СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Адаптации организмов с условиям среды"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данна разработка будет полезна коллегам для проведения открытого урока.

Просмотр содержимого документа
«"Адаптации организмов с условиям среды"»



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА

Тема урока. «Адаптация организмов к условиям среды»

Класс: 9 А

Цель урока: создать условия для формирования знаний о механизмах возникновения и формирования приспособлений живых организмов к условиям среды.

Задачи:  

Образовательные: способствовать формированию знаний учащихся о приспособлениях организмов, типах адаптаций: активные и пассивные механизмы адаптаций, рассмотреть примеры адаптаций у растений и животных.

Развивающие:  развивать умения анализировать, обобщать, систематизировать информацию, находить причинно-следственные связи, делать выводы, сравнивать; развитие умений работать с учебником; развивать навыки исследовательской работы, развивать логическое мышление и речь учащихся; развитие умений использовать знания для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе.

Воспитательные:  способствовать воспитанию физически и нравственно здоровой личности; воспитанию научного мировоззрения учащихся, развивать умение работать в группе.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Используемые приёмы: корзина идей, ПОПС, мозговой штурм, проблемный вопрос, банк гипотез, своя опора, мозайка, послушать – обсудить – предъявить, рюкзак.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Технологии: технология проблемного обучения, технологии учебно-поисковой деятельности, личностно-ориентированное обучение, технология опережающего обучения.

Планируемые результаты:

Предметные: знание базовых биологических понятий; умения применять полученные ранее знания для решения проблемных вопросов, применять знания в новых ситуациях; формирование научного типа мышления; описывать и обосновывать приспособительное значение явлений скрытой жизни у растений, анабиоза, оцепенения, спячки, зимнего сна у животных.

Метапредметные: умения работать с учебником, извлекать нужную информацию; осуществлять сравнение, обобщение, применять знания из других областей науки, с причинно-следственные связи, формулировать выводы; самостоятельно определять цель учебной деятельности; самостоятельно организовывать работу в группе, умение общаться; умение выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы.

Личностные: формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению; умение вести диалог с другими людьми, приводить аргументы, выступать перед аудиторией; воспитание основ экологической культуры.

Оборудование: рабочие тетради, учебник биологии для 9 класса, рисунки и таблицы, раздаточный дидактический материал.

Базовые понятия и терминыприспособленность, адаптация, анабиоз, спячка, миграции.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент, приветствие учащихся (1 мин.)

Здравствуйте, ребята! Проверьте своё рабочее место, настройтесь на работу, желаю успехов!

II. Актуализация знаний (5-7 мин.)

На протяжении 3 лет мы с вами упорно изучали разделы биологии: растения, животные, человек. И наверняка задумывали над тем, что существование живых организмов зависит от определённых факторов и эти самые факторы - условия оказывают на организмы определённое влияние –положительное, отрицательное или нейтральное.

  • Приём «Корзина идей»

а) Предложены на иллюстрациях следующие факторы среды: лесной пожар, снегопад, лиса охотится на зайца, выбросы в атмосферу, медведь поедает рыбу, опыление растений насекомыми, резкое снижение температуры, выхлопные газы, создание охраняемых территорий, вырубка леса, ловля рыбы человеком(браконьерство), волк и лиса охотятся на зайца, вода в озере, почва, рельеф, птицы питаются ягодами.

Распределите факторы среды на три группы:


Абиотические факторы

Биотические факторы

Антропогенные факторы




(Работают индивидуально трое учащихся у доски)

  • Приём «ПОПС»

б)Вам предложены термины: активная, анабиоз, пассивная, спячка, зимний сон, адаптация. Составьте из них схему. Как вы можете пояснить предложенные понятия? По возможности подтвердите примерами.

