МОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа» МО «Тереньгульский район» Ульяновской области «Рассмотрено» На заседании ШМО _________/Сафронова В.Н../ ФИО Протокол № 4 от «01» марта 2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________/Дюльдина В.В./ ФИО Протокол № 18 «01» марта 2016 г. | «Утверждаю» Директор МОУ Михайловской СОШ ____________/Барышева Н.И./ ФИО Приказ № 12/0 от «01»марта 2016г. | | |
Адаптированная рабочая программа по математике 8 класс /надомное обучение/ на 2015-2016 учебный год (52,5 часа в год; 1,5 часа в неделю) Программу составила учитель МокееваТ.Б. |
2. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана с учетом психофизических особенностей ученика, учитывает особенности его познавательной деятельности, уровень речевого развития и адаптирована применительно к его способностям и возможностям. Программа направлены на всестороннее развитие личности учащегося, способствует его умственному развитию.
Форма обучения - надомная.
Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным компонентом ГОС (приказ МО РФ от 09.03.04г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»),
Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
Приказом Минобрнауки от 08.06.2015 №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253».
Региональным базисным учебным планом и примерными учебными планами образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования, утвержденного распоряжение Министерства образования Ульяновской области № 929-р от 15 марта 2012;
Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189.
Нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.12.2008 N 72 (зарегистрированы в Минюсте России 28.01.2009, регистрационный номер 13189).
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. В 2 сб. /под ред. В.В.Воронковой Сб.1– М.: Владос, 2014г.
- Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», 10.04.2002 г., № 29/2065-п;
- Положения об организации обучения на дому.
Предлагаемая программа ориентирована на использование в учебном процессе следующего учебника:
- Эк В.В. Математика, 8 кл. - М.: Просвещение, 2006
Форма реализации программы - урок продолжительностью 40 минут.
3. Общая характеристика учебного предмета.
Математика является одним из основных учебных предметов для детей, обучающихся по адаптированной программе .
Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой деятельностью учащихся.
В старших классах школьники знакомятся с многозначными числами в пределах 1 000 000. Они учатся читать числа, записывать их под диктовку, сравнивать, выделять классы и разряды.
Знание основ десятичной системы счисления должно помочь учащимся овладеть счетом различными разрядными единицами. При изучении первой тысячи наряду с другими пособиями должно быть использовано реальное количество в 1 000 предметов. В дальнейшем основными пособиями остаются нумерационная таблица и счеты.
При обучении письменным вычислениям необходимо добиться прежде всего четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения. Умения правильно производить арифметические записи, безошибочно вычислять и проверять эти вычисления возможно лишь при условии систематического повседневного контроля за работой учеников, включая проверку письменных работ учителем.
Образцы арифметических записей учителя, его объяснения, направленные на раскрытие последовательности в решении примера, служат лучшими средствами обучения вычислениям. Обязательной на уроке должна стать работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений. Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся, которым отводится значительное место.
Устное решение примеров и простых задач с целыми числами дополняется в 8 классе введением примеров и задач с обыкновенными дробями. Для устного решения даются не только простые арифметические задачи, но и задачи в два действия. Можно познакомить учащихся и с некоторыми частными приемами выполнения устных вычислений.
Параллельно с изучением целых чисел продолжается ознакомление с величинами, с приемами письменных арифметических действий с числами, полученными при измерении величин.
Десятичные дроби рассматриваются как частный случай обыкновенных, имеющих знаменатель единицу с нулями. Оба вида дробей необходимо сравнивать (учить видеть черты сходства и различия, соотносить с единицей).
Для решения примеров на сложение и вычитание обыкновенных дробей берутся дроби с небольшими знаменателями.
На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход.
Наряду с решением готовых текстовых арифметических задач учитель должен учить преобразованию и составлению задач, т. е. творческой работе над задачей. Самостоятельное составление и преобразование задач помогает усвоению структурных компонентов задачи и общих приемов работы над задачей.
Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. На изучение геометрического материала на уроках математики отводится 10 минут учебного времени.
Цель:
- подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи:
- формирование доступных учащимся математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
- максимальное общее развитие учащихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
- воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.
Межпредметные связи
Письмо и развитие речи. Составление и запись связных высказываний в ответах задач.
Чтение и развитие речи. Чтение заданий, условий задач.
Изобразительное искусство. Изображение геометрических фигур, чертежей, схем к задачам.
Особенности организации учебной деятельности.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Место предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану на изучение предмета «Математика» (надомное обучение) в 8 классе отводится 52,5 часа (1,5 часа в неделю).
5. Требования к уровню подготовки .
