СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение "Няне".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение "Няне".»

Раздел: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА.

Урок 22. Тема: А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне».

Класс: 5

Тип урока: комбинированный.

Цель: Познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии А.С. Пушкина, стихотворением «Няне», посвященным Арине Родионовне.

Задачи: Образовательная: продолжить знакомиться учащихся с русской литературой XIX века, с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, учить выразительно читать его стихи, чувствовать и понимать поэзию великого поэта, учить ее анализировать.

Развивающая: навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения, развивать аналитические и креативные способности, потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе.

Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к русской литературе, и стихотворениям А.С. Пушкина в том числе.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться понимать и воспроизводить информацию, представленную в тексте, учить анализировать стихотворение.

Метапредметные: Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия. Учиться ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции, планировать алгоритм ответа, осознавать качество и уровень усвоения материала.

Познавательные: умеют искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, стройно отвечать на вопросы учителя.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию, творческой инициативности.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор.


Этапы урока


Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь. Я надеюсь, что этот урок вызовет у вас интерес к поэзии А.С. Пушкина, а главное - желание читать его прекрасные стихотворения.

Приветствует учащихся.

Приветствуют учителя и друг друга.

2. Целеполагание.

Слайд 1 Вступительное слово учителя.

Встречи с творчеством А.С. Пушкина – это “чудное мгновение”, которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем как подарок, ценность которого узнаешь только с годами. Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая встреча. Но сегодня мы будем говорить и о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта, не было бы русской литературы. О ком же?

Обратите внимание на эпиграф урока:

«Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память», - сказал И.С. Аксаков на открытии памятника Пушкину в Москве в1880 году.

- Как вы понимаете это высказывание?

Слайд 2

Тема: А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне».

Цели:

Организует проверку готовности учащихся к уроку, запись темы урока в тетради, целеполагание.

Осуществляют самооценку готовности к уроку. Записывают тему урока в тетради, ставят перед собой цели на урок.

3. Актуализация знаний.

Слово о поэте.

Слайды 3-5

- Что вы знаете о поэте?

- Какие его произведения вы любите?

Село Михайловское – псковское имение семьи Пушкиных. Именно сюда ссылает царь Пушкина. Это была его новая ссылка. Царское правительство, определив ее местом Михайловское, надеялось, что там, в глухой северной деревне, свободолюбивый поэт будет сломлен морально, а его вольнолюбивая муза, наконец, умолкнет.

Оторванный от друзей, от общества, отданный под унизительный надзор местных полицейских и духовных властей, Пушкин чувствовал себя вначале как в тюрьме. Свою жизнь в Михайловском он называет “нелепым существованием”. Даже красота здешней природы, которую он любил и которой восторгался в первые приезды сюда, теперь в какой-то мере померкла для него. Но прошло несколько месяцев, и Пушкин снова всей душой ощущает ее очарование, а вынужденное одиночество дает ему возможность отдаться поэтическому творчеству.

Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как ангел-утешитель, спасла меня
И я воскрес душой! – напишет поэт в одном из своих стихотворений. Именно, няня Арина Родионовна становится в этот период не только самым близким другом для Александра Сергеевича, но и олицетворением народного начала, связавшим его с миром фольклора. Долгими вечерами, при свете луны, рассказывала она удивительные сказки своему 25-летнему питомцу. Пушкин писал одному из друзей: «…вечерами слушаю сказки моей няни,…она единственная моя подруга – и с ней мне не скучно…»

- Но чтобы понять, что значила няня для поэта, нужно послушать эту историю с самого начала.

Организует беседу с учащимися по слайдам презентации, направляет, задавая вопросы. Контролирует выполнение заданий. Рассказывает о поэте.

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают, опираясь на изученный ранее материал. Слушают учителя.

4. Изучение нового материала.

Слайды 6-17 Индивидуальное сообщение учащегося о няне поэта.

Слайды 18-19 Беседа:

- Как поэт относился к своей няне? (С любовью и уважением).

