СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Сущность понятия «активизация познавательной деятельности». Закономерности процесса усвоения. Мотивы учения. Анализ содержания программы курса «Математика».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Общеобразовательная школа № 7
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в рамках реализации ФГОС
Выполнила: учитель начальных классов
МБОУ ОШ № 7 г. Мончегорска
Мурманской области
Шатунова Юлия Геннадьевна
г. Мончегорск
2021 г.
Введение.
Глава 1. Теоретическая.
1.1. Сущность понятия «активизация познавательной деятельности».
1.2. Закономерности процесса усвоения.
1.3. Мотивы учения
1.4. Анализ содержания программы курса «Математика»
Глава 2. Опыт работы по теме «Активизация познавательной деятельности
младших школьников на уроках математики»
2.1. Цели и задачи работы.
2.2. Приёмы, способствующие активизации процесса восприятия.
2.3. Приёмы, способствующие активизации запоминания.
2.4. Дидактическая игра – одно из средств активизации
познавательной деятельности учащихся.
2.5. Поощрение как фактор активизации учебно – познавательной
деятельности младших школьников.
Глава 3. Результативность.
Список литературы.
Введение
Современное российское образование направлено « на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора, освоение профессиональных образовательных программ» (глава 11, статья 9) В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что «содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; развитие общества… Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру (глава 11, статья 14)
Концепция модернизации российского образования, определяя цели общего образования на современном этапе, подчёркивает необходимость « ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
Стандарты второго поколения трактуют обучение как специально организованный процесс, в ходе которого ребёнок осуществляет учебную деятельность – выполняет учебные действия на материале учебного предмета, и в ходе психологического процесса интериоризации («вращивания») эти внешние предметные действия превращаются во внутренние, когнитивные (мышление, память, восприятие).
Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребёнка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребёнок развивался, необходимо организовать его деятельность.
Многолетний опыт работы в школе показывает, что при пассивном восприятии учебного материала развитие не происходит. Именно собственное действие ребёнка может стать основой формирования в будущем его способности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Учитель должен создать условия для роста самосознания, творчества, самостоятельности каждого ученика. Только в этом случае будущий гражданин сможет делать выбор и работать творчески.
Активизация познавательной деятельности учащихся одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьника, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, труду, активному участию в жизни.
Эта проблема включает в себя социальный и психолого – педагогический аспекты. Первый из них состоит в том, что в период планомерного и всестороннего совершенствования нашего общества происходят глубокие преобразования во всех сферах жизни людей. Это требует от подрастающего поколения самого современного образования, высокого интеллектуального и физического развития.
Перед теоретиками и практиками в настоящее время поставлена задача совершенствования учения школьников как ведущего вида их деятельности, изыскания путей, условий, системы дидактических приёмов и методов в целях повышения активности детей в учебном процессе. Особенно это важно на начальном этапе обучения.
Учитель начальных классов должен, прежде всего, научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук.
Познавательная деятельность формируется в процессе жизни человека. Ребёнок не родится с готовым умом, готовой способностью к познанию, Учебная деятельность требует от ученика вполне определённых познавательных средств.
Принцип активности хорошо известен каждому учителю. Без деятельности учащегося учитель не сможет достичь поставленных целей, Усвоить учебный материал можно лишь при достаточной активности познавательных психических процессов и активном психическом состоянии. Психика не зеркальное, а активное отражение действительности. Активность психического отражения может возникать под влиянием внешних факторов, она по сути есть выражение внутреннего состояния ученика, его познавательных сил и свойств личности. Перед учителем встаёт задача – использовать имеющиеся стремления ребёнка к знаниям, формировать и укреплять познавательные интересы. Ученик проявляет себя как личность в процессе усвоения учебного материала. Важно понять, какую значимость субъективно для ученика имеет учебный материал и его познавательная деятельность. Активность всегда выражает определённую направленность личности, сосредоточенность сознания на значимых для ученика объектах.
У каждого ученика активность познания определяется его пониманием задач обучения и места школы в его жизни, трудностью или лёгкостью усвоения учебного материала, умением выполнять требования учителя, навыками учебного труда, духовными интересами и запросами. Задача учителя – создать условия для повышения общей познавательной активности учащихся начальных классов, формировать положительное отношение к учению, воспитывать самостоятельность и работоспособность.
Глава 1. Теоретическая.
1.1 Сущность понятия «активизация познавательной деятельности».
Познавательная деятельность – продукт усвоения социального опыта. Годы обучения в школе – это период человеческой жизни, специально отведённой для усвоения основ научного, этического, эстетического и других видов опыта человечества. Судьба ребёнка во многом зависит от того, что и как он усвоит из социального опыта.
Учитель, планируя различные виды познавательной деятельности, должен при этом одновременно учитывать два их класса: общие и специфические.
Общие виды познавательной деятельности (общие приёмы) потому и называются общими, что они используются в разных областях, при работе с разными знаниями. К их числу относится, например, умение планировать свою деятельность, умение контролировать выполнение любой деятельности и др… К общим видам познавательной деятельности относятся и все приёмы логического мышления: они независимы от конкретного материала, хотя всегда выполняются с использованием каких – то предметных (специфических)знаний. К числу логических приёмов относятся сравнение, подведение под понятие, выведение следствий, приёмы доказательства, классификации и др… К числу специфических видов деятельности относятся такие, которые используются только в данной области, например, деятельность по осуществлению геометрических преобразований, звуковой анализ слова и т.д…
« Деятельность, активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которой живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Основным видом человеческой деятельности, является труд. С трудом генетически связаны другие виды человеческой деятельности (игра, учение, и т.д.).
