СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ лирических произведений. Б. Пастернак «Рождественская звезда»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать умение отбирать и анализировать информацию,сопоставлять произведения разных видов искусства.

Просмотр содержимого документа
«Анализ лирических произведений. Б. Пастернак «Рождественская звезда»»

Тема: Анализ лирических произведений. Б. Пастернак «Рождественская звезда»

Цели:

  1. Обучать анализу лирического произведения, пониманию образной структуры стихотворения, умению видеть особенности художественного мышления мастеров живописи, слова.

  2. Развивать умение отбирать и анализировать информацию, сопоставлять произведения разных видов искусства; развивать навыки речевого общения;

  3. Коррекция и развитие познавательных процессов, развитие самостоятельного мышления.

  4. Способствовать воспитанию духовных, нравственных представлений о ценностях человеческого бытия; воспитывать культуру чтения.

Ход урока



Всего три слова: ночь под Рождество.
Казалось бы, вмещается в них много ль?
Но в них и Римский-Корсаков, и Гоголь,
И на земле небожной Божество.

И.Северянин

1. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы обратимся к стихотворению Б.Пастернака “Рождественская звезда”. Постараемся постичь замысел автора, разгадать образную структуру стихотворения. Для этого нам необходимо познакомиться с творчеством других Мастеров, обращавшихся к вечному библейскому сюжету – рождению Спасителя.

Рассмотрим картины Э.Греко, П.Веронезе, А.Корреджо, А. Менгса, А.Дюрера, П.Брейгеля. Они жили в разных странах, творили в разные эпохи, у каждого свое видение мира, а сюжет их картин один и тот же – поклонение пастухов или волхвов родившемуся Младенцу.

2. Беседа:

  • Рассмотрите репродукции картин этих художников;

  • Какая из них вам понравилась? Почему?

  • Какие чувства вызвала эта картина?

  • Какое цветовое решение вам более близко? Можете ли вы определить, за счет какого цветового решения художнику удается раскрыть идею своего творения?

  • Как вам кажется, какова общая идея этих произведений?

После короткого обсуждения учащиеся приходят к следующему выводу: рождение Младенца – Чудо вопреки обыденности, рутине жизни.

3. Рассматривание картины и беседа по ней.

Вынашивая идею создания стихотворения “Рождественская звезда”, Б.Пастернак часто упоминал Питера Брейгеля Старшего. Постараемся понять, почему. Рассмотрите картину “Поклонение волхвов”.

  • Кто изображен на первом плане картины? Как показаны фигуры солдат, крестьян?

  • Какое событие вы видите на полотне?

  • Почему изображенный пейзаж и фигуры людей намеренно огрублены, приземлены?

  • Как вы думаете, в какой стране автор поместил своих героев? Это Вифлеем?

  • Как изображена Мария? (Она еще не привыкла к пророчеству свыше, смущена многолюдством).

Сделаем первые выводы. Питер Брейгель намеренно “приземляет” фигуры солдат, крестьян, просто зевак. Лица их напряжены, один опустился на колени, другой застыл в полупоклоне, третий задумался. Они только сейчас осознают, что стали свидетелями и участниками великого события: на их глазах происходит рождение Чуда. Художник поместил героев не в Вифлеем, а в Нидерланды, так как считал, что история рождения Спасителя повторяется вновь и вновь в разных странах и континентах.

4. Слово учителя о замысле Б. Пастернака.

Сын знаменитого художника, Борис Леонидович в доме отца с детства общался с многими известными русскими художниками начала ХХ века. Среди них был Николай Ге, чьи картины “Голгофа” и “Что есть истина?” поразили будущего поэта новым видением библейских сюжетов.

Став взрослым, Пастернак увлекся школой живописи старых голландцев. В частности, хорошо знал картины “Охотники на снегу”, “Перепись в Вифлееме”, “Поклонение волхвов” Питера Брейгеля. Последнее полотно навеяло настроение, чувства, мысли, которые он записал в своем дневнике: “Хотелось написать русское поклонение волхвов, как у голландцев, с морозом, волками и темным еловым лесом”.

5. Выразительное чтение стихотворения Пастернака “Рождественская звезда” (звучит музыка Чайковского из цикла “Времена года”).

Лексическая работа.

Вертеп – пещера

Волхвы́ —древнерусские языческие жрецы, осуществлявшие богослужения и жертвоприношения, прорицавшие будущее.

А́нгел  — дух или существо, сообщающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями. Традиционно ангел изображается, как антропоморфное существо с крыльями за спиной.

Повторить:

План комплексного анализа лирического произведения.

  1. История создания произведения (если это возможно).

  2. Тема и идея.

  3. Композиция. Развитие темы и идеи.

  4. Система образов.

