СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Телега жизни"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала. Внеклассное чтение

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Телега жизни"»

Технологическая карта урока литературы 9 класс

Тема урока:

«Лингвопоэтический анализ стихотворения А.С.Пушкина «Телега жизни».

Цели:

- представления о философской лирике поэта;

-овладеть умениями анализировать поэтический текст;

-овладеть умениями вдумчивого чтения текста.

Тип урока: урок изучения нового материала. Внеклассное чтение

Планируемые результаты:

Познавательные:

Осознавать познавательную информацию; читать и слушать, извлекая нужную информацию; структурировать информацию, фиксировать её различными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму; использовать простейшие приемы анализа стихотворного текста, устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль текста.

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Регулятивные:

Понимать, принимать и сохранять учебную задачу; адекватно оценивать свои достижения; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Организационный

Обеспечивает организационное начало урока, психологически подготавливает и эмоционально настраивает учащихся на работу

Приветствуют учителя.

2 этап. Актуализация

Включение аудиозаписи притчи о смысле жизни

- О чем же говорится в этой притче?

- О чем заставила задуматься вас эта притча? Определите идею.



- А что такое жизнь?

(слайд 1)

- А путь какой? Добавьте эпитет, конкретизируйте.

Прослушать и определить тему и идею притчи

- О жизни, смерти, вечности, смысле жизни, времени…

- Человек должен ценить не мелочи жизни: богатство, славу… Это всё проходит, а саму жизнь – мгновения времени.

- Жизнь – это путь человека от рождения до смерти.

- Долгий, короткий… Может в любой момент оборваться…

3 этап. Аналитический. Переход к теме. Постановка проблемного вопроса








































Во все времена философы задумывались над вечными вопросами бытия, предназначения человека на земле и т.д. Не остался в стороне и А.С. Пушкин, который в своей философской лирике размышлял о тайне бытия, о смысле жизни, о бессмертии

(слайд 2)

- А давайте и мы выступим в роли философов, поразмышляем вместе с поэтом, пофилософствуем и подумаем: что есть наша жизнь – миг или долгий путь? А поможет нам в этом разобраться – стихотворение «Телега жизни».

(слайд 3)

Запись темы урока

(слайд 4)

Концепция урока: Жизнь – это миг или длительный процесс? На вопрос вы ответите в конце урока.

- Что вам предстоит выполнить? Зачитаем задачи урока на слайде

(слайд 5)

- У вас на партах – памятки и алгоритмы анализа лирического произведения. Приготовьте простые карандаши, пригодятся для работы.

Знакомство с текстом

(слайды 6,7)

Первичное восприятие. Прослушивание поэтического текста в исполнении И.Смоктуновского.

- К какому типу лирики мы отнесём это стихотворение?
























В тетради записывают тему урока «Лингвопоэтический анализ стихотворения «Телега жизни».




Знакомятся с задачами урока.












Слушают текст. Первичное восприятие текста.



- Философскому. Автор размышляет о жизни человека


4 этап. Практический






















































































































5 этап обобщения. Разрешение проблемной ситуации

















































































- Тему вы определили, а чтобы понять идею, будем анализировать каждую строфу, находить ключевые слова. Вы будете работать в группах. Читаете текст 5-6 раз про себя, обсуждаете, подчёркиваете ключевые слова.

1 группа читаем 1 строфу. Называйте ключевые слова. Я буду подчеркивать их на слайдах. Вы объясняете смыслообразуюущую функцию каждой строфы и взаимосвязь слов.

- Что утверждает поэт в 1 строфе?

- А что такое бремя?

(словарная работа)


(слайд 8)

- т.е жизнь – тяжелая ноша, но почему ямщик лихой (быстрый)? Почему он не слезет с облучка? И кто выступает в роли ямщика?


(слайд 9)

2 группа. – Какие же слова подчеркнули во 2 строфе?

- С чем у вас ассоциируется слово утро?

(слайд 10)












(слайд 11)



- Что имеется в виду?












(слайд 12)

- О чем говорит многоточие?

3 группа.

(слайд 13)







(слайд 14)








(слайд 15)





(слайд 16)

- А о чем говорят нам эти точки с запятой? Двоеточия?







- Да, Пушкин и синтаксис подчиняет содержанию.


-Почему не едет, а катит? Катиться может что?





Слайд 18





Слайд 19

Слайд 20


Слайд 21





Слайд 22


-Пушкин – философ, в своем стихотворении он размышляет о сущности бытия, непрерывности жизни. Дает свое понимание времени, его быстротечности.

Слайд 23

-Как же ему удалось создать картину непрерывного движения времени?

Слайд 24





Попробуйте в тетрадях составить схему (кластер), в котором отразите авторское понимание непрерывного движения времени. Пишите главное слово, от него ответвления, от этих также другие ответвления. Получаются гроздья из информации.

- Обратимся к названию стихотворения. Почему оно носит такое название?





- А какое средство выразительности положено в основу названия?

Слайд 26

- Определим идею текста




- Что хочет сказать автор?



Слайд 27

- Нужно уметь радоваться жизни, ценить каждую секунду, отпущенную нам судьбой. Нужно постараться каждый миг наполнить смыслом, как это делал А.С.Пушкин. Его жизнь не прошла даром, он подарил себе бессмертие своим творчеством.

Слайд 28

-И мы попробуем составить синквейн в группе.

Слайд 29

Слайд 30

На этапе обобщения было предложено творческое задание – составить синквейн.

Прослушивание синквейнов, составленных обучающимися. Коллективное оценивание.

Слайд 31

- В заключении вы услышите песню в исполнении О.Анофриева, в котором также говорится о скоротечности жизни «Есть только миг…». Выбор песни не случаен, ее текст созвучен теме, идее урока. Подчеркните ключевые слова в тексте песни.

Слайд 32


Работа в группах

















- Жизнь – это бремя.


- Бремя – тяжелая ноша, то, что нас обременяет, утруждает, то, что мы несем с трудом.



- Ямщик – время. Оно идет слишком быстро, его не остановишь, даже если сильно захотеть. Оно идет независимо от нас.

- Утро


- Начало дня, начало жизни, детство, юность, молодость


- Рады голову сломать – в дестве мы не думаем, что жизнь конечна, что на самом деле можно голову сломать, нам ничего не страшно, живем без забот, легко справляемся с трудностями. Полны энергии, физических сил. Это самый интересный период в жизни человека, самый прекрасный!

- Презирая лень и негу

Нега – довольство, блаженство.

- Человек в этот период жизни работоспособен, чувствует себя крепким, сильным, ему не хочется сидеть на месте.

- Пошел! – подгоняем время: быстрее бы в школу, быстрее бы закончить учиться, поступить в университет, устроиться на работу, обзавестись семьей, накопить денег на машину и т.д., подгоняем время.

- Кажется, что жизнь долгая, всё впереди.

- В полдень – середина жизни (30-35 лет)

-Нет отваги… - человек стал опытным, благоразумным, предусмотрительным. Он всё обдумывает, потому что несет ответственность за свои поступки.

- Порастрясло нас – испытал неудачи, совершая ошибки, много трудностей бывало в жизни: кот-то развёлся, у кого-то умер близкий человек, поссорился с родственниками, болеет ребенок…

- Дуралей – так пренебрежительно названо время. Человек как бы просит его: остановись, не спеши! Полегче!


О пройденных этапах: закончил институт – 1 этап, устроился на работу – ещё один, замужество – ещё один этап, ребенок родился – ещё этап и т.д. Уже нет бойкости, живости, это время подводить итоги; передышка для человека.


4 группа. Катит…

- Мяч, колесо по инерции… Жизнь катится по инерции

-Вечер – это старость (от 70 - …. лет) Привыкли к жизни – уже ничего не радует человека.

-Дремля – мы дремлем в старости, так как всё самое интересное осталось позади, выросли дети, внуки… Человек со смирением доживает свой век, устало ожидает смерти и едет до ночлега, т.е. могилы.

А время гонит лошадей – жизнь продолжается, одни умерли – другие рождаются, и они садятся в телегу жизни.










- слово «время» в тексте встретилось 2 раза – в первой строфе и в последней.

- Поэт создает картину непрерывного движения. У одних жизнь закончится, у других начнётся.











- Это символическое название. Пушкин избрал простую телегу с целью показать, что не всегда жизнь красива и беззаботна. В ней есть много трудностей, ухабов.

- Метафора




- Жизнь – непрерывное движение, она пролетает быстро. Она быстротечная. Это миг.

- чтобы мы не торопили события, призывает ценить жизнь.






































6 этап – Рефлексия


- Что общего между прослушанной песней и содержанием стихотворения Пушкина?

- Что нового для себя вы открыли на уроке?

-Напоследок, представляю вашему вниманию «Дерево пожеланий». Здесь лежат листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них и помочь дереву покрыться разноцветной листвой.

Если «Тема понятна, со всем справились» - лепесток зеленого цвета

Если «Тема понятна, но не полностью, частично справились» - стикер желтого цвета

Если «Тема осталась не понятной. Не справились» - лепесток красного цвета

Д.З.:

- Благодарю за урок. До следующей встречи

- И в песне и у Пушкина говорится о бесценности нашей жизни, о её быстротечности



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!