Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 с углублённым изучением отдельных предметов» городского округа Ступино Московской области
Согласовано: Зам. директора по УР ________ Дерябина Ю.Н. 01.09.2021 г. | | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №5» ___________ Е.С.Шахназарова 01.09.2021 г. |
Рабочая программа по обществознанию
10 «В» класс
Федотов Иван
(обучение на дому с применением дистанционных образовательных технологий, реализация ФГОС ООО)
Составитель: Васина Наталья Евгеньевна,
учитель истории и обществознания высшей категории
Рассмотрено:
на заседании методического совета
протокол № 2 от 01.09.2021 г.
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для ученика 10 «В» класса Федотова И. составлена учителем истории и обществознания Васиной Натальей Евгеньевной на основе:
• требований к результатам освоения ФГОС ООО;
• авторской программы курса «Обществознание» 10 класса для общеобразовательных организаций
• адаптированной основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №5» с учётом планируемых к использованию учебно-методических материалов:
учебник Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский и др. Обществознание.10 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений, -М.: Просвещение 2020.;
Обществознание 10 класс: Поурочные разработки по учебнику Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский и др. /автор- Л.Н. Боголюбов, Е.И. Жильцовова - М.: Просвещение 2020.
В соответствии с учебным планом «Индивидуального обучения ребенка инвалида на дому», на изучение материала отводится 0,25 часа в неделю (8,25 часа год). В результате работы по данной программе учебный материал будет пройден в полном объеме из-за уплотнения учебного материала.
1. Планируемые образовательные результаты освоения курса
Личностными результатами учащихся основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости подержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания учащимися основной школы проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
подкрепление изученных положений конкретными примерами;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы содержания программы по обществознанию являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, при меняя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобшать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в, мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии.
2.Содержание курса
Глава 1. Человек в обществе
Тема 1. Общество
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Тема 2. Человек
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
Глава 2. Общество как мир культуры
Тема 3. Духовная культура
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.
Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.
Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Тема 4. Экономическая сфера
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.
Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.
Тема 5. Социальная сфера
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
Тема 6. Политическая сфера
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.
Глава 3.Правовое регулирование общественных отношений
Тема 7. Право как особая система норм
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения.
Правосознание. Правовая культура.
Заключительные уроки (итоговое повторение)
Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.
Итоговое повторение
3. Тематическое планирование
Таблица №1
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Глава 1. Человек в обществе | 2 |
2 | Глава 2. Общество как мир культуры | 2 |
3 | Глава 3.Правовое регулирование общественных отношений | 3 |
4 | Итоговое повторение | 1,25 |
| Итого | 8,25 |
Календарно-тематическое планирование
Приложение
№ п/п | Тема | Дата |
план | факт Федотов И. |
1 | Что такое общество | 01.09-03.09 | |
2 | Общество как система | 06.09-10.09 | |
3 | Динамика развития | 13.09-17.09 | |
4 | Социальная сущность человека | 20.09-24.09 | |
5 | Деятельность | 27.09-01.10 | |
6 | Познавательная и коммуникативная деятельность | 11.10-15.10 | |
7 | Свобода в деятельности человека | 18.10-22.10 | |
8 | Современное общество | 25.10-29.10 | |
9 | Глобальные угрозы | 01.11-05.11 | |
10 | Духовный мир личности | 08.11-12.11 | |
11 | Мораль | 22.11-26.11 | |
12 | Наука и образование | 29.11-03.12 | |
13 | Религия и религиозные организации | 06.12-10.12 | |
14 | Искусство | 13.12-17.12 | |
15 | Массовая культура | 20.12-24.12 | |
16 | Современные подходы к пониманию права | 27.12-29.12 | |
17 | Право в системе социальных норм | 10.01-14.01 | |
18 | Источники права | 17.01-21.01 | |
19 | Правоотношения и правонарушения | 24.01-28.01 | |
20 | Предпосылки правомерного поведения | 31.01-04.02 | |
21 | Гражданин РФ | 07.02-11.02 | |
22 | Гражданское право | 14.02-18.02 | |
23 | Семейное право | 28.02-04.03 | |
24 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | 07.03-11.03 | |
25 | Экологическое право | 14.03-18.03 | |
26 | Процессуальные отрасли права | 21.03-25.03 | |
27 | Конституционное судопроизводство | 28.03-01.04 | |
28 | Международная защита прав человека | 04.04-08.04 | |
29 | Правовые основы антитеррористической политики Российского государства | 18.04-22.04 | |
30 | Повторительно-обобщающий урок | 25.04-29.04 | |
31 | Итоговое повторение | 02.05-06.05 | |
32 | Итоговое повторение | 09.05-13.05 | |
33 | Итоговое повторение | 16.05-20.05 | |
34 | Итоговое повторение | 23.05-27.05 | |
11