Анализ результатов итоговой контрольной работы
по обществознанию в 9 классе МКОУ СОШ № 2 с. Дур-Дур в 2020-2021 уч.г.
Учитель истории и обществознания – Медоева З. Б.
Контрольная работа проводилась 20.05.2021г. в формате ОГЭ.
Число участников – 20 человек.
Содержание КИМ контрольной работы определялось на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)). В КИМ была обеспечена преемственность проверяемого содержания с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Изменения в КИМ 2021 года по сравнению с 2020 годом:
Общее количество заданий КИМ осталось неизменным – 24. Количество заданий с кратким ответом в виде одной цифры сокращено с 14 до 13. Добавлено задание 5 с развёрнутым ответом на анализ визуальной информации. Общий балл увеличен с 35 до 37.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом:
Правильно выполненная работа оценивалась 37 баллами.
Каждое правильно выполненное задание 2–4, 7-11, 13,14,16-20 оценивалось 1 баллом.
Задание 15 оценивалось по следующему принципу: 2 балла – нет ошибок;1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок.
Задания 1, 5, 6,12, 21-24 оценивались в зависимости от полноты и правильности ответа.
За полное и правильное выполнение заданий 1, 6, 21, 22, 24 выставлялись 2 балла.
При неполном ответе – 1 балл.
За полное и правильное выполнение каждого из заданий 5 и 23 выставлялось 3 балла.
При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 2 или 1 балл.
За полное и правильное выполнение задания 12 выставлялось 4 балла
При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компонентов ответа – 3, 2 или 1 балл.
Таким образом, за выполнение заданий развернутого типа (правильную и полную формулировку ответов на все семь вопросов) учащийся мог получить максимально 17 баллов
На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывался общий балл, который переводился в отметку по пятибалльной шкале.
Всего заданий – 24: из них по типу заданий: с кратким ответом – 16;с развёрнутым ответом – 8; по уровню сложности: Б – 14; П – 8; В – 2;
Максимальный первичный балл – 37;
Минимальное количество баллов для получения оценки «3» -15 баллов.
Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы |
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Общий балл | 0 – 14 | 15 – 23 | 24 – 32 | 33 – 37 |
Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности:
Задания представляли следующие разделы курса: «Человек и общество» и «Сфера духовной культуры» (задания 2–4), «Экономика» (задания 6–9, при этом задание 6 проверяет знание основ финансовой грамотности), «Социальная сфера» (задания 10, 11), «Сфера политики и социального управления» (13, 14), «Право» (16–18). На одной и той же позиции (задания 1, 5, 12, 15, 19–24) в различных вариантах КИМ находились задания одного уровня сложности, которые позволили проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания. Вместе с тем в каждом варианте устанавливалось такое сочетание заданий, что в совокупности они представляли все традиционные разделы курса.
Все сдававшие ученики преодолели минимальный пороговый балл
№ | Ф.И. учащегося | Балл | оценка |
1. | Аркаев Сослан Таймуразович | 31 | 4 |
2. | Баев ДавидГеннадьевич | 19 | 3 |
3. | Беккаев Олег Александрович | 35 | 5 |
4. | Гамаонова Фатима Витальевна | 22 | 3 |
5. | Гурдзибеева Милана Эдуардовна | 26 | 4 |
6. | Доева Людмила Руслановна | 20 | 3 |
7. | Зокоев Марат Русланович | 21 | 3 |
8. | Ибадзаде Али Магомедали оглы | 25 | 4 |
9. | Калухов Маирбек Асланович | 17 | 3 |
10. | Лекоева Вероника Арсеновна | 20 | 3 |
11. | Магкиев Тамерлан Амурханович | 27 | 4 |
12. | Нартикоев Виталий Астанович | 17 | 3 |
13. | Рамонов Георгий Магометович | 16 | 3 |
14. | Сагкаева Милана Батразовна | 25 | 4 |
15. | Содиков Шамсулло Хайруллоевич | 21 | 3 |
16. | Сосранова Карина Алановна | 26 | 4 |
17. | Тедеева Алана Васильевна | 20 | 3 |
18. | Хачиров Сармат Славикович | 32 | 4 |
19. | Цагаева Орсана Аслановна | 28 | 4 |
20. | Цакоева Мадина Михайловна | 20 | 3 |
класс | Кол-во учащихся, выполнявших работу | оценки | | | | Успеваемость | % качества знаний | Сред. балл | Уровень обученности |
| | 5 | 4 | 3 | 2 | | | | |
9 | 20 | 1 | 8 | 11 | - | 100% | 45% | 3,5 | 50,4 % |
| | | | | | | | | |
Средний балл учащихся Дур-Дурской средней школы №2, писавших итоговую контрольную работу по обществознанию в формате ОГЭ – 24 балла.
Средняя оценка – «4».
Обозначение уровня сложности задания: Б — базовый, П — повышенный, В — высокий.
Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемому на ОГЭ | Уровень сложности задания | Максимальный балл за выполнение задания | Количество/% учащихся, выполнивших данное задание |
Задание 1. Знать/понимать: социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения | П | 2 | Полностью – 10 чел.(50%) Частично – 5 чел.(25%) Не сделали – 5 чел. (25%) |
Задание 2. Приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, а также ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах/ решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека | Б | 1 | 20 100% |
Задание 3. Приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, а также ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах/решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека | П | 1 | 20 100% |
Задание 4. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства) | Б | 1 | 20 100% |
Задание 5. Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из фотоизображения; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности | Б | 3 | Полностью – 5 чел.(25%) Частично – 4 чел.(20%) Не сделали – 11 чел. (55%) |
Задание 6. Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека (финансовая грамотность) | Б | 2 | Полностью ответили– 7 чел.(35%) Частично – 3 чел.(15%) Не ответили – 10 чел.(50%) |
Задание 7. Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, человека как социально-деятельное существо, основные социальные роли | Б | 1 | 20 100% |
Задание 8. Приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, а также ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах/решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека | Б | 1 | 18 90% |
Задание 9. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства) | П | 1 | 20 100% |
Задание 10. Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, человека как социально-деятельное существо, основные социальные роли/решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека | Б | 1 | 16 80% |
Задание 11. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства) | П | 1 | 18 90% |
Задание 12. Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из диаграммы/таблицы; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности | П | 4 | Полностью ответили– 5 чел.(25%) Частично – 2 чел.(10%) Не ответили – 13 чел.(65%) |
Задание 13. Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, человека как социально-деятельное существо, основные социальные роли/решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека | Б | 1 | 20 100% |
Задание 14. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства) | П | 1 | 16 80% |
Задание 15. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства) | Б | 2 | 20 100% |
Задание 16. Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, человека как социально-деятельное существо, основные социальные роли | Б | 1 | 20 100% |
Задание 17. Приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, а также ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах/решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека | Б | 1 | 20 100% |
Задание 18. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства) | П | 1 | 20 100% |
Задание 19. Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия | Б | 1 | 20 100% |
Задание 20. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства) | Б | 1 | 16 20% |
Задание 21. Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников) | П | 2 | Полностью ответили – 9 чел.(45%) Частично – 2 чел.(10%) Не ответили – 9 чел.(45%) |
Задание 22. Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников) | Б | 2 | Полностью ответили– 1 чел.(5%) Частично – 3чел.(15%) Не ответили – 16 чел.(80%) |
Задание 23. Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, а также ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах | В | 3 | Полностью ответили – 3 чел.(15%) Частично – 3чел.(15%) Не ответили – 16 чел.(70%) |
Задание 24. Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства)/оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности | В | 2 | Полностью ответили– 2 чел.(10%) Частично – 3 чел.(15%) Не ответили – 15 чел.(75%) |
Результаты анализа показали, что учащиеся хорошо справляются с заданиями базового уровня. Неплохо выполнили задания, связанные с темами: Деятельность, Понятие морали, Духовная культура, Формы правления, Федеративное устройство, Виды правонарушений, Конституция РФ, Сферы жизни общества. Хуже справились с заданиями в разделе «Экономика», «Социальные отношения». Наибольшую трудность вызвали задания второй части контрольной работы, где нужно было объяснить взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства); приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников, включая статистические материалы).
Рекомендовано:
Продолжить работу по подготовке учащихся 9 класса к основному государственному экзамену, учитывая все ошибки, допущенные при выполнении заданий.
Индивидуальная работа с каждым учеником.
Консультацию проводить в двух этапах: сначала давать теорию, потом соответствующие задания на приобретение практических навыков.
Формировать больше навыков у всех учащихся к выполнению заданий повышенного уровня. Изучение курса строить с опорой не только на теоретические знания, но и на социальный опыт и практику учащихся. Больше рассматривать с учащимися конкретные прикладные ситуации, иллюстрирующие теоретическое содержание курса, приводить значительное количество конкретных примеров, опираться не только на теоретический материал учебников, но и на материалы СМИ.
Практиковать поисковые методы, самостоятельное нахождение учениками материалов о социальных явлениях, критическое осмысление и систематизацию отобранных материалов.
Шире использовать обсуждение на уроках актуальных дискуссионных вопросов, привлекать материалы о глобализации, особенностях современного общества, проблемах формирования общества
Большее внимание уделять формированию у учащихся умения анализировать фрагменты обществоведческих текстов, работать с графической, статистической информацией, иллюстративным материалом. Отработать умение анализировать информацию, представленную в невербальной форме (рисунки, диаграммы, схемы) Можно использовать документы, опубликованные в изданиях, содержащих материалы ГИА.
Чаще использовать различные интернет-ресурсы для теоретической и практической подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по обществознанию.