Литературное чтение в начальной школе является неотъемлемой частью курса русского языка, обеспечивающей введение ребенка в мир художественной литературы. Данный предмет способствует повышению читательской компетентности обучающихся с ЗПР, формирует потребность в систематическом чтении.
Овладение учебным предметом «Литературное чтение» представляет сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, непониманием содержания звучащей речи, бедностью словаря, трудностями порождения связного высказывания, несовершенством навыков чтения, несформированностью основных мыслительных операций.
В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными в ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:
прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению.
Учебный предмет «Литературное чтение» является один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры. Овладение учебным предметом «Литературное чтение» оказывает положительное влияние на общую успеваемость обучающегося по всем предметным областям. Овладение навыками правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения нередко вызывает трудности, которые связаны со сложностью чтения.
У детей с ЗПР, пришедшим в 1 дополнительный класс, могут наблюдаться недостатки техники чтения, несовершенство навыков выразительного чтения, трудности понимания прочитанного.
При обеспечении коррекционной направленности уроки по литературному чтению позволяют младшим школьникам с ЗПР освоить обязательный базисный минимум, преодолеть затруднения в чтении. Работа на уроках направлена на отработку навыков чтения. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочниками, находить информацию в словарях и др.
На уроках литературного чтения расширяется запас представлений об окружающем мире, обогащается словарь, уточняется понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом. С помощью учителя первоклассники с ЗПР учатся самостоятельно использовать контекст при осмыслении встречающихся в нем незнакомых слов и выражений.
Специально организованная учителем работа позволяет детям передать содержащуюся в прочитанном тексте мысль, установить временные, причинно-следственные связи, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам. Школьники также учатся правильному интонированию при чтении.
Работа над перечисленными выше компонентами на уроках чтения способствует пониманию прочитанного и, следовательно, накоплению необходимых сведений и знаний об окружающей действительности, речевому развитию учащихся, преодолению пробелов в знаниях и специфических недостатков познавательной деятельности, оказывая положительное влияние на весь процесс обучения младшего школьника, имеющего ЗПР.
В процессе реализации данного учебного предмета в 1 дополнительном классе у младших школьников с ЗПР продолжается работа по совершенствованию навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения.
Умение различать в тексте, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, средства выразительности способствуют развитию всех компонентов речевой системы. Умение отличать связный текст от набора предложений, делить текст на части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и смысл текста в целом также является необходимым школьным навыком. Умение передавать различными выразительными средствами свое отношение к прочитанному, способность сделать подробный, выборочный или краткий пересказ, умение построить текст-описание, рассказать о событии, выразить свою точку зрения – всё это является одним из необходимых условий успешного обучения.
Для обучающихся с ЗПР рекомендуется использование предметной линии учебников «Школа России», в частности, в 1 дополнительном классе для обучающихся по варианту 7.2 в качестве учебника по литературному чтению используется «Литературное чтение»
Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой. В ходе обучения в 1 дополнительном классе младший школьник с ЗПР совершенствует навыки правильного, осознанного, выразительного и беглого чтения, уточняет и обогащает словарный запас, учится анализировать содержание прочитанного текста, самостоятельно строить учебное высказывание.
Изучение учебного предмета «Литературное чтение» вносит весомый вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.
Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, то у школьника пробуждается интерес к чтению, желание им овладеть, совершенствуется связное высказывание, расширяется словарный запас, проявляются возможности осознания своих затруднений и соответствующие попытки их преодоления.
Изучение учебного предмета «Литературное чтение» непосредственно связано с освоением других учебных предметов предметной области «Филология» (предмет «Русский язык»). Его реализация способствует преодолению затруднений в усвоении учебных предметов, относящихся к другим предметным областям, т.к. развитие умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах помогает усвоению программного материала. В процессе слушания и чтения происходит знакомство с новыми словами, значение которых объясняется и закрепляется в процессе неоднократного повторения. Расширение и уточнение словарного запаса способствует лучшему пониманию условий математических задач, повышает качество ответов на уроках «Окружающий мир».
