Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24 п. Бира»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО __________В.А. Земляк Протокол №____ От «___»_____2020 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР __________С.П. Брижатюк Протокол №____ От «___»_____2020 г. | «Утверждено» Директор школы __________Е.П.Павлова Приказ №____ От «___»_____2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
по предмету «Изобразительное искусство»
4 класс
НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
УЧИТЕЛЬ: Жукова Елена Ивановна
2020-2021 учебный год
п. Бира
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» ( в редакции изменений ; внесённых, приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 года № 1643;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2013 года № ИР – 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года № АФ – 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами»;
Приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015года №507,
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599);
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Заключение ПМПК г. Биробиджана №7 от 21.12.17
Индивидуальным учебным планом учащегося.
Рабочая программа предназначена для обучающегося по АООП для детей с умеренной умственной отсталостью Калашникова Ильи, с учетом психофизических особенностей ученика, уровня обученности ребенка; учитывает особенности ее познавательной деятельности, уровень психического и умственного развития.
Место учебного предмета в учебном плане
Настоящая программа будет реализованы в условиях индивидуально-урочной системы обучения; рассчитана на 1 час в неделю. 34 часа в год.
Основной целью программы обучения является: коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путём систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве.
Задачи программы обучения:
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;
учить ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционные задачи:
развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых с натуры предметов (умение анализировать, выделять важные свойства объектов, сравнивать их; соединять части в целое в соответствии с конструкцией объектов — умение осуществлять операцию синтеза; умение обобщать на основе сходства и различий признаков и др.);
развитие зрительно-двигательной памяти; пространственного расположения предметов;
совершенствование мелкой и крупной моторики руки;
развитие речи учащихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность, функцию общения;
обучение работе по инструкции учителя и самостоятельно, планированию своей деятельности;
формирование умения преодолевать трудности, оценивать свои возможности адекватно;
развитие умения отражать в рисунке, лепке, аппликации собственный эмоциональный, игровой, социальный и бытовой опыт, опыт межличностных отношений.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно – развивающее значение. Обучение изобразительному искусству в четвёртом классе носит элементарно-практический характер. На уроках изобразительного искусства у учащихся систематически развивается правильное восприятие формы, величины, цвета, положения в пространстве предметов окружающей действительности. Уроки изобразительного искусства при правильной их подготовке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребёнка, воспитанию у него положительных навыков и привычек, формированию художественного вкуса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
способствование коррекции недостатков познавательной деятельности;
исправление недостатков моторики и совершенствование зрительно – двигательной координации;
содействие развитию аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать;
формирование принятия картины современного мира;
формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
формирование умения познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные результаты
формирование у учащихся умения самостоятельно работать, выполнять художественные задачи, проводить художественный анализ изображаемого;
освоение учащимися понимания художественной формы;
обучение применению полученных знаний о рисовании как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
подведение к анализу собственной учебной деятельности, к самостоятельному поиску приёмов исполнения рисунка;
развитие фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
формирование критического мышления;
получение опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений;
формирование представлений о культуре других народов и уважения к ним.
Предметные результаты
освоение учащимися основы изобразительной грамоты, художественных средств выразительности;
приобретение практических навыков и умений в изобразительной деятельности;
развитие у учащихся речи
применение различных выразительных средств, художественных материалов и техники в своей творческой деятельности.
К концу четвертого класса учащийся должен уметь:
правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
анализировать с помощью учителя строение предмета;
использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);
подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);
в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;
рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
Принципы контроля и оценивания образовательных достижений.
