Анализ психодиагностического обследования учащихся 5-х классов.
В сентябре … года было определено содержание работы, целью которой мы наметили изучение возможности успешной адаптации учащихся при переходе из начальной в основную школу. В психодиагностическом обследовании учащихся 5-х классов, приняло участие 42 человека, из них: 23 учащихся 5 "А" класса, 19 учащихся 5 "Б" класса.
Задачи исследования:
Изучение школьной мотивации и познавательной активности детей.
Изучение актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения.
Развить социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим.
Выявление наиболее актуальных для детей трудностей для дальнейшего оказания им педагогической и психологической помощи.
Подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников.
Были использованы следующие методики:
Методика С.В. Левченко «Чувства в школе» - для диагностики адаптации к школе.
Цель: определение доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников и выявление превалирующих чувств в школе, определяющих уровень адаптированности учащихся.
Из 16 перечисленных чувств ученикам предлагается выбрать только 8, которые они наиболее часто испытывают в школе. Это позволяет определить индивидуальный характер переживаний и общий «эмоциональный портрет» класса.
«Анкета для определения школьной мотивации учащихся» разработана Н.Г.Лускановой.
Цель: изучение школьной мотивации.
В данную методику включено 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу. Динамика школьной мотивации совпадает с динамикой процесса адаптации (дезадаптации) учащихся.
Анализ результатов экспериментального исследования
Критериями благополучной адаптации детей следует считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.
На первом этапе исследования мы провели диагностику адаптации, и школьной мотивации пятиклассников в начале учебного года.
Я испытываю в школе | 5-а | 5-б | Итого |
Спокойствие | 14 чел.-60,9% | 16 чел.-84,2% | 30 чел.-71,4% |
Усталость | 19 чел.-82,6% | 13 чел.-68,4% | 32 чел.-76,2% |
Скуку | 10 чел.-43,5% | 9 чел.-47,4% | 19 чел.-45,2% |
Радость | 16 чел.-69,6% | 16 чел.- 84,2% | 32 чел.-76,2% |
Уверенность в себе | 15 чел.-65,2% | 15 чел.-78,9% | 30 чел.-71,4% |
Беспокойство | 10 чел.-43,5% | 7 чел.-36,8% | 17 чел.-40,5% |
Неудовлетворенность собой | 2 чел.-8,7% | 2 чел.-10,5% | 4 чел.-9,5% |
Раздражение | 9 чел.-39,1% | 5 чел.-26,3% | 14 чел.-33,3% |
Сомнение | 16 чел.- 69,6% | 12 чел.-63,2% | 28 чел.-66,7% |
Обиду | 2 чел.-8,7% | 4 чел.-21,1% | 6 чел.-14,3% |
Чувство унижения | 2 чел.- 8,7% | 2 чел. -10,5% | 4 чел.-9,5% |
Страх | 3 чел.-13% | 8 чел.-42,1% | 11 чел.-26,2% |
Тревогу за будущее | 11 чел.-47,8% | 8 чел.-42,1% | 19 чел.-45,2% |
Благодарность | 14 чел. 60,9% | 13 чел.-68,4% | 27 чел.-64,3% |
Симпатию к учителям | 9 чел. -39,1% | 16 чел.- 84,2% | 25 чел.-59,5% |
Желание приходить сюда | 11 чел. -47,8% | 13 чел.-68,4% | 24 чел.-57,1% |
Таблица №1
В таблице №1 мы видим, что 40,5% пятиклассников испытывают беспокойство, находясь в школе. Радость испытывают 76,2% детей. 66,7% учащихся испытывают сомнение и тревогу за будущее 45,2%.
Спокойствие в школе и уверенность в себе испытывают 71,4% пятиклассников. Неудовлетворенность собой характерна для 9,5% детей. Желание приходить в школу отмечает 57,1% школьников. Страх, вызванный посещением школы, присутствует у 26,2%, а скука – у 45,2% учащихся.
Чувство благодарности присутствует у 64,7% детей. Симпатию к учителям испытывают 59,5% человек. Испытывают раздражение 33,3%, и обиду 14,3% пятиклассников.
В результате изучения школьной мотивации по методике Н.Г.Лускановой были получены следующие данные, представленные в таблице:
Уровень | 5 "А" | 5 "Б" |
Высокий уровень | 3 чел. – 13% | -- |
Средний уровень | 5 чел. – 21,7% | 2 чел. – 10,5% |
Ниже среднего уровня | 7 чел. – 30,4% | 5 чел. – 26,3% |
Низкий уровень | 6 чел. – 26,1% | 11 чел. – 57,9% |
Очень низкий уровень. | 2 чел. – 8,8% | 1 чел. – 5,3% |
Таблица №2
Высокий уровень развития, как видим из таблицы №2, имеют 3 человека (7,1% пятиклассников). У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.
Средний уровень - хорошая школьная мотивация, наблюдается у 7 учащихся 5-х классов (16,7%). При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.
Ребята, показавшие развитие школьной мотивации ниже среднего уровня (12 человек в параллели, что составляет 28,6%), имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Низкая школьная мотивация была выявлена у 17 ребят (40,5% пятиклассников). Эти дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.
Таким образом, дети с низким уровнем по данному тесту находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Им требуется контроль и помощь взрослых.
Для ребят с очень низким уровнем учебной мотивации характерно негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Таких ребят в параллели 5-х классов выявлено 3 человека (7,1%) и они составляют "группу риска".
Эти дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.
Таким образом, в мотивационной сфере определенные проблемы в адаптации к школьной жизни испытывают 47,6% школьников.
Итак, по итогам первичной диагностики в начале учебного года у пятиклассников присутствует повышенная школьная тревожность, отмечается преобладание отрицательных чувств. Для большинства учащихся характерно беспокойство и снижение учебной мотивации, что говорит о низком уровне школьной адаптации.
Выводы: в ходе психодиагностики было изучено актуальное развитие пятиклассников, выявлены имеющиеся трудности, которые могут помешать успешной адаптации детей. Была определена "группа риска" пятиклассников с очень низким уровнем школьной мотивации; детей с высоким уровнем тревожности и некомфортным состоянием в школе. Для учащихся "группы риска" разработаны и описаны рекомендации для оказания педагогической помощи. Учителя и родители проинформированы о результатах диагностического исследования. Созданы условия для учета педагогами индивидуальных особенностей детей при построении учебной и воспитательной работы. Данные психодиагностического исследования являются базой для разработки программы коррекционно-развивающей работы и её реализации.