Кроме того, изучение предмета «Литературное чтение» способствует коррекции мыслительной деятельности. При изучении художественных произведений у младших школьников с ЗПР совершенствуются базовые мыслительные операции. Развитие речи на уроках литературного чтения является базой для преодоления алекситимии (неумения говорить о своих эмоциях и чувствах), типичной для младшего школьника с ЗПР.
Роль предмета велика для реализации различных программ внеурочной деятельности, в частности, для программы духовно-нравственного развития, так как изучаемые произведения преимущественно имеют нравственный потенциал. Дети начинают осознавать красоту родной природы, анализируют поступки героев, учатся их оценивать.
Предмет «Литературное чтение» связан с курсом коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия», поскольку следует своевременно заметить признаки специфических нарушений чтения и совместно с логопедом работать над преодолением дислексии.
Связь с курсом «Психокоррекционные занятия» заключается в общности понимания роли чтения для эмоционального развития ребенка, преодоления нарушений поведения. При усвоении программного материала по учебному предмету «Литературное чтение» учащиеся овладевают определенными умениями и способами деятельности: учатся умению ориентироваться в задании и производить его анализ, обдумывать и планировать предстоящую работу, следить за правильностью выполнения задания, рассказывать о проведенной работе и давать ей оценку. В процессе работы над текстами обеспечивается возможность планирования и регуляции поведения обучающегося, создаются условия развития личности в целом.
На изучение курса «Литературное чтение» в 1 дополнительном классе отводится по 4 часа в неделю. Программа рассчитана на132 часа (33 учебные недели).
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Умение анализировать, составлять из букв разрезной азбуки и читать плавно по слогам слова, написание которых соответствует произношению:
• содержащие стечения согласных всех видов, й, твердый и мягкий (ъ, ь) знаки.
Закрепление навыков чтения слогов и слов со стечением согласных всех видов; с разделительными твердым и мягким (ъ, ь) знаками; с согласными, мягкость которых обозначена буквами ь, е, ё, ю, я. Составление устно и с помощью разрезной азбуки небольших предложений (2-4 слова), сознательное чтение их по слогам вслух. Умение читать слова и предложения из двух-четырех слов, написанные печатным и рукописным шрифтом, небольшие легкие тексты, умение отвечать на вопросы к ним.
Соблюдение пауз в устной речи и при чтении предложений и текстов; соблюдение интонаций, соответствующих знакам препинания в конце простого предложения и при перечислении. Выделение предложения из текста и слова из предложения. Умение дополнить простое предложение словами, обозначающими признаки предметов; накопление практического опыта в нахождении синонимов, антонимов; умение пересказать небольшой текст с помощью вопросов и без них; выразительно прочитать выученное наизусть стихотворение.
Знакомство с название раздела. Стихотворение В. Данько «Загадочные буквы». Выразительное чтение с опорой на знаки препинания
Литературная сказка И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А». Главная мысль. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. Характер героя произведения.
C. Черный «Живая азбука». Выразительное чтение. Дополнение содержания текста.
Ф. Кривин. Почему «А» поется, а «Б» нет. Главная мысль. Творческий пересказ: дополнение содержания.
Г. Сапгир. «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой». Заголовок. Рифма. Звукопись как прием характеристики героя. Главная мысль произведения.
И. Гамазкова, Е. Григорьева «Кто как кричит», «Живая азбука». Заголовок. Рифма. Звукопись как прием характеристики героя. Заучивание наизусть.
С. Маршак. Автобус номер двадцать шесть. Выразительное чтение с опорой на знаки препинания.
Знакомство с названием раздела. Народная сказка «Курочка Ряба». Восстановление последовательности сказки.
Русская народная сказка «Теремок». Главная мысль сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана
Русская народная сказка «Рукавичка». Главная мысль сказки. Герои сказки. Выразительное чтение диалогов из сказок.
Загадки, потешки, небылицы. Выразительные средства языка. Герои. Выразительное чтение. Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Герои песенок. Сравнение песенок. Настроение. Выразительное чтение песенок.
Сказки А. С. Пушкина. Герои сказки. Главная мысль сказки.
Произведения К. Ушинского Л. Толстого. Главная мысль сказки. Сравнение народной и литературной сказок.
