СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения по предмету ИЗО, 4 класс,корреционная школа

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа составлена в соотвествии с ФГОС, адаптирована для индивидуального обучения учщегося с нарушением интеллекта

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа индивидуального обучения по предмету ИЗО, 4 класс,корреционная школа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24 п. Бира»



«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

__________В.А. Земляк

Протокол №____

От «___»_____2020 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР

__________С.П. Брижатюк

Протокол №____

От «___»_____2020 г.


«Утверждено»

Директор школы

__________Е.П.Павлова

Приказ №____

От «___»_____2020 г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

по предмету «Изобразительное искусство»

4 класс

НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

УЧИТЕЛЬ: Жукова Елена Ивановна























2020-2021 учебный год

п. Бира



Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ( в редакции изменений ; внесённых, приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 года № 1643;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2013 года № ИР – 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года № АФ – 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами»;

  • Приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015года №507,

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599);

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  • Заключение ПМПК г. Биробиджана №7 от 21.12.17

  • Индивидуальным учебным планом учащегося.

Рабочая программа предназначена для обучающегося по АООП для детей с умеренной умственной отсталостью Калашникова Ильи, с учетом психофизических особенностей ученика, уровня обученности ребенка; учитывает особенности ее познавательной деятельности, уровень психического и умственного развития.

Место учебного предмета в учебном плане

Настоящая  программа будет реализованы в условиях индивидуально-урочной системы обучения; рассчитана на 1 час в неделю. 34 часа в год.



Основной целью программы обучения является: коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путём систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве.

Задачи программы обучения:

  • содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;

  • учить ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию;

  • дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

  • знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

  • развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Коррекционные задачи:

  • развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых с натуры предметов (умение анализировать, выделять важные свойства объектов, сравнивать их; соединять части в целое в соответствии с конструкцией объектов — умение осуществлять операцию синтеза; умение обобщать на основе сходства и различий признаков и др.);

  •  развитие зрительно-двигательной памяти; пространственного расположения предметов;

  • совершенствование мелкой и крупной моторики руки;

  • развитие речи учащихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность, функцию общения;

  •  обучение работе по инструкции учителя и самостоятельно, планированию своей деятельности;

  •  формирование умения преодолевать трудности, оценивать свои возможности адекватно;

  •  развитие умения отражать в рисунке, лепке, аппликации собственный эмоциональный, игровой, социальный и бытовой опыт, опыт межличностных отношений.

Общая характеристика учебного предмета

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно – развивающее значение. Обучение изобразительному искусству в четвёртом классе носит элементарно-практический характер. На уроках изобразительного искусства у учащихся систематически развивается правильное восприятие формы, величины, цвета, положения в пространстве предметов окружающей действительности. Уроки изобразительного искусства при правильной их подготовке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребёнка, воспитанию у него положительных навыков и привычек, формированию художественного вкуса.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • способствование коррекции недостатков познавательной деятельности;

  • исправление недостатков моторики и совершенствование зрительно – двигательной координации;

  • содействие развитию аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

  • формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать;

  • формирование принятия картины современного мира; 

  • формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

  • формирование умения познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Метапредметные результаты 

  • формирование у учащихся умения самостоятельно работать, выполнять художественные задачи, проводить художественный анализ изображаемого;

  • освоение учащимися понимания художественной формы;

  • обучение применению полученных знаний о рисовании как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
    подведение к анализу собственной учебной деятельности, к самостоятельному поиску приёмов исполнения рисунка;

  • развитие фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;

  • формирование критического мышления;

  • получение опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений;

  • формирование представлений о культуре других народов и уважения к ним.


Предметные результаты   

  • освоение учащимися основы изобразительной грамоты, художественных средств выразительности;

  • приобретение практических навыков и умений в изобразительной деятельности;

  • развитие у учащихся речи

  • применение различных выразительных средств, художественных материалов и техники в своей творческой деятельности.

К концу четвертого класса учащийся должен уметь:

  • правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;

  •  самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;

  • правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

  • передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;

  • изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;

  •  анализировать с помощью учителя строение предмета;

  • использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;

  • передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);

  • подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);

  • пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);

  • анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);

  • в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;

  • узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;

  • употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;

  • рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.



