СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ воспитательной работы в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

С данным классным коллективом работаю первый год, поэтому  коллектив класса сформирован не в полной мере. За этот год я старалась узнать особенности характера и развития каждого ребенка, его интересы. Исходя из этого, для работы подбирались и подбираются мероприятия разнопланового характера, чтобы они были интересны и понятны каждому, чтобы они оставили след в душах, заставили задумываться над многообразием окружающего мира, учили любить, сострадать, уважать, критически относиться к человеческим порокам, помогать сделать правильный выбор в жизни: стать ее активным участником, а не праздным созерцателем. Старалась привить детям в классе такие качества как организованность и ответственность.

Просмотр содержимого документа
«Анализ воспитательной работы в 5 классе»

Анализ воспитательной работы

в 5 «А» классе

за 2014-2015 учебный год.


В классе обучается 27 человек, из них 15 девочек и 12 мальчиков. Класс практически в полном составе перешёл с первого уровня обучения на второй. Выбыла Башловкина Виктория в связи со сменой места жительства.

Воспитательная работа с 5 А классом велась в соответствии с программой воспитания «Радуга успеха», разработанной на 2014 – 2019 годы для данного класса классным руководителем. Приоритетным направлением программы воспитания «Радуга успеха» является воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.

При планировании воспитательной работы, постановке целей и задач за основу были взяты характеристика класса, психологические особенности учащихся и направления воспитательной работы школы.



В воспитательной работе с классом я руководствовалась тремя положениями:

  1. Индивидуальный подход в воспитании.

  2. Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией.

  3. Системность в работе.

Опираясь на эти положения, проанализирую реализуемую мной воспитательную программу.

  1. Индивидуальный подход в воспитании. 

С данным классным коллективом работаю первый год, поэтому коллектив класса сформирован не в полной мере. За этот год я старалась узнать особенности характера и развития каждого ребенка, его интересы. Исходя из этого, для работы подбирались и подбираются мероприятия разнопланового характера, чтобы они были интересны и понятны каждому, чтобы они оставили след в душах, заставили задумываться над многообразием окружающего мира, учили любить, сострадать, уважать, критически относиться к человеческим порокам, помогать сделать правильный выбор в жизни: стать ее активным участником, а не праздным созерцателем. Старалась привить детям в классе такие качества как организованность и ответственность. В нашем коллективе к концу учебного года сложились добрые отношения, ребята понимают, доверяют, уважают друг друга и меня. Я рада, что они начинают видеть недостатки, признавать их и исправлять, мягко подсказывать друг другу. На своём опыте я убедилась, что  чувство “мы – единое целое”, “мы – коллектив” возникает только в делах, которые мы организовываем все вместе. Увлекаю конечным результатом, стараюсь научить ребят быть творцами, а не только исполнителями, распределяя ответственных за то или иное дело, учитывая их силы и возможности. Советую, как лучше выполнить порученное дело, что для этого нужно узнать, где подобрать необходимый материал, как лучше сделать и помогаю при необходимости. Это даёт возможность каждому приобрести опыт общественной жизни и общения с людьми. Каждое проведенное мероприятие обсуждается, отмечаются реальные успехи проведения, не замалчиваются и недостатки – это позволяет подготовить следующее мероприятие на более высоком уровне.

  1. Творческий союз с родителями, учителями-предметниками, администрацией. 

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Часто говорят о единстве семьи и школы в воспитании ребят. Но на практике бывает иногда трудно достичь этого единства. Трудность заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта. Работа с родителями – это совершенно отдельная и самостоятельная работа. Мое сотрудничество, как классного руководителя, и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я использую в работе как групповые (родительские собрания), так и индивидуальные (беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи) формы работы с семьей, анкетирования, практикумы, разработка памяток, семинары родителей по обмену опытом воспитания и др. Стилю общения с родителями придаю большое значение. Формы общения с родителями – диалог, сотрудничество, толерантность. Я строю отношения с родителями   на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь что бы расположить ребёнка  к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей! Я привлекаю родителей к участию в воспитательном процессе в школе, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Родители частые гости и помощники в моем классе. Я прекрасно понимаю, что  работа одного классного руководителя  - “спектакль одного актера”. Эта работа  вряд ли будет успешна без поддержки администрации, других учителей, работающих с классом. Наши воспитательные   действия должны быть едины, должны дополнять друг друга. И поэтому я стараюсь быть в курсе всех возникающих проблем между учителями и своими детьми. Это еще одно условие для личностного развития ребенка.  Мне в своей практической работе приходится координировать взаимодействие учителей-предметников и учащихся для того, чтобы образовательная программа была освоена школьниками в том объеме, который соответствует их возможностям. В современных условиях классный руководитель призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием познавательной активности учащихся. Необходимо стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования. Достигаю этого путем включения учащихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные конкурсы, выпуск классной газеты «Карандаш», совместная организация и участие в предметных мероприятиях, тематических вечерах.

  1. Системность в работе. 

