СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин". Исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«А. Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин". Исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного.»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет : литература

Урок № 12

Тема урока: А. Толстой. Слово о поэте. "Князь Михайло Репнин". Исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель урока: познакомиться с биографией и творчество писателя; анализ баллад «Князь Михайло Репнин»

Задачи:

Дидактическая - воссоздать атмосферу эпохи, нашедшей отражение в произведении А.К. Толстого; выявить различия между реальными историческими событиями и эпохой Ивана Грозного в изображении А.К. Толстого;

Развивающая – развивать умение учащихся давать характеристику героев на основе текста произведения, анализировать их поступки, формировать умения находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения

Воспитательная – развивать интерес к истории России.

Методические приемы: рассказ учителя, анализ текста, беседа.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке у нас новая встреча, а в гости нас приглашает поэт, писатель, публицист Алексей Константинович Толстой. Мы не просто познакомимся с его жизнью, судьбой, творчеством, но и окунёмся в мир тайны и загадки, в мир реальный и фантастический, в мир баллады.

Откройте свои тетради и запишите тему урока.

  1. Проверка домашнего задания.

Предварительное задание: Работа со словарем. Индивидуальное сообщение: жизнь и творчество А.К. Толстого.


  1. Изучение нового материала.

Я предоставляю слово…, который подготовил нашему вниманию биографию , рассказывающую о писателе и его творческом пути. По ходу рассказа не забывайте делать записи в тетради.

  1. Выступление заранее подготовленного учащегося 


  1. Слово учителя.

В творчестве писателя особое место занимала русская история, эпоха Московского царства, особенно времена Ивана Грозного.

Царь Иван Васильевич Грозный стал великим князем московским в 1533 году. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись таким образом первым русским царем. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным террором.

В 1558 г. царь начал войну за прибалтийские земли. Со своими опричниками Иван IV провёл множество казней своих противников или тех, кто только ими казался, подверг жестокому разгрому ряд русских городов. Он стал полным самодержавцем в своём государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление. Правда, несмотря на все пытки и казни, он так и не смог выиграть войны за прибалтийские земли, а страна к концу его правления была обескровлена, что местами просто обезлюдела, так что пришлось запрещать крестьянам покидать своих помещиков, чтобы те не остались совсем без рабочих рук.

Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного старшего сына. После него осталась разоренная и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе, ставшим для одних символом безумной жестокости, а для других образцом сурового, но справедливого правителя.

Эпохе Ивана Грозного посвятил Толстой баллады «Князь Михайло Репнин» и «Василий Шибанов».

5. Физминутка


6. Аналитическая беседа по вопросам.

Жанр – исторически формирующийся вид литературного произведения, которое обладает отличительными особенностями, признаками, закономерностями.

Баллада - (от франц. ballade - танцевальная песня) - один из жанров лиро-эпической поэзии, повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай.

Опричник — телохранитель, человек, состоящий в рядах опричного войска (отряда телохранителей), то есть личной гвардии, созданной Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году.

Тема – круг явлений и событий, образующих основу произведения; объект художественного изображения; то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь основное внимание читателей.

Опричнина - система внутриполитических мер Ивана Грозного в 1565 - 1572 гг., осуществляемых для укрепления Русского централизованного государства и для борьбы с княжеско-боярской оппозицией и предполагаемой изменой.

Вымысел - это плод воображения (фантазии) автора, создание сюжетов и образов, не имеющих прямых соответствий в реальности.

Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.

- В каком произведение мы с вами уже встречались с эпохой правления Ивана Грозного?

- Что называют балладой? (Баллада- стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие. Лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.) Жанр баллады был необыкновенно популярен в эпоху романтизма и встречается в творчестве многих представителей литературы І половины ХІХ века  (Гете, Жуковского, Пушкина).

Обращение к жанру баллады связано с поиском необычного сюжета, что очень важно в романтизме, и, безусловно, с интересом автора к истории.


Прослушивание баллады «Князь Михайло Репнин».

- Почему Репнин не поднял свой кубок? В чем он обвиняет Ивана Грозного?

- О чем жалеет царь?