Анализ структуры как материальной, так и духовной деятельности обнаруживает след основных элементов, составляющие её содержание: мотивы, побуждающие деятельность, цели – результаты, на достижение которых деятельность направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется. В соответствии с этим в самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяется определённым образом мотивированная деятельность в целом, входящие в её состав целенаправленные действия и, наконец, автоматизированные компоненты этих действий – операций.
Как показали исследования российских психологов (А.И. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.) протекание и развитие различных психологических процессов существенно зависит от содержания и структуры деятельности, от её мотивов, целей и средств осуществления.
Вместе с тем проведённые исследования (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.) обнаружили, что на основе внешних материальных действий путём их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире.
На протяжении детства деятельность меняется в связи с ростом психофизиологических возможностей ребёнка, расширением его жизненного опыта, необходимостью выполнять всё более сложные требования окружающих людей. На каждой ступени возрастного развития определённая деятельность (например, игра в дошкольном возрасте, учение в школе) приобретает ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств личности».
«Деятельность – целенаправленное преобразование человеком, природной и социальной действительности. Осуществляется субъектом деятельности, включает цель, средство, сам процесс преобразования и его результат».
«Познавательная деятельность – процесс постижения индивидом окружающей природной и социальной реальности. В отличие от учебной деятельности, смысл которой состоит в присвоении уже готовых, добытых другими знаний о мире, познавательная деятельность направлена на достижение научного понимания окружающего мира».
Активизация – усиление деятельности, побуждение к решительным действиям.
Активизация познавательной деятельности – совокупность мер, предпринимаемых с целью интенсификации и повышения эффективной учебной деятельности.
1.2. Закономерности процесса усвоения.
Задача каждого учителя состоит в том, чтобы сформировать познавательную деятельность у всех учащихся. Каждый, кто берётся учить, должен уметь научить.
Необходимо использовать все возможности, выявленные наукой, чтобы поднять учебный процесс на качественно новый уровень. Для этого учитель должен овладеть методами научно обоснованного проектирования учебного процесса и методами целенаправленного управления. Только в этом случае будет гарантировано достижение поставленных целей, в том числе и формирование запланированных видов познавательной деятельности.
Естественно, что каждый преподаватель заинтересован в том, чтобы учебный процесс достигал намеченных целей. Следовательно, каждый преподаватель должен знать требования, обеспечивающие эффективное управление процессом усвоения. В этом случае учитель сможет сознательно и целенаправленно их учитывать в своей повседневной практике обучения. Согласно общей теории управления, эффективное управление процессом обучения возможно при выполнении следующей системы требований:
1. Указать цели управления;
2. Установить исходное состояние управляемого объекта;
3. Определить и реализовать программу воздействий с учётом основных переходных состояний процесса;
4. Обеспечить получение информации по определённой системе характеристик о состоянии управляемого процесса, то есть обеспечить обратную связь;
5. Переработать информацию, полученную по каналу обратной связи;
6. Выработать корректирующие (регулирующие) воздействия;
7. Обеспечит их реализацию.
Эти требования носят общий характер, относятся к управлению любым процессом.
Учитель, планируя работу, по формированию знаний, различных видов познавательной деятельности, должен брать за основу не урок, а цикл обучения. Под циклом обучения понимается вся необходимая совокупность действий обучающего и учащихся, которая приводит последнего к усвоению определённого фрагмента содержания обучения с заранее заданными показателями, то есть к достижению поставленной цели.
Первое требование связано с точным описанием цели обучения. Для того, чтобы выполнить это требование необходимо проделать следующую работу:
1. Для изучения нового материала учитель определяет задачи, при решении которых этот материал будет использоваться учащимися. Другими словами, учитель должен знать, для чего нужны ученикам данные знания.
2. Каждая задача требует для своего решения определённых познавательных действий, умений. Следовательно, с помощью задач можно установить, в каких познавательных действиях ученик должен использовать данные знания.
3. Указать, какими качествами должны обладать выделенные познавательные действия и входящие в них знания (в какой форме должны научиться выполнять их учащиеся, с какой скоростью, в каких пределах, то есть с какой мерой обобщённости и так далее).
В педагогике широко и хорошо известен принцип доступности. Но учителю надо его не только просто помнить в общей форме, а уметь применять при формировании вполне определённых видов познавательной деятельности и при организации усвоения конкретных знаний.
При управлении процессом усвоения знаний необходимо учитывать исходный уровень познавательной деятельности каждого отдельного ученика.
При организации научно обоснованного обучения необходимо учитывать целый ряд особенностей каждого учащегося. Прежде всего, усвоение любых новых знаний и умений предполагает определённый уровень развития познавательной деятельности учащегося: наличие тех знаний и действий, на которых строятся новые. При этом важно установить наличие у них не только предметных (математических, исторических) знаний и умений, но и логических. Так, в случае формирования понятия об отрезках учащиеся уже должны оперировать понятиями существенные и несущественные признаки, признаки необходимые и признаки достаточные и другие. Учащиеся должны также владеть системой логических операций.
Трудность для учителя состоит в том, что пробелы в знаниях у учащихся разные, поэтому адаптация учебной программы к исходному уровню неизбежно требует индивидуализации обучения.
