СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ психодиагностического обследования учащихся 5-х классов.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка поможет психологу и учителям,работающим в 5 классе,подготовить аналитическую справку по адаптационному периоду пятиклассников.

Просмотр содержимого документа
«Анализ психодиагностического обследования учащихся 5-х классов.»

Анализ психодиагностического обследования учащихся 5-х классов.

В сентябре … года было определено содержание работы, целью которой мы наметили изучение возможности успешной адаптации учащихся при переходе из начальной в основную школу. В психодиагностическом обследовании учащихся 5-х классов, приняло участие 42 человека, из них: 23 учащихся 5 "А" класса, 19 учащихся 5 "Б" класса.

Задачи исследования:

Изучение школьной мотивации и познавательной активности детей.

Изучение актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения.

Развить социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим.

Выявление наиболее актуальных для детей трудностей для дальнейшего оказания им педагогической и психологической помощи.

Подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников.

Были использованы следующие методики:

Методика С.В. Левченко «Чувства в школе» - для диагностики адаптации к школе.

Цель: определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся.

Из 16 перечисленных чувств ученикам предлагается выбрать только 8, которые они наиболее часто испытывают в школе. Это позволяет определить индивидуальный характер переживаний и общий «эмоциональный портрет» класса.

«Анкета для определения школьной мотивации учащихся» разработана Н.Г.Лускановой.

Цель: изучение школьной мотивации.

В данную методику включено 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу. Динамика школьной мотивации совпадает с динамикой процесса адаптации (дезадаптации) учащихся.

Анализ результатов экспериментального исследования

Критериями благополучной адаптации детей следует считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.

На первом этапе исследования мы провели диагностику адаптации, и школьной мотивации пятиклассников в начале учебного года.

Я испытываю в школе

5-а

5-б

Итого

Спокойствие

14 чел.-60,9%

16 чел.-84,2%

30 чел.-71,4%

Усталость

19 чел.-82,6%

13 чел.-68,4%

32 чел.-76,2%

Скуку

10 чел.-43,5%

9 чел.-47,4%

19 чел.-45,2%

Радость

16 чел.-69,6%

16 чел.- 84,2%

32 чел.-76,2%

Уверенность в себе

15 чел.-65,2%

15 чел.-78,9%

30 чел.-71,4%

Беспокойство

10 чел.-43,5%

7 чел.-36,8%

17 чел.-40,5%

Неудовлетворенность собой

2 чел.-8,7%

2 чел.-10,5%

4 чел.-9,5%

Раздражение

9 чел.-39,1%

5 чел.-26,3%

14 чел.-33,3%

Сомнение

16 чел.- 69,6%

12 чел.-63,2%

28 чел.-66,7%

Обиду

2 чел.-8,7%

4 чел.-21,1%

6 чел.-14,3%

Чувство унижения

2 чел.- 8,7%

2 чел. -10,5%

4 чел.-9,5%

Страх

3 чел.-13%

8 чел.-42,1%

11 чел.-26,2%

Тревогу за будущее

11 чел.-47,8%

8 чел.-42,1%

19 чел.-45,2%

Благодарность

14 чел. 60,9%

13 чел.-68,4%

27 чел.-64,3%

Симпатию к учителям

9 чел. -39,1%

16 чел.- 84,2%

25 чел.-59,5%

Желание приходить сюда

11 чел. -47,8%

13 чел.-68,4%

24 чел.-57,1%

Таблица №1

В таблице №1 мы видим, что 40,5% пятиклассников испытывают беспокойство, находясь в школе. Радость испытывают 76,2% детей. 66,7% учащихся испытывают сомнение и тревогу за будущее 45,2%.

Спокойствие в школе и уверенность в себе испытывают 71,4% пятиклассников. Неудовлетворенность собой характерна для 9,5% детей. Желание приходить в школу отмечает 57,1% школьников. Страх, вызванный посещением школы, присутствует у 26,2%, а скука – у 45,2% учащихся.

Чувство благодарности присутствует у 64,7% детей. Симпатию к учителям испытывают 59,5% человек. Испытывают раздражение 33,3%, и обиду 14,3% пятиклассников.

В результате изучения школьной мотивации по методике Н.Г.Лускановой были получены следующие данные, представленные в таблице:

Уровень

5 "А"

5 "Б"

Высокий уровень

3 чел. – 13%

--

Средний уровень

5 чел. – 21,7%

2 чел. – 10,5%

Ниже среднего уровня

7 чел. – 30,4%

5 чел. – 26,3%

Низкий уровень

6 чел. – 26,1%

11 чел. – 57,9%

Очень низкий уровень.

2 чел. – 8,8%

1 чел. – 5,3%

Таблица №2

Высокий уровень развития, как видим из таблицы №2, имеют 3 человека (7,1% пятиклассников). У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.

Средний уровень - хорошая школьная мотивация, наблюдается у 7 учащихся 5-х классов (16,7%). При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.

Ребята, показавшие развитие школьной мотивации ниже среднего уровня (12 человек в параллели, что составляет 28,6%), имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Низкая школьная мотивация была выявлена у 17 ребят (40,5% пятиклассников). Эти дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.

Таким образом, дети с низким уровнем по данному тесту находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Им требуется контроль и помощь взрослых.

Для ребят с очень низким уровнем учебной мотивации характерно негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Таких ребят в параллели 5-х классов выявлено 3 человека (7,1%) и они составляют "группу риска".

Эти дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.

Таким образом, в мотивационной сфере определенные проблемы в адаптации к школьной жизни испытывают 47,6% школьников.

Итак, по итогам первичной диагностики в начале учебного года у пятиклассников присутствует повышенная школьная тревожность, отмечается преобладание отрицательных чувств. Для большинства учащихся характерно беспокойство и снижение учебной мотивации, что говорит о низком уровне школьной адаптации.

Выводы: в ходе психодиагностики было изучено актуальное развитие пятиклассников, выявлены имеющиеся трудности, которые могут помешать успешной адаптации детей. Была определена "группа риска" пятиклассников с очень низким уровнем школьной мотивации; детей с высоким уровнем тревожности и некомфортным состоянием в школе. Для учащихся "группы риска" разработаны и описаны рекомендации для оказания педагогической помощи. Учителя и родители проинформированы о результатах диагностического исследования. Созданы условия для учета педагогами индивидуальных особенностей детей при построении учебной и воспитательной работы. Данные психодиагностического исследования являются базой для разработки программы коррекционно-развивающей работы и её реализации.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!