Учащийся должен знать:
- величину 1;
- размеры прямого. острого, тупого, развернутого, полного, смежных углов, сумму углов треугольника;
- элементы транспортира;
- единицы измерения площади, их соотношения;
- формулу длины окружности, площади круга.
Учащийся должен уметь:
- выполнять вычитание, сложение, умножение, деление на однозначное, двузначное целое число натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей;
- находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной и десятичной дробью;
- находить среднее арифметическое нескольких чисел;
- решать арифметические задачи на пропорциональное деление;
- строить и измерять углы с помощью транспортира;
- строить треугольники по заданным длинам сторон и величине углов;
- вычислять площадь прямоугольника (квадрата);
- вычислять длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса;
- строить точки, отрезки симметричные данным относительно оси, центра симметрии.
6. Содержание учебного предмета .
Сложение и вычитание (с помощью калькулятора) чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами стоимости, длины, массы, выраженных в десятичных дробях.
замена целых и смешанных чисел неправильными дробями.
Умножение и деление обыкновенных и десятичных дробей на однозначное целое число.
Простые задачи на нахождение числа по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью, среднего арифметического двух и более чисел.
Составные задачи на пропорциональное деление, на части, способом принятия общего количества за единицу.
Градус. Обозначение: 1. Градусное измерение углов. Величина острого, тупого, развернутого, прямого угла. Транспортир, построение и измерение углов с помощью транспортира. Смежные углы, сумма смежных углов, углов треугольника.
Построение треугольников по заданным длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного между ними, по длине стороны и градусной мере двух углов, прилежащих к ней.
Площадь. Обозначение: S. Единицы измерения площади: 1 кв. мм, (1мм), 1кв.см (1см²), 1кв. дм (1дм²), 1 кв.м (1м²), 1кв.км (1км)², их соотношения.
Единицы измерения земельных площадей6 1га, 1а, их соотношения.
Измерение и вычисление площади прямоугольника. Числа, полученные при измерении одной, двумя единицами площади, их преобразования, выражение в десятичных дробях.
Длина окружности C=2πR, сектор, сегмент. Площадь круга S= πR².
Линейные, столбчатые, круговые диаграммы.
Построение точки, отрезка, треугольника, четырехугольника, окружности симметричных данным относительно оси, центра симметрии.
7. Учебно-тематическое планирование.
№ | Тема | Количество часов |
Всего | Теоретических | Контрольных работ |
1 | Виды чисел | 5 | 5 | |
2 | Действия с целыми числами и десятичными дробями | 8 | 7 | 1 |
3 | Умножение и деление чисел на круглые десятки, сотни, тысячи | 5 | 5 | |
4 | Умножение и деление чисел на двузначное число. | 5 | 4 | 1 |
5 | Умножение и деление обыкновенной дроби. | 9 | 9 | |
6 | Меры и десятичные дроби | 7 | 6,5 | 1 |
7 | Арифметические действия с целыми и дробными числами | 13,5 | 12 | 1 |
| Итого: | 52,5 | 48,5 | 4 |
8.Програмное и учебно-методическое оснащение учебного предмета. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
VIII вида. 5-9 классы. Сб. 1. (Под ред. В. В. Воронковой), – М.: ВЛАДОС, 2014. Допущено Министерством образования РФ.
Учебник: В.В.Эк «Математика». - М.: «Просвещение», 2006 г.
Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. —М., 1992.
9. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела. Тема урока. | Кол-во часов | Планируемые результаты | Тип урока | Домашнее задание | Дата План | проведения Факт |
| Виды чисел. | 5 | | | | | |
1 | Виды чисел: целые, дробные числа. Градус. Градусное измерение углов. | 1 | Знать классификацию целых и дробных чисел. Знать классификацию многозначных чисел. Знать определение градуса; компоненты транспортира. Уметь измерять величину угла с помощью транспортира. | Комбинированный | № 15 (3), 17 (2) стр. 5-6 | 02.09 | |
2 | Нумерация в пределах 1 000 000. Транспортир, построение и измерение углов. | 1 | Уметь присчитывать и отсчитывать разрядные единицы и равные числовые группы в пределах 1000000. Уметь измерять величину угла с помощью транспортира. | Комбинированный | № 50(1,2) стр.18 | 09.09 | |
3 | Чтение и запись многозначных чисел. Смежные углы. Сумма смежных углов. | 1 | Уметь записывать и сравнивать многозначные числа
| Комбинированный | №55 (2), 56 (2) стр.20 | 10.09 | |
4 | Присчитывание и отсчитывание чисел 2, 20, 200, 2 000, 5, 50, 500, 5 000. | 1 | Знать числовой ряд до 1000000, десятичный состав чисел в пределах 1 000 000, правило округления чисел.
