СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету "Речевая практика" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена в соответствии с:

  • Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2020-2021 учебный год;
  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету "Речевая практика" 3 класс»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru



«Рассмотрено»



на заседании методического объединения

протокол №________

от________________


«Согласовано»



Зам. директора по НМР

_______ Е.Г. Сапожникова

от___________________

«Утверждено»



Директор школы

_________С.О. Будаев

от_________________





Адаптированная рабочая программа



Предмет: Речевая практика

Класс: 3

Учебный год: 2020-2021

Учитель: Финаева Ольга Сергеевна

Квалификационная категория: первая













с.Новая Брянь

2020


Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена в соответствии с:

  • Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2020-2021 учебный год;

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
    образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ  Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3.Учебный план АООП (вариант 1) на 2020-2021 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ».

4.СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".

Основой для разработки рабочей программы является авторская программа А.К. Аксёновой, С.В. Комаровой, Э.В. Якубовской «Русский язык», из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011.Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. В школе-интернате имеются учебники и учебно – методические пособия для реализации данной программы.

Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» обусловлено несовершенством речевой практики детей с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные нормы коммуникации.

Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами учебного предмета в соответствии с его целями.

Программа по речевой практике направлена на овладение обучающимися младших классов языком через организацию общения и предполагает всестороннее развитие личности, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Программа основана на принципах коммуникативного подхода к развитию речи детей с интеллектуальными нарушениями.

Цель предмета: развитие речевой коммуникации обучающихся, способствующей использованию ими вербальных и невербальных средств общения с окружающими людьми в различных ситуациях.

Задачи:

1. Совершенствование речевого опыта обучающихся.

2. Обогащение языковой базы устных высказываний обучающихся.

3. Формирование выразительной стороны речи.

4.Развитие у обучающихся умений строить устные связные высказывания.

5.Воспитание культуры речевого общения.

Наряду с формированием и развитием активной речевой практики обучающихся в условиях специально организованных речевых ситуаций предмет имеет коррекционную направленность:

1.Коррекция речи:

  • исправление недостатков произношения;

  • преодоление речевой замкнутости;

  • активизация и пополнение словарного запаса.

2.Совершенствование движений и сенсомоторное развитие:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;

  • развитие артикуляционной моторики.

3.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • развитие зрительной памяти и внимания;

  • развитие слухового внимания и памяти.

4.Развитие основных мыслительных операций:

  • умение работать со словесной инструкцией;

  • умение планировать деятельность;

  • умение систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения;

  • умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.

5.Развитие различных видов мышления:

  • развитие наглядно-образного мышления;

  • развитие словесно-логического мышления;

6.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.


Программа состоит из подразделов: «Аудирование», «Дикция и выразительность речи», «Общение и его значение в жизни», «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания», «Культура общения», материал которых постепенно расширяется и усложняется. Концентрическое расположение материала создаёт условия для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.

После изложения программного материала в конце каждого класса обозначены требования к умениям обучающихся. Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (достаточный уровень), и умения которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (минимальный уровень). В этой связи некоторые задания выполняются с помощью учителя, с опорой на различные виды наглядности.

Программа адресована обучающимся 3 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Срок реализации рабочей программы по речевой практике – 1 год.




Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Речевая практика» является ведущим, так как от его усвоения зависит успешность обучения по всем школьным предметам.

В результате изучения предмета обучающиеся научатся принимать и понимать инструкцию, использовать речь в зависимости от ситуации; связно излагать свои мысли, адекватно пользоваться правилами речевого этикета.

В 3 классе вводится новый подраздел «Общение и его значение в жизни». На третьем году обучения продолжается работа по развитию коммуникативных и речевых умений, рассчитанная на большую самостоятельность и совместную деятельность обучающихся на уроке.

Задачи:

  • -расширение представлений обучающихся о способах коммуникации (знакомство с письменным общением);

  • совершенствование диалогических умений;

  • формирование у обучающихся понятия значимости речи (речь нужна для понимания друг друга, для передачи информации);

  • формирование правил речевого общения.

