ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа — интернат»
УТВЕРЖДЕНО:
Протокол педсовета
от «___» ________ 2017 г.
Приказ № _________
Директор
_______________ Будаев С.О.
«_____ »______________2017 г
Адаптированная рабочая программа
по предмету «Мир природы и человека»
для 1 класса
на 2017-2018 учебный год
Учитель: Москвитина О.С.
с. Новая Брянь
2017 г
1.Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью на 2016-2017 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой - Москва «Просвещение», 2011, (программа «Живой мир», автор Н.Б. Матвеева).
4. СанПиН 2.4.2.3286-15"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Основная цель предмета – формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
1.Формирование у обучающихся знаний об основных элементах живой и неживой природы.
2.Расширение представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособления живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и простейших опытных действий.
3.Развитие процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения на основе наблюдений за природными явлениями.
4.Расширение кругозора и развитие у обучающихся умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.
5.Формирование у обучающихся первоначальных сведений о природоохранной деятельности человека и воспитание у них бережного отношения к природе.
Программа состоит из следующих разделов: «Сезонные изменения», «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)» и реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
― полисенсорности восприятия объектов;
― практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
― постоянного обращения к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Содержание предмета «Мир природы и человека» предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе материала учитываются современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основное внимание при изучении предмета уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Повышение эффективности усвоения учебного содержания предусматривает организацию большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 66 ч. в год (2ч. в неделю).
4.Планируемые результаты.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
- осознание себя как гражданина России;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Мир природы и человека»
на конец обучения в 1 классе:
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы; называть своё имя, фамилию, возраст, пол; уметь называть и показывать органы чувств человека. | правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки; различать объекты живой и неживой природы; выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы; называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности; называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение. |
Состав базовых учебных действий обучающихся.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия:
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
-целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
-понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в классе, детском коллективе, образовательном учреждении;
-стремление к безопасному поведению в природе и обществе.
Регулятивные базовые учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)
- работать с учебными принадлежностями (инструментами);
- организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
- оценивать действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо - родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-уметь читать;
- наблюдать;
- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.
5.Содержание учебного предмета.
Сезонные изменения в природе.
Сезонные изменения в неживой природе. Влияние солнца на изменения в природе: зима-солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето-солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.
Знакомства со временами года и их названиями.
Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года: холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.
Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.
Растения и животные в разное время года. Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха.
Наблюдения и описания зимующих птиц; ворона, воробей.
Животные зимой. Медведь, заяц.
Одежда людей, игры детей в разное время года.
Неживая природа.
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро день, вечер, ночь их признаки.
Деятельность человека в течение суток.
Земля: песок, камни, глина.
Солнце - источник тепла и света.
Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.
Живая природа.
Растения.
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения
Части растений.
Наблюдения за жизнью растений в своей местности.
Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни.
Животные.
Общие представления о мире животных, их разнообразии.
Знакомство с животными своей местности.
Человек.
Пол, возраст, имя, фамилия.
Внешний облик человека.
Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.
Первая помощь при порезах, ожогах кожи.
Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.
Органы чувств человека.
Элементарные преставления о строении и работе органов чувств.
