Анализ
результатов региональной проверочной работы в 2020 году
по обществознанию в 10 классе.
Диагностическая работа включает 14 заданий, из них по типу заданий: с кратким ответом – 9; с развёрнутым ответом – 5; по уровню сложности: Б – 8; П – 6. Максимальный первичный балл – 22.
Общее время выполнения работы – 90 минут.
Задания КИМ различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как: распознавание, воспроизведение и извлечение информации; классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте); объяснение; аргументация; оценка и др. Задания повышенного уровня сложности предполагают более сложную, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.
Задания представляют следующие разделы курса: «Человек и общество», «Сфера духовной культуры», «Экономика» (задание 4 проверяет знание основ финансовой грамотности), «Социальная сфера», «Право».
Перевод баллов в отметки приведен в таблице 1.
Таблица 1
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Суммарный балл | 0–6 | 7–12 | 13–18 | 19–22 |
В РПР по обществознанию приняли участие 7 обучающихся 10 класса.
Статистика результатов РПР 2020г
Таблица 2
Распределение по отметкам | Доля, достигших базового уровня подготовки, % | Доля , получивших «4 и 5», % |
«2» | «3» | «4» | «5» |
14 % (1 чел) | 42% (3 чел.) | 28 % (2чел.) | 14% (1 чел.) | 85% (6 чел.) | 42 % (3 чел.) |
Наиболее успешно десятиклассники справились с заданиями проверочной работы, в которых требовалось знать и понимать следующие вопросы:человек и общество, сфера духовной культуры, социальные отношения, право.
Обучающиеся показали хорошее владение следующими умениями:
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (задание 2),
- приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, а также ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах / решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека (задание 3),
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, человека как социальнодеятельного существа, основные социальные роли / решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности (задание 6)
Наибольшие затруднения вызвали задания из раздела «Экономика»
Для выполнения задания 4 требовалось умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека. Полностью раскрыть смысл понятия и получить 2 балла смогли только 28 % десятиклассников.
Анализ выполнения заданий представлен в таблицах:
Таблица 3
№ | Проверяемое умение | Блок содержания | Средний % выполнения | Не приступили к выполнению задания |
1 | Знать/понимать: социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения | Различное содержание в разных вариантах | 57% | - |
2 | Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства) | Человек и общество | 100 % | - |
3 | Приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, а также ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах / решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека | Сфера духовной культуры | 100 % | - |
4 | Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека (финансовая грамотность) | Экономика | 28 % | 2 |
5 | Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства) | Экономика | 85 % | - |
6 | Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, человека как социальнодеятельного существа, основные социальные роли / решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека | Социальные отношения | 100 % | - |
7 | Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из диаграммы/таблицы; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности | Различное содержание в разных вариантах | 14 % | - |
8 | Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства) | Различноесодержаниев разныхвариантах | 42 % | - |
9 | Приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений, а также ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм, деятельности людей в различных сферах / решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека | Право | 85 % | - |
10 | Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства) | Право | 100 % | - |
11 | Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия | Различное содержание в разных вариантах | 85% | 1 |
12 | Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства) | Различное содержание в разных вариантах | 85 % | 1 |
13 | Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников) | Различное содержание в разных вариантах | 42% | 2 |
14 | Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников) | Различное содержание в разных вариантах | 42% | 2 |
На основании полученных результатов необходимо:
Использовать в работе методические материалы, размещенные на официальном сайте ФИПИ: кодификаторы, спецификации, открытый банк заданий ЕГЭ.
Активнее использовать модель заданий ЕГЭ при проведении текущего и тематического контроля.
Выстраивать образовательный процесс на основе деятельностного и компетентностного подхода.
Включать в оценочные процедуры практико-ориентированные задачи, познавательные задачи по актуальным социальным проблемам.
Организовать целенаправленную индивидуальную работу с обучающимися, показавшими низкие результаты.
Организовать работу по повышению мотивации обучающихся к обучению.
Обеспечивать оценивание проверочных работ в соответствии с утвержденными критериями.
Активизировать работу над формированием и развитием метапредметных навыков и умений.
Учитель: Штиберт С.В.