СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Алкоголизм в подростковой среде и меры его профилактики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личность формируется с детства. Поэтому профилактика алкоголизма начинается, прежде всего, с детского и подросткового возраста,  с формирования здоровой в психическом и физическом плане личности.Профилактика детского и подросткового алкоголизма должна проходить одновременно в нескольких направлениях: на уровне семьи, школы и государства.

Просмотр содержимого документа
««Алкоголизм в подростковой среде и меры его профилактики»»

МБОУ – СОШ № 2 города Аркадака













Доклад на тему



«Алкоголизм в подростковой среде

и меры его профилактики»









Подготовила Визнер Н. Г.,

кл. руководитель 11 «А» класса





2019-2020 уч. год


Введение


По данным той же неумолимой статистики на долю подросткового алкоголизма приходится примерно не менее 15% от числа взрослых алкоголиков. 
Что же надо сделать для того, что бы алкоголизм, как социальное явление, исчез из жизни подростков? Как сохранить здоровье нации? 
На эти вопросы я попытаюсь ответить в своей работе.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 

Причины подросткового алкоголизма

Причины первого употребления алкоголя могут быть совершенно разными. Но можно проследить закономерность в их изменении при взросление подростка. В десятилетнем возрасте алкогольные напитки впервые пробуют либо случайно, либо алкоголь дают родители «для поднятия аппетита» или когда лечат вином, иногда дети и сами могут попробовать спиртное из интереса. В более позднем возрасте подростки употребляют алкоголь по достаточно традиционным поводам: «семейные праздники», «приход гостей» и другие. После 14-15 лет наиболее характерными становятся такие причины: «все пьют и я пил», «уговорили», «для смелости» и другие. 
Это показывает, что приобщение к алкоголю в семье является одной из основных проблем. Дети, наблюдая за взрослыми на праздниках, начинают думать, что употребление алкоголя является нормой обязательной составляющей семейных «застолий». 
Большую роль играет в приучении подростков к алкоголю оказывает телевидение, реклама и другие средства массовой информации. Реклама показывает алкогольные напитки как непременный атрибут любого отдыха и развлечений, привязывая к весёлому «пивному» образу жизни. 
Обилие алкогольной продукции в продуктовых магазинах и относительная её дешевизна так же подталкивают подростков к употреблению алкоголя. Разнообразные коктейли, которые якобы содержат настоящий ром или джин в смеси с натуральными соками, тоже не безопасны. После двух лет постоянного приёма таких малоалкогольных напитков человек настолько привыкает к алкоголю, что без него жить становится уже невозможно. 
На фоне пропаганды образа жизни во имя получения удовольствия сегодня жизнь подростка развивается по схеме «удовольствие - деньги – удовольствие». Всё это приводит к духовному и демографическому кризису и в конечном итоге к алкоголизму. 
Крылатое выражение «Пьяницы рождают пьяниц» всё ещё продолжает быть актуальным. Дети пьющих родителей отличаются повышенной склонностью к употреблению спиртных напитков, зачатки пьянства потомства закладываются ещё задолго до его рождения, т.е. свои пороки родители передают детям по наследству. 
Ещё одной причиной развития подросткового алкоголизма можно считать взаимоотношения в семье ребёнка. Подтолкнуть подростка к алкоголизму могут: 
- негативные межличностные отношения внутри семьи; 
- чрезмерная опека со стороны родителей; 
- насилие; 
- поклонение и вседозволенность, потакание всем слабостям и желаниям ребёнка и т.д. 
И в добавление к вышесказанному в нашей стране практически не работают законы, предусматривающие административную и уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в пьянство.