(Работа в малых группах – попарно)

  • Приём «Мозговой штурм»

в) 1 – наука, изучающая взаимосвязь организмов и окружающей среды, называется - … (экология)

2 – компоненты внешней среды, оказывающие влияние на живые организмы - … (экологические факторы)

3 – факторы неживой природы - … (абиотические факторы)

4 – факторы живой природы - … (биотические факторы)

5 – группа факторов, включающих влияние деятельности человека - … (антропогенные)

6 – как называется фактор, наиболее благоприятный для жизнедеятельности организма - … (благоприятный, оптимальный)

7 – Как называется фактор, наименее благоприятный для существования организма -….. (угнетающий)

8 – процесс, при котором выживают наиболее приспособленные к условиям внешней среды-….. (естественный отбор)

(Обучающиеся фронтально отвечают на поставленные вопросы)

г) Заслушать ответы индивидуально работающих обучающихся и спикеров малых групп. При необходимости предложить остальным учащимся проиллюстрировать ответы собственными примерами

III. Целеполагание, формулировка темы урока (5 мин.)

Эпиграф урока

«Чтобы выжить, надо быстро изменяться»

Л. Кэролл («Алиса в Зазеркалье»)

(Работа в больших группах.

Присутствие в каждой группе координаторов из числа одиннадцатиклассников для корректировки работы групп и оценивания работы каждого члена группы. Координаторам раздаются листы оценивания)

  • Приём «Проблемный вопрос»

1. Водоплавающие птицы в водоёмах ловят преимущественно рыбу, окраска которой не соответствует цвету дна. Как вы думаете, с чем это связано? Какой должна быть рыба, что бы остаться в живых?

(Обучающиеся высказывают свои предположения).

Учитель: поставленный вопрос должен натолкнуть вас на тему сегодняшнего урока. Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить?

(Учащиеся высказывают предположения о теме, цели урока. Учитель корректирует, называет тему, цель и задачи урока. Обучающиеся записывают тему урока в тетрадь)

IV. Изучение нового материала – проблемное изложение (15 мин).

Учитель: Ребята, подумайте, какими способами живые организмы могут избежать неблагоприятных условий?

  • Приём «Банк гипотез»

(Учащиеся высказывают предположения и подтверждают их конкретными примерами; возможные варианты ответов: совершают перелёты, строят норы, гнёзда, запасают корм, совершают миграции, листопад, сворачивание листьев, цветков и т.д.)

Учитель. Для преодоления неблагоприятных условий живые организмы приспосабливаются. А что же такое приспособленность?  Итак, давайте сформулируем понятие адаптации:

Приспособленность или адаптация – совокупность особенностей строения, процессов жизнедеятельности, поведения организмов, которые обеспечивают их существование в условиях окружающей среды.

(Обучающиеся записывают определение в тетрадь)

Учитель. Каково же значение адаптации для организмов?

(Обучающиеся формулируют ответ на вопрос, указывая: повышение шансов организма на выживание и оставление большого числа потомства)

  • Приём «Своя опора»

Работа с учебником. Составление опорного конспекта.

Учитель. Учёные выделяют несколько форм адаптаций. И ваша задача определить их.

1. Используя текст параграфа ____ и дополнение к тексту (Приложение 1) изучите формы адаптации, в тетради составьте таблицу из двух колонок и запишите формы адаптации в левой части таблицы.

Формы адаптаций

Примеры



2. На мониторе компьютера есть папка «Адаптации». Просмотрите содержимое и распределите предложенные на картинках адаптации живых организмов в соответствие выделенных вами форм.

(Обучающиеся работают с текстом, рабочей тетрадью и компьютером. Координаторы контролируют работу)

  • Приём «Мозайка»

(Обсуждение результатов работы каждой группы)

VI. Закрепление полученных знаний (5 -7 мин). 

  • Приём Ролевая игра «Знакомство»

В гостях английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин.

(он рассказывает о себе, путешествии на корабле «Бигль» и подводит к главной мысли о «выживаемости наиболее приспособленных» и предлагает закрепить полученные в ходе урока знания вопросами к каждой группе)

  • Приём «Послушать – обсудить - предъявить».

1. Что объединяет эти организмы, к чему они приспособлены? В чём выражается приспособленность? Какая форма адаптации проявляется?

1 - акулы, дельфины, пингвины (морфологическая адаптация; торпедообразная форма тела; препятствует образованию завихрений потоков воды при движении);

2 - камбала, скат, морская звезда (морфологическая адаптация; уплощённая форма тела; для жизни на дне или в узких расщелинах);

3 - сирень, черёмуха, жасмин (морфологическая адаптация; соцветия, для привлечения насекомых-опылителей);

4 - верблюд, морж, лосось (физиологическая адаптация; накопление жира для переживания неблагоприятных условий)

5 – белки, хомяки, ежи ( поведенческая форма; запас пищи на зиму).

