СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая прорамма по природоведению 6 кл

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Первые природоведческие знания дети получают в дошкольном возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая прорамма по природоведению 6 кл»

Пояснительная записка

Программа курса «Природоведение» для 6 класса составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся с ОВЗ на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5—9 классы. Под редакцией И.М. Бгажноковой. – 5-е издание – Москва «Просвещение», 2015г., авторы Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина.

Нормативная база преподавания предмета:

• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

• Приказ Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644, приказом МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577);

• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.

Общая характеристика учебного предмета

Основной целью коррекционной программы по природоведению в 6 классе является получение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания неживой природы; формирование правильного понимания явлений и их роли в неживой природе; экологическое воспитание обучающихся.

Для достижения поставленной цели изучения курса необходимо решение следующих практических задач:

  • сообщение обучающимся сведений о неживой природе и ее роли в жизни человека, о сезонных изменениях, о жизни растений;

  • установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимости природных явлений;

  • экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни растений и человека), бережного отношения к природе;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к неживой природе,  чувства сопричастности к сохранению её уникальности и чистоты.


Специфика учебного предмета

Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить учащихся к усвоению систематических биологических знаний.

Основными задачами курса «Природоведение» являются:

― формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;

― демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;

― формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

― воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

― воспитание социально значимых качеств личности.

В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

Первые природоведческие знания дети получают в дошкольном возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека.

Более подробное знакомство с произрастающими растениями и обитающими животными, как в целом в России, так, в частности, и в своей местности дети познакомятся при изучении последующих разделов. Необходимо обратить внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании могут быть указаны представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт учащихся, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.

Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.

Завершают курс обобщающие уроки. Здесь уместно систематизировать знания о живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение».

Место предмета в базисном учебном плане.

Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на индивидуальное изучение курса «Природоведение» в классе выделено 34 часа (1 час в неделю).

Учебно — методическое обеспечение (УМК)

1. Авторская рабочая программа по природоведению для 6 класса Т. М. Лифановой, Е. Н. Соломиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, Просвещение, 2015 г.

2. Учебник Т. М. Лифановой, Е. Н. Соломиной, «Природоведение. 6 класс» -М.: «Просвещение», 2018

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru www.bio.nature.ru www.edios.ru www.km.ru/educftion


Результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты освоения адаптированной программы должны отражать:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

9) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

10) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению и умения для получения новой информации заданию педагога.

Предметными результатами изучения курса является формирование базовых учебных действий (БУД).

Личностные БУД: бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные БУД: использовать разные источники средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том информационные.

Регулятивные БУД: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные БУД: дифференцированно воспринимать окружающий мир, еговременно-пространственн6ую организацию.

Адаптированная образовательная программа по природоведению (6 класс) определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Уровни усвоения предметных результатов по природоведению

минимальный

достаточный

- узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;

- иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

- относить изученные объекты к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);

- называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

- соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимать их значение в жизни человека;

- соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнять несложные задания под контролем учителя;

- адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога;

- узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; знать способы получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

- иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

- относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);

- называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; уметь объяснять свое решение;

- выделять существенные признаки групп объектов;

- знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни;

- вступать в беседу; обсуждать изученное;

- проявлять желание рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

- выполнять здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу;

- совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

- выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;

- осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растениями.

Дифференцированный уровень включает учащихся, имеющих в силу своего психо-физического состояния значительные трудности по усвоению учебного материала:

- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- представления о назначении изученных объектов;

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни (под контролем взрослого);

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнение несложных заданий под контролем учителя















ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Природоведение. 6 класс» (34 часа, 1 час в неделю)

Растительный мир (8 ч)

Живая природа. Биосфера: растения, животные, человек. Разнообразие растительного мира на нашей планете. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).

Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы.

Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места произрастания). Деревья хвойные (сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).

Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).

Травы (дикорастущие и культурные) Внешний вид, места произрастания.

Декоративные растения. Внешний вид, места произрастания.

Лекарственные растения. Внешний вид. Места произрастания. Правила сбора лекарственных растений. Использование. Комнатные растения. Внешний вид. Уход. Значение.

Растительный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом.).

Растения, произрастающие в разных климатических условиях нашей страны.

Растения своей местности: дикорастущие и культурные.

Красная книга России и своей области (края).

Животный мир (17 ч)

Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.

Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы, обитающие в водоемах России и своего края.

Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Птицы своего края.

Млекопитающие. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Млекопитающие животные своего края. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Домашние питомцы. Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, попугаи, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.

Животный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом). Животный мир России. Охрана животных. Заповедники. Красная книга России. Красная книга своей области (края).

Человек (8 ч)

Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.

Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.

Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.).

Осанка (гигиена, костно-мышечная система). Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.

Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Обращение за медицинской помощью.

Медицинские учреждения своего города (поселка, населенного пункта). Телефоны экстренной помощи. Специализация врачей.

Обобщающие уроки. Неживая природа. Живая природа


Тематическое планирование


№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные работы, ч.

Обобщающий урок, ч.

Экскурсии, ч.

Проектная работа

1

Введение

1

1





2

Тема 1. Растительный мир

8

8





3

Тема 2. Животный мир

17

17





4

Тема 3. Человек

8

6


2



5

Итого

34

32


2



Календарно-тематическое планирование

№п\п

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту


Введение




1

Инструктаж ТБ. Живая природа: растения, животные, человек

1




Тема 1. Растительный мир

8



2

1. Разнообразие растительного мира на нашей планете.

Среда обитания растений

1



3

2. Строение растений. Дикорастущие и культурные растения: деревья, кустарники, травы

1



4

3. Лиственные деревья. Хвойные деревья

1



5

4. Дикорастущие кустарники. Культурные кустарники

1



6

5. Травы. Декоративные растения

1



7

6. Лекарственные растения. Комнатные растения, уход за ними.

1



8

7. Растительный мир разных районов земли. Растения нашей страны

1



9

8. Растения вашей местности: дикорастущие и культурные.

Красная книга России и вашей области (края)

1




Тема 2. Животный мир

17



10

1. Разнообразие животного мира.

Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

1



11

2. Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Насекомые

1



12

3. Бабочки, стрекозы, жуки. Кузнечики, муравьи, пчелы

1



13

4. Рыбы. Морские и речные рыбы

1



14

5. Земноводные: лягушки, жабы. Пресмыкающиеся: змеи, ящерицы

1



15

6. Птицы. Ласточки, скворцы, снегири, орлы

1



16

7. Лебеди, журавли, чайки. Птицы вашего края. Охрана птиц

1



17

8. Млекопитающие. Млекопитающие суши

1



18

9. Млекопитающие морей и океанов

Домашние животные в городе и деревне

1



19

10. Сельскохозяйственные животные: лошади, коровы

1



20

11. Сельскохозяйственные животные: свиньи, козы, овцы

Домашние птицы: куры, утки, индюки

1



21

12. Уход за животными в живом уголке или дома. Аквариумные рыбки

1



22

13. Попугаи, канарейки. Морские свинки, хомяки, черепахи

1



23

14. Домашние кошки. Собаки

1



24

15. Животные холодных районов Земли. Животные умеренного пояса

1



25

16. Животные жарких районов Земли. Животный мир нашей страны

1



26

17. Охрана животных. Заповедники. Заказники. Красная книга России Животные вашей местности. Красная книга области (края)

1




Тема 3. Человек

8



27

1. Как устроен наш организм. Как работает наш организм

1



28

2. Здоровый образ жизни человека. Осанка

1



29

3. Органы чувств. Правила гигиены и охрана органов чувств

1



30

4. Здоровое питание. Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены

1



31

5. Оказание первой медицинской помощи

Профилактика простудных заболеваний

1



32

6. Специализации врачей. Медицинские учреждения вашего города. Телефон экстренной помощи

1



33

7. Обобщающий урок. Неживая природа

1



34

8. Обобщающий урок. Живая природа

1





Лист изменений в тематическом планировании


№ записи

Дата

Изменения,

внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР















































































































Календарно-тематическое планирование

№п\п

Раздел, тема

Дата по плану

Дата по факту


Введение (1 ч)



1

Инструктаж ТБ. Живая природа: растения, животные, человек

С 4-5



Тема 1. Растительный мир (8 ч)



2

1. Разнообразие растительного мира на нашей планете.

Среда обитания растений

С 6-11


3

2. Строение растений. Дикорастущие и культурные растения: деревья, кустарники, травы

С12-16


4

3. Лиственные деревья. Хвойные деревья

17-22


5

4. Дикорастущие кустарники. Культурные кустарники

23-26


6

5. Травы. Декоративные растения

27-32


7

6. Лекарственные растения. Комнатные растения. Уход за ними

32-38


8

7. Растительный мир разных районов земли. Растения нашей страны

39-44


9

8. Растения вашей местности: дикорастущие и культурные.

Красная книга России и вашей области (края)

45-48



Тема 2. Животный мир (17 ч)



10

1. Разнообразие животного мира.

Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

49-53


11

2. Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Насекомые

54-58


12

3. Бабочки, стрекозы, жуки. Кузнечики, муравьи, пчелы

59-65


13

4. Рыбы. Морские и речные рыбы

66-71


14

5.Земноводные:лягушки,жабы.Пресмыкающиеся:змеи,ящерицы,крокодилы

72-77


15

6. Птицы. Ласточки, скворцы, снегири, орлы

78-83


16

7. Лебеди, журавли, чайки. Птицы вашего края. Охрана птиц

83-87


17

8. Млекопитающие. Млекопитающие суши

88-93


18

9. Млекопитающие морей,океанов. Домашние животные в городе,деревне

93-98


19

10. Сельскохозяйственные животные: лошади, коровы

99-103


20

11. Сельскохозяйственные животные: свиньи, козы, овцы

Домашние птицы: куры, утки, индюки

104-109


21

12. Уход за животными в живом уголке или дома. Аквариумные рыбки

109-113


22

13. Попугаи, канарейки. Морские свинки, хомяки, черепахи

114-118


23

14. Домашние кошки. Собаки

118-122


24

15. Животные холодных районов Земли. Животные умеренного пояса

122-128


25

16. Животные жарких районов Земли. Животный мир нашей страны

129-136


26

17. Охрана животных. Заповедники. Заказники. Красная книга России Животные вашей местности. Красная книга области (края)

136-141



Тема 3. Человек (8 ч)



27

1. Как устроен наш организм. Как работает наш организм

142-147

9.04

28

2. Здоровый образ жизни человека. Осанка

148-153

16.04

29

3. Органы чувств. Правила гигиены и охрана органов чувств

153-159

23.04

30

4. Здоровое питание. Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены

160-165


31

5. Оказание первой мед помощи Профилактика простудных заболеваний

166-171


32

6. Специализации врачей. Медицинские учреждения вашего города. Телефон экстренной помощи

172-178


33

7. Обобщающий урок. Неживая природа

179-182


34

8. Обобщающий урок. Живая природа

183-187





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!