В моей деятельности, как классного руководителя, форма воспитательной работы   является той первичной клеточкой,  из которой   складываются будни и праздники нашей классной жизни. Конечно, невозможно найти  ту   форму, универсальную и годную на все случаи жизни с любым классным коллективом. Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы считаю классный час. Классный час является прямой формой моего общения с учениками. Провожу   различные виды классных часов: классное собрание, воспитательный час, диспут, анкетирование, экскурсии, беседы, викторины, игры и др. Мероприятия планирую совместно с учащимися, но иногда провожу экстренное собрание или заменяю форму проведения классного часа по каким то причинам. Классный час это форма воспитательной работы, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. Функции классного часа различные: просветительная, ориентирующая, направляющая, формирующая. Большое внимание мной уделяется воспитанию гражданственности и формированию гражданского самосознания, ведь, по мнению психологов, подростковый возраст является наиболее значимым для формирования гражданского самосознания. Именно в подростковом возрасте появляется самопознание и самооценка. Моя задача, как классного руководителя - создать условия для формирования гражданского самосознания. Серьезный участок деятельности классного руководителя - организация труда и нравственного воспитания учащихся. Ему необходимо продумывать систему трудовых дел и занятий своих учеников, начиная с работы по самообслуживанию и общественно полезный труд. Участие в различных видах трудовой деятельности, если она правильно организуется, способствует формированию у учащихся нравственных качеств: стремления приносить пользу обществу и себе, дисциплинированности, товарищества, понимания своего долга и т.д. Обеспечение необходимого уровня физического развития и физической подготовленности через систему спортивной и физкультурно-оздоровительной работы: участие в спортивных мероприятиях, участие в общешкольных Днях здоровья, развитие семейных форм занятий физической культурой. Здоровье бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Доброе здоровье помогает выполнить нам наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Когда-то прочла стихотворение В. Васильева «Похвалите меня!»

Без похвал умирает душа,
Жизнь не всходит в счастливом зените.
Каждый молит без слов, чуть дыша:
“Похвалите меня, похвалите!”
Без похвал не пройти рубежа,
Не добиться великих открытий.
Просит снова и снова душа:
“Похвалите меня, похвалите!”

И поняла, что буду использовать его в общении с детьми. Я и раньше знала о том, что похвала играет немаловажную роль в жизни каждого человека, невзирая на его возраст, но эти строки помогли осознать всю глубину такого стимула, как похвала и понять, что только с помощью похвалы можно добиться того, чтобы ребенок был всегда в зоне роста своих возможностей.

Цель: создание благоприятных условий для воспитания духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.

В соответствии с поставленной целью определены задачи воспитательной работы в 5 классе:

  1. Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления.

  2. Формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям.

  3. Формирование у учащихся начальных навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования.

  4. Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Анализируя, проделанную работу могу сказать, что в основном поставленных цели и задач мы, как классный коллектив, добились. Несомненно, нужна еще корректировка некоторых вопросов, но у нас еще есть время, мы только в начале пути, а главное силы, возможности и энтузиазм.

Воспитательная работа в 2014-2015 учебном году в классе велась по направлениям:

  1. «Я – Человек» (образование, культура общения, культура досуга)

  2. «Моя Родина» (Россия – моя страна, культура других стран и народов)

  3. «Здоровый образ жизни» (культура общения, культура досуга)

  4. «Мир прекрасного» (культура досуга, культура других стран и народов, Россия – моя страна)

  5. «Ученическое самоуправление» (культура досуга, культура общения)


Данные направления были спланированы мною по учебным четвертям и мероприятия, проводимые в классе, учитывали эти направления.

Так как с коллективом класса я, как классный руководитель, была знакома только по характеристике, представленной учителем начальной школы и педагогом-психологом, я посчитала целесообразным провести диагностический этап в 2014-2015 учебном году.

Цель данного этапа: углубленное психолого – педагогическое изучение детей, выявление их индивидуальных особенностей, выявление стадии развития классного коллектива, знакомство с родителями учеников.

Поставила перед собой следующие задачи:

  • провести психолого-педагогические обследования детей 5 А класса с целью определения хода их психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам;

  • провести обследование стадии развития классного коллектива;

  • проанализировать результаты исследований с целью получения банка информации, составления плана совместной деятельности с психологом, социальным педагогом, медработником и т.д.

На данном этапе мною собрано и проанализировано огромное количество фактической информации, удалось определить направление работы, проблему в воспитании каждого из учеников класса.

Я использовала следующие методы работы: наблюдение, анкетирование учащихся, собеседование, диагностики различной направленности, изучение документации (личное дело, журнал класса, медицинская карта), беседа с родителями, организационное родительское собрание, тематические родительские собрания, анкетирование родителей, анализ комплексной проверки здоровья учащихся, индивидуальные письма ученикам по итогам четверти и года.

По результатам работы составила «Психологический портрет каждого ребенка и классного коллектива в целом», обсуждала с учащимися и родителями и скорректировала план воспитательной работы, написанный ранее.


