СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Антикоррупционное мировоззрение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка позволит ученикам лучше усвоить знания о явлении коррупции, о её негативном влиянии на функционирование государственного аппарата.

Просмотр содержимого документа
«"Антикоррупционное мировоззрение"»

Тема мероприятия: «Антикоррупционное мировоззрение»

Цели урока:  создать условия для закрепления и обобщения  информационной компетенции учащихся через осмысление понятия коррупция, ее сущности, причин, форм проявления, стратегии борьбы.

Образовательные задачи:

углубить и расширить знания, учащихся, создать условия для ознакомления учащихся с ролью коррупции в жизни общества, сущностью власти.

Развивающие задачи: формирование у учащихся умений работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно – следственных связях и явлениях, развивать умение систематизировать знания, искать ответы на проблемные вопросы.

Воспитательные задачи: воспитания коллективизма и чувства ответственности при работе в группе, воспитывать патриотические чувства и любовь к Отечеству. Личностные задачи: приобретение и закрепление опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения. Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование урока: доска, мультимедийный проектор, презентация. Основные понятия: «коррупция», «политика», «закон», «государство». 



Учебно-методический комплекс занятия:

  1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О противодействии коррупции" (25 декабря 2008 г.)

  2. Презентация «Коррупция – угроза для демократического государства»;

Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, интерактивный, групповая работа.

Ход урока

Организационный этап:

Подготовка к занятию

Действительно, сегодня мы поговорим о коррупции.

Согласно ООН 9 декабря является международным днем борьбы с коррупцией. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции - дело всего общества, каждого из нас. Сегодня мы рассмотрим отдельные возможные случаи коррупции и обсудим меры по нейтрализации или минимизации проявлений коррупции.

И прежде чем мы с вами определим какую цель и задачи мы ставим перед сегодняшним уроком, я бы хотела рассказать вам небольшую сказку.

«Сказка о серьёзном».

Очень давно на земле, когда не было ещё ни государства, ни армии, ни тюрем, ни даже денег жили первые люди. Жили они в гармонии с природой, которая давала им пищу, одежду, жильё. Все люди были равны, среди них не было ни богатых, ни бедных. Мужчины трудились на поле, ходили на охоту, а женщины хлопотали возле очага, готовили пищу, одежду, смотрели за детьми. И вот однажды прознала о такой жизни людей рыжая, коварная и завистливая Коррупция. И решила она погубить людей, но как это сделать она не знала. И тогда она решила проникнуть тайно к людям в дом и даже в их сердца, чтобы изнутри растлевать, разъедать их мысли, чувства, желания.

Выбрала она среди людей того, кого больше уважали за знания, силу и проникла в дом. «Разве ты не хочешь жить лучше своего соседа, занимать лучшую должность и управлять другими людьми?» - внушала зловещим шёпотом Коррупция. Человек потерял покой. Стала мучить его жажда наживы, стремление возвыситься. «Рыжая ржавчина» стала медленно разъедать его душу и сердце.

Человек стал нарушать моральные правила поведения, которые были приняты среди людей. Он за свои знания, силу уже требует себе больше зерна, рыбы, а иногда и тайно от всех берёт лучшую вещь.

Но Коррупция не унимается, она подкупает ещё человека и ещё. И чем больше людей попадает в её льстивые и коварные сети, чем больше среди людей становиться беспорядка, обмана, тем сильнее она становиться.

Стремясь к наживе, личной выгоде, люди убивают своё сердце, свою душу, свободу. Кто и как сможет остановить это зло?

Итак, вы внимательно послушали сказку, а теперь ответе на мои вопросы:

1.Как описана коррупция?

2.Как давно люди узнали о коррупции?

3.Что делает коррупция с людьми?

  1. Формулировка цели и задач

Вопрос 1: История появления коррупции.

Великий философ Томас Гоббс сказал: Коррупция «есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам».

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина —шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века до н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции — «Артхашастра» — опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке до н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».



Вопрос 2: Понятие коррупция.

Давайте сформулируем, что же мы с вами сегодня понимаем под понятием «коррупция»?

После ответов учащихся открываю слайд.



Коррупция включает в себя две составляющие: правовую(коррупционные правонарушения, преступления) и этическую (морально-этические коррупционные отклонения, нарушения). Будучи антиобщественным явлением, она безнравственна по своей сути.  Во многом именно терпимость общества к повседневным проявлениям коррупционного поведения и делает коррупцию столь распространенным явлением. Разлагаться морально, не быть «чистым» нравственно – достойно ли это уважающей себя личности? Как ответить на этот вопрос – решать вам. Этот ответ и определит вашу жизненную позицию.



Вопрос 3: Причины коррупции.

Задание: В течение 3-х минут ребята дают свои предположения причин коррупции.

Внимание на слайд.



Вопрос 4: Признаки и виды коррупции.

Учитель сообщает дополнительную информацию о видах и формах коррупции:

В зависимости от сферы деятельности коррупция проявляется в следующих формах:

Коррупция в сфере государственного управления касается стоящих у власти государственных служащих (чиновников),  которые распоряжаются государственными ресурсами и принимают решения не в интересах государства и общества, а исходя из корыстных убеждений.

