СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы обучения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка примеров активных методов обучения на различных этапах урока

Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения»

Активные методы обучения (АМО) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровой форме работы и творческом характере обучения, на интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению.

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

  • формирование положительной учебной мотивации;

  • повышение познавательной активности учащихся;

  • активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

  • стимулирование самостоятельной деятельности;

  • развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

  • эффективное усвоение большого объема учебной информации;

  • развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

  • развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

  • раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

  • развитие навыков самостоятельного умственного труда;

  • развитие универсальных навыков.

При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя по проектированию такого занятия и цикла уроков, знания активных методов обучения, технологии модерации, психофизиологических особенностей школьников. Но все эти вложения с лихвой окупаются эффектами от внедрения АМО.

Непременным условием обеспечения эффективности АМО является изменение существующей роли ученика в образовательном процессе. Субъект-объектные отношения, в которых учащемуся отводится подчиненная роль запоминающего устройства, не способны обеспечить успешное внедрение АМО, да и не нуждаются в них. Реалии сегодняшней жизни требуют от человека, в том числе, выпускника школы самостоятельности в принятии решений, гибкого реагирования на вызовы динамично изменяющегося мира, смелости в принятии личной ответственности за совершенные поступки. Сама жизнь диктует необходимость замены существующей роли школьника, как послушного исполнителя, на его активное участие в образовательном процессе. Принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений, признание его значения и ответственности за результаты обучения создадут ту необходимую среду, которая позволит эффективно использовать активные методы обучения.


Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Активный метод начала занятия


Это могут быть такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

Метод «Поздоровайся локтями»

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство
Численность – весь класс.
Время – 5 минут
Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению.

Проведение:
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее:
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только четыре минуты. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Через четыре минуты ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.
 

Активный метод выяснения целей, ожиданий и опасений


Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.

Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать, например, на перовом уроке в начале учебного года следующий метод:

Метод «Фруктовый сад»

Цель – Учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Численность – весь класс.
Время – 20 минут
Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.

Проведение:
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.

Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

Метод «Воздушные шарики»

Цель; определить ожидания и опасения учащихся

Материалы: вырезанные из цветной бумаги воздушные шарики и тучки, плакат с нарисованным внизу человечком, скотч, листочки бумаги.

Время: 20 минут

Структура работы: учащиеся распределяются на пары. Каждой паре выдаётся по два «воздушных шарика» и по две тучки.

На первом этапе каждому учащемуся предлагается написать на одном листочке свои ожидания, на другом — опасения.

Далее, работая в парах учащиеся отбирают по два наиболее значимых ожидания и опасения. Ожидания записываются на шариках, опасения — на тучках.

Шарики крепятся на плакат к «ниточкам» над человечком, тучки — слева и справа от него.

По мере занятия несбывшиеся тучки-опасения убираются, а сбывшиеся ожидания-шарики «взлетают».

Метод «Вместе мы построим дом»

Цель; участники самостоятельно определяют свои ожидания, узнают ожидания других, наблюдают за результативностью учебного процесса.

Материалы: заготовленные заранее бумажные листочки в форме бревен, фломастеры, скотч, на листе ватмана наброски дома.

Время: 20 минут

Структура работы: учащиеся описывают свои ожидания на листочках-бревнах, которые крепят в форме забора около нарисованного дома. Как только ожидание исполняется, «бревнышко» перемещается на свободное в макете дома место. Если по окончании занятия дом будет построен, значит учебный процесс был организован правильно.

Примечание: учащиеся могут самостоятельно перемещать бревнышки, если их ожидания оправдались. Если группа не проявляет активность, можно организовать обсуждение и передвигать (или не передвигать) бревна в зависимости от реализации ожидания.
 

Активный метод презентации учебного материала


В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Стриптиз», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:

Метод «Инфо-угадайка»

Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.
Группы: все участники.
Время: Зависит от объема нового материала и структуры урока.
Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры.

