СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. С. Пушкин "Зимний вечер"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А. С. Пушкин "Зимний вечер"»


Конспект учебного занятия

по литературному чтению

в 3 «В» классе

Тема: «А.С.Пушкин «Зимний вечер»»

студентки 312 группы

Перебериной Виты Андреевны






















Урок будет выдан: 09.11.2022

Методист: Кауфман Светлана Николаевна

Учитель:


Новосибирск, 2022





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Переберина Вита Андреевна

Предмет: литературное чтение.

Класс: 3 «В».

Тема урока: «А.С. Пушкин «Зимний вечер»».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении произведения А.С. Пушкина «Зимний вечер».

Задачи урока:

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать представление о средствах художественной выразительности.

  2. Формировать умения: выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, видеть средства художественной выразительности, использовать простейшие приёмы анализа текста.

Предметные:

Уч-ся научатся: выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение.

Уч-ся получат возможность научиться: видеть средства художественной выразительности, использовать простейшие приёмы анализа текста.


Развивающие

1. Формировать умения (Р): принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять самооценку деятельности.




2. Формировать умения (П): осуществлять поиск необходимой информации, проводить сравнение, осуществлять обобщение; осуществлять анализ объектов.


3. Формировать умения (К): владеть диалогической формой речи; слушать и понимать речь других, работать в паре.

Метапредметные
Регулятивные:

Уч-ся научатся: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Уч-ся получат возможность научиться: осуществлять самооценку деятельности; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Уч-ся научатся: осуществлять поиск необходимой информации, проводить сравнение.

Уч-ся получат возможность научиться: осуществлять обобщение; осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные:

Уч-ся научатся: владеть диалогической формой речи; слушать и понимать речь других.

Уч-ся получат возможность научиться: работать в паре.


Воспитательные:
Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:

Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства: учебник, ребус, карточки для самооценки, презентация.



ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

1. Мотивация учебной деятельности


Словесный

(беседа)

- Здравствуйте. Меня зовут Вита Андреевна, и сегодня я у вас проведу урок литературного чтения.

- Проверьте свою готовность к уроку. На парте у вас должны быть: учебник, пенал, карточка с ребусом, карточки для самооценки.

- Китайская пословица гласит «Чтение без рассуждения – скучное развлечение!». Как вы понимаете это высказывание?

Поэтому мы будем сегодня с вами слушать, думать, запоминать, рассуждать, размышлять, понимать и делать для себя определенные выводы.


Приветствуют учителя.








Высказывают своё мнение.


К: владеть диалогической речью.


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Практический (упражнение)













Наглядный (демонстрация)


Словесный (беседа)




Словесный (рассказ)


- На уроках литературного чтения мы с вами учимся правильно, сознательно, бегло и выразительно читать. А также красиво говорить, но мы не сможем это сделать, если наш речевой аппарат не будет готов к работе. А в этом нам поможет речевая разминка:

- Посмотрите на слайд. Перед вами скороговорка. Прочитайте её про себя.

- А сейчас все вместе прочитаем данную скороговорку шёпотом, проговаривая каждый звук.

- Сейчас произнесем в полный голос.

- Теперь, ускорим темп проговаривания.

- Вы большие молодцы.

Настало время приступить к проверке домашнего задания. Домашним заданием у вас было подготовиться к выразительному чтению стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро». Желающие могут выйти к доске и выразительно прочитать стихотворение.

- Посмотрите на слайд и скажите, кто на нём изображён.

- Верно, это Александр Сергеевич Пушкин. Сегодня на уроке мы будем продолжать знакомиться с творчеством великого поэта.

- Ребята, а что вы уже знаете об А.С. Пушкине?

Биография

– 6 июня 1799 года в Москве родился великий поэт всех времен и народов Александр Сергеевич Пушкин.

Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода, мать, Надежда Осиповна, хороша собой, умна. Семья Пушкиных славилась большой библиотекой, поэтому с раннего детства Саша перечитал великое множество книг. Обучением мальчика занимались иностранные гувернёры. Пушкин получил великолепное домашнее образование. Самым близким человеком для будущего поэта была няня Арина Родионовна, именно она подарила мальчику волшебный мир сказок.

В 1811-ом году отец и дядя решают отправить Пушкина в только что открывшийся Царскосельский Лицей. Роль Лицея в становлении личности трудно переоценить, именно там он начал писать свои первые стихи, познакомился и подружился с такими знаменитыми в будущем людьми как Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг и многими другими. В 1814 году было опубликовано первое стихотворение тогда еще пятнадцатилетнего Пушкина «К другу стихотворцу».

После окончания Лицея в 1817 году Пушкин не вернулся в Москву, а переехал в Петербург, где поступил на службу в коллегию иностранных дел.

Мы уже можем сформулировать тему?

Почему мы затрудняемся?


Выполняют речевую разминку.






















- А. С. Пушкин.






- Рассказывают биографию автора.


Слушают учителя.




































- Нет.

- Не знаем, о каком произведении сегодня пойдет речь.
















Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.














К: владеть диалогической формой речи.



К: слушать и понимать речь других.












Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

3. Выявление места и причины затруднения

Словесный (беседа)



Практический (упражнение)











Словесный (беседа)

- Какие стихотворения этого автора вы знаете?

- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним стихотворением. Для того чтобы узнать название стихотворения нужно в парах разгадать ребус. Ребус лежит на ваших партах.

- Что у вас получилось?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

- Да, верно, молодцы.

Мы с вами узнали тему, а зная тему, кто может сказать, какова же тогда цель нашего урока?


Верно.

Говорят известные им стихотворения.




Разгадывают ребус.












- Зимний вечер.

Тема: «А.С. Пушкин «Зимний вечер»».



Цель: познакомиться со стихотворением А.С. Пушкина «Зимний вечер».


К: владеть диалогической формой речи.




К: работать в паре.
















Р: принимать и сохранять учебную задачу.



Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный (беседа)

- А какие задачи мы с вами перед собой поставим?

1. Прослушать стихотворение.

2. Проанализировать его.

3. Выразительно прочитать произведение.



- Эти задачи перед нами стоят на сегодняшнем уроке.

А эти задачи могут быть планом нашего урока?

Формулируют задачи:


1. Прослушать стихотворение.

2. Проанализировать его.

3. Выразительно прочитать стихотворение.

Дети слушают.


Да.












Р: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.



Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

5. Реализация построенного проекта

Словесный(беседа)










Наглядный(демонстрация)









Частично-поисковый (анализ текста)



- Мы с вами переходим к изучению нового стихотворения.

- Прежде чем его прочитать, мы должны познакомиться со словами, которые могут вам быть непонятны.

Словарная работа.

Ребята, давайте посмотрим может кто-то из вас знает значение этих слов.

(На экране появляется слово, учащиеся дают свои объяснения, затем на экране появляется объяснение этого слова).

- Веретено – ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заострённым концом.

Кроет – покрывает.

Лачужка – небольшая старая избушка.

Обветшалая кровля – старая, разрушенная крыша.

- Приступим к знакомству со стихотворением. Сейчас я включу аудиозапись с чтением этого стихотворения. Ваша задача внимательно его прослушать.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Что вы себе представили, слушая это стихотворение?

- Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?

- Как вы думаете, кому посвящено это стихотворение?

- Стихотворение «Зимний вечер» посвящалось крепостной, старой няне Арине Родионовне. С ней поэт, уже будучи взрослым, когда попадал в имение, проводил много одиноких вечеров. Один из таких зимних вечеров изображен в этом стихотворении, которое было написано в 1825 году.

Перед тем как нам приступить к анализу стихотворения нужно повторить средства художественной выразительности. Я буду говорить понятие, а вы должны дать его определение.

Метафора – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова.

Олицетворение – художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.

Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.

Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим.








Говорят значения слов.














Слушают стихотворение.



Высказывают своё мнение.




- Няне Пушкина – Арине Родионовне.

Слушают учителя.













Говорят значение слов.
































К: слушать и понимать речь других.

















К: владеть диалогической формой речи.






К: слушать и понимать речь других.






Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи





Практический (упражнение)

Словесный(беседа)

Частично-поисковый (анализ текста)











































Практический (упражнение)

Словесный(беседа)

Частично-поисковый (анализ текста)








Практический (упражнение)

Словесный(беседа)

Частично-поисковый (анализ текста)























Практический (упражнение)

Словесный(беседа)

Частично-поисковый (анализ текста)

- Сейчас, мы будем анализировать стихотворение. Автор делит стихотворение на строфы (части).

Работа над первой строфой.

- Прочитаем первую строфу.

— Какое явление природы описывает автор?

— Какими словами автор создает образ бушующей бури?




-Какой прием использует автор при описании бури?

— А теперь найдите в этой части текста, с чем автор сравнивает бурю.







— Как вы думаете, зачем автор сравнивает природное явление с живыми существами?


— Автор рисует бурю и вой ветра с помощью звукописи. В тексте много слов со звуками, изображающими шум ветра, его порыва и завывание, похожие на рёв зверя:









— Какая погода описывается в начале стихотворения?

— Как вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы?






— Случайно ли здесь такое описание зимнего вечера?



— Какие чувства лирического героя нужно передать при чтении?

Работа над второй строфой.

— Прочитайте вторую строфу.


Сохранился ли предмет описания? Какой основной мотив этой строфы?

— О ком говорит автор в этой части? К кому обращается?

— Найдите в тексте слова, которыми он называет няню.

- Какое настроение у автора?

- Какими словами в тексте автор передаёт это настроение?




– Как поэт относится к няне?


Работа с третьей строфой.

- Прочитайте третью строфу.

— Найдите слова, отражающие настроения автора.


- Найдите слова, которыми поэт обращается к няне.

- С какой просьбой он обращается к няне?


-Зачем поэт просит няню спеть песню? Как он говорит об этом?


— Как лирический герой пытается изменить ситуацию?













— Почему он просит спеть няню песню о синице, о девице?





Работа с четвёртой строфой.

-Прочитайте последнюю часть и проследите, изменилось ли настроение в конце стихотворения или осталось прежним.







-Случайно ли поэт так построил последнюю строфу?





- Сравните первую часть с последней: одинаковые они по настроению?
















— Эта строфа построена очень интересно. В чем ее особенность?

— То есть Пушкин соединил зачем-то два отрывка из предыдущих строф. Зачем?





- Давайте в каждой строчке выделим наиболее важное на ваш взгляд, слово и выделим его голосом при чтении, т.е. расставим логические ударения.





Читают первую строфу.

- Бурю.


- Мглою небо кроет, крутит снежные вихри, завоет, заплачет, соломой зашумит, в окошко застучит.

- Сравнение и олицетворение.

- Со зверем: «То, как зверь она завоет…»;

С ребёнком: «То заплачет, как дитя…»;

С путником: «То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит».

- Чтобы читатель мог лучше представить картину ненастного зимнего вечера.

(р) – «буря», «кроет», «вихри», «крутя», «зверь»;

(с), (з), (ч), (ш) – «зверь», «завоет», «обветшалой», «соломой», «зашумит», «запоздалый», «окошко», «застучит»;

(а), (о), (у), передающие вой ветра: «буря», «мглою», «небо», «кроет» и т.д.

- Ненастная.


- Образ природы помогает автору передать своё настроение или настроение героя. Пейзаж не только передаёт, но и усиливает эти чувства.

- Природа тоже, как живое существо, сочувствует героям произведения.

- Тоска, одиночество, тревога


Читают вторую строфу.


Отвечают на вопросы.


- О няне.


- «Моя старушка», «Мой друг».

