Анализ работы школьного ПМПк МБОУ « СОШ №9 им.А.М.Цебиева» за 2015-2016 учебный год
В течение 2015-2016 учебного года работал школьный психолого-медико-педагогический консилиум.
Цель работы консилиума: обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся с отклонениями в развитии в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.
Его деятельность строилась в соответствии с планом, а также по необходимости проводились внеплановые консилиумы. Были созданы условия для обучения, оборудован кабинет педагога-психолога
Школьный консилиум решал в текущем учебном году такие задачи, как:
изучение личности и уровня обученности обучающихся 1, 5-х классов, вновь прибывших воспитанников школы, а также школьников, имеющих проблемы в поведении;
изучение классных коллективов 1, 5-х классов с целью определения уровня воспитанности, учебных возможностей, динамики развития и оказания консультативной помощи педагогам по работе с проблемными детьми;
диагностика обучающихся в период подготовки к работе консилиума психологом, социальным педагогом и педагогами, разработка рекомендаций по дальнейшей работе с воспитанниками.
В работе заседаний консилиума принимали участие заместитель директора школы по УВР, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, родители учащихся.
В состав консилиума вошли:
Председатель -Сулейманова П.В.(зам. директора по УВР),
секретарь -Астамирова З.Д.,
учителя начальных классов,
педагог-психолог -Мусаев Р.Ю.,
социальный педагог- Бакаев Ш.Х.
Для эффективности работы составлены:
План работы психолого-педагогического консилиума на 2015-2016 учебный год;
Программы «Формирование адаптационного периода учащихся 1-х классов» и «Формирование адаптационно-развивающей среды при переходе из начальной в среднюю школу (5 классы)»
Программы обследования педагогом-психологом учащихся 1-х, 5-х классов;
банк данных здоровья учащихся;
индивидуальная карта развития ученика (сформированность базовых общеучебных умений и навыков);
индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения для детей с ограниченными возможностями;
психолого-педагогические карты первоклассников;
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы, что консилиум:
старается решить проблемы предупреждения школьной дезадаптации учащихся;
разрабатывает планы совместных психолого-педагогических мероприятий в целях коррекции образовательного процесса;
проводит консультации для родителей (законных представителей) и педагогов в решении сложных, конфликтных ситуаций;
защищает интересы ребенка, попавшего в неблагоприятные учебно-воспитательные или семейные условия;
выявляет и вырабатывает меры по развитию потенциальных возможностей ученика;
выбирает наиболее оптимальные формы обучения, коррекционного воздействия;
Проблемы:
Качество образования зависит от степени готовности учителей работать с детьми с отклонениями в развитии. Многие учителя все еще испытывают значительные трудности в организации учебно-воспитательного процесса. Многие затруднения связаны с нехваткой знаний смежных с педагогикой дисциплин, таких как психология, медицина, социология, коррекционная педагогика. Немаловажную роль играет и моральная готовность работать с данной категорией детей;
Очень часто педагоги и родители поздно обнаруживают нарушения нормального развития, несвоевременно оказывается коррекционная помощь – необходима более ранняя диагностика и коррекция. Работать профилактически, выявлять проблемы как можно раньше, по возможности предупреждать их.
В соответствии с планом ВШК на 2015-2016уч.год и в целях проверки успешности адаптации и комфортности обучения обучающихся 1,5-х классах проведены диагностики.
Результаты диагностики воспитанников 1-х классов.
Исследование детей 1 класса проходили в три этапа:
1этап- наблюдение за детьми во время уроков и внеурочной деятельности;
2 этап - беседы с педагогами об учёбе и поведении детей;
3 этап- диагностика воспитанников.
Диагностический материал для 1-х классов: Диагностика стартовых возможностей учащихся по методике Н.Лускановой, исследования с помощью методики Е.А.Екжановой (психолого-педагогический скрининг) заполнение опросника для учителей «Диагностика поведения и деятельности в 1 классе» с целью определения уровня сформированности социальной роли.
Изучение степени адаптации воспитанников 5–х классов.
Метод «Личинки», диагностика тревожности (Филипса), Анкета для оценки уровня школьной мотивации (Н.С.Лускановой)
Психологическое сопровождение пятиклассников предполагает психолого-педагогическую поддержку в новой социально-педагогической ситуации, выявление трудностей, испытываемых детьми в обучении, поведении и психическом.
Первым шагом на пути осуществления данных задач является изучение актуального состояния и развития ребят.
Анализ комплексного психодиагностического обследования обучающихся 1,5-х классов. (Справка прилагается)
Задачи исследования:
Изучение школьной мотивации и познавательной активности детей;
Изучение развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления);
Изучение актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения;
Подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников.
Внеплановые заседания проводились по запросам классных руководителей для решения сложных конфликтных ситуаций и выявления причин отклонения в поведении учащихся. Трое учащихся 1- го класса были направлены на республиканскую ПМПК для определения программы дальнейшего обучения. В результате им рекомендовано обучение по программе школы VI вида. Двое учащихся обучаются в коррекционной школе 4 вида.
Учителя начального звена постоянно ведут мониторинг динамики развития и усвоения программы обучения и выстраивают своевременно взаимодействие со специалистами ПМПк.
В коррекционной деятельности учащихся существуют и проблемы: низкая заинтересованность и участие родителей (в основном это неблагополучные семьи), отказ от рекомендаций ПМПК по организации обучения детей.
Деятельность ПМПк:
08.09.2015 г. проведён психолого-медико-педагогический консилиум по теме: «Планирование работы школьного ПМПк в рамках психолого-педагогического сопровождения».
02.10.2015 г. проведен консилиум по теме: «Сопровождение учащихся 1,5 классов в условиях образовательного учреждения»
20.03.2015 г. проведен консилиум на тему: «Обеспечение психолого-медико- педагогического сопровождения с учетом современных методов и форм. Пути коррекции детей «Группы риска»».
Запланирован консилиум на тему: «Подведение итогов работы школьного ПМПк».
Задачи на следующий учебный год:
1. Уделять больше внимания учащимся «группы риска».
2. Продолжать рассматривать адаптацию учащихся 1 и 5 классов на начало и конец года для анализа динамики сопровождения.
3. Продолжать выявлять детей, требующих изменения образовательного маршрута.
4. В новом учебном году необходимо больше внимания уделять выявлению учащихся с низкой мотивацией к обучению для оказания своевременной помощи и выравниванию их к 5-му классу.
5. Запланировать работу с учащимися 9-х классов по преодолению стрессовой ситуации в период подготовки и во время сдачи ГИА.
Заместитель директора по УВР П.В.Сулейманова