Знакомство с названием раздела. Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева. Настроение. Средства художественной выразительности: сравнение.
Лирические стихотворения Т. Белозерова, С. Маршака. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение
Лирические стихи И. Токмаковой. Работать над выразительностью чтения и учить наизусть.
В.Берестов «Воробушки». Р.Сеф «Чудо» Сравнение стихов разных поэтов на одну тему.
Знакомство с названием раздела. Веселые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова. Юмористические рассказы для детей. Я. Тайц «Волк», Н. Артюховой «Саша - дразнилка». Заголовок. Подбор заголовка. Чтение по ролям.
Веселые стихи для детей К. Чуковского и О. Дриза, О. Григорьева. Авторское отношение к изображаемому. Звукопись как средство выразительности. Заучивание наизусть
К. Чуковский «Телефон». Авторское отношение к изображаемому. Звукопись как средство выразительности.
М. Пляцковский «Помощник». Заголовок. Подбор заголовка. Герои.
Знакомство с названием раздела. Рассказы о детях. Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина. Подарок. Заголовок. План рассказа.
В. Орлов «Кто первый?» С. Михалков «Бараны» Тема. Главная мысль произведения. Выразительное чтение
Стихотворения Р. Сефа, В. Берестова, И Пивоваровой. Нравственно–эстетические представления. Соотнесение содержания произведения с пословицами. Выразительное чтение
Я. Аким «Моя родня» Тема. Главная мысль произведения.
С. Маршак. Хороший день. Выразительное чтение и заучивание наизусть.
М. Пляцковский .«Сердитый дог Буль» Ю. Энтин «Про дружбу». Сравнение рассказа и стихотворения. Выразительное чтение.
Проект: «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса.
Знакомство с названием раздела. С. Михалков «Трезор». Выразительное чтение стихотворения.
В. Осеева «Собака яростно лаяла». Событие рассказа, Поступок героя. Пересказ на основе иллюстрации.
И. Токмакова «Купите собаку» Выразительное чтение стихотворения.
Стихи о животных М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова. Сравнение художественного и научно-популярного текстов.
Д.Хармс «Храбрый ёж», Н.Сладков «Лисица и ёж» События рассказа. Пересказ на основе иллюстрации.
Примерная тематика уроков внеклассного чтения: Русские народные сказки; Сказки разных народов мира; Б. Житков «Рассказы о животных»; В. Чаплина «Мои животные», Пришвин М.М. «Лесные рассказы»; В. Бианки «Лесная газета»; Е. Пермяк «Сказки-несказки»; С. Маршак «Стихи, песенки, сказки»; И. Соколов-Микитов «В лесу и на реке»; Е. Чарушин «Томкины сны», «Никита-охотник»; И. Токмакова «Котята»; Ю. Мориц Стихи.
№ | Наименование разделов и тем уроков | Характеристика возможных видов деятельности обучающихся | Дата |
Послебукварный период 18ч | |
-
| Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Чтение по ролям | Читать тексты самостоятельно. Отвечать на вопросы по содержанию текста Называть героев произведения. Выбирать возможный для чтения по ролям отрывок текста самостоятельно. Читать отрывок по ролям. | |
-
| К Ушинский «Наше Отечество». Анализ содержания текста. | Читать тексты самостоятельно Анализировать содержания текста. Определять главную мысль текста, соотносить её с пословицей. Объяснять своими словами смысл этого текста. | |
-
| В. Крупин «Первоучители словенские». Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации. | Слушать текст в чтении учителя. Анализировать содержание текста. Рассматривать иллюстрацию учебника. Придумывать рассказы по иллюстрации. | |
-
| В. Крупин «Первый букварь». Знакомство со старинной азбукой. | Слушать текст в чтении учителя. Находить информацию в тексте и на основе иллюстрации. Знакомиться со старинной азбукой. Сравнивать и соотносить название русских букв и старинных. Создать собственную азбуку. | |
-
| А. С. Пушкин Сказки. | Читать самостоятельно отрывок из сказки. Определять, из какой книги прочитанный отрывок. Анализировать содержание текста. | |
-
| Л. Н. Толстой Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка. | Читать самостоятельно рассказы Л. Н. Толстого. Наблюдать над поступками героев. Определять смысл поступка героев. Соотносить поступки героев со своими поступками. | |
-
| К. Д. Ушинский Рассказы для детей | Читать самостоятельно рассказы. Объяснять смысл названия рассказов. Соотносить главную мысль рассказов с названием рассказа. | |
-
| К. И. Чуковский «Телефон». Инсценирование стихотворения. | Читать текст самостоятельно. Находить информацию в тексте и на основе иллюстрации. Инсценировать стихотворение. | |
-
| К. И. Чуковский «Путаница». Особенности стихотворения – небылицы. | Читать текст самостоятельно. Находить в тексте стихотворения, где неправильно разговаривают герои. Прочитать, как надо разговаривать героям. Выделять особенности стихотворения-небылицы. Читать стихотворения наизусть, изображая с помощью мимики и жестов монологи героев. | |