Выбор первой задачи воспитательной работы – развитие творческой активности, создание условий для ее проявления обусловлен тем, что у учащихся данного класса на первом уровне обучения был сформирован творческий потенциал, который необходимо развивать и в дальнейшем. Этому способствовали практически все мероприятия, проводимые с классом. Ребята в течение года научились сами образовывать творческую группу по подготовке к мероприятию, разрабатывать план действий, распределять направления деятельности и мне, как классному руководителю, отводилась роль члена этой группы и помощника в её работе, иногда координатора.

Вторая задача - формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям, реализована через блок мероприятий плана работы, заповеди класса, двенадцать ежедневных добрых дел, для поддержания хорошего микроклимата в классе, традиции и законы класса. Данная задача требовала ежедневного, кропотливого отслеживания всех моментов в общении ребят между собой, со взрослыми. Мною введена традиция утренних встреч учеников в классном кабинете, когда с каждым можно поговорить, узнать его настроение, проблемы и дать позитивный настрой на весь учебный день.

Третья задача - формирование у учащихся начальных навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования осуществлялась через этические беседы, совместный анализ анкет, рисунков, ролевые игры. Дети охотно обсуждали результаты диагностик и предлагали пути решения ситуаций, сложившихся на определённый момент в классе.

Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни – четвёртая задача, решалась совместно с медицинским работником школы, учителем ОБЖ, родителями. Решению данной задачи способствовали как классные, так и общешкольные мероприятия: соревнования, Зарничка, походы, поездка в Голубино, в Лазертаг, цикл классных часов, и, конечно же, пример успешных ребят, родителей.


  1. Анализ развития учащихся класса.

    1. Анализ воспитанности учащихся показал следующее:


Уровень воспитанности

Сентябрь 2014 года

%

Май 2015 года

%

Высокий

2

7,5

7

26,0

Выше среднего

7

26,0

10

37,0

Средний

10

37,0

8

29,5

Ниже среднего

6

22,0

2

7,5

Низкий

2

7,5

0

0

Из данных таблицы необходимо отметить повышение уровня воспитанности учащихся. Общий средний уровень воспитанности составляет 43,8 балла, что соответствует выше среднего уровня шкалы воспитанности. По данным мониторинга с начала учебного года уровень воспитанности вырос на 10,2 балла (со среднего до выше среднего). Считаю, что огромную роль в повышении уровня воспитанности сыграла программа воспитания «Радуга успеха», направленная на воспитание нравственных качеств, коммуникативности, трудолюбия, познания, развития творческих способностей. Немаловажную роль сыграли заповеди класса, двенадцать ежедневных добрых дел для поддержания хорошего микроклимата в классе, традиции класса, законы класса. Все вышеперечисленные правила были представлены в классном уголке и периодически учащиеся обращались к ним при решении проблемных ситуаций.


2.2. Развитость познавательных интересов и творческих способностей учащихся проявилась в том, что все учащиеся в течение года участвовали в конкурсах, викторинах, конференциях, олимпиадах. В ходе участия в данных видах деятельности они проявляли свои интеллектуальные и творческие способности. Показательно участие пятиклассников в школьном этапе Всероссийской предметной олимпиады:

Русский язык

Сенчукова Ксения – победитель

Махник Софья – призёр

Шевцов Артём – призёр

Технология

Титова Виолетта – победитель

Грачёва Ксения – призёр

Музыка

Грачёва Ксения – победитель

Природоведение

Чернобровин Даниил – победитель

Беляева Анна – призёр

Ененкова Виктория – призёр

Зыков Андрей – призёр

Грачёва Ксения – призёр

Математика

Чернобровин Даниил – победитель

Махник Софья – призёр

Шевцов Артём – призёр

История

Грачёва Ксения – победитель

Изобразительное искусство

Беляева Анна – победитель

Грачёва Ксения – призёр

Климовский Дмитрий – призёр

Ененкова Виктория – призёр

Учащиеся класса по всем предметам заняли первые места среди параллели пятых классов.

Грачёва Ксения стала призёром муниципального этапа дистанционной олимпиады по природоведению.

На школьной конференции исследовательских и творческих работ «Мы - будущее 21 века» приняло участие 4 ребят класса, заняв два призовых места. Это Махник С., Зыков А., Чернобровин Д., Вешняков Д.

Группа пятиклассников переменного состава участвовала в школьных интеллектуальных играх «Что? Где? Когда?», заняв II место по итогам года среди школьных команд.

Ребята показали неплохие результаты по области (XVIII место) в Международной интеллектуальной игре по МХК «Золотое Руно».

Учащиеся класса активно участвовали в школьной игре «Зарничка», заняв почётное II место.

24 учащихся класса приняли участие в школьном интеллектуальном марафоне «Науки юношей питают…», показав неплохие результаты на уровне школы, получив звание «Самый интеллектуальный класс».

Творческие способности проявили ребята при оформлении рекреации к Новому году по сказке «Снежная королева», плаката по толерантности, проведении классной операции «Ёлочка», создании снежной бабы, подготовке и оформлении плаката «Герои Великой Отечественной войны в названии улиц города Архангельска». Необходимо отметить в данном направлении работу Беляевой А., Махник С., Грачёвой К., Кудряшовой М..

