Анализ результатов ВПР в 5а классе по учебному предмету
МАТЕМАТИКА
В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ от 06.05.2020 года № 567 « О внесении изменений в приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 27 декабря 2019 г. № 1746 «О проведении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2020 году», письмом Рособрнадзора от 4.09.2020 №13-444 «О проведении всероссийских проверочных работ в 5-9 классах осенью 2020 года» (в дополнение к письмам Рособрнадзора от 22.05.2020 №14-12, от 05.08.2020 №13-4040) в МАОУ СОШ № 28 были организованы и проведены Всероссийские проверочные работы.
Цели проведения ВПР:
осуществление входного мониторинга качества образования в 5а классе по математике;
систематизация и обобщение знаний обучающихся 5а класса по математике;
выявление уровня подготовки и определение качества образования обучающихся 5а класса математике;
совершенствование преподавания учебных предметов и повышения качества образования;
корректировка организации образовательного процесса по учебным предметам на 2020/2021 учебный год;
развитие единого образовательного пространства в РФ.
Задачи:
оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровень универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями;
оценить личностные результаты обучения.
ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в т.ч. уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.
Направлены на выявление следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения основной
образовательной программы:
Всероссийские проверочные работы основаны на системнодеятельностном, компетентностном и уровневом подходах.
В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения учащихся
основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том
числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и
овладения межпредметными понятиями.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД:
Личностные действия: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
Регулятивные действия: планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях
выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для
сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление
причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений;
доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Проверочная работа нацелена на выявление овладения школьниками:
базовыми историческими знаниями; опытом применения историко-культурного подхода к оценке социальных явлений; умением применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений;
умением искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого.
Данная работа проверяет уровень подготовки уч-ся за курс 5 класса, т.к. в 2019-2020 учебном году в связи с переходом на дистанционное обучение ВПР не проводились.
Преподавание математики ведѐтся по учебно – методическому комплексу под редакцией Л.М. Мерзляк.
Дата проведения ВПР_24 сентября 2020г
Количество выполнявших работу: в классе(ах) обучается 26 учащихся. Работу по математике выполняли: 22 человек (4 уч-ся отсутствовали по болезни).
Время, отведенное на выполнение работы: на выполнение каждой из частей проверочных работ отводится один урок (45 минут).
Структура ВПР
Участникам предстояло выполнить 14 заданий по математике.
1. Проверяет умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1).
2. Проверяет умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
3. Выявляет использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений. Решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью.
4. Выявляет использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений. Читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр)
5.1. Проверяет умение исследовать, распознавать геометрические фигуры. Вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата.
5.2. Проверяет умение изображать геометрические фигуры. Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника.
6.1. Проверяет умение работать с таблицами, схемами, графиками диаграммами. Читать несложные готовые таблицы.
6.2. Проверяет умение работать с таблицами, схемами, графиками диаграммами, анализировать и интерпретировать данные. Проверяет умение сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм.
7. Проверяет умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Проверяет выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком).
8. Проверяет умение решать текстовые задачи. Читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр);
решать задачи в 3–4 действия
9.1. Проверяет овладение основами логического и алгоритмического мышления. Умение интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
9.2. Проверяет овладение основами логического и алгоритмического мышления. Интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
10. Проверяет овладение основами логического и алгоритмического мышления
Собирать, представлять, интерпретировать информацию
11. Проверяет овладение основами пространственного воображения. Описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.
12. Проверяет овладение основами логического и алгоритмического мышления.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и
проверочной работы в целом.
Максимальное количество баллов -20.
Критерии выполнения задания
Задание | Балл |
1 | 1 |
2 | 1 |
3 | 2 |
4 | 1 |
5,1 | 1 |
5,2 | 1 |
6,1 | 1 |
6,2 | 1 |
7 | 1 |
8 | 2 |
9,1 | 1 |
9,2 | 1 |
10 | 2 |
11 | 2 |
12 | 2 |
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0–6 | 7-10 | 11-14 | 15-20 |
Максимальный балл, который можно получить за всю работу - 20. Максимум за работу не набрал никто. Максимальный балл по классу - 18 ( 2 уч), 15 баллов-2 уч.
