Акцентуацию можно определить как дисгармоничное развитие характера, сильную выраженность его отдельных черт, что повышает уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях. При этом адаптационные затруднения личности в некоторых ситуациях могут сочетаться с хорошими способностями к социальной адаптации в других ситуациях. С.Хатуэй и Дж.Маккинли выделили три шкалы называемой невротической триады и четыре шкалы психотической тетрады. Психопатии, в отличие от невротических нарушений, обладают тремя отличительными признаками (по П.Б.Ганнушкину): тотальностью, стабильность, социальной дезадаптацией. Сопоставление типов акцентуированной личности по Леонгарду и по Личко | К. Леонгард | А.Е. Личко | Краткое описание типов акцентуаций характера | 1 | Застревающий | * | Обидчивость, формирование сверхценных идей, честолюбие | 2 | Демонстративный | Истероидный | Стремление быть в центре внимания, внушаемость, склонность к манипуляции, сильная тенденция к вытеснению | 3 | Педантичный | Психастенический | Долго переживает мелкие обиды, традиционен, формализм | 4 | Возбудимый | Эпилептоидный | Мстительность, низкий самоконтроль, вязкость мышления | 5 | Гипертимный | Гипертимный | Оптимизм, активность, склонность к риску, не всегда внимателен к окружающим | 6 | Дистимный | * | Пессимизм, замкнутость, «всё плохо» | 7 | Циклотимичный | Циклоидный | периодическая смена общего фона настроения и активности (тонус / упадок, гипертим / дистим) | 8 | Аффективно-экзальтированный | Лабильный | высокая интенсивность и изменчивость эмоциональных реакций, искренность, избегание трудностей | 9 | Эмотивный | Лабильный | глубина чувств, отзывчивость, обидчивость, непредсказуемость | 10 | Тревожный (боязливый) | Сензитивный | большое количество страхов, неуверенность, ответственность | 11 | | Шизоидный | Замкнутость, отгороженность от окружающего мира | 12 | | Неустойчивый* | Слабоволие, равнодушие к будущему, плохо переносят одиночество, тяга к уличным группам. | 13 | | Конформный* | Чрезмерная подчиненность, отсутствие инициативы | 14 | | Астено-невротический* | Мнительность, капризность, утомляемость, склонность к ипохондрии | *У Личко отсутствует описание дистимного и застревающего типа, поскольку в подростковом возрасте они практически не встречаются. В то же время, в подростковом возрасте достаточно широко распространены неустойчивый, конформный и астено-невротический типы. Тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. В гармоничной семье все возрастные трудности, особенности разных типов акцентуаций в значительной мере сглаживаются и не ведут к социальной дезадаптации. Гармоничная семья способствует выработке своего рода «психологического иммунитета» к неблагоприятным влияниям среды, все члены такой семьи связаны теплой эмоциональной привязанностью друг к другу, их роли в семье не конкурируют друг с другом, а дополняют друг друга, в таких семьях отсутствуют стойкие подгруппы направленные против других членов семьи. Дисгармоничная семья (собственно негармоничная семья, деструктогенная, распадающаяся и распавшаяся, ригидная псевдосолидарная семья) является основным фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Такая семья характеризуется тем, что один из родителей занимает чрезмерно доминирующее, а другой — слишком зависимое положение («семейный перекос»), интересы одних членов удовлетворяются в ущерб другим, или один из членов семьи игнорирует свою роль и перекладывает свои обязанности на другого. Отсутствует истинное партнерство. Стиль родительского воспитания сочетает в себе особенности лидерства и педагогического общения, но его наиболее существенными элементами являются эмоциональное отношение и уровень контроля за поведением детей. В таблице представлены основные типы семейного воспитания и их влияние на акцентуацию характера ребенка, описанные А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, А. А. Вдовиченко, Е. С. Ивановым. Тип семейного воспитания | Его основные характеристики | Влияние на акцентуацию (какой тип формируется и какой усиливается) | Гипопротекция | Ребенок предоставлен сам себе. Недостаток контроля, опеки, внимания к потребностям ребенка, его духовной жизни. Крайняя форма — полная безнадзорность. Скрытая гипопротекция — формальный контроль, возможно эмоциональное отвержение. Ребенок чувствует, что родителям не до него. | Такие подростки чаще оказываются в асоциальных компаниях. Неустойчивый, возбудимый тип – начинают прогуливать уроки, часто дальнейший путь развития проходит с деликвентностью, алкоголизацией, побегами из дома. Конформный тип – если окажется в хорошей компании усвоит положительный модус поведения, но обычно оказывается в асоциальных компаниях и перенимает ее образ жизни. Низкий соц. статус. Возможно формирование других типов, кроме сензитивной и психастенической акцентуации. | Доминирующая гиперпротекция | Чрезмерная опека, мелочный контроль, вплоть до постыдной слежки. Подавляется самостоятельность, ребенок лишается возможности учиться на собственном опыте. Не формируется ответственность и чувство долга. Данный стиль воспитания усиливает реакцию эмансипации, непослушание . | Гипертимно-неустойчивый тип – резкое усиление реакции эмансипации. Рвут родительские запреты, устремляются в асоциальные компании. Могут уходить из дома к другим родственникам (бабушке, тете). Педантичная акцентуация, тревожная акцентуация– усиление несамостоятельности, неуверенности в себе, нерешительности. Истощение, тревожность. | Потворствующая гиперпротекция («кумир семьи») | Чрезмерное покровительство, восхищение, в том числе и мнимыми талантами. Культивируемый эгоизм. | Демонстративная акцентуация.. Развитие истероидных черт на основы лабильной и гипертимной, реже эпилептоидной и шизоидной акцентуаций. Потворствующая гиперпротекция рано или поздно создает для подростка кризисную ситуацию, с одной стороны, связанную с непомерно высоким уровнем притязаний, с другой, тип воспитания мешает выработке навыков систематического труда. | Эмоциональное отвержение | Ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. Скрытое эмоциональное отвержение — родители не признаются в подобном отношении к ребенку, компенсируя его усиленным вниманием к поведению ребенка и мелочным контролем. Оказывает наиболее пагубное воздействие на развитие ребенка.Ситуация усугубляется, если есть брат, сестра, особенно сводные, отчим, мачеха (воспитание по типу «золушки») | При демонстративной акцентуации — реакции оппозиции. При педантичной — уход в себя. При тревожной, циклотимной, экзальтированной способствует развитию соответствующих психопатий, положение «золушки» оставляет неизгладимый след в жизни этих детей. Для циклотимной акцентуации характерно развитие по неустойчивому типу. | Жестокие взаимоотношения | Часто сочетается с крайней степенью эмоционального отвержения ребенка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке «срывают зло», применяя насилие. Скрытое проявление — душевное безразличие друг к другу, каждый сам за себя, высмеивание, унижение ребенка. | Особо пагубно для возбудимой и конформного типа — именно у таких подростков легче всего начинается психопатическое развитие по возбудимому типу. | Повышенная моральная ответственность | От ребенка требуют честности, порядочности, несоответствующей его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Внимание к потребностям самого ребенка снижено. | Гипертимные и возбудимые задатки развиваются в лидерство и стремление доминировать. У тревожного типа возможно развитие обсессивно-фобических неврозов | Потворствующая гипопротекция (введен Вдовиченко) | Бесконтрольность в сочетании с некритическим отношением к его поведению. Оправдывают подростка, перекладывают вину на других | Подростки не могут приспособится к жизни. Склонность к истерическим реакциям. | Культ болезни (введен Ивановым) | Преувеличенные заботы о здоровье, воспитание в культе режима. Можно рассматривать как одну из форм доминирующей гиперпротекции. | Инфантилизация, эгоистическая фиксация на заботах о здоровье. Истерический способ реагирования с ипохондрическими внешними проявлениями. | Противоречивое воспитание | Члены семьи применяют несовместимые воспитательные походы | Особенно пагубно для подростка, создавая больший риск для удара по слабым сторонам его характера. Подросток оказывается наиболее чувствительным к тому из видов неправильного воспитания, которое адресуется к ахиллесовой пяте его типа акцентуации. | |