Если учитель работает с учащимися постоянно, изо дня в день с момента поступления в школу, то уровень общеучебных умений ему нет необходимости проверять при изучении каждой новой темы. Важно, чтобы учитель проконтролировал наличие этих умений у учеников в 1 классе и провёл необходимую работу по доведению их до необходимого уровня. Если же учитель пренебрегает этим, то уже в 1 классе часть учащихся начинает отставать, и причина этого – не в трудности изучаемых предметов, а в несформированности действий, составляющих умение учиться. Так, если учащийся не умеет включаться по речевой инструкции в работу, а обучение требует этого постоянно, то процесс усвоения не сможет достичь намеченной цели. Невнимание к исходному уровню познавательной деятельности учащегося и приводит к отставанию. Так, учащиеся часто испытывают трудности при изучении, например, математики вовсе не потому, что она трудна сама по себе, а потому, что у них отсутствуют те познавательные средства, которые предполагают изучение математики. Для изучения математики в 1 классе необходимы действия сравнения, распознавания, выведения следствий из факта принадлежности объекта к данному классу.
Если исходный уровень познавательной деятельности учащихся доведён до необходимого, то усвоение намеченных знаний и формирование нового вида познавательной деятельности доступно учащимся. Вместе с тем цель будет достигнута только в том случае, если учитель обеспечить прохождение учащимися всех необходимых этапов процесса усвоения. Этапы – это и есть основные переходные состояния, которые должны пройти деятельность и входящие в неё знания.
1.3. Мотивы учения.
Важнейшим компонентом познавательной деятельности школьника являются мотивы учения – те внутренние побуждения, которыми руководствуется ученик, совершая те или иные учебные действия, либо длительный процесс деятельности в целом.
Мотивация учения – сложная психолого – педагогическая проблема, которой придавали в своё время большое значение Ушинский , Добролюбов, Писарев и другие видные педагоги прошлого. Эффект учения, писали они, зависит от того, как учится ученик: с охотой или из – под палки. Великолепно об этом писал Анатоль Франс: «Учиться можно только весело… Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять её; а здоровая, живая любознательность бывает только при хорошем настроении. Когда же насильно забивают голову знаниями, они только гнетут и засоряют ум. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
Специальные исследования показывают, что маленькие школьники, поступающие в школу, в подавляющем большинстве хотят учиться. Одних привлекает новизна, изменение обстоятельств жизни, других – внешние атрибуты (портфель, пенал, букварь, возможность сидеть за партой), третьих – занятие серьёзной деятельностью и т.д. Однако не у всех это желание сохраняется на протяжении всех лет обучения. С накоплением отрицательного опыта деятельности, а иногда и из-за невнимания к мотивации учения со стороны учителей многие утрачивают интерес к учению, к школе в первые же годы своего школьного детства.
Мотивы учения меняются, развиваются. Становление положительной мотивации происходит в ходе обучения, и формирование положительных мотивов учения составляет специальную и сложную задачу учителя.
Исследованиями установлено, что школьник побуждается к учению не одним, а рядом мотивов и каждый мотив не выступает изолированно от других. Среди них фигурируют и широкие социальные мотивы(«хочу быть образованным, полезным обществу человеком»), и познавательные мотивы («знать больше», «узнавать новое», «интересно учиться»), и мотивы общения («с ребятами весело», «в коллективе всегда помощь окажут»), и моральные мотивы («должен хорошо учиться, чтобы не огорчать маму», «чтобы не поводить класс»).
Опираясь на закономерности процесса усвоения, учитель прежде всего должен обеспечить мотивацию учащихся.
Задача учителя начальной школы прежде всего и состоит в том, чтобы «открыть сердце ребёнка», пробудить у него желание усваивать новый материал, научиться работать с ним.
В психологии известно, что развитие мотивов учения идёт двумя путями:
1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения;
2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы с одной стороны, довести до сознания ребёнка те мотивы, которые общественно незначимы, но имеют достаточно высокий уровень действенности. Примером может служить желание получить хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно мотивацию идущую от оценки перевести в мотивацию с желанием иметь высокий уровень знаний и умений.
С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются учащимися как важные, но реально их поведением не движут. Этот путь формирования учебной мотивации связан непосредственно с особенностями организации учебного процесса.
Учебный процесс – это деятельность не только обучаемых, но и учителя. Работа учителя должна быть направлена на то, чтобы ученики усвоили необходимые виды познавательной деятельности и связанные с нею знания. В силу этого требования методы обучения задаются закономерностями процесса усвоения, прежде всего – последовательностью этапов усвоения и их спецификой.
Первый этап – мотивационный – связан с использованием проблемных ситуаций. Деятельность учителя на этом этапе состоит в постановке предварительно разработанных задач (проблем). С этой целью он может использовать беседу, рассказ, демонстрацию опыта и другие методы обучения. После принятия учащимся предложенной проблемы учитель должен руководить поиском решения, которое осуществляют учащиеся.
На втором этапе – предварительное ознакомление учащихся с деятельностью и входящими в неё знаниями – могут быть использованы те же методы, что и на предыдущем этапе: объяснение, беседа, демонстрация. При методе объяснения учитель сам выделяет существенные связи и отношения, которые подлежат усвоению, показывает как их использовать при решении задач, представляет учащимся модель деятельности, которую намеревается у них сформировать.
На третьем этапе процесса усвоения – этапе материализованных действий – обучаемые сами должны выполнять формируемую деятельность. Наиболее адекватны для этого этапа практические занятия.
В совокупности все указанные методы и обеспечивают цикл обучения.
Опыт показал, что если усвоение каждого раздела изучаемой области знаний проходит полный цикл обучения и внутри каждого цикла реализуются требования, обеспечивающие управление процессом усвоения, тогда удаётся добиться действительно полноценного усвоения, в том числе прочных знаний и умений у всех учащихся.
Процесс усвоения идёт как процесс решения учащимися задач на применение тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.
Располагая необходимой системой познавательных средств, ученик всегда сможет самостоятельно найти недостающие знания.