- В данной балладе мы видим уже не покорного раба, спокойно взирающего на несправедливость и измену, а смелого, полного достоинства и чести, князя, не пожелавшего «в машкаре плясать», несмотря на веление царя. Михайло Репнин тоже (как и Шибанов) предан царю и отечеству, но тем не менее, он не может молча смотреть на произвол и издевательства и открыть заявляет об этом Ивану Грозному. Репнин – истинный патриот, у него болит душа о благоденствии Родины, но он не способен смиренно сносить разгул правителя, как Василий Шибанов, и в то же время не может предать отечество и постыдно бежать, как это сделал Курбский.


Образ царя Ивана Грозного является центральным  в произведении М. Ю. Лермонтова «Песнь о купце Калашникове».  Также как Лермонтов, Алексей Толстой пытается придать своим балладам фольклорную стилизацию, тем самым максимально приблизить читателя к той эпохе.


Анализ баллады А. К. Толстого

 

Необходимо отметить, что, пользуясь историческими данными, поэт привносит  в сюжет долю художественного вымысла. Толстой считал, что писатель и поэт имеют на это полное право.


Таким образом,  в балладе автор создает  образ жестокого правителя, беспощадно расправляющегося с каждым, кто пытается отстоять свою точку зрения.


Эпитеты:  рабская верность, лихой злодей, дерзкий гонец,  собачья измена.

Метафоры: «перо его местию дышит»; «послание, полное яду»;  «звонит всей опрични кромешная тьма».

Эпитеты: разгульные опричники, бесовские дети, державное слово, строптивый раб, правдивый князь.

Метафоры: «С вечерни льются вины на царские ковры»,     «Рассыпь державным словом детей бесовских рать»

 

Стилизация под фольклор

Устаревшая лексика:

Опричня – опричнина . Так называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников.

 Смирная одежда - траурная. 

Окольные - приближенные. 

Аз, иже - я, который.

Лиях - лил.

Заплечный мастер - палач.

 Фольклорная композиция: зачин, основная часть, концовка.

 Повторы строф (рефрен):

«Царь, слово его все едино:

Он славит свого господина!"

 

Устаревшая лексика:

Кравчий - распоряжался подачей  блюд  и  напитков  к царскому столу. 

Тиуны -  верные слуги. 

Машкара,  личина – маска.

Рек – сказал.

  

Фольклорная композиция: зачин, основная часть, концовка.

 Повторы строф (рефрен):

«Поют потехи брани, дела былых времен,

И взятие Казани, и Астрахани плен».

 

Вывод. Баллады объединены стилистически и тематически. В образах Василия Шибанова и князя Репнина автор воплотил идею справедливого народного гнева, возмущения кровавой политикой Ивана Грозного. Оба героя умирают, но не изменяют своим жизненным принципам.


Образ царя в балладе.

В балладе «Князь Михайло Репнин» в гневе царь убивает непокорного боярина, а потом горько раскаивается в содеянном:

И смех их раздается, и пир опять кипит,

Но звон ковшей и кубков царя не веселит:

"Убил, убил напрасно я верного слугу,

Вкушать веселье ныне я боле не могу!"


7. Рефлексия

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Где пригодятся вам эти знания?

- Что было интересно?


Выставление оценок


8. Подведение итогов урока.

- А.К.Толстой, рисуя образы стремянного Шибанова и князя Репнина, хотел раскрыть сущность истинной преданности и любви к Отечеству, она – не в бессловесной покорности, а в осмыслении происходящего в стране и активном участии в судьбе Родины, смелом выражении своей гражданской позиции.

В жестокой эпохе Ивана Грозного внимание писателя больше всего привлекает противостояние упрямых, честных и доблестных людей общей системе зла и насилия. Толстой пытается понять и раскрыть в своих балладах психологию этих людей и, безусловно, отдает предпочтение не тем из них, кто, как Курбский, изменяет своему долгу, а потом помогает иноверца разорять Россию, но натурам смелым и правдивым, которые обречены на гибель, ибо пытаются совместить высокие понятия о том, что достойно, с верностью системе, где осуществление подобных идеалов невозможно.



Домашнее задание: . подготовить выразительное чтение баллады.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!