СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема активизации обучения является центральной в современной педагогике и методике биологии. Сущность активизации обучения заключена в активизации обучающей деятельности учителя, в поиске и использовании им эффективных методических приемов организации учебно-познавательной деятельности учащихся и в активизации деятельности самих учеников путем ее самоорганизации и самоконтроля, развития творческого начала в ней.

Просмотр содержимого документа
««Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»»


Тема выступления: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»






























Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

В.Сухомлинский


Познавательный интерес и уровни его развития

Слайд 3. Проблема активизации обучения является центральной в современной педагогике и методике биологии. Сущность активизации обучения заключена в активизации обучающей деятельности учителя, в поиске и использовании им эффективных методических приемов организации учебно-познавательной деятельности учащихся и в активизации деятельности самих учеников путем ее самоорганизации и самоконтроля, развития творческого начала в ней.

Из всего многообразия путей активизации обучения на уроках остановлюсь на одном – активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.

Слайд 4. Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников, залог успеха. Он проявляется в активности и внимании учащихся на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах учителю, в чтении дополнительной литературы и т.п.

Слайд 5. Методисты выделяют 3 уровня развития познавательных интересов учащихся.

Первый элементарный уровень развития позна­вательных интересов проявляется в наличии у учащихся интереса к внешней заниматель­ности содержания знаний, интересным фак­там, описанию конкретных явлений. Основу его формирования составляет репродуктивно-фактологическая деятельность, а твор­ческая активность начинает проявляется в стремлении к самостоятельному выполнению намеченных задач. Этот уровень развития познавательных интересов свойствен млад­шим школьникам, у которых преобладает эмоциональный компонент познавательных интересов, а педагогическое воздействие на этом возрастном этапе состоит главным образом в создании положительного эмоци­онального отношения к содержанию знаний и процессу учения.

Второй уровень развития познавательных интересов присущ подросткам, у которых начинает формироваться интерес к установ­лению причинных зависимостей, познанию существенных свойств предметов и явлений. Уровень творческой активности проявляется в стремлении раскрыть сущность изучаемых процессов и явлений; интеллектуальный ком­понент познавательных интересов начинает преобладать над эмоциональным. Педагогическое воздействие на подростков должно' состоять в формировании у них стремления -. к самостоятельному исследованию би6логических процессов и явлений, решению задач, раскрытию проблем, сущности изучаемых понятий. Этот процесс связан с усложнением характера деятельности, которая носит описательно-поисковый характер.

Третий, наиболее высокий уровень развития познавательных интересов, связан со стремлением учащихся к познанию глубоких теоретических вопросов, мировоззрёнческих и методологических знаний, умением осуществлять деятельность не по образцу, а оригинально, своим особым путем. Основу этого уровня составляет творческая деятельность, а преобладающий компонент познавательных интересов — волевой, проявляющийся в стремлении к самостоятельному добыванию биологических знаний. Этот уровень развития познавательных интересов нужно форми­ровать путем организации систематической самостоятельной поисковой деятельности у подростков. [2].

Все это надо иметь в виду при выборе методических приемов для активизации познавательного интереса.


Методические приемы для активизации познавательного интереса учащихся.

Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения.

Слайд 6. Известны три вида стимулов интереса учащихся к уроку: через содержание биологических знаний; через отношения учитель-ученик и ученик-ученик; через деятельность учеников на уроке, во внеурочной и внеклассной работе .

Что в содержании урока вызывает интерес к нему? Прежде всего - наличие новизны в учебном материале. Нередко тема урока уже знакома из курса прошлого года, из средств массовой информации и поэтому материал представляется хорошо известным и неинтересным, он воспринимается поверхностно. Необходимо с помощью проблемных вопросов, требующих глубокого понимания темы урока, или путем записи на доске плана урока показать учащимся его новизну. Интерес к уроку могут стимулировать различные аспекты его содержания, но и для их восприятия важно возбудить эмоциональную сторону интереса. С этой целью учителя используют произведения искусства, стихи, музыку, слайды, красочные иллюстрации, живые объекты, эпиграфы к учебной теме, к уроку, которые создают определенный эмоциональный настрой учащихся.

Эмоциональный отклик учащихся вызывает использование краеведческого материала, который позволяет лучше познать и полюбить природу родного края.

