«А счастье было так возможно…»
(Мотивный анализ рассказа В. Набокова «Весна в Фиальте»)
Преподавание современной литературы в старших классах невозможно без обращения к творчеству В. Набокова, писателя, чье литературное наследие имеет особый статус: с одной стороны он, несомненно, продолжает традиции классической рукой литературы, а с другой – благодаря его виртуозной игре со словом, созданию уникального художественного мира, приближается к творчеству писателей – постмодернистов. Несомненно, встреча старшеклассников с прозой В. Набокова требует внимательного прочтения и интерпретации, воспитывает нового читателя, способного разгадать секреты автора.
Одним из методов изучения произведений В. Набокова в школе может стать мотивный анализ. Исследование мотивов в составе произведения поможет читателю полнее постигнуть писателя художественный мир, наполненный литературных и лингвистических загадок.
И. Силантьев в монографии «Поэтика мотива» писал: «….мотив как носитель устойчивых значений и образов повествовательной традиции и одновременно как повествовательный элемент, участвующий в создании фабул конкретных произведений, обеспечивает связь «предания» и сферы личного творчества».[1, с.12] Иными словами, анализируя мотивы в одном из самых знаменитых рассказов В. Набокова, читатель может проследить связь между литературной традицией русских писателей XIX века и творческой манерой этого автора.
Обратимся к рассказу В. Набокова «Весна в Фиальте», впервые опубликованному в 1936 году.
Цели урока литературы по рассказу В. Набокова в 11 классе следующие:
- раскрыть духовно-нравственный и эстетический смысл произведения В. Набокова в исследовании и анализе художественного смысла ностальгических мотивов, воссоздающих утраченный образ Родины, мотива железной дороги как символа бесприютности эмигрантов и неуловимости самых дорогих моментов быстротекущей жизни;
-активизировать развитие познавательных УУД в процессе чтения и мотивного анализа произведения;
-развивать читательскую и литературоведческую концепцию и аргументировать понимание текста и проблемы произведения;
-развивать умение применять элементарную литературоведческую терминологию в процессе анализа.
Развивающие цели:
активизировать развитие регулятивных УУД (мотивация учебной и познавательной деятельности), коммуникативных УУД (восприятие на слух и в чтении художественного текста, ответы на вопросы-монологи и участие в учебном диалоге);
Воспитывающие цели:
-формировать личностные УУД, т. е. индивидуальное осмысление аксиологических смыслов, духовно-нравственных ценностей произведений русской литературы;
-развивать эстетическое сознание и вкус.
Задачи урока:
-организовать чтение-восприятие и чтение-анализ эпизодов рассказа в аудировании художественного текста, цитировании и комментированном чтении;
-направить мотивный анализ рассказа системой вопросов и заданий;
-фиксировать результаты анализа и выводы (обобщение) в аналитической таблице.
Личностные, метапредметные и предметные результаты будут достигаться в организации учебной деятельности школьников в следующих учебных ситуациях:
I этап – актуализация проблемы
Выразительное чтение стихотворения В. Набокова «В поезде» (1921 г.)
Я выехал давно и вечер не родной
Рдел над равниною не русской,
И стихословили колеса подо мной,
И я уснул на лавке узкой.
Мне снились дачные вокзалы, смех, весна,
И, окруженный тряской бездной,
Очнулся я, привстал, и ночь была душна,
И замедлялся ямб железный… [2, с.31]
1 Вопрос: какие ассоциации появились у вас в связи с этим стихотворением В. Набокова? (бесконечное путешествие, бесприютность, одиночество, тоска по Родине, смутные ожидания чего-то нового в жизни)
2 Вопрос: Что, по вашему мнению, связывает это стихотворение с прочитанным вами рассказом «Весна в Фиальте»? (повторяющийся мотив железной дороги, ощущение одиночества в чужой стране главного героя)
II этап – Формулировка цели урока
Итак, сегодня у нас пойдет речь о повторяющихся мотивах в рассказе «Весна в Фиальте» и их роли в понимании художественного замысла писателя.
III этап – Анализ повторяющихся мотивов в рассказе Набокова
Действительно, мотив железной дороги настойчиво повторяется автором на протяжении всего произведения. Рассмотрим эпизоды, связанные с описанием железной дороги (группы учащихся получают задания выразительно прочитать и проанализировать эпизоды рассказа, относящихся к описанию железной дороги)
1 эпизод – приезд ночным экспрессом в Фиальту, где происходит очередная встреча с героиней.
2 эпизод - воспоминания о встрече с героиней в «синей тени вагона», прощании героев, когда он видит, как она «влезла в тамбур, исчезла, а затем сквозь стекло я видел, как она располагалась в купе, вдруг забыв о нас, перейдя в другой мир» [3, с.391]
3 эпизод - описание воображаемой встрече героя с героиней «у прилавка в путевой конторе, ноги свиты, одна бьёт носком линолеум, локти и сумка на прилавке, за которым служащий, взяв из-за уха карандаш, раздумывает вместе с ней над планом спального вагона»[3, с. 395]
4 эпизод - воспоминание о сне, в котором героиня умирает «...в проходе, на сундуке, подложив свёрнутую рогожку под голову, бледная и замотанная в платок, мёртвым сном спит Нина, как спят переселенцы на Богом забытых вокзалах» [3, с.402]
5 эпизод – стоя на вокзале в Милане (месте «одиночества в толпе») герой узнает о гибели героини.