Проведение:
Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана или блокнот флипчата, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

Метод «Мозговой штурм»

Цель:

  • генерировать максимальное количество идей на заданную тему;

  • развивать способность видеть проблему в многообразии подходов;

  • способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в группе на базе решения общей творческой задачи;

  • снять излишнюю зависимость в ориентации на привычные идеи и мнения других, дать пример плюралистического подхода к решению творческой групповой задачи.

Группы: все участники.

Численность: без ограничения.

Время: 10-30 минут
Материал: большой блокнот для записей, фломастеры.

Проведение:

«Мозговая атака», «мозговой штурм» - один из популярных методов работы группы над решением задач. «Мозговой штурм» призван генерировать множество разнообразных идей. Плодотворность работы будет тем выше, чем свободнее, раскованнее, менее зависимыми от чьего бы то ни было суждения или осуждения будут участники группы.

Правила «мозгового штурма» просты:

Назначается секретарь, задача которого — буквально и полно записывать ВСЕ идеи, ассоциации, предложения, которые будут высказываться участниками. Запрещаются любые критические замечания, выражения пренебрежения, насмешки, скептические высказывания и другие явные или скрытые формы критики. Все идеи заведомо считаются достойными, имеющими право на существование.

Идеи идут потоком: чем больше, тем лучше. Качество во время «сбора» идей никого не волнует. Смысл этого правила в максимальном снятии зажимов, барьеров, оценочной самоцензуры, раскрепощении каждого члена группы.

Обсуждение идей проводится после перерыва. Надо дать группе остыть после «сбора идей», чтобы по прошествии времени с долей ответственности перейти к разбору полученного материала и только тогда перейти к критической оценке представленных предложений, идей, мнений.

Метод «Стриптиз»

Цель: концентрация внимания участников.

Группы: все участники.

Численность: без ограничения.

Время: 5 минут
Материал: необходимые записи по теме, сделанные заранее на большом плакате, скотч.

Проведение:

Ведущий заранее записывает на листах ватмана некоторые материалы, которые он будет сообщать участникам занятия в ходе выступления и закрывает их, загнув нижнюю часть листа вверх (с помощью скотча или магнитов, если доска магнитная). Во время сообщения информации, ведущий постепенно открывает свои записи (тезисы) слушателям.

Примечание:

При использовании этого метода достигается сразу несколько результатов: используется эффект визуализации того, что произносится, соответственно, участники лучше воспринимают информацию, а также поддерживается их заинтересованность в том, что будет дальше.

Метод «Кластер»

Цель: концентрация внимания участников, структурирование информации.

Группы: все участники.

Численность: без ограничения.

Время: 5-10 минут
Материал: цветные карточки, фломастеры, скотч.

Проведение:

Ведущий в ходе сообщения записывает основные мысли на заранее подготовленных цветных карточках (они могут быть заранее распечатаны) и приклеивает их на доску.

Таким образом, участники могут визуально следить за ходом мысли ведущего.

В результате получается структурированный краткий конспект сообщения.



Активный метод организации самостоятельной работы над темой


При организации самостоятельной работы над новой темой важно, всесторонне и глубоко проработать новый материал, чтобы обучающимся было интересно.

Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания».

Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня».

Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».

Вхождение в тему

Метод «Ульи»

Цель: научиться завязывать разговор в малых группах.
Группы: 3-6 человек
Численность: без ограничения
Время: 10-20 мин.
Материал: карточки или листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата (магнитно-маркерная доска)), фломастеры.

Проведение:
Участники разбиваются на группы по 3-6 человек в каждой. В группах обсуждается один или два вопроса. Например: Что для меня лично связано с темой занятия? Какие у меня есть вопросы по теме? Какую поддержку я рассчитываю здесь получить?

Участники пишут свои ответы на карточках или на большом листе, позднее они будут представлены для общего обсуждения.

При использовании этого метода несколько снижается психологический барьер и смущение при необходимости выступать в малой и затем в большой группе.

Варианты:

этот метод можно с успехом использовать до начала или во время выступления, чтобы активизировать учащихся.

Метод «Картинная галерея»

Цель: обсуждение темы
Группы: 5 групп по 3 человека
Численность: без ограничения
Время: 15-20 мин.
Материал: листы с заданиями, пазлы с изображениями сюжета.

Проведение:
Учитель предлагает пазлы, из которых нужно будет собрать картину. При этом оговаривается, что некоторые пазлы лишние (неверные ответы) и для того, чтобы собрать картину необходимо выполнить задания (раздаются листы с заданиями). Ответы написаны на обратной стороне пазла. Как только работа заканчивается, группы представляют свои результаты. Образуется своеобразная выставка картин-работ.

Материал темы отрабатывается в легкой игровой форме.

Метод «Аквариум»

1 этап: из группы выбирается 4-5 человек, которые будут «золотыми рыбками» в аквариуме. Они садятся в круг, остальные участники располагаются вокруг. Задача «рыбок» - составить перечень вопросов, которые необходимо осветить при работе над темой и расположить их в той последовательности, в которой группа будет с ними работать. Работа идет без общего обсуждения. Остальные участники слушают или сами составляют вопросы.

2 этап: каждый участник, кроме «рыбок», должен либо добавить ещё один вопрос по теме, либо конкретизировать уже имеющийся.

Метод позволяет выявить степень владения темой, дать общее направление работы, при том, что этот план совместный.

Обсуждение темы

Метод «Экспертиза»

Цель: выработка тем самими группами.
Группы: малые и общее собрание
Численность: без ограничения
Время: 1-3 часа
Материал: информационный материал для «экспертов».

Проведение:
«Эксперты» назначаются по желанию из числа участников. «Эксперты» получают материалы по теме, чтобы войти в курс дела. При этом различные аспекты темы разделяются для привлечения большего количества «экспертов».

Прочие участники разделяются на группы и составляют от 5 до 10 вопросов, которые они потом зададут «экспертам». Эта подготовительная стадия занимает от 30 до 60 минут, в зависимости от темы и характера группы.

В заключении все участники собираются вместе. Последовательно ставятся вопросы и выслушиваются мнения экспертов.

Возможно установление порядка «экспертизы».

Примечания:

Этот метод дает возможность группе интенсивно пройти первое ознакомление с темой. Благодаря тому, что на место учителя становятся «компетентные эксперты» из числа участников, возрастает их уверенность в том, что их знания и способности также имеют значение для всей группы. В игровой форме осуществляется работа по выработке темы самими участниками.

Метод «Анализ проблемы»

Цель: анализ существующей проблемы, поиск решения
Группы: малые группы по 3-4 человека
Численность: без ограничения
Время: 20-40 мин.
Материал: большие листы, фломастеры, скотч.

Проведение:
Ведущий разделяет участников на небольшие группы. Ведущий формулирует проблему. Каждая группа берёт лист и фломастеры. Лист бумаги делится на 3 части, в каждой из которых участники с помощью графических символов изображают всё, что у них ассоциируется с

  1. причинами проблемы,

  2. состоянием проблемы.

  3. Способом решения проблемы.

Каждая группа представляет свою иллюстрацию.

Метод «Карта группового сознания» (Кластер)

Цель: анализ существующей проблемы, поиск решения
Группы: малые группы по 5-6 человек
Численность: без ограничения
Время: 15-30 мин.
Материал: большие листы, фломастеры, скотч.

Проведение:
Ведущий разделяет участников на небольшие группы. Каждая группа берёт лист и фломастеры. Ведущий формулирует проблему (например: Дефицит здоровья»), каждая группа записывает её в центре листа, в круге. Далее участники в группах начинают обсуждать положения, которые могут помочь решить проблему. Все идеи, которые возникают, пишутся вокруг круга с проблемой. Чем более важной является идея, тем ближе она располагается к центру и наоборот. Круг с проблемой и идеи соединяются лучами. Если возникают косвенные идеи. Относящиеся не напрямую к проблеме, а к одному из аспектов, то они пишутся на «ветке» от луча основного положения.

По окончании работы в группах, каждая группа вывешивает свои «Карты группового сознания» на стену (доску) и представляет её.

Метод «Баба-Яга»

Цель: отработка групповой работы
Группы: 3 группы по 5 человек
Время: 30 мин.
Материал: каждая группа получает плакат с изображением Бабы-Яги, карточки, для рисования — кисточки, краски, фломастеры.

Проведение:
Ведущий рассказывает о Бабе-Яге. В переводе с древнерусского «ягать» значит ругаться, что изображается она в виде лохматой, плохо одетой женщины и т. д. Участникам задаётся вопрос: «Как вы думаете, всегда ли Баба-Яга была такой, если нет, то как она дошла до такой жизни?» Предлагается каждой группе написать на одной карточке действия. Которые способствуют превращению в Бабу-Ягу, а на другой — действия, которые способствуют выходу из этого состояния.

Затем предлагается исправить портрет Бабы-Яги на основе этих рекомендаций.

После того, как группы выполнят работу, они должны продемонстрировать результаты своей работы и объяснить, как они видят ситуацию.

Далее подводятся итоги и проводится конкурс портретов новой Бабы-Яги.


Дискуссии и принятие решений

Метод «Светофор»

Цель: выражение мнения групп, умение начать беседу
Группы: все участники

Численность: до 40 человек
Время: 15-20 мин.
Материал: подготовленные тезисы, красные, желтые, зеленые карточки каждому участнику.

Проведение:
Участники садятся в круг. Каждый получает по три цветные карточки. Учитель зачитывает (представляет на доске) тезисы по одному. Участники, согласные с тезисом, поднимают зеленую карточку, несогласные-красную, сомневающиеся-желтую. Всякий раз участникам предоставляется время на обдумывание решения. Далее участников просят обосновать свою положительную, отрицательную реакцию или причину сомнения. Если дискуссия угасает, следует переходить к следующему тезису.

Примечания:

этот метод позволяет узнать мнение всех участников, никто не остается только зрителем. У многих участников уже вскоре после начала игры возникает живой интерес, обусловленный желанием узнать причины расхождения во мнениях и обосновать своё мнение.

Желательно подготавливать такие тезисы, к которым у участников вероятны несхожие мнения. Если мнения всех участников будут совпадать, то интерес к игре быстро остывает.

Этот метод не следует использовать, если время не позволяет провести дискуссию.

Метод «На линии огня»

Цель: тренинг умения аргументировать своё мнение
Группы: все участники, разбитые на две команды

Численность: до 30 человек
Время: 20-30 мин.
Проведение:
Участники становятся в две шеренги друг против друга, так что каждый имеет непосредственного «противника». Одна команда отвечает на аргументы «за», другая — за аргументы «против». Все пары одновременно начинают дискуссию по предлагаемому положению (тезису). Один называет только доводы в пользу, другой — против этого положения (тезиса). Каждый старается убедить противника в своей правоте.

Через 2-4 минуты они меняются позициями: меняют аргументацию на противоположную. Ещё через 2-4 минуты дискуссия прекращается. На общее обсуждение выносятся следующие вопросы: Какие аргументы были использованы? Произошло ли сближение? Удалось ли кого-то убедить? Какими аргументами? Какую сторону «за» или «против» было легче отстаивать?

Варианты:

  1. Командам предоставляется 30 минут на подготовку. Одна команда разрабатывает доводы «за», другая «против» по определённому вопросу.

  2. Команды становятся в две шеренги друг против друга. Первый участник стороны, выступающей «за» в течение 1 минуты излагает один или два аргумента «за». После этого его останавливают и предоставляют возможность первому участнику противной стороны привести один или два аргумента «против».

Так, при строгом соблюдении временных рамок ведётся дискуссия. В заключении происходит общая открытая дискуссия.

Метод «Футбол»

Цель: анализ и поиск решения проблем, конструктивное взаимодействие, отработка эффективных средств общения, умение действовать в команде
Группы: все участники, разбитые на команды

Численность: все участники
Время: 40-60 мин.

Материалы: песочные часы, бумага, фломастеры.
Проведение:
Каждая команда готовит свои ситуации для решения, а непосредственно на «игру» выставляет свою «футбольную команду» из трёх человек: Вратаря, защитника, нападающего.