Статистки подросткового алкоголизма

Результаты опросов, проводившихся в школах, показали, что большая часть учащихся 6-го класса уже не только попробовали спиртные напитки, но и покупали различные спиртосодержащие напитки, а также вино, пиво и шампанское. Главным фактом является то, что детей «угощал» алкоголем отец, дедушка или кто-то из родственников. К 8-му классу количество подростков регулярно принимающих алкоголь возрастает: 54% учащихся принимают алкоголь раз в месяц, 7% – 2 раза в течение месяца, при этом 11% входят в группу риска по развитию алкоголизма. К 11 классу пристрастие подростков к алкоголю увеличивается: 45% принимают алкоголь один раз в месяц, 20,8% – раз в две недели, 29% – принимают алкоголь не менее одного раза в неделю. 39% подростков 8-11-х классов употребляют алкоголь еженедельно. Это серьезный повод для беспокойства, поскольку употребление алкогольных напитков с такой частотой вызывает развитие алкоголизма. Всего лишь 4% учащихся ни разу не пробовали алкоголя.


Приведем примеры статистики, связанной с употреблением алкоголя подростками: 
Родители приобщают детей к алкоголю в 60,5% случаев, преимущественно в возрасте до 10 лет, приобщение к выпивке среди друзей обычно происходит в более позднем возрасте. 
Девочки пробуют спиртное в раннем возрасте в 4 раза реже, в сравнении с мальчиками. Приобщение к алкоголю девочек происходит не так быстро. Они в среднем на два года позже, чем мальчики, пробуют алкоголь. Наибольшее приобщение к алкогольным напиткам происходит у девочек в более позднем возрасте – в 15-16 лет (у мальчиков в 13-14 лет). 
76,9% подростков, систематически принимающих алкоголь, учатся плохо, 23% учатся на среднем уровне и лишь около 1,5% показывают результаты немного лучше среднего уровня. 
Примерно 50% подростков, употребляющих алкогольные напитки, мало читают, при этом 19% из них не читают книг вообще. И это в том возрасте, когда интенсивность чтения у человека самая большая. 
В семьях подростков, часто принимающих алкоголь, примерно в 6% случаев алкоголь употребляют оба родителя, в 58% семей алкоголь употребляет только отец, и нет ни одной семьи, где алкогольные изделия бы не употреблялись вообще. 
53% детей, принимающих спиртное, не имеют достаточного контроля и внимания со стороны родителей. 
В 54,1% семей подростков, употребляющих спиртное, родители имеют только начальное или неполное среднее образование. 
По данным науки, 51,7% семей подростков, часто употребляющих алкоголь, характеризуются напряженным психологическим климатом, между родителями происходят постоянные ссоры, скандалы и даже драки. 
В семьях подростков, употребляющих спиртные напитки, процент неполных семей или повторных браков отмечается в 27-50% случаев. Неполная семья, наличие отчима (мачехи) встречается у подростков, часто употребляющих спиртное, в 2,5 раза чаще, чем у подростков, не потребляющих алкоголь. 
91% семей, где подростки регулярно употребляют алкоголь, социально неустойчивые семьи.