Весь класс участвовал в интеллектуальной игре «Вундеркинд». По итогам игры первое место заняла Сенчукова Ксения, второе место – Беляева Анна, а третье - Вешняков Денис.

Команда класса «Компас» участвовала в городском марафоне «Отроки во Вселенной» в 33 школе. Ребята отвечали на вопросы по астрономии, математике, по декоративно-прикладному искусству. Команда заняла пятое места по итогам соревнования! Члены команды: Кудряшова М., Зыков А., Шевцов А., Вешняков Д., Чернобровин Д., Грачева К., Беляева А.

Ребята активно, творчески поработали в подготовке выступления агитбригады «Рыцари дорожной безопасности», заняли II место среди учащихся школы.

Активность, эрудицию, ключевые компетентности проявили учащиеся класса в школьной викторине, посвящённой М.В. Ломоносову и стали победителями среди всех возрастных групп учеников школы.

Организаторские способности, артистизм продемонстрировали учащиеся при подготовке классных дискотек в октябре, декабре 2014 года и марте, мае 2015 года, праздновании Хеллоуина, организации праздника, посвящённого Дню матери, поздравлении отцов и дедов с Днём защитника Отечества.

Ученицы класса проявили творческие способности при участии в благотворительной городской акции «Добрый Архангельск», создав ангелов своими руками.

Беляева А. проявила фантазию и литературные способности в написании сказки о толерантности «Три котёнка» и стала победителем среди учащихся школы.


2.3. Уровень обученности и качество обученности учащихся класса имеет позитивную динамику в течение года. На «отлично» закончили пятый класс Махник С., Шевцов А.; на «хорошо» и «отлично» - 20 человек. В классе есть резерв: Ененкова В., Мымрина П., имеющие тройку по математике, Климовский Д., имеющий тройку по русскому языку.

Таким образом, год мой класс закончил с качеством обученности 81,5% и уровнем обученности 100%. Данные результаты имеют позитивную динамику по сравнению с итогами четвёртого класса (качество обученности 60%). По данным анкетирования учеников и родителей и те, и другие отмечают, что в пятом классе учиться стало интересней, учителя-предметники меньше задают домашнего задания, отсутствует работа по написанию рефератов, занимающая огромное количество времени. Родители отмечают самостоятельность детей при выполнении домашнего задания и это их радует.

К «группе риска» по успеваемости необходимо отнести Иванову Весту, которая по итогам IV четверти не успевает по математике. Ученице очень трудно заниматься по данному предмету, нет позитивных результатов и при изучении английского языка. Весте помогает в учёбе её подруга Сенчукова Ксения, они вместе делают уроки, но вот результат по математике неудовлетворительный в IV четверти. В «группу риска» необходимо отнести Мосина Кирилла, который показывает скачкообразные результаты обученности. Это зависит от степени контроля учебной деятельности бабушкой. Данных учащихся необходимо контролировать в учебной деятельности в 6 классе.

2.4. Анализ уровня сформированности мотивации учения показал следующее:

у 92,6 % уровень потребности в познании в норме;

у 7,4 % - уровень потребности в познании низкий.

Таким образом, в целом у большинства учащихся потребность в познании сформирована на нормальном уровне.

По сравнению с четвёртым классом данные показатели стабильны, но поменялись ученики. Низкие учебные мотивы в 4 классе отмечались у Титовой В., Петрик Б., а в 5 классе – у Ивановой В., Мосина К.

В течение учебного года снизились показатели потребности в познании у Титовой В., Петрик Б., Мымриной П., Кулебякина С., Потаповой А., Ивановой В., Мосина К. Данные учащиеся ставят учебу на второй план, у них другие интересы, и положительные результаты в учёбе они достигли лишь за счёт внешнего контроля со стороны взрослых.

В классе проводилось много различных мероприятий, повышающих познавательную активность детей. Это - посещение музея занимательных наук в САФУ, шоу сумашедшего профессора Николя (с последующим разъяснением химических опытов учителем), участие в интеллектуальных играх («Вундеркинд», «Что? Где? Когда?», «Науки юношей питают…», классные игры «Звёздный час», «Умники и умницы»). Проверка дневников учащихся с обязательным сюрпризом от классного руководителя в виде красочных наклеек об учебных успехах школьника каждую неделю, индивидуальные беседы.

Согласно опроса учащихся, в 6 классе ребятами будет востребован практикоориентированный кружок «Юный исследователь», направленный на повышение познавательного интереса у ребят.


2.5. Способность заниматься самовоспитанием сформирована у учащихся на среднем уровне (так оценили себя сами пятиклассники по итогам анкетирования).