Результативность выполнения заданий
Класс | Кол – во человек | Кол – во выполнявших работу | «5» | «4» | «3» | «2» | Качество знаний | Успеваемость |
5а | 26 | 22 | 4 | 8 | 8 | 2 | 55% | 91% |
Предмет | Всего уч-ся | писало | % участия | % успеваемости | Качество знаний | Средний балл |
математика | 26 | 22 | 85 | 91 | 55 | 3,64 |
Предметные планируемы результаты по математике
ВПР 2020 математика 5 | | | | |
Достижение планируемых результатов | | | | |
Дата: 24 сентября 2020 | | | | |
Предмет: МАТЕМАТИКА | | | | |
Максимальный первичный балл: 20 | | | | |
Количество участников 22 | | | | |
Блоки ПООП обучающийся научится / получит возможность научиться или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС (ФК ГОС) | Макс балл | Max кол-во баллов | Факт кол-во баллов | Доля выполн Ф:М*100 |
1. Умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1). | 1 | 22 | 16 | 72,7% |
2. Умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок). | 1 | 22 | 14 | 63,6% |
3. Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений. Решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью. | 2 | 44 | 38 | 86,4% |
4. Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений. Читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр,сантиметр – миллиметр) | 1 | 22 | 8 | 36,4% |
5.1. Умение исследовать, распознавать геометрические фигуры. Вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата. | 1 | 22 | 16 | 72,7% |
5.2. Умение изображать геометрические фигуры. Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника. | 1 | 22 | 11 | 50,0% |
6.1. Умение работать с таблицами, схемами, графиками диаграммами. Читать несложные готовые таблицы. | 1 | 22 | 22 | 100,0% |
6.2. Умение работать с таблицами, схемами, графиками диаграммами, анализировать и интерпретировать данные. Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм. | 1 | 22 | 18 | 81,8% |
7. Умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком). | 1 | 22 | 11 | 50,0% |
8. Умение решать текстовые задачи. Читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр, сантиметр – миллиметр); решать задачи в 3–4 действия | 2 | 44 | 22 | 50,0% |
9.1. Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). | 1 | 22 | 0 | 0,0% |
9.2. Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). | 1 | 22 | 2 | 9,1% |
10. Овладение основами логического и алгоритмического мышления Собирать, представлять, интерпретировать информацию | 2 | 44 | 27 | 61,4% |
11. Овладение основами пространственного воображения. Описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. | 2 | 44 | 26 | 59,1% |
12. Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Решать задачи в 3–4 действия. | 2 | 44 | 11 | 25,0% |
Итого | 20 | 440 | 242 | 55,0% |
| | | | |
Достижение планируемых результатов по предмету математика
Блоки ПООП обучающийся научится / получит возможность научиться или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС / | выполнение заданий менее 50% |
4. Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, для оценки количественных и пространственных отношений предметов, процессов, явлений. Читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм – грамм; час – минута, минута – секунда; километр – метр, метр – дециметр, дециметр – сантиметр, метр – сантиметр,сантиметр – миллиметр) | 36,4% |
9.1. Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). | 0,0% |
9.2. Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). | 9,1% |
12. Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Решать задачи в 3–4 действия. | 25,0% |
Высокий уровень (оценка «5» ):. число верных ответов – от 90 до 100%.
Повышенный уровень (оценка «4»): число верных ответов – от 66 до 89%.
Базовый уровень (оценка «3»): число верных ответов - от 50до 65%..
Низкий уровень (оценка «2»): число верных ответов менее 50%.
На основе анализа индивидуальных результатов участников ВПР определена группа учащихся, которые нуждаются в усилении внимания - необходимо осуществлять дифференцированный подход к обучению различных групп учащихся на основе определения уровня их подготовки, постоянно выявлять проблемы и повышать уровень знаний каждого учащегося.
Понизили (Отметка | 10 | 45% |
Подтвердили (Отметка = Отметке по журналу) % | 11 | 50% |
Повысили (Отметка Отметка по журналу) % | 1 | 5% |
Всего | 22 | 100% |
Результаты проведенного анализа указывают на необходимость
1. Дифференцированного подхода в процессе обучения.
2. Отработки с учащимися западающих тем: действия с обыкновенными дробями и смешанными числами, действия с положительными и отрицательными числами, извлекать информацию, представленную на графиках и диаграммах.
3. Корректировки содержания текущего тестирования и контрольных работ с целью мониторинга результативности работы по устранению пробелов в знаниях и умениях.
4. организовать дополнительные занятия по ликвидации пробелов в теоретическом и практическом материале.
По результатам анализа спланировать коррекционную работу по устранению выявленных пробелов:
o Вычисление значения числового выражения
o Чтение, запись, сравнение именованных величин
o Построение фигур с заданными измерениями, нахождение периметра и площади прямоугольника, квадрата
o Письменные действия с многозначными числами
o Решение текстовых задач
o Чтение и составление таблиц/ извлекать, интерпретировать информацию, представленную в таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений
Рекомендации
1. Продолжить работу по формированию устойчивых вычислительных навыков у учащихся.
2. Проводить устную работу на уроках с повторением действий с числами с целью закрепления вычислительных навыков учащихся.
3. Усилить практическую направленность обучения, включая соответствующие задания на действия с натуральными числами, графиками, таблицами. Уделять на каждом уроке больше времени на развитие логического мышления и решению текстовых задач с построением математических моделей реальных ситуаций.
4. Усилить теоретическую подготовку учащихся 5-х классов.
5. Особое внимание в преподавании математики следует уделить регулярному выполнению упражнений, развивающих базовые математические компетенции школьников: умение читать и верно понимать условие задачи, решать практические задачи, выполнять арифметические действия, простейшие алгебраические преобразования.
Учитель математики: Мардугаллямова Оксана Владимировна