СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Активные методы обучения в группах обучающихся с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Для всей категории  обучающихся в системе СПО характерно  отставание по ряду учебных предметов, интенсивное сопротивление педагогическим воздействиям, негативное отношение к учебе, различные асоциальные проявления (пропуски уроков, конфликты с одноклассниками и учителями, приобретение вредных привычек и др.), отчуждение от семьи и школы, бродяжничество, аморальное поведение и др.

Однако наблюдения показали, что студенты-первокурсники и студенты-выпускники обладают значительными различиями  в оценке и подготовке к профессии,  что позволяет говорить о  возможном  позитивном влиянии и оставляет надежды.

Поэтому  процесс обучения требует комплексных социально-психологических и коррекционно-педагогических мер, взвешенного подхода и  методов  педагогического воздействия в обучении.

Просмотр содержимого документа
«Активные методы обучения в группах обучающихся с ОВЗ»


Сиднев Д.А. мастер производственного обучения

ГБПОУ СО «Вольский строительный лицей»



Активные методы обучения в группах обучающихся с ОВЗ.


В концепции модернизации российского образования обозначена главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В программе обучения в системе СПО основное содержание приобретает профессиональная подготовка кадровых рабочих. Говоря о контингенте обучающихся, следует отметить несколько групп:

- дети потомственных рабочих;

- дети с отклонениями в развитии - выпускники общеобразовательных и коррекционных школ, школ-интернатов, детских домов, приютов;

- дети с отклонениями в поведении – трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проявляющие агрессию, имеющие девиантное и делинквентное поведение, наркотически и алкогольно зависимые.

Необходимо отметить у подростков нарушения в эмоционально-волевой сфере личности. Для них характерны неуравновешенность, вспыльчивость, импульсивность (более 30\% подростков), частая смена настроения, эмоциональная неустойчивость. Неустойчивость эмоциональной сферы, нестабильность характера влияют на взаимоотношения в коллективе со сверстниками, со взрослыми, приводят к частым конфликтам. В среднем каждый обычный подросток в течение недели от случая к случаю вступает в конфликт в 30,5\% случаев. Среди мотивов антиобщественного поведения подростков почти половина совершаемых правонарушений связана с удовлетворением примитивных, в том числе аномальных для подросткового возраста, потребностей (спиртное, табачные изделия). Часть подростков (до 20\%) совершают правонарушения из стремления познать новое, испытать неизведанное, другая часть - из озорства, от нечего делать (11\%). Около четверти процентов правонарушений совершается из желания самоутвердиться среди сверстников.




Для всей категории обучающихся в системе СПО характерно отставание по ряду учебных предметов, интенсивное сопротивление педагогическим воздействиям, негативное отношение к учебе, различные асоциальные проявления (пропуски уроков, конфликты с одноклассниками и учителями, приобретение вредных привычек и др.), отчуждение от семьи и школы, бродяжничество, аморальное поведение и др.

Однако наблюдения показали, что студенты-первокурсники и студенты-выпускники обладают значительными различиями в оценке и подготовке к профессии, что позволяет говорить о возможном позитивном влиянии и оставляет надежды.

Поэтому процесс обучения требует комплексных социально-психологических и коррекционно-педагогических мер, взвешенного подхода и методов педагогического воздействия в обучении.

Методы в процессе обучения – это направленные способы взаимодействия педагогов и обучающихся для достижения максимально эффективного результата образования. В современной педагогике сложилась практика применения активных методов, когда обе стороны - педагог (преподаватель, воспитатель, мастер ПО) и ученик становятся партнерами, находят взаимопонимание и проявляют обоюдную активность, заинтересованность результатами деятельности. От педагога в этом случае исходит специальная педагогическая помощь – деятельность по созданию педагогических условий (развивающей среды, выбора особого содержания, подходов, форм, средств обучения), обеспечивающих индивидуальное развитие подростков с особыми образовательными нуждами потребностями. Сложились группы методов активного обучения:

  • Методы психологического воздействия в социально-психологическом обучении

( внушение, убеждение, уговор, увещевание и подражание)

  • Дискуссионные методов активного обучения

(групповая дискуссия, анализ конкретных ситуаций, «мозговая атака») в социально-психологическом обучении. развивающей, психокоррекционной работе;

  • Методы практического обучения, тренировки, научения

- практического использования приобретенных знаний в условиях будущей профессиональной деятельности;

- выполнения технических упражнений

  • Игровые методы в активном профессиональном обучении

-ролевые игры;

-дидактические игры;

-игровые ситуации;

-организационные игры

Данные методы обеспечивают формирование познавательной активности и эмоционально-волевой сферы, когда у воспитанника возникает интерес к получению продукта собственного труда

  • Методы продуктивного обучения

(опытно-экспериментальная деятельность, элементы программированного обучения, защита идей, создание проектов)

  • Методы индивидуальной поддержки и сопровождения обучающихся

(индивидуальная помощь в решении возникшей проблемы – консультация, нахождение общего решения и др)

  • Методы контроля и стимулирования деятельности

(оценка, поощрение, отметка, благодарственное письмо и др)

  • Методы наказания

применяются крайне осторожно (словесное порицание, тем более в резкой форме, категорически неприемлемо). Подросток, не имеющий достаточного опыта и знаний норм морали, социального взаимодействия, социального поведения, не умеющий регулировать и контролировать в необходимой степени свои движения, эмоции, поступки, зачастую не может быть виноват в совершенных им осуждаемых действиях. Более того, он, как правило, не может понять, чем именно недоволен взрослый, что от него требуется. Поэтому педагог, воспитатель должны всегда проявлять необходимую сдержанность в порицании и выражать неодобрение строгим взглядом, покачиванием головой, сопровождая эти знаки неудовольствия словами: «некрасиво», «стыдно», «мне неприятно видеть (слышать) это», «я огорчен (а)». Педагог, воспитатель никогда не должны повышать голос в общении с контингентом, даже при порицании. Исключением из этого правила являются только те ситуации, в которых действия учеников несут опасность жизни или здоровью. Непривычно громкий голос педагога, воспитателя в данном случае является для ребенка сигналом опасности, предостережения.

  • Информационные и стимулирующие методы обучения

(беседы, встречи, консультирование, привлечение средств искусства и литературы, поощрение, доверие, осуждение и пр.) применяются в комплексе воспитания и обучения.

Таким образом, обучение должно вести за собой развитие личности ученика, т. е. потенциальные возможности, которые могут быть реализованы в сотрудничестве со взрослым.


ЛИТЕРАТУРА
  1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пос. для студентов сред. пед. учеб. заведений. М., 2001.

  2. Актуальные вопросы психолого-педагогической и социальной помощи детям с проблемамив развитии. М., 2002.

  3. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учеб. – метод, пос. СПб, 2001.

  4. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением. Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.

  5. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. М., 2006.

  6. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2005.

  7. Зотова Л.Э Изучение я-концепции у учащихся ПТУ. – М: ОМЦ ЮАО, 2008