СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аналитическая статья "Дидактическая игра "Палитра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описывается работа с учебным пособием и способы использования пособия для обучения, проверки знаний у учащихся с ментальными нарушениями.

Просмотр содержимого документа
«Аналитическая статья "Дидактическая игра "Палитра"»

1. Дидактическое пособие «PALETTI»

Является частью дидактического оборудования SPEKTRA, разработанного для развития внимания, зрительного восприятия, памяти, мышления.

Данное пособие представляет возможность выявления уровня развития психических, мыслительных процессов у ребёнка и может использоваться в работе медико-педагогической комиссии, на занятиях по развитию психомоторики.

Пособие «PALETTI» представляет собой деревянный диск (палитра) с ячейками круглой формы, в количестве 12 штук, двумя штекерами для положения картонной паллеты с заданиями. В наборе находятся фишки различных цветов, круглой формы.

Выполнение задания предполагает расстановку фишек на палитре, в соответствии с предложенными заданиями. Каждому ответу соответствует фишка определённого цвета, что даёт возможность контролировать правильность ответа при выполнении программированных заданий.

Пособие широко используется на этапе закрепления нового материала, проверки знаний, для активизации познавательной деятельности учащихся, при изучении нового и трудного для восприятия материала учащимися старших классов.

Данный вид пособий является новым, и его вариативность использования в условиях коррекционных учреждений VIII вида изучена мало.

Учителями начальной школы, среднего и старшего звена была проведена экспериментально-практическая работа по адаптированию уже имеющегося оборудования для работы в коррекционной школе, а также по расширению возможностей использования данного пособия на различных предметных уроках и занятиях.

Для более эффективного использования пособия, учителями были созданы дополнительные элементы к данному оборудованию. Так для фронтальной работы создано:

- демонстрационный макет-пособие «PALETTI» (на магнитной доске в масштабном исполнении);

- магнитное наборное полотно для работы у доски и проверки правильности выполнения задания.

Задания к пособию разделены на следующие группы:

- с помощью которых формируются умения выделять существенные (главные) признаки предметов, объектов и явлений;

- используемые для развития у учащихся умения сравнивать, сопоставлять, делать правильное умозаключение;

- с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы, объекты, явления по предложенным признакам;

- на развитие внимания, быстрого мышления.

Использование пособий данного вида, в процессе обучения детей с аномалиями психофизического развития имеет многостороннюю направленность. Работа с ними имеет вариативный, многофункциональный характер, выполняет как обучающую, так и коррекционную функции, содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Разработанная нами система работы с данными пособиями направлена на развитие, прежде всего, мыслительной деятельности учащихся с отклонениями в развитии. Данная система позволяет сформировать у них взаимосвязь между основными компонентами познания: действием, словом и образом.

При использовании пособия «PALETTI», в процессе восприятия материала, учащиеся включаются во всестороннюю деятельность, происходит одновременное подключение визуальных, кинетических, аудиальных каналов прохождения информации.

Помимо выполнения обучающей функции данные виды заданий могут быть направлены на коррекцию зрительного восприятия (работа над цветом, формой объекта), зрительной памяти (зрительное удержание цепочек действий), развитие моторно-двигательного внимания (при проверке и диагностировании правильности выполненного задания). При выполнении заданий с использованием модельного алгоритма, происходит развитие концентрации и объёма внимания, развивается способность переключения внимания.

Выполняя задания по классификации, систематизации, объединении объектов в группы по определённым признакам, развивается произвольное внимание, распределение и переключение внимания.

Систематическая коррекционно-обучающая работа с применением данного оборудования вызывает у учащихся интерес к обучению, ведёт к самостоятельности их мышления, учащиеся перестают ждать решения всех вопросов педагогом, что позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся.

Целенаправленные упражнения по формированию мышления существенно изменяет способы ориентировки учащихся с нарушением интеллекта в окружающем мире, приучают его выделять существенные связи и отношения между изучаемыми объектами. Ученики постепенно начинают ориентироваться не только на цель (конечный результат выполняемого действия), но и на вариативность его выполнения, многообразие способов её достижения. Это меняет их отношение к выполнению задания, ведёт к оценке собственных действий и действий других учащихся, позволяет разграничивать правильные и неправильные решения.

Самостоятельная деятельность учащихся при выполнении заданий не исключает управления со стороны учителя. Участие может носить косвенный характер. Учитель даёт опору, ориентировочную основу действиям (для более слабых учащихся). В этом случае начинает действовать реабилитационная система, в результате которой, каждый ученик начинает чувствовать себя способным действовать правильно, разумно, ставить перед собой цели и достигать их.

Для достижения эффективности при работе с данным пособием, применяется и разработанный учителем алгоритм выполнения задания, а также контрольная карта правильных ответов, которая применяется при индивидуальной работе со слабыми учащимися.

Большую контрольно-наглядную функцию выполняет и демонстрационный макет пособия «PALETTI», выполненный на магнитной доске или полотне в масштабном размере, роль фишки выполняют большие цветные магниты с пластиковым покрытием или фишки, выполненные из цветного картона с магнитной основой.

Задания на макете вписываются мелом или накладываются магнитные карточки. Макет используется для контроля за выполненными действиями, при проверке уже завершённой работы (контрольная функция), а также при объяснении нового материала и условий выполнения заданий на начальном этапе работы с данным пособием, когда использование данного пособия несёт обучающий, ознакомительный характер.

Значительный эффект даёт применение данного пособия и при фронтальной работе с учащимися при закреплении изученного материала. Наглядно представленный материал помогает ориентироваться в большом объёме информации и успешно воспроизводить необходимые для дальнейшего обучения знания, трансформировать их в умения.

2. Дидактическое пособие «KLARO»

Данный вид пособия используется на этапе закрепления нового материала, проверки знаний, для активизации познавательной деятельности учащихся при изучении нового трудного для восприятия материала учащимися старших классов.

Наборы пособия состоят из карточек с заданиями, блокнотов с прозрачной плёнкой, «волшебных фломастеров».

Карточки с заданиями вкладываются в блокнот с прозрачной плёнкой. Учащиеся «волшебным фломастером» выполняют предложенное задание на прозрачной плёнке.

Отличительной особенностью пособия «KLARO» является то, что задания не являются однотипными и не предлагаются в текстовом виде с готовыми вариантами ответов. Для успешного обучения особенного важно, чтобы учащиеся всегда записывали ответы на поставленные вопросы.

Использование пособия данного вида, в процессе обучения учащихся с нарушением интеллекта имеет многостороннюю направленность. Работа с ним имеет вариативный, многофункциональный характер, выполняет как обучающую, так и коррекционную функцию, содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Система работы с данным пособием направлена на развитие, прежде всего, мыслительной деятельности учащихся.

Систематическая коррекционно-обучающая работа с применением данного пособия вызывает у учеников интерес к обучению, ведёт к самостоятельности их мышления, ученики перестают ждать решения всех вопросов педагогом, что позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся с нарушенным интеллектом. Ученикам не всегда нравится, когда проводятся проверочные задания, потому что, чаще всего, они однотипны. С применением данного пособия ученики не чувствуют проверку, они играют, выполняя предложенные задания. Таким образом, у учащихся повышается интерес к выполнению заданий, активизируется процесс познания, облегчается процесс обучения. Всё это способствует улучшению усвоения программного материала.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!