СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптивная физическая культура особенности планирования и преподавания в коррекционных школах

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе освещаеться вопрос: что такое АФК и на сколько  этот предмет важен для детей с нарушением интеллекта ( умственная отсталось).

Просмотр содержимого документа
«Адаптивная физическая культура особенности планирования и преподавания в коррекционных школах»

Адаптивная физическая культура особенности планирования и преподавания в коррекционных школах для детей нарушенным интеллектом (умственная отсталость)

Что такое АФК? Ответить на этот вопрос и на многие другие попытаюсь в этой статье. Адаптивная физическая культура (АФК) в школе, да и по сути является физкультурой для обучающихся с ограниченными физическими возможностями, а в нашей школе и для детей с нарушенным интеллектом, имеющих различные проблемы со здоровьем, и нуждается в поднятии уровня своего физического состояния.

Дети с инвалидностью, занимающиеся АФК могут иметь разнообразные патологии – от ампутаций и ДЦП до плохого зрения.

Именно специалист по адаптивной физической культуре, чаще всего это учитель физической культуры прошедший специальную подготовку и имеющий обязательно дефектологическое образование, базируясь на врачебных заключениях, рекомендациях психологов имеет возможность, применив специальные методики, индивидуально подойти к каждому, кто занимается такой физкультурой.

Например, он может сделать акцент на развитии моторики рук, или общеукрепляющих упражнениях. Таким образом, специалист по АФК имеет возможность помочь адаптации таких детей как в школьном коллективе, так и в социуме для улучшения их психологического состояния.

Специалист по АФК обязан быть неплохим психологом, должен уметь грамотно повлиять на подопечных, подобрать подход к каждому. В первую очередь он не тренер, а учитель, не просто подбирающий физическую нагрузку с учетом особенностей организма, но и помогающий направить подопечного к саморазвитию.

Данная работа должна быть правильно спланирована опираясь на ряд законов, проектов, правил. Вот полный перечень документов для школы такого типа, с учетом географического положения, в данном случае это Свердловская область:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ) (ст.7, ст. 9 п.6. ст. 14 п. 5, ст. 28 п. 19, ст. 32 п. 2, п. 7),

  • Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 года № 1643),

  • Проекта Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования, обучающихся с задержкой психического развития, под редакцией С. П. Евсеевой, 2003г. город Санкт-Петербург;

  • Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений для детей с нарушениями интеллекта под редакцией П..П. Болотовой,2003г, и программы по физической культуре с обучающимися, отнесенными к специальной медицинской группе под редакцией Н.С. Никольского, Ю.Н. Никольской.

  • Санитарно – эпидемиологических правил и норм СанПиН, 2.4.2.28-21-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189;

  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Приказа от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Приказа от мая 2011 года N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; Письма Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения».

И данная рабочая программа по адаптивной физической культуре должна быть направлена на: укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности в соответствии с принятыми нравственными и социально культурными ценностями. А так же овладение учебной деятельностью — усвоение определённых знаний по физической культуре и охране здоровья, двигательных умений и навыков, формирование приёмов деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития детей, испытывающих трудности в процессе обучения. Физическое воспитание направленно на решения образовательных, и лечебно - оздоровительных задач. Поэтому главной целью обучения в таких школах по данному предмету является формирование здорового образа жизни и вовлечение в занятия физическими упражнениями учащихся имеющих отклонения в состоянии здоровья, включая хронические болезни и детей инвалидов.

Задачами которые выполняли бы данную цель могут быть:

- коррекция осанки путем выполнения упражнений с удержанием предмета на голове, стойка у стены, ходьба с различным положением рук;

- укрепление мышечного корсета через выполнение ОРУ и корригирующих упражнений на снарядах;

-воспитывать любознательность, чувство товарищества, взаимопомощи;

-развитие интереса к играм разных народов;

-пропаганда здорового образа жизни.

Система физического воспитания, объединяющая все формы знаний физическими упражнениями, должна способствовать, социализации ученика в обществе, формированию духовных способностей ребенка. В связи с этим, при написании программы нужно обозначить следующие принципы: индивидуализация процесса; оптимистическая перспектива; комплексность обучения. Это значит: от простого к сложному, учитывая индивидуальные способности каждого ученика.

АФК предусмотрено два уровня требований к занятиям и к умениям обучающихся.