6.Тематическое планирование.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности (на уровне БУД) |
1 | Введение. Объекты живой и неживой природы. | 1 | целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; -Умение работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя. Умение наблюдать; умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале |
| Неживая природа. | 7 |
2 | Земля и солнце. | 1 |
3 | Значение солнца. | 1 |
4 | Солнце и жизнь растений. | 1 |
5 | День и ночь. Смена дня и ночи. Занятия людей днем и ночью. | 1 |
6 | Небо днем и ночью. | 1 |
7 | Сутки. | 1 |
8 | Занятия людей в течение суток. | 1 |
| Сезонные изменения в природе. | 6 |
9 | Времена года. Название и признаки. | 1 |
10 | Осень. Влияние солнца на изменения в природе осенью. | 1 |
11 | Признаки осени. Растения осенью. Экскурсия. | 1 |
12 | Растения, насекомые, звери, отлет птиц осенью. | 1 |
13 | Занятия детей осенью. Одежда людей осенью. | 1 |
14 | Обобщающий урок по теме: «Изменения в природе осенью» | 1 |
| Живая природа. Растения. | 10 |
15 | Различение растений: дерево, кустарник, травы. Экскурсия. | 1 | целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; |
16 | Строение и сходство растений. | 1 |
17 | Различие растений: корень, стебель, лист. | 1 |
18 | Разнообразие цветов. | 1 |
19 | Семена, их виды. Условия прорастания семян. | 1 | выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; - устанавливать видо - родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; |
20 | Разнообразие плодов растений. | 1 |
21 | Использование человеком плодов растений. | 1 |
22 | Приспособление растений к сезонным изменениям в природе. | 1 |
23 | Приспособление растений к разным условиям жизни. | 1 |
24 | Обобщающий урок по теме «Растения». | 1 |
| Сезонные изменения в природе. | 6 |
25 | Изменения в природе зимой. Экскурсия. | 1 | доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; - Умение наблюдать; |
26 | Признаки зимы. Влияние солнца на изменения в природе зимой. | 1 |
27 | Зимующие птицы: ворона, воробей. Питание, помощь зимующим птицам. | 1 |
28 | Звери зимой: медведь, заяц. | 1 |
29 | Занятия детей зимой. Одежда людей зимой. | 1 |
30 | Обобщающий урок по теме: «Изменения в природе зимой». | 1 |
| Живая природа. Животные. | 10 | -слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; |
31 | Разнообразие групп животных. | 1 |
32 | Строение и сходство животных. | 1 |
33 34 | Признаки различия групп животных. | 2 |
35 | Детеныши животных. | 1 |
36 | Домашние животные. | 1 |
37 | Дикие животные. | 1 |
38 | Приспособление животных к различным условиям жизни. | 1 |
39 | Приспособление животных к временам года (медведь, заяц). | 1 |
40 | Обобщающий урок по теме «Животные». | 1 |
| Живая природа. Человек. | 10 | - умение устанавливать видо - родовые отношения предметов |
41 | Человек. Сходство и различие людей. | 1 |
42 | Части тела человека. | 1 |
43 | Гигиенические навыки. | 1 |
44 | Лицо человека. Части лица. | 1 |
45 | Орган зрения – глаза. | 1 | Умение работать с информацией, стремление к безопасному поведению в природе и обществе |
46 | Профилактика травматизма и сохранение зрения. | 1 |
47 | Орган слуха – уши. | 1 |
48 | Профилактика травматизма и сохранение слуха. | 1 |
49 | Орган дыхания и обоняния - нос. | 1 |
50 | Профилактика травматизма и простудных заболеваний. | 1 |
| Сезонные изменения в природе. | 5 | Умение наблюдать, соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. |
51 | Весна. Влияние солнца на изменения в природе весной. | 1 |
52 | Признаки весны. Животные весной. | 1 |
53 | Признаки весны. Растения весной. | 1 |
54 | Занятия детей и одежда весной. | 1 |
55 | Обобщающий урок по теме: «Изменения в природе весной» | 1 |
| Живая природа. Человек. | 6 |
56 | Органы чувств – рот. | 1 | Умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс); стремление к безопасному поведению в природе и обществе. |
57 | Профилактика травматизма и заболеваний ротовой полости. | 1 |
58 | Кожа. Значение кожи для жизни человека. | 1 |
59 | Гигиенические навыки и средства защиты от ожогов и порезов. | 1 |
60 | Осанка. Скелет и мышцы человека. | 1 |
61 | Обобщающий урок по теме «Человек». | 1 |
| Сезонные изменения в природе. | 5 | Умение наблюдать, активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; умение оценивать действия одноклассников |
62 | Лето. Влияние солнца на изменения в природе летом. | 1 |
63 | Признаки лета. Растения летом. | 1 |
64 | Признаки лета. Животные летом. | 1 |
65 | Занятия детей и одежда летом. | 1 |
66 | Обобщающий урок по теме: «Изменения в природе летом». | 1 |
7.Материально – техническое обеспечение.
Учебно-методический комплект:
1.Матвеева Н.Б., Котина М.С., Куртова Т.О. Живой мир. 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) – М.: Просвещение, 2013.
Печатные пособия: комплект наглядных материалов для организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
Комплекты предметных, сюжетных картин, серий сюжетных картин, динамических картин и схем по разделам программы.
Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи звуков окружающего мира (природы и социума); видеофильмы и презентации по темам учебного предмета.
Учебно - практическое оборудование: игровой материал для сюжетных дидактических игр; оборудование для проведения практических занятий и элементарных опытов.
Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; натуральные объекты: учебные принадлежности, игрушки, комнатные растения, плоды с/х культур и др.
Технические средства обучения – компьютер, интерактивная доска; экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы).