Сиднев Д.А. мастер производственного обучения ГБПОУ СО «Вольский строительный лицей» Активные методы обучения в группах обучающихся с ОВЗ. В концепции модернизации российского образования обозначена главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В программе обучения в системе СПО основное содержание приобретает профессиональная подготовка кадровых рабочих. Говоря о контингенте обучающихся, следует отметить несколько групп: - дети потомственных рабочих; - дети с отклонениями в развитии - выпускники общеобразовательных и коррекционных школ, школ-интернатов, детских домов, приютов; - дети с отклонениями в поведении – трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проявляющие агрессию, имеющие девиантное и делинквентное поведение, наркотически и алкогольно зависимые. Необходимо отметить у подростков нарушения в эмоционально-волевой сфере личности. Для них характерны неуравновешенность, вспыльчивость, импульсивность (более 30\% подростков), частая смена настроения, эмоциональная неустойчивость. Неустойчивость эмоциональной сферы, нестабильность характера влияют на взаимоотношения в коллективе со сверстниками, со взрослыми, приводят к частым конфликтам. В среднем каждый обычный подросток в течение недели от случая к случаю вступает в конфликт в 30,5\% случаев. Среди мотивов антиобщественного поведения подростков почти половина совершаемых правонарушений связана с удовлетворением примитивных, в том числе аномальных для подросткового возраста, потребностей (спиртное, табачные изделия). Часть подростков (до 20\%) совершают правонарушения из стремления познать новое, испытать неизведанное, другая часть - из озорства, от нечего делать (11\%). Около четверти процентов правонарушений совершается из желания самоутвердиться среди сверстников. |
|
Для всей категории обучающихся в системе СПО характерно отставание по ряду учебных предметов, интенсивное сопротивление педагогическим воздействиям, негативное отношение к учебе, различные асоциальные проявления (пропуски уроков, конфликты с одноклассниками и учителями, приобретение вредных привычек и др.), отчуждение от семьи и школы, бродяжничество, аморальное поведение и др.
Однако наблюдения показали, что студенты-первокурсники и студенты-выпускники обладают значительными различиями в оценке и подготовке к профессии, что позволяет говорить о возможном позитивном влиянии и оставляет надежды.
Поэтому процесс обучения требует комплексных социально-психологических и коррекционно-педагогических мер, взвешенного подхода и методов педагогического воздействия в обучении.
Методы в процессе обучения – это направленные способы взаимодействия педагогов и обучающихся для достижения максимально эффективного результата образования. В современной педагогике сложилась практика применения активных методов, когда обе стороны - педагог (преподаватель, воспитатель, мастер ПО) и ученик становятся партнерами, находят взаимопонимание и проявляют обоюдную активность, заинтересованность результатами деятельности. От педагога в этом случае исходит специальная педагогическая помощь – деятельность по созданию педагогических условий (развивающей среды, выбора особого содержания, подходов, форм, средств обучения), обеспечивающих индивидуальное развитие подростков с особыми образовательными нуждами потребностями. Сложились группы методов активного обучения:
( внушение, убеждение, уговор, увещевание и подражание)
(групповая дискуссия, анализ конкретных ситуаций, «мозговая атака») в социально-психологическом обучении. развивающей, психокоррекционной работе;
- практического использования приобретенных знаний в условиях будущей профессиональной деятельности;
- выполнения технических упражнений
-ролевые игры;
-дидактические игры;
-игровые ситуации;
-организационные игры
Данные методы обеспечивают формирование познавательной активности и эмоционально-волевой сферы, когда у воспитанника возникает интерес к получению продукта собственного труда
(опытно-экспериментальная деятельность, элементы программированного обучения, защита идей, создание проектов)
(индивидуальная помощь в решении возникшей проблемы – консультация, нахождение общего решения и др)
(оценка, поощрение, отметка, благодарственное письмо и др)
применяются крайне осторожно (словесное порицание, тем более в резкой форме, категорически неприемлемо). Подросток, не имеющий достаточного опыта и знаний норм морали, социального взаимодействия, социального поведения, не умеющий регулировать и контролировать в необходимой степени свои движения, эмоции, поступки, зачастую не может быть виноват в совершенных им осуждаемых действиях. Более того, он, как правило, не может понять, чем именно недоволен взрослый, что от него требуется. Поэтому педагог, воспитатель должны всегда проявлять необходимую сдержанность в порицании и выражать неодобрение строгим взглядом, покачиванием головой, сопровождая эти знаки неудовольствия словами: «некрасиво», «стыдно», «мне неприятно видеть (слышать) это», «я огорчен (а)». Педагог, воспитатель никогда не должны повышать голос в общении с контингентом, даже при порицании. Исключением из этого правила являются только те ситуации, в которых действия учеников несут опасность жизни или здоровью. Непривычно громкий голос педагога, воспитателя в данном случае является для ребенка сигналом опасности, предостережения.
(беседы, встречи, консультирование, привлечение средств искусства и литературы, поощрение, доверие, осуждение и пр.) применяются в комплексе воспитания и обучения.
Таким образом, обучение должно вести за собой развитие личности ученика, т. е. потенциальные возможности, которые могут быть реализованы в сотрудничестве со взрослым.
ЛИТЕРАТУРА
Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пос. для студентов сред. пед. учеб. заведений. М., 2001.
Актуальные вопросы психолого-педагогической и социальной помощи детям с проблемамив развитии. М., 2002.
Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учеб. – метод, пос. СПб, 2001.
Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением. Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.
Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. М., 2006.
Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2005.
Зотова Л.Э Изучение я-концепции у учащихся ПТУ. – М: ОМЦ ЮАО, 2008