Ребята отмечают, что знают свои сильные и слабые стороны, стараются измениться в лучшую сторону. Мосин К., Иванова В., Потапова А., Мымрина П. признались, что им не хватает силы воли для изменений своего характера в лучшую сторону. Все пятиклассники адекватно оценивают себя и своё поведение. Все понимают важность самовоспитания и развития. Понять и принять это им помогли такие мероприятия: «Планета друзей» (ролевая игра), «Азбука общения» (деловая игра), «Учимся спорить» (деловая игра), «Шалость и проступок» (этическая беседа), «Доброта и милосердие в нашей жизни» (игра), «Вместе весело шагать» (игра), «кем хотите стать вы, дети?» (беседа), “Праздник добрых пожеланий”, «Наши возможности» (деловая игра).


2.6. Социокультурное развитие учащихся выразилось в том, что повысилась культура общения, бесконфликтном общении учащихся между собой и взрослыми, умение решать конфликтные ситуации. С учащимися была проведёна дискуссия с показом мультимедийной презентации по вопросу употребления ненормативной лексики в общении друг с другом.

На повышение информационной и интеллектуальной культуры указывает то, что, учащиеся умеют проектировать, выступать перед аудиторией, самостоятельно составлять мультимедийные презентации.

На повышение художественной культуры огромное влияние оказали посещения кинотеатров, спектаклей Архангельского драматического театра, участие в сценических постановках, посещение Архангельского музея ИЗО, увлечение музыкой.

Участие в спортивных соревнованиях, спортивных играх (II место в Богатырских потешках, I место в соревнованиях «А, ну-ка, девушки»), посещение секций по ОФП, контроль классного руководителя за подготовкой и посещением уроков физической культуры позитивно сказывается на физической культуре учащихся и их ответственности за коллектив.


2.7. Каждый учащийся класса в течение года проявил свои творческие качества.

Необходимо отметить индивидуальные достижения следующих учащихся:

Беляева Анна – прекрасный оформитель всех плакатов в классе, победитель в конкурсе сказок о толерантности, участник команды девушек по физической подготовке;

Варакин Матвей – организатор праздника «Операция ёлочка»;

Вешняков Денис – победитель школьных предметных олимпиад, участник всех командных дел класса, участник школьной конференции исследовательских работ учащихся, участник команды юношей по физической подготовке;

Грачева Ксения – призёр городской дистанционной олимпиады по природоведению, прекрасный оформитель всех плакатов в классе, участник акции «Ангел над городом», классная рукодельница;

Дулова Валерия - участник акции «Ангел над городом»;

Ененкова Виктория - участник команды девушек по физической подготовке, прекрасный оформитель всех плакатов в классе, участник команды «Что? Где? Когда?»;

Зыков Андрей - призёр школьных предметных олимпиад, участник всех командных дел класса, призёр школьной конференции исследовательских работ учащихся, участник команды юношей по физической подготовке;

Иванова Веста - прекрасный оформитель всех плакатов в классе, организатор сбора средств, помощи бездомным собакам посёлка;

Казунина Елизавета - участник команды девушек по физической подготовке, прекрасный оформитель всех плакатов в классе, участник команды «Что? Где? Когда?»;

Климовский Дмитрий – активный участник во всех классных делах;

Климюк Даниил - призёр школьных предметных олимпиад, участник всех командных дел класса, участник команды юношей по физической подготовке;

Козлов Михаил - призёр школьных предметных олимпиад, участник всех командных дел класса, участник команды «Что? Где? Когда?», участник команды юношей по физической подготовке;

Кудряшова Мария - прекрасный оформитель плакатов в классе, участник команды девушек по физической подготовке, участник команды «Что? Где? Когда?»;

Кузнецов Павел - участник всех командных дел класса, участник команды «Что? Где? Когда?»;

Кулебякин Семён - участник всех командных дел класса, участник команды «Что? Где? Когда?», участник команды юношей по физической подготовке;

Клевакина Дарья – участница во всех классных делах;

Махник Софья – организатор классного коллектива, победитель школьных предметных олимпиад, участник команды девушек по физической подготовке, прекрасный оформитель всех плакатов в классе, участник команды «Что? Где? Когда?», призёр школьной конференции исследовательских работ учащихся;

Мосин Кирилл - участник всех командных дел класса, участник команды юношей по физической подготовке;

Мымрина Полина - участница всех командных дел класса;

Петрик Богдан - участник всех командных дел класса;

Потапова Алёна - прекрасный оформитель всех плакатов в классе, участник команды «Что? Где? Когда?», участник команды девушек по физической подготовке;

Свитнева Анастасия - прекрасный оформитель всех плакатов в классе, участник команды «Что? Где? Когда?», участник команды девушек по физической подготовке;

Сенчукова Ксения - прекрасный оформитель всех плакатов в классе, организатор сбора средств, помощи бездомным собакам посёлка;

Смирнова Карина - участница всех командных дел класса;

Титова Виолетта - прекрасный оформитель всех плакатов в классе, участник команды девушек по физической подготовке;

Чернобровин Даниил - победитель школьных предметных олимпиад, участник всех командных дел класса, участник школьной конференции исследовательских работ учащихся, участник команды юношей по физической подготовке;

Шевцов Артём - победитель школьных предметных олимпиад, участник всех командных дел класса, участник команды юношей по физической подготовке;


2.8. Группа риска в этом учебном году включала в себя следующих учащихся:


Ф.И.