-
| В.В. Бианки «Первая охота». Самостоятельное озаглавливание текста-рассказа. | Читать сообщение об авторе, смотреть его книги на выставке. Читать самостоятельно текст. Пересказывать текст на основе опорных слов. Придумывать свои заголовки, соотносить заголовки с содержанием текста. | |
-
| С. Я. Маршак «Угомон». Чтение по ролям. | Рассматривать выставку книг С. Маршака. Определять тему выставки. Находить знакомые книги. Объяснять смысл слова «Угомон». Определять героев стихотворения. Распределять роли, читать по ролям. | |
-
| С. Я. Маршак «Дважды два». Приёмы заучивания стихотворения наизусть. | Декламировать стихотворение хором. Самостоятельно читать стихотворение наизусть Соотносить текст стихотворения с прочитанным наизусть. Находить возможные ошибки. | |
-
| М. М. Пришвин «Предмайское утро». Знакомство с текстом-описанием. | Слушать текст в чтении учителя. Воспроизводить на слух слова, которые помогают представить картину природы. Читать текст, находить понравившиеся при слушании слова. Рисовать словесные картины. Дополнять текст с помощью слов, записанных на доске. | |
-
| М. М. Пришвин. «Глоток молока». Герой рассказа. | Читать самостоятельно текст. Отвечать на вопросы по содержанию. Называть героев рассказа. Рассказывать о герое рассказа с помощью опорных слов. Воспроизводить диалог героев произведения по образцу, заданному учителем. | |
-
| Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: А.Барто. | Рассматривать выставку книг. Находить нужную книгу и рассказывать о ней. Читать наизусть знакомые стихи. Определять на основе самостоятельного выбора понравившееся стихотворение. | |
-
| Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: В. А. Осеева. | Рассматривать выставку книг. Находить нужную книгу и рассказывать о ней. Определять нравственный смысл рассказа В. Осеевой. Определять героев произведения. Распределять роли, разыгрывать диалог. | |
-
| Стихи и рассказы русских поэтов и писателей. Сравнение стихотворений и рассказов. | | |
-
| Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова. Выразительное чтение стихотворений. | Рассматривать выставку книг. Находить нужную книгу и рассказывать о ней. Определять настроение стихотворения. Находить слова, которые помогают передать настроение. Читать наизусть стихи, отражая настроение. | |
Жили-были буквы 14ч | |
-
| Знакомство с учебником по литературному чтению | Ориентироваться в учебнике. Понимать условные обозначения, использовать при выполнении заданий. Находить в словаре непонятные слова | |
-
| В. Данько «Загадочные буквы» | Прогнозировать содержание раздела. Находить нужную главу в содержании учебника. Воспроизводить на слух произведение, читать вслух плавно по слогам и целыми словами. | |
-
| В. Данько «Загадочные буквы». Выразительное чтение с опорой на знаки препинания | Воспроизводить на слух произведение, читать вслух плавно по слогам и целыми словами. Передавать интонационно конец предложения. | |
-
| И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А» | Объяснять название произведения. Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Определять главную мысль сказки, соотносить главную мысль с содержанием. Уметь дополнить текст, используя свой жизненный и читательский опыт | |
-
| И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». Характер героя произведения. | Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев. Передавать характер героя с помощью мимики, изображать героев | |
-
| С. Черный «Живая азбука» | Объяснять название произведения, отвечать на вопросы по содержанию Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Творческая работа: Придумать историю про одну из букв | |
-
| Ф. Кривин «Почему А поется, а Б нет» | Объяснять название произведения, отвечать на вопросы по содержанию Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Уметь дополнить текст, используя свой жизненный и читательский опыт. Творческая работа: инсценировка фрагмента произведения «Спор гласных и согласных». | |
-
| Г. Сапгир «Про медведя» | Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Определить главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев | |
-
| М. Бородицкая «Разговор с пчелой» | Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Определить главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения. Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев | |
-
| И. Гамазкова «Кто как кричит?» | Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Использовать прием звукописи при изображении различных героев. Читать стихи наизусть. | |
-
| Е. Григорьева «Живая азбука». | Находить в стихах слова с созвучным окончанием. Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь. Использовать прием звукописи при изображении различных героев. Читать стихи наизусть. | |