1.4. Анализ содержания программы курса «Математика»
В настоящее время всё активнее и активнее идёт поиск обновления содержания школьного образования вообще и, в частности усиления поиска новых вариантов начального курса математики с целью повышения эффективности как обучения, так и развития младших школьников.
Линия на развитие познавательных процессов учащихся достаточно чётко прослеживается и в действующих учебниках математики, в них увеличено число упражнений, направленных на развитие внимания, наблюдательности, памяти учащихся, на умение проводить анализ, сравнивать предлагаемые объекты, фигуры, процессы, подмечая скрытую закономерность и т.д.
Основные цели начального курса математики – обеспечить числовую грамотность учащихся и умение производить все арифметические действия в области неотрицательных целых чисел; способствовать начальному математическому развитию, включающему в себя умения наблюдать и сравнивать, сопоставлять, анализировать, проводить простейшие обобщения и объяснять их на новых конкретных примерах, а также развитию математической памяти и речи. Это позволяет учащимся более свободно ориентироваться в простейших математических закономерностях окружающей действительности, использовать накопленные знания при дальнейшем изучении курса, становится пропедевтикой математического типа мышления, закладывает основу для повышения уровня математической культуры мышления.
Формирование прочных вычислительных навыков проводится в тесной взаимосвязи с развитием математического мышления детей, их познавательной самостоятельности. С этой целью решение тренировочных примеров дополняется заданиями логического, учебно – познавательного характера, нацеливающими детей на проведение наблюдений, сравнений, анализа рассматриваемых математических выражений и примеров (групп примеров), что ведёт к установлению причинно – следственных связей и закономерностей, способствует осознанию практической значимости операций сравнения и анализа.
Раскрытие смысла арифметических действий связано, как правило, с решением так называемых простых задач (задач, решаемых одним арифметическим действием). Такие задачи предусмотрены программой каждого года обучения. Система в подборе задач и расположение их во времени построена с таким расчётом, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также задач взаимообратных, При этом имеется в виду, что в процессе изучения математики дети все время будут встречаться с задачами различных видов. Это исключает возможность выработки штампов и натаскивания в решении задач: дети с самого начала будут поставлены перед необходимостью каждый раз производить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомыми, прежде чем выбрать то или иное действие для её решения. Текстовые задачи являются тем богатейшим материалом, на котором будет решаться важнейшая задача преподавания математики – развитие математического мышления и творческой активности учащихся.
Предлагаемый курс даёт возможность работу на уроке математики строить так, что доля самостоятельности ученика в процессе познания будет расти от темы к теме, от класса к классу. Для этого в курсе не только выстроена система заданий, упражнений, задач и работ практического характера, но и установлена логическая связь между ними, т.е. расположение материала не только соответствуют принципу «от простого к сложному», но и освещает изучаемый вопрос с различных сторон, включая каждое вводимое понятие в наибольшее число связей.
Важным осуществлением развивающего принципа обучения математике является его связь с другими учебными предметами начальной школы (русский язык, природоведение, трудовое обучение и др.). Более интенсивное развитие логического мышления учащихся помогает им лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, а вычислительные навыки и умения оказывают большую помощь на уроках трудового обучения.
Курс математики начальных классов способствует осуществлению индивидуального подхода к учащимся. Задания курса построены таким образом, что помогают изучению интересов и способностей детей, целесообразно проводить индивидуальные самостоятельные работы, подбирать для каждого ученика задания в соответствии с его возможностями. Систематическое проведение такой работы помогает закреплять знания, отрабатывать умения и навыки учащихся, развивать их мышление, творческую активность, познавательную самостоятельность.
Развитие интереса к предмету реализуется в учебниках через методическую систему, предполагающую непременную доступность курса для каждого ученика. Материал преподносится в занимательной форме, используются дидактические игры. Широко представлены упражнения, носящие комплексных характер, т.е. требующие применение знаний из различных разделов курса. Они стимулируют развитие познавательных способностей учащихся. Дана система разнообразных постепенно усложняющихся упражнений, связанных с решением текстовых задач, содержание которых определяется требованиями программы.
Глава 2. Опыт работы по теме «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики».
2.1. Цель и задачи работы.
Цель работы: активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.
Задачи работы:
1. Изучить состояние проблемы в теории и практике начального обучения;
2. Определить наиболее эффективные дидактические приёмы, активизирующие познавательную деятельность учащихся начальных классов на уроках математики;
3. Экспериментально проверить эффективность выявленных приёмов в практике работы начальной школы.
Активизация познавательной деятельности учащихся на всех уроках – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения.
В связи с задачей повышения качества знаний повысилось внимание к развитию познавательной деятельности учащихся. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степень владения ими определяют ход мыслительного процесса и его результат, а следовательно, делают ход и продуктивность познавательной деятельности.
Развитие познавательной деятельности младших школьников происходит главным образом на основе ведущей для них деятельности - учения и осуществляется на протяжении всего младшего возраста. Хотя дети приходят в школу с достаточно развитым восприятием, однако восприятие это в начале обучения отличается своеобразными особенностями.
Психологи отмечают, что младшие школьники в этом возрасте в восприятии носят конкретный характер: при наличии одновременного воздействия отвлечённого и конкретного содержания, конкретное содержание для них, как правило, оказывается более значительным.
Сосредоточение внимания учащихся с помощью активизирующих вопросов на преодоление трудности, создание ситуации успеха (поощрение всех, кто сумел, у кого получилось) повышает уровень восприятия и способствует включению детей в активный познавательный процесс.