Уметь округлять и сравнивать числа до 1 000 000. | Комбинированный | № 53 стр.20 | 16.09 | |
5 | Округление чисел. Сумма углов треугольника. | 1 | Знать правило округления. | Комбинированный | № 65, 66 (2) стр.22-23 | 23.09 | |
| Действия с целыми числами и десятичными дробями. | 8 | | | | | |
6 | Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. | 1 | Уметь выполнять сложение и вычитание на однозначное целое число натуральных чисел и десятичных дробей | Комбинированный | № 78(2) стр.27 | 24.09 | |
7 | Письменное умножение на однозначное число. | 1 | Уметь выполнять умножение на однозначное число | Изучение нового материала | № 85 (1 стол.), 86 (1) стр.29 | 30.09 | |
8 | Умножение десятичной дроби на однозначное число. | 1 | Уметь выполнять умножение десятичной дроби на однозначное число | Комбинированный | №92(1стол.), 94(2) стр.32 | 07.10 | |
9 | Деление на однозначное число. | 1 | Уметь выполнять деление на однозначное число | Комбинированный | №95 (1стол.) стр.32 | 08.10 | |
10 | Деление целых чисел. | 1 | Уметь выполнять деление на однозначное число | Изучение нового материала | №92 (2 стол.) стр.32 | 14.10 | |
11 | Умножение и деление десятичных дробей. | 1 | Уметь выполнять умножение и деление десятичных дробей | Комбинированный | №95 (2) стр.32 | 21.10 | |
12 | Контрольная работа №1 | 1 | проверка знаний и умений | Контроль знаний | | 22.10 | |
13 | Умножение и деление дроби на 10,100 и 1000. | 1 | Уметь умножать и делить на 10,100,1000, уметь решать примеры в 3- 4 действия. | Комбинированный | №107(2),108(2) стр.36 | 28.10 | |
| Умножение и деление на круглые десятки, сотни, тысячи. | 5 | | | | | |
14 | Умножение целых чисел и десятичных дробей. Площадь, обозначение S | 1 | Уметь выполнять умножение целых чисел и десятичных дробей | Изучение нового материала | №117,118 стр.38 | 11.11 | |
15 | Деление целых чисел на круглые десятки, на сотни и тысячи. | 1 | Уметь выполнять деление целых чисел на круглые десятки, сотни и тысячи | Комбинированный | №121,122 (2) стр.39-40 | 12.11 | |
16 | Деление десятичных дробей на десятки, сотни, тысячи. | 1 | Уметь выполнять деление десятичных дробей на десятки, сотни тысячи | Комбинированный | №126 стр.41 | 18.11 | |
17 | Решение сложных примеров. Построение треугольников | 1 | Уметь решать примеры в несколько действий | Комбинированный | №140 стр.45 | 25.11 | |
18 | Умножение и деление на круглые числа. | 1 | Уметь выполнять умножение и деление на круглые числа | Комбинированный | №154,155 стр.51-52 | 26.11 | |
| Умножение и деление на двузначное число. | 5 | | | | | |
19 | Умножение целых чисел на двузначное число. | 1 | Уметь выполнять умножение целых чисел на двузначное число | Комбинированный | №173 стр.59 | 02.12 | |
20 | Умножение десятичной дроби на двузначное число. | 1 | Уметь выполнять умножение десятичной дроби на двузначное число | Комбинированный | №177 стр.60-61 | 09.12 | |
21 | Деление целых чисел на двузначное число. Вычисление площади квадрата. | 1 | Уметь выполнять деление целых чисел на однозначное число | Комбинированный | №184 (1) стр.62 | 10.12 | |
22 | Деление десятичной дроби на двузначное число. Вычисление площади прямоугольника | 1 | Уметь выполнять деление десятичной дроби на двузначное число | Комбинированный | №186 стр.63 | 16.12 | |
23 | Контрольная работа №2 | 1 | | Контроль знаний | | 23.12 | |
| Умножение и деление обыкновенной дроби. | 9 | | | | | |
24 | Преобразование обыкновенных дробей. Взаимное положение прямых на плоскости | 1 | Уметь преобразовывать обыкновенные дроби | Комбинированный | №196 стр67 | 24.12 | |
25 | Замена целых и смешанных чисел неправильными дробями. | 1 | Уметь заменять целые и смешанные числа неправильными дробями. | Комбинированный | №201 стр.69 | 13.01 | |
26 | Умножение и деление дроби на целое число. | 1 | Уметь выполнять умножение и деление дроби на целое число. | Комбинированный | №207 стр.71 | 20.01 | |
27 | Решение задач на нахождение числа по одной его доле | 1 | Уметь решать задачи на нахождение числа по одной его доле | Комбинированный | №217 (2.3) стр.74 | 21.01 | |
28 | Умножение и деление смешанных чисел. | 1 | Уметь выполнять умножение и деление смешанных чисел. | Комбинированный | №226 стр.78 | 27.01 | |
29 | Решение сложных примеров. Построение треугольников по длине сторон | 1 | Уметь решать сложные примеры в несколько действий. | Комбинированный | №252 (2) стр.89 | 03.02 | |
30 | Сложные примеры вида ×, :. | 1 | Уметь решать сложные примеры в несколько действий. | Комбинированный | №255 (3) стр.90 | 04.02 | |
31 | Сокращение дробей. Неправильные дроби. Сложение и вычитание дробей | 1 | Уметь выполнять сокращение дробей. Уметь определять неправильные дроби. Уметь выполнять сложение и вычитание дробей | Изучение нового материала | №262 (1) стр.92 | 10.02 | |
32 | Действия с обыкновенными и десятичными дробями. | 1 | Уметь выполнять действия с обыкновенными и десятичными дробями. | Закрепление изученного | №266 стр.93 | 17.02 | |
| Меры и десятичные дроби. | 7 | | | | | |
33 | Меры и соотношения между ними. | 1 | Знать классификацию мер и соотношение между ними | Изучение нового материала | №300 стр.107 | 18.02 | |
| Замена чисел, полученных при измерении, десятичной дробью. | | Уметь заменять числа, полученные при измерении, десятичной дробью. | Комбинированный | №303 стр.108 | | |
34 | Замена десятичной дроби мерами. Преобразование мер и дробей | 1 | Уметь заменять десятичные дроби мерами, преобразовывать меры и дроби | Комбинированный | №309 стр.110-111 | 24.02 | |
35 | Десятичная дробь от числа. Нахождение обыкновенной дроби от числа. | 1 | Уметь находить обыкновенную дроби от числа. | Комбинированный | №316 стр.112 | 02.03 | |
36 | Вычитание в десятичных дробях. | 1 | Уметь выполнять вычитание в десятичных дробях. | Комбинированный | №321 стр.113 | 03.03 | |
37 | Сложение и вычитание целых и дробных чисел | 1 | Уметь выполнять сложение и вычитание целых и дробных чисел | Комбинированный | №325 стр.114 | 09.03 | |
38 | Сложение и вычитание мер и десятичных дробей. Контрольная работа №3 | 1 | | Контроль знаний и умений | | 16.03 | |
| Повторение. | | | | | | |
| Арифметические действия с целыми и дробными числами. | 13,5 | | | | | |
39 | Разрядный состав чисел. Площадь круга. | 1 | Знать разрядный состав чисел. Уметь находить площадь круга. | Закрепление изученного | №327 стр.115 | 17.03 | |
40 | Сравнение чисел. | 1 | Уметь сравнивать числа. | Закрепление изученного | №332 стр.116 | 23.03 | |
41 | Сложение целых и дробных чисел. | 1 | Уметь выполнять сложение целых и дробных чисел. | Закрепление изученного | №339 стр.117 | 06.04 | |
42 | Вычитание целых и дробных чисел. | 1 | Уметь выполнять вычитание целых и дробных чисел. | Закрепление изученного | №372 (2) стр.128 | 07.04 | |
43 | Умножение и деление целых чисел. | 1 | Уметь выполнять умножение и деление целых чисел. | Закрепление изученного | №384 (1) стр.131 | 13.04 | |
44 | Деление с остатком с проверкой. | 1 | Уметь выполнять деление с остатком с проверкой. | Закрепление изученного | №388 (2) стр.132 | 20.04 | |
45 | Умножение и деление десятичных дробей. | 1 | Уметь выполнять умножение и деление десятичных дробей. | Закрепление изученного | №395 (2) стр.136 | 21.04 | |
46 | Умножение и деление обыкновенных дробей. | 1 | Уметь выполнять умножение и деление обыкновенных дробей. | Закрепление изученного | №402 стр.138 | 27.04 | |
47 | Арифметические действия. | 1 | Уметь выполнять арифметические действия. | Закрепление изученного | №563 (2) стр.192 | 04.05 | |
48 | Примеры в несколько действий. | 1 | Уметь решать примеры в несколько действий. | Закрепление изученного | №568 (1 стол.) стр.194 | 05.05 | |
49 | Действия с целыми и дробными числами. | 1 | Уметь выполнять действия с целыми и дробными числами. | Закрепление изученного | №573 (1) стр.196 | 11.05 | |
50 | Итоговая контрольная работа | 1 | | Контроль знаний и умений | | 18.05 | |
51 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | | Комбинированный | №582 (1) стр.198 | 19.05 | |
52 | Повторение пройденного | 0,5 | | Повторение | | 25.05 | |
| Итого: | 52,5 | | | | | |