СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 8 класса индивидуально на дому

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с ЗПР).

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся 8 класса индивидуально на дому»

Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена в соответствии с документами:

  • федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования,1

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»2,

  • Программы по русскому языку 5-9 классы к УМК В.В. Бабайцевой и др. (соответствует ФГОС)3,

  • Основной образовательной программы школы (с изменениями и дополнениями) в соответствии с учебным планом;

  • с учетом рекомендаций методического письма о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных организациях Ярославской области4;

  • на основе «Рабочей программы по русскому языку по программе под редакцией В.В. Бабайцевой» 8 класс»5


Рабочая программа для 8 класса содержит:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета;

2) содержание учебного предмета;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


Изменения, внесенные в рабочую программу


На региональном уровне утвержден закон «О патриотическом воспитании в Ярославской области»6. Среди основных направлений указано «культурно-патриотическое воспитание, направленное на формирование у граждан Российской Федерации стремления к знаниям о богатейших культурных традициях, к осознанию единства и одновременно многообразия и преемственности культурных традиций, их безусловной ценности для развития современной культурной и общественно-государственной жизни…».

В соответствии с этим в рабочей программе используется краеведческий материал.


Краеведческий материал

  • Знакомство с биографиями знаменитых земляков в форме диктантов или контрольных работ.

  • В уроки включены предложения и тексты, связанные с природой, архитектурой и культурой родного края, а также языковой материал, составляющий лингвистическую специфику области.

  • Экскурсии в школьный музей.


Место предмета

На изучение предмета в 8 классе для обучающихся индивидуально с ОВЗ (ЗПР) в школьном учебном плане отводится 1,75 часа в неделю, итого 60 часов за учебный год. Из них: уроков развития речи - 14 (в том числе: сочинений - 8, изложений – 3), диктантов – 1, тестов – 2, контрольных работ – 4.


Учебники:

1. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 класс: Учебник. – М.: Дрофа, 2018

2. Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова Русский язык. Практика. 8 класс: Учебник. – М.: Дрофа, 2019

3. Е.И. Никитина Русский язык. Русская речь Учебник. - Вертикаль. М.: Дрофа, 2015


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Обучающийся научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

  • использовать знание алфавита при поиске информации;

  • различать значимые и незначимые единицы языка;

  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

  • членить слова на слоги и правильно их переносить;

  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

  • проводить лексический анализ слова;

  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

  • проводить морфологический анализ слова;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;

  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

  • использовать орфографические словари.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать различные выразительные средства языка;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.



















Содержание учебного предмета


Общие сведения о языке

Русский язык в современном мире

Повторение изученного в 5-7 классах

Лексика и фразеология . Морфемика и словообразование. Орфография. Морфемика и орфография. Морфология и орфография. Синтаксис и пунктуация.

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание и предложение

Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи. Способы подчинительной связи. Способы подчинительной связи. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетания по характеру выражения главного слова . Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания.

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные виды простых предложений. Интонация и её функция. Логическое ударение и порядок слов в предложении.

Двусоставные предложения. Главные члены предложения

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и его основные типы. Простое глагольное сказуемое, способы его выражения. Составное глагольное сказуемое, способы его выражения. Составное именное сказуемое, способы его выражения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения

Согласованное и несогласованное определение. Способы выражения определений . Приложение как разновидность определения. Дополнение. Способы его выражения. Обстоятельство. Виды обстоятельств. Способы их выражений. . Выделение сравнительных и деепричастных оборотов с предлогом НЕСМОТРЯ НА.

Односоставные предложения

Понятие об односоставных предложениях. Основные группы односоставных предложений. Определенно-личные предложения. Их структура и смысловые особенности. Неопределенно-личные предложения. Обобщенно-личные предложения. Безличные предложения. Назывные предложения. Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений. Синонимия односоставных и двусоставных предложений. Особенности строения полных и неполных предложений.

Простое осложненное предложение

Предложения с однородными членами

Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Однородные члены, связанные подчинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них. Однородные и неоднородные определения.

Предложения с обособленными членами

Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Обособление согласованных определений. Обособление несогласованных определений. Обособленные приложения. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Обособление уточняющих членов предложения. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность.

Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Особенности их употребления.

Предложения с обращениями

Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.

Слова-предложения. Междометия

Особенности слов-предложений. Междометия в предложении

Повторение изученного материала в 8 классе


Развитие речи

Уметь говорить и слушать. Речь устная и письменная. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь как деятельность. Основные способы и средства связи предложений в тексте. Что значит быть талантливым читателем. Словесное рисование. Определение понятия. Способы толкования лексического значения слова. Тема, основная мысль текста. Замысел автора. Микротема. Микротекст. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Риторический вопрос как средство выразительности. Однородные члены предложения как средство выразительности речи. Разновидность рассуждения-сравнения. Заглавие как средство связи предложений в тексте. Рассуждения на лингвистические, литературные и нравственные темы. Обращение как средство связи предложений в тексте. Публичное выступление на общественно значимую тему. Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения. Психологический портрет.