Психологи отмечают и другую особенность восприятия, характерную для этого возраста, - малую дифференцированность. Младшие школьники часто недостаточно точно дифференцируют сходные объекты. Иногда не отмечают и смешивают сходные по начертанию или произношению буквы и слова, изображения сходных предметов и сами сходные предметы. Это связано с возвратной слабостью аналитической функции при восприятии. Этим можно объяснить различные ошибки, пропуски, перестановки, замена цифр, знаков и самих действий в письменных работах, например: 42 + 27 = 96 вместо 69 или 51 – 17 = 68 вместо 34 (замена действия).
Смешение чисел может быть связано со зрительным сходством, близким соседством отдельных элементов воспринимаемого. Например: 6 х 4 = 24 и 8 х 4 = 24 (смешение вызвано созвучием отдельных слов). Эти ошибки встречаются у учеников, не умеющих сосредоточиться, не владеющих приёмами самоконтроля.
Исходя из приведённых примеров, напрашиваются такие вопросы: как избежать подобных ошибок? Каким образом проводить работу по развитию восприятия?
С этой целью перед началом работы я использую установку на внимание, создаю особый настрой у класса в целом и у отдельных учащихся, которые особенно в этом нуждаются. Чаще всего для активизации внимания используются различные команды – приказы: « Приготовиться!», «Будьте внимательны !». Такая активизация оказывается действенной только тогда, когда даю её очень бережно, только лишь на важнейших этапах работы и обязательно слежу за строгим выполнением инструкции. В случае необходимости активизирующая установка сопровождается более подробными, конкретными указаниями, на что именно следует обратить особое внимание.
Чтобы ученики не допускали пропусков, перестановок, замены цифр, чисел, знаков действий, нужно научить их видеть ошибку, находить её в любом контексте. Исходя из этого, я не показываю ученику, где она допущена, а побуждаю самостоятельно найти ошибку. Первоначально такая работа облегчается, я ограничиваю поиск определёнными рамками («Ищи ошибку во втором примере»). Постепенно границы расширяются, и я лишь указываю на наличие ошибки в работе, в дальнейшем моя помощь ограничивается лишь советом: « Внимательно проверь работу, нет ли ошибок». Выработке у учащихся умений находить ошибки помогает взаимная проверка письменных работ.
Психологи называют и другой недостаток восприятия – его ограниченность, нерасчленённость. Так ученики узнают прямую линию, прямоугольник лишь в горизонтальном положении. Однако как показали исследования, это объясняется не возрастными особенностями, а недостаточной работой учителя по вычленению формы разных предметов. Если на первом этапе знакомства с той или иной фигурой показывать её в различных положениях на плоскости, то указанный недостаток в восприятии не наблюдается.
Развитие восприятия не происходит само собой. Здесь очень велика роль учителя, который повседневно воспитывает умение не просто смотреть, но и рассматривать, не просто слушать, но и прислушиваться, специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки и свойства предметов и явлений, указывает, на что следует обратить внимание, приучает их планомерно и систематично анализировать воспринимаемые объекты. Чем ученик активнее участвует в учебной деятельности, тем быстрее и полнее идёт развитие его восприятия.
Учитывая особенности развития восприятия младших школьников, можно выделить ряд приёмов, помогающих активизировать этот процесс.
2.2. Приёмы, способствующие активизации процесса восприятия.
- Организация самостоятельной работы учащихся при ознакомлении с новым материалом.
На уроке знакомства с прибавлением числа к сумме можно предложить учащимся такую последовательность упражнений:
а) Заменить числа суммой их разрядных слагаемых:
18 = 10 + 8
24 = 20+ …
53 = … + 3
61 = … + …
б) Выразить в указанных единицах измерения:
5 м 2 дм = … дм
70 см = … дм
16 см = … дм … см
86 дм = … м … дм
в) Прокомментировать решение и закончить его:
43 + 4 (40 + 3) + 4 = 40 + (3 + 4) = …
35 + 20 = (30 + 5) + 20 = (30 + …) + 5 = …
27 + 3 = (20 + 7) + 3 = (7 + …) + … = …
-Ознакомление с планом работы над новым материалом.
Это приучает учащихся следить за порядком изложения, за установлением определённых связей между изучаемыми фактами и способствует развитию логического мышления. Например, при знакомстве с темой «Вычитание чисел с переходом через десяток», я даю план действий таким образом:
13 -7 = 6
Уменьшаемое вычитаемое разность
а) вычитаемое 7 заменяем суммой удобных слагаемых 3 + 4, при этом нужно подвести детей к пониманию того, что эти слагаемые удобны;
б) из десяти вычитаем 4 и находим окончательный результат.
- Постановка при изложении нового материала таких вопросов, которые способствуют непосредственному включению учащихся в процесс рассуждения.
Например: при вычитании однозначного числа из двухзначного, оканчивающегося нулями, я даю развёрнутую запись двух первых примеров:
41 – 4 = (30 + 4) + 20 = (30 + 20) + 4 = 54
70 – 8 = (60 + 10) – 8 = 60 = (10 - …) = …
и обращаю внимание учащихся на то, суммой каких слагаемых заменяли уменьшаемое.
- Использование сравнения в процессе работы.
Например, полезно дать развёрнутые записи таких примеров:
34 + 20 = (30 + 4) + 20 = (30 + 20) + 4 = 54
34 + 2 = (30 + 4) + 2 = 30 + (4 + 2) = 36
и затем сравнить сначала первые слагаемые, потом вторые и полученные суммы. Итоговым вопросом может быть такой: почему сумма в первом примере больше, чем во втором?
- Установление связей между ранее изученным материалом и новым.
