3 этап. Аналитический. Переход к теме. Постановка проблемного вопроса | Во все времена философы задумывались над вечными вопросами бытия, предназначения человека на земле и т.д. Не остался в стороне и А.С. Пушкин, который в своей философской лирике размышлял о тайне бытия, о смысле жизни, о бессмертии (слайд 2) - А давайте и мы выступим в роли философов, поразмышляем вместе с поэтом, пофилософствуем и подумаем: что есть наша жизнь – миг или долгий путь? А поможет нам в этом разобраться – стихотворение «Телега жизни». (слайд 3) Запись темы урока (слайд 4) Концепция урока: Жизнь – это миг или длительный процесс? На вопрос вы ответите в конце урока. - Что вам предстоит выполнить? Зачитаем задачи урока на слайде (слайд 5) - У вас на партах – памятки и алгоритмы анализа лирического произведения. Приготовьте простые карандаши, пригодятся для работы. Знакомство с текстом (слайды 6,7) Первичное восприятие. Прослушивание поэтического текста в исполнении И.Смоктуновского. - К какому типу лирики мы отнесём это стихотворение? | В тетради записывают тему урока «Лингвопоэтический анализ стихотворения «Телега жизни». Знакомятся с задачами урока. Слушают текст. Первичное восприятие текста. - Философскому. Автор размышляет о жизни человека |
4 этап. Практический 5 этап обобщения. Разрешение проблемной ситуации | - Тему вы определили, а чтобы понять идею, будем анализировать каждую строфу, находить ключевые слова. Вы будете работать в группах. Читаете текст 5-6 раз про себя, обсуждаете, подчёркиваете ключевые слова. 1 группа читаем 1 строфу. Называйте ключевые слова. Я буду подчеркивать их на слайдах. Вы объясняете смыслообразуюущую функцию каждой строфы и взаимосвязь слов. - Что утверждает поэт в 1 строфе? - А что такое бремя? (словарная работа) (слайд 8) - т.е жизнь – тяжелая ноша, но почему ямщик лихой (быстрый)? Почему он не слезет с облучка? И кто выступает в роли ямщика? (слайд 9) 2 группа. – Какие же слова подчеркнули во 2 строфе? - С чем у вас ассоциируется слово утро? (слайд 10) (слайд 11) - Что имеется в виду? (слайд 12) - О чем говорит многоточие? 3 группа. (слайд 13) (слайд 14) (слайд 15) (слайд 16) - А о чем говорят нам эти точки с запятой? Двоеточия? - Да, Пушкин и синтаксис подчиняет содержанию. -Почему не едет, а катит? Катиться может что? Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 Слайд 22 -Пушкин – философ, в своем стихотворении он размышляет о сущности бытия, непрерывности жизни. Дает свое понимание времени, его быстротечности. Слайд 23 -Как же ему удалось создать картину непрерывного движения времени? Слайд 24 Попробуйте в тетрадях составить схему (кластер), в котором отразите авторское понимание непрерывного движения времени. Пишите главное слово, от него ответвления, от этих также другие ответвления. Получаются гроздья из информации. - Обратимся к названию стихотворения. Почему оно носит такое название? - А какое средство выразительности положено в основу названия? Слайд 26 - Определим идею текста - Что хочет сказать автор? Слайд 27 - Нужно уметь радоваться жизни, ценить каждую секунду, отпущенную нам судьбой. Нужно постараться каждый миг наполнить смыслом, как это делал А.С.Пушкин. Его жизнь не прошла даром, он подарил себе бессмертие своим творчеством. Слайд 28 -И мы попробуем составить синквейн в группе. Слайд 29 Слайд 30 На этапе обобщения было предложено творческое задание – составить синквейн. Прослушивание синквейнов, составленных обучающимися. Коллективное оценивание. Слайд 31 - В заключении вы услышите песню в исполнении О.Анофриева, в котором также говорится о скоротечности жизни «Есть только миг…». Выбор песни не случаен, ее текст созвучен теме, идее урока. Подчеркните ключевые слова в тексте песни. Слайд 32 | Работа в группах - Жизнь – это бремя. - Бремя – тяжелая ноша, то, что нас обременяет, утруждает, то, что мы несем с трудом. - Ямщик – время. Оно идет слишком быстро, его не остановишь, даже если сильно захотеть. Оно идет независимо от нас. - Утро - Начало дня, начало жизни, детство, юность, молодость - Рады голову сломать – в дестве мы не думаем, что жизнь конечна, что на самом деле можно голову сломать, нам ничего не страшно, живем без забот, легко справляемся с трудностями. Полны энергии, физических сил. Это самый интересный период в жизни человека, самый прекрасный! - Презирая лень и негу Нега – довольство, блаженство. - Человек в этот период жизни работоспособен, чувствует себя крепким, сильным, ему не хочется сидеть на месте. - Пошел! – подгоняем время: быстрее бы в школу, быстрее бы закончить учиться, поступить в университет, устроиться на работу, обзавестись семьей, накопить денег на машину и т.д., подгоняем время. - Кажется, что жизнь долгая, всё впереди. - В полдень – середина жизни (30-35 лет) -Нет отваги… - человек стал опытным, благоразумным, предусмотрительным. Он всё обдумывает, потому что несет ответственность за свои поступки. - Порастрясло нас – испытал неудачи, совершая ошибки, много трудностей бывало в жизни: кот-то развёлся, у кого-то умер близкий человек, поссорился с родственниками, болеет ребенок… - Дуралей – так пренебрежительно названо время. Человек как бы просит его: остановись, не спеши! Полегче! О пройденных этапах: закончил институт – 1 этап, устроился на работу – ещё один, замужество – ещё один этап, ребенок родился – ещё этап и т.д. Уже нет бойкости, живости, это время подводить итоги; передышка для человека. 4 группа. Катит… - Мяч, колесо по инерции… Жизнь катится по инерции -Вечер – это старость (от 70 - …. лет) Привыкли к жизни – уже ничего не радует человека. -Дремля – мы дремлем в старости, так как всё самое интересное осталось позади, выросли дети, внуки… Человек со смирением доживает свой век, устало ожидает смерти и едет до ночлега, т.е. могилы. А время гонит лошадей – жизнь продолжается, одни умерли – другие рождаются, и они садятся в телегу жизни. - слово «время» в тексте встретилось 2 раза – в первой строфе и в последней. - Поэт создает картину непрерывного движения. У одних жизнь закончится, у других начнётся. - Это символическое название. Пушкин избрал простую телегу с целью показать, что не всегда жизнь красива и беззаботна. В ней есть много трудностей, ухабов. - Метафора - Жизнь – непрерывное движение, она пролетает быстро. Она быстротечная. Это миг. - чтобы мы не торопили события, призывает ценить жизнь. |