Формирование творческой личности - одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке является: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение. Документ-камера существенно расширяет возможности компьютерных технологий в создании средств наглядности. Часто готовая наглядность, готовые задания на закрепление и контроль знаний, наработанные учителями и методистами за прошлые годы педагогической деятельности не соответствуют требованиям ФГОС. Тогда на выручку учителю приходят средства наглядности созданные им самим. Так учитель реализует свой творческий потенциал и получает возможность создавать средства, с помощью которых учебный материал будет объясняться более доходчиво, закрепление знаний будет более надёжным и контроль знаний учащихся станет более точным. На данном этапе использования компьютерных технологий в обучении, документ-камера является новым, но уже незаменимым помощником в работе учителя.
При использовании инновационного оборудования, в частности документ-камеры, наглядность изучаемого материала значительно возрастает. Все иллюстрации, учебные объекты, динамические пособия, которые ранее демонстрировались лишь в свою натуральную величину, теперь представляются во весь экран. Интерес и внимание к изучаемым объектам и процессам, если они проецируются на экран, у школьников, обучающихся в начальном звене, на порядок выше, нежели, при демонстрации тех же материалов в натуральном виде. Понимание учебных тем детьми, при использовании средств наглядности созданных при помощи документ-камеры, растёт по той причине, что у учителя появляется возможность более наглядно показать ребятам все причинно-следственные связи в теме, обратить внимание учеников на особо важные моменты изучаемого. Запоминаемость сложного материала, терминов, правил значительно возрастает, т. к. при использовании на уроках заметной и яркой наглядности на экране, в том числе созданной при помощи документ-камеры, в сознании учащихся младшего школьного возраста легко создаются чёткие зрительные образы, облегчающие запоминание изучаемого материала.
Документ-камера – это новое оборудование, с новыми возможностями, прекрасно дополняет сложившуюся педагогическую практику, обогащает и расширяет её. Это оборудование в наше школе появилось сравнительно недавно. К сожалению, мало кто из учителей использует все возможности этого инструмента, ограничиваясь лишь несколькими функциями.
Принцип наглядности в начальной школе особенно важен, так как учащиеся начальных классов имеют наглядно-образное мышление, через которое они воссоздают форму, структуру объектов, понимают сущность явления, устанавливают связи.
Практический опыт работы с этим видом оборудования показывает, насколько это удобный инструмент, идеально подходящий для работы. Стоит обратить более пристальное внимание на оборудование, которое способно превратить любой урок в творческий созидательный процесс, дающий возможность придерживаться принципа интерактивности, наглядности, универсальности и уникальным образом поддерживать двусторонний диалог учителя и ученика.
Возможности документ – камеры можно использовать практически на всех уроках.
1. Демонстрация мелких предметов различной формы.
2. Демонстрация отдельных частей (блоков) предметов.
3. Демонстрация фрагментов картины, фотографии (с увеличением).
4. Проверка и исправление домашних работ учащихся.
5. Проверка каллиграфии написания путём наложения прозрачной кальки с образцом правильного письма.
6. Проведение викторин с демонстрацией заданий и ответов.
7. Составление предложений.
8. Демонстрация иллюстраций из словарей, энциклопедий, справочников.
9. Разделение предмета на мелкие детали с последующей демонстрацией.
10. Демонстрация набора иллюстраций к рассказу для краткого пересказа или для восстановления последовательности событий.
11. Возможность быстрого редактирования письменных работ.
12. Работа над структурой предложения.
13. Отработка орфографии.
14. Отработка разбора слова по составу, фонетического разбора.
15. Демонстрация художественных изделий, выполненных учащимися.
16. Демонстрация слов при обучении чтению на ранних этапах.
17. Демонстрация процессов выполнения творческих заданий на уроках технологии.
18. Демонстрация фотоматериала для составления рассказов из
жизни учащихся, классов, истории школы.
19. Решение уравнений.
20. Выполнение заданий на словообразование.
21. Сравнение рисунка с реальным объектом.
22. Демонстрации движения фигурок для театральной пьески (теневой театр).
23. Демонстрация основных математических операций: сложения, вычитания,
умножения, деления и т.д.
24. Демонстрация карточек с изображениями предметов (отработка словарных слов).
25. Работа с географическими картами.
26. Работа с песочными часами (проверка техники чтения) для фиксирования времени на выполнение задания.
27. Кукольные представления.
28. Запись упражнений, выполняемых на уроке для последующей трансляции и обсуждения.
29. Демонстрация загружаемых из сети аудио- и видеофайлов.
30. Использование в качестве видеокамеры (запись и/или демонстрация на экран действий, происходящих в классе).
31. Использование при проведении видеоконференций.
32. Демонстрация процесса сборки/разборки объёмных моделей (куб).
33. Показ оформления написания писем, конвертов, заявлений.
34. Демонстрация плана урока и видов деятельности на уроке.
35. Демонстрации игры «Собери пазл».
36. Использование всем классом одной книги для чтения вслух.
37. Выбор ролей для постановки пьесы.
38. Устная драматизация с опорой на текст для чтения из сборников, книг или журналов; тексты пьес, написанные учащимися, для чтения по ролям.
39. Демонстрация работы с красками, пластилином и другими материалами на уроках изобразительного искусства и технологии.
40. Демонстрация языка жестов и пальчиковых игр.
41. Демонстрация подсчёта денег (бумажных купюр или монет).
42. Проведение химических экспериментов.
43. Мгновенный снимок документа или изображения вместо сканирования, требующего значительных затрат времени.
44. Запись цифровых рассказов.
45. Создание мультипликации.
46. Создание и запись уроков для ресурсных центров.
47. Создание и архивирование уроков для дистанционного обучения.
48. Создание уроков для учащихся-надомников.
49. Демонстрация задания-разминки перед началом урока (устный счёт, каллиграфия).
50. Демонстрация сочетаний цветов при изучении теории цвета в живописи – цветовых кругов .
51. Демонстрация техники рисования и живописи.
52. Демонстрация работ учащихся в виде фотографий, рисунков, отчетов и т.д.
53. Демонстрация частей скрытого объекта для задания «Угадай, что это за предмет и как его используют».
54. Запись заметок и рисование набросков в качестве пояснений для выполнения упражнений (решения задач).
55. Создание и запись инструкций и руководств с целью их дальнейшего использования.
56. Запись этапов урока и этапов выполнения упражнений и заданий.
57. Обеспечение общего доступа учащихся к имеющимся материалам.
58. Формирование навыков исследовательской деятельности.
59. Демонстрация темы для обсуждения или проблемы перед началом урока.
60. Подведение итогов урока и обобщение изученного материала с классом или индивидуально.
61. Обучение поведению в нештатных ситуациях: маршруты движения при пожаре (маршрут эвакуации).
62. Работа с буквами и цифрами в первом классе.
63. Возможность «заморозить» и сохранить изображение или действие при наблюдении за процессами или при проведении опытов.
64. Для объяснения правил игры и позиций участников на уроках физкультуры.
65. Сохранение творческих работ учащихся для последующего представления
на родительских конференциях.
66. Демонстрация коллекции полезных ископаемых.
67. Моделирование движения воды в природе, смены дня и ночи...
68. Обучение определению времени (циферблат).
69. Работа с календарём: название года, месяца, дня недели, даты.
70. Обучение обращению с единицами, десятками, сотнями и т.д. (например, на счетных палочках, спичках или счётах).
71. Демонстрация высказываний (цитат).
72. Демонстрация работы в дневнике, рабочих и контрольных тетрадях.
73. Сравнение формы и структуры листьев.
74. Создание видеофильмов в поле обзора документ-камеры с субтитрами.
Есть ещё чему учиться и к чему стремиться!