СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Актрисы в роли Катерины

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Актрисы в роли Катерины»

     Интерпретации роли Катерины в постановках драмы А.Н.Островского «Гроза»

Интерпретации роли Катерины в постановках драмы А.Н.Островского «Гроза»

 Любовь Павловна Никулина-Косицкая Актриса воплощала женские характеры во многих пьесах драматурга: «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется», «Доходное место», в трилогии о Бальзаминове. И все же в историю русского театра Любовь Павловна прежде всего вошла как первая исполнительница роли Катерины в драме «Гроза». Не случайно так много общего в судьбах Любови Косицкой и Катерины Кабановой. «Гроза» была наполнена воспоминаниями актрисы о годах ее детства и юности на Волге. Рассказы ее, голос и весь облик вызвали в душе драматурга образ Катерины с ее независимой и гордой натурой.

Любовь Павловна Никулина-Косицкая

  • Актриса воплощала женские характеры во многих пьесах драматурга: «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется», «Доходное место», в трилогии о Бальзаминове. И все же в историю русского театра Любовь Павловна прежде всего вошла как первая исполнительница роли Катерины в драме «Гроза». Не случайно так много общего в судьбах Любови Косицкой и Катерины Кабановой. «Гроза» была наполнена воспоминаниями актрисы о годах ее детства и юности на Волге. Рассказы ее, голос и весь облик вызвали в душе драматурга образ Катерины с ее независимой и гордой натурой.

Гликерия Николаевна Федотова Одной из крупнейших актрис Малого театра была Гликерия Николаевна Федотова . Всего она сыграла 29 ролей в пьесах Островского. В течение 35 лет играла Федотова роль Катерины в

Гликерия Николаевна Федотова

  • Одной из крупнейших актрис Малого театра была Гликерия Николаевна Федотова . Всего она сыграла 29 ролей в пьесах Островского. В течение 35 лет играла Федотова роль Катерины в "Грозе". Ее Катерина была натурой страстной, порой доходящей до порывистой экзальтации. Актриса выделяла мечтательность и религиозность в ее характере, передавала мучительную внутреннюю борьбу между чувством к Борису и сознанием греховности своей любви. Раскрывая душевную трагедию Катерины, актриса вызывала не столько чувство протеста против "темного царства", сколько чувство жалости, сострадания к своей героине.
Пелагея Стрепетова Самоотверженность и чрезмерная экзальтация не могли не сказаться на здоровье Стрепетовой: как только актриса уходила за кулисы, ее, падавшую от изнеможения, едва успевали довести до гримерной. Пытаясь компенсировать отсутствие образования, между репетициями и спектаклями Пелагея старалась заниматься музыкой и брать уроки французского, ночи напролет взахлеб читала книги.

Пелагея Стрепетова

  • Самоотверженность и чрезмерная экзальтация не могли не сказаться на здоровье Стрепетовой: как только актриса уходила за кулисы, ее, падавшую от изнеможения, едва успевали довести до гримерной. Пытаясь компенсировать отсутствие образования, между репетициями и спектаклями Пелагея старалась заниматься музыкой и брать уроки французского, ночи напролет взахлеб читала книги.
Точно обозначил ее границы Островский, знаток законов сцены: «Как природный талант это явление редкое, феноменальное, но сфера, в которой ее талант может проявляться с особенным блеском, чрезвычайно узка… Болезненная, бедная физическими силами, неправильно сложенная, она из сценических средств имеет только гибкий, послушный голос и дивной выразительности глаза. Она не имела школы, не видала образцов и молодость свою провела в провинции; при ее средствах ей доступны только те роли драматического репертуара, где не требуется ни красоты, ни грации, ни изящных манер, ни величавой представительности. Ее среда – женщины низшего и среднего классов общества; ее пафос – простые сильные страсти; ее торжество – проявление в женщине природных инстинктов – стихийных сил».
  • Точно обозначил ее границы Островский, знаток законов сцены: «Как природный талант это явление редкое, феноменальное, но сфера, в которой ее талант может проявляться с особенным блеском, чрезвычайно узка… Болезненная, бедная физическими силами, неправильно сложенная, она из сценических средств имеет только гибкий, послушный голос и дивной выразительности глаза. Она не имела школы, не видала образцов и молодость свою провела в провинции; при ее средствах ей доступны только те роли драматического репертуара, где не требуется ни красоты, ни грации, ни изящных манер, ни величавой представительности. Ее среда – женщины низшего и среднего классов общества; ее пафос – простые сильные страсти; ее торжество – проявление в женщине природных инстинктов – стихийных сил».

Мария Николаевна Ермолова

Полина Антипьевна Стрепетова

В 1873 Ермолова исполнила роль Катерины в «Грозе»; в течение многих лет актриса продолжала работать над этой ролью. Ее Катерина, как бы поднимавшаяся над бытом, жила в своем мире мечтаний и любви. Ермолова создала образ прекрасной русской женщины, исполненной внутренней силы, готовности к героическому самопожертвованию, предпочитающей смерть неволе.

  • Замечательная русская актриса, которая большую часть своей сценической жизни отдала провинциальному театру. Роль Катерины в драме «Гроза» занимает особое место в творчестве Полины Антипьевны. В этой роли — Катерины— и определилась с наибольшей ясностью личная тема Стрепетовой; трагедия русской женщины из народа нашла в ней свою гениальную исполнительницу. Катерина Стрепетовой — чистая, любящая, глубокая — привлекает зрителя душевным благородством, цельностью натуры, гордой независимостью характера. Как лучшие из писателей-народников, как художники-передвижники, она выполняла своим искусством серьезную общественную миссию, воспитывая в зрителях любовь к народу, веру в его силы, в его талантливость.
 Алла Константиновна Тарасова Алла Тарасова известна, прежде всего, как выдающаяся театральная актриса, которая создала незабываемый образ Катерины в драме

Алла Константиновна Тарасова

  • Алла Тарасова известна, прежде всего, как выдающаяся театральная актриса, которая создала незабываемый образ Катерины в драме "Гроза». Роль у Аллы Константиновны немногословная, но эмоционально насыщенная, требующая напряженной внутренней работы. Говорят в основном глаза. Они просто переполнены мучительными переживаниями, невыразимым страданием. Ее Катерина, как ни "замыленно" это звучит, предстаёт сильной и цельной натурой. Истинно верующая, искренняя женщина. Не зря Н.А. Добролюбов назвал Катерину "лучом света в темном царстве". Таким лучом она и смотрится в своем бездуховном окружении .
 Чулпан Хаматова Чулпан Хаматова – замечательная актриса. Она так очаровательна, что ее трудно не полюбить. Играя Катерину, Чулпан Хаматова в очередной раз показывает свою актерскую пластичность. Катерина в спектакле - это такое довольно дикое, взлохмаченное, постоянно курящее дворовое существо, которое ни в какой клетке, понятно, не удержишь. Самую знаменитую фразу

Чулпан Хаматова

  • Чулпан Хаматова – замечательная актриса. Она так очаровательна, что ее трудно не полюбить. Играя Катерину, Чулпан Хаматова в очередной раз показывает свою актерскую пластичность. Катерина в спектакле - это такое довольно дикое, взлохмаченное, постоянно курящее дворовое существо, которое ни в какой клетке, понятно, не удержишь. Самую знаменитую фразу "Грозы" актриса, например, оправдывает так: побежала, поскользнулась, брякнулась на пол, ах как досадно: "Ну почему люди не летают?! " Она с равным проворством запрыгивает на мужчин и на лестницы, забираясь повыше с риском убиться задолго до финала.
 Каждая из актрис по-своему интерпретировала роль Катерины Первая исполнительница — Л. Б. Косицкая , которая готовила роль с Островским. Это порыв к мечте. Главное в образе — «отчего люди не летают?». Г. Н. Федотова не расставалась с ролью Катерины 35 лет. Ее стиль — задушевность и поэтичность. П. А. Стрепетова  — создала мученицу, русскую женщину. М. Н. Ермолова - Ермолова создала образ прекрасной русской женщины, исполненной внутренней силы, готовности к героическому самопожертвованию. А. К. Тарасова  — её Катерина - жертва, которая одинока в этом страшном мире, она обречена. ● Чулпан Хаматова – Катерина в её исполнении – это дикое, взлохмаченное, внутренне свободное существо.

Каждая из актрис по-своему интерпретировала роль Катерины

  • Первая исполнительница — Л. Б. Косицкая , которая готовила роль с Островским. Это порыв к мечте. Главное в образе — «отчего люди не летают?».
  • Г. Н. Федотова не расставалась с ролью Катерины 35 лет. Ее стиль — задушевность и поэтичность.
  • П. А. Стрепетова  — создала мученицу, русскую женщину.
  • М. Н. Ермолова - Ермолова создала образ прекрасной русской женщины, исполненной внутренней силы, готовности к героическому самопожертвованию.
  • А. К. Тарасова  — её Катерина - жертва, которая одинока в этом страшном мире, она обречена.

Чулпан Хаматова – Катерина в её исполнении – это дикое, взлохмаченное, внутренне свободное существо.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!