СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Африка. Особенности географического положения и история исследования материка»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткая характеристика, ГП, климат.

Просмотр содержимого документа
««Африка. Особенности географического положения и история исследования материка»»

План-конспект урока

по географии

в 7 А классе

на тему «Африка. Особенности географического положения и история исследования материка»

дата учитель географии Бублик Е.А


Планируемые результаты:

  • личностные: формирование устойчивого познавательного интереса каждого ученика и личную заинтересованность в самостоятельной исследовательской деятельности;

  • метапредметные: формирование навыков обработки новой информации;

  • ознакомление с характерными чертами ФГП Африки; своеобразие природы, исследователей материка; умение охарактеризовать ГП материка по плану, рассказывать об основных этапах исследования материка, показывать на карте географические объекты, работать с тематическими картами атласа.

Оборудование: физическая карта мира, физическая карта Африки, атласы, контурные карты, учебники.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-путешествие.

Ход урока:

  1. Организационная часть.

  2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

- Ребята, сегодня мы начнем изучать следующий раздел курса «География материков и океанов», который называется «Материки». Попробуем вспомнить:

БЕСЕДА:

  • Что называется материком?

  • Назовите основные материки Земли. Покажите их на карте.

  • Покажите на карте океаны и назовите их.

  • Как вы считаете, почему изучение курса «География материков и океанов» началось с океанов?

- А теперь посмотрите на доску на которой приведен план изучения материка. С помощью этого плана мы будем знакомиться с загадочными по-своему материками.

План изучения материка:

  1. Географическое положение материка.

  2. Исследование материка.

  3. Рельеф. Полезные ископаемые и закономерности их размещения.

  4. Климат.

  5. Воды суши.

  6. Почвенно-растительный покров.

  7. Природные зоны.

  8. Природные ресурсы, природоохранные территории.

  9. Население и хозяйство.

  10. Главные государства.

Прием «Мозговой штурм»

- Сегодня на уроке мы уделим внимание первому пункту плана – это Географическое положение материка. Скажите, пожалуйста, почему изучение любого географического объекта целесообразно начинать изучать с ГП?

О каком материке идёт речь?

1.Есть основания полагать, что человечество зародилось именно здесь и отсюда оно распространилось по всему миру.

2, Долгое время материк был центром работорговли.

3,Уникальна и разнообразна природа материка: обширные пустыни здесь сменяются саваннами и труднопроходимыми тропическими лесами.

4.Это второй по величине территории и самый жаркий материк.

(слайд 7)

- Итак, тема нашего урока – дети называют тему «Африка. Особенности географического положения и история исследования материка».

Попробуйте сами определить цели нашего урока. (дети называют цели урока, потом мы их все объединяем в общую: СОСТАВИТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ СОГЛАСНО ПЛАНУ И УСТАНОВИТЬ ЕГО ОСОБЕННОСТИ, А ТАКЖЕ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ИСТОРИЕЙ ИССЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИКА.

Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю, что, если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!
Б. Пиляцкий.

Первый материк, который мы будем изучать, - это материк тропических широт, куда не советовал попадать К.И. Чуковский: «Не ходите, дети, в Африку гулять!» Но дети не послушали и побежали в Африку. Мы тоже сегодня познакомимся с привлекательностью этого материка. Почему? Да видимо потому что на его просторах остались места, где не ступала нога человека. А в век, когда люди побывали практически везде, так хочется быть первопроходцем!



  1. Мотивация учебной деятельности.

  • С каким словом у вас ассоциируется материк «Африка»? (когда дети будут называть ассоциации, я их записываю на доске в виде паутины).













































  • Что вы знаете о ней?

- К сожалению, мы еще мало знаем об этом материке. На следующих уроках вы не только поймете это, но и расширите свои знания об Африке. И нашу паутину мы с вами продолжим заполнять.

- Африка… сколько загадочности в этом слове! Африка – это континент чрезвычайно разнообразных ландшафтов: пустынь, полупустынь, лесов, жарких саванн, горных вершин, покрытых снегом. Животный мир Африки – это живая коллекция тропической фауны. Африка – это сотни племен, ведущих интересный образ жизни.