Примером может служить уже приведённые задания, когда умение разложить на удобные слагаемые помогает усвоить правила прибавления числа к сумме.
- Применение различных средств наглядности: картин, таблиц, дидактического и раздаточного предметного материала.
Использование наглядности помогает созданию у учащихся конкретных представлений об изучаемых явлениях, поддерживает интерес к изучаемому , способствует сознательному его усвоению и формирует умение работать с наглядным предметным и раздаточным материалом.
2.3. Приёмы, способствующие активизации запоминания.
-Установка на запоминание определённого материала на длительный срок и сосредоточение внимания на материале.
- Обязательная проверка понимания учебного материала и сопоставление его с ранее изученным.
Например: задания для самостоятельной работы даже на этапе знакомства с новым материалом я подбираю таким образом, чтобы учащиеся могли сами активно выполнять действия.
а) Выполни по образцу:
50 + 2 = 52 30 + 8 = 38 7 + 90 = …
52 – 50 = 2 38 – 30 = … … - 7 = …
52 – 2 = 50 38 - … = … … - 90 = …
б) Заполни пропуски:
26 ! 27! 28 39 ! 40 ! …
48 !49! 50 … ! 89 ! …
- Использование наглядности.
Для уроков математики можно подобрать много занимательных задач, которые дети очень любят решать.
а) Вот отрывок из стихотворения С.Маршака «Почта»
Кто стучится в дверь ко мне?
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой «5» на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он! Это он!
Ленинградский почтальон.
В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Всё разнёс по адресам…
б) На доске рисунок с изображением гуся.
Вот это Гусь! Смотри какой!
Его поймает тот,
Кто непрерывною чертой
Рисунок обведёт.
Затем предложить задание:
Не отрывай карандаша!
Не пропусти ни линии!
Тому, кто обведёт гуся,
Флажок на парту ставлю я.
Рисунок гуся
На следующем занятии можно показать картинку с изображением ерша.
Рисунок ерша
Устный счёт можно начать со стихотворения
Ну – ка в сторону карандаш!
Ни бумажки, ни ручек, ни мела!
Устный счёт! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
Центральной темой 3 класса является «Умножение и деление в пределах 100» . В ходе проверки выявляю, как учащиеся поняли смысл действия умножения, связь умножения и деления, переместительное свойство умножения. Для этого предлагаю такие задания:
1. Запиши числа, которые делятся без остатка на 7 ( 1 вариант), на 8 (2 вариант).
2. Найти ½ от 1 см, 1 дм.
3.54 уменьши в 9 единиц.
4. Во сколько раз произведение 6 и 8 больше 6?
5. Замени умножение сложением:
4 х 9 = А х 4 =
Замени сложение умножением:
9 + 9 + 9 + 9 + 9 =
А + А + А + А =
6. Вставь знаки _ _ _ , _ _ _ или =
А х 1 … А + 0 18 х 1 … 18 + 0
7. Какое число нужно разделить на 8, чтобы получить 4 ?
8. Какое число можно умножить на 4 , чтобы получить 8 ?
Знание таблицы умножения можно проверить в процессе фронтальной работы с использованием сигнальных карточек и игр.
2.4.Дидактическая игра – одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся.
Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполняют различные упражнения, где им приходятся сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных , формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто верней?», «Кто быстрей?», «Отвечай сразу!», «Получи сдачу».
При закреплении с учащимися знания таблицы умножения я часто использую игру «Теремок». На доске висит таблица, на которой изображён теремок. Окошечки в нём закрыты карточками с примерами. Если ребёнок правильно решил пример, то окошечко открывается и дети видят, кто в «Теремке» живёт. Так же проводится игра «Поймай рыбку!». На таблице с изображением озера в прорезях на ниточках – рыбки. Ученик за ниточку вытягивает рыбку. Если пример решён неправильно, то рыбка отпускается опять в озеро.
ИГРА «Да» и «Нет»
Используются сигнальные карточки, представляющие собой прямоугольник, окрашенный с одной стороны в зелёный цвет «Да» , с другой в красный цвет «Нет»; цифры.
Учитель задаёт вопросы:
- Можно ли разделить число само на себя? (Да).
- Чему равно частное? (1).
- Можно ли число умножить на 0? (Да).
- Чему равна сумма, если одно из слагаемых равно 0? (Второму слагаемому). Будет ли сумма равна 0 ? (Нет).
ИГРА « Незнайка».
Оформление – вопросительный знак с изображением Незнайки. Помогите Незнайке исправить ошибки, будь сам внимателен, не ошибись:
7 + 7 +7 + 7 + 7 = 5 + 5 + 5 + 5 + 5 +
4 + 4 + 4 + 4 = 5 + 5 + 5 + 3 + 2 + 5
6 + 6 + 6 + 7 _ _ _ 6 + 6 + 6 + 6
7 х 1 = 7 х 0
7 х 0 _ _ _ 0 х 7
ИГРА « Кто быстрее»
Кто может быстрее доставить письма по адресу. Выясни номер дома, сравни с числом на письме. Все ли письма найдут адресата (слева – письма – примеры, справа – номера домов) ?
7 х 8 81 : 9 9 х 4 8 9 56
100 – 9 х 8 64 : 8 55 43
Внетабличное умножение можно проверить также в процессе математического диктанта.
Обычно эта тема усваивается легко, но требует длительных тренировочных упражнений.
Перед проведением диктанта повторяем:
1. Алгоритм умножения однозначного числа на двузначное(карточка – Заменяю… умножаю … Нахожу …);
2. Проверку деления умножением;
3. Проводим работу с заранее начерченной таблицей:
Делимое | 26 | 42 | 18 | 53 | 80 | | |
Делитель | 6 | 7 | 9 | 14 | 18 | | |
Частное | 4 |
|
| | | | |
Остаток | 2 |
|
| | | | |
Делитель и остаток выделяем цветом.