-
| С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» | Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. | |
-
| Из старинных книг | Воспринимать на слух произведение. Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. | |
-
| Обобщение по разделу «Жили-были буквы» | | |
Сказки, загадки, небылицы 20ч | |
-
| Знакомство с названием раздела. Выставка книг. | Знакомиться с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела. Рассказывать о книгах с выставки по плану. | |
-
| Народная сказка «Курочка Ряба». Восстановление последовательности сказки | | |
-
| Е. Чарушин «Теремок» | Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении- читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Определять характер героев сказки. Выделять главную мысль. | |
-
| Е. Чарушин «Теремок». Рассказывание сказки на основе картинного плана | | |
| Русская народная сказка «Рукавичка» | Читать выразительно, плавно, целыми словами Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Выделять главную мысль. | |
-
| Русская народная сказка «Рукавичка». Выразительное чтение диалогов из сказки | | |
-
| Загадки | Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. | |
| Песенки | Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Выразительно читать песенки наизусть, с соблюдением правильных интонаций. | |
-
| Русские народные потешки. | Читать выразительно, плавно, целыми словами Знакомиться с потешками, читать их по ролям. | |
-
| Небылицы | Читать выразительно, плавно, целыми словами Знакомиться с небылицами, читать их по ролям. | |
-
| Стишки и потешки из книги «Рифмы Матушки Гусыни» | Читать выразительно, плавно, целыми словами Ответы на вопросы по содержанию, соотнесение иллюстрации с содержанием текста. Знакомиться с особенностями произведений фольклора народов мира. | |
-
| Закрепление по теме «Произведения фольклора» | Различать сказки, загадки, небылицы, потешки. Читать выразительно, плавно, целыми словами Называть особенности произведений фольклора. | |
-
| Сказки А.С. Пушкина. | Знакомиться со сказками А. С. Пушкина. Подбирать книги к выставке в соответствии с темой. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать сказки плавно, целыми словам., | |
-
| Сказки А.С. Пушкина. Герои сказки. | Читать сказки выразительно, Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Соотносить иллюстрацию с содержанием текста. Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную оценку. | |
-
| Русская народная сказка «Петух и собака» | Читать сказку плавно, целыми словами, при повторении- читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Определять характер героев сказки. Выделять главную мысль. | |
-
| Русская народная сказка «Петух и собака». Восстановление последовательности событий в тексте | | |
-
| Из старинных книг. К. Ушинский «Гусь и журавль» | Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении- читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Определять характер героев сказки. Выделять главную мысль. | |
-
| Из старинных книг. К. Ушинский «Жалобы зайки» | Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении- читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Определять характер героев сказки. Выделять главную мысль. | |
-
| Разноцветные страницы. | | |
-
| Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы» | | |
Апрель, апрель. Звенит капель!9ч | |
-
| А. Плещеев «Сельская песенка». | Воспринимать на слух художественное произведение. Находить в стихотворении слова, которые помогают передавать настроение автор, картины природы, им созданные. Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. | |
-
| А. Майков «Весна»; «Ласточка примчалась». | Воспринимать на слух художественное произведение. Находить в стихотворении слова, которые помогают передавать настроение автор, картины природы, им созданные. Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. | |
-
| А. Плещеев «Весна» | Воспринимать на слух художественное произведение. Находить в стихотворении слова, которые помогают передавать настроение автор, картины природы, им созданные. Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. | |
-
| Т. Белозеров «Подснежники». | Воспринимать на слух художественное произведение. Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. Заучивать стихотворение наизусть. | |
-
| С. Маршак «Апрель». | Воспринимать на слух художественное произведение. Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений. Заучивать стихотворение наизусть. | |
-
| Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Е. Трутневой и др. | Воспринимать на слух художественное произведение. Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Находить в стихотворении слова, которые помогают передавать настроение автора, картины природы, им созданные. Наблюдать за ритмом стихотворного произведения сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений Читать стихи наизусть. | |