- Вот такая она, Африка, необычная и загадочная.

- Сегодня мы отправляемся в путешествие. Под палящим солнцем, проливным дождем, через болта и джунгли. Под горячими ветрами повторим маршрут Давида Ливингстона. А это ни много ни мало, 28 000 км, поэтому впечатлений будет много.

- А задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему Африку назвали Африкой? Существует несколько версий происхождения этого названия. (слайд 10)

«Афор» (ФИНИКИЙСКИЙ) – «тот, который отделился».

«Фарака» (арабское) – «разделение».

«Афры», «авриги», «афарики» - название арабских племен Северной Африки.

«Афрос» (древнегреческое) – «пена».

«Африкус», «афри» (латинское) – «безморозная».

- Финикийцы употребляли термин «Афор», т.е. «отделённые», при характеристике городов, образовавшихся на северном побережье Африки, жители которых вели самостоятельной, отдельный от родной Финикии, образ жизни.

- Арабы словом «Фарака» называли земли Северной Африки, отделенные от Саудовской Аравии водами Красного море.

- Какая из версий кажется вам наиболее убедительной?

4. Изучение нового материала.

а) название «Африка» появилось во 2 веке до н.э.

б) площадь Африки – 30,3 млн. км 2.

в) работа с картой и планом характеристики ГП материка (форзац учебника 2) , особенности географического положения материка.

Определить особенности географического положения материка:

  • вытянут с севера на юг;

  • почти посередине пересекается экватором;

  • располагается в 4 полушариях;

  • береговая линия слабо изрезана;

  • немного островов;

  • взаимосвязь материка с другими материками: с материком Евразия Гибралтарским проливом, Суэцким каналом.

- В чем заключается особенность географического положения Африки?

- Найдите на физической карте Африки ту часть береговой линии, которая по своему очертанию напоминает огромный зуб? (полуостров Сомали)

- Посмотрите на карту, что напоминают очертания материка? (буква Р развернутая справа налево, или неуклюжий каменный топор). Многое о природе материка может рассказать и положения его крайних точек.

Практическая работа. Определение географических координат крайних точек материка Африка.

Цель: закрепить умение определять географические координаты крайних точек материка и наносить их на контурную карту.

Оборудование: физическая карта мира, физическая карта Африки, контурная карта Африки, карандаши, линейки.

Ход работы:

  1. Определение крайних точек Африки и их координат.

(класс работает парами по двум вариантам)

1-й вариант – определяет координаты северной и южной крайних точек Африки.

2-й вариант – западной и восточной крайних точек.

(все варианты детей проверяем на доске)

Северная – мыс Рас - Энгела - 37ºс.ш.10ºв.д.

Южная – мыс Игольный - 35ºю.ш. 20 ºв.д.

Западная – мыс Альмади - 15ºс.ш. 17ºз.д.

Восточная – мыс Рас-Хафун - 10ºс.ш. 51ºв.д.

Задание: покажите на карте крайние точки материка.

  1. Определите протяженность материка.

- Составьте рекламный проект о воображаемом путешествии вокруг материка. Нанесите на контурную карту объекты, которые будут встречаться в рекламном проекте.

3. Давайте познакомимся с исследователями Африки. (показываю фото исследователей)

5. Закрепление новых знаний и умений учащихся.( материал на партах)

Заполните пропуски.
Африка это ____ по величине территории материк. Площадь материка составляет ____ км². Африка самый ____ материк на Земле. Африка расположена в ____,_____,_____ климатических поясах. Африку омывают моря ____,____ океанов. Наиболее крупный остров _____ материкового происхождения.

Игра «Верю – не верю».

  1. Верите ли вы, что Африка – крупнейший по размерам материк Земли? (Не верю)

  2. Она является самым большим обломком Гондваны. (Верю)

  3. Она лежит во всех полушариях (верю)

  4. Её омывают три океана (верю)

  5. На севере его омывает Красное море (не верю).

  6. Африку называют любимицей Солнца (верю).