Тематическое планирование


в те-ме

уро-ка

Тема

Домашнее задание

Сроки

Приме-чание

По плану

Прове-дено факти-чески



Общие сведения о языке (1 ч.)





1

1


Русский язык в современном мире

Записи по тетради.


04.09


Повторение изученного в 5-7 классах (5 часов / 7+2)

1

2

Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование. Орфография

Повторение изученного в предыдущих классах. Таблица


09.09


2

3

Морфемика и орфография. Морфология и орфография.

Упр. 17,18.30


11.09


3

4

Синтаксис и пунктуация.

Упр.33,39. Готовиться к контрольной работе


16.09


4

5

ВМ №1. Контрольная работа №1 по теме «Повторение пройденного в 5 – 7 классах»

Работа над ошибками


18.09

ВМ №1

(к.р №1)

5

6

8. Р.р. №1

Уметь говорить и слушать. Речь устная и письменная.

Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь как деятельность.

Подготовка к домашнему сочинению №1

Р.р. п. 1,.2, 12. Сочинение на тему «Мои размышления по поводу статьи Д.И. Лихачева «Человек должен быть интеллигентен» или «Пример интеллигентности»)


23.09

Р.р №1

(сочинение №1)




Синтаксис и пунктуация

Словосочетание и предложение (4 часа / 3+1)





30.09

1

7

Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды синтаксической связи. Способы подчинительной связи. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи

П. 156,157,158

Упр.46,53


30.09


2

8

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетания по характеру выражения главного слова. Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания.

Р.р. №2. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему

Сочинение на лингвистическую тему «Что я знаю о словосочетании»


02.10

Р.р №2

(сочинение №2)


3

9

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные виды простых предложений. Логическое ударение. Интонация и её функция.

П.161,162

Упр.72,74


07.10


4

10

Р.р №3. Основные способы и средства связи предложений в тексте. Что значит быть талантливым читателем.


Сообщение по теме урока


09.10

Р.р №3

Двусоставные предложения

Главные члены предложения (4 часов /4+1)

1

11

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения

П.168. упр.107


14.10


2

12

Сказуемое и его основные типы. Простое глагольное и составное глагольное сказуемое, способы его выражения

П. 169-171. Упр.113, 124



16.10


3

13

Составное именное сказуемое, способы его выражения. Тире между подлежащим и сказуемым

П.173 Упр.125


21.10


4

14

Тестовая работа по теме «Главные члены предложения» (20 мин.)

Р.р. №4. Словесное рисование (25 мин.)

Словесное рисование «Описание внешности по фотографии»


06.11

Тест №1

Р.р №4

Второстепенные члены предложения (6 часов /5+1)

1

16

Согласованное и несогласованное определение. Способы выражения определений

Стр. 213-214. П.175

Упр.153


11.11


2

17

Согласованное и несогласованное определение. Способы выражения определений. Приложение как разновидность определения.

П.176, упр.161


13.11


3

18

Дополнение. Способы его выражения.

П.177, упр. 164


18.11


4

19

Обстоятельство. Виды обстоятельств. Способы их выражений. Выделение сравнительных и деепричастных оборотов с предлогом НЕСМОТРЯ НА

П.178, упр. 171


20.11


5

20

Контрольный тест по теме «Главные и второстепенные члены предложения»


Упр.191


25.11

Тест №2

6

21

Р.р. №5. Определение понятия. Способы толкования лексического значения слова. Сжатое изложение с элементами сочинения

Дописать элемент сочинения


02.12

Р.р. №5

(изложение №1, сочинение №3)

Односоставные предложения (9 часов /7+2)

1

22

Понятие об односоставных предложениях. Основные группы односоставных предложений. Определенно-личные предложения. Их структура и смысловые особенности.

П.180, 181. Упр.198, 199


04.12


2

23

Неопределенно-личные предложения. Обобщенно-личные предложения.

П.182. Упр. 208, 215


09.12


3

24

Р.р. №6. Тема, основная мысль текста. Замысел автора. Микротема. Микротекст.

Р.р. п.6. пр.80


11.12

Р.р №6

4

25

Безличные предложения.

П.183. Упр.223, 224


16.12


5

26

Назывные предложения. Употребление односоставных предложений в устной и письменной речи. Синтаксический разбор односоставных предложений. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

П.184. Упр.232


18.12


6

27

Особенности строения полных и неполных предложений. Систематизация и обобщение изученного по темам «Односоставные предложения», «Полные и неполные предложения»

П.185. Упр.242, 246



23.12


7

28

Контрольная работа №2 по темам «Односоставные предложения», «Полные и неполные предложения»

Записать 3-4 пословицы, определить, чем выражен в них главный член предложения, объяснить смысл пословицы «Пишут не пером, а умом».



ВМ №2

К.р. №2

8

29

Р.р. №7. Цепная и параллельная связь предложений в тексте. Риторический вопрос как средство выразительности. Подготовка к изложению с элементами сочинения, близкому к тексту (по отрывку из очерка К.Г. Паустовского «Михайловские рощи»)

Р.р. п.7.



