СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Акварели своими руками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа проводилась с целью получения в домашних условиях акварельных красок.

Просмотр содержимого документа
«Акварели своими руками»


VII городской конкурс исследовательских работ и проектов младших школьников

«Я – исследователь»


Вид исследования: экспериментальный



Исследовательская работа на тему:

«Акварели своими руками»






Работу выполнила:

Базалий Мария Григорьевна,

учащаяся 4класса Б МБОУ ОГ №21

г. Архангельска



Научный руководитель:

Булавина Е.В., учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ ОГ №21 г. Архангельска

















Архангельск

2012

Оглавление

1. Введение. 3


2. Основная часть. 4


2.1Окрасках и пигментах. 4


2.2Эксперимент и его результаты. 5


3. Заключение. 7


4. Список использованной литературы. 8


5. Приложения. 9




1. Введение



Из бесед об искусстве в художественной школе я узнала, что в настоящее время почти все краски делают на химических заводах.

До XIX века люди не знали иных красителей, кроме тех, которые поставляла им природа. Раньше художники писали красками, которые изготавливали самостоятельно. Для этого они брали размолотые камни, обожженную землю, цветные глины. Сырьем служили и различные части растений (цветки, листья, плоды, корневища и др.).

Эта информация меня заинтересовала. Я подумала: «А что, если попробовать сделать краски своими руками?»


Цель: изготовление в домашних условиях акварельных красок.


Задачи:

1.Проанализировать литературу, публикации сети Интернет.

2.Определить:

- можно ли получить краситель в домашних условиях?

- вещества, оптимально подходящие для использования в качестве основы краски;

- пропорции составных частей краски.

3. Создать акварельные краски


Объекты исследования: цветки календулы и бальзамина, листья пижмы, шелуха репчатого лука, разные ягоды (рябины, брусники, клюквы, черники, черной смородины), обойный клей, клейстер из муки, клей ПВА.


Гипотеза исследования:

Различные части растений и плоды содержат красители, которые можно извлечь и использовать для изготовления в домашних условиях акварельной краски.


Метод исследования – эксперимент по изготовлению акварельной краски.






2. Основная часть

2.1. О красках и пигментах

Из истории красок

Известно, что в странах Древнего мира употреблялись краски минерального и животного происхождения. Пример минеральных красок - красная и желтая охра, которую получали из окиси железа и широко применяли в Египте. Синие красители изготовлялись там кремнезема, малахита, углекислого кальция и соды. В Месопотамии использовалась черная краска, сделанная из сажи, толченого древесного угля. Знаменитая пурпурная краска добывалась из особого морского моллюска (пурпурной улитки).А для получения красных тонов использовали такой краситель, как хна.

Растительные краски с древности применялись человеком для украшения оружия, одежды и жилища. Сначала это были просто соки ярких лепестков, листьев, плодов растений,а затем люди научились изготавливать краски из растений.

Так в Древней Руси синюю краску добывали из корня горца красильного, желтую - из корней щавеля конского, вишневую - из лишайника степной золотянки, а с помощью ежевики и черники окрашивали ткани в фиолетовые тона. Из манжетки научились получать желтую, зеленую и черную краски, из зверобоя - красную, желтую и оранжевую. Интересно, что особенно широкую цветовую палитру давала марена красильная. [6]


Почему растения и плоды разноцветные?

Мы знаем, что различные части растений и плоды окрашены благодаря специальным веществам – пигментам, которые находятся в клеточном соке и окрашивают их. Известно более 150 пигментов. [6] (приложение№1)


А что такое акварель?

Акварелью называют и краску, и технику живописи и готовое произведение. Акварель (франц. aquarelle, от лат. aqua - вода), краски, разводимые в воде и легко смываемые ею. [1]

Итак, акварельные краски состоят из красящего и связующего вещества (клея).

Также краски содержат глицерин, который делает их пластичными. Мы узнали, что глицерин удерживает влагу, не дает краскам пересыхать и становиться хрупкими. [7]

Благодаря своей структуре, акварель позволяет передавать тончайшие нюансы цвета и игру светотени, сохраняя при этом лёгкость и воздушность. Эти краски настолько прозрачны, что сквозь них просвечивают тон и фактура бумаги.