  • Приём «Удивляй»

1. Сообщения от координаторов «Удивительные адаптации организмов» (фото живых организмов на доске)

2. Учитель. Американские зоологи составили список живых существ (включая человека) по степени предусмотрительности, которую они проявляют при переходе через улицу. На первое место вышел гусь, за ним свинья и кошка. Куры и собаки идут на равных, а человек занял последнее место.


VII. Рефлексия (2-3 мин)

Учитель. Наш урок подходит к концу. Давайте соберём воедино знания полученные на уроке.

  • Приём «Рюкзак»

Учитель называет ключевое слово -  адаптация. Затем, в течение полу-минуты учащиеся непрерывно записывают слова, связанные с заданным термином. Затем отвечают на вопросы: Какие слова я записал и почему именно эти слова? и прикрепляют ответы к рисунку рюкзака на доске.

VIII. Подведение итогов урока, домашнее задание (1-2 мин)

- Оценивание (работа координаторов);

- Домашнее задание:

а) Прочесть параграф_____, дополнить каждый пункт таблицы 2-3 новыми примерами.

б) Создать формулу стоимости или цены адаптации (из чего складывается адаптации)

































































Приложение 1



Формы адаптаций

Живые организмы приспособлены к тем условиям окружающей среды, в которых длительное время обитали их предки. Приспособления к условиям среды по-другому называются адаптациями. Они возникают в процессе эволюции популяции, образуя новый подвид, вид, род и т. д. В популяции накапливаются разные генотипы, проявляющиеся в разных фенотипах. Те фенотипы, которые наиболее соответствуют условиям среды, получают больше шансов выжить и оставить потомство. Таким образом, вся популяция «насыщается» полезными для данной среды обитания адаптациями.

По своим формам (видам) адаптации бывают разными. Они могут затрагивать строение тела, поведение, внешний вид, биохимию клеток и др. Различают следующие формы адаптаций.

Морфологические адаптации. Бывают значительными (на уровне отрядов, классов и т. д), так и мелкими (на уровне видов). Примерами первых являются возникновение шерсти у млекопитающих, способности к полету у птиц, легких у земноводных. Пример мелких адаптаций — разное строение клюва у близкородственных видов птиц, питающихся разными способами.

Физиологические адаптации. Это перестройка обмена веществ. Для каждого вида, приспособленного к своим условиям обитания, характерны свои особенности обмена веществ. Так некоторым виды много едят (например, птицы), т. к. их обмен веществ достаточно быстрый (птицам требуется много энергии для полета). Некоторые виды могут длительно не пить (верблюды). Морские животные могут пить морскую воду, в то время как пресноводные и наземные этого не могут.



Биохимические адаптации. Это особое строение белков, жиров, дающие организмам возможность обитать в тех или иных условиях. Например, при низких температурах. Или способность организмов вырабатывать яды, токсины, пахучие вещества для защиты.

Поведенческие адаптации. У каждого вида животных формируется особый тип поведения, позволяющий наилучшим образом адаптироваться к конкретным условиям обитания. Это и запасание корма, забота о потомстве, брачное поведение, спячки, затаивание перед нападением, миграции и т. д.

Покровительственная окраска. Многие животные в процессе эволюции приобретают такую окраску тела, которая делает их менее заметными на фоне травы, деревьев, грунта, т. е. там, где они обитают. Одним это позволяет защититься от хищников, другим — незаметно подкрасться и напасть. Часто покровительственной окраской обладают детеныши млекопитающих и птенцы. В то время как взрослые особи могут уже не иметь покровительственной окраски.

Предостерегающая (угрожающая) окраска. Такая окраска яркая и хорошо запоминающаяся. Характерна для жалящих и ядовитых насекомых. Например, птицы не едят ос. Один раз попробовав, они на всю жизнь запоминают характерную окраску осы.

Мимикрия — внешнее сходство с ядовитыми или жалящими видами, опасными животными. Позволяет избежать поедания хищниками, которым «кажется» что перед ними опасный вид. Так мухи-журчалки похожи на пчел, некоторые неядовитые змеи на ядовитых, на крыльях бабочек могут быть узоры, похожие на глаза хищников.

Маскировка — схожесть формы тела организма с объектом неживой природы. Тут не только возникает покровительственная окраска, но и сам организм по своей форме напоминает объект неживой природы. Например, ветку, лист. Маскировка в основном характерна для насекомых.






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!