-
| Стихотворения Р. Сефа, В. Берестова. | Воспринимать на слух художественное произведение. Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. | |
-
| Из старинных книг. К. Ушинский «Лед тронулся» | Знакомиться со стихотворениями о весне и пословицами из старинных книг. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. | |
-
| Обобщение по разделу «Апрель, апрель. Звенит капель!» | | |
И в шутку, и всерьез 20 ч | |
-
| Знакомство с названием раздела. Выставка книг. | Прогнозировать содержание раздела. Подбирать с помощью учителя книги к выставке в соответствии с темой раздела. Рассматривать и читать книги детских писателей. | |
-
| И. Токмакова «Мы играли в хохотушки» | Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость. | |
-
| Я. Тайц «Волк». | Воспринимать на слух художественное произведение. Читать произведение плавно, целыми словами. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Определять главную мысль. | |
-
| Г. Кружков «Ррры!» | Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость. | |
-
| Н. Артюхова «Саша-дразнилка» | Воспринимать на слух художественное произведение. Читать произведение плавно, целыми словами. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Определять главную мысль. | |
-
| Н. Артюхова «Саша-дразнилка». Чтение по ролям. | Называть героев произведения и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную оценку. Читатьпроизведение по ролям. | |
-
| К. Чуковский «Федотка» | Знакомиться с особенностями юмористических произведений. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать произведение плавно, целыми словами. | |
-
| О. Дриз «Привет». | Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость испуг. Передавать при чтении настроение стихотворения. Читать стихи наизусть. | |
-
| Веселые стихи для детей О. Григорьева, И. Токмаковой . | Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость испуг. Передавать при чтении настроение стихотворения. Читать стихи наизусть. | |
-
| И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». | Воспринимать на слух художественное произведение. Читать произведение плавно, целыми словами. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. | |
-
| И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». | | |
-
| К.И. Чуковский «Телефон». | Воспринимать на слух художественное произведение. Читать произведение плавно, целыми словами. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. | |
-
| К.И. Чуковский «Телефон». Герои произведения. | Читать произведение плавно, целыми словами. Находить в выделенном отрывке слова и выражения, ярко характеризующие героя. | |
-
| К.И. Чуковский «Телефон». Чтение по ролям | Называть действующих лиц, оценивать их поступки. Читать по ролям, отражая характер героя, выражая настроение (радость, испуг) | |
-
| М. Пляцковский «Помощник». | Воспринимать на слух художественное произведение. Объяснять смысл названия произведения. Придумывать свои заголовки. Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста. | |
-
| М. Пляцковский «Помощник». | Называть действующих лиц, оценивать их поступки. Читать по ролям, отражая характер героя, выражая настроение (радость, испуг) | |
-
| Из старинных книг. К. Ушинский «Ворон и сорока» | Воспринимать на слух художественное произведение. Читать произведение плавно, целыми словами. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Объяснять значение слов. | |
-
| Из старинных книг. К. Ушинский «Что хорошо и что дурно?», «Туго тому, кто добра не делает никому» | Воспринимать на слух художественное произведение. Объяснять смысл названия произведения. Читать произведение плавно, целыми словами | |
-
| Разноцветные страницы. | | |
-
| Обобщение по разделу «И в шутку, и всерьез» | | |
Я и мои друзья 20 ч | |
-
| Знакомство с названием раздела. Выставка книг. | Прогнозировать содержание раздела. Подбирать с помощью учителя книги к выставке в соответствии с темой раздела. Рассматривать и читать книги детских писателей. | |
-
| Ю. Ермолаев «Лучший друг» | Воспринимать на слух художественное произведение. Читать произведение, отражая настроение, высказывая свое мнение о прочитанном Определять тему произведения и главную мысль. | |
-
| Ю. Ермолаев «Лучший друг». План рассказа. | Читать произведение плавно, целыми словами. Составлять при помощи учителя план рассказа. Пересказывать текст по составленному плану. | |
-
| Е. Благинина «Подарок». | Воспринимать на слух художественное произведение. Объяснять смысл названия произведения, Определять с помощью учителя основную мысль прочитанного. Читать вслух стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. | |
-
| В. Орлов «Кто первый?»