Главное требование к акварели – однородность пигмента, иначе после высыхания краски, вы обнаружите на листе мельчайшие крупицы пигмента, портящие восприятие цвета. [2]

Вместе с тем хорошая акварельная краска, разжиженная водой, должна ровно ложиться на бумагу и не образовывать пятен и точек. Под действием прямых солнечных лучей краска должна быть светостойкой, а после высыхания давать прочный, не- трескающийся слой. Краска не должна проникать на обратную сторону бумаги.[3]


2.2. Эксперимент и его результаты.


Приготовление самодельных акварельных красок


Извлечение пигментов из растительных объектов

Для эксперимента мы использовали только известные нам растения и ягоды, произрастающие в Архангельской области. Достаточно взять их в небольшом количестве.

Для извлечения пигментов из растений поступали следующим образом: измельчали части растений, ягоды (приложение № 2) и клали их в чистую эмалированную посуду. Кипятили в воде на маленьком огне (примерно полчаса), чтобы получился хороший отвар (приложение № 3). Полученные результаты этого эксперимента мы обобщили в таблице (приложение № 4)

Итак, в результате у нас получилось девять водных растворов разного цвета, пигментов, извлеченных из растений и плодов.


Подбор оптимальной клеевой основы краски и приготовление акварели

Для того, чтобы узнать, какой клей может служить лучшей основой, мы испытали три вида клея: обойный клей, клейстер из муки, клей ПВА (приложение № 5).

Приготовленными красками сделали рисунок бабочки и сравнили их с рисунком, выполненным покупной акварелью (приложение № 6).

Полученные результаты:

Краска, приготовленная на основе клея для обоев неоднородна, при смешении с основой, пигмент изменяет свой цвет, он становится тусклым. Краска непрозрачная, на бумагу ложится неровно, мало похожа на акварель.

Клейстер из муки, как и обойный клей заводского производства, обесцвечивает пигмент, потому не годится для клеевой основы. Однако, полученная краска более прозрачная по сравнению с краской на основе обойного клея.

Краска на основе клея ПВА имеет однородную структуру, хорошо ложится на бумагу, клей не изменяет цвет пигмента. Можно сказать, что она близка к акварельным краскам.

Значит, для изготовления основы краски лучше подходит клей ПВА

Определение пропорций составных частей

Кроме клея необходима другая составная часть краски – густое вещество, которое не дает ей растекаться по бумаге. С этой целью мы использовали глицерин, который продается в аптеке.

Сначала клей, глицерин и раствор пигмента взяли в равных количествах, смешали - краска получилась очень густая. Следовательно, данная пропорция частей нам не подходит.

Вместе с тем, если добавить клея и глицерина, краска получается достаточно жидкая, растекается по бумаге. Но, если уменьшить количество раствора пигмента, а клей с глицерином оставить в прежних объемах, то краска получается блеклой и тусклой.

Тогда раствор клея мы смешали с равным количеством глицерина, последним добавили раствор пигмента. Его взяли примерно столько же, сколько получилось основы для краски. Краска получилась яркая, не очень жидкая, не растекающаяся по бумаге.

Значит, для приготовления краски необходимо взять одну часть основы, состоящей из равного количества клея и глицерина и одну часть раствора пигмента.

















3. Заключение.


  В результате эксперимента наша гипотеза подтвердилась.

  • Во-первых, плоды растений и их части содержат особые красящие вещества – пигменты, которые нам удалось извлечь в домашних условиях.

  • Во-вторых, наилучшие свойства показала краска, приготовленная на основе клея ПВА.

  • В третьих, мы установили, что для приготовления краски необходимо взять одну часть основы, состоящей из равного количества клея и глицерина и одну часть раствора пигмента.

  • В четвёртых, смешав клей ПВА и глицерин с растворами пигментов, мы получили жидкие акварельные краски разных цветов, с помощью которых нам удалось нарисовать рисунок.

























4.Список использованной литературы.


  1. Иванова О., Аллахвердова Е. Акварель. Практические советы. – М.:АСТ: Астрель, 2008. – 73 с.

  2. Лентовский А.М. Технология живописных материалов // http://www.bibliotekar.ru/slovarZhivopis/62.htm

  3. Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995. – 65 с.

  4. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, 1996. – 80 с.

  5. Франсиско Асенсио Сервер Акварель для начинающих. – М.:АСТ: Астрель, 2010. – 175 с.

  6. Цингер А. Занимательная ботаника. – М.:Терра – Книжный клуб, 2009. – 106 с.

  7. Шматова О.В. Самоучитель по рисованию акварелью. – М.: Эксмо, 2011. – 80 с.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!