Проблема

ВШК

КДН

ПДН

Что сделано

Результат

1

Иванова Веста

неуспешность в учебе, педагогическая запущенность, употребление ненормативной лексики, нарушение дисциплины на уроках

-

-

-

Постоянный контроль учёбы, посещаемости, индивидуальные беседы с ученицей, родителями, бабушкой, привлечение к участию в делах класса


Успевает по итогам года, к концу учебного года замечаний по поведению и внешнему виду на уроках не было

2

Козлов Михаил

Опекаемый, нарушение дисциплины

-

-

-

Постоянный контроль учёбы, индивидуальные беседы с учеником, опекуном, привлечение к участию в делах класса



Успевает по итогам года, к концу учебного года замечаний по поведению не было

3

Мосин Кирилл

Проживает с бабушкой, нарушение дисциплины на уроках, проблемы контроля учебной деятельности

-

-

-

Постоянный контроль учёбы, индивидуальные беседы с учеником, бабушкой, привлечение к участию в делах класса, привлечение мамы к воспитанию Кирилла




Успевает по итогам года, к концу учебного года замечаний по поведению не было

4

Потапова Алёна

Однократное асоциальное поведение, единичные прогулы уроков, употребление ненормативной лексики

-

-

-

Постоянный контроль учёбы, посещаемости, индивидуальные беседы с ученицей, родителями, привлечение к участию в делах класса



Успевает по итогам года, к концу учебного года замечаний по поведению не было


По итогам 4 класса педагогом-психологом были отнесены в «группу риска» 9 учащихся класса: Беляева А., Вешняков Д., Грачева К., Петрик Б., Свитнева А., Потапова А., Иванова В., Климюк Д., Климовский Д.

По моему мнению, как классного руководителя, в «группу риска» необходимо отнести по итогам 5 класса четверых учащихся, так как все остальные ученики успешны в учебном году не только в учебной деятельности, но и во внеурочной.

  1. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.

    1. Учащиеся класса имели дружеские отношения со школьниками других классов. Особенно близко они общались с учащимися 5 «Б» и 6 «Б» класса. Практически никаких конфликтов с данными учащимися у них не было.

У всех учащихся класса отношения к окружающим в основном ровные. Уважительны к сверстникам, учителям, взрослым, с удовольствием идут на контакты, проявляют терпение к негативному отношению других.

Отношение к общественно полезному труду – положительное, добросовестно относятся к дежурству по столовой и классу. Отношение к школе, классу в основном положительное.

Ребята активно посещают занятия дополнительного образования.

Классное общество играет в социальном развитии положительную роль.


3.2. Основные ценностные ориентации учащихся класса:

I место –«Потребность в познании» и «Другой как ценность»

II место – общественно-полезная деятельность

III место – «Ответственность»

IV место – «Я – ценность»

Необходимо отметить, что у большинства учащихся все эти ценности сформированы на уровне, соответствующем средневозрастной норме и выше.

3.3. Круг наиболее значимых для учащихся людей в этом году изменился. Поменялись классный руководитель, педагоги. Значимыми для большей группы учащихся остаются родители, друзья, классный руководитель и некоторые педагоги. Занятия в кружках и секциях влияют на расширение круга общения учащихся.

3.4. Исходя из наблюдений за учащимися и данных анкетирования, можно отметить, что на развитие личности учащихся, на формирование их личностных качеств оказывают не только родители, но и классный руководитель и друзья.

Творческие качества, организаторские способности развивают руководители секций, кружков, преподаватели, классный руководитель.

Положительную роль в формировании вышеуказанных качеств сыграла возможность реализовать себя в проектной деятельности, исследовательская работа, участие в сценических представлениях, конкурсах.

3.5. Классное сообщество играет огромную роль в жизни каждого члена коллектива. Все учащиеся в течение года в разной степени участвовали в делах коллектива, мнение коллектива значимо для каждого его члена.


  1. Анализ развития коллектива класса.

4.1. Социально-психологический микроклимат в коллективе позитивный. Пятый класс в начале учебного года находился на переходе от «Песчаной россыпи» к «Мягкой глине».   Каждый ученик был  как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. И нет того, что « сцепляло»  бы, соединяло ребят. Отношения были разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходили на помощь друг другу. Существовали замкнутые приятельские группировки (6 группировок), которые мало общались друг с другом, нередко ссорились. Подлинного мастера – хорошего организатора не было.

4.2. Уровень развития коллектива по итогам учебного года можно определить как «Мерцающий маяк». Большинство ребят заинтересованы, чтобы каждый шел верным путем. В коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В классе есть на кого опереться. Авторитетны в классе, по итогам анкетирования учащихся, Махник С, Шевцов А., Клевакина Д., Кулебякин С., Беляева А., Козлов М. Это организаторы коллектива. Эта группа заметно отличается от других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел в классе. Я отмечаю проявление активности всплесками, да и то не у всех.