Вопрос: Как вы думаете, какую роль отводит автор повторяющемуся мотиву железной дороги в своем произведении? (описание движущегося экспресса, железнодорожных вокзалов и вагонов входит в описание взаимоотношений главных героев, которые продолжаются 15 лет: «...до самого разъезда так мы с друг дружкой ни о чём не потолковали, не сговаривались насчёт тех будущих, вдаль уже тронувшихся, пятнадцати дорожных лет»[3, с.392]
Кроме того, как герой, так и героиня, несмотря на то что смогли устроить свою жизнь в эмиграции (у каждого из них есть семья), чувствуют свою бесприютность, не могут найти душевного успокоения).
Вопрос: В каких произведениях русских авторов XIX – XX веков повторяющийся мотив железной дороги косвенно указывает на трагическую судьбу героини («Анна Каренина» Л. Толстого, «На железной дороге» А. Блока, «Матренин двор» А. Солженицына)
Следующее задание – рассмотреть эпизоды, связанные мотивом упущенного счастья, несостоявшейся любви.
1 эпизод: воспоминания героя - рассказчика о первой встрече с героиней и первом поцелуе: «Я познакомился с Ниной очень уже давно, в тысяча девятьсот семнадцатом... Было это в какой-то именинный вечер в гостях у моей тётки, в её Лужском имении, чистой деревенской зимой…Не помню, почему мы все повысыпали из звонкой с колоннами залы в эту неподвижную темноту, населённую лишь ёлками, распухшими вдвое от снежного дородства: сторожа ли позвали поглядеть на многообещающее зарево далёкого пожара, любовались ли мы на ледяного коня, изваянного около пруда швейцарцем моих двоюродных братьев…»[3, с.392]
Вопрос: На какие мысли наводит дата знакомства героев и воспоминания о «многообещающем зареве далекого пожара»? (год революции, сгоревшие усадьбы – маленькие «островки» уходящей усадебной культуры и – шире- пожар революции, охвативший Россию, эмиграция и разлука героев).
2 эпизод: размышления героя после мимолетных встреч с Ниной: « Сам не понимаю, что значила для меня эта женщина, с пушкинскими ножками (как сказал о ней русский поэт…вздыхавший о ней платонически), а еще меньше понимаю, чего от нас хотела судьба, постоянно сводя нас…»[3, с.401]
3эпизод: последняя встреча героев перед гибелью Нины: «С невыносимой силой я пережил (или так мне кажется теперь) все, что когда-либо было между нами, начиная вот с такого же поцелуя, как этот; и я сказал, наше дешевое, официальное ты, заменяя тем одухотворенным, выразительным вы, к которому кругосветный пловец возвращается обогащенный кругом: «А что, если я вас люблю?»…но что-то, как летучая мышь, мелькнуло по ее лицу быстрое, странное, почти некрасивое выражение, и она…смутилась; мне тоже стало неловко…»Я пошутил, пошутил»,- поспешил воскликнуть я…»[3, с.407]
Вопрос: Какие детали, кроме «пушкинских ножек» отсылает читателя к творчеству А. С. Пушкина? (воспоминания героя о лицее, гувернер-иностранец, имя героини также встречается в стихотворении Пушкина «Зимняя дорога» и роман «Евгений Онегин», стихотворение Пушкина «Ты и Вы», общее впечатление о несостоявшемся счастье героев, как у героев «Евгения Онегина»)
Вопрос: Согласны ли вы с мнением литературоведов, что «…Пушкинский подтекст также помогает автору реализовать метафору Нина – Россия, поскольку для Набокова Пушкин был не просто великим творцом гениальных произведений, а чем-то соизмеримым со всей Россией» [4, с.61]
Вопрос: В каких произведениях русской литературы, кроме «Евгения Онегина», звучит мотив упущенного счастья? (в произведениях А. Чехова «Дама с собачкой», «О любви», произведениях И. Бунина из цикла «Темные аллеи»)
Вопрос: Во время описания последней встречи герой вспоминает такие детали как букетик фиалок в руках героини и кем-то потерянный, лежащий на земле ключ. Какую роль, на ваш взгляд играют эти детали для раскрытия замысла автора? (Фиальта – город фиалок, не существующий на самом деле. После мимолетных встреч в Париже, Милане, Берлине герой попытался признаться Нине в любви в несуществующем городе, так как в реальном мире у их любви нет будущего. Фиалки в руках Нины «бескорыстно пахучие», сама героиня рассказа так же бескорыстна, как эти скромные цветы)
IV этап – Подведение итогов урока
Какой вывод мы можем сделать о главных героях рассказа В. Набокова? О чем предупреждает читателя автор?
Домашнее задание: эссе «А счастье было так возможно…»
Используемая литература:
1. Силантьев И. Поэтика мотива. - М.: Языки славянской культуры,
2004
2. Силантьев И. В. «Мотив как проблема нарратологии». Критика и
семиотика. Вып. 5, 2002
3. Набоков В.В. В поезде//Сборник «Круг»// «Художественная литература». Ленинградское отделение.1990
4. Набоков В.В. Весна в Фиальте//Сборник «Круг»// «Художественная литература». Ленинградское отделение.1990
5. Асоян А.А., Подкорытова Т.И. След пушкинской музы в рассказе В. Набокова «Весна в Фиальте»//Изв. Сиб. отд-ния РАН. История, филология и философия. 1992. Вып.2.
.