СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Активные формы и методы организации урочной и внеурочной физкультурно-оздоровительной деятельности в ГБПОУ "ПУ№58"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физкультурно-оздоровительная деятельность - это одно из ведущих направлений деятельности образовательного учреждения, ориентированное на развитие физических, психических и личностных качеств и социальных потребностей обучающихся, на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни посредством использования психологопедагогических методов и форм, средств физической культуры.

Просмотр содержимого документа
«"Активные формы и методы организации урочной и внеурочной физкультурно-оздоровительной деятельности в ГБПОУ "ПУ№58"»

Физкультурно-оздоровительная деятельность – это одно из ведущих направлений деятельности образовательного учреждения, ориентированное на развитие физических, психических и личностных качеств и социальных потребностей обучающихся, на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни посредством использования психолого-педагогических методов и форм, средств физической культуры.

Методологической основой организации занятий по физической культуре является системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и качества здоровья обучающихся.

В соответствии со структурой двигательной деятельности содержание учебной дисциплины «Физическая культура» представлено тремя содержательными линиями:

1) физкультурно-оздоровительной деятельностью;

2)спортивно-оздоровительной деятельностью с прикладной ориентированной

подготовкой;

3) введением в профессиональную деятельность специалиста.

П е р в а я содержательная линия ориентирует образовательный процесс на укрепление здоровья студентов и воспитание бережного к нему отношения. Через свое предметное содержание она нацеливает студентов на формирование интересов и потребностей в регулярных занятиях физической культурой и спортом, творческое использование осваиваемого учебного материала в разнообразных формах активного отдыха и досуга, самостоятельной физической подготовке к предстоящей жизнедеятельности.

В т о р а я содержательная линия соотносится с интересами студентов в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности обучающихся.

Т р е т ь я содержательная линия ориентирует образовательный процесс на развитие интереса студентов к будущей профессиональной деятельности и показывает значение физической культуры для их дальнейшего профессионального роста, самосовершенствования и конкурентоспособности на современном рынке труда.

Основное содержание учебной дисциплины «Физическая культура» реализуется в процессе теоретических и практических занятий .

Формы теоретических и практических занятий физической культуры

- уроки физической культуры, направленные на овладение учебным материалом по программе (часы базового компонента).

Для организации учебно-тренировочных занятий студентов по физической культуре кроме обязательных видов спорта (легкой атлетики, кроссовой подготовки, лыж, плавания, гимнастики, спортивных игр) дополнительно предлагаются нетрадиционные (ритмическая и атлетическая гимнастика, ушу, стретчинг, таэквондо,

армрестлинг, пауэрлифтинг и др.). 1

Специфической особенностью реализации содержания учебной дисциплины «Физическая культура» является ориентация образовательного процесса на получение преподавателем физического воспитания оперативной информации о степени освоения теоретических и методических знаний, умений, состоянии здоровья, физического развития, двигательной, психофизической, профессионально-прикладной подготовленности студента.

С этой целью до начала обучения в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, студенты проходят медицинский осмотр (диспансеризацию) и компьютерное тестирование. Анализ физического развития, физической подготовленности, состояния основных функциональных систем позволяет определить медицинскую группу, в которой целесообразно заниматься обучающимся: основная, подготовительная или специальная.

К основной медицинской группе относятся студенты, не имеющие отклонений в состоянии здоровья, с хорошим физическим развитием и достаточной физической подготовленностью.

К подготовительной медицинской группе относятся лица с недостаточным физическим развитием, слабой физической подготовленностью, без отклонений или с незначительными временными отклонениями в состоянии здоровья.

К специальной медицинской группе относятся студенты, имеющие патологические отклонения в состоянии здоровья.

Используя результаты медицинского осмотра студента, его индивидуальное желание заниматься тем или иным видом двигательной активности, преподаватель физического воспитания распределяет студентов в учебные отделения: спортивное,подготовительное и специальное.

На спортивное отделение зачисляются студенты основной медицинской группы, имеющие сравнительно высокий уровень физического развития и физической подготовленности, выполнившие стандартные контрольные нормативы, желающие заниматься одним из видов спорта, культивируемых в СПО. Занятия в спортивном отделении направлены в основном на подготовку к спортивным соревнованиям в

избранном виде спорта.

На подготовительное отделение зачисляются студенты основной и подготовительной медицинских групп. Занятия носят оздоровительный характер и направлены на совершенствование общей и профессиональной двигательной подготовки обучающихся.

На специальное отделение зачисляются студенты, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Занятия с этими студентами нацелены на устранение функциональных отклонений и недостатков в их физическом развитии, формирование правильной осанки, совершенствование физического развития, укрепление здоровья и поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения. 2

Таким образом, освоение содержания учебной дисциплины «Физическая культура» предполагает, что студентов, освобожденных от занятий физическими упражнениями, практически нет. Вместе с тем в зависимости от заболеваний двигательная активность обучающихся может снижаться или прекращаться. Студены, временно освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий, осваивают теоретический и учебно-методический материал, готовят рефераты, выполняют индивидуальные проекты. Темой реферата, например, может быть: «Использование индивидуальной

двигательной активности и основных валеологических факторов для профилактики и укрепления здоровья» (при том или ином заболевании).

Все контрольные нормативы по физической культуре студенты сдают в течение учебного года для оценки преподавателем их функциональной и двигательной подготовленности, в том числе и для оценки их готовности к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

На уроках следует применять следующие методы организации обучающихся.:

фронтальный, поточный, групповой, индивидуально-дифференцированный , метод круговой тренировки, игровой и соревновательный методы.

1. Фронтальный метод характеризуется выполнением всем составом класса одного и того же задания независимо от форм построения учащихся (в колоннах, нескольких шеренгах, в круг). Этот метод широко используется во всех частях урока, но преимущественно в подготовительной и заключительной части. Однако нужно стремиться как можно больше использовать фронтальный метод и в основной части урока. Его преимущество – большой охват учащихся. При этом обеспечивается высокая моторная плотность (можно успеть больше сделать за счет увеличения времени непосредственно на двигательную деятельность обучающихся), что очень существенно.

Фронтальный метод успешно применяется при управлении однородной деятельностью занимающихся, не требующей страховки, например — при разучивании и совершенствовании техники выполнения высокого и низкого старта в беге на короткие дистанции, ряда простейших акробатических упражнений (кувырков перекатов и др.), при отработке технических приемов игры в волейбол в парах (передача мяча и др.).

Важным требованием является такое расположение занимающихся, чтобы они не мешали друг другу, все видели преподавателя а он, в свою очередь, обучающихся.. Сложность фронтального метода заключается в недостаточном контроле всех обучающихся.


3

2.Поточный метод – все обучающиеся выполняют одно и то же упражнение «потоком», когда один занимающимся ещё не закончил выполнение задания, а другой уже приступает к нему, т. е. беспрерывным потоком. Это могут быть упражнения с продвижением вперёд (например, упражнения в равновесии при ходьбе по гимнастической скамейке). При этом таких потоков может быть 2-3, в зависимости от конкретных условий. Например, при наличии двух-трёх гимнастических скамеек или брёвен.

Преимущество одного потока – в большей возможности наблюдать за индивидуальным выполнением упражнений. При 2-3 потоках увеличивается плотность урока, следовательно, и нагрузка. Поточный способ удобен при выполнении акробатических упражнений, упражнений с длинной скакалкой, в лазанье по скамейке и гимнастической лестнице, в перелезании, в равновесии, при опорных прыжках и прыжках в длину и в высоту, а также при изучении приёмов игры в баскетбол, при спусках и подъёмах на лыжах.

Разновидностью поточного способа будет поочерёдное выполнение нескольких различных упражнений. Например, вначале обучающиеся идут по скамейке, затем перелезают через бревно, далее прыгают через планку.

б)Групповой способ организации обучающихся.
При групповом методе обучающиеся распределяются по группам в зависимости от физической подготовленности и способностей. При групповом методе задания могут иметь различный характер. При групповом методе преподаватель с наибольшей точностью определяет уровень технической и силовой подготовленности обучающихся. В соответствии с этим даёт то или иное задание. Преимущество – то, что преподаватель дает задание по силам и ведет контроль и обучение в зависимости от сложности упражнения. Преподаватель одновременно следит за всеми. Роль учителя выполняют помощники. Плотность урока высокая.

в) Круговой тренировки (задания распределяются по станциям и обучающиеся выполняют их отдельно, переходя от одной станции к другой по сигналу учителя).

Обычно этот способ применяется для обучающихся старших классов. Он основан на повышенной двигательной деятельности и способствует разностороннему физическому развитию.

2 Особенности круговой тренировки на уроках физической культуры.
Одна из важнейших особенностей урока по методу круговой тренировки - четкое нормирование физической нагрузки и в то же время строгая индивидуализация ее. Есть и другие особенности круговой тренировки. Раскроем каждую из них. 

4


Для проведения занятий по круговой тренировке составляют комплекс из 6 - 12 относительно несложных упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц - рук, ног, спины, брюшного пресса. Простота движений позволяет повторять их многократно. Выполнение упражнений в различном темпе и из разных исходных положений влияет на развитие определенных двигательных качеств. Объединение отдельных ациклических движений в искусственно-циклическую структуру путем серийных их повторений дает возможность комплексного развития двигательных качеств и способствует повышению общей работоспособности организма. 
В зависимости от числа упражнений в комплексе класс делят на 6 - 8 групп по 3 - 5 человек. 

Сложность заключается в организации построения обучения.

Вывод: удобно применять к одной по силе группе.

г) Индивидуально-дифференцированный метод:

Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Приступая к работе прежде всего надо определить, с каким составом обучающихся предстоит работать в течении нескольких лет. В начале учебного года необходимо выявить уровень физической подготовленности и состояние здоровья обучающихся (по данным медицинских осмотров). Представление о степени подготовленности обучающихся в овладении определённым двигательным действием можно получить с помощью наблюдения за умением воспроизвести задание или упражнение в заданном темпе, ритме, с заданной амплитудой. 
Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости обучающегося по физической культуре.

Большое внимание уделяется теоретическим знаниям в области культуры и спорта таким как знания о гигиене, возрастных особенностях организма, самоконтроля влияния физических упражнений на организм.

Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться. 5

В практике физического воспитания соревновательный метод позволяет:
-стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

-выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

-обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

-содействовать воспитанию волевых качеств.

Конечная цель физического воспитания в ГБПОУ состоит в том, чтобы из стен училища выходили здоровые физически и духовно сильные, выносливые, стройные с красивой осанкой молодые люди, со стойкой привычкой к физическому самосовершенствованию.

В практике применяю следующие способы активизации обучающихся:

  1. Метод познавательного интереса (нужно вызвать интерес ко всей деятельности преподавателя, начиная с постановки задач и т.д.) Обеспечение межпредметных связей при изучении учебного материала (примеры из физики, географии) при обучении физическим упражнениям важно рассказать о влиянии физической культуры на здоровье человека (данные анатомии и физиологии). Развитие аналитического мышления, т.е. установления ошибок, как их устранить, от чего они происходят.

  2. Метод проблемного изучения. Задача ставится на несколько уроков на перспективу и обучающиеся находят оптимальное решение.

Внеурочная деятельность.

Актуальность данной темы

Внеурочная деятельность по физической культуре в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность. Это ресурс, благодаря которому общеобразовательное учреждение может достичь нового качества образования. От учебной деятельности она отличается тем, что

– осуществляется на добровольных началах;

–определяется с учетом интересов обучающихся и условий материально-технической базы;

– строится на общественной активности обучающихся и формировании у них мотивации к занятиям в коллективе физической культуры;

– существует поддержка и контроль со стороны администрации, преподавателей.






6

2. Формы внеурочной деятельности


В комплексной программе физического воспитания в ГБПОУ «ПУ№58» включены также такие формы, как занятия в спортивных секциях, группах ОФП, самостоятельные занятия, выполнение домашних заданий, физкультурно-спортивные мероприятия в общежитии.

Занятия в спортивных секциях по видам спорта характеризуются особенностями, вытекающими из того, что выбор предмета, установки на достижения, затраченное время прямо зависит от индивидуальных особенностей занимающихся.

СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ.