Практическая направленность предмета заключается в формировании умения налаживать деловые и межличностные контакты через систему разнообразных упражнений. Основу составляют упражнения в развитии коммуникативных умений, формируемых на базе элементарных знаний о закономерностях построения высказывания. Большая часть времени отводится активной речевой практике учащихся, протекающей в условиях специально созданных речевых ситуаций на темы, связанные с жизнью детей.
Общение и его значение в жизни. Организация наблюдений обучающихся за речью и речевым общением на уроках и в повседневном обиходе. Реализация осуществляется в ситуативных играх, в выполнении различных практических заданий. Работа над каждой темой начинается с обсуждения определенной проблемной ситуации. Работа над решением поставленной проблемы помогает понять обучающимся значение речи и культуры общения.

Аудирование. Предполагает развитие у обучающихся способностей воспринимать и понимать обращенную к ним речь, выработку навыков четкости произношения и эмоциональной выразительности. В содержание работы включены упражнения на слушание речи, записанной на магнитофон. Они помогают обучающимся понимать запись информации на автоответчике в справочной службе, речь дикторов. Обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» речевые ситуации в соответствии с лексической темой, учатся отчетливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются в практическом использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, так как они привлекают собеседника к процессу коммуникации; тренируются в практическом различении интонационных средств выразительности – силы голоса, темпа, тона речи. Материал раздела реализуется на каждом уроке в виде самостоятельных тренировочных упражнений, а также сопровождает задания других разделов.

Дикция и выразительность речи. Предполагает отработку чёткости произношения, эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.

В процессе обучения дети учатся отчетливо произносить слоги, слова, чистоговорки, стихотворения; тренируются практическом различении интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, тона речи, в использовании мимики и жестов в процессе речевого общения, т.к. невербальные средства, наряду с вербальной выразительностью, играют значимую роль в общении, привлекая внимание собеседника к процессу коммуникации.

Подготовка к речевой ситуации и организация высказывания является ведущим разделом. На уроках обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные речевые ситуации, моделируя различные варианты речевого поведения. Продуцирование обучающимися связного высказывания опирается на использование наглядного материала в виде мелового рисунка на доске, картинно – символического плана к предложению текста, картинного плана.

Культура общения предполагает формирование у обучающих знаний основ речевого этикета и умений соблюдать их в определенной ситуации общения. Его содержание реализуется в процессе работы над речевыми ситуациями.

Основной формой организации обучения является урок.

Урок строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, и параллельно отрабатываются темы из других разделов.

Процесс обучения предполагает использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий:

а) общепедагогические методы:

  • словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;

  • наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

  • практические – упражнения, игры, моделирование ситуаций.

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:

  • задания по степени нарастающей трудности;

  • метод самостоятельной обработки информации;

  • специальные коррекционные упражнения;

  • задания с опорой на несколько анализаторов;

  • развёрнутая словесная оценка;

  • призы, поощрения.

Основные типы уроков:

  • урок изучения нового материала;

  • урок закрепления и применения знаний;

  • урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

  • урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Нетрадиционные формы уроков:

  • интегрированный,

  • урок-игра,

  • урок – драматизация;

  • урок - спектакль

Виды и формы организации работы на уроке:

  • коллективная;

  • фронтальная;

  • групповая;

  • индивидуальная работа;

  • работа в парах.

Элементы образовательных технологий:

  • здоровьесберегающая технология ;

  • технология игрового обучения;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • технология проблемного обучения.


Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Речевая практика» входит в образовательную область «Язык и речевая практика». В соответствии с Учебным планом ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» рабочая программа в 3 классе рассчитана на 68 ч. в год (2ч. в неделю).


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

  • представления о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;

  • расширение представлений о различных социальных ролях(покупатель, пассажир, пациент и др.) — собственных и окружающих людей;

  • укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;

  • овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го и3-го годов обучения);

  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го и 3-го годов обучения).
