Назови ряды чисел, делящихся на 6, 7, 9, 14, 18.
Сравни остаток и делитель.
Составь математическое выражение, проверяющее верность решения (6 х 4 + 2 = 26).
Проведи стрелки от выражения к его значению:
9 х 5 56 24: 3 8
7 х 8 45 12: 4 9
6 х 9 54 54: 6 3
5 х 7 35 45: 9 5
Такие упражнения легко организовать в виде игры «Кто быстрее расставит стрелки?».
Поработайте на «Вычислительной машине».
В машину заложено число 24, и она выполняет указанные действия.
Постепенно число звеньев можно увеличить, включая действия сложение и вычитание.
На этапе закрепления целесообразно использовать наглядные пособия. Приведу примеры некоторых таких пособий.
На плакате для игры в «Молчанку» по кругу в произвольном порядке записаны цифры от 2 до 9 , в центре цифры съёмные. При повторении таблицы умножения с числом 2 в центре прикрепляется кружок с цифрой 2, при повторении таблицы с числом 3 прикрепляется кружок с цифрой 3 и так далее.
Большой интерес вызывает у учащихся игра «Кто быстрее и без препятствий обежит круг». На доске начерчены два круга.
Вызываются два ученика. Они одновременно начинают вычисление в определённых направлениях от указанных чисел, записывая результаты вне круга около соответствующих чисел (около числа 7 – 42, около числа 4 – 24 и так далее).
На этапе закрепления эффективны известные дидактические игры «Угадай пример», «Лесенка», «Лучший счётчик», «Круговые примеры» и другие.
Этой же цели служат и такие упражнения:
1. Из каких множителей составлено число 24, 18 и так далее? Запишите их в пустых квадратах.
2. В пустых кружках, расположенных на одной стороне квадрата(треугольника), расставьте числа так, чтобы их произведение было равно 24/16:
3. Назовите частное чисел:
4. Проведите стрелки от выражения к его значению:
18 : 2 6
18 : 3 9
18 : 6 2
18 : 9 3
5. (Устно) Правильно ли проведены стрелки от выражения к значению?
12 : 2 -------------- 6
12 : 3 -------------- 4
12 : 4 -------------- 2
12 : 6 -------------- 3
На занятиях учащиеся выполняют математические задания, чередуя их с некоторой информацией о животных и событиях в форме беседы, что даёт возможность усилить воспитательный эффект, осуществить межпредметные связи, повысить познавательную активность детей. «При соответствующей подготовке учителя дополнительные сведения на уроке не затрудняют детей, а лишь способствуют усвоению программного материала за счёт создания интереса к учению и повышению познавательной активности» - так утверждает профессор
С. П. Баранов, и с этим нельзя не согласиться.
Приведу некоторые задания.
Задание 1.
Какая птица может ходить по дну водоёма?
Воробей – 3
Оляпка – 4
Сорока - 5
Для проверки выбора ответа воспользуемся цепочкой примеров:
Результат последнего действия, число 4, соответствует слову ОЛЯПКА. Как узнать, сколько всего единиц прибавили к числу 8, сколько из него вычли? Почему было 8, а стало меньше – 4 ?
ОЛЯПКА – певчая птица бурого цвета с белой грудкой. Она может нырять и бегать по дну водоёма, цепляясь за неровности дна, камешки. На дне ловит насекомых, червей и мальков рыб. Пойманную добычу птичка всегда выносит на берег и съедает. Перья у оляпки не намокают, так как они обильно смазаны жиром. Спасаясь от врага, оляпка ныряет в воду.
Задание 2.
Из какой сказки слова: «… а дорога – далека, а корзина – нелегка. Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок?»
«Три медведя» - 8
«Маша и медведь» - 6
«Медведь» - 4
Для проверки ответа воспользуемся решением цепочки примеров.
Какие виды медведей обитают в нашей стране? (Белые, бурые и чёрные). На большей части нашей территории обитают бурые медведи. Бурый медведь – животное спокойное, нет в нём ни злобы, ни хитрости. Вот почему он часто является одним из персонажей сказок. В лесу надо быть очень осторожным и не показываться зверям на глаза. Если же встреча с медведем неизбежна, то лучше дать знать о себе заранее , а не в последний момент. Отпугивает медведя громкий крик.
Задание 3.
- Скажите, дети, скорее: какой инструмент столяру важней?
Ножницы – 7
Пила – 4
Лопата – 8
Для проверки ответа воспользуйтесь решением цепочки примеров.
Задание 4.
Решите кроссворды.
Задание 5.
Расшифруйте примеры.
а) 56 − = б) 82 + =
− 15 = + 8 =
18 + 6 = − 39 =
+ 1 = 94 − 45 =
Выполнение следующих заданий требует всего комплекса мыслительных операций: сравнения объектов, их анализа, выявления связей между объектами, применения подмеченных закономерностей для нахождения неизвестных элементов.
Для выполнения задания ученику необходимо:
1. Сравнить объекты, данные в условии, установить связь между ними и проверить предположение.
2. Применить связь между объектами для ответа на вопрос.
Догадайтесь, как связанны числа и рисунки, находящиеся между ними.