Токсическое воздействие алкоголя на организм

Токсическое воздействие алкоголя на организм подростка в несколько раз сильнее, чем на организм взрослого. В целом деятельность органов и систем организма в пубертатный период отличается функциональной неустойчивостью, а в связи с этим и повышением реактивности тканей ко многим факторам внешней среды, особенно вредным. Токсическое воздействие алкоголя прежде всего сказывается на деятельности нервной системы. Если содержание алкоголя в крови принять за 1 (единицу), то в печени оно будет равно 1,45 , а в головном мозге - 1,75. Даже небольшие дозы алкоголя влияют на обмен в нервной ткани, передачу нервных импульсов. Одновременно нарушается работа сосудов головного мозга : происходит их расширение, увеличение проницаемости, кровоизлияние в ткань мозга. 
В подростковом возрасте мозговая ткань беднее фосфором, богаче водой, находится в стадии структурного и функционального совершенствования, поэтому алкоголь особенно опасен для нее. Даже однократные употребления спиртного могут иметь самые серьезные последствия. 
Неоднократное или частое употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику подростка. При этом задерживается не только развитие высших форм мышления, выработка этических и нравственных категорий и эстетических понятий, но и утрачиваются уже развившиеся способности. Подросток, что называется "тупеет" и интеллектуально, и эмоционально, и нравственно. 
Второй "мишенью" алкоголя является печень. Именно здесь, под действием ферментов происходит его расщепление. Если скорость поступления алкоголя в клетки печени выше скорости его распада, то происходит накопление алкоголя, ведущее к поражению клеток печени. Алкоголь нарушает структуру клеток печени, приводя к перерождению ее тканей. При систематических употреблениях спиртных напитков жировые изменения в клетках печени приводят к омертвлению печеночной ткани - развивается цирроз печени, весьма грозное заболевание, почти всегда сопровождающее хронический алкоголизм. 
Действие алкоголя на печень подростка еще более разрушительно, так как этот орган находится в стадии структурного и функционального формирования. Поражение клеток печени приводит к нарушению белкового и углеродного обмена, синтеза витаминов и ферментов. Спиртные напитки, можно сказать, "разъедают" слизистую оболочку пищевода, желудка, нарушают секрецию и состав желудочного сока , что затрудняет процесс пищеварения и, в конечном счете, неблагоприятно сказывается на росте и развитии подростка. 
Таким образом, алкоголь ослабляет организм, тормозит формирование и созревание его органов и систем, а в некоторых случаях, например при злоупотреблении, и вовсе останавливает развитие некоторых функций высшей нервной системы. Чем моложе организм, тем губительнее действует на него алкоголь. Кроме того, употребление алкогольных напитков подростками значительно быстрее, чем у взрослых, ведет к формированию у них алкоголизма. 
Организм человека устроен так, что ни в каком виде и ни в каком количестве алкоголь ему не нужен. Обменные процессы в организме не нуждаются в экзогенном (поступающем извне) алкоголе, а реакции, в результате которых вырабатываются микродозы эндогенного алкоголя, и реакции, использующие этот спирт, работают без нашего вмешательства. Даже наоборот, если периодически подливать в организм экзогенный алкоголь, то выработка внутреннего спирта прекращается (как защита от избыточных его количеств). В этом, по мнению ученых, суть появления алкогольной зависимости: отучив свой организм производить нужное количество спирта, мы вынуждены регулярно снабжать его путем возлияний. 
Представим себе, что ни один подросток никогда не сможет попробовать спиртного, табака, наркотиков. Ведь миллионы людей, населяющих страны Ближнего и Среднего Востока живут долгой полноценной жизнью в полной свободе от алкоголя (это, кстати, еще одно доказательство, что алкоголь не требуется нашему организму и введение "сухого закона " не вызовет ухудшения здоровья, если он будет действовать, как мера разрешительная). 

Изменение стиля жизни под влияние алкоголя и его 
последствия

У подростков, впервые попробовавших алкоголь, устойчивость к алкоголю очень низка (50 – 100 мл водки), при этом, чем меньше возраст, в котором впервые произошло опьянение, тем она ниже. При постоянном приеме алкоголя (до 2 – 3 раз в течение месяца) устойчивость к воздействию алкоголя у подростка увеличивается. Образ жизни, характерный для «алкогольной» компании, ошибочно воспринимается подростком как нормальный и естественный. Естественным считается прием алкогольных напитков в выходные дни, перед танцами и во время отдыха с друзьями. Вместо активной социальной жизни круг интересов сужается до проблем, обсуждаемых в «алкогольной» компании. 
Статистика показывает, что подростки тратят свое свободное время на примитивные, бесцельные занятия: игры в карты, не редко на деньги, прослушивание музыки, бесцельные прогулки по улицам, просиживание в барах или кино. Прием алкогольных напитков принимает регулярный характер и становится непременным атрибутом времяпрепровождения, увеличивается число поводов и мотивов для пьянства: «пью для улучшения настроения», чтобы «расслабиться», «потому что нравиться пить» и другие. В результате этого употребление спиртного незаметно становится практически главным смыслом жизни. 
Последствия регулярного употребления алкоголя подростками гораздо серьезнее и опаснее, чем алкоголизм в зрелом возрасте. Потому что в этот время происходит рост и развитие всех жизненно важных систем и функций человека, и влияние алкоголя на эти процессы, несомненно, приведет к ужасным результатам. 
Отметим лишь некоторые из этих последствий: 
Преждевременное начало половой жизни, которая истощает растущий организм, вызывая перенапряжение нервно-половой сферы, и как результат – раннее ослабление половых функций. 
Бесплодие и неспособность выносить, родить и воспитать полноценное потомство. 
Сексуальные контакты подростков без контрацепции приводят к ранним абортам, и дальнейшим серьезным осложнениям. 
Возникает большая опасность заражения венерическими болезнями или инфекциями, передаваемыми половым путем, гепатитами В или С, ВИЧ-инфекцией.
Наблюдаются сбои в работе желудочно-кишечного тракта. 
Характерно повреждение печени, развитие гепатита, цирроза печени. 
Нарушения в работе поджелудочной железы (панкреатит, перитонит). 
Нарушение деятельности сердечнососудистой системы (тахикардия, проблемы с артериальным давлением и др.). 
Развиваются воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей (уретрит, цистит, пиелонефрит). 
Появление различных воспалительных заболеваний в легких, бронхах, гортани, носоглотке (хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пневмосклероз, туберкулез легких). 
Снижение иммунной защиты организма, что ведет к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям. 
Алкоголь наносит непоправимый вред эндокринной системе подростка. 
Возможное развитие и очень сложное протекание сахарного диабета. 
Изменение состава крови, анемия и т.д. 
Наблюдаются разнообразные расстройства, преимущественно в эмоциональной и волевой сфере, падает общественная активность, угасают трудовые навыки, страдают здоровое честолюбие и нравственные качества. На первый план выступают такие эмоциональные нарушения, как огрубение, взрывчатость, беспечность, безынициативность, внушаемость.

Профилактика подросткового алкоголизма

Личность формируется с детства. Поэтому профилактика алкоголизма начинается, прежде всего, с детского и подросткового возраста, с формирования здоровой в психическом и физическом плане личности. Профилактика детского и подросткового алкоголизма должна проходить одновременно в нескольких направлениях: 
Профилактика алкоголизма на уровне семьи: создание здорового образа жизни, отказ от злоупотребления алкоголем в семье, рациональное питание, соблюдение режима дня и сна, антиалкогольное воспитание в семье и т.п. 
Профилактика алкоголизма на уровне школы: педагогический такт, установление контакта учителя с учащимися, приобщение к активному занятию физкультурой и спортом, организованная работа школьного врача по профилактике алкоголизма, осуществление санитарно-просветительской работы и т. п. 
Профилактика со стороны государства: запрет продажи алкогольной продукции детям моложе 18 лет; запрет рекламирования пива по телевидению до 21:00; предусмотрение строгой уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в пьянство, доведение до состояния алкогольного опьянения; запрет приема несовершеннолетних на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спиртными напитками и т.п.

Проблеме подросткового алкоголизма нужно уделять особое внимание, не пускать все на самотек. Дети – наше будущее, и если не обратить на это внимание сегодня, завтра, возможно, будет уже поздно! 



























ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Анализ анкетирования учащихся школы на тему «Алкоголь и 
его употребления» 

В течении сентября – ноября 2009 г. по этой теме среди 5-х – 11-х классов было проведено анкетирование. Его результаты следующие: 
Анализ анкетирования на тему: «Алкоголь» 
1.Ты когда-нибудь пробовал выпивать? 
Да 44 
Нет 13 
2.Сколько тебе было лет, когда ты впервые попробовал алкогольный напиток? 
5 лет 7 лет 1 9 лет 4 11 лет 4 13 лет 5 
6 лет 8 лет 10 лет 8 12 лет 16 14 лет 6 
Не пробовал 13 
3.Кто впервые угостил тебя алкогольным напитком? 
Друзья 18 Не пробовал 13 
Знакомые 5 Не помню 3 
Один из родителей 15 Сам купил 1 
Взял сам у родителей 2 
4.Если ты увлекаешься алкогольными напитками, опиши свои первые ощущения. 
Не знаю 1 
Не увлекаюсь 21 
Понравилось 8 
Не понравилось 25


Было плохо 1 
Не помню 1 
5.Как ты думаешь, по каким причинам подростки начинают выпивать? 
Не знаю 5 
Хотят казаться круче 35 
Просто так 
Из-за проблем дома или в школе 1 
Ради интереса, хотят испытать новые ощущения 12 
Казаться взрослее 1 
Берут пример с родителей 
Предложили друзья 2 
Ради увлечения 
Неуверенность в себе 1 
6.Как ты относишься к алкоголикам? 
Отрицательно 48 Безразлично 7 
Нормально 1 Не знаю 1 
Хорошо 
7.Задумывался ли ты о том, что алкоголь вредит твоему здоровью? 
Задумывался 39 
Не задумывался 18 
8.Знаешь ли ты вредные вещества, которые содержатся в алкогольных напитках? 
Знаю 32 
Не знаю 25 
9.Какие заболевания считаются наиболее связанными с алкоголем? 
Аллергия 
Гастрит 
Язва 
Рак 4 
Ожирение, воспаление и цирроз 1 
Потеря голоса, алкогольная хрипота 
Потеря зрения 
Заболевания сердца 
Острая почечная недостаточность 
Невозможность иметь детей 
Все перечисленные 52 
Не знаю 
10.Выпивают ли твои друзья? 
Мои друзья не выпивают 14 
Выпивают немногие 28 
Все мои друзья выпивают 15 
11.Совместимо ли понятие девушка и алкоголь? 
Да 6 
Нет 48 
Мне безразлично 3 
12.Совместимо ли понятие беременность и алкоголь? 
Да 1 Мне безразлично 3 
Нет 49 Не знаю 4 
13.Рассказываешь ли ты своим друзьям о вреде алкоголя, если они выпивают? 
Да 13 
Нет 44  
14.Беседуют ли родители с тобой на тему о вреде алкоголя? 
Да 29 Иногда 1 
Нет 27 
15.Могут ли подростки стать алкоголиками? 
Да 55 
Нет 2 
16.Часто ли выпивают ваши родители? 
Да 5 
Нет 52 
17.Следует ли прятать алкогольные изделия от родителей? 
Да 26 Мне безразлично 1 Не пьют 9 
Нет 19 Не знаю 2 
18.Следует ли тебе попросить его/её бросить пить ради тебя? 
Да 43 Не знаю 1 
Нет 4 Не пьют 9 
Всего приняли участие в анкетировании: 57 человек 
Исследуя вопрос об отношении подростков к проблеме алкоголизма, мы выяснили, что 84% отрицательно относятся к алкоголикам, 12% подростков безразлично относятся к людям, употребляющим алкоголь. 
Выяснилось также, что основная масса опрошенных впервые попробовала алкоголь либо в семье (26%), либо в кругу друзей (32%). 
Впервые алкоголь попробовали: в 7 лет-1,7% , 9 лет -7%, 10 лет – 14%; в 11 лет - 7%; в 12 лет – 28%, 13 лет - 9% , в 14 – 10,5%. 
Впервые попробовав алкоголь - 44% не понравилось, 14% понравилось. Основные причины, по которым подростки принимают алкоголь это: из-за проблем 1,8%, предложили друзья – 3,5%; не знают – 9%; ради интереса – 21%, казаться круче – 61%. 
При вопросе задумывались ли они, что каждый раз принимая алкоголь, он наносят вред организму, 68% ответили, что да, а 32% - об этом не задумывались. 
Также нам было интересно узнать, какой вид борьбы с алкоголизмом, по мнению учеников нашей школы, необходимо применять в сложившихся условиях. Оказалось, что большинство старшеклассников считают, что наиболее действенный вид борьбы с алкоголизмом это «профилактика» (64%). И на втором месте ответ «запрет» Проблема алкоголизма – одна из актуальных для нашего общества. Нельзя мириться с прогрессирующим распространением пьянства, наносящего ущерб здоровью людей. Увеличение потребления спиртных напитков неизбежно ведет к росту числа больных алкоголизмом, что еще более увеличивает материальные и нравственные потери отдельных лиц. Растет угроза здоровью будущих поколений, так как дети, ослабленные умственно и физически, рождаются не только в семьях алкоголиков, но и во вполне благополучных семьях, обычаи которых допускают регулярное потребление алкоголя. 