Предметные результаты по учебному предмету «Речевая практика»

на конец обучения в 3 классе:

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.


Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

Обучающиеся научатся:

  • выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;

  • выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;

  • знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);

  • участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

  • слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;

  • выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;

  • участвовать в беседе;

  • слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.


Получат возможность научиться:

  • понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных учителем или артистами в аудиозаписи;

  • выполнять инструкцию, предложенную в письменной форме;

  • выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения после анализа;

  • участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

  • правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;

  • сообщать сведения о себе: имя и фамилию, адрес, имена и фамилии своих родственников;

  • принимать участие в коллективном составлении рассказа по темам речевых ситуаций;

  • уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план;

  • слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание.


Формирование базовых учебных действий

Личностные базовые учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  • сознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,

  • принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов (способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью);

Познавательные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

  • выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

  • читать;

  • писать;

  • наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

  • работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

Обучающиеся научатся:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.


Содержание учебного предмета

Аудирование.

Повторение оппозиционных слоговых структур, слов-паронимов, предложений, различных по количеству слов: ма—мя, ло—лё, вя—вья; был—бил, пел—пил, кости—гости, тонет—стонет; Я видела сегодня в скворечнике скворца — Я видела вчера в скворечнике скворца и скворушку. Игра в маленького учителя, выполнение подобных заданий детьми (с помощью учителя).

Слушание коротких сказок и рассказов в аудиозаписи, просмотр видеофильмов. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного или просмотренного.

Выполнение словесной инструкции, данной в письменном виде. Включение письменного задания в ролевую ситуацию.

Выбор из двух сходных по содержанию картинок той, которая соответствует услышанному предложению: Миша сердится на себя (на картинке клякса в альбоме, которая капнула с Мишиной кисточки) — Вася удивляется (на картинке мальчик открывает альбом, а там клякса от краски). Объяснение выбора.

Дикция и выразительность речи.

Совершенствование речевого дыхания: посчитаем до 10 на одном выдохе, потянем звук [с], потом [з] на одном выдохе и др.

Чёткое выразительное произнесение чистоговорок, стихотворных диалогов по

подражанию. Например: «От топота копыт пыль по полю летит» (выбор силы голоса и ритма); «— Что ты, ёж, такой колючий? // — Это я на всякий случай: // Знаешь, кто мои соседи? // Волки, лисы и медведи!» (смена тона голоса, переход от интонации повествования к интонации вопроса и наоборот) и др.

Громкая, спокойная, тихая, шёпотная речь. Использование нужной силы голоса в различных ролевых ситуациях.

Вежливый тон голоса в разговоре. Передача различных чувств соответствующим тоном голоса (радость, удивление, жалость, гнев, грусть, страх и др.) в специально подобранных диалогах. Отгадывание на схематических рисунках (пиктограммах) выражения этих чувств. Соотнесение с подготовленной ситуацией.

Произнесение одной и той же фразы с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией. Обыгрывания ситуации, например: Снег идёт? — Да, снег идёт. — Ура, снег идёт!

Общение и его значение в жизни

Общение с природой. Что «говорят» деревья, цветы? Чем отвечают они на наше общение с ними?

Понимаем ли мы язык животных, их повадки, позы? Попробуем расшифровать их. Правильно ли мы общаемся с ними? Понимают ли нас животные?

Речевое общение. Для чего оно нужно людям? Подведение обучающихся к выводу (с опорой на иллюстративный материал): сообщить что-то новое, обменяться мнением, попросить о чём-нибудь, поздравить, пожалеть, утешить и т. д. Правила речевого общения. Коллективная работа с опорой на иллюстративный материал и заранее подготовленные ситуации по определению правил:

  • нужно говорить по очереди, а не всем сразу. Один говорит, а все слушают, иначе никто ничего не поймёт;

  • говорить нужно достаточно громко (но не кричать), чтобы тебя все слышали;

  • когда говоришь, надо смотреть на того, с кем разговариваешь;

  • если не соглашаешься с чем-то и возражаешь собеседнику, надо делать это вежливо и не обижать его;

  • не забывать употреблять вежливые слова: «Пожалуйста», «Извини», «Извините», «Спасибо».

Письменное общение. Использование письменного общения в жизни(вывески и афиши на улицах города, реклама, письма, поздравительные открытки). Написание записок друг другу с передачей информации, просьбы, предложений о совместных действиях и т. д.

Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к материалу, изучавшемуся в 1 и 2 классах)

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имении отчеству,

фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение,

нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.).

Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в поздравительной открытке. Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)». Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы

«Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…». Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо, (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы.

Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста_______» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

«Я дома»: «Телефонный разговор», «Весёлый праздник». «Я за порогом дома»: «Снова в школу!», «В библиотеке», «На приёме у врача», «Отправляюсь в магазин», «Я —

зритель», «Какая сегодня погода?». «Я и мои товарищи»: «Мы собрались поиграть», «Лисичка со скалочкой», «Сказки про Машу», «Новогодние поздравления», «Снегурочка», «Готовим поздравления и подарок к празднику», «Поздравляем с Днём победы!», «Узнай меня!». «Я в мире природы»: «Учимся понимать животных».

Культура общения

Выражение просьбы, извинения. Речевое общение со старшими. Общение с друзьями. Дифференциация речевого поведения в соответствии с ситуацией. Речевое общение с малознакомыми людьми.

  1. Система оценки достижений предметных результатов, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и формы контроля.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и эле­ментарные по содержанию знания и умения выполняют коррекцион­но-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

В 3 классе осуществляется текущий и итоговый контроль знаний, умений и навыков обучающихся с фиксированием отметки в журнале.

Текущая проверка знаний, умений, навыков.

Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся, принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.

Текущая проверка по речевой практике проводится в следующих формах:

  • устный опрос (индивидуальный, фронтальный);

  • творческие работы.

Итоговый контроль проводится в конце года в форме творческой работы.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

Оценивание носит условный характер и учитывает специфику структуры речевого и интеллектуального дефекта обучающихся, определяющую степень овладения учебным материалом по предмету. Оценивание происходит по результатам их индивидуальной и фронтальной работы, при этом также учитывается не конечный результат работы, а результат ребенка в речевых умениях на данный момент, мотивируется любая его попытка участвовать в общении.

В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные учеником в ходе выполнения творческих работ и тестах, соотносятся с оценками:

- «очень хорошо» (отлично), если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;

- «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

- удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.

При оценке предметных результатов используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале: (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5), притом

2 балла «плохо», обучающийся не приступал к выполнению задания

3 балла «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

4 балла «хорошо» - от 51% до 65% заданий;

5 баллов «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

При оценке устных ответов во внимание принимаются: правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа; умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.

«5» - ставится ученику, если он обнаруживает усвоение речевого материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; отвечает на вопросы и осуществляет элементарный пересказ с сохранением логики изложения с использованием минимальной помощи в виде вопросов учителя или наглядности.

«4» - ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но при наличии специфических ошибок, связанных с грубым нарушением речевой деятельности; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но продуктивно использует помощь учителя; способен воспроизвести предложенный материал.

«3» - ставится, в случае невозможности самостоятельного речевого продуцирования, фрагментарности и неточности в восприятии речевого материала; в ответах на вопросы и при рассказе искажает основной смысл, использует помощь учителя недостаточно продуктивно и при наличии многократного обучения.

«2»- неудовлетворительно ставить нецелесообразно из-за специфики интеллектуального дефекта и особенностей речевого развития обучающихся.

При оценке итоговых предметных результатов из всего спектра оценок выбираются такие, которые стимулируют учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывают положительное влияние на формирование жизненных компетенций.




































Тематическое планирование


Наименование разделов и тем

Всего

часов

Основные виды

учебной деятельности


Школьная жизнь «Снова в школу!»

4


1

Правила ведения диалога. Проигрывание диалогов- приветствий к знакомым и малознакомым людям.

1

Конструирование диалогов, повторение правил, упражнения в произнесении реплик с различной интонацией.

2

Составление рассказов к стихотворению А.Шибаева «Винегрет».

1

Прослушивание стихотворения и анализ его; составление рассказов на основе иллюстраций.

3

Вспоминаем летние каникулы.

2

Беседа по картинке, конструирование предложений по схеме, картинке, на основе личного опыта; обмен впечатлениями, составление памятки «Секреты вежливого общения».


Я и мои товарищи «Мы собрались поиграть»

4


4

Спор во время игр. Как вести спор и избежать конфликта в нем.

1

Беседа на основе личного опыта, работа с картинками, четверостишьем, повторение правил проведения коллективных игр; конструирование диалогов-конфликтов, тренировочные упражнения в произнесении

реплик с адекватной интонацией, с использованием мимики и жестов;

проигрывание диалога; редактирование диалога после обсуждения

способов избегания конфликта.

5

Правила игры. Считалочки во время игр.

1

Беседа на основе личного опыта, повторение правил игр,

знакомых школьникам; игра с правилами по выбору; разучивание считалок.

6

Игры малой подвижности. Игра «Рыбаки» (правила игры, правила общения).

2

Работа с картинками, составление предложений по опорным словам; коллективное составление рассказа по иллюстрации о правилах игры. Продолжение составления памятки «Секреты вежливого общения».


Школьная жизнь: «В библиотеке»

4


7

Разговор с библиотекарем.

1

Рассматривание картинок,

обсуждение проблемного вопроса конструирование возможных диалогов с библиотекарем при получении книги; работа четверостишьем, повторение и составление правил поведения в библиотеке; рассказывание сказок.

8

Правила поведения в библиотеке. Игра «Прятки со сказкой».

1

9

Экскурсия в библиотеку.

1

Посещение библиотеки, знакомство с организацией работы, получение книг, знакомство с книжными новинками, формулярами читателей

10

Ролевая игра «В библиотеке».

1

Конструирование возможных реплик (читатель – должник, рассеянный библиотекарь, спор между читателями).


Я за порогом дома: «На приёме у врача»

3


11

В регистратуре.


1

Обсуждение проблемного вопроса; беседа на основе личного опыта. Конструирование возможных диалогов.

12

Поведение на приеме у врача.

1

Беседа, продолжение составления памятки «Секреты вежливого

общения».

13

Ролевая игра «На приёме у врача».

1

Проигрывание ситуаций с нужной силой голоса, интонацией. Составление рассказа с опорой иллюстрацию.


Играем в сказку: «Лисичка со скалочкой»

3


14

Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой».

1

Отгадывание загадки, слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации.

15

Рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой».

1

Работа с картинками; выборочный пересказ с опорой на иллюстрации; игра «Рассказ по кругу».

16

Инсценирование сказки «Лисичка со скалочкой».

1

Инсценирование, моделирование диалогов.


Играем в сказку: «Сказки про Машу»

4


17

Знакомство со сказкой «Маша и медведь»

1

Чтение стихотворения, слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации.


18

Рассказывание сказки «Маша и медведь».

1

Беседа по картинкам и составление предложений, коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки.

19

Сказка «Три медведя». Знакомство со сказкой, рассказывание.

1

Отгадывание загадки, составление предложений по сюжету; коллективное рассказывание с опорой на картинки; игра «Рассказ по кругу»

20

Инсценирование сказки «Три медведя»

1

Инсценирование, моделирование диалогов одной из сказок по выбору; работа с пословицей.


Я за порогом дома:

«Отправляюсь в магазин»

4


21

Супермаркет: отделы, товар, вывески.

1

Беседа по картинке, работа с новыми словами; работа четверостишьем.

22

Универсальный и специализированный магазин. Правила поведения в магазине.

1

Беседа на основе личного опыта. Моделирование возможных диалогов; проигрывание диалогов между продавцом и покупателем с четким, громким произнесением реплик. Продолжение составления памятки «Секреты вежливого общения».

23

Ролевая игра «В магазине».

1

Повторение правил общения в магазине; проигрывание диалогов между покупателями, выбирающими товар, моделирование реплик при постановке уточняющего вопроса.

24

Экскурсия в магазин.

1

Осуществление покупок в различных отделах супермаркета по заранее составленному списку.


Я дома:

«Телефонный разговор»

4


25

Правила общения по телефону.

1

Беседа о видах телефонов на основе личного опыта; чтение стихотворения; дополнение «Правил общения по телефону» (работа в парах).

26

Моделирование диалогов приветствия, прощания, благодарности на основе стихотворение К. Чуковского «Телефон».

2

Прослушивание сказки в аудиозаписи; чтение диалогов по ролям, дополнение репликами приветствия, прощания, благодарности, заучивание понравившихся фрагментов.

27

Ролевая игра «Телефонный разговор».

1

Чтение по ролям заученных отрывков, моделирование телефонных диалогов, содержащих просьбы.


Я дома:

«Новогодние поздравления»

2


28

Новогодние стихи, песенки.

1

Составление предложений по теме с опорой на образец,

условно-графические схемы.

Разучивание стихотворений, песенок новогодней тематики.

29

Приглашение на новогодний праздник.

1

Подготовка письменных приглашений на новогодний

праздник. Правила речевого общения (дополнение памятки).


Мир природы:

«Какая сегодня погода?»

4


30

Какая сегодня погода?

1

Беседа на основе личного опыта, рассматривание серии картинок и составление предложений по ним.

31

Планы на выходные дни с учетом прогноза погоды.

1

Беседа о том, какую информацию содержит прогноз погоды, как её нужно использовать при планировании своего времени.

Составление предложений по теме с опорой на условные обозначения и схемы; обсуждение планов на выходные.

32

Моделирование разговоров по теме «Прогноз погоды на завтра».

1

Составление реплик для разговора по телефону, проигрывание телефонного разговора с произнесением реплик с нужной интонацией, силой голоса и темпом речи.

33

Ролевая игра «Прогноз погоды».

1

Работа с аудиозаписями о прогнозе погоды, информацией из газет с последующим составлением и объявлением прогноза погоды на завтра по радио, или составление заметки о погоде в газету.


Играем в сказку: «Снегурочка»

4


34

Знакомство со сказкой «Снегурочка».

1

Отгадывание загадки, слушание аудиозаписи сказки с опорой на иллюстрации.

35

Рассказывание сказки «Снегурочка».

1

Работа с картинками; выборочный пересказ с опорой на иллюстрации; коллективное рассказывание сказки: игра «Рассказ по кругу».

36

Инсценирование сказки по теме «Снегурочка».

1

Инсценирование, моделирование диалогов.

37

Мы играем сказку. Спектакль «Снегурочка».

1

Театрализованное представление, с последующим анализом деятельности актеров.


Я и мои товарищи: «Готовим поздравления и подарок к празднику.»

8


38

Подарок к 23 февраля. Выбор адресата, формы подарка.

1

Коллективная подготовка подарков к празднику, обсуждение формы подарка, составление предложений.

39

Поздравляем с праздником.

1

Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в

произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата.

40

Составление пожеланий в поздравительной открытке к празднику 23 февраля.


1

Составление пожеланий близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим, различия пожеланий. Подпись адресата на открытке.

41

Моделирование и проигрывание диалогов по теме «Вручение подарка к 23 февраля»

1

Конструирование диалогов вручения подарка и ответной

реплики, правила вежливого общения.

42

Подарок к 8 марта. Выбор адресата, формы подарка.

1

Коллективная подготовка подарков к празднику, обсуждение формы подарка, составление предложений.

43

Весенние поздравления с праздником 8 марта.

1

Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в

произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата.

44

Составление пожеланий в поздравительной открытке к празднику 8 марта.


1

Составление пожеланий близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим, различия пожеланий. Подпись адресата на открытке.

45

Ролевая игра «Вручение подарка к 8 марта».

1

Конструирование диалогов вручения подарка и ответной

реплики, правила вежливого общения.


Я за порогом дома

«Я- зритель»

4


46

Я в зрительном зале.

1

Беседа на основе личного опыта, по картинкам в учебнике; игра «Я дарю тебе билет».

47

Моделирование диалогов «Я в кинотеатре». Правила вежливого общения в кинотеатре.

2

Моделирование диалогов между зрителем и кассиром, зрителем и гардеробщиком. Составление памятки «Секреты вежливого общения», составление «Правил вежливого зрителя».

48

Ролевая игра «Кинотеатр».

1

Моделирование реплик в соответствии с ролью, четкое, правильное, вежливое их произнесение, правильное использование силы голоса и темпа речи.


Я и мои товарищи:

«Веселый праздник»

4


49

Праздник -это не только угощение.

1

Беседа по картинкам, коллективное составление рассказов по картинкам, проигрывание конкурсов и развлечений.

50

Моделирование диалогов «Общение за праздничным столом».

1

Проигрывание всевозможных диалогов с нужной интонацией и силой голоса, составление памятки «Секреты вежливого общения»

51

Подготовка к ролевой игре. Обсуждение сюжета праздника.

1

Коллективное обсуждение с последующим составлением предложений на тему: выбор хозяина праздника, меню и развлечения на празднике.

52

Ролевая игра «Прием гостей».

1

Составление рассказа по теме с опорой на сюжетные

картинки, план из ключевых слов.


Мир природы: «Учимся понимать животных»

4


53

Правила общения с домашними животными.

1

Беседа по картинке, составление предложений на тему, рассказов и творческих работ.

54

Отношение человека к домашним животным. Правила ухода.

1

Коллективное обсуждение возможных последствий невнимательного отношения человека к своим питомцам.

55

Игра «Расскажи мою историю».

1

Пересказ изученных на уроках чтения произведений о животных.

56

Моделирование поведения животных в различных ситуациях.


Выполнение различных упражнений на основе мимики и пантомимики.


Я и мои товарищи: «Поздравляем с Днём Победы!

4


57

Песни, стихи, рассказы о Великой Отечественной войне.

1

Прослушивание песен, стихов, рассказов о Великой

Отечественной войне.

58

Коллективное панно «Поздравляем с Днём Победы!»

2

Работа в парах, группах, составление предложений по теме с опорой на образец; правила вручения подарка

59

Поздравляем с Днем Победы.

1

Конструирование устных поздравлений с Днём Победы различным адресатам (ветеранам, учителям, родным).


Это я: «Узнай меня!»

4


60

Описание внешности человека

1

Составление предложений о характерных признаках внешности человека; игра «Наш портрет».

Рассматривание фотографий коллективное обсуждение выполненных работ

61

Творческая работа в рамках промежуточной аттестации.

1

62

Составление рассказов-описаний о себе и товарищах.

1

63

Составление коллажа «Знакомьтесь: наш класс!»

1


ИТОГО

68



























Материально – техническое обеспечение.

Средства обучения и воспитания учебного предмета «Речевая практика» включают:

Учебно-методический комплект:

1.Комарова С.В. Речевая практика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2019.

2.Комарова С.В. Устная речь. Методические рекомендации:1-4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - М.: Просвещение, 2016

3.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011, (программа «Русский язык», автор А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская).

Печатное оборудование: наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами;

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска; экранно-звуковые пособия (аудиозаписи сказок, аудиозаписи образцов речи: темп, сила голоса, тон).



Дополнительная литература для учителя:

1. Развитие речи для дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда.- М.: Просвещение, 2001

2. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя/ Т.А. Ладыженская.- М.: Педагогика, 2000

3. Любимые стихи. Е.А. Благина.- М.: АСТ- ПРЕСС, 1997

4. Аксенова А. К., Якубовская Э.В., «Дидактические игры», 1991.

5. Валентина Волина «Праздник Букваря», 1995.

6. Шипицына Л. М., «Развитие навыков общения у детей», Санкт – Петербург издательство «Союз» 2004 год.

7. Серия «Я иду на урок в начальную школу», Москва «Первое сентября» 2002 год.

8. И. Л. Гаркунова, К. Т. Голенкина «Задания по чтению», Москва «Просвещение» 1991 год.

9. Е. С. Анищенкова «Артикуляционная гимнастика», Москва АСТ «Астрель» 2006 год.

10. Л. Н. Смирнова «Логопедия», Москва издательство «Мозаика – Синтез» 2007 год.

11. М. К. Шохор – Троцкая (Бурлакова) «Коррекция сложных речевых расстройств», издательство «ЭКСМО – Пресс», В. Секачев, 2000 год.

12. Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», ООО издательство «Школьная пресса».

13. Журналы «Начальная школа», издание Министерства образования Российской Федерации.

14. Евгения Синицына «Умные загадки», Москва «Лист» 1998 год.

15. В помощь учителю «Игровые технологии обучения в начальной школе», Москва издательство «АРКТИ» 2007 год.

16. А. О. Белобрыкина «Речь и общение», Ярославль «Академия развития» «Академия К» 1998 год.

17. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова «Внеклассное чтение», Киров издательство «Аквариум» 1997 год.







Интернет ресурсы:


http://www.solnet.ee/index.htmlе

journal.edusite.ru/p84aa1.html

http://mirdetok.tomsk.ru/


tgl.net.ru/wiki/index.php/Ресур

http://www.uroki.net/docnach.htm

nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshc...


planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=863&ur2.

nachalka.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_...

planeta.tspu.ru/files/file/Chertkov...

Медиаресурсы

презентации к урокам

мультфильмы

аудиосказки


Дополнительная литература для учащихся:

  1. Серия «Говорим правильно»: Читаем предложения

Читаем слова

Подбери нужный предлог

  1. Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Фонетические рассказы и сказки. Тетрадь №1,2,3 – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.

  2. Л.Н. Зуева и др. «Логопедия для дошкольников- занимательного упражнения по развитию речи» (четыре альбома).

  3. Шанский, Н. М. В мире слов / Н. М. Шанский. – М., 1985.

  4. Я познаю мир: детская энциклопедия: Литература. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.


Литература для родителей:


  1. «Речь, речь, речь» под редакцией Г. А. Ладыженской.

  2. «Развитие речи в начальных классах», «Развитие речи в детском саду».

  3. Девина И.А. Управляем эмоциями (6-8). М.:Издательство "Ось - 89", 2004. - 48 с., ил. (Учебное пособие для письменных творческих заданий)

  4. Закрепина, А. В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству: методическое пособие [Текст] / А. В. Закрепина. – М.: Дрофа, 2007. – 141с.

  5. Бондаренко А.А. Орфография для малышей. // Начальная школа. – 2002. - № 5. – с. 28-41.

  6. Бондаренко А.А. Чуркова И.В. Учим русскому языку по-новому! // Начальная школа. – 2002. - № 11. – с. 44-56.

  7. С.Е. Гаврина и др. «Развиваем руки-чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»

  8. Ильина С.Ю. Методическое руководство к учебнику "Чтение" для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – Москва: «Просвещение»,2009.

Серия «Говорим правильно»

  1. Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Зима. Тетрадь. – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.

  2. Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Рассказы о временах года. Осень. Тетрадь. – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.


  1. Созонова Н.Н., Куцина Е.В. Фонетические рассказы и сказки. Тетрадь №1,2,3 – Екатеринбург: ООО Издательский дом «Литур», 2009.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!