Для поддержания и укрепления интереса учеников к урокам особое значение имеет организация учебной деятельности учащихся так, чтобы она бала разнообразной по формам и видам учебной работы в течение урока, поисковой, самостоятельной, развивающей мышление.

Разнообразие видов учебной работы на уроке достигается путем комбинирования и вариативного сочетания разных методов и приемов обучения, разных средств наглядности и форм работы (индивидуальной, коллективной, групповой, фронтальной), а также с помощью варьирования структуры урока и использования новых интересных форм работы.

Способствует интересу к уроку и такой стиль отношений между учителем и учащимися, который создает доброжелательную и увлеченную совместным процессом познания атмосферу урока, когда учитель проявляет убежденность и эрудицию, поощряет даже маленькие успехи слабого ученика, поддерживает у каждого веру в свои силы. Немалую роль играют и отношения с одноклассниками, дисциплина во время урока.

С целью формирования познавательного интереса учащихся, активации их на уроках биологии используются различные приемы. С помощью методических приемов увеличиваются возможности вариативного применения методов, повышается их эффективность.

Слайд 7. В методике биологии методические приемы рассматриваются как отдельные действия учителя или учащегося, входящие в состав методов.

Слайд 8. Существует большое разнообразие методических приемов. Можно предложить несколько вариантов их классификации [1].

Например, во время рассказа или лекции учитель демонстрирует опыт, отдельные кадры диафильма или слайды. Эти приемы можно назвать демонстрационными, они иллюстрируют речь учителя, способствуют образному восприятию биологического объекта или процесса.

Рассказ, лекция, беседа сопровождаются рисунком на доске, вычерчиванием схемы, записью новых терминов, определений. Это графические приемы, которые обогащают слово учителя графическим образом, помогают выделить нужный вопрос, привлечь внимание к основному содержанию.

Используются также логические приемы, которые требуют проведения анализа явлений, обобщения и систематизации фактов, формулирования выводов. Овладение учащимися логическими приемами ведет к повышению качества их знаний. В основе логических приемов лежат мыслительные операции, поэтому овладение ими свидетельствует о сформированности интеллектуальных умений, о развитии школьников.

Прием новизны предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.

Прием семантизации – это возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова.

Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике.

Приемы создания проблемной ситуации разнообразны и требуют отдельного разговора.

Прием значимости, при котором создается установка на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной или эстетической ценностью.

Для активизации обучения на уроках биологии используются приемы технологии критического мышления, развивающего обучения, игровых методик. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся; способствуют развитию бережного отношения к природе.

Методические приемы активизирующие деятельностью учащих­ся используются на разных этапах урока:

Слайды 9-13. Приемы, активизирующие деятель­ность учащихся на этапе проверки домашнего задания.


1. «Слушай, не зевай».

Одновременно 3 ученика перед классом поднимают свою карточку, если вопрос - утверждение учителя кажется им правильным.


2. Пока не звенит колокольчик или Оратор.

Сообщение, подготовленное учеником, звучит в течение 1 минуты. За одну минуту надо сказать много и интересно.


3. Ты мне, я тебе.

Вопросы по домашнему заданию.


4. Спор – конкурс. (Сократический прием)

7 класс. Два ученика доказывают, что эвглена- это растение, эвглена - это животное.


5. Горячий стул.

Один ученик садится перед классом. Остальные задают ему вопросы по домашнему заданию.


6. В кабинете у врача.

Один ученик изображает пациента, который с жалобами обращается к «врачу». «Врач» задает вопросы, ставит диагноз и дает рекомендации.(8 класс)


7. Народная мудрость (пословицы, поговорки, приметы).

Объясните выражение:

«Долго жуешь – долго живешь». (8 класс. Регуляция пищеварения )


8. Письмо Незнайки.

Найдите и исправьте ошибку в тексте


5 класс «Как питаются разные живые организмы»

Все живые организмы должны питаться.

Животные, которые питаются другими животными - паразиты. Соками организма хозяина питаются хищники, а растениями растительноядные животные.

Вещества, которые образуются в живом организме, называют питательными.

Питание животных и человека, а следовательно, жизнь на Земле зависят от вирусов. Растения могут образовывать органические вещества из воды и углекислого газа. Синий цвет - цвет жизни. В клетках листьев растений есть особое вещество синего цвета - хлороформ.

Растениям для жизни, кроме органических веществ необходимы минеральные соли. Их поставляет цветок.


9. Что бы это значило?

7 класс. На картинке, диапозитиве какое-то изображение (образование цисты, размножение амебы). Дать исчерпывающий ответ.


Слайды 14-18. Приемы, активизирующие деятель­ность учащихся на этапе восприятия и спо­собствующие пробуждению интереса к изу­чаемому материалу. Ввод в тему.


1. Закончи предложения.

8 класс. Введение.

Гигиена – наука о …

Физиология – наука о…

Анатомия – наука о …

Сегодня на уроке мы познакомимся с науками, изучающими человека, их методами исследования. Проверим правильность ваших предположений.


2. Прочитайте тему урока, записанную с помощью значков или с помощью цифр.

5 класс. Как питаются паразиты.

4 2 1 2 5 6 3 7 (1-Р, 2-А, 3-Т, 4-П, 5-З, 6-И, 7-Ы)


3. Загадки.

5 класс. Царство грибов


С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат,

Коль гроза на горизонте

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло,

Он считает повезло!

(гриб)


- Сформируйте тему нашего урока?


4. Третий лишний.

Тренировка логического мышления. Проанализируйте ряд слов и назовите то слово, которое не соответствует всем другим. Свой выбор обоснуйте

6 класс. Разнообразие и значение плодов.

Плоды: слива, горох, абрикос, персик.

Ответ: горох, так как многосемянной плод, а остальные односемянные. Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием и значением плодов.


5. Ассоциация.

Перед уроком написать ассоциации со словом………. и поместить их на доске.


6.Вставь пропущенные слова (с неизвестными для учащихся терминами).


Урок «Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом» (9 класс)


Общее число, размеры и форму хромосом, характерное для того или иного вида организмов -…….. .Во все соматических клетках человека имеется …. хромосом.

Неполовые хромосомы называют …….. . Пару различающихся хромосом, неодинаковых у мужчины и женщины, называют …… хромосомами. Их обозначают …. и .... .


7. Верите ли вы, что… (Прием новизны).

Занимательная информация по теме. Далее работа с учебником и другими источниками информации в поисках правильных ответов на поставленный вопрос?


Урок «Моногибридное скрещивание» (9 класс)

Верите ли Вы, что у праворуких родителей может родиться ребенок левша?


8. Мозговая атака (штурм). Напиши все, что ты знаешь по этой теме.


9. Групповая атака ( по цепочке). Я думаю так… (Прием создания проблемной ситуации)

Слайды 19-24. Приемы активизации деятельности учащихся на этапе осмысления (усвоения) изучаемого материала.


1. Решение биологических задач.

Тема: Опорно-двигательная система.(8 класс)

Выходя, из автобуса мужчина, поскользнувшись, повредил ногу. Нога в районе голеностопного сустава припухла, посинела. Сустав потерял подвижность. Какой диагноз поставит врач?


2. Мини – эксперимент (Исследовательский прием).

Поставить и обсудить результаты эксперимента на уроке. 8 класс. Мини – эксперимент (исследовательский прием)

Урок «Закономерности работы головного мозга» Посмотрите на картинку, что Вы видите? (лягушку).

А теперь попробуйте найти лошадь на той, же картинке.

Чем объяснить это явление? ( законом взаимной индукции)


3. Работа с учебником ( Прием создания проблемной ситуации)

Прочитать текст учебной ста­тьи (с. . . .)

Составить:

а) схему,

б) таблицу,

(Примечание: обучение этому умению осуще­ствляется поэтапно: 1) учитель демонстрирует образец работы; 2) учитель показывает, как со­ставить по тексту схему, табли­цу; 3) учитель упражняет учащихся в выполнении задания.


4. Тест как инструмент обучения.

При изучении нового материала учащимся предлагается выбрать правильное утверждение и доказать правоту своего выбора. При закреплении материала учащиеся предварительно работают с текстом учебника, затем предлагается тестовое задание с последующей дискуссией по теме. При обсуждении вопросов учитель просит от ученика построить изложение материала в необходимой логике и с употреблением всех терминов и понятий, вошедшие в тестовые задания.


5. Установи последовательность.

Изучение внутреннего строения. Из набора карточек выбрать карточки с названиями органов пищеварения (кровеносной, нервной) системы и разложить в нужной последовательности.


Слайд 23-28. Приемы активизации познавательной деятельности на этане воспроизведения полученных знаний.


1. Отгадай кроссворд.


Требования к составлению кроссворда.

