СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ рассказа И.А. Бунина "Темные аллеи".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен материал для анализа рассказа. Он поможен ученикам самостоятельно работать над рассказом Бунина. 

Просмотр содержимого документа
«Анализ рассказа И.А. Бунина "Темные аллеи".»

Анализ рассказа «Темные аллеи».


- Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? 
 - К какому жанру относится это произведение? 
- Каков сюжет новеллы?

- Выявим основные темы новеллы (любовь, предательство, расплата).

- Что произошло на постоялом дворе? (встретились два человека, которые в юности любили друг друга)

- Что стало основной причиной расставания? (социальное положение: она бедна, он богат).
- Открывает  произведение пейзажная зарисовка. Давайте прочитаем её.  (Чтение) На что сразу настраивает читателя этот мрачный пейзаж? (На трагический исход истории любви, о которой пойдёт речь). 
- На фоне этого «холодного» пейзажа мы видим старика с «белыми усами», «седыми волосами». Это главный герой – Николай Алексеевич. Герой попадает в тёплую горницу хозяйки постоялого двора. Автор очень подробно описывает обстановку в ней (текст).  «Как чисто, приятно у тебя», — сразу замечает Николай Алексеевич. Множество деталей упоминает автор в этом описании (у Бунина деталь имеет особое значение). 
  — Что хочет показать автор? ( через деталь автор показывает трудолюбие, чистоплотность и хозяйственность бывшей крепостной крестьянки.) 
  — Почему Надежда показана в обстановке чистой, уютной горницы, а Николай Алексеевич в дороге?
    - Центральное место в новелле отведено собственно диалогу главных героев. Сейчас мы с вами станем свидетелями этого трудного, но столь необходимого для обоих разговора. (Чтение фрагмента по ролям).
  — Как ведут себя персонажи на протяжении разговора? Какова роль авторских ремарок в изображении переживаний героев? О чём свидетельствует синтаксический строй речи каждого из них? 
- Все восхищает Бунина в героине, он любуется ею: «Темноволосая…красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с тёмным пушком на верхней губе и вдоль щёк, лёгкая на ходу…»  Надежде удалось сохранить не только былую красоту, но и остаться верной своему чувству. «Все проходит, да не всё забывается», — утверждает она в ответ на слова офицера, который уже успел о многом позабыть: «Всё проходит, мой друг… Любовь, молодость – всё, всё. История пошлая, обыкновенная. С годами всё проходит… Как о воде протекшей будешь вспоминать». Иная Надежда. Вода эта превращается для неё в вечно бьющий ручей любви, которую она пронесла через всю свою жизнь. «Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело», — говорит героиня. 
  — Вспомните, какое признание сделал Николай Алексеевич перед отъездом? Как расценила этот поступок Надежда? Каково значение этого эпизода в новелле?  
Как видим, неожиданная встреча сыграла в жизни героя большую роль: она побудила его задуматься  (кто знает, может, впервые за шестьдесят лет!) о счастье, об ответственности за свои поступки, заставила подвести некоторые жизненные итоги.   
Известно, что Бунин тщательно подбирал заглавия к своим рассказам, следуя принципу: ничего не объяснять, не помогать читателю, чтобы тому было над чем поломать голову.
Характеристика героев.

-  расскажите о главных героях до момента расставания.

I группа: Надежда главная героиня рассказа «Темные аллеи» -воспитывалась в господском доме. Мы можем предположить, что таких служанок при господах обучали хорошим манерам, «прилично себя держать» и при гостях, и при хозяевах. Была она скорее всего хороша собой, чиста, опрятна. Такая она и теперь (портрет Н.). Иногда, при добрых помещиках, такие девушки, благодаря молодым барышням дочерям господ, становились членами этой семьи. Можно предположить, что господа к ней не плохо относились. Узнав о ее романе с их сыном, господа решили избавиться от нее. А чтобы как-то обелить себя, дали ей вольную.

П группа: Николенька... Так скорее всего звали любимого сыночка. Свое любимое чадо господа. Был он отменно хорош собой, подтянут, но с годами приобрел важность и строгость (портрет Н.С.). Для своего сыночка родители выбрали военную карьеру. Иногда он приезжал домой навестить своих родителей - господ, нянюшек, бабушек, тетушек. В один из приездов вдруг в доме он обнаружил очаровательное создание. Это была Надежда. Они проводили лучшие минуты жизни, он читал ей стихи Н. Огарева «Обыкновенная повесть»

Была чудесная весна

Они на берегу сидели...

Узнав об увлечении своего сына служанкой, господа немедленно отослали его в полк.

Вопросы

- Как сложилась судьба Надежды после расставания?(Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержательницей постоялой горницы).

- Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? Любит ли она его по сей день?

(Сколько не проходило времени, Надежда сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить, несколько раз хотела руки на себя наложить от обиды).

- Смогли бы вы простить человека, который поступит таким образом с вами?

- Почему такая женщина не вышла замуж?

- Как сложилась судьба Николая Алексеевича? (Женился, любил жену без памяти, а она изменила ему, бросила. Сын рос, возлагал на него надежды, а вышел негодяй, без сердца, без чести, без совести).

- Помнил ли он о своей первой любви?(Он же женат, забыл о своем увлечении молодости).

- Что понял герой после разговора с Надеждой?(Он понял, что Надежда дала ему лучшие минуты жизни. Что-то грустное входит в его душу с этой встречей...).

.- Кто в рассказе представляется вам более человечным и цельным — хозяйка или старый военный?

(Более человечным и цельным мне представляется главная героиня. Она верна своему чувству, сильна. Жизнь научила ее терпеть, пройти через испытания. Ведь смогла же она свое малодушие побороть).

4. - Ребята, а теперь обратим внимание на природные реалии в рассказе. Как описывается осень в рассказе? На какие природные детали обращает внимание писатель?

(Холодное осеннее ненастье, дороги, залитые дождями и изрезанные многими черными колеями; бледное, низкое солнце; пустые поля)

- А как вы можете представить эту осень? ( создает мрачное и печальное настроение).

- А почему встреча происходит осенью, а не весной? Какую роль играет образ заката в рассказе?(Для героев жизнь как бы уже пройдена . Это закат жизни, закат любви).

5. - Обратите внимание на финал рассказа, как изменяется свет? (Солнце, хотя и бледное, и низкое, желто светило на поля)

- О чем это говорит? (Свет озаряет любовь. Герой рассказа наконец-то понял, что Надежда дала ему истинно волшебные минуты жизни. Это единственный свет в его душе).

- Значит, любовь - это вспышка света в его душе, которая для него зажглась и погасла, а для героини еще светит.

Таким образом, мы пришли к пониманию бунинской философии любви как о «неком высшем напряженном моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека.

6. - Обратимся к поэтике названия рассказа. Можно подчеркнуть и метафоричность названия. А смогли бы вы подробнее раскрыть эту метафору?

(Темные аллеи - название рассказа - мыслится как символ. Это не темные, тенистые аллеи, а странные неожиданные лабиринты любви.).

7. - Ребята, вы наверно согласитесь, что любовь героев «Темных аллей трагична, но все же будем помнить, что «всякая любовь великое счастье...», что любовь - это закон мироздания. Об этом и стихотворение современника великого прозаика К. Бальмонта «Люби»:  «…Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он».

Согласны ли вы этим утверждением?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!