Взаимные выборы имеют 100% учащихся класса. Лидером в классе является Махник Соня. Предпочитаемых в классе – 66,7%, принимаемых – 33,3%, изолированных – нет.

4.3. Ответственность, как качество личности сформировано в должной мере не у всех учащихся. Есть группа ребят, которые могут что-то забыть, проспать, опоздать, для которых «ответственность» не является ценностью. К данной группе относятся Потапова А., Петрик Б., Климюк К., Мосин К., Смирнова К., Иванова В..

Генерировать творческие идеи, самостоятельность и умение организовывать других в полной мере проявляются у Махник С., Беляевой А.

Остальные учащиеся могут проявлять самостоятельность по сложившемуся алгоритму действий. Организаторскими способностями наделены от природы немногие, поэтому необходимо проигрывать ситуации, в которых каждый может быть в роли организатора. Этой работой я, как классный руководитель, начала заниматься во II полугодии и буду продолжать в 6 классе.

4.4. Состав класса в течение учебного года не изменялся.

4.5. Общественное мнение в коллективе существует, и к нему прислушиваются. Решения в классе принимаются коллегиально, любые мнения выслушиваются, и принимается решение.


5. Анализ организации воспитательного процесса в классе

и эффективности работы классного руководителя.


5.1. При планировании воспитательных мероприятий проводился опрос учащихся об интересных для них мероприятиях, где бы они хотели побывать в этом учебном году. На основе пожеланий учащихся и плана школы были составлены мероприятия, проводимые с классом.

Благодаря этому, практически все проводимые мероприятия были приняты учащимися. Они ответственно к ним готовились, искали информацию для мероприятия, находили время для репетиций. Создалось впечатление, что учащимся интересен процесс подготовки больше, чем участие в самом мероприятии.

5.2.Последовательность мероприятий удовлетворяла учащихся.

5.3. На ответственное отношение к труду и учёбе оказывали беседы, самоанализ, диагностика по целенаправленной деятельности. Данная диагностика установила, что всего 12 человек умеют планировать свою учебную и трудовую деятельность, но не всегда успешно; 19 человек вообще не ставят цели в деятельности, просто плывут по течению. После того, как учащиеся получили такой результат, был проведён тренинг-проект «Мечта – цель - результат», на котором учащиеся учились ставить правильные и достижимые цели деятельности. Также был проведён мониторинг (трёхкратное исследование) «Куда девается время?», на котором установлено, что от 30% до 50% времени ученики тратят впустую (компьютерные игры, игры на сотовом телефоне и общение в контакте). После проведённого анализа, ребята сами определили резервы свободного времени и на какую деятельность его можно использовать.

5.4.На сплочение коллектива повлияли такие мероприятия как классные часы, подготовка к различным мероприятиям, их анализ, спортивные соревнования, походы, совместные с родителями поездки.

5.5. Лучшими воспитательными методами в данном классе (по данным опроса учащихся) оказались: беседы, проводимые классным руководителем, деловые игры, диспуты, а также индивидуальное общение с классным руководителем, итоговое классное родительское собрание, подготовленное учениками.


  1. Анализ участия класса в жизнедеятельности школы.


6.1.Основным мотивом участия школьников в мероприятиях был мотив – получение удовлетворения от выступления, и выступить на достойном уровне, показав свои возможности. Поэтому каждый понимал, что необходима тщательная подготовка любого мероприятия. Если учащиеся в мероприятии не занимали призового места, то во время обсуждения конструктивно искали причины срыва достойного выступления.

6.2. Учащиеся класса принимали участие в школьном самоуправлении. В начале года все учащиеся распределились по секторам. Считаю, что в начале учебного года был удачно выбран командир класса – Махник С.

Различные кружки и секции с переменным успехом посещали все ученики класса. Неудачной была работа творческого объединения «Патриот». Ребята с огромным желанием записались в данный кружок, но продуктивной работы не получилось из-за плохой работы руководителя кружка.

Посещение кружков дисциплинирует ребят, заставляет их планировать свою деятельность, развивает их личностные качества.


7. Анализ педагогического воздействия

с семьями учащихся класса и родительским активом.


7.1. С семьями учащихся контакт осуществлялся систематически через дневники учащихся, посредством телефонного разговора, родительских собраний, посещений всех семей.

7.2. Практически все родители легко и с пониманием шли на контакт. С трудом, постепенно налажен контакт с родителями Потаповой А., Петрика Б., не сложившийся у предыдущего классного руководителя. С данными семьями пришлось работать долго и постепенно создавать доверительные отношения между классным руководителем и данными родителями.

7.3. Родители по возможности оказывали помощь в организации воспитательной работы с учащимися: совместные поездки в театр, музеи, Лазер-Таг, Пинегу и др., беседы учитель – ученик – родитель, посещение открытых мероприятий школы («Зарничка», городской конкурс «Отроки во Вселенной»).

7.4 . Просвещение родителей велось через родительские собрания и индивидуальные беседы. Посещаемость на всех родительских собраниях высокая (от 18 до 27 родителей). Считаю хорошей традицией приходить на родительские собрания всей семьёй. Положено начало ещё одной традиции класса – это подготовка и проведение итогового родительского собрания учениками класса. Ребята очень ответственно отнеслись к данному мероприятию: подготовили презентацию, сосчитали все деньги, собранные в течение учебного года, вспомнили все мероприятия, поблагодарили родителей за участие в жизни класса.

7.5. На родительских собраниях рассматривался материал по следующей тематике: особенности общения с детьми, как научить ребёнка учиться, способности человека и их развитие, как помочь детям в постановке реалистичных жизненных целей, поощрение и наказание, умение прощать, роль игры и общения в жизни пятиклассников, здоровый образ жизни - основа успешной жизнедеятельности, как уберечь детей от вредных привычек. Данные беседы имели позитивный результат, что отражалось в поведении учащихся и их успехах.

7.6. С некоторыми родителями эффективной была индивидуальная работа. Прекрасно воспринимали беседы и руководствовались советами Потапова И.В., Леонтьева Н.Е., Титова Т.С., Канцедал В.К.

7.7. Родительский комитет класса был выбран на первом родительском собрании. В него вошли: председатель – Вешняков А.С., секретарь – Кузнецова Е.С., казначей – Парыгина Е.В., члены родительского комитета – Зыкова М.И., Лялина Т.Н. Родительский комитет работал активно, неформально, заинтересовано. Практически все классные мероприятия посещались членами родительского комитета. Силами родительского комитета организованы следующие мероприятия класса: праздник 1 сентября с чаепитием, поездка в Пинежские пещеры, благоустройство класса (установка мебельной стенки, стенд для классного уголка), поездка в М33, операция «Ёлочка», классные походы, дискотеки. По итогам года 13 семей были отмечены благодарностями классного руководителя.

7.8. Процесс воспитания в большинстве семей имеет демократический тип, но 20,8 % семей имеют авторитарный тип воспитания. В 12,5 % семей наблюдается попустительский тип воспитания. По данному вопросу велись беседы и с детьми, и с родителями. Не всегда такая работа эффективна, так как данный тип воспитания в семье сложился давно, и скорректировать что-то иногда практически невозможно. Мною намечены ряд бесед как индивидуальных, так и тем родительских собраний для исправления данной статистики.

7.9. Взаимодействие с «проблемными» семьями велось систематически, не только классным руководителем, но и социальным педагогом школы.


8. Анализ педагогического взаимодействия взрослых,

работающих с учащимися класса.


8.1. В воспитательном процессе в течение года происходило взаимодействие со всеми работниками школы: администрацией, психологом, социальным педагогом, медицинским работником, педагогами.

8.2. Особое внимание на воспитание учащихся оказывали:

Бугаева Л.Я. – в информировании и при подготовке различных мероприятий;

Гапюк С.Л. – в документальном сопровождении Козлова М., как опекаемого.

Замарина Э.М. – консультации и медицинское сопровождение учащихся;

Емелин В.А. – работа с одарёнными детьми в исследовательских проектах;

Занятия-тренинги, проводимые специалистами центра «Надежда».

8.3. Взаимодействие с большинством педагогов сложилось достаточно тесное. Между ребятами и частью педагогов установились доброжелательные отношения.

8.4. Наиболее эффективным методом педагогического воздействия является открытое, правдивое и не оскорбляющее личного достоинства общение педагогов с детьми. Любое нравоучение и призыв к какой-либо деятельности должен сопровождаться объяснением мотивов этой деятельности.


9. Выводы:


С задачами, поставленными на 2014 - 2015 учебный год, классный руководитель совместно с учащимися и их родителями справился удовлетворительно. Все запланированные мероприятия проведены, имели отклик у ребят и родителей. Во всех школьных и городских мероприятиях участвовали неформально. Класс имеет высокий потенциал в учебной и внеурочной деятельности. Родители заинтересованы в успехах детей и всячески помогают ребятам и классному руководителю.

Отрицательным моментом в организации жизни класса является смена классного руководителя и все вопросы реорганизации воспитательной работы, стиля общения с детьми и родителями с этим связанные. Но адаптационный этап перехода с первого уровня обучения на второй пройден успешно. Ученики понимают и принимают требования мои, как классного руководителя. По данным анкетирования родителей к итоговому родительскому собранию всех родителей устраивает воспитательная программа «Радуга успеха», мероприятия, проводимые в рамках данной программы.


Цель воспитательной деятельности в следующем учебном году формулируется из анализа работы: создание условий для стремления детей к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.


Задачи воспитательной работы на 2015 – 2016 учебный год:


  • Формирование у ребят стремления к развитию и совершенствованию своих творческих способностей.

  • Создание условий для проявления активности учащихся в организации жизни класса.

  • Создание условий для применения учащимися навыков самопознания, самосовершенствования.

  • Формирование у шестиклассников позитивных действий в предупреждении вредных привычек.




Классный руководитель Е.Н. Гилязова


15.06.2015


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!