Учитель предлагает решить готовый кроссворд, содержащий 4-5 вопросов по вертикали и горизонтали. После того как учащиеся усвоят принципы работы с кроссвордами, можно предлагать им более сложные.

Распространенный прием работы с кроссвордами – составление вопросов к решенному кроссворду. Такой прием интересен для старших школьников.

2. «Чудо – дерево».

На обратной стороне листьев задания или занимательные вопросы.


3. Аукцион «Кто больше?»


4. Да – нет, дай ответ (мини – викторина). Это репродуктивный метод. Задаются вопросы на утверждения по диагонали, по периметру, через одного, зигзагом.


5. «Переводчики».

На выбор учеников термины на карточках, прикрепленные к магнитной доске. Дать определение понятия.


6. Третий лишний.

Задание “Лишняя картинка”.

Нужно найти одну лишнюю картинку из четырех. Почему вы считаете, что именно она лишняя? Каким общим понятием можно назвать остальные картинки?


7. «Чьи детки на этой ветке?» (Прием натурализации)

Выдается набор побегов, цветков, листьев, плодов. Задание: собрать все одного вида. (6 класс Семейства цветковых растений.)


8. Установи последовательность (Прием моделирования, прием схематизация).

Изучение внутреннего строения. Из набора карточек выбрать карточки с названиями органов пищеварения (кровеносной, нервной) системы и разложить в нужной последовательности.(7 класс)


9. Игра «Поиск».

Цель: облегчить усвоение новых терминов. Проводится в конце урока в течение нескольких минут. Ученики ищут в учебнике новые термины и т.д.

Слайд 29-31. Приемы активизации познавательной деятельности на этане домашнего задания


1. Составь кроссворд. При этом они учатся четко, грамотно и лаконично ставить вопросы, что способствует грамотной речи и ответственности. На следующем уроке учащиеся обмениваются составленными кроссвордами. Каждый ученик при этом отгадывает кроссворд товарища, находит в нем ошибки и выставляет отметку составителю. После завершения изучения темы проводится «Базар кроссвордов»(головоломок, ребусов и т.п., составленных учениками)





















ЖИВЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
















































Ж

И

В

Ы

Е
















1С

Т

Р

А

У

С

Н

И

К


2Г

Р

О

З

Д

О

В

Н

И

К



















3О

Р

Л

Я

К















4П

Л

А

У

Н












5Б

У

Л

А

В

О

В

И

Д

Н

Ы

Й









6К

Р

Е

М

Н

Е

З

Е

М













7М

А

С

Л

О







8С

П

Л

Ю

С

Н

У

Т

Ы

Й















9К

О

Ч

Е

Д

Ы

Ж

Н

И

К























1. Папоротник, название которого связано с пером птицы.


2. Род папоротников, довольно мелких, образующих в год по одному листу.


3. Наиболее ценный в практическом отношении папоротник, экспортируемый в Японию.


4. Семейство отдела плауновидных.


5. Самый декоративный плаун.


6. Вещество, содержащееся в стеблях хвоща, придающее им прочность и жесткость.


7. Вещество, содержащееся в спорах плауна, легко воспламеняющееся, применяющееся при изготовлении ракет для фейерверка


8. Вид плауна с очень мелкими листьями, срастающимися со стеблем.


9. Название этот вид папоротника получил из-за формы корневища.


2. Составь тест.


3. Сочини сказку (Прием символизации).


6 класс. Клеточное строение растений.

Сказка «Клетка» по мотивам сказки «Теремок» ( в этой сказке каждому герою дается прозвище, отражающее его сущест­венную характеристику — муха-полетуха, лягушка-ква­кушка, мышка-норушка, и т. д. В сказке «Клетка» также каждый герой должен иметь свое прозвище. Такой прием позволяет учащимся самостоятельно придумать образ, от­ражающий функцию органоида).


4. Проделай опыт или наблюдение. На следующем уроке ученики демонстрируют и объясняют результаты.


5. Составь вопросы однокласснику.


В чем различие... Что называется.

Что будет если... Верно ли, что...

Почему вы думаете, что... Когда...

Объясните почему... Какой... Где...

6. Подумай над вопросом (Эвристический прием).


Заключение

Применение всего разнообразия методических приемов способствует обогащению методов обучения биологии, более эффективному их использованию в целях прочного усвоения учащимися системы биологических знаний, умений и навыков.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!