144 |
| 36 |
| 25 ∙ 3 − 9 ∙ 6 |
| 7 |
125 |
| 25 |
| (8 + 17) ∙ 4 − 68 |
| 16 |
284 |
| ? |
| 3 ∙ 15 − 3 ∙ 3 |
| ? |
? |
| 135 |
| ? + 13 |
| 14 |
126 |
| 21 |
| (23 + 37) : 15 + 44 |
| 6 |
Данные задания можно использовать с различными целями: и как обучающие, и как тесты, выявляющие способность ребёнка к анализу, синтезу, сравнению, обобщению. Упражнения способствуют развитию наблюдательности, смекалки, логического мышления.
2.5. ПООЩРЕНИЕ КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Важным фактором активизации учебно – познавательной деятельности является поощрение. В первые годы учёбы у ребёнка ещё мал опыт познавательной деятельности, недостаточно развиты учебные умения, не сформировано самосознание, слабы психические регуляторы деятельности. Учителю важно помнить о неустойчивости мотивов учения, особенно познавательных, у младших школьников, а это приводит к тому, что процесс формирования мотивов учебно – познавательной деятельности может замедлиться.
Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому ребёнок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Американский психолог Э.Торндайк, сравнивая механизм действия поощрений и наказаний, приходит к выводу, что награды имеют тенденцию поддерживать и усиливать любую связь, ведущую к ним, что чувство удовлетворённости, которое вызывает поощрение, намного сильнее, чем чувство неудовлетворённости, вызванное наказанием. Возрастные и психологические особенности младшего школьного возраста указывают нам необходимость использования поощрений для достижения активизации учебного процесса. Поощрением не только оцениваются положительные результаты, видимые в настоящий момент, но и само по себе оно подталкивает, побуждает ребёнка к дальнейшей плодотворной работе.
В.А.Сухомлинский, рассматривая возможности поощрения, отмечал, что успех у шестилетних детей и во всей начальной школе зависит от того, насколько учитель опирается на эмоции ребят. Он считал, что от умения воздействовать на чувственную сферу при использовании поощрений во многом зависит развитие ребёнка.
Ш.А.Амонашвили не только обосновал ряд функций поощрения, но и определил механизм его действия. Эту оценочную роль он образно описывает следующим образом: «Со своего «наблюдательного пункта» поощрение в форме оценки вместе с контролем зорко следят за каждым логическим шагом решения учебно – познавательной задачи, сверяют эти шаги с заранее построенным планом деятельности, соотносят результаты с намеченными эталонами, одобряют каждый правильно сделанный шаг, предотвращают возможные отклонения, порой приостанавливают процесс и привлекают вспомогательные силы для исправления неточностей и ошибок, а затем санкционируют и стимулируют дальнейший ход процесса.»
Я считаю, что главный механизм поощрения как дидактического метода – оценочный. Этот механизм позволяет ребятам соотносить результаты своего труда с поставленной задачей. Оценочный механизм одобряет операции и действия учебно – познавательной деятельности детей, даёт возможность предупредить ошибки, а также стимулирует дальнейший ход размышлений и поиск решений.
Важнейшим результатом применения поощрения как дидактического метода должно стать формирование потребности самой деятельности как высшей формы поощрения.
Таким образом, в поощрении заключается факт признания и оценка достижений ребёнка, при необходимости – коррекция знаний, констатация настоящего успеха, стимулирующая к дальнейшим действиям.
Поощрение развивает внимание, память, мышление, формирует познавательный интерес и так далее.
Применение поощрений должно идти от более простых к более сложным. Можно систематизировать применяемые в школе виды поощрений и классифицировать по средствам выражения.
МИМИЧЕСКИЕ И ПАНТОМИМИЧЕСКИЕ: аплодисменты товарищей; улыбка учителя; ласковый взгляд учителя; пожатие руки.
СЛОВЕСНЫЕ:
- Умница! Молодец!
- Вы сегодня хорошо поработали.
В конце урока называю фамилии учеников, хорошо поработавших.
МАТЕРИАЛИЗОВАННЫЕ:
Флажок на парте; значок; «Грамотейкин», «Лучший счетчик» и тому подобные; благодарность в дневнике; рисунок на обложке тетради.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ:
Познавательная игра; более сложное задание.
Выбор поощрения зависит от личности самого учащегося, от того, насколько сформирован у него познавательный интерес, от подготовленности ребёнка к поощрению, от успеваемости детей, от работы учителя в том направлении.
В результате успешного применения поощрений возрастает познавательная активность; постепенно увеличивается объём работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности; усиливается стремление к творческой активности, ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат в классе: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.
Глава 3. Результативность
Я только начала работу над данной методической темой. Эффективность буду отслеживать через различные формы и методы диагностики.
Экспериментальные исследования познавательных процессов младших школьников на уроках математики проводить буду индивидуально. По результатам этих исследований сделаю выводы.
Роль учителя в восприятии того или иного материала очень велика, т.к. он помогает учащимся быстрее и правильнее находить решение, выбор действия, находить существенные признаки предмета и т.д. Ученики учатся думать, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи.
Восприятие становится думающим, осмысленным.
Литература:
Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка, Отметка.М.,1980.-с.40.
Баранов С.П. Педагогика. М., 1987.- с.106.
Баранов С.П. Виды образовательных задач на уроке. «Начальная школа», -1989. - № 12.
Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей» –Волгоград: Учитель, 2002
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев. 1972. – с.142 – 143.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.,1988.
Тихомирова Л.Ф., Басова А.В. «Развитие логического мышления детей» - Волгоград: Учитель, 2002
Торндайк э. Процесс учения у человека. М., 1935.
Волошина М.И. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики «Начальная школа», - 1992. - № 9.
Мохначёва И. Поощрение как фактор активизации учебно – познавательной деятельности младших школьников «Начальная школа», - 1990. - № 12.