Парламентская коррупция выражается в покупке голосов избирателей вовремя выборов.

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Коррупция на предприятиях выражается в том, что сотрудник коммерческой или общественной организации распоряжается не принадлежащими ему ресурсами и за счет этого незаконно обогащается.

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. 

Задание:  Необходимо определить, что относится к правонарушениям, а что нет.

Признательность, благодарность

Обычная плата за услугу, работу

Злоупотребление служебным положением

Взяточничество

Коррупция

Подкуп

Водитель дал деньги сотруднику ГИБДД. Сотрудник не требовал, чтобы ему платили, но от денег не отказался.

Чиновник помог фирме заключить выгодный контракт. Фирма выплатила чиновнику определенный % за содействие.

Крупная фирма договорилась с депутатом, что он проголосует так, как выгодно фирме. За это ему выплачивают вознаграждение либо предоставляют услуги.

Пациент делает врачу подарок за внимательное отношение и обслуживание вне очереди. Врач от подарка не отказывается.

Начальник паспортного стола, получив деньги, намного ускоряет регистрацию приезжего.

Главный архитектор города дает разрешение частной фирме на строительство здания, которое сильно ухудшает окружающий пейзаж.



Учитель сообщает дополнительную информацию об основных признаках коррупционного действия:

- Обоюдное согласие участников действия.

- Наличие взаимных обязательств.

- Получение определенных выгод и преимуществ обеими сторонами.

- Принимаемое решение нарушает закон или противоречит моральным нормам.

- Сознательное подчинение общих интересов личной выгоде.

- Обе стороны стремятся скрыть свои действия.



Вопрос 5. Профилактика коррупции.

Учитель задает вопрос: Как вы думаете кто должен осуществлять профилактику коррупции?



Российская Федерация в борьбе с коррупцией

Сегодня в РФ существует особое направление – противодействие коррупции. В 2008 году принят ФЗ «О противодействии коррупции», который устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.



Международное сообщество придает большое значение проблеме борьбы с коррупцией.

Организацией Объединенных Наций в 2003 году была принята Конвенция против коррупции.

27 января 1999 г. в Страсбурге была принята Европейская конвенция об уголовной ответственности за коррупцию. Она вступила в силу 1 июля 2002 года. РФ ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом 25 июля 2006 года.



Далее учитель выводит слайд, где обозначены меры профилактики коррупции в России.



Интеллектуальная игра «Брейн-ринг»

Пакет вопросов:

  1. Закончите, пожалуйста, афоризм американского юриста и писателя Луиса Брандейса: «Если мы хотим добиться уважения к закону, мы сначала должны создать…» Что?

Ответ: «…закон, достойный уважения».

  1. Где, по мнению поэта И. Бродского, недостаток пространства компенсируется избытком времени?

Ответ: в тюрьме.

  1. Эта женщина, по словам У. Черчилля, заработала на преступлениях больше, чем любая другая, больше даже, чем знаменитая Лукреция Борджиа. Кто она?

Ответ: Агата Кристи.

  1. Почему израильские автоинспекторы говорят, что взятку им нужно давать обязательно двумя руками?

Ответ: Чтобы легче было застегнуть наручники.

  1. Однажды некий российский губернатор жаловался графу Алексею Григорьевичу Орлову, что его недоброжелатели распускают о нем слухи, что он берет взятки. «Вот-вот, – сокрушенно поддакивал Орлов. – То же самое было со мной в Италии, где обо мне ходили слухи, будто я за бесценок скупаю и похищаю старинные произведения искусства. Но эти слухи сразу же прекратились...» После чего же прекратились эти слухи, по словам Орлова?

Ответ: ...после того, как я прекратил делать это.

  1. Что Борис Крутиер называл взяткой без вещественных доказательств?

Ответ: Лесть.

  1. Из какого дерева раньше в России чаще всего фальшивомонетчики подделывали печати?

Ответ: Фальшивые печати чаще всего изготавливались из липы. Отсюда слово «липовый» – фальшивый).

  1. На ярмарке игрушек под названием «Мир детства-99» в один из дней выставки проводился конкурс на лучшую игрушку года. Для определения лучшей игрушки всем посетителям выдавались бюллетени, в которых надо было отметить понравившуюся игрушку. Некоторые фирмы, желая победить в конкурсе, давали за голоса «взятки». В результате победили не лучшие игрушки, а те, в пользу которых их производители давали «взятки». А что использовали в качестве «взяток»?

Ответ: игрушки.

  1. В Италии уже много лет осуществляется национальная программа борьбы с коррупцией – «Чистые руки». И уже много лет, как говорят ироничные итальянцы, она находится в поисках одного небольшого предмета. Какого?

Ответ: мыла.



Подведение итогов.

Политическая коррупция наносит серьезный вред демократическому устройству общества. Как сказал ещё в 1777 г. выдающийся англо-ирландский государственный деятель Эдмунд Бэрк˸ ʼʼСвобода не может существовать долгое время в обществе, где процветает коррупцияʼʼ.

Вывод: Коррупция - препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д. Всех их движет один стимул - получить экономическую прибыль. Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе?

Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!