Оговаривается общее время игры. «Включаются» песочные часы (на 3-5 минут). Нападающий задаёт ситуацию для решения противоположной команде. Защитник и вратарь совещаются, как можно её решить, а нападающий задаёт уточняющие вопросы. Ответ (то есть решение ситуации) должен прозвучать до того, как закончится отведённое время. Если этого не происходит, гол считается забитым.

В качестве варианта применения метода:

команда, задавшая ситуацию, после ответа «противника» может представит своё решение.

Затем команды меняются местами и ситуацию задаёт нападающий противоположной команды. Счет ведёт судья (один, или жюри).

Затем выходят новые «футбольные команды», или команда-победитель вызывает «на бой» любую желающую команду.

В процессе состязания заполняется турнирная таблица. По итогам определяется команда-победитель, определяются лучший нападающий, лучший защитник, лучший вратарь.

Метод «Автобусная остановка»

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группы: 5-7 человек
Численность: весь класс
Время: 20-25 мин.
Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.

Проведение:
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.
 

Активные методы релаксации


Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»

Цель – повысить уровень энергии в классе.
Численность – весь класс.
Время – 8-10 минут

Проведение:
Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).

Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.

Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.


Активный метод подведения итогов урока


Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: «Ресторан», «Комплименты», «Солнце и туча», «Светофор», «Уборка в доме», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.

Метод «Ресторан»

Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).
Численность: Все ученики
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки

Проведение:
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.

Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.

Метод «Комплименты»

Цель: этот метод даёт участникам возможность дать друг другу позитивную обратную связь
Время: 10 мин.
Численность: все ученики
Материал: не требуется

Проведение:
учитель: «Наша работа подходит к концу и, я думаю, что каждый из вас внёс свой вклад в достижение общих целей. Я предлагаю следующее: пусть каждый из вас подумает, вспомнит и скажет соседу слева, что вам действительно понравилось в его действиях в ходе работы. На обдумывание у вас есть 3 минуты. Сейчас я начну эту процедуру …

После того как все выскажутся, предложить посмотреть всем друг на друга, улыбнуться и сказать всем вместе: «Спасибо».

Метод «Солнце и туча»

Цель: подведение итогов занятия
Материал: 2 листа формата, на одном нарисовано солнце, на другом — туча, стикеры (клеящиеся цветные бумажки), фломастеры.

Проведение:
участникам предлагается написать на стикерах положительные и отрицательные впечатления от занятия и приклеить их к солнышку или туче соответственно (например: «интересное общение», «весело», «узнал много нового», «получил полезные советы», «было душно», «устал», «слишком много информации» и т.д .

Метод «Светофор»

Цель: участники дают оценку работе на занятии
Время: 10-15 мин.
Численность: все участники
Материал: цветные карточки красного, желтого, зелёного цвета для каждого участника, лист ватмана

Проведение:
участники выбирают карточку того цвета, который, по их мнению, соответствует их оценке занятия (мероприятия): зелёный — позитивной, жёлтый — нейтральной, красный — негативной. После выбора карточки каждый участник приклеивает её на лист ватмана, группируя по цвету.

Метод «Уборка в доме»

Цель: подведение итогов работы
Время: 15-20 мин.
Численность: все ученики
Материал: 3 листа большого формата с рисунками, клеящиеся цветные листочки.

Проведение:
К стене (на доску) приклеиваются три больших листа, на одном из них нарисован чемодан, на втором — мусорная корзина, на третьем — мясорубка (или кастрюля).

Каждый участник получает по три клеящихся листочка. На одном листочке пишется важный момент, который участник вынес с занятия и готов использовать, этот листик клеится на плакате «чемодан». На втором листочке — то, что оказалось ненужным, неинтересным, бесполезным и что можно отправить в «корзину». На третьем листке — то, что оказалось интересным, но то, что нужно ещё додумать, доработать (переварить) и приклеивается на лист «мясорубка» («кастрюля»).

Все листочки заполняются анонимно и приклеиваются участниками по мере готовности. В конце работы участники знакомятся с содержимым «чемодана», «корзины» и «мясорубки».


Так незаметно, весело, но эффективно пройдет урок с использованием АМО, принеся удовлетворение и учителю и обучающимся.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!