  5. Художественно – языковые средства, способствующие раскрытию основной мысли автора.

  6. Ритмическая организация, звуковое оформление, особенности рифмики.

  7. Чувства и мысли, вызванные знакомством с данными произведениями.


6. Анализ стихотворения.

  • Какому событию посвящено стихотворение?

  • Найдите черты русского пейзажа в стихотворении.

  • Почему пейзаж не Вифлеемский, а русский?

Учитель добавляет, что тому, кому посчастливилось побывать в загадочном доме Б.Пастернака в Переделкино, узнает в этих строчках до боли знакомый пейзаж, видимый из окна дома поэта.

  • Кроме пейзажа там еще есть приметы русского быта. Найдите их (“запахнув кожухи”, “вели за хибарку босые следы”, “хутор в огне”, “пожар не гумне”). Каково их назначение в тексте?

  • Чье присутствие, кроме пастухов, мы ощущаем? (Босые следы ангелов).

  • В каком еще образе автор выразил присутствие высших сил? (Звезда Рождества).

О чем она возвестила? (Рождение новой жизни. Отсчет нового времени).

Перечитаем строки, посвященные описанию звезды. Какое место они занимают в композиции? (Им отведено значительное место, так как образ звезды важен автору).

Разбираем, какими художественными средствами пользуется автор, создавая этот образ?

Выпишите эпитеты: неведомая, застенчивей плошки, небывалые огни. (Работая с эпитетами, выясняем, что они использованы автором для очеловечивания звезды и разрастания ее влияния на вселенную)

Выпишем сравнения: встала, как стог, в стороне от неба и от Бога, как отблеск поджога, как хутор в огне, как пожар на гумне, возвышалась горящей скирдой соломы и сена.

Глаголы: мерцала, пламенела, возвышалась, рдела.

В ходе беседы выясняем значение образа пожара, его роль в общей тональности стихотворения. (Поэт создает грандиозное зрелище начала и разрастания пожара. Оно притягивает, оно зримо, оно тревожно. Пожар всегда несет с собой гибель, разрушение. А может быть – очищение? Но обязательно – изменение. Звезда и Младенец олицетворяют начало нового мира, это его исходная точка. Старый мир, вселенная охвачены огнем пожара (светом звезды, светом Младенца.))

В чем же это изменение? Что меняется в мире? (Все приходит в движение. А от этого пропадает ощущение места, локализации действия. Т. е. мы с вами переносимся волей поэта в вечность, где отсутствуют такие категории, как пространство и время.)

И возникает вопрос: какова роль звезды? ( Она явилась провозвестницей чуда, связала воедино мир земной, вечное небо и Младенца, заставила нас шагнуть в вечность).

После грандиозного, потрясающего зрелища пылающей звезды и вещего пророчества идет намеренно сниженное описание толпы паломников:.

Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды…
У камня толпилась орава народу…
Топтались погонщики и овцеводы,
Ругались со всадниками пешеходы,
У выдолбленной водопойной колоды
Ревели верблюды, лягались ослы.

И в этот людской поток постоянно входят незримые ангелы, становясь сопричастными великому чуду наравне с простым народом. Поэтому не случайно на вопрос Марии:”Кто вы?” слышится ответ:”Мы племя пастушье и неба послы”.

Таким образом, пришедшие к вертепу хотят познать чудо, но впущены были только посвященные, ибо это не место для всех – это святилище.

И перед сияющим ребенком замирают в молчании и благоговении и животные – силы земли, и посвященные из людей, и Звезда – небесное око.

Так какова же символика стихотворения? Пещера = святилище = заалтарная часть храма. А храм – весь мир; Звезда – лампада; Младенец – икона.



  • Какая общая идея роднит стихотворение Б.Пастернака “Рождественская звезда” и картину П.Брейгеля “Поклонение волхвов” (Среди обыденности и суеты вдруг происходит Чудо – рождается Спаситель. Обыденный план изображения подчеркивает мысль, что Спасителем может стать каждый пришедший в этот мир человек).

7. Вывод.

Б.Пастернаку в стихотворении “Рождественская звезда” удалось показать рождение Чуда на русской почве. Идея его проста и гениальна одновременно: на русской земле жили и творили А.Пушкин, Н.Гоголь, А.Блок, Д.Менделеев, П.Чайковский…Приход каждого человека в этот мир, его рождение – это Чудо. Среди вас, сидящих сейчас передо мной, будущие ученые, музыканты, строители… Надо помнить о своем предназначении на земле. Чувства, пережитые Поэтом в тишине переделкинского дома, донесены до читателей в Слове, побуждающем нас постигать чудо жизни.

8. Рефлексия

9. Дом задание: чтение наизусть, анализ стихотворения






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!