В ГБОУ НПО «ПУ№58» большое внимание уделяется развитию способностей обучающихся, повышению уровню физической подготовки:

Работают спортивные секции по видам спорта: «ВОЛЕЙБОЛ», «ФУТБОЛ», для обучающихся, проживающих в общежитии оборудована спортивная комната, для самостоятельных занятий настольным теннисом, общей физической подготовкой.

ЦЕЛИ:

- развитие физических качеств и способностей

- закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта

- подготовка спортивного резерва

ЗАДАЧИ:

- сохранение и укрепление здоровья

- закрепление знаний о закономерностях спортивной тренировки.

Разработаны программы секции, которые имеют физкультурно-спортивную направленность и предназначены для углубленного изучения технико-тактических приемов.

Организованы группы из числа обучающихся ГБПОУ «ПУ №58», желающие заниматься избранным видом спорта. Количество занимающихся в группе 20 человек.

В результате освоения программы, обучающиеся выполняют контрольные нормативы, которые способствуют выявлению и подготовке лучших спортсменов для участия в соревнования разного уровня.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: Ведется работа по улучшению условий для занятий разными видами спорта, обновлению и пополнению спортивного инвентаря.

Имеется спортивный зал, плоскостные спортивные сооружения- волейбольная площадка, футбольное поле, необходимый инвентарь для занятий спортивными играми – мячи волейбольные, сетка волейбольная, мячи футбольные, стол для настольного тенниса, ракетки. Для занятий общей физической подготовкой имеются тренажеры, гири, гантели, штанга с дисками, перекладина, скакалки. 7

Наряду со спортивными секциями в ГБПОУ «ПУ №58» создаются группы по общей физической подготовке (ОФП). В их задачу входит повышение общей физической подготовленности обучающихся путем использования в занятиях с ними различных средств физической культуры и спорта, составляющих основу учебной программы по физической культуре.

К занятиям в таких группах привлекаются обучающиеся, которые несколько отстают в своем физическом развитии или нуждаются в дополнительных занятиях как недостаточно подготовленные к выполнению требований учебной программы.

Особое внимание требуется к обучающимся с недостаточным развитием двигательных качеств и навыков. Для этой группы учащихся организуются дополнительные внеурочные занятия по подготовке к сдаче учебных нормативов. Учитель физической культуры для этой группы обучающихся должен подобрать и определить индивидуальные задания физических упражнений, исходя из индивидуальных, возрастных особенностей развития физических качеств обучающихся.































8

СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ.

Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью повышения преимущества в степени физической подготовленности.

Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи , что и на занятиях спортивной секции, однако спортивные соревнования позволяют добиться более высоких результатов в физическом развитии и подготовке обучающихся.

Для проведения соревнований в ГБОУ НПО «ПУ№58» составлен:

1.План физкультурно-оздоровительных мероприятий

2. Календарь спортивно-массовых мероприятий.

Согласно этим документам проводятся соревнования между обучающимися учебных групп. Каждый обучающий с учетом медицинских показаний может принять участие в самых разных соревнованиях:

День здоровья, соревнования по видам спорта - настольному теннису, футболу, волейболу, «А ну-ка, парни!» По итогам, проведенных соревнований определяются победители на личное первенство и командное. Таким образом производится отбор сильнейших участников и подготовка спортивного резерва для соревнований городского, районного и областного уровня.


Самостоятельные занятия физической культурой являются так же, как домашние задания, дополнением к урокам физической культуры и способствуют самодисциплины, служат внедрению физических упражнений в повседневную жизнь обучающихся. Содержание заданий разрабатываются в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся и фиксируются в журнале теоретического обучения.

Для обучающихся, проживающих в общежитии оборудована спортивная комната, для самостоятельных занятий настольным теннисом, общей физической подготовкой.

Самостоятельные занятия могут предусматривать изучение теоретических основ физической культуры, выполнение комплексов общеразвивающих упражнений, направленных на развитие физических качеств, разучивание и выполнение комплексов утренней зарядки.









9



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №58»








СООБЩЕНИЕ:

«АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГБПОУ «№ ПУ №58».






















Подготовила руководитель физвоспитания

Фомина Г.Н.





2017г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!