Р.р. №7

(изложение №2)

9

30

Р.р. №8

Изложение с элементами сочинения, близкое к тексту (по отрывку из очерка К.Г. Паустовского «Михайловские рощи»)

Дописать работу



Р.р. №8

(сочинение №4)



Простое осложненное предложение

Предложения с однородными членами (8 часов /7+1)

1

31

Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах.

П.186, 187. Упр. 250, 251



2

32

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

П.187. Упр. 256, 258




3

33

Однородные члены, связанные подчинительными союзами, и пунктуация при них.

П.187. Упр.270, 267




4

34

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них.

Р.р. №9. Однородные члены предложения как средство выразительности речи


П.188. Упр. 278



Р.р. №9

5

35

Однородные и неоднородные определения.

П.189. Упр. 288




6

36

Систематизация и обобщение изученного по теме

«Однородные члены предложения». Повторим орфографию.

Упр.308




7

37

Контрольная работа №3

Комплексный анализ текста

Текст для взаимодиктанта по теме «Однородные члены предложения»



ВМ №3

К.р. №3

(комплекс-ная работа)

Предложения с обособленными членами (12 часов / 10+2)

1

38

1).Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Обособление согласованных определений

П.190-192. Упр.315, 322




2

39

Обособление несогласованных определений

П.193. Упр.342




3

40

Р.р. № 10

Изложение с грамматическим заданием. Заглавие как средство связи предложений в тексте (на основе упр. 134)

Р.р. п. 8. Упр.137



Р.р №10

(изложение №3)

4

41

Обособленные приложения.

П.194. Упр.349




5

42

Обособление дополнений.

П.195. Упр.364




6

43

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием

П.196. Упр.374




7

44

Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот

Стр.241 (п.194 + записи по тетради).

Из художественной литературы выписать 5 предложений с союзом КАК, объяснить знаки




8

45

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

П.197. Упр. 384, 386




9

46

Р.р. № 11

Сочинение-рассуждение (на одну из тем: «Почему на суде Гринев перестал доказывать свою невиновность?», «Чем объяснить симпатию Гринева к Пугачеву?»)

Р.р. п. 12. Оформление чистового варианта сочинения



Р.р. № 11

(сочине-ние №5)


10

47

Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность

Упр.402, 504




11

48

Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения».

Повторим орфографию.


Устное сообщение на выбор: «Сходство и различие между согласованными и несогласованными определениями», «Отличия в обособлении согласованных определений и приложений»




12

49

Диктант №1 по теме «Обособленные члены предложения»


Презентация (в группах) по темам: «Односоставные предложения», «Предложения с однородными членами», «Обособленные второстепенные члены предложения»




Диктант №1

Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями (3 часа)

1

50

Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями

П.199 (конспект).

Упр. 420




2

51

Вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции. Особенности их употребления.

Сочинение на выбор: по упр.430 или 433


1


Домашнее сочинение №6

Предложения с обращениями (4 часа /2+2)

1

52

Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении

П. 200. Упр.445



2

53

Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.

Сочинение-рассуждение «Что общего между обращением и вводными словами и чем они различаются?»



Домашнее сочинение №7

3

54

Р.р. № 12. Обращение как средство связи предложений в тексте. Публичное выступление на общественно значимую тему

Р.р. п.10. Публичное выступление на одну из тем: «Телевидение: слабые и сильные стороны», «Зачем нужно изучать русский язык (синтаксис)?», «Зачем нужны знаки препинания?»



Р.р №12


4

55

Р.р. № 13. Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения.

Р.р. п. 11. Сценарий фильма об одном из памятных смешных случаев из жизни класса (друзей).



Р.р. № 13

Слова-предложения. Междометия (2 часа /1+1)

1

56

Особенности слов-предложений. Междометия в предложении

П.201 Упр.463




2

57

Р.р. № 14. Психологический портрет. Сочинение-описание

Психологический портрет на основе репродукции картин В.А. Серова «Девочка с персиками»



Р.р. №14

(сочинение №8)

Повторение изученного в 8 классе (3+1 р.р)


1

58

Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи

Упр. 471




2

59

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса

Индивидуальная работа по карточкам



ВМ №4

К.р. №4

3

60

Анализ контрольной работы. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся.

Индивидуальная работа по карточкам






1 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»),

2 Приказ от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897»;

3 Рабочие программы к УМК В.В. Бабайцевой и др. Русский язык 5-9 классы. Учебно-методическое пособие. Москва: ДРОФА 2017 г.

4Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский язык» в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2019-2020 уч. г. Составитель: Киселева Н. В., доцент кафедры гуманитарных, дисциплин ГАУ ДПО ЯО ИРО

5 Серия «Образовательный стандарт». Методическое пособие. Москва «Планета» 2016 г.

6 Региональный закон принят Ярославской областной Думой 16 февраля 2016


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!