились, В ущельях скал, в Карпатах тёмных, В балканских дебрях и лесах, В сетях тевтонов вероломных, В стальных татарина цепях!..

И ждут окованные братья, Когда же зов услышат твой, Когда ты крылья, как объятья, Прострёшь над слабой их главой… О, вспомни их, орёл полночи! Пошли им звонкий твой привет, Да их утешит в рабской ночи Твоей свободы яркий свет! Питай их пищей сил духовных, Питай надеждой лучших дней И хлад сердец единокровных Любовью жаркою согрей! Их час придёт: окрепнут крылья, Младые когти подрастут, Вскричат орлы — и цепь насилья Железным клювом расклюют!

(1832 г.)

  В 1860 г. хомяков пишет статью «К сербам. Послание из москвы» - духовное завещание философа и богослова.  Всякие внешние и случайные несчастия могут легко быть побеждены; часто даже, испытывая народную силу, они её ещё укрепляют и воспитывают для будущей славы; но пороки и слабости, вкравшиеся в жизнь и душу народа, раздваивают его внутреннюю сущность, подрывают в нём всякое живое начало, делаются для него источником болезней неисцельных и готовят ему гибель.  …та земля велика, в которой нет ни нищеты у бедных, ни роскоши у богатых и в которой всё просто и без блеска, кроме храма Божия. Такая страна действительно сильна: она угодна Богу и честна у людей.

В 1860 г. хомяков пишет статью «К сербам. Послание из москвы» - духовное завещание философа и богослова. Всякие внешние и случайные несчастия могут легко быть побеждены; часто даже, испытывая народную силу, они её ещё укрепляют и воспитывают для будущей славы; но пороки и слабости, вкравшиеся в жизнь и душу народа, раздваивают его внутреннюю сущность, подрывают в нём всякое живое начало, делаются для него источником болезней неисцельных и готовят ему гибель. …та земля велика, в которой нет ни нищеты у бедных, ни роскоши у богатых и в которой всё просто и без блеска, кроме храма Божия. Такая страна действительно сильна: она угодна Богу и честна у людей.

23 сентября (5 октября) 1860 г. А.С. Хомяков умер от холеры в селе Ивановском данковского уезда рязанской губернии. Похоронен на кладбище данилова монастыря в москве.

23 сентября (5 октября) 1860 г. А.С. Хомяков умер от холеры в селе Ивановском данковского уезда рязанской губернии. Похоронен на кладбище данилова монастыря в москве.

 Музей а.с. Хомякова в богучарове (тульская область)

Музей а.с. Хомякова в богучарове (тульская область)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!