- Почему вы так думаете? (Немало стихотворений посвятил ей. Называл её «подругой юности» своей, «ангелом кротким, безмятежным», «бесценным другом». Он доверял ей свои мысли, мечты).

Да, часто Арина Родионовна становилась первой слушательницей его сочинений. Вот как об этом поэт написал в одном из своих стихотворений: Я плоды своих скитаний, //И гармонических статей
Читаю только старой няне – // Подруге юности моей.

Вывод: Великий поэт обессмертил имя Арины Родионовны. Оно навсегда рядом с Пушкиным - как символ доброты и бескорыстной любви.

Слайд 20 Учитель читает отрывок из письма няни Пушкину от 6 марта 1827 года: «Любезный мой друг, Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем благодарна - вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне. Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю - я вас буду ожидать и молить Бога, чтоб он дал нам свидеться... Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько, самому слюбится. Я, слава богу, здорова, цалую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна» (писано под диктовку в Тригорском 6 марта 1827 года).

Письмо покоряет своей любовью – это молитва за питомца.

- Какие чувства вы испытываете, слушая это письмо?

- Какие чувства испытывает Арина Родионовна (Она искренне любит поэта).

Слайды 21-25 Учитель рассказывает о смерти няни и горечи утраты поэта, о памятной доске на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга, где она похоронена (могила утеряна).

Учитель завершает рассказ цитатой из стихотворения Николая Языкова, друга Пушкина «На смерть няни Пушкина».

Организует индивидуальные сообщения учащихся, данные накануне урока. Контролирует выполнение заданий.

Слушают сообщения учащихся.

5.Физкультминутка


Организует проведение физкультминутки.

Выполняют физкультминутку.

6. Выразительное чтение.

Слайд 26 Выразительное чтение стихотворения одним из учащихся.

Организует выразительное прочтение стихотворения.

Прослушивают стихотворение.

7. Анализ стихотворения «Няне».

Слайды 27-28 Беседа о первоначальном впечатлении:

- Какими красками вы бы передали настроение стихотворения? (Настроение стихотворения можно предать мрачными, темными красками. Только настроение последней, незаконченной, строки, в которой звучит надежда - более светлыми цветами).

- Каким настроением пронизано это стихотворение? (Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое).

- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это стихотворение? (В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе).

Этими чувствами поэт наделяет лирического героя стихотворения.

Лирический герой – личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. Он близок автору, но это не сам поэт. Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Поэтому жанр стихотворения – послание. В лирическом произведении и жанр, и композиция, и ритмика, и изобразительно-выразительные средства - все способствует выражению настроения.

Слайды 29-32 Анализ стихотворения по таблице.

Организует проведение физкультминутки.

Прослушивают отрывок из музыкальную композиции, включаются в беседу, отвечают на вопросы, рассуждают

8.Заключительное слово учителя.

Слайд 33 Арина Родионовна – воспитала Пушкина, привила любовь к богатому, меткому, русскому языку и = к русскому народу. От неё Пушкин впервые услышал замечательные русские сказки, которые позже превратились в своеобразные и певучие стихи, о которых Николай Васильевич Гоголь, написал: «В них русская природа, русская душа, русский язык, русский характер».

Учитель подводит итоги выше сказанному о Жуковском и жанре баллады.

Слушают, делают записи в тетради.

9.Подведение итогов урока.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Все ли поставленные цели реализованы?

Организует формулирование итогов по теме урока в виде беседы.

Формулируют ответы на вопросы в виде монологических высказываний.

9.Рефлексия

Продолжите фразу…

Слайд 24. Сегодня на уроке я…

- научился…;

- узнал…;

- заинтересовался…

Организует и выполняет контроль рефлексии

Выполняют рефлексию

XI. Домашняя работа:

1. Выучить пролог к поэме Пушкина «Руслан и Людмила».

2. Прочитать статью о Пушкине на страницах учебника 91-92 и приготовить ее пересказ.

Организует инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневник.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!