Вред алкоголя не осознается в полной мере широкими слоями населения. Вместе с тем антиалкогольная пропаганда не вполне достигает своих целей. Отсюда следует, что проблема алкоголизма нуждается в комплексном решении и требует осуществления широких социальных, педагогических, медицинских, правовых мер. 
Центральное место в антиалкогольном воспитании занимает семья. Школа, медицинские, правоохранительные органы не достигнут цели, если в семье сохраняются алкогольные обычаи. Один из главных путей оздоровления – раннее антиалкогольное воспитание на современном научном уровне. 
Сегодня как никогда встает вопрос о сохранении самого дорогого – здоровья детей, но не только физическое и психологическое, но и генетическое.  
Вывод 
1. У подростков интерес алкогольным напиткам имеет «исследовательскую» и «подражательную» природу. 
2. Основная среда первой пробы и дальнейшего употребления (в широком смысле) – компания друзей (43,8% первая сигарета в кругу друзей, 31,6% первая проба алкогольных напитков) 
3. Влияние семьи как положительное, так и отрицательное очень значительно, причем родители не всегда умеют использовать свое влияние на детей для профилактики вредных зависимостей: 63% родителей говорят о проблемах, связанных с курением, 52,6 % родителей говорят со своими детьми о проблеме алкоголя, но не обладают достаточной квалифицированной, специальной информацией по данной проблеме 
4. Компания сверстников оказывает решающее влияние на решение подростка употреблять те или иные средства: подросток либо подражает другим, либо стремится самоутвердиться, либо просто не может противопоставить себя большинству, боясь оказаться вне компании. 
5.Все опрашиваемые подростки негативно относятся к употреблению наркотических средств, никогда их не потребляли, и среди их друзей и знакомых таких нет. 
Проведенное исследование для нас значимо не только потому, что получены интересные социологические результаты, но и то, что подобная исследовательская работа пробуждает сознательно отнестись к явлению употребления алкоголя и других веществ в своей среде, оценить собственную роль в решении данной проблемы, попытаться спрогнозировать тенденции и динамику их проявления. 

Сравнительный анализ причин употребления и альтернатив 
употребления наркотиков подростками. 
Причины Альтернатива 
Самовыражение Спорт, любовь, хобби 
Любопытство Знание 
Как все Индивидуальность характера 
Слабо (не) Сила воли, характер 
Проблемы с родителями Умения – навыки – опыт, убеждения



Проблемы с девушкой (юношей) 
Интерес Расслабление («свой среди своих»); 
Физические нагрузки; 
Веселье 
Нечего делать Театр, музей, библиотека, цирк, клуб, дискотека 

-Поощрение веры в свои силы, признание уникальности. 
-Формирование личной ответственности за своё поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодёжной среде. 
-Сдерживание вовлечения детей и молодёжи в приём наркотических средств за счёт пропаганды здорового образа жизни. 
-Формирование антинаркотических установок и профилактической работы. 
-Тренинг навыков поведения в ситуациях, провоцирующих экспериментирование с ПАВ. Выработка полезных привычек. 
-Проведение занятий в диалогической форме, с использованием активных групповых форм работы учащихся.  
-Организация секций и спортивных кружков и соревнований. 
-Выступление на общешкольном родительском собрании для ознакомления родителей с результатами нашего исследования.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!