СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Акцентуация характера и стиль воспитания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Акцентуацию можно определить как дисгармоничное развитие характера, сильную выраженность его отдельных черт, что повышает уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях. При этом адаптационные затруднения личности в некоторых ситуациях могут сочетаться с хорошими способностями к социальной адаптации в других ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Акцентуация характера и стиль воспитания.»

Акцентуация характера и семейный стиль воспитания



Акцентуацию можно определить как дисгармоничное развитие характера, сильную выраженность его отдельных черт, что повышает уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях. При этом адаптационные затруднения личности в некоторых ситуациях могут сочетаться с хорошими способностями к социальной адаптации в других ситуациях.

С.Хатуэй и Дж.Маккинли выделили три шкалы называемой невротической триады и четыре шкалы психотической тетрады. Психопатии, в отличие от невротических нарушений, обладают тремя отличительными признаками (по П.Б.Ганнушкину): тотальностью, стабильность, социальной дезадаптацией.

Сопоставление типов акцентуированной личности по Леонгарду и по Личко

 

К. Леонгард

А.Е. Личко

Краткое описание типов акцентуаций характера

1

Застревающий

*

Обидчивость, формирование сверхценных идей, честолюбие

2

Демонстративный

Истероидный

Стремление быть в центре внимания, внушаемость, склонность к манипуляции, сильная тенденция к вытеснению

3

Педантичный

Психастенический

Долго переживает мелкие обиды, традиционен, формализм

4

Возбудимый

Эпилептоидный

Мстительность, низкий самоконтроль, вязкость мышления

5

Гипертимный

Гипертимный

Оптимизм, активность, склонность к риску, не всегда внимателен к окружающим

6

Дистимный

*

Пессимизм, замкнутость, «всё плохо»

7

Циклотимичный

Циклоидный

периодическая смена общего фона настроения и активности (тонус / упадок, гипертим / дистим)

8

Аффективно-экзальтированный

Лабильный

высокая интенсивность и изменчивость эмоциональных реакций, искренность, избегание трудностей

9

Эмотивный

Лабильный

глубина чувств, отзывчивость, обидчивость, непредсказуемость

10

Тревожный (боязливый)

Сензитивный

большое количество страхов, неуверенность, ответственность

11

Шизоидный

Замкнутость, отгороженность от окружающего мира

12

Неустойчивый*

Слабоволие, равнодушие к будущему, плохо переносят одиночество, тяга к уличным группам.

13

Конформный*

Чрезмерная подчиненность, отсутствие инициативы

14

Астено-невротический*

Мнительность, капризность, утомляемость, склонность к ипохондрии

*У Личко отсутствует описание дистимного и застревающего типа, поскольку в подростковом возрасте они практически не встречаются. В то же время, в подростковом возрасте достаточно широко распространены неустойчивый, конформный и астено-невротический типы.

Тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения.

В гармоничной семье все возрастные трудности, особенности разных типов акцентуаций в значительной мере сглаживаются и не ведут к социальной дезадаптации. Гармоничная семья способствует выработке своего рода «психологического иммунитета» к неблагоприятным влияниям среды, все члены такой семьи связаны теплой эмоциональной привязанностью друг к другу, их роли в семье не конкурируют друг с другом, а дополняют друг друга, в таких семьях отсутствуют стойкие подгруппы направленные против других членов семьи.

Дисгармоничная семья (собственно негармоничная семья, деструктогенная, распадающаяся и распавшаяся, ригидная псевдосолидарная семья) является основным фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Такая семья характеризуется тем, что один из родителей занимает чрезмерно доминирующее, а другой — слишком зависимое положение («семейный перекос»), интересы одних членов удовлетворяются в ущерб другим, или один из членов семьи игнорирует свою роль и перекладывает свои обязанности на другого. Отсутствует истинное партнерство.

Стиль родительского воспитания сочетает в себе особенности лидерства и педагогического общения, но его наиболее существенными элементами являются эмоциональное отношение и уровень контроля за поведением детей. 

В таблице представлены основные  типы семейного воспитания и их влияние на акцентуацию характера ребенка, описанные А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер, А. А. Вдовиченко, Е. С. Ивановым.

Тип семейного воспитания

Его основные характеристики

Влияние на акцентуацию (какой тип формируется и какой усиливается)

Гипопротекция  

Ребенок предоставлен сам себе. Недостаток контроля, опеки, внимания к потребностям ребенка, его духовной жизни. Крайняя форма — полная безнадзорность. Скрытая гипопротекция — формальный контроль, возможно эмоциональное отвержение. Ребенок чувствует, что родителям не до него.  

Такие подростки чаще оказываются в асоциальных компаниях. Неустойчивый, возбудимый тип – начинают прогуливать уроки, часто дальнейший путь развития проходит с деликвентностью, алкоголизацией, побегами из дома. Конформный тип – если окажется в хорошей компании усвоит положительный модус поведения, но обычно оказывается в асоциальных компаниях и перенимает ее образ жизни. Низкий соц. статус. Возможно формирование других типов, кроме сензитивной и психастенической акцентуации.  

Доминирующая гиперпротекция

Чрезмерная опека, мелочный контроль, вплоть до постыдной слежки. Подавляется самостоятельность, ребенок лишается возможности учиться на собственном опыте. Не формируется ответственность и чувство долга. Данный стиль воспитания усиливает реакцию эмансипации, непослушание .

Гипертимно-неустойчивый тип – резкое усиление реакции эмансипации. Рвут родительские запреты, устремляются в асоциальные компании. Могут уходить из дома к другим родственникам (бабушке, тете). Педантичная акцентуация, тревожная акцентуация– усиление несамостоятельности, неуверенности в себе, нерешительности. Истощение, тревожность.

Потворствующая гиперпротекция («кумир семьи»)

Чрезмерное покровительство, восхищение, в том числе и мнимыми талантами. Культивируемый эгоизм.

Демонстративная акцентуация.. Развитие истероидных черт на основы лабильной и гипертимной, реже эпилептоидной и шизоидной акцентуаций. Потворствующая гиперпротекция рано или поздно создает для подростка кризисную ситуацию, с одной стороны, связанную с непомерно высоким уровнем притязаний, с другой, тип воспитания мешает выработке навыков систематического труда.

Эмоциональное отвержение

Ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. Скрытое эмоциональное отвержение — родители не признаются в подобном отношении к ребенку, компенсируя его усиленным вниманием к поведению ребенка и мелочным контролем. Оказывает наиболее пагубное воздействие на развитие ребенка.Ситуация усугубляется, если есть брат, сестра, особенно сводные, отчим, мачеха (воспитание по типу «золушки»)

При демонстративной акцентуации — реакции оппозиции. При педантичной — уход в себя. При тревожной, циклотимной, экзальтированной способствует развитию соответствующих психопатий, положение «золушки» оставляет неизгладимый след в жизни этих детей. Для циклотимной акцентуации характерно развитие по неустойчивому типу.

Жестокие взаимоотношения

Часто сочетается с крайней степенью эмоционального отвержения ребенка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке «срывают зло», применяя насилие. Скрытое проявление —  душевное безразличие друг к другу, каждый сам за себя, высмеивание, унижение ребенка.

Особо  пагубно  для возбудимой и конформного типа  — именно у таких подростков легче всего начинается психопатическое развитие по возбудимому типу.

Повышенная моральная ответственность

От ребенка требуют честности, порядочности, несоответствующей его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Внимание к потребностям самого ребенка снижено.

Гипертимные и возбудимые задатки развиваются в лидерство и стремление доминировать. У тревожного типа возможно развитие обсессивно-фобических неврозов

Потворствующая гипопротекция (введен Вдовиченко)

Бесконтрольность в сочетании с некритическим отношением к его поведению. Оправдывают подростка, перекладывают вину на  других

Подростки не могут приспособится к жизни. Склонность к истерическим реакциям.

Культ болезни (введен Ивановым)

Преувеличенные заботы о здоровье,  воспитание в культе режима. Можно рассматривать как одну из форм доминирующей гиперпротекции.

Инфантилизация, эгоистическая фиксация на заботах о здоровье. Истерический способ реагирования с ипохондрическими внешними проявлениями.

Противоречивое воспитание

Члены семьи применяют несовместимые воспитательные походы

Особенно пагубно для подростка, создавая больший риск для удара по слабым сторонам его характера. Подросток оказывается наиболее чувствительным к тому из видов неправильного воспитания, которое адресуется к ахиллесовой пяте его типа акцентуации.


 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!