  7. Мозамбикский пролив самый длинный в мире (верю).

  8. Африку открыл Васко да Гама.

Знаешь ли ты карту?

На столе у меня лежат перевернутые карточки с надписями географических названий к данной теме. Ученики показывают на физической карте указанные объекты.

6. Итог урока.

- Скажите, достигли ли мы той цели, которую ставили в начале урока? (повторяют цель урока)

РЕФЛЕКСИЯ.

- Вот и подошло к концу наше фантастическое путешествие. Страна Знаний раскрыла перед вами широкую дорогу. Вы работали с различными источниками знаний.

  • Чему вы научились во время путешествия?

  • Какие трудности возникли?

  • Что нравилось на уроке?

7. Домашнее задание. Проработайте параграф учебника. Составьте воображаемое путешествие вокруг Африки или кроссворд, используя изученную на уроке географическую номенклатуру.

Самоанализ урока

Урок по теме «Африка. Особенности географического положения и история исследования материка» относится к разделу «Материки». Урок работает на последующие уроки, расширяя кругозор учащихся, способствует развитию коммуникационных навыков, навыков практических исследований.

Цель урока: получение знаний о материке Африка.

Планируемые результаты:

  • личностные: формирование устойчивого познавательного интереса каждого ученика и личную заинтересованность в самостоятельной исследовательской деятельности;

  • метапредметные: формирование навыков обработки новой информации;

  • ознакомление с характерными чертами ФГП Африки; своеобразие природы, исследователей материка; умение охарактеризовать ГП материка по плану, рассказывать об основных этапах исследования материка, показывать на карте географические объекты, работать с тематическими картами атласа.

Оборудование: физическая карта мира, физическая карта Африки, атласы, контурные карты, учебники.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-путешествие.

В классе 17 человек. На уроке присутствовали все. Все успевающие. Класс достаточно активный, требующий постоянного контроля со стороны учителя.

По типу урок был по изучению нового материала. Методы обучения применяемые на уроке: частично поисковый, проблемный.

Урок включал в себя этапы: организационный, актуализация опорных знаний и умений учащихся, мотивационный, определение темы и цели урока, изучение нового материала, закрепление новых знаний и умений учащихся, рефлексия, домашнее задание.

При проведении урока я ориентировалась на принципы наглядности, научности.

Что бы достичь цели урока я подобрала наглядный материал, работу с учебником, картой, работа в парах, работа в группах по вариантам.

Материал урока для данного класса оказался легким, интересным и понятым, что доказывает активная работа класса на протяжении всего урока.

Организационный момент прошел быстро, эмоционально, психологически и мотивационно подготовил учеников к успешной работе.

Актуализация знаний. Использовались приемы повторения ранее изученных учебных действий, знаний. (в т.ч. приём «Мозговой штурм»).

Определение темы урока и целей проводилась с учетом выделенных учителем ориентиров (загадка), дети сами пытались определить цели урока (регулятивные УУД).

Мотивация учебной деятельности. Этот этап достиг своей цели и заинтересовал детей.

При объяснении нового материала проводилась частично – поисковая работа (познавательные УУД), поиск выделение информации из текста (коммуникативные УУД), выделение материала (работа с атласом) (поисковые УУД), ответы на вопросы учителя, дети должны были логически размышлять (логические УУД).

Руководство учителя было инструктирующим при выполнении работ в группах.

При закреплении нового материала использовались географический диктант, игра и работа по карточкам.

Рефлексия была осуществлена с помощью приема «что понравилось/не понравилось на уроке»

Домашнее задание прокомментировано, даны инструкции по выполнению заданий (задания были разного уровня сложности), учащиеся имели возможность выбора.

Мне было легко вести урок, ученики включились в работу. Меня порадовала активность учеников, но огорчило волнение и мое и учеников.

Не получилось: у меня осталось немного времени, которое я заняла географическими загадками.

В целом можно считать урок удавшимся, т.к. я смогла осуществить все задуманное мной, цели достигнуты и я надеюсь на положительные результаты учащихся.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!