- Грустное.

- «Ветхая лачужка», «печальна и темна», «бури завываньем», «утомлена», «дремлешь».

- С любовью и нежностью.


Читают третью строфу.

- «Бедной юности моей»; «Выпьем с горя»; «Сердцу будет веселей».

- «Добрая подружка».


- «Выпьем, добрая подружка»; «Спой мне песню».

- Чтобы поднять настроение: «Сердцу будет веселей».

- Он пытается покончить с этим тягостным молчанием, оцепенением, дремотой, чувством одиночества и заброшенности, с настроением печали. Сначала он предлагает ей выпить для того, чтобы «сердцу было веселей», потом герой предлагает няне спеть песню, которую он явно знает с детства

- Арина Родионовна олицетворяет для Пушкина народное начало, напрямую связывает его с миром фольклора.


Читают четвертую строфу.

- В этой части повторяются первые четыре строчки, с которых начинается стихотворение, а за ними идёт первое четверостишие второй строфы.

- Нет, в конце поэт преодолевает первоначальную грусть и тоску, хотя вначале и показывает ту же безрадостную картину.

- Но во второй части этой строфы автор снова говорит о няне и о том, что «сердцу будет веселей», и этим показывает, что именно няня помогает ему выйти из унылого и мрачного состояния своими песнями и тем, что находится рядом с поэтом. Когда поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: тёплые, задумчивые, нежные, ласковые.

- Повтор.

- Повтором усиливает настроение героя от злой бури; он хочет избавить нас от печального чувства; хочет развеселить сердце.













Видеть средства художественной выразительности.


Использовать простейшие приёмы анализа текста.




















































































































Видеть средства художественной выразительности.









П: осуществлять анализ объектов.






П: осуществлять поиск необходимой информации.




















П: осуществлять анализ объектов.

К: владеть диалогической формой речи.















П: осуществлять анализ объектов.





П: осуществлять поиск необходимой информации.

К: владеть диалогической формой речи.




П: осуществлять поиск необходимой информации.

К: владеть диалогической формой речи.


П: осуществлять анализ объектов.


























П: проводить сравнение.






П: осуществлять анализ объектов.

К: владеть диалогической формой речи.























Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Практический (упражнение)

- Сейчас вы будете работать самостоятельно. Сейчас задача каждого подготовиться к выразительному чтению стихотворения. Прежде чем начать посмотрите на слайд. Вы видите памятку «Как подготовиться к выразительному чтению». Прочитайте все пункты памятки.

Потом выйти к доске и выразительно прочитать его.

- Сейчас, кто желает, может выйти к доске и выразительно прочитать стихотворение.

- Молодцы.



Готовятся к выразительному чтению.

Выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение.








8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Словесный (беседа)

- Для чего автор написал это стихотворение? Какова его основная мысль? Чему оно нас учит?







- Где вам могут пригодиться полученные сегодня знания?

-Чтобы рассказать о своих чувствах.

-Чтобы поделиться с читателем своими чувствами и переживаниями.

-Это стихотворение не о картинах природы, а о чувствах человека.

Высказывают своё мнение.


П: осуществлять обобщение.

К: владеть диалогической формой речи.




9. Рефлексия учебной деятельности

Словесный (беседа)







- Давайте подведём итоги урока.

- А для начала посмотрим на нашу цель. Достигли ли мы её?

- Посмотрим на задачи. Все ли мы выполнили задачи?

Хорошо, это значит мы с вами продуктивно поработали на уроке.

Продолжите фразу:

«Сегодня на уроке…:

Я понял, что…

Мне захотелось…

Я задумался о…

Хорошо, ребята.

Вашим домашним заданием будет выполнить №5 на странице 69. В нём вам нужно сравнить два стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер».

Мы сегодня продуктивно поработали, вы все молодцы.


- Да.


- Да.




Продолжают фразу.


К: владеть диалогической формой речи.



Р: осуществлять самооценку деятельности.









Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!