1) комплексность: оценка содержит комплекс параметров, отражающих учебные достижения учащихся, в ней отражается не только содержательная, но и процессуальная сторона учебной деятельности: способы получения знаний, методы решения учебных задач;
2) содержательность и позитивность: оценка не фиксирует количество ошибок в работе, а характеризует её достоинства, раскрывая содержание и результаты деятельности ученика, в оценочной шкале отсутствуют отрицательные отметки;
3) определённость: оценка характеризует конкретные качества работы учащегося, которые обозначены и согласованы перед её выполнением;
4) открытость: оценка доступна ученику в качестве инструмента самооценки;
5) объективность: оценка объективна в том смысле, что не вызывает субъективных разногласий и столкновений ученика и учителя, так как не может быть истолкована многозначно вследствие её открытости и определённости
6) диагностика: оценка несёт информацию о достижениях ученика и о проблемах, которые ему предстоит решить; она позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую учебную деятельность;
7) технологичность: оценка предполагает соблюдение определённой последовательности действий учителем и учащимся, она связана с планированием учебной деятельности, процессом выполнения учебного задания и этапом анализа её результатов.
8) принцип доступности: постепенное внедрение всех нововведений по- этапное, от простого к сложному;
Содержание учебного предмета:
В 4 классе программой предусмотрен 1 час в неделю. Реализация программы предполагает организацию комплексного воздействия, направленного на решение следующих задач:
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей);
развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной,
цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении;
правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги;
передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей;
учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии;
располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края;
размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям;
пользоваться акварельными и гуашевыми красками;
ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента;
подбирать гармоническое сочетание цветов.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного;
учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием;
располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше),используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
развивать умение ориентироваться в пространственных отношениях изображаемых предметов.
обогащать и уточнять словарь (в том числе и художественный), формирование умения называть и давать словесную характеристику предметов и явлений по их основным признакам;
формирование умения сравнивать предметы и классифицировать их, устанавливать элементарную зависимость.
Виды деятельности:
Вид работы | 1 триместр |
Декоративное рисование | 12 |
Рисование с натуры | 15 |
Рисование на тему | 6 |
Беседы о изобразительном искусстве. | 2 |
Итого: | 34ч. |
Содержание программы учебного курса
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена согласно «Программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В.
Программа рассчитана на 34-35 часов.
Разделы | Кол-во час | Темы | Краткое содержание раздела |
I четверть (8 ч) |
Рисование с натуры. | 4 | Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка). Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков. Рисование с натуры листа дерева Рисование с натуры ветки рябины. | Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. |
Декоративное рисование. | 2 | Рисование геометрического орнамента (крышка для стола квадратной формы). Составление узора в квадрате из растительных форм. | Построение орнаментов в квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического сочетания цветов. |
Рисование на темы. | 1 | | Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. |
Беседы об изобразительном искусстве. | 1 | Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»). | Рассматривание репродукций художественных произведений. Демонстрация не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему. Узнавание и правильное название изображенных предметов. |
II четверть (8ч) |
Рисование с натуры. | 2 | Рисование с натуры игрушки – автобуса. Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона). | Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической форм. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответ-х цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. |
Декоративное рисование. | 2 | Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика) | Построение орнаментов в квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Подбор гармонического сочетания цветов. |
Рисование на темы. | 3 | Рисование на тему «Моя любимая игрушка». Рисование на тему «Городской транспорт». Рисование на тему «Зимние забавы детей» | Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. |
Беседы об изобразительном искусстве. | 1 | | Рассматривание изделий народных мастеров. Демонстрация 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Узнавание и правильное название изображенных предметов. |
III четверть (10ч) |
Рисование с натуры. | 5 | Рисование с натуры домиков для птиц (скворечник). Рисование с натуры игрушкисложной конструкции (подъемный кран). Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов) Рисование с натуры раскладной пирамидки. Рисование с натуры бумажного стаканчика . | Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. |
