2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) Словесный (рассказ) | - На уроках литературного чтения мы с вами учимся правильно, сознательно, бегло и выразительно читать. А также красиво говорить, но мы не сможем это сделать, если наш речевой аппарат не будет готов к работе. А в этом нам поможет речевая разминка: - Посмотрите на слайд. Перед вами скороговорка. Прочитайте её про себя. - А сейчас все вместе прочитаем данную скороговорку шёпотом, проговаривая каждый звук. - Сейчас произнесем в полный голос. - Теперь, ускорим темп проговаривания. - Вы большие молодцы. Настало время приступить к проверке домашнего задания. Домашним заданием у вас было подготовиться к выразительному чтению стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро». Желающие могут выйти к доске и выразительно прочитать стихотворение. - Посмотрите на слайд и скажите, кто на нём изображён. - Верно, это Александр Сергеевич Пушкин. Сегодня на уроке мы будем продолжать знакомиться с творчеством великого поэта. - Ребята, а что вы уже знаете об А.С. Пушкине? Биография – 6 июня 1799 года в Москве родился великий поэт всех времен и народов Александр Сергеевич Пушкин. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода, мать, Надежда Осиповна, хороша собой, умна. Семья Пушкиных славилась большой библиотекой, поэтому с раннего детства Саша перечитал великое множество книг. Обучением мальчика занимались иностранные гувернёры. Пушкин получил великолепное домашнее образование. Самым близким человеком для будущего поэта была няня Арина Родионовна, именно она подарила мальчику волшебный мир сказок. В 1811-ом году отец и дядя решают отправить Пушкина в только что открывшийся Царскосельский Лицей. Роль Лицея в становлении личности трудно переоценить, именно там он начал писать свои первые стихи, познакомился и подружился с такими знаменитыми в будущем людьми как Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг и многими другими. В 1814 году было опубликовано первое стихотворение тогда еще пятнадцатилетнего Пушкина «К другу стихотворцу». После окончания Лицея в 1817 году Пушкин не вернулся в Москву, а переехал в Петербург, где поступил на службу в коллегию иностранных дел. Мы уже можем сформулировать тему? Почему мы затрудняемся? | Выполняют речевую разминку. - А. С. Пушкин. - Рассказывают биографию автора. Слушают учителя. - Нет. - Не знаем, о каком произведении сегодня пойдет речь. | | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. К: владеть диалогической формой речи. К: слушать и понимать речь других. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
5. Реализация построенного проекта | Словесный(беседа) Наглядный(демонстрация) Частично-поисковый (анализ текста) | - Мы с вами переходим к изучению нового стихотворения. - Прежде чем его прочитать, мы должны познакомиться со словами, которые могут вам быть непонятны. Словарная работа. Ребята, давайте посмотрим может кто-то из вас знает значение этих слов. (На экране появляется слово, учащиеся дают свои объяснения, затем на экране появляется объяснение этого слова). - Веретено – ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заострённым концом. Кроет – покрывает. Лачужка – небольшая старая избушка. Обветшалая кровля – старая, разрушенная крыша. - Приступим к знакомству со стихотворением. Сейчас я включу аудиозапись с чтением этого стихотворения. Ваша задача внимательно его прослушать. - Понравилось ли вам стихотворение? - Что вы себе представили, слушая это стихотворение? - Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали? - Как вы думаете, кому посвящено это стихотворение? - Стихотворение «Зимний вечер» посвящалось крепостной, старой няне Арине Родионовне. С ней поэт, уже будучи взрослым, когда попадал в имение, проводил много одиноких вечеров. Один из таких зимних вечеров изображен в этом стихотворении, которое было написано в 1825 году. Перед тем как нам приступить к анализу стихотворения нужно повторить средства художественной выразительности. Я буду говорить понятие, а вы должны дать его определение. Метафора – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова. Олицетворение – художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами. Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим. | Говорят значения слов. Слушают стихотворение. Высказывают своё мнение. - Няне Пушкина – Арине Родионовне. Слушают учителя. Говорят значение слов. | | К: слушать и понимать речь других. К: владеть диалогической формой речи. К: слушать и понимать речь других. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Практический (упражнение) Словесный(беседа) Частично-поисковый (анализ текста) Практический (упражнение) Словесный(беседа) Частично-поисковый (анализ текста) Практический (упражнение) Словесный(беседа) Частично-поисковый (анализ текста) Практический (упражнение) Словесный(беседа) Частично-поисковый (анализ текста) | - Сейчас, мы будем анализировать стихотворение. Автор делит стихотворение на строфы (части). Работа над первой строфой. - Прочитаем первую строфу. — Какое явление природы описывает автор? — Какими словами автор создает образ бушующей бури? -Какой прием использует автор при описании бури? — А теперь найдите в этой части текста, с чем автор сравнивает бурю. — Как вы думаете, зачем автор сравнивает природное явление с живыми существами? — Автор рисует бурю и вой ветра с помощью звукописи. В тексте много слов со звуками, изображающими шум ветра, его порыва и завывание, похожие на рёв зверя: — Какая погода описывается в начале стихотворения? — Как вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы? — Случайно ли здесь такое описание зимнего вечера? — Какие чувства лирического героя нужно передать при чтении? Работа над второй строфой. — Прочитайте вторую строфу. Сохранился ли предмет описания? Какой основной мотив этой строфы? — О ком говорит автор в этой части? К кому обращается? — Найдите в тексте слова, которыми он называет няню. - Какое настроение у автора? - Какими словами в тексте автор передаёт это настроение? – Как поэт относится к няне? Работа с третьей строфой. - Прочитайте третью строфу. — Найдите слова, отражающие настроения автора. - Найдите слова, которыми поэт обращается к няне. - С какой просьбой он обращается к няне? -Зачем поэт просит няню спеть песню? Как он говорит об этом? — Как лирический герой пытается изменить ситуацию? — Почему он просит спеть няню песню о синице, о девице? Работа с четвёртой строфой. -Прочитайте последнюю часть и проследите, изменилось ли настроение в конце стихотворения или осталось прежним. -Случайно ли поэт так построил последнюю строфу? - Сравните первую часть с последней: одинаковые они по настроению? — Эта строфа построена очень интересно. В чем ее особенность? — То есть Пушкин соединил зачем-то два отрывка из предыдущих строф. Зачем? - Давайте в каждой строчке выделим наиболее важное на ваш взгляд, слово и выделим его голосом при чтении, т.е. расставим логические ударения. | Читают первую строфу. - Бурю. - Мглою небо кроет, крутит снежные вихри, завоет, заплачет, соломой зашумит, в окошко застучит. - Сравнение и олицетворение. - Со зверем: «То, как зверь она завоет…»; С ребёнком: «То заплачет, как дитя…»; С путником: «То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит». - Чтобы читатель мог лучше представить картину ненастного зимнего вечера. (р) – «буря», «кроет», «вихри», «крутя», «зверь»; (с), (з), (ч), (ш) – «зверь», «завоет», «обветшалой», «соломой», «зашумит», «запоздалый», «окошко», «застучит»; (а), (о), (у), передающие вой ветра: «буря», «мглою», «небо», «кроет» и т.д. - Ненастная. - Образ природы помогает автору передать своё настроение или настроение героя. Пейзаж не только передаёт, но и усиливает эти чувства. - Природа тоже, как живое существо, сочувствует героям произведения. - Тоска, одиночество, тревога Читают вторую строфу. Отвечают на вопросы. - О няне. - «Моя старушка», «Мой друг». - Грустное. - «Ветхая лачужка», «печальна и темна», «бури завываньем», «утомлена», «дремлешь». - С любовью и нежностью. Читают третью строфу. - «Бедной юности моей»; «Выпьем с горя»; «Сердцу будет веселей». - «Добрая подружка». - «Выпьем, добрая подружка»; «Спой мне песню». - Чтобы поднять настроение: «Сердцу будет веселей». - Он пытается покончить с этим тягостным молчанием, оцепенением, дремотой, чувством одиночества и заброшенности, с настроением печали. Сначала он предлагает ей выпить для того, чтобы «сердцу было веселей», потом герой предлагает няне спеть песню, которую он явно знает с детства - Арина Родионовна олицетворяет для Пушкина народное начало, напрямую связывает его с миром фольклора. Читают четвертую строфу. - В этой части повторяются первые четыре строчки, с которых начинается стихотворение, а за ними идёт первое четверостишие второй строфы. - Нет, в конце поэт преодолевает первоначальную грусть и тоску, хотя вначале и показывает ту же безрадостную картину. - Но во второй части этой строфы автор снова говорит о няне и о том, что «сердцу будет веселей», и этим показывает, что именно няня помогает ему выйти из унылого и мрачного состояния своими песнями и тем, что находится рядом с поэтом. Когда поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: тёплые, задумчивые, нежные, ласковые. - Повтор. - Повтором усиливает настроение героя от злой бури; он хочет избавить нас от печального чувства; хочет развеселить сердце. | Видеть средства художественной выразительности. Использовать простейшие приёмы анализа текста. Видеть средства художественной выразительности. | П: осуществлять анализ объектов. П: осуществлять поиск необходимой информации. П: осуществлять анализ объектов. К: владеть диалогической формой речи. П: осуществлять анализ объектов. П: осуществлять поиск необходимой информации. К: владеть диалогической формой речи. П: осуществлять поиск необходимой информации. К: владеть диалогической формой речи. П: осуществлять анализ объектов. П: проводить сравнение. П: осуществлять анализ объектов. К: владеть диалогической формой речи. | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |