Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена в соответствии с документами:
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования,1
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»2,
Программы по русскому языку 5-9 классы к УМК В.В. Бабайцевой и др. (соответствует ФГОС)3,
Основной образовательной программы школы (с изменениями и дополнениями) в соответствии с учебным планом;
с учетом рекомендаций методического письма о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных организациях Ярославской области4;
на основе «Рабочей программы по русскому языку по программе под редакцией В.В. Бабайцевой» 8 класс»5
Рабочая программа для 8 класса содержит:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета;
2) содержание учебного предмета;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Изменения, внесенные в рабочую программу
На региональном уровне утвержден закон «О патриотическом воспитании в Ярославской области»6. Среди основных направлений указано «культурно-патриотическое воспитание, направленное на формирование у граждан Российской Федерации стремления к знаниям о богатейших культурных традициях, к осознанию единства и одновременно многообразия и преемственности культурных традиций, их безусловной ценности для развития современной культурной и общественно-государственной жизни…».
В соответствии с этим в рабочей программе используется краеведческий материал.
Краеведческий материал |
Знакомство с биографиями знаменитых земляков в форме диктантов или контрольных работ. В уроки включены предложения и тексты, связанные с природой, архитектурой и культурой родного края, а также языковой материал, составляющий лингвистическую специфику области. Экскурсии в школьный музей. |
Место предмета
На изучение предмета в 8 классе для обучающихся индивидуально с ОВЗ (ЗПР) в школьном учебном плане отводится 1,75 часа в неделю, итого 60 часов за учебный год. Из них: уроков развития речи - 14 (в том числе: сочинений - 8, изложений – 3), диктантов – 1, тестов – 2, контрольных работ – 4.
Учебники:
1. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 класс: Учебник. – М.: Дрофа, 2018
2. Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова Русский язык. Практика. 8 класс: Учебник. – М.: Дрофа, 2019
3. Е.И. Никитина Русский язык. Русская речь Учебник. - Вертикаль. М.: Дрофа, 2015
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучающийся научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание учебного предмета
Общие сведения о языке
Русский язык в современном мире
Повторение изученного в 5-7 классах
Лексика и фразеология . Морфемика и словообразование. Орфография. Морфемика и орфография. Морфология и орфография. Синтаксис и пунктуация.
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание и предложение
Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи. Способы подчинительной связи. Способы подчинительной связи. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетания по характеру выражения главного слова . Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания.
Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные виды простых предложений. Интонация и её функция. Логическое ударение и порядок слов в предложении.
Двусоставные предложения. Главные члены предложения
Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и его основные типы. Простое глагольное сказуемое, способы его выражения. Составное глагольное сказуемое, способы его выражения. Составное именное сказуемое, способы его выражения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения
Согласованное и несогласованное определение. Способы выражения определений . Приложение как разновидность определения. Дополнение. Способы его выражения. Обстоятельство. Виды обстоятельств. Способы их выражений. . Выделение сравнительных и деепричастных оборотов с предлогом НЕСМОТРЯ НА.
Односоставные предложения
Понятие об односоставных предложениях. Основные группы односоставных предложений. Определенно-личные предложения. Их структура и смысловые особенности. Неопределенно-личные предложения. Обобщенно-личные предложения. Безличные предложения. Назывные предложения. Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. Особенности строения полных и неполных предложений.
Простое осложненное предложение
Предложения с однородными членами
Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Однородные члены, связанные подчинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них. Однородные и неоднородные определения.
Предложения с обособленными членами
Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Обособление согласованных определений. Обособление несогласованных определений. Обособленные приложения. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.
Обособление уточняющих членов предложения. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность.
Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями
Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Особенности их употребления.
Предложения с обращениями
Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.
Слова-предложения. Междометия
Особенности слов-предложений. Междометия в предложении
Повторение изученного материала в 8 классе
Развитие речи
Уметь говорить и слушать. Речь устная и письменная. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь как деятельность. Основные способы и средства связи предложений в тексте. Что значит быть талантливым читателем. Словесное рисование. Определение понятия. Способы толкования лексического значения слова. Тема, основная мысль текста. Замысел автора. Микротема. Микротекст. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Риторический вопрос как средство выразительности. Однородные члены предложения как средство выразительности речи. Разновидность рассуждения-сравнения. Заглавие как средство связи предложений в тексте. Рассуждения на лингвистические, литературные и нравственные темы. Обращение как средство связи предложений в тексте. Публичное выступление на общественно значимую тему. Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения. Психологический портрет.
Тематическое планирование
№ в те-ме | № уро-ка | Тема | Домашнее задание | Сроки | Приме-чание |
По плану | Прове-дено факти-чески |
| Общие сведения о языке (1 ч.) | |
1 | 1 | Русский язык в современном мире | Записи по тетради. | | 04.09 | |
Повторение изученного в 5-7 классах (5 часов / 7+2) |
1 | 2 | Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование. Орфография | Повторение изученного в предыдущих классах. Таблица | | 09.09 | |
2 | 3 | Морфемика и орфография. Морфология и орфография. | Упр. 17,18.30 | | 11.09 | |
3 | 4 | Синтаксис и пунктуация. | Упр.33,39. Готовиться к контрольной работе | | 16.09 | |
4 | 5 | ВМ №1. Контрольная работа №1 по теме «Повторение пройденного в 5 – 7 классах» | Работа над ошибками | | 18.09 | ВМ №1 (к.р №1) |
5 | 6 | 8. Р.р. №1 Уметь говорить и слушать. Речь устная и письменная. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь как деятельность. Подготовка к домашнему сочинению №1 | Р.р. п. 1,.2, 12. Сочинение на тему «Мои размышления по поводу статьи Д.И. Лихачева «Человек должен быть интеллигентен» или «Пример интеллигентности») | | 23.09 | Р.р №1 (сочинение №1) |
| Синтаксис и пунктуация Словосочетание и предложение (4 часа / 3+1) | | | | 30.09 |
1 | 7 | Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи. Способы подчинительной связи. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи | П. 156,157,158 Упр.46,53 | | 30.09 | |
2 | 8 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетания по характеру выражения главного слова. Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания. Р.р. №2. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему | Сочинение на лингвистическую тему «Что я знаю о словосочетании» | | 02.10 | Р.р №2 (сочинение №2) |
3 | 9 | Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные виды простых предложений. Логическое ударение. Интонация и её функция. | П.161,162 Упр.72,74 | | 07.10 | |
4 | 10 | Р.р №3. Основные способы и средства связи предложений в тексте. Что значит быть талантливым читателем. | Сообщение по теме урока | | 09.10 | Р.р №3 |
Двусоставные предложения Главные члены предложения (4 часов /4+1) |
1 | 11 | Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения | П.168. упр.107 | | 14.10 | |
2 | 12 | Сказуемое и его основные типы. Простое глагольное и составное глагольное сказуемое, способы его выражения | П. 169-171. Упр.113, 124 | | 16.10 | |
3 | 13 | Составное именное сказуемое, способы его выражения. Тире между подлежащим и сказуемым | П.173 Упр.125 | | 21.10 | |
4 | 14 | Тестовая работа по теме «Главные члены предложения» (20 мин.) Р.р. №4. Словесное рисование (25 мин.) | Словесное рисование «Описание внешности по фотографии» | | 06.11 | Тест №1 Р.р №4 |
Второстепенные члены предложения (6 часов /5+1) |
1 | 16 | Согласованное и несогласованное определение. Способы выражения определений | Стр. 213-214. П.175 Упр.153 | | 11.11 | |
2 | 17 | Согласованное и несогласованное определение. Способы выражения определений. Приложение как разновидность определения. | П.176, упр.161 | | 13.11 | |
3 | 18 | Дополнение. Способы его выражения. | П.177, упр. 164 | | 18.11 | |
4 | 19 | Обстоятельство. Виды обстоятельств. Способы их выражений. Выделение сравнительных и деепричастных оборотов с предлогом НЕСМОТРЯ НА | П.178, упр. 171 | | 20.11 | |
5 | 20 | Контрольный тест по теме «Главные и второстепенные члены предложения» | Упр.191 | | 25.11 | Тест №2 |
6 | 21 | Р.р. №5. Определение понятия. Способы толкования лексического значения слова. Сжатое изложение с элементами сочинения | Дописать элемент сочинения | | 02.12 | Р.р. №5 (изложение №1, сочинение №3) |
Односоставные предложения (9 часов /7+2) |
1 | 22 | Понятие об односоставных предложениях. Основные группы односоставных предложений. Определенно-личные предложения. Их структура и смысловые особенности. | П.180, 181. Упр.198, 199 | | 04.12 | |
2 | 23 | Неопределенно-личные предложения. Обобщенно-личные предложения. | П.182. Упр. 208, 215 | | 09.12 | |
3 | 24 | Р.р. №6. Тема, основная мысль текста. Замысел автора. Микротема. Микротекст. | Р.р. п.6. пр.80 | | 11.12 | Р.р №6 |
4 | 25 | Безличные предложения. | П.183. Упр.223, 224 | | 16.12 | |
5 | 26 | Назывные предложения. Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. | П.184. Упр.232 | | 18.12 | |
6 | 27 | Особенности строения полных и неполных предложений. Систематизация и обобщение изученного по темам «Односоставные предложения», «Полные и неполные предложения» | П.185. Упр.242, 246 | | 23.12 | |
7 | 28 | Контрольная работа №2 по темам «Односоставные предложения», «Полные и неполные предложения» | Записать 3-4 пословицы, определить, чем выражен в них главный член предложения, объяснить смысл пословицы «Пишут не пером, а умом». | | | ВМ №2 К.р. №2 |
8 | 29 | Р.р. №7. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Риторический вопрос как средство выразительности. Подготовка к изложению с элементами сочинения, близкому к тексту (по отрывку из очерка К.Г. Паустовского «Михайловские рощи») | Р.р. п.7. | | | Р.р. №7 (изложение №2) |
9 | 30 | Р.р. №8 Изложение с элементами сочинения, близкое к тексту (по отрывку из очерка К.Г. Паустовского «Михайловские рощи») | Дописать работу | | | Р.р. №8 (сочинение №4) |
Простое осложненное предложение Предложения с однородными членами (8 часов /7+1) |
1 | 31 | Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах. | П.186, 187. Упр. 250, 251 | | |
2 | 32 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | П.187. Упр. 256, 258 | | | |
3 | 33 | Однородные члены, связанные подчинительными союзами, и пунктуация при них. | П.187. Упр.270, 267 | | | |
4 | 34 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них. Р.р. №9. Однородные члены предложения как средство выразительности речи | П.188. Упр. 278 | | | Р.р. №9 |
5 | 35 | Однородные и неоднородные определения. | П.189. Упр. 288 | | | |
6 | 36 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения». Повторим орфографию. | Упр.308 | | | |
7 | 37 | Контрольная работа №3 Комплексный анализ текста | Текст для взаимодиктанта по теме «Однородные члены предложения» | | | ВМ №3 К.р. №3 (комплекс-ная работа) |
Предложения с обособленными членами (12 часов / 10+2) |
1 | 38 | 1).Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Обособление согласованных определений | П.190-192. Упр.315, 322 | | | |
2 | 39 | Обособление несогласованных определений | П.193. Упр.342 | | | |
3 | 40 | Р.р. № 10 Изложение с грамматическим заданием. Заглавие как средство связи предложений в тексте (на основе упр. 134) | Р.р. п. 8. Упр.137 | | | Р.р №10 (изложение №3) |
4 | 41 | Обособленные приложения. | П.194. Упр.349 | | | |
5 | 42 | Обособление дополнений. | П.195. Упр.364 | | | |
6 | 43 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | П.196. Упр.374 | | | |
7 | 44 | Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот | Стр.241 (п.194 + записи по тетради). Из художественной литературы выписать 5 предложений с союзом КАК, объяснить знаки | | | |
8 | 45 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | П.197. Упр. 384, 386 | | | |
9 | 46 | Р.р. № 11 Сочинение-рассуждение (на одну из тем: «Почему на суде Гринев перестал доказывать свою невиновность?», «Чем объяснить симпатию Гринева к Пугачеву?») | Р.р. п. 12. Оформление чистового варианта сочинения | | | Р.р. № 11 (сочине-ние №5) |
10 | 47 | Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность | Упр.402, 504 | | | |
11 | 48 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения». Повторим орфографию. | Устное сообщение на выбор: «Сходство и различие между согласованными и несогласованными определениями», «Отличия в обособлении согласованных определений и приложений» | | | |
12 | 49 | Диктант №1 по теме «Обособленные члены предложения» | Презентация (в группах) по темам: «Односоставные предложения», «Предложения с однородными членами», «Обособленные второстепенные члены предложения» | | | Диктант №1 |
Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями (3 часа) |
1 | 50 | Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями | П.199 (конспект). Упр. 420 | | | |
2 | 51 | Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Особенности их употребления. | Сочинение на выбор: по упр.430 или 433 | 1 | | Домашнее сочинение №6 |
Предложения с обращениями (4 часа /2+2) |
1 | 52 | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении | П. 200. Упр.445 | | | |
2 | 53 | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле. | Сочинение-рассуждение «Что общего между обращением и вводными словами и чем они различаются?» | | | Домашнее сочинение №7 |
3 | 54 | Р.р. № 12. Обращение как средство связи предложений в тексте. Публичное выступление на общественно значимую тему | Р.р. п.10. Публичное выступление на одну из тем: «Телевидение: слабые и сильные стороны», «Зачем нужно изучать русский язык (синтаксис)?», «Зачем нужны знаки препинания?» | | | Р.р №12 |
4 | 55 | Р.р. № 13. Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения. | Р.р. п. 11. Сценарий фильма об одном из памятных смешных случаев из жизни класса (друзей). | | | Р.р. № 13 |
Слова-предложения. Междометия (2 часа /1+1) |
1 | 56 | Особенности слов-предложений. Междометия в предложении | П.201 Упр.463 | | | |
2 | 57 | Р.р. № 14. Психологический портрет. Сочинение-описание | Психологический портрет на основе репродукции картин В.А. Серова «Девочка с персиками» | | | Р.р. №14 (сочинение №8) |
Повторение изученного в 8 классе (3+1 р.р) | |
1 | 58 | Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи | Упр. 471 | | | |
2 | 59 | Итоговая контрольная работа за курс 8 класса | Индивидуальная работа по карточкам | | | ВМ №4 К.р. №4 |
3 | 60 | Анализ контрольной работы. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся. | Индивидуальная работа по карточкам | | | |
1 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»),
2 Приказ от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897»;
3 Рабочие программы к УМК В.В. Бабайцевой и др. Русский язык 5-9 классы. Учебно-методическое пособие. Москва: ДРОФА 2017 г.
4Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2019-2020 уч. г. Составитель: Киселева Н. В., доцент кафедры гуманитарных, дисциплин ГАУ ДПО ЯО ИРО
5 Серия «Образовательный стандарт». Методическое пособие. Москва «Планета» 2016 г.
6 Региональный закон принят Ярославской областной Думой 16 февраля 2016