Декоративное рисование. | 2 | Декоративное рисование панно «Снежинки» Декоративное рисование открытки к 8 Марта. | Построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического сочетания цветов. |
Рисование на темы. | 2 | Рисование на тему: «День защитника Отечества». Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце») | Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. Рассматривание репродукций художественных произведений. |
Беседы об изобразительном искусстве. | 1 | (В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!», С. Григорьев «Вратарь»). | Рассматривание репродукций художественных произведений. Демонстрация не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему. Узнавание и правильное название изображенных предметов. |
IV четверть (9ч) |
Рисование с натуры. | 4 | Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт) Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. Рисование с натуры в виде набросков(3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ). Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные) | Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. |
Декоративное рисование. | 2 | Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев). Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек. | Построение орнаментов в и квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического сочетания цветов. |
Рисование на темы. | 2 | Рисование на тему «Космические корабли в полете» Рисование на тему «Здравствуй, лето!» | Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. |
Беседы об изобразительном искусстве. | 1 | Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика). | Рассматривание изделий народных мастеров. Демонстрация 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Узнавание и правильное название изображенных предметов. |
Календарно - тематическое планирование
№ | Темы уроков | Кол-во часов | Дата |
1 | Рисование с натуры овощей и фруктов (4-6 на листе) | 1 | |
2 | Рисование с натуры листа дуба. | 1 | |
3 | Рисование с натуры ветки рябины. | 1 | |
4 | Составление узора в квадрате из растительных форм. | 1 | |
5 | Беседа по картинам на тему «Мы растём на смену старшим» (А. Пахомов «Василий Васильевич», Л. Кербель «Трудовые резервы»). | 1 | |
6 | Составление геометрического орнамента в квадрате. | 1 | |
7 | Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, Богородская игрушка). Рисование на тему: « Сказочная избушка». | 1 | |
8 | Рисование с натуры предмета цилиндрической формы (кружка, кастрюля). | 1 | |
| 2 четверть | | |
9 | Золотая хохлома. Рисование узора в круге | 1 | |
10 | Рисование на тему «Праздничный фейерверк на Красной площади» | 1 | |
11 | Рисование с натуры игрушки - грузовика. | 1 | |
12 | Рисование с натуры игрушки – трамвая. | 1 | |
13 | Рисование на тему «Городской транспорт». | 1 | |
14 | Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. | 1 | |
15 | Рисование пятиконечной звезды. | 1 | |
| 3 четверть | | |
16 | Декоративное рисование панно «Снежинки». | 1 | |
17 | Рисование с натуры предмета симметричной формы. Рисование с натуры пирамидки. | 1 | |
18 | Рисование с натуры бумажного стаканчика. | 1 | |
19 | Декоративное рисование плаката «Полёт в космос». | 1 | |
20 | Рисование с натуры кормушки для птиц. | 1 | |
21 | Рисование игрушки «Подъёмный кран». | 1 | |
22 | Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта. | 1 | |
23 | Рисование с натуры домиков для птиц (скворечник). | 1 | |
24 | Рисование на тему «Весна пришла». | 1 | |
25 | Беседа по картинам И. Левитана «Март», А. Саврасова «Грачи прилетели», К. Юон «Мартовское солнце». | 1 | |
| 4 четверть | | |
26 | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. | 1 | |
27 | Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев). | 1 | |
28 | Рисование на тему «Современные космические станции». | 1 | |
29 | Рисование с натуры инструмента - рубанка из столярной мастерской. | 1 | |
30 | Декоративное рисование плаката к 9 мая | 1 | |
31 | Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика). | 1 | |
32 | Рисование с натуры бабочки. | 1 | |
33 | Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки | 1 | |
34 | Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов. | 1 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Грошенков И. А. . «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида». - М.: Академия, 2007.
«Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. - М., 2007.
Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах». – М.: Просвещение, 2006
Список основной литературы:
1. Программы для 1 - 4 классов специальных (коррекционных) учреждений образовательных учреждений VIII вида: издательство « Просвещение» – 190 с. под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой. 2006г.
2. И. А. Грошенков. Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе. 2001г. Москва
3. Серии картин: Русские народные сказки, русские художники и т.д.
4. Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 - 4 классах». - М.: Просвещение, 2006 г.
5. Мартынова Я.Ю. «Учимся рисовать! 2 - 4 класс», Волгоград, 2010 г.
6. Обучение рисованию. Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон – Москва, «Просвещение», 1992 г.
7. Поурочные планы. Е. В. Алексеева «Изобразительное искусство» 4 класс I и II часть. Волгоград 2006 г.
8. Мультимидийное обеспечение (презентации).