Принципы контроля и оценивания образовательных достижений.

1) комплексность: оценка содержит комплекс параметров, отражающих учебные достижения учащихся, в ней отражается не только содержательная, но и процессуальная сторона учебной деятельности: способы получения знаний, методы решения учебных задач;

2) содержательность и позитивность: оценка не фиксирует количество ошибок в работе, а характеризует её достоинства, раскрывая содержание и результаты деятельности ученика, в оценочной шкале отсутствуют отрицательные отметки;

3) определённость: оценка характеризует конкретные качества работы учащегося, которые обозначены и согласованы перед её выполнением;

4) открытость: оценка доступна ученику в качестве инструмента самооценки;

5) объективность: оценка объективна в том смысле, что не вызывает субъективных разногласий и столкновений ученика и учителя, так как не может быть истолкована многозначно вследствие её открытости и определённости

6) диагностика: оценка несёт информацию о достижениях ученика и о проблемах, которые ему предстоит решить; она позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую учебную деятельность;

7) технологичность: оценка предполагает соблюдение определённой последовательности действий учителем и учащимся, она связана с планированием учебной деятельности, процессом выполнения учебного задания и этапом анализа её результатов.

8) принцип доступности: постепенное внедрение всех нововведений по- этапное, от простого к сложному;

Содержание учебного предмета:

В 4 классе программой предусмотрен 1 час в неделю. Реализация программы предполагает организацию комплексного воздействия, направленного на решение следующих задач:

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

  • учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей);

  • развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной,

цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении;

  • правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги;

  • передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей;

  • учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

  • учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии;

  • располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края;

  • размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям;

  • пользоваться акварельными и гуашевыми красками;

  • ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента;

  • подбирать гармоническое сочетание цветов.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

  • развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного;

  • учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием;

  • располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше),используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

  • учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;

  • развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года;

  • развивать умение ориентироваться в пространственных отношениях изображаемых предметов.

  • обогащать и уточнять словарь (в том числе и художественный), формирование умения называть и давать словесную характеристику предметов и явлений по их основным признакам;

  • формирование умения сравнивать предметы и классифицировать их, устанавливать элементарную зависимость.

Виды деятельности:

Вид работы

1 триместр

Декоративное рисование

12

Рисование с натуры

15

Рисование на тему

6

Беседы о изобразительном искусстве.

2


Итого:

34ч.









Содержание программы учебного курса

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена согласно «Программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В.

Программа рассчитана на 34-35 часов.

Разделы

Кол-во час

Темы

Краткое содержание раздела

I четверть (8 ч)

Рисование с натуры.

4

  • Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка).

  • Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков.

  • Рисование с натуры листа дерева

  • Рисование с натуры ветки рябины.

 Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

Декоративное рисование.

2

  • Рисование геометрического орнамента (крышка для стола квадратной формы).

  • Составление узора в квадрате из растительных форм.

Построение орнаментов в квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического сочетания цветов.

Рисование на темы.

1

  • Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

      Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Беседы об

изобразительном

искусстве.

1

  • Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).

      Рассматривание репродукций художественных произведений.  Демонстрация не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему.

Узнавание и правильное название изображенных предметов.

II четверть (8ч)

Рисование с натуры.

2

  • Рисование с натуры игрушки – автобуса.

  • Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона).


 Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической форм. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответ-х цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

Декоративное рисование.

2

  • Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

  • Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика)

Построение орнаментов в квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Подбор гармонического сочетания цветов.

Рисование на темы.

3

  • Рисование на тему «Моя любимая игрушка».

  • Рисование на тему «Городской транспорт».

  • Рисование на тему «Зимние забавы детей»

      Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Беседы об

изобразительном

искусстве.

1

  • Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народ. промысла.

      Рассматривание изделий народных мастеров.  Демонстрация 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.       Узнавание и правильное название изображенных предметов.

III четверть (10ч)

Рисование с натуры.

5

  • Рисование с натуры домиков для птиц (скворечник).

  • Рисование с натуры игрушкисложной конструкции (подъемный кран).

  • Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов)

  • Рисование с натуры раскладной пирамидки.

  • Рисование с натуры бумажного стаканчика .

 Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

Декоративное рисование.

2




  • Декоративное рисование панно «Снежинки»

  • Декоративное рисование открытки к 8 Марта.



Построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического сочетания цветов.

Рисование на темы.

2

  • Рисование на тему: «День защитника Отечества».

  • Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»)

Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Рассматривание репродукций художественных произведений. 

Беседы об

изобразительном

искусстве.


1

  • Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело».

(В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!», С. Григорьев «Вратарь»).

Рассматривание репродукций художественных произведений.  Демонстрация не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему.

Узнавание и правильное название изображенных предметов.


IV четверть (9ч)

Рисование с натуры.

4

  • Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт)

  • Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

  • Рисование с натуры в виде набросков(3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ).

  • Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные)

 Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

Декоративное рисование.

2

  • Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

  • Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек.

Построение орнаментов в и квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического сочетания цветов.

Рисование на темы.

2

  • Рисование на тему «Космические корабли в полете»

  • Рисование на тему «Здравствуй, лето!»

Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Беседы об

изобразительном

искусстве.

1

  • Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

Рассматривание изделий народных мастеров.  Демонстрация 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.       Узнавание и правильное название изображенных предметов.









































Календарно - тематическое планирование

Темы уроков

Кол-во часов

Дата

1

Рисование с натуры овощей и фруктов (4-6 на листе)

1


2

Рисование с натуры листа дуба.

1


3

Рисование с натуры ветки рябины.

1


4

Составление узора в квадрате из растительных форм.

1


5

Беседа по картинам на тему «Мы растём на смену старшим» (А. Пахомов «Василий Васильевич», Л. Кербель «Трудовые резервы»).

1


6

Составление геометрического орнамента в квадрате.

1


7

Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, Богородская игрушка). Рисование на тему: « Сказочная избушка».

1


8

Рисование с натуры предмета цилиндрической формы (кружка, кастрюля).

1



2 четверть



9

Золотая хохлома. Рисование узора в круге

1


10

Рисование на тему «Праздничный фейерверк на Красной площади»

1


11

Рисование с натуры игрушки - грузовика.

1


12

Рисование с натуры игрушки – трамвая.

1


13

Рисование на тему «Городской транспорт».

1


14

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

1


15

Рисование пятиконечной звезды.

1



3 четверть



16

Декоративное рисование панно «Снежинки».

1


17

Рисование с натуры предмета симметричной формы. Рисование с натуры пирамидки.

1


18

Рисование с натуры бумажного стаканчика.

1


19

Декоративное рисование плаката «Полёт в космос».

1


20

Рисование с натуры кормушки для птиц.

1


21

Рисование игрушки «Подъёмный кран».

1


22

Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.

1


23

Рисование с натуры домиков для птиц (скворечник).

1


24

Рисование на тему «Весна пришла».

1


25

Беседа по картинам И. Левитана «Март», А. Саврасова «Грачи прилетели», К. Юон «Мартовское солнце».

1



4 четверть



26

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

1


27

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

1


28

Рисование на тему «Современные космические станции».

1


29

Рисование с натуры инструмента - рубанка из столярной мастерской.

1


30

Декоративное рисование плаката к 9 мая

1


31

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

1


32

Рисование с натуры бабочки.

1


33

Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки

1


34

Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов.

1


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

  1. Грошенков  И. А. . «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида». -  М.: Академия, 2007.

  1.  «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. -  М., 2007.

  1. Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах». – М.: Просвещение, 2006



































Список основной литературы:

1. Программы для 1 - 4 классов специальных (коррекционных) учреждений образовательных учреждений VIII вида: издательство « Просвещение» – 190 с. под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой. 2006г.

2. И. А. Грошенков. Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе. 2001г. Москва

3. Серии картин: Русские народные сказки, русские художники и т.д.

4. Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 - 4 классах». - М.: Просвещение, 2006 г.

5. Мартынова Я.Ю. «Учимся рисовать! 2 - 4 класс», Волгоград, 2010 г.

6. Обучение рисованию. Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон – Москва, «Просвещение», 1992 г.

7. Поурочные планы. Е. В. Алексеева «Изобразительное искусство» 4 класс I и II часть. Волгоград 2006 г.

8. Мультимидийное обеспечение (презентации).