| Воспринимать на слух художественное произведение. Объяснять смысл названия произведения, Определять с помощью учителя основную мысль прочитанного. Читать вслух стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. | |
-
| С. Михалков «Бараны». | Воспринимать на слух художественное произведение. Объяснять смысл названия произведения, Определять с помощью учителя основную мысль прочитанного. Находить в выделенном отрывке слова и выражения, ярко характеризующие героя. | |
-
| С. Михалков «Бараны». Восстановление последовательности событий. | Читать вслух стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения Восстанавливать последовательность событий. Рассказывать по прочитанному произведению. | |
-
| Стихотворения разных авторов о дружбе | Воспринимать на слух художественное произведение. Обсуждать с друзьями что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем. Читать вслух стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. | |
-
| И. Пивоварова «Вежливый ослик» | Воспринимать на слух художественное произведение. Объяснять смысл названия произведения, Определять с помощью учителя основную мысль прочитанного. Находить в выделенном отрывке слова и выражения, ярко характеризующие героя. Читать вслух стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. | |
-
| Я. Аким «Моя родня» | Воспринимать на слух художественное произведение. Объяснять смысл названия произведения, Определять с помощью учителя основную мысль прочитанного. Читать вслух стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. | |
-
| Я. Аким «Моя родня». Составление рассказа по плану | Читать произведение, отражая настроение, высказывая свое мнение о прочитанном. Составлять рассказ о родителях по плану. | |
-
| С. Маршак «Хороший день»
| Воспринимать на слух художественное произведение. Объяснять смысл названия произведения. Определять тему произведения и главную мысль. | |
-
| С. Маршак «Хороший день». Составление рассказа по плану | Читать произведение, отражая настроение, высказывая свое мнение о прочитанном. Составлять рассказ о своём хорошем дне по плану. | |
-
| М. Пляцковский «Сердитый дог Буль» | Воспринимать на слух художественное произведение. Читать произведение, отражая настроение, высказывая свое мнение о прочитанном. Определять тему произведения и главную мысль. | |
-
| М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Чтение по ролям | Находить в выделенном отрывке слова и выражения, ярко характеризующие героя. Называть действующих лиц, оценивать их поступки. Читать по ролям, отражая характер героя | |
-
| Ю. Энтин «Про дружбу» | Воспринимать на слух художественное произведение. Объяснять смысл названия произведения, Определять с помощью учителя основную мысль прочитанного. Читать вслух стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. | |
-
| Из старинных книг. Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки» | Воспринимать на слух художественное произведение. Объяснять смысл названия произведения, Определять с помощью учителя основную мысль прочитанного. Находить в выделенном отрывке слова и выражения, ярко характеризующие героя. Читать произведение, отражая настроение, высказывая свое мнение о прочитанном. | |
-
| Из старинных книг. Д. Тихомиров «Находка» | Воспринимать на слух художественное произведение. Объяснять смысл названия произведения, Определять с помощью учителя основную мысль прочитанного. Находить в выделенном отрывке слова и выражения, ярко характеризующие героя. Читать произведение, отражая настроение, высказывая свое мнение о прочитанном. | |
-
| Разноцветные страницы | | |
-
| Обобщение по разделу «Я и мои друзья» | | |
О братьях наших меньших 31 ч | |
-
| Знакомство с названием раздела. Выставка книг. | Прогнозировать содержание раздела. Подбирать с помощью учителя книги к выставке в соответствии с темой раздела. Рассматривать и читать книги детских писателей. | |
-
| Мой домашний питомец. Составление рассказа по плану | | |
-
| С. Михалков «Трезор». | Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Определять тему произведения и главную мысль. | |
-
| С. Михалков «Трезор». Заучивание стихотворения наизусть | Читать произведение, отражая настроение, высказывая свое мнение о прочитанном. Заучивать стихотворение наизусть. Читать стихи наизусть. | |
-
| Р. Сеф «Кто любит собак». | Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Определять тему произведения и главную мысль. | |
-
| Р. Сеф «Кто любит собак». Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок | Читать произведение, отражая настроение, высказывая свое мнение о прочитанном. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок | |
-
| В. Осеева «Плохо». | Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Определять тему произведения и главную мысль. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. | |
-
| В. Осеева «Плохо». Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя | Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Находить слова, которые помогают представить образ героя произведения. Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственного впечатления. | |
-
| В. Осеева «Плохо». Пересказ на основе иллюстрации | | |
-
| И. Токмакова «Купите собаку» | Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Определять тему произведения и главную мысль. Читать произведение, отражая настроение, высказывая свое мнение о прочитанном. | |
-
| «Собаки» (текст из энциклопедии) | Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Определять тему произведения и главную мысль. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. | |
-
| И. Токмакова «Купите собаку», «Собаки» (текст из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного текстов. | Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Сравнивать художественный и научно-популярный текст. Определять основные особенности художественного и научно-популярного текстов. | |
-
| М. Пляцковский «Цап Царапыч». | Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Определять тему произведения и главную мысль. Заучивать стихотворение наизусть. | |
-
| Г. Сапгир «Кошка» | Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Определять тему произведения и главную мысль. Заучивать стихотворение наизусть. | |
-
| «Кошки» (текст из энциклопедии) | Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Определять тему произведения и главную мысль. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. | |
-
| Г. Сапгир «Кошка», «Кошки» (текст из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного текстов. | Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Сравнивать художественный и научно-популярный текст. Определять основные особенности художественного и научно-популярного текстов. | |
-
| В. Берестов «Лягушата» | Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Определять тему произведения и главную мысль. Заучивать стихотворение наизусть. | |
-
| «Лягушки» (текст из энциклопедии) | Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Определять тему произведения и главную мысль. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. | |
-
| В. Берестов «Лягушата», «Лягушки» (текст из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного текстов. | Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. Сравнивать художественный и научно-популярный текст. Определять основные особенности художественного и научно-популярного текстов. | |
-
| В.Лунин «Никого не обижай» | Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Определять тему произведения и главную мысль. Подбирать название стихотворению. Заучивать стихотворение наизусть. | |
-
| С. Михалков «Важный совет» | Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Определять тему произведения и главную мысль. Заучивать стихотворение наизусть. | |
-
| Д. Хармс «Храбрый ёж» | Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Определять тему произведения и главную мысль. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. | |
-
| Д. Хармс «Храбрый ёж». Пересказ на основе иллюстрации | | |
-
| Н. Сладков «Лисица и Ёж» | Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Определять тему произведения и главную мысль. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. | |
-
| Н. Сладков «Лисица и Ёж». Чтение по ролям | Находить в выделенном отрывке слова и выражения, ярко характеризующие героя. Называть действующих лиц, оценивать их поступки. Читать по ролям, отражая характер героя | |
-
| Из старинных книг. С. Аксаков «Гнездо» | Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Определять тему произведения и главную мысль. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения. | |
-
| Из старинных книг. С. Аксаков «Гнездо». Восстановление последовательности событий в тексте | Читать вслух произведение, отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения Восстанавливать последовательность событий. Рассказывать по прочитанному произведению. | |
-
| Составление рассказа по плану | | |
-
| Разноцветные страницы | | |
-
| Обобщение по разделу «О братьях наших меньших». | | |
-
| Урок-обобщения за курс 1 дополнительного класса | | |
Итого 132 ч |