Первый уровень – достаточный: предполагает, реализацию требований к ученику в объеме программного материала, включая в себя теоретическую часть знаний.

Вариативная часть программы скорректирована, по отношению к достаточному в сторону уменьшения объема выполнения материала в соответствии с индивидуальными особенностями данной группы учеников, включая в себя выполнение практического материала. При составлении вариативной части ставилась задача общего укрепления организма, используя разные виды гимнастики, закаливания и обще стороннего развития организма, а также учитывался собственный опыт работы с детьми, имеющими отклонения в развитии здоровья и данные литературных источников последних лет. На ряду, с общими задачами по данному курсу АФК поставленными в школе, в соответствии с уровнем подготовки учащихся и индивидуальных особенностей каждого, ставятся разные задачи по легкой атлетике, так как детям для изучения предложен более широкий объем знаний.

Как вариант написания программы предлагаю срез программы для 10 класса с частичным календарно-тематическим планированием.


Цель учебного предмета: обеспечение системного подхода к созданию здоровье сберегающей среды, способствующей сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья обучающихся, здорового и безопасного образа жизни.

Задачи:
* укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость и другими;
* коррекция нарушений общего физического развития психомоторики, воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
* содействие военно-патриотической подготовке.
* освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

* обеспечение системного подхода к созданию здоровье сберегающей среды, способствующей сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья обучающихся воспитанников в начальной школе.
    

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «адаптивная физическая культура» предполагает проведение уроков физической культуры: это главная составляющая часть всей системы воспитания учащихся, играющая базовую роль в коррекции недостатков их двигательной сферы.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «адаптивная физическая культура» входит в обязательную часть учебного плана раздела «Физическая культура».


Класс

10

Количество часов

1 часа в неделю

34часа в год


Личностные и предметные результаты освоения предмета.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социально культурным опытом.

Личностные результаты должны отражать:

• воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

• знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России и человечества;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

• готовности и способности вести диалог с другими людьми;

• освоение социальных норм, правил поведения;

• участие общественной жизни школы;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

• понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;

• овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма.

• приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма;

• формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

Минимальный и достаточный уровень усвоения предметных результатов

по учебному предмету «физическая культура» на конец обучения в 10 классе


Минимальный уровень

Достаточный уровень

* составлять и выполнять комплексы упражнений зарядки, дыхательной, корригирующей и восстановительной гимнастики;

*выполнять простейшие элементы стретчинг и восстановления после нагрузки;

*осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах при проведении комплексов упражнений и оздоровительных элементов;

*использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

*повышения работоспособности, адаптационных возможностей организма, укрепления и сохранения здоровья;

*организации и проведении индивидуального, коллективного отдыха, участия в физкультурно- оздоровительных мероприятиях;


*дистанция при ходьбе, владеть выполнением упражнений с амплитудой без учета зрения, изменение направления движения по команде, опорные прыжки разным способом;

*правила судейства по разделу, 6 мин. бег, прыжковые упр. с соблюдением техники, метание в цель и на дальность с различных положений;

* применять на практике умение прокладывать учебную лыжню, сочетать попеременные хода с одновременным, проходить дистанции до 2,5 км.

*принимать и передавать мяч в движении, владеть техникой перемещения на площадке, применять правила игры на практике,


Состав базовых учебных действий обучающихся

Базовые учебные действия, обеспечивают формирование сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.


Личностные базовые учебные действия

*формирование стартовой мотивации к изучению нового:

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

- развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения,

- принятие и осмысление учебной роли;

*развитие навыков сотрудничества со сверстниками на период соревнований;

* развитие этических чувств;

*формирование чувства гордости за свою Родину;

Регулятивные базовые учебные действия

* принимать и сохранять учебную задачу;

* учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

* планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные базовые учебные действия

*объяснять значение физической культуры в жизни человека;

*соблюдать правила на соревнованиях;

* уметь применять технику выполнения упражнений.


Содержание учебного предмета

Теоретические знания: Т.Б. занятий на спортивной площадке и при ходьбе на лыжахв тренажерном зале. Закаливание организма. Гигиена и здоровье детей.Оздоровительная дыхательная гимнастика - бодифлекс. Знакомство с китайской системой Табата. Мышцы и ткани человека. Цирроз печени. Как сберечь свое зрение. Двигательный режим. Вред алкоголя. Вред табакокурения. Первая помощь при травмах. Что такое ЗОЖ? Специальная Олимпиада России. Правила самостоятельного выполнения скоростных и силовых упражнений страховки товарища во время выполнения упражнений.

Практический материал: упражнения для глаз по методу Бейтса, дыхательных упражнений по Стрельниковой, Точечный массаж биологически активный точек для профилактики простудных заболеваний по А.А.Уманской.

Новое направление: Система Табата. Гимнастические упражнения для глаз по методу Е.Е. Сомова.Хатха – йога.

Физические упражнения определенной направленности: физические упражнения для коррекции стопы при плоскостопии, беговые упражнения спринтерского характера, прыжковые упражнения, бег по длинной дистанции, гимнастика для глаз, упражнения для коррекции стопы и закаливания организма, полоса препятствия, упражнений для формирования и закрепления навыка правильной осанки, дыхательных упражнений по Стрельниковой, точечный массаж, ОФП, система Табата, тесты на плечевой, локтевой и лучезапястный суставы. Тесты на позвоночник, упражнения на развитие подвижности шейного, грудного и поясничного отделов, упражнения на силовых тренажерах,

Спортивные игры: Игры: « Тише едешь дальше будешь», пионербол, волейбол, баскетбол, теннис, футбол. Ассоциативные медитации, релаксации: « Море».

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов


Легкая атлетика

12


Лыжные гонки

6


Игровые виды спорта

7


Система Табата

1


Органы человека

2


Орган - глаза

1


Вредные привычки

1


Профилактика ЗОЖ и история спорта

3


« Мы дружим со спортом»

1

Итого 34 часа

Календарно-тематическое планирование


Название тем

Цель

Требования к уровню подготовки учащихся по данной теме

Теоретические сведенья

Практические сведенья

Легкая атлетика 1.Т.Б.

Продолжить изучение Т.Б.при занятии на спортивной площадке

Т.Б. занятий на спортивной площадке

1.Физические упр. для коррекции стопы при плоскостопии: смотреть (приложение №3) – 1, 2,3,5, 6, 7,8,10, 16(2)18, 19. 2- беговые упр. спринтерского характера (длительность занятия 15мин).

3- игровые упражнения по футболу: пас с центра поля, отработка защиты; прыжковые упражнения с разбега

Вариативность: бег в сочетании с ходьбой сугубо индивидуально без учета времени и дистанции; инд. упр.по ведению мяча при игре в футбол; прыжковые упр. с разбега без контрольной точки отталкивания;

2. Гигиена и здоровье человека

Дать четкое представление о воздействии гигиены на здоровье человека

Гигиена и здоровье детей( все темы приложения №2)

1–длительный бег по дистанции (6 минут)*3 раза за урок, 2- гимнастика для глаз по методу Бейтса, 3 – ведение футбольного мяча между ориентирами на время, 4- упр. для коррекции стопы и закаливания организма: ходьба по траве босиком с учетом температурного режима

Вариативная часть: бег по дистанции не более 2-3минут в чередовании с ходьбой, ведение футбольного мяча между ориентирам.

3.Гигиена

Закрепление знаний по теме: гигиена для всей семьи.

Гигиена и здоровье детей (все темы приложения №2)- повторение материала с помощью наводящих вопросов.

1-Беговые упражнения с использованием полосы препятствия,

2-упражнения для глаз по методу Бейтса,

3- прыжковые упражнения с разбега,

Беговые упражнения с использованием полосы препятствия, упражнения для глаз по методу Бейтса, игровые приемы по принятию мяча через сетку


Совершенствовать правила игры

Час здоровья с играми и развлечениями на спортивной площадке с элементами футбола

4. Игры и развлечения

Используя знания 7 класса провести соревнования по футболу


Урок – кросс. Дистанция 4 км, бег чередуется с ходьбой.

Для сниженного уровня: 6 минут бега, 5минут ходьбы без учета дистанции.

Разминочные упражнение для всего класса – приложение № 3, комплекс №4 (по усмотрению учителя)

5. Легкая атлетика - кросс

С целью подготовки к мероприятию «кросс нации» провести урок кросс по дистанции

Видео уроки по ЗОЖ « Закаливание организма» - приложение №5

Упр. для разминки «комплекс упр. для формирования и закрепления навыка правильной осанки» -приложение №3 комплекс №3

Игра по сохранению правильной осанки – приложение № 6 « Тише едешь дальше будешь»- для всех уровней.

6. Закаливание организма

Закрепить правила закаливания

Беседа, опрос по теме: « Закаливание организма»

Разминочные упр. для всего класса – приложение № 3, комплекс №4.Повторение дыхательных упр. (1-6) по Стрельниковой Гимнастика для глаз по методу Бейтса - приложение 3, комплекс №2

Точечный массаж по А.А.Уманской. Упр. на силовых тренажерах по усмотрению учителя- только для основного уровня

7. Т.Б.

Закрепить знания Т.Б. и разминочных упр.в тренажерном зале

Т. Б. в тренажерном зале

Разминочные упражнения для всего класса – приложение № 3, комплекс №3.

Упражнения на тренажерах.

Изучение новых точек отвечающих за улучшение состояния здоровья (5 основных точек).

Упражнения релаксации : « Море» - задачи урока поставлены для всех групп класса

8. Легкая атлетика- тестирована бега и прыжков

Выявление потенциальных претендентов на окружные соревнования

Отборочные спортивные соревнования по легкой атлетике

Разминочные упражнение для всего класса – приложение № 3, комплекс №3 ( по усмотрению учителя)

Бег- 30м (ДЦП).

Бег – 60, 200,400, 800 – по выбору. Прыжки с места и с разбега - соревнования проводим с учетом индивидуальных особенностей

9. Т.Б.

Закрепить знания Т.Б. и разминочных упп.в тренажерном зале

Повторение техники безопасности в тренажерном зале.

Разминочные упр. для всего класса – приложение № 3, комплекс №3 Упражнения на силовых тренажерах по усмотрению учителя – для основной группы Беговые упр. на тренажере: 6км в час дистанция 5км. для основного,

сниженный уровень вариативная часть: скорость движения 2-3 км в час - 1 км.

Лыжи 6 ч.

10. Т.Б.

С целью закрепления знаний повторить Т.Б.

Т. Б. при занятии лыжами

Подготовка лыж и одежды для прогулок на лыжах


В школе используются следующие формы организации учебного процесса: классно – урочная система, индивидуально-групповые занятия, элективные курсы, внеурочные виды деятельности: кружки, спортивные секции. Организация учебного процесса ведется в целях охраны жизни и здоровья обучающихся. Обучение и воспитание несут коррекционно-развивающий характер, сопровождаются в течение учебного года работой психолого-медико-социальной службы. Проводятся регулярные медосмотры, беседы на уроках и классных часах с приглашением специалистов. На уроках применяются здоровьесберегающие технологии. Ежемесячно в школе проходят дни здоровья, спортивные соревнования, обучающиеся занимаются в спортивных секциях.

Внеурочная деятельность организована во второй половине дня через работу по программам дополнительного образования художественно-эстетической; физкультурно-спортивной, краеведческой и прикладной направленности. Чтобы преодолеть социальную изоляцию детей с ОВЗ, в том числе с нарушениями интеллекта, мы расширяем воспитательное пространство школы за счет дополнительного образования. Организация дополнительного образования, связанного с внеурочной работой, повышает эффективность педагогического процесса, позволяет осуществлять не только подготовку обучающихся в школе, но и включать ребят в жизнь, дает возможность корректировать нарушенное развитие учащихся.

Используемая литература:

  1. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура в школе //Материал городской научно-практическая конференция - апрель 1998. «Физическое воспитание детей Санкт-Петербурга». - СПб, 1998. - С. 85.

  2. Грабен ко Т. М., Зипкевич-Евстигпеева Т. Д. Коррекционные развивающие и адаптирующие игры. - СПб.: Из-во «Детство-Пресс», 302. - 64 с.

  3. Демирчоглян Г. Г., Демирчоглян А. Г. Как сохранить зрение у детей - Д.: Сталкер, 1999. - 304 с: ил.

  4. Алябьев Е.А. Психогимнастика в начальной школе: методические материалы в помощь психологам и педагогам